Китайская модель «зеленого» будущего – эко-города.
Власти Китая заявили о начале строительства самых экологически чистых городов в мире. Первым подобным муниципалитетом стал Тяньцзинь, портовый город к востоку от Пекина, сообщает местная газета «Синьминь».Там уже началось строительство экологически чистого района. В качестве альтернативного источника энергии на панельных многоэтажных домах установят солнечные батареи, вокруг них посадят много разных деревьев и растений. Рядом со школами, детскими садами и жилыми комплексами будут организованы производства с высокой степенью очистки промышленных выбросов и технологией переработки отходов.
Каждого сотрудника этих предприятий обеспечат квартирами площадью 60 кв м. Всего, как предполагается, в экогородах будут жить примерно 80 тысяч человек. Закончить строительство первой очереди таких поселений планируется к 2015 году. К 2025 году в экогородах будут проживать уже примерно 350 тысяч китайцев.
Эко-сити в Тяньцзине станет первым самодостаточным ресурсосберегающим городом, благодаря использованию альтернативных источников энергии и водоснабжения, а также переработки и повторного использования ресурсов. Предусматривается, что обеспечивать энергией целый город удастся за счет эффективного использования гидро-, ветро- и солнечных электростанций. Для осуществления водоснабжения собираются накапливать и использовать дождевую воду, а также опреснять морскую воду и очищать сточные воды для повторного использования.
Предвидена также безвредная для атмосферы система общественного транспортного сообщения между районами. Для этого в городе проложат современные легкореечные дороги, которые по внешнему виду напоминают современные трамвайные пути, но превосходящие трамвайное соединение по скорости. Эко-сити будет связан с экономическим и деловым центром Тяньцзиня с помощью скоростной узкоколейной рельсовой дороги.
Одно из основных заданий, которые ставят перед собой авторы проекта, — построить не просто комфортный для жизни город, а создать нечто вроде архитектурного и экологического оазиса. Кроме того, они рассчитывают, что Эко-сити — первый крупномасштабный экологический проект — может стать образцом для строительства в будущем ресурсосберегающих (а не потребляющих) городов в Китае, а возможно, и во всем мире.
Хочу напомнить, что именно КНР является мировым лидером в таких направлениях, как солнечная теплогенерация, а также ветрогенерация электроэнергии. И хотя КНР испытывает огромные экологические проблемы, политика компартии направлена на развитие «зеленой» экономики и преодоление последствий варварского отношения к природе в предыдущие годы. Сегодня в Китае самое большое количество электрического транспорта.
Проектно-исследовательская работа «Строим Экогород»
В современном обществе большое внимание уделяется экологическому воспитанию младших школьников. Формирование навыков экологически грамотного поведения в городе приучает детей к труду и бережному отношению к родному краю.
Актуальность: Организация проекта «Экогород» дает возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и проектированию Экогорода побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и принимать активное участие в трудовой природоохранительной деятельности. Групповая практическая работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания учащихся. В итоге рождается важнейшее качество личности – ответственность за свои действия, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт. У детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Исходя из актуальности, мы выдвигаем гипотезу: если реализовать проект «Экогород», то это позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.
Следуя за гипотезой, мы ставим перед собой цель — воспитание экологической культуры младшего школьника и формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
Для достижения своей цели, мы определили задачи деятельности:
1. Найти и проанализировать литературу по выбранной теме.
2. Найти факты экологического неблагополучия в окружающей среде.
3. Проанализировать отрицательное влияние человеческой деятельности на природу.
4. Воспитывать у детей стремление чувствовать и осознавать себя частью природы и быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашего города.
Участники проекта: учащиеся 2 Б класса, классный руководитель, родители.
Методы исследования:
1.Теоретический.
2.Опрос и наблюдения.
3.Анкетирование и анализ полученных результатов.
4.Практический.
5.Творческий (КТД)
6.Выводы и умозаключения.
Практическая направленность: Работая в данном проекте, ученики занимаются коллективной творческой деятельностью и на конкретных примерах убеждаются, что человек очень тесно связан с окружающей его природой. Они учатся объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой; устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Получают представление о природе родного края, понимают, что такое правильное и обдуманное отношение к ней.
По завершении проекта «Экогород» мы хотим добиться конкретных (ожидаемых) результатов:
Убрав совсем небольшую территорию, дети должны понять, что лучше поддерживать порядок, чем каждый раз убирать.
Построив модель Экогорода, обязательно поговорят о том, что не так просто разместить всю инфраструктуру так, чтобы не навредить экологии родного края.
Создавая экологический алфавит, ребята усвоят основные правила жизни человека в экологическом обществе.
По результатам работы сформулируем вывод, похожий на фразу «И помни истину простую: нас много, а Земля одна».
Свою работу над проектом мы начали с того, что составили план своей работы.
1.Подготовительный этап (Подборка и изучение литературы по данной теме, экскурсия в библиотеку, чтение книг. Разработка и подборка вопросов для анкетирования).
2.Анкетирование учащихся школы по разработанным анкетам.
3.Обработка анкет и анализ полученных результатов.
4.Практический этап (Создание экологического алфавита, рисунки на тему «Земля глазами детей», создание макета Экогорода, участие в экологических рейдах).
5.Творческий этап (Разучивание и показ сценок на экологическую тему учащимся нашей школы).
1.Подготовительный этап.
Наше исследование началось с посещения школьной библиотеки. Библиотекарь Марина Андреевна Хан рассказала нам много интересного и в тоже время «страшного» о нашей планете Земля. О том, что природа, как израненная птица, просит нас о помощи. И о том, что мы должны знать, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Теперь мы знаем, что каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный листок – это маленькая рана на теле природы. А если одну такую рану нанесёт каждый из нас, то что же станет с нашей планетой?!
\
Если посмотреть вокруг себя, оглянуться в своем дворе, сходить на берег моря, то часто можно увидеть повсюду свалки мусора: обгорелые деревья, отходы продуктов, кучи консервных банок… И все это дело рук человеческих.
Природе очень трудно залечивать каждую из этих ран:
Бумага разлагается от 2 до 10 лет
Консервные банки – 100 лет
Пластик – 500 лет
Полиэтилен – 200 лет
Стекло – 1 000 лет.
А ведь наша земля живая: у неё есть душа, и эта душа болит; у нее есть глаза, которые полны слёз. И мы поняли, что каждый из нас может избавить природу от таких маленьких ран всего лишь, не сломав ветку и выбросив мусор в урну.
Марина Андреевна познакомила нас с необыкновенным мальчиком из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
У него, как и у нас, есть своя планета, — правда, она намного меньше, чем Земля и он заботится о ней. Мы подумали, что нашей планете тоже очень хочется иметь своего Маленького принца. Ведь она так устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, скважин и котлованов — от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб… Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков. Марина Андреевна предложила нам стать «Маленькими принцами» своей планеты и помочь ей восстановиться. Мы с удовольствием согласились и нарисовали рисунки на тему «Земля – глазами детей».
2.Анкетирование.
После беседы с библиотекарем, каждый из нас осознал, что должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Мы решили провести анкетирование среди учеников нашей школы с целью узнать, знают ли учащиеся об экологических проблемах нашей планеты.
Анкета.
Возраст______________
1.Знаете ли вы, что такое экологические проблемы?Да Нет
2.Какой вред наносит природе человек?
___________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как экологические проблемы влияют на жизнь человека?
__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что приводит к загрязнению воды в нашем городе?
___________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что вы можете сделать для того, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей, чистой и красивой?
___________________________________________________________________________________________________________________________
3.Обработка анкет и анализ полученных результатов.
В анкетировании приняло участие 30 детей начальной школы и 8 учителей.
На первый вопрос все 38 участников ответили, что знают, что такое экологические проблемы.
На второй вопрос чаще всего отвечали: вырубка и уничтожение лесов, загрязнение воздуха и воды, мусорные свалки.
На третий — влияют на здоровье людей, в нашем городе очень часто болеют дети, в некоторых водоемах нашего района нельзя купаться, во многих населенных пунктах нашего района вода не пригодна для питья.
На четвертый – люди бросают мусор, а коммунальные службы не вывозят мусор своевременно, низкая культура жителей нашего города, нет мусороперерабатывающих комбинатов.
На пятый –сажать деревья, следить за чистотой, оберегать животных и растения, в городе должен быть построен мусороперерабатывающий комбинат, должны быть мусорные контейнеры для разного вида мусора, люди не должны бросать мусор мимо мусорных контейнеров.
Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу:
1.Все экологические проблемы влияют на жизнь и здоровье человека.
2.Чистота нашего города зависит от каждого из нас.
3.Мы должны беречь и охранять природу, чтобы сохранить жизнь на земле.
4. Практический этап.
Хорошо изучив теоретический материал, мы приступили к практической части нашего проекта.
1.Сначала мы создали экологический алфавит. Мы придумывали различные правила и высказывания на экологическую тему для каждой буквы алфавита. Вот что у нас получилось!
Родители помогли размножить нашу книгу, и мы подарили по одному экземпляру каждому классу начальной школы.
2. Провели аукцион под названием «Новая жизнь ненужных вещей».
Для этого мы придумывали как можно использовать ненужный предмет, например, лопнувший шарик?
Примерные ответы:
-Можно наклеить на ножки стула, чтобы он не царапал пол.
-Можно сделать крышку для чего-нибудь (например, для банки сметаны).
-Можно сделать резинку, чтобы завязывать пакеты или косички.
-Можно заклеить что-нибудь.
После аукциона мы с удовольствием делали подделки из разных таких нужных «ненужных» вещей.
Бутылку, ложку и стакан
На землю не бросаем!
Поделки смастерим из них,
И смело в ход пускаем!
3. Создание коллективного творческого проекта – макет Экогорода.
Нам каждый день в школе выдают молоко в пачках. Из них мы сделали домики и создали свой чистый городок. Свой макет Экогорода мы отнесли в дошкольные группы, где маленькие ребятишки с ним играют. А так же мы поиграли с детками в игру «Если я приду в лесок».Мы будем говорить вам свои действия, а вы отвечать, если мы будем поступать хорошо — говорите: «Да!», если плохо — то все вместе кричите: «Нет!».
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)
-Если разведу костер, а тушить не стану? (Нет)
-Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет)
-Если мусор уберу, и с собой Я заберу? (Да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Таким образом, создавая свой Экогород, мы убедились, что человек очень тесно связан с окружающей его природой. Нам кажется, что творческий проект «Строим Экогород» способствует возможности формировать новое разумное отношение к природе.
4. Наш экологический проект не остался только в стенах школы. Мы вышли с нашим проектом во дворы, на улицы. Мы распространяли листовки о призыве жителей к чистоте и порядку, организовывали экологические рейды по уборке территории своих дворов, помогали убирать снег.
Все свои дела мы записывали в карту добрых дел.
Карта добрых дел.
Доброе делоИмена помощников
Убрали мусор возле подъезда
Лиза, Ярик, Полина
Раскидали снег на площадке возле школы
Мне помогли мои одноклассники
Сделали кормушку
Ярик, Влад, Никита, Миша
Помогаем пожилым людям выбрасывать мусор в мусорные контейнеры и др.
Лиза, Ярик, Полина
Делать добрые дела мы планируем постоянно.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
5.Творческий.
На этом этапе мы решили разучить экологические сценки и показать учащимся нашей школы. Конечно, сценки мы не придумывали сами, а нашли их в интернете.
Работая над проектом, нам удалось привлечь множество людей для свершения добрых экологических дел. Мы сумели объяснить своим друзьям, соседям и родителям, что мусорить нельзя, что надо убирать за собой и постараться стать заботливыми хозяевами своего родного края, сделать Аниву экогородом.
Ведь мы имеем право сказать взрослым: «Я хочу расти и жить на чистой и красивой планете! Я еще не умею управлять заводским дымом, сливами в реки, всей современной техникой и поэтому, взрослые, я прошу вас: сохраните для меня Землю!».
В заключении мы смело можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась!
1.Мы расширили свой кругозор, научились в природе трудиться.
2.Повысили свою экологическую культуру.
3.А самое главное, в ходе проекта мы повеселились, пообщались друг с другом и еще больше подружились.
Но есть очень много уголков нашей планеты, где нет таких «Маленьких принцев» как мы. Живя на одной большой планете, нам надо научиться вместе беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее ресурсы.
Приложение № 1 «В школьной библиотеке»
Приложение № 2 «Земля глазами -детей»
Приложение № 3 «Анкетирование»
Приложение № 4 «Экологический алфавит»
Приложение № 5 «Строим Экогород»
Приложение № 6 « Экологический рейд»
Приложение № 7 «Карта добрых дел»
Стабильный город — Википедия
Данная статья посвящена экогородам. По теме экопоселений имеется отдельная статья.
Усто́йчивый го́род, или э́кого́род — это город, спроектированный с учётом влияния на окружающую среду, населённый людьми, стремящимися минимизировать потребление энергии, воды и продуктов питания, исключить неразумное выделение тепла, загрязнение воздуха углекислым газом CO2 и метаном, а также загрязнение воды. Первым слово «экогород» использовал Ричард Регистер в 1987 г. в книге
Устойчивый город может прокормить себя с минимальной зависимостью от окружающей местности, а энергию производить с помощью возобновляемых источников. Трудность состоит в оставлении минимально возможного экологического следа, в минимизации возможного загрязнения. Для этого нужно эффективно использовать землю, компостировать остатки используемых материалов, перерабатывать отходы или преобразовывать их в энергию. Если такая практика соблюдается, общий вклад города в изменение климата будет минимальным.
Подсчитано, что около 50% населения планеты живёт в городах и городских поселениях[2]. Эти большие сообщества создают как проблемы, так и хорошие возможности для экологически целенаправленных действий. Для того, чтобы сделать город более стабильным, проектирование и эксплуатация зданий, а также образ жизни и сознание жителей должны быть повёрнуты в сторону стабильного мышления.
В России первый экогород Новое Ступино предполагается построить в Московской области[3].
Экологические города формируются путём применения различных методов, таких как:
- Создание различных сельскохозяйственных структур, участков в черте города (в центре или пригородах). Это сокращает путь продуктов питания от поля до стола. На практике можно создавать либо малые частные земледельческие участки, либо более масштабные производства (например, вертикальные сельскохозяйственные здания типа «агронебоскрёбов»).
- Использование возобновляемых источников энергии: ветрогенераторов, солнечных батарей или биогаза, созданного из сточных вод. Масштабы города могут обеспечить экономическую целесообразность и жизнеспособность таких источников энергии.
- Различные методы снижения необходимости кондиционирования воздуха (большой спрос на энергию), такие как посадка деревьев и цветовое освещение поверхности, устройство природных систем вентиляции, увеличение водных объектов и зелёных зон до уровня не менее 20% от площади города. Эти меры направлены также на борьбу с «эффектом теплового острова», вызванного обилием бетона и асфальта, которые делают городские районы на несколько градусов теплее, чем окружающие сельские районы. Разница достигает вечером до шести градусов по Цельсию.
- Улучшение общественного транспорта и увеличение пешеходных зон для сокращения автомобильных выхлопов. Для этого требуется совершенно другой подход к планированию города, с продуманной интеграцией деловых, промышленных и жилых зон. Дороги нужно проектировать так, чтобы вождение не вызывало затруднения.
- Оптимальная плотность застройки, чтобы сделать общественный транспорт жизнеспособным, но избежать создания городских островов тепла.
- Уменьшение разрастания городов, поиск новых путей, позволяющих людям жить ближе к работе. Поскольку рабочие места имеют тенденцию возникать, как правило, в городе, в даунтауне или городском центре, работодатели ищут способы увеличения плотности путём изменения «архаичных» взглядов многих жителей городов иметь межрайонные промежутки. Одним из новых подходов к решению этой проблемы являются предложения, разработанные движением «разумный рост».
- Зелёные крыши.
- Транспорт с нулевым уровнем выбросов (электромобиль, воздухомобиль, гиробус).
- Активный дом.
- Устойчивые городские дренажные системы.
- Энергосберегающие системы/устройства.
- Ксероландшафтинг — садовое и ландшафтное проектирование с сохранением чистой воды («ксерос» — сухой).
Австралия[править | править код]
- Мельбурн
- Морленд. Городская территория Морленд на севере Мельбурна имеет программу по превращению в «безуглеродную» территорию.[4] Имеются и другие внедрения и предложения по превращению в стабильный город.
- Городская территория Мельбурн. За последние 10 лет было осуществлено множество мероприятий по улучшению общественного транспорта, а также созданы зоны и целые улицы, свободные от автомобилей.
Бразилия[править | править код]
Южные города Порту-Алегри и Куритиба часто считают примерами городской стабильности.
Великобритания[править | править код]
- Сент-Дейвидс, самый маленький город в Великобритании, стремится стать первым безуглеродным городом в мире.[5]
- Лестер — первый экологический город Соединённого Королевства.[6]
Германия[править | править код]
Фрайбург часто относят к зелёным городам. Он известен эффективной солнечной экономикой. Район Ваубан представляет собой модель стабильного города. Дома строятся с расчётом на низкий уровень потребления энергии, и весь район спроектирован как безавтомобильный.
Дания[править | править код]
- Стенлесе Юг (дат. Stenløse Syd) — наиболее известное энергоэффективное поселение.
- индустриальный парк в Калуннборге часто приводится в качестве модели для промышленной экологии.
Индия[править | править код]
Индия создаёт «Международный Финансовый Tec-Сити Гуджарат» (GIFT), строящийся город мирового класса в индийском штате Гуджарат. Он расположится на площади 200 гектаров. Это будет первый в своём роде полностью стабильный город.
Манимекала является высокотехнологичным экогородом, проектируемым в округе Карьякал союзной территории Пудучерри. Планируется, что он займёт площадь 500 гектар. Это будет первый город такого рода в Южной Индии.
Ирландия[править | править код]
Городской Совет Южного Дублина объявил о своих планах в конце 2007 года построить Клонбуррис, новый пригород Дублина, включающий до 15000 новых домов, которые будут спроектированы с учётом самых высоких международных стандартов.
Канада[править | править код]
В 2010 г. Калгари занял верхнюю строчку в рейтинге эко-городов планеты за «отличный уровень сервиса по удалению отходов, систему канализации и водоснабжения, в сочетании с относительно низким загрязнением воздуха». Обследование было проведено авторитетной фирмой по мониторингу качества жизни Мёрсер.[9]
Кения[править | править код]
Гасиенда — Момбаса, Кения. Это самый крупный проект экологически чистого жилья в Восточной Африке. В настоящее время строительство продолжается, в конечном итоге это будет одно из первых самоподдерживающихся поселений Африки.
Китай[править | править код]
- Китай сотрудничает с правительством Сингапура, предоставившего инвестиции и технологии для создания экогорода в новом прибрежном районе города Тяньцзинь на севере Китая, названного «Экогород Сино-Сингапур Тяньцзинь».[10]
- Ещё один проект: экогород Донгтан на третьем по величине острове Китая в устье реки Янцзы недалеко от Шанхая. По проекту в городе планируется разместить 50 тысяч жителей к 2010 году, однако его разработчик в настоящее время задерживает строительство.[11]
- Хуанбайюй является ещё одним важным экогородом, строящимся в Китае.
- По состоянию на апрель 2008 г., совместный проект экогорода предполагается осуществить в округе Нанкин, в столице провинции Цзянсу на реке Янцзы, к западу от Шанхая.
- В городском округе Жичжао намерены установить солнечные водонагреватели для домашних хозяйств. Министерство защиты окружающей среды Китая выбрало Жичжао в качестве модели экогорода для Китая.[12].
- Great City в Чэнду — город без автомобилей.
Корея[править | править код]
Международный бизнес-округ Сондо — это запланированный город в Корее, который включает в себя целый ряд экологически чистых характеристик. Сюда входит центральный парк, орошаемые морской водой, линия метро, велосипедные дорожки, системы сбора дождевой воды, пневматические системы сбора отходов, … Наконец, 75 % отходов, образующихся в результате строительства города, будет перерабатываться.
Другой проект стабильного города в Корее — Квангё-Сити.[13]
Новая Зеландия[править | править код]
Город Уайтакере в западной части Большого Окленда стал первым экогородом Новой Зеландии, живущим по «Зелёному листу», руководящему документу, разработанному городским муниципалитетом в начале 1990-х.
ОАЭ[править | править код]
Масдар — проект реализуется с 2006 года.
Россия[править | править код]
Новое Ступино — первый проектирумый экогород в России.[14] Проект разрабатывает российская девелоперская компания MR Group. «Новое Ступино» — это первый в России полноценный малоэтажный город-спутник с доступным жильём, рабочими местами и развитой инфраструктурой на 55 000 человек. Город будет расположен в 70 км от МКАД по трассе М4-Дон.[15]
Кроме экогородов, в России также проектируются экопоселения и экодома. Примерами таких поселений можно назвать Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области и Тиберкуль в Красноярском крае.[16]
США[править | править код]
- Аркозанти, Аризона
- Остров сокровищ, Сан-Франциско: ещё один проект, имеющий целью создание небольшого экогорода.
- Койот-Спрингс, Невада: крупнейший запланированный город в США.
- Бабкок Ранч, Флорида: проект города, живущего на солнечной энергетике.
- Дуглас-Ранч в Бакае, Аризона
- Меса-дель-Соль в Альбукерке, Нью-Мексико
- Горное селение Сонома в Ронерт-Парке, Калифорния
- Quay Valley, Калифорния
Швеция[править | править код]
Гётеборг и особенно Эльвстранден (центральный район города) являются хорошими примерами стабильного города в Швеции. Они оказывают небольшое воздействие на окружающую среду, построены пассивные дома, хорошая система утилизации отходов и т.д. Также одним из примеров является Хаммарбю-Шёстад (Hammarby Sjöstad), район Стокгольма.
Эквадор[править | править код]
Город Лойя в Эквадоре выиграл три международных премии за усилия по обеспечению стабильности, начатые его мэром д-ром Хосе Боливаром Кастильо.[12]
Франция[править | править код]
Было выделено 750 млн. евро на проект строительства 13 экогородов. Особые зелёные зоны должны быть созданы в таких городах как Бордо, Марсель, Гренобль, Ницца и Страсбург.
- С. Шмелёв, И. Шмелёва: Стабильный город: проблемы междисциплинарных исследований. Межд. журнал стабильного развития, v.12, 2009, 1, 4-23. (англ.)
- Хайдуков Д.С., Тасалов К.А. Основы обеспечения устойчивого развития городской агломерации // Материалы XIV Международной конференции МГУ «Государственное управление в XXI веке», – М.: «Университетская книга», 2017. С. 783-789 ISBN 978-5-91304-707-6
- Хайдуков Д. С., Тасалов К. А. Реализация концепции устойчивого развития в региональном управлении // Сборник материалов I научно-практической конференции «Эффективное управление», МГУ. — М.: Издательство «Полиграф сервис», 2015, 206 c., ISBN 978-5-86388-218-5
- Ричард Регистер: Экогорода: построение городов в балансе с природой. New Society Publishers, 2006. ISBN 0-86571-552-1. (англ.)
- Шенном Мэй: Экологическое гражданство и планы стабильного развития, City,12:2,237-244 (англ.)
- Тимоти Бентли: Размер экогорода: здоровое общество, здоровая планета. New Society Publishers. ISBN 0-86571-353-7 (англ.)
- Сим Ван дер Рин, Петер Калторп: Стабильные сообщества: новый синтез проекта для городов, и пригородов. Sierra Club Books. ISBN 0-87156-629-X (англ.)
- Паоло Солери: Аркология: город в образе человека. MIT Press. ISBN 0-262-19060-5 (англ.)
- Иан МакХанг: Проектирование с природой. Natural History Press, 1969 (англ.)
Рекомендуемая литература[править | править код]
Проект подготовительных классов «Экоград – город, который приносит радость»
Ребята двух подготовительных групп провели большое исследование по теме «Планета – наш общий дом» и создали макет экологически чистого города.
«Главная идея нашего исследования, — говорят сами студенты, — наша жизнь на Земле зависит от окружающей нас среды».
Взяв основным девизом своей познавательно-исследовательской деятельности строчки из песни «Мы – дети Земли, и мы этим гордимся! Готовы менять и над этим трудиться!», студенты preschool совместно с педагогами-наставника и при активном участии родителей создали проект-макет «Экоград – город, который приносит радость».
Вот что рассказали студенты о своей работе:
Ульяна Ч.: «Я сделала зону отдыха. Здесь есть домик, в котором могут поработать те, кто устал в офисе. Ещё есть беседка… вечером там звучит музыка».
Лиза Д.: «Мой проект – Экозин. В нём продается модная одежда, должны же мы что-то надевать!».
Оля С.: «В экологическом городе должно быть много зелени. Я придумала парк… В парке есть развлечения для детей: горка и аэротруба».
Под руководством ассистента кафедры естественных наук, педагога по Science Тамары Баньевич, студенты провели эксперименты и закрепили полученные ранее знания о работе солнечных батарей и ветрогенераторов – об альтернативных источниках энергии.
Студенты рассказали о том, как они использовали полученные знания:
Тима Т.: «В экогороде удобные и красивые дома… На некоторых домах и постройках расположены солнечные батареи».
Лера Б: «В нашем экогороде мы установили солнечные батареи двух видов: одни стоят на земле, а другие – на крышах домов… также в городе установили фонари на солнечных батареях».
Вероника П. «На ферме мы используем… энергию ветра… у нас установлен ветрогенератор. Когда дует ветер, то получается электричество – и насос качает воду из колодца».
Также под руководством Тамары Баньевич была спроектирована автоматическая система полива живых растений, расположенных в Экогороде. Интересно отметить, что эта познавательно-практическая деятельность проходила на английском языке, переводчиками стали студентка подготовительного класса Вероника П. и наставник класса — Людмила Сергеева.
Интересные детали исследования от наших студентов:
Илья Г.: «В нашем городе есть дома с зелёными крышами — это крыши, на которых растут разные растения. В таких домах не жарко летом… а ещё трава на крышах выделяет кислород, задерживает в себе вредные вещества, поглощает городской шум — создаёт в домах комфортную обстановку».
Даша П.: «Мы с мамой изобрели для нашего экогорода необычную теплицу: у неё на крыше установлены солнечные батареи, с помощью которых она обогревается. Решили использовать там агроткань…».
Вероника Р.: «Я построила очистной завод. Он очищает воду нашего города. У него есть три цистерны – вода проходит тройную очистку…».
Дима Д.: «В нашем городе существуют не только заправки для электромобилей. Ещё у нас есть экологически чистые заправки на биотопливе и биогазе. Для получения жидкого биотоплива мы будем выращивать сахарный тростник или кукурузу, а для получения биогаза нам понадобятся отходы фермы…».
Вероника П: «Мой проект – экоферма! Здесь мы получаем и производим экологически чистые продукты: молоко, сыр, масло, сметану, яйца… У нас даже есть контактный зоопарк!».
Действительно, во время презентации экограда нашим младшим друзьям у всех желающих была возможность поиграть на экоферме с фигурками животных, а вечером, перед уходом домой, понаблюдать, как зажигаются маленькие фонарики, работающие на солнечных батареях.
Марк С., Артём Е., Даня В: «Представляя наш экоград школьникам на ассамблее, мы сами удивились, сколько интересных объектов мы с ребятами создали… Это и экопарки с экомусорками, эководоём, очистные сооружения, экозаправка, теплица и терраса для выращивания растений, дома с «зелёными» крышами, автоматическая система полива живых растений, солнечные батареи на постройках и отдельно стоящие установки, ветрогенератор на колодце и мельница с пекарней-кафе, экозин, научно-исследовательский институт, лечебница, робот «Винтик», который собирает мусор… У нас получилось около 30 экообъектов. Приглашаем всех желающих познакомиться с нашим удивительным экоградом!».