Детской площадке – игровые уголки для детей, современные проекты и интересные идеи, дизайн-проект для частного дома

Содержание

Какими должны быть хорошие детские площадки. И почему они очень важны для города

Разговор о детских площадках так или иначе связан с разговором о месте детей в городе. Причём месте не только и не столько географическом, но и тем, какое место эти самые дети занимают в обществе. Как общество к ним относится, а они к нему. Наталья Зайцева попыталась разобраться, какое место занимает площадка в городе, обществе и взрослении детей и почему она одновременно нужна и не нужна — и детям, и взрослым.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Детская площадка — такой же важный элемент социального взаимодействия, как школа или магазин, или городская площадь, или больница. Не считая того, что площадки меньше размером и их больше количественно. Поэтому неудивительно, что площадки и то, что на них и вокруг них происходит, исследуют специалисты, казалось бы, полярно разных областей — социологи, архитекторы, урбанисты, психологи, историки — они разбирают площадку в прямом и переносном смысле по полочкам, чтобы в конце концов собрать её заново.

Как дети осваивали пространство

На самом деле, нечестным будет говорить, что хорошие площадки стали появляться только сейчас, в наше с вами время. Так же, как нечестным будет сказать, что так было всегда. Нет, не всегда. Не углубляясь в историю детской площадки как таковой, очертим определяющие факты:

  • первые площадки были местом, где дети из малообеспеченных семей проводили время под надзором воспитателей;
  • в советское время (как до и в послевоенное) площадка была активным элементом пропаганды большевизма;
  • дворовые площадки «нашего детства» появились в хрущёвских микрорайонах и были удачным попаданием в запрос времени.

В это время в послевоенной Европе на руинах стали совершенно стихийно появляться junk playground и adventure playground. В России их названия переводятся как «площадка приключений». Но это, конечно, были никакие не площадки по своей сути. Секретные города из покрышек и старых машин, пиратские крепости в разрушенных зданиях вдруг стали абсолютно детским пространством.

Junk playground в Европе 1960-х годов

После войны в Европе с площадками случился обратный эффект: если раньше это были «педагогические» территории, где за детьми следили и воспитывали, то теперь дети заявили и отстояли своё право — на город и игру. Игра начиналась на руинах или стройке и продолжалась на улицах.

«Дети преобразуют среду, — говорит сегодня психолог Катерина Мурашова, отвечая на вопрос, нужны ли консультации психологов проектировщикам площадок. — Понимаете, можно построить всё, что угодно. Дело в том, что не детские площадки оформляют детей, а дети оформляют детские площадки».

В хрущёвской и брежневской России дела с детской игрой обстояли если не так же формально, то точно так же социологически: дети стремительно осваивали городское пространство и чувствовали себя совершенно свободно во дворе и на улице, в маленькой песочнице и во всём городе.

Дети на детской площадке в 70-е годы, СССР

Архитекторы стараются рассматривать детское пространство не только в рамках детской площадки. «Площадка — замкнутая территория, и это не очень хорошо, — рассказывает архитектор бюро „Дружба“ Александра Черткова. — Мы говорим о целом городе, городе для детей, где есть масса способов угодить и детям, и взрослым. Безусловно, ребёнку нужны укромные уголки, где у них будет тайное убежище. Это способствует фантазированию и ролевым играм. Это хорошо, когда у ребёнка есть возможность укрыться. С другой стороны, если есть площадка, интересная детям и взрослым, которая вписывается в контекст города, улицы, двора, и становится не только детским объектом, но и городским, то это, конечно же, плюс».

В лагере «Политех» в прошлом году подростки 10-15 лет изучали основы проектирования и создавали собственный дом на дереве. Кураторы-архитекторы помогали ученикам пройти все стадии от идеи до воплощения. «Высказывания, рассуждения детей, которые мы слышали, то, как они мыслят, говорят нам о том, что дети сами очень хотят взаимодействовать со средой, — рассказывает архитектор Белла Филатова, которая была одним из кураторов этой программы. — Они уже сейчас понимают, что пространство, в котором ты живёшь, когда ты в это вложился, ты готов защищать, ты становишься вместо потребителя партнёром. Поэтому любая возможность выйти на диалог с детьми крайне важна и нужно её использовать».


Яркие и пласмассовые: детские площадки сегодня

В сегодняшней России глобально всего два типа детских площадок: типовые пластиковые «лазинки», которые появились во дворах в начале двухтысячных вместо проржавевших советских качелей и развалившихся песочниц. В самом факте их появления нет ничего ни плохого, ни крамольного — действительно, многие старые площадки были (а в некоторых местах до сих пор и есть) в очень плохом состоянии.

Типичная пластмассовая сборная детская площадка

Основное отличие площадок 2000-х от всего, что было до них, — материал и цветовая гамма. Площадки стали неестественно ярких цветов и сделаны из пластика. Деревянно-металлические площадки можно встретить гораздо реже. Объясняется всё очень просто: пластиковые модули дешевле по себестоимости, и их можно легко заменить.

На яркие площадки дети вернулись, но вместе с этим ушли из города. Площадки стали суррогатом, неравноценной подменой прежних «дворов» с их насыщенной соседской или районной жизнью. А материалы не выдерживали никакого сравнения с металлически-деревянными, а порой и кирпичными конструкциями прошлых лет.

«Пластмасса — мёртвый материал, поэтому чем меньше пластмассы на площадке, тем лучше. Очень декоративный, но очень мёртвый материал. Любые другие материалы — железо, дерево, камни, куча песка — всё это лучше пластмассы».

Катерина Мурашова, детский психолог и писатель

В конце 2000-х годов сначала в крупных российских городах, а потом и в небольших начинают появляться первые «игровые пространства» — разносюжетные конструкции, которые радикально отличались от стройных конвейерных горок. Первые такие площадки приносит в Россию идеолог детских площадок Юлиан Рихтер или «дедушка Рихтер», как его называют последователи. Компания Richter Spiegelrate в коллаборациях с российскими молодыми и заинтересованными бюро врывается в парки, делится знаниями и в прямом смысле слова даёт дорогу молодым, своим примером показывая, что сделать интересную площадку не только можно, но и непременно нужно.

Площадка «Фрегат Петр и Павел» в Санкт-Петербурге, проект West 8 и Richter Spiegelrate

Самое важное, что дал нам Рихтер, это не то, какие площадки делает он и его партнёры, а в том, что он показал, как их нужно делать. Он обратил, а точнее, вернул фокус внимания на главных пользователей площадки — детей. И объяснил, почему площадка — это всего лишь один из объектов детской игры, но никак не единственный.

Вот, что написано в книге «Проектирование детских игровых сред» Юлиана Рихтера, Георга Агде и Альфреда Нагеля: «Детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Они должны иметь возможность перенести пережитое на игру и, кроме того, сами составлять возможные варианты игр. Поэтому при создании игровых площадок следует так оформлять окружающую среду, чтобы детям (да, пожалуй, и взрослым) предоставлялась широкая возможность, играя, общаться с окружающим миром». На русский язык книгу перевели и выпустили ещё 1988 году, но заветы стали исполнять не так давно.

Иллюстрация из книги Юлиана Рихтера, Георга Агде и Альфреда Нагеля «Проектирование детских игровых сред»

Десятки лет исследований не прошли даром: выяснилось, что на разных площадках дети играют по-разному. «Если понаблюдать, то можно увидеть закономерности, что на одних площадках дети играют в одни игры, на других в другие. Площадки, на которых примитивный комплект детского оборудования — на них совершенно иначе происходят игры, чем те, на которых у ребёнка есть возможность создать свою игру, но и помогает придумывать игры, развивать события, сюжеты», — объясняет Черткова.

Полузакрытые пространства стимулируют появление сюжетно-ролевых игр и увеличивают их длительность. В 2017 году в подмосковной Дубне прошёл симпозиум, посвящённый детским играм. На нём психологи МГППУ и университета Дубны рассказали о результатах последних исследований детских игровых пространств.

На связанных между собой объектах дети играют дольше, чем на отдельно стоящих

Подтвердилась связь между тем, какие объекты есть на площадке и тем, как ведут себя дети в группе: на площадках с искусственными элементами дети чаще устанавливали иерахрхические отношения и соревнования. На тех площадках, где больше природных элементов, внимание сдвигалось на социальную активность и фантазирование. Для игры дети первую очередь используют песок, камни, щепки и другие неструктурированные материалы. Качество игры повышается, если на площадке есть вода и место для игры с ней.


Как сделать хорошую детскую площадку

Своим опытом делится Белла Филатова, архитектор бюро «Дружба» и сооснователь детской архитектурной мастерской «Кони на балконе»:

«Когда мы делаем детскую площадку, мы всегда на всех этапах работы стараемся получить фидбек. Мы хотим взаимодействовать с детьми и родителями, подключать их к обсуждению; проводим опросы везде, где только можно: в соцсетях, на круглых столах, на любых встречах. Очень много времени проводим на стройке и опрашиваем жителей близлежащих районов, то есть тех, кто будет на нашу площадку приходить. Вопросы, которые мы задаём: что бы вы хотели здесь видеть, какой вы представляете себе игру детей на площадке.

Площадка на Красногвардейских прудах, бюро Wowhaus, архитектор Белла Филатова

Одна из трудностей, с которыми мы сталкиваемся, — это объяснить натуральные материалы. Родители очень сложно воспринимают игры, например, с песком и водой — то, чем дети могут заниматься бесконечно. Вспомните любой пляж, дети могут часами сидеть и строить замки, лепить что-то, наливать воду, переливать, им это не надоедает, потому что в определённом возрасте у ребёнка есть такая необходимость: играть с песком и водой. Но у нас в Москве, к сожалению, моря нет, а воду для детей иметь очень важно, поэтому мы всё-таки ставим на некоторые наши площадки колонки, ступенчатые системы, по которым вода переливается. Родители конечно бывают недовольны тем, что это грязно, от воды холодно, но дети счастливы.

Откуда мы всё это знаем? Во-первых, мы наблюдаем за детьми, за их игрой. Во-вторых, в нашей работе мы постоянно сотрудничаем, советуемся, консультируемся с детскими психологами — они объясняют нам, как устроены дети, и какие мы можем предложить игровые модели. В-третьих, у нас есть опыт мировых архитекторов, это не тайна, все в открытом доступе, любой человек может найти эту информацию, изучить и применить этот опыт».

В 2017 году на фестивале арт-овраг в Выксе прошла детская секция в рамках проекта «Город для детей», где дети создавали свою площадку из элементов повседневной жизни и подручных материалов. Это показало, что дети наравне со взрослыми могут создать для себя такое пространство, в котором им интересно играть. Организаторы и родители детей-участников подтверждают, что дети остались в восторге от того, что воплотились все их задумки. После фестиваля практику «спросить у детей, что они хотят», прежде чем строить новую площадку, стали использовать многие бюро.


Горки, качели, песочница. И никаких детей

В обществе есть мнение, что детские площадки — места, на которых взрослым нет места, нет занятия и никакого интереса тоже нет. Бывают варианты, когда площадки бойкотируются, родители прокладываю маршруты по городу так, чтобы избежать столкновениями с ними, — по разным причинам. Многие взрослые люди, у которых нет детей, считают площадки местом для сплетен и соревнований для мам.

Когда я готовила этот материал, я провела небольшой опрос. Я попросила 100 взрослых людей от 23 до 40 лет, мужчин и женщин, с детьми и без ответить на вопрос «какие три слова приходят вам в голову при упоминании детской площадки»? Ответы, которые я получила, были как предсказуемыми, так и совершенно неожиданными, как смешными, так и очень грустными.

В лидеры, конечно, уверенно выбилось трио «горки-качели-песочница». Такими же популярными ассоциациями стали слова «игра», «веселье», «шум» и — первая неожиданность — «пиво». Очень практичным вариантом стал ответ «детский городок — миллион из бюджета — ржавые качели», среди прочих встречались слова «грязь», «сплетни», «овуляшки», «опасность», «мусор», «сломанное» и «скандалы».

Но это не удивительно, это просто любопытно. Удивительно, что слово «дети» из 100 опрошенных людей произнесли всего три человека. То есть «скандалы» и «мусор» встречаются в списке ассоциаций если не чаще, то так же часто, как «дети» и «друзья».

Конечно, это не говорит нам о том, что все взрослые ненавидят площадки. Это совершенно не так: есть люди, уверенно ответившие «игра, веселье, отдых» или «люблю, подружка, кайф», — вполне положительные ассоциации.

Единственный вывод, который мы можем из этого сделать: ассоциации, которые возникают у взрослых людей, связаны не с детьми и не с их игрой на площадке, а с тем, как это всё выглядит, в каком состоянии находится и какое место они сами занимают в этом пространстве. И снова — это неудивительно. Потому что взрослые на детской площадке такие же участники игры, как и дети — только немного в другом качестве. Так возникает задача «сделать так, чтобы взрослому было нескучно», которую тоже решают проектировщики площадок.

Детская площадка в саду «Эрмитаж» в Москве

На традиционных детских площадках взрослые в основном контролируют детей: на скалодроме, карусели, высоких лазательных объектах. Они сопровождают детей, контролируют их действия и регулируют возникающие сложные и конфликтные ситуации. Самое активное участие взрослые проявляют в песочнице и на скамейке. Помощь детям оказывают чаще всего на качелях-балансирах, пружинах и горке. «Родители редко включены во взаимодействие с детьми на площадке (за исключением совсем маленьких детей). Сами родители говорят, что им на детской площадке крайне скучно и они воспринимают прогулку как вынужденную необходимость. В таких условиях дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых, менее свободны в своих пробах и играх, менее активны и инициативны», — говорится в докладе дубнинского симпозиума.

На новых площадках функция контроля ослабляется и взрослые чаще включаются в игру. К этому располагают в том числе и объекты: накачивание и переливание воды, движение на плотах по пруду, игра на музыкальных инструментах, конструирование, совместные прыжки на батуте или раскачивание на качелях. Риска не становится меньше, но интерес родителя становится сильнее — а игра становится насыщеннее и разнообразнее.

Детская площадка в Парке Горького, бюро Monstrum

Ещё один вариант для взрослых на площадке, редко пока что реализуемый в нашей стране, — это предложить им свой собственный отдых: кофе, книга, спокойное общение. Тогда ассоциаций «скукота и ничего хорошо» наверняка станет меньше и вряд ли с такой площадки кто-то будет убегать или обходить стороной, это как раз и есть та самая вписанность не только в природный но и в социальный ландшафт, которую декларировал Рихтер и на которую стараются ориентироваться российские архитекторы.

«Площадка не обязательно должна быть площадкой в прямом смысле слова. Это может быть объект на городской площади: например, арт-объект, на который ребёнок может залезть. И мы понимаем, что это сделано вроде бы для взрослых, но на самом деле не только для них. Это может быть объект, совмещённый со скалодромом или с горкой, какая-то природная композиция из пней, бревен наваленных, которые могут вписаться в контекст какого-то парка, но при этом дети могут там балансировать, перелезать, сидеть. Всё это можно замиксовать таким образом, чтобы и родителям там было хорошо, и ребёнку интересно».

Александра Черткова, архитектор бюро «Дружба»


Детям должно быть комфортно везде

Парадокс в том, что на самом деле площадки — совершенно необязательный элемент городского досуга. Юлиан Рихтер в своей книге пишет дословно: «Детям не нужны детские площадки. Это звучит, вероятно, очень странно. Но детям не нужны детские площадки. Они в них нуждаются только потому, что они не могут свободно играть где хотят и свободно перемещаться по пространству».

Катерина Мурашова объясняет это с точки зрении развития ребенка: «Дети осваивают любую среду. Тут всего два варианта: либо они формируют её, либо нет. Если дети способны играть в пиратов, то они будут играть в пиратов где угодно, в том числе в специально спроектированном корабле или натянут верёвки между двумя деревьями и буду играть на них. Если они не умеют играть в пиратов и не способны к этому, то можно построить всё что угодно, — они этого делать не будут».

Площадка в саду им. Баумана, бюро Wowhaus

Функция площадок была и остаётся такой же, как и у любого другого значимого социального объекта в городе — наладить коммуникацию, то есть дать детям возможность поиграть вместе в общую игру. Кроме того, это место контролируемого, разрешённого риска, место, где ребёнок пробует и распознаёт свои силы, способности, реакции. Это место тусовки, место развлечений, но оно никак не может служить заменой исследования города.

«Считается, что детям нужна детская площадка, и, когда она есть, ставится галочка: этот пункт выполнен. На самом деле детям нужен безопасный город, — рассказывают в архитектурном бюро „Дружба“. — Безопасный не значит стерильный, это не резиновые углы и пластиковые горки, это значит, чтобы ребёнку было безопасно переходить дорогу, идти от дома до школы, играть в фонтане, который сам по себе — отличная детская площадка. Чтобы ребёнок находил себе безопасное интересное занятие во разных частях города. Ребенок движется в городе, и там, где он находится, он должен найти себе занятие».

6 правил идеальной детской площадки – Варламов.ру – ЖЖ

В последние годы Москва переживает расцвет детских площадок. Я уже рассказывал вам о самой роскошной из них — «Салюте», открытом Музеем современного искусства «Гараж». Там в любую погоду собираются дети, подростки и взрослые. «Салют» собран из оборудования Юлиана Рихтера, мирового классика игровых зон.

На основании дискуссии Рихтера, авторов «Салюта» и специалистов по детским площадкам в России Strelka Mag составил список правил детских площадок и рассказал о развитии игровых зон Москвы.

Участники дискуссии: Юлиан Рихтер, основатель компании Richter Spielgeräte GmbH, разработчик критериев оценки и тестирования стандартов безопасности EN (European Harmonized Standard for Commercial Playground Equipment).
Александр Фронтов, генеральный директор бюро «AFA/Александр Фронтов и Архитекторы». Ксения Голованова, архитектор, сотрудник AFA.
Белла Филатова, партнёр архитектурного бюро «Дружба», соучредитель детского архитектурного клуба «Кони на балконе».
Дарья Алексеенко, руководитель проектов Strelka Architects, куратор детского архитектурного клуба «Кони на балконе».

1. Никаких правил на детских площадках

Юлиан Рихтер: В создании площадок нет правильного и неправильного. Но есть ключевые вещи, о которых мы всегда помним. Первая — самоопределение. Детская площадка должна помогать в этом ребёнку. Вторая — вместе. Хорошо, когда рядом играют дети разных возрастов. Третья — игра это не сборник правил. В ней дети учатся по-настоящему. Этого не даёт спорт, где есть правила и цели, и не даёт школа, где игровой процесс чаще всего блокируется.

Белла Филатова: Интерес детей к площадке зависит от её игровой ценности. Она состоит из насыщенности игровых функций, образности не навязываемых тем, возможности разных сценариев, наличия полезного риска, чувства безопасности и непредсказуемости. На такой площадке дети смогут провести несколько часов, и им не станет скучно.

Сегодня в городе переизбыток пластика, поэтому всё чаще детские площадки строят из натуральных и естественных материалов. В то же время появляется электронное уличное оборудование — карусели начинают петь песни. Если песня одна и та же, а игра без вариантов — у площадки низкая игровая ценность, детям вряд ли будет интересно.

«Водная станция» на «Салюте». Винты Архимеда.

Мельница и шлюз.

Водный пулемёт.

2. Не каждая площадка подойдёт на каждый день

Белла Филатова: Можно условно выделить два подхода к детским площадкам. Функциональный ставит во главу угла возможности самого оборудования. Эстетичный — атмосферу и пространство. Идеально, когда оба подхода сочетаются. «Салют» как раз приблизился к сочетанию этих концепций.

Дарья Алексеенко: Тематические площадки, по сравнению с абстрактными, ограничивают фантазию ребёнка. Но при этом интересно поиграть там несколько раз в месяц. Подобная площадка — корабль на Тверском бульваре. А во дворах жилых домов лучше организовать пространства абстрактной игры, чтобы у детей была возможность разыгрывать разные сценарии.

Белла Филатова: Там, куда дети приходят не каждый день, может быть что-то тематическое, с одним-двумя вариантами прочтения. Этому правилу соответствуют «Корабль» и «Замок» на Тверском бульваре. Бульвар — проходное место, туда приходят гулять и играть из разных районов. Но в то же время там есть местные жители, и их детям может поднадоесть постоянно играть на палубе корабля.

«Замок» на Тверском бульваре.

«Корабль» на Тверском бульваре.

3. Пандуса для колясок недостаточно

Юлиан Рихтер: В Германии об инклюзии на детских площадках заговорили примерно 25 лет назад. Но часто всё сводится к тому, что создаются условия для колясочников и гордо говорится о безбарьерной среде. Но ведь есть масса других ограничений: зрение, слух, слишком маленькое или слишком большое тело. На «Салюте» постарались создать оборудование, которым дети с ограниченными возможностями смогут пользоваться самостоятельно или хотя бы с помощью взрослых.

Впрочем, даже если ребёнок на коляске приедет сюда и сможет побыть в атмосфере, пусть даже не поиграв во всё, — это уже будет очень хорошо. Инклюзия в первую очередь означает «вместе».

Белла Филатова: Сегодня инклюзивные варианты оборудования есть в каталоге почти у каждого производителя, но их использование не обязательно и зависит только от желания заказчика и проектировщика. Такие случаи единичны. Площадка в саду Баумана была одной из первых и хорошо продуманных, причём для разных типов ограничений. Пандус могут использовать дети на колясках, а для слабовидящих были специальные контрастные рисунки. Увы, что эту мысль архитектора не приняли во внимание и площадку перекрасили.


Фото: wowhaus

Юлиан Рихтер: В саду Баумана важна многоуровневость площадки. Можно гулять по пандусу или заезжать туда на колясках. На плоской поверхности играть скучнее, чем когда есть хотя бы маленький холмик, изменение рельефа, которое разнообразит любую площадку.

Белла Филатова: На Тверском бульваре есть специальные качели и карусели, и дети на колясках могут играть рядом с другими. Но то, что эти качели подходят только колясочникам, обособляет их. Лучший вариант — это оборудование, подходящее для всех. Когда нет ощущения, что эта карусель специально для маломобильных, она не стоит пустой, если таких детей нет на площадке. На Красногвардейских прудах во многих местах применён инклюзивный принцип, но он выполнен незаметно.

Инклюзивные качели на Тверском бульваре.

4. Не спрашивать детей, какую площадку они хотят, — пусть они придумают её историю

Юлиан Рихтер: Дети не участвуют в процессе проектирования. Наверняка многие педагоги скажут: «давайте соберём группу, пусть они укажут место и скажут, что хотят». Но дело в том, что они расскажут о том, что видели, и не факт, что результат такого обсуждения будет лучше работы профессионалов.

Есть другой способ: построить площадку и наблюдать, как её используют, во что играют, во что нет. Затем проанализировать это и использовать информацию в будущем.

«Овраг» на «Салюте».

Белла Филатова: Функциональное наполнение места можно создать и без ребёнка. Но определить характер места, придумать историю, образ или легенду площадки могут и дети. В Выксе мы собрали детей и родителей и поговорили с ними о том, чего не хватает в городе. Родители показали «места силы», а дети создали макет будущей площадки.

На открытии дети гордо рассказывал, что всё это они сами придумали, и это их площадка. За лето жители организовали на ней несколько фестивалей. Такой подход влияет на человека, его чувство достоинства и понимание, что его слышат и он может внести вклад в развитие города.

5. Площадка должна учитывать местную специфику

Юлиан Рихтер: В самом начале нашей деятельности у нас получилось сделать очень удачную площадку в Гамбурге. Городские власти сказали, что хотят такую же и в других районах. Мы повторили её дважды, но такого успеха уже не было. Мы, конечно, гордимся нашим оборудованием, но, как видите, это не всё, что нужно.

Важно понять контекст района: окружение, социальную ситуацию, будущих пользователей.

Это будут дети нескольких домов в тихом районе или семьи рабочих-мигрантов, которые постоянно переезжают, а значит, и дети будут всё время разные? А где находятся соседние площадки, и как они выглядят? Вряд ли важна уникальность площадки — это больше волнует взрослых. Детям не так важно, насколько место их игр уникально в рамках города, им важно чувствовать, что это их площадка.

Площадка на Красногвардейских прудах.

Белла Филатова: При создании площадки на Красногвардейских прудах стояла задача создать то, что может стать брендом района. Игровая среда продумана на всём протяжении парка, чтобы дети исследовали его в движении. Один из акцентов — домики на деревьях. После 4–5 лет не интересно играть на высоте метр-полтора, и если нет возможности на площадке — ребёнок залезет куда-то ещё. В домик можно залезть и посидеть в укромном месте, что тоже важно детям.

6. Не забывать о подростках

Юлиан Рихтер: На детских площадках стало больше хай-тека, пластика и синтетических материалов. Увеличилась доля массового производства и крупных компаний, работающих по принципу конвейера. Кроме того, на площадках появляется больше зон для подростков: в 13–14 лет тоже нужны игра и самоопределение с её помощью. А ещё движение и риск.

Например, на «Салюте» есть круги, на которых можно довольно быстро крутиться. И при этом всегда можно сделать шаг назад и остаться на карусели, не потеряв лица перед сверстниками.

Часто дети вырастают, и родители счастливо говорят им: «Всё, теперь ты взрослый». Как будто он остановился в развитии. И дело не в том, чтобы студенты или взрослые приходили на детскую площадку. А в том, чтобы они внутри были свободными, уважали игру и играли сами. Ведь можно смотреть на проблемы как ребёнок, открытый и готовый придумывать новое. Для меня, например, когда я принимаю людей на работу, это важный вопрос — как ты смотришь на жизнь, а как на игру, может ли это быть твоим стилем жизни? Кстати, мы всей компанией хотя бы раз в год вместе идём кататься на каруселях.

6 правил идеальной детской площадки — Strelka Mag

Последние пару лет Москва переживает расцвет детских площадок. Самую большую и интересную из них — «Салют» — открыл Музей современного искусства «Гараж». Теперь в любую погоду там собираются дети, подростки и взрослые. «Салют» собран из оборудования Юлиана Рихтера, мирового классика игровых зон. Strelka Mag попросил Рихтера, авторов «Салюта» и специалистов по детским площадкам в России обсудить, как поменялись игровые зоны Москвы, ради каких стоит выехать из центра города и что в ближайшем будущем пропадёт с детских площадок.

Участники дискуссии: Юлиан Рихтер, основатель компании Richter Spielgeräte GmbH, разработчик критериев оценки и тестирования стандартов безопасности EN (European Harmonized Standard for Commercial Playground Equipment). Александр Фронтов, генеральный директор бюро «AFA/Александр Фронтов и Архитекторы». Ксения Голованова, архитектор, сотрудник AFA. Белла Филатова, партнёр архитектурного бюро «Дружба», соучредитель детского архитектурного клуба «Кони на балконе». Дарья Алексеенко, руководитель проектов Strelka Architects, куратор детского архитектурного клуба «Кони на балконе».

 

ПРАВИЛО 1:

НИКАКИХ ПРАВИЛ НА ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ

Юлиан Рихтер: В создании площадок нет чёрного и белого или правильного и неправильного. Но есть ключевые вещи, о которых мы всегда помним. Первая из них — это самоопределение. Детская площадка должна помогать в этом ребёнку. Второе ключевое слово — вместе. Из собственной жизни я вынес, что хорошо, когда рядом играют дети разных возрастов. Несколько поколений моей семьи были пасторами и учителями, а у матери было 11 детей. Даже когда старшие вырастали, мы ели все вместе. Поэтому тема общности и социальной ответственности для меня так важна и очевидна.

А третье правило состоит в том, что игра — это не сборник правил. В игре дети учатся по-настоящему. Этого не даёт спорт, где есть правила и цели, и не даёт школа, где игровой процесс чаще всего блокируется.

Белла Филатова: Насколько детям будет интересно на детской площадке, зависит от её игровой ценности. А она складывается из многих факторов: насыщенности игровых функций, образности и при этом не навязанности тем, возможности разных сценариев для игр, наличия полезного риска и одновременно чувства безопасности. И, конечно, непредсказуемости. На такой площадке дети смогут провести несколько часов, и им не станет скучно.

Сегодня в городе переизбыток пластика, поэтому всё чаще детские площадки строят из натуральных и естественных материалов. В то же время появляется электронное уличное оборудование, например карусели начинают петь песни. Если это одна и та же песня или игра без вариантов, это у площадки все равно низкая игровая ценность, и детям вряд ли будет интересно.

По словам архитектора Ксении Головановой, «Салют» состоит из нескольких слоев. Есть структуры, которые привлекают внимание — это горки и качели. Есть менее заметные зоны, и часто человек приходит, привлеченный яркой конструкцией, а потом перемещается в более спокойное место. Третий уровень — для самых внимательных. Кое-где на камнях и дорожках сделаны следы зверей, в водной зоне можно найти крабиков, это совсем мелкие черты, которые нужно выискивать.

«Башни». Дизайн башен — отсылка к американским горкам и к Шуховской башне одновременно. Зона построена как полоса препятствий с горками, веревочными мостиками и канатами, но может служить и как небольшая смотровая площадка для детей.

«Мегакачели». Зона включает 29 разных качелей с вечерней подсветкой, которая меняет цвет в зависимости от скорости и синхронности качания. Овальная конструкция, на которую крепятся 29 качелей, обыгрывает форму временного павильона «Гаража» Шигеру Бана, который стоял на этом месте, и колесо обозрения, которое когда-то стояло в парке Горького.

«Поляна малышей». Здесь самые маленькие могут порисовать песком, спрятаться в домике, полазать по небольшим холмикам, которые также служат неформальными границами зоны. Прием такого мягкого зонирования с помощью кустарников и насаждений используется по всей площадке.

«Морское дно». Это зона игры с сухим и мокрым песком. Можно “традиционно” лепить куличики, а можно откопать скелет динозавра. Эта часть площадки — самая удаленная от входа — предполагается, что сюда будут доходить целенаправленно, а значит, в подходящей одежде, которую не жалко испачкать или намочить.

«Водная станция». Это самая большая водная зона для детей в городе — длина канала больше 100 метров. На его протяжении есть участки для активных игр (например, с водными пулеметами) и такие, где можно понаблюдать законы физики (винты Архимеда), поиграть с дамбами или пустить кораблик.

«Овраг». В овраг можно скатиться по горке, а можно, наоборот, использовать его как маленький скалодром. Хоть зона кажется простой, она была очень трудоемкой из-за специфики резинового покрытия на крутых поверхностях и задачи развести потоки детей, которые занимаются разными активностями.

«Конструктор». Зона мобильного конструктора не самая типичная для московских площадок в общественных местах с большой проходимостью. В ней лежат большие мягкие блоки, из которых можно построить что-нибудь, поэтому в этой зоне дети обычно объединяются в группы и взаимодействуют друг с другом.

Рядом находится площадка «Ловец снов» для более взрослых детей, где они могут проверить свою ловкость, забравшись на веревочную лазалку.

 

ПРАВИЛО 2:

Не каждая площадка подойдёт на каждый день

Белла Филатова: Можно условно выделить два подхода к детским площадкам. Функциональный ставит во главу угла возможности самого оборудования. А «лагерь эстетиков» больше внимания обращает на атмосферу и пространство. Идеальная ситуация — если оба подхода сочетаются. «Салют» как раз приблизился к сочетанию этих двух компетенций.

Дарья Алексеенко: Тематические площадки, по сравнению с абстрактными, ограничивают фантазию ребёнка. Но при этом поиграть там несколько раз в месяц действительно интересно. Площадка в виде корабля на Тверском бульваре как раз иллюстрирует такой сценарий. Во дворах жилых домов лучше организовать пространства абстрактной игры, чтобы у детей была возможность поворачивать разные сценарии.

Детская площадка на Тверском бульваре

Белла Филатова: А там, куда дети приходят не каждый день, может быть что-то тематическое, с одним-двумя вариантами прочтения. «Корабль» и «замок» на Тверском бульваре, в принципе, соответствуют этому правилу. Бульвар — это проходное место, туда приходят гулять и играть из разных районов. Но в то же время там есть местные жители, и их детям может поднадоесть постоянно играть на палубе корабля.

 

ПРАВИЛО 3:

ПАНДУСА ДЛЯ КОЛЯСОК — НЕДОСТАТОЧНО

Юлиан Рихтер: В Германии об инклюзии на детских площадках заговорили примерно 25 лет назад. Но часто всё сводится к тому, что создаются условия для колясочников и гордо говорится о безбарьерной среде. Но ведь есть масса других ограничений: зрение, слух, слишком маленькое или слишком большое тело. На «Салюте» мы старались создать оборудование, которым дети с ограниченными возможностями смогут пользоваться самостоятельно или хотя бы с помощью взрослых.

Впрочем, я уверен, что, даже если ребёнок на коляске приедет сюда и сможет побыть в атмосфере — не обязательно поиграв во всё, — это уже будет очень хорошо. Для меня инклюзия в первую очередь означает «вместе».

Детская площадка в саду Баумана

Детская площадка в Саду Баумана

Белла Филатова: Сегодня инклюзивные варианты оборудования есть в каталоге почти у каждого производителя, но их использование не обязательно, это зависит только от желания заказчика и проектировщика. Случаи, когда оно действительно есть, единичны. Площадка в саду Баумана была одной из первых и хорошо продуманных, причём для разных типов ограничений. Пандус могут использовать дети на колясках, а для слабовидящих были специальные контрастные рисунки. Очень жаль, что эту мысль архитектора не приняли во внимание и перекрасили площадку.

Детская площадка в саду Баумана

Детская площадка до того, как ее перекрасили. Фото: Wowhaus

Юлиан Рихтер: В саду имени Баумана мне кажется важным многоуровневость площадки. Можно гулять по пандусу или заезжать туда на колясках. На плоской поверхности играть скучнее, чем если есть хотя бы маленький холмик, изменение рельефа, которое разнообразит любую площадку.

Белла Филатова: На Тверском бульваре есть специальные качели и карусели, и дети на колясках могут играть рядом с другими. Но то, что эти качели подходят только колясочникам, немножко обособляет их. Лучший вариант — это оборудование, в которое играют все. Когда нет ощущения, что эта карусель специально для маломобильных, и она не стоит пустой, если таких детей нет на площадке. На Красногвардейских прудах во многих местах применён инклюзивный принцип, но, когда на площадку смотришь, это не заметно.

Тверской бульвар

 

ПРАВИЛО 4:

ДЕТЕЙ НЕ НУЖНО СПРАШИВАТЬ, КАКУЮ ПЛОЩАДКУ ОНИ ХОТЯТ, ЛУЧШЕ ПОПРОСИТЬ ПРИДУМАТЬ ПРО НЕё ИСТОРИЮ

Юлиан Рихтер: Мы не привлекаем детей к процессу проектирования. Наверняка многие педагоги вам скажут «давайте соберём группу, пусть они укажут место и скажут, что хотят». Но дело в том, что они расскажут о том, что видели, и не факт, что результат такого обсуждения будет выше, чем работа профессионалов.

Мы поступаем по-другому: строим площадку и наблюдаем, как её используют, во что играют, во что нет. Анализируем это и используем информацию в дальнейшем.

Белла Филатова: Да, дети действительно на вопрос «что ты хочешь на площадке?» расскажут о горках, качелях и кораблях, которые уже видели. Функциональное наполнение места можно создать и без ребёнка. Но мне кажется, что определить характер места, придумать историю, образ или легенду площадки должны дети. Хороший пример был у нас в Выксе. Мы собрали детей и родителей и поговорили с ними на тему того, чего не хватает в городе. Родители показали «места силы», а дети создали макет будущей площадки.

Потом мы приезжали к ним несколько раз обсуждать и дорабатывать проект и параллельно учили активировать место. На открытии дети гордо говорили всем, что это они сами придумали и это их площадка. За лето жители провели на ней несколько фестивалей, организованных своими силами. Такой подход влияет на человека, его чувство достоинства и понимание, что его слышат и он может внести вклад в развитие города.

 

ПРАВИЛО 5:

площадка ДОЛЖНА учитывать специфику места

Детская площадка на Красногвардейских прудах

Юлиан Рихтер: В самом начале нашей деятельности у нас получилось сделать очень удачную площадку в Гамбурге. Городские власти сказали, что хотят такую же и в других районах. Мы повторили её дважды, но такого успеха уже не было. Мы, конечно, гордимся нашим оборудованием, но, как видите, это не всё, что нужно.

Важно — понять контекст района: окружение, социальную ситуацию, будущих пользователей.

Это будут дети нескольких домов в резидентском тихом районе или семьи рабочих-мигрантов, которые постоянно переезжают, а значит, и дети на ней будут всё время разные? А где находятся соседние площадки и как они выглядят? Что касается уникальности площадки как бренда — мне кажется, это скорее волнует взрослых. Детям не так важно, насколько место их игр уникально в рамках города, им важно чувствовать, что это их площадка.

Детская площадка на Красногвардейских прудах

Детская площадка на Красногрвардейских прудах

Белла Филатова: Когда мы создавали площадку в парке на Красногвардейских прудах, перед нами как раз стояла задача сделать что-то, что могло бы стать брендом района. Мы продумали игровую среду на всём протяжении парка, чтобы дети исследовали его в движении. К сожалению, не все идеи воплотились. А самым ярким акцентом стали домики на деревьях.

После 4–5 лет не интересно играть на высоте метр-полтора, и если нет возможности на площадке — ребёнок залезет куда-нибудь ещё.

В домик можно залезть и посидеть в укромном месте, что тоже важно детям. И вообще, если в районе есть уникальное место и там играют дети — это положительно влияет на само его отношение к району.

 

ПРАВИЛО 6:

Не забывать про подростков

Юлиан Рихтер: На детских площадках стало больше хай-тека, пластика и синтетических материалов. Увеличилась доля массового производства и крупных компаний, работающих по принципу конвейера. Кроме того, на площадках появляется больше зон для подростков: в 13–14 лет тоже нужны игра и самоопределение с её помощью. А ещё движение и риск.

На «Салюте», например, есть круги, на которых можно крутиться довольно быстро. И при этом, если закружилась голова, можно сделать шаг назад и остаться на этой карусели, не потеряв лица перед сверстниками.

Часто дети вырастают, и родители счастливы сказать им: «Всё, теперь ты взрослый». Как будто он остановился в развитии. И дело не в том, чтобы студенты или взрослые приходили на детскую площадку. А в том, чтобы они внутри были свободными, уважали игру и играли сами. Ведь можно смотреть на проблемы как ребёнок, открытый и готовый придумывать новое. Для меня, например, когда я принимаю людей на работу, это важный вопрос — как ты смотришь на жизнь, а как на игру, может ли это быть твоим стилем жизни? Кстати, мы всей компанией хотя бы раз в год вместе идём кататься на каруселях.

Фото: Ольга Алексеенко

конструкция, основные составные элементы, виды площадок, проекты и идеи для детской площадки

Пожалуй, каждый человек проводит свои первые десять, а то больше лет жизни на детской площадке. То первое чувство радости и первый вкус победы, когда полностью сможешь пройти «горку» и гордые взгляды мамы и бабушки за первый совершенный в жизни подвиг. Поэтому детская площадка занимает важное место в жизни каждого ребенка.

Что представляет собой детская площадка?

Традиционно под детской площадкой понимается место, где играют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно площадки, ориентированные на младший возраст, не будут содержать каких-либо сложных элементов, таких как лестницы и канаты, так дети такого возраста едва научились ходить.

Детские площадки направлены на умственное и физическое развитие детей в игровой активной форме. Площадки могут быть как спортивного типа, так и тематические.

Современные российские детские площадки должны соответствовать ГОСТ Р 52169−2003, который регламентирует, как они должны быть оборудованы и какие испытания на безопасность должны быть проведены непосредственно перед тем, как на них начнут играть дети.

Детская площадка

Детская площадкаДетские площадки должны быть огорожены от проезжих частей, быть хорошо освещены, вокруг каждого игрового элемента должно быть достаточно свободного места. Все оборудование должно быть изготовлено из гипоаллергенных материалов, высота конструкций должна быть безопасной и допустимой для определенных возрастных групп.

Длина тоннелей не должна превышать 75 сантиметров, а элементы, предполагающие возможное падение ребенка должны быть не выше 50 сантиметров.

Горки должны быть оборудованы специальными перекладинами, а на конце иметь мягкое закругление. Игровые элементы не должны быть подвержены коррозии и воздействию влаги, перепадам температур и морозам.

Кроме того, покрытие у детских площадок должно быть прорезинено и обладать амортизирующем эффектом, смягчающим удары при падении, так как дети активные и часто падают.

Для чего нужна детская площадка?

Детская площадка — это место, отведенное для симуляции взрослой жизни. Общаясь друг с другом, дети «репетируют» различные жизненные ситуации, с которыми они непременно столкнутся во взрослой жизни. На площадке дети учатся разрешать конфликты, дружить, стоить отношения, в том числе и семейные.

Площадка для детей на даче

Площадка для детей на дачеБлагодаря различным игровым элементам, таких как домики, песочницы, горки, ракеты и т. п. дети примеряют на себя различные социальные роли, причем, при желании, каждый день разные. Поэтому наличие детской площадки очень важно в жизни ребенка. Детская площадка для ребенка примерно то же самое, что автодром для будущего водителя, там они готовятся к взрослой жизни, «примеряют» на себя различные жизненные ситуации и обучаются навыкам общения.

Какими бывают детские площадки на участке?

Современные детские площадки в последнее время производят из пластика, однако иногда на участках можно встретить площадку из дерева либо металла. Площадки обычно выглядят ярко и красочно из разных цветов.

Площадки на участках обычно универсальные и визуально делятся на секции:

  • песочницы;
  • спортивное оборудование;
  • балансиры;
  • тренажеры;
  • качели на пружине;
  • качели;
  • карусели;
  • горки;
  • беседки или детские домики;
  • скамейки.

Качели для детской площадки

Качели для детской площадкиВажно рассчитать размер детской площадки и приблизительное количество детей, которое будет на ней проводить время, исходя из того место, где она будет располагаться.

Детские площадки целесообразно также устанавливать на территориях детских больниц. Несмотря на небольшие пространства, с учетом современных технологий можно организовать игровое пространство любого размера. Играя, дети отвлекаются от напряженной больничной обстановки и быстрее идут на поправку.

Проекты детских площадок

Необходимо учитывать и то, что дети нового поколения имеют, другое, отличное от их родителей «кнопочное» мышление, поэтому полезно разрабатывать для них детские площадки, соответствующие условиям современного общества.

Современные производители предлагают детские площадки на любой вкус и кошелек. Они могут быть тематическими, так, например, на детской площадке может быть помещен игрушечный корабль, совмещающий в себе все вышеперечисленные элементы.

Или же, например, проект детской площадки на противопожарную тему или на оказание скорой медицинской помощи. На такой детской площадке дети, играя, обретут необходимые и важные для жизни навыки и опыт. Проекты детских площадок, повторяющие сказки и мультфильмы позволят детям ощутить себя в роли любимых героев.

Итак, вот несколько советов от экспертов касательно оборудования детский площадок:

  • Детская площадкаДетская площадкаСпортивные детские площадки помогут развить к определенным видам спорта интерес в раннем возрасте, который в дальнейшем, возможно, перерастет в серьезное увлечение.
  • Хорошей идеей сделать на детской площадке песочницу под навесом, который будет защищать песок от влаги и дождя. Такие песочницы особенно подойдут для прибрежных городов либо на детских площадках, расположенных около моря. Качество огражденного песка не будет портиться, так как он не будет отсыревать. Навес также предотвратить попадания в песочницу грязи, пыли, листьев и иных предметов.
  • Самый, что ни на есть тривиальный строительный материал бетон подойдет для создания интереснейших проектов детских площадок. Толковые дизайнеры способны вылить из бетона горки, скалодромы, лестницы, при этом все игровые элементы должны быть покрыты специальным защитным материалом, обеспечивающим безопасность детей.
  • Переоборудовать под детскую площадку можно что угодно, например, снятый с эксплуатации небольшой самолет, переделав салон самолета в игровую либо обучающую комнату. Такие детские площадки, приближенные к современной жизни вызывают бурный восторг у ребенка и развивают детскую фантазию.
  • Интересный вариант детской площадки представлен современными дизайнерами в виде домиков хоббитов. Такие варианты закрытых детских площадок подходят практически для любых погодных условий.
  • Последние исследования детских психологов выявили, что для детей совсем необязательно строить детские площадки кислотных и ярких цветов. Цвет натурального дерева положительно воздействует на психику детей, поэтому площадки следует делать из натуральных природных материалов и использовать нейтральные цвета.
  • Более того, площадки должны удивлять ребенка, а не состоять из стандартного набора качелей и горок. Так, детям будет интересно играть в специально построенных для них башнях, маяках и кораблях.
  • Детская площадка в виде драконаДетская площадка в виде драконаИнтересным проектом является площадка в виде дракона, у туловища которого с двух сторон расположены две горки, каждая из которых рассчитана на конкретный возраст, соответственно, маленькие дети забраться туда самостоятельно не смогут, а внутри вместо классических шведских стенок установлены турники и развешены канаты.
  • Вместо обычной лестницы установлены специальные ящики, забраться на которые не так-то просто, придется немного постараться. То есть все элементы спроектированы, чтобы, с учетом возраста, физически развивать ребенка.

Таким образом, современные детские площадки развивают детей, хорошо влияют на их здоровье, а также украшают дворы. И важно, чтобы на детских площадках были зоны для разных возрастов, а также гармонично выделено место для родителей.

Идеи для детской площадки (видео)

какие бывают площадки, как выбрать

img

Очень важно, чтобы дети активно занимались на свежем воздухе, потому что это влияет на их рост и развитие. Для этих целей используются детские уличные игровые площадки, оснащенными всевозможными горками, стенками, лесенками, качелями и прочими комплексами.

Уличные площадки будут интересны и увлекательны для детей совершенно разных возрастов и займут их на долгое время.

Но чтобы правильно выбрать уличную площадку, нужно уделять особое внимание положению ландшафта, а также возрастной категорией детей и их численности.

На что следует обратить внимание при выборе игровой площадки

В наше время игровые площадки пользуются большим спросом и популярностью, они имеются на каждом дворе, и это не удивительно, ведь это отличный досуг для детей.

В связи с нарастающим спросом на игровые площадки, растут и предложения. Множество компаний предлагают широкий выбор как полноценных площадок, так и отдельных их компонентов, различающихся по своим формам, составом материала, стилем и величинами.

Такой огромный выбор может запутать вас, так какую же площадку выбрать? Чтобы не ошибиться с выбором, нужно учесть некоторые моменты:

  1. Самое первое, на что следует обратить внимание, это возрастная группа, для которой приобретается игровая площадка
  2. Второй не менее важный момент это то, где вы собираетесь ее устанавливать. Это может быть, к примеру, частный дом, либо какие-то детские заведения, типа школ, садиков и лагерей.
  3. И конечно же ваш бюджет. В пределах каких сумм вы намереваетесь приобрести игровой комплекс.

Различия игровых комплексов в зависимости от возрастов

Как было сказано выше, игровые комплексы отличаются в зависимости от возраста детей, для которых они установлены.

  • Итак, для детей младшего дошкольного возраста отличным вариантом игровой площадки будут такие составляющие, как песочница, качели, домики и лабиринты. Потому как в этом возрасте у детей развивается мелкая моторика.
  • Дети младшего школьного возраста по достоинству оценят разнообразие комплексов для активного времяпровождения. Это могут быть всяческие мишени, горки, препятствие. Ведь в этом возрасте дети отличаются своей подвижностью
  • Для детей более старших возрастов и тинейджеров понадобится подобрать более усложненный комплекс, оснащенный баскетбольным и футбольным полем, турниками и различными спортивными комплексами.

Также популярно сейчас делить уличные игровые площадки на несколько зон для детей разных возрастных категорий.

Нужно учитывать, чтобы такой вид детских игровых площадок был максимально интересным, и главное безопасным.

Функциональное зонирование детских игровых площадок

При планировании игровой площадки для общественного пользования, принято делить ее на зоны, которые будут приведены ниже.

  1. Зона для подвижных игр. Такая зона должна быть достаточно большой для свободного бега. Она состоит из всевозможных канатиков, лазалок, спортивных препятствий и рассчитана на активное времяпровождение.
  2. Следущая зона- это зона умеренных неактивных занятий. Это зона предназначена для маленьких детей. В ней устанавливаются различные домики, статуи, небольшие горки и качалки, песочница и скамеечки.
  3. И наконец зона отдыха. Она предназначена для комфортного времяпровождения родителей, посещающих площадки со своим чадом и самих детей. В такой зоне устанавливаются беседки, скамьи, всяческие «грибочки» и «шляпочки» от тени. А возле зоны отдыха принято высаживать различные цветы, кустики, деревца и клумбы.

Игровые площадки могут иметь различные зоны, оснащаться дополнительными комплексами, местами и оборудованиями по желанию заказчика, которые будут приведены ниже.

Детские площадки их виды и элементы

Основной принцип оборудования любого вида детских площадок включает в себя набор определённых элементов. Они могут состоять из конструкций:

  1. «Качалок-балансиров». (Конструкцию используют для семилетнего возраста, необходимая безопасность создаётся поручнями вокруг сиденья.)
  2. «Качалок на пружинке». (Для площадок с ограниченной площадью можно использовать 1-2 ярко окрашенные качалки, для детей малого возраста 2-3 года. Различного формата.
  3. «Качелей». (Самая распространённая и любимая детьми конструкция для всех возрастов. Для младшего возраста предусмотрены конструкции небольшой высоты с обязательным ограждающим элементом вокруг сиденья. Для более старшего возраста устанавливается конструкция с открытыми сиденьями, большей высоты и активной амплитудой. Для дворовых площадок с различным возрастным уровнем детей выбирайте двойные конструкции, или вариант повтора, для предотвращения нехватки игровых элементов.)
  4. «Лазалок», множества модификаций. Занятия на подобных конструкциях помогают ребёнку обрести физическую силу, ловкость, крепость мышц и позвоночника. А причудливость форм способствует развитию мышления.
  5. «Горок», разного рода высоты и вариантов исполнения для различных возрастных категорий. С различными лестницами и зон с покрытием.

К категории «Классика» можно отнести так же:

Для особого разнообразия детского досуга площадки можно усилить особыми элементами детского оборудования. Это:

  • Скалодромы;
  • Необычные вагончики;
  • Верёвочные элементы;
  • И другое оборудование для активного развития детей на открытых площадках.

Готовые комплексы для игровых зон

Чтобы хорошо оборудовать детскую площадку можно самим сделать набор элементов из предлагаемых производителями, или остановить свой выбор на скомплектованных игровых комплексах.

Второй вариант позволит получить ряд преимуществ:

  1. Это полностью спроектированный комплекс, в котором учтены потребности детей всех возрастов. Соответственно данная зона отдыха будет интересна как малышам, так и подросткам.
  2. В комплексе подобрано оптимальное сочетание площадок для активного и пассивного движения. Соответственно существует возможность реализации разного рода игр.
  3. Правильная планировка ведёт к компактности детской площадки. Это сокращает площадь дворовой территории и облегчает монтаж.

Зачастую, подбирая элементы для монтажа детских площадок самостоятельно, или руководствуясь проектом производителя, вы добиваетесь более разнообразного результата.

Площадка содержит большее количество элементов и тем самым, более нравится детям. Заказчик сам формирует смету, комбинируя разные элементы детского оборудования. Стоимость готового комплекса уже зафиксирована и не меняется.

Детские площадки можно классифицировать по их назначению

По данной классификации площадки делятся на:

  1. частного пользования;
  2. общественного пользования.

При частном использовании оборудование приобретают для установки в загородных коттеджах. Делая выбор важно учитывать следующее:

  • Ограничение пространства. Каждый элемент оборудования требует создания своей безопасной зоны, где категорически запрещено размещать другие элементы. Следовательно, площадки частного пользования укомплектованы небольшим количеством элементов.
  • Малая эксплуатация. Так как эти площадки предполагают игру малого количества детей одной возрастной категории, правильнее подбирать оборудование по возрастному уровню, а с ростом ребёнка проводить дополнение более возрастными элементами.
  • Оборудование для спортивных занятий. Для развития физ. Подготовки ребёнка родители стремятся привить ребёнку любовь к спорту. Для этого устанавливают различные спортивные снаряды для занятий на свежем воздухе. В сочетании с учёбой, спортивная нагрузка позволяет ребёнку укрепить здоровье, и в тоже время повысить иммунитет для развития и успешных занятий.

При подборе элементов детских игровых площадок в общественном использовании руководствуются другими критериями. Это:

  • Разнообразие;
  • Наличие разноплановых игровых зон;
  • Наличие элементов для детей разного возраста;
  • Отдельное расположение игровых зон малышей и старших детей;
  • Максимальная безопасность;
  • Качество элементов оборудования и установки, так как общественные детские игровые площадки испытывают максимальную нагрузку эксплуатации в отличие от частных.

Материалы производства

Эксплуатационные свойства продукции зависят от примененного сырья, субстанций. Чтобы детская игровая уличная площадка переносила большие разнонаправленные перегрузки без дефектов, опорные компоненты изготавливаются из первоклассного металла.

Металлические составляющие покрываются предохранительным лакокрасочным пластом. Он предупреждает разрушение и делает длиннее период службы отделанного фабриката.

Независимо от того, из каких субстанций сделана детская игровая уличная площадка, она обязана отвечать последующим требованиям:

  • Твердость и надежность. В промышленной документации к оснащению указана наибольшая нагрузка (возраст и масса тела деток), на что оно рассчитано, ее завышение приводит к быстрому изнашиванию и разрушению установок.
  • Устойчивость к погодным осадкам, ультрафиолетовому излучению, температурным колебаниям. Детские площадки для улицы не обязаны изменять собственные свойства под влиянием данных внешних обстоятельств.
  • Природная защищенность. Все примененные в ходе изготовления материалы (в том числе и клеевые смеси и лакокрасочное покрытие) должны являться экологичными.

Детские игровые комплексы фирмы Rainbow

Rainbow состоит в широком перечне игровых комплексов, какие превращают обыкновенный игровой процесс в увлекательнейший метод времяпровождения.

Тут есть тросы, веревочные лестницы и горки для тех, кто не способен усидеть на месте, интегрированная песочница для приготовления песочных куличей, реальный капитанский мост, мини-скалодром и ряд альтернатив качелей, что может помочь приукрасить свободное время одновременно многим деткам.

Имеются детские игровые площадки Rainbow в варианте деревянных домов с крыльцом и створчатыми окнами. С одной стороны к нему подстроена пластиковая горка, с иной — располагается комфортная деревянная лесенка, а на крыше имеется игрушечная дымовая трубка. Играя в этом домике, малолетние девчонки обучаются принимать посетителей, ведут себя как истинные хозяйки, создавая комфорт и чистоту в собственном домике.

Мальчишкам более нравятся игровые домики в варианте крепости, которой можно завладеть в период битвы либо защитить красивую принцессу, заточенную в высочайшую и недосягаемую башню.

Играя на оснащенной передовыми спортивными девайсами детской площадке Rainbow, детки стремительно развиваются и вырастают, делаются компанейскими, отважными, проворными и смышлеными.

Детская площадка должна быть опасной – Варламов.ру – ЖЖ

С точки зрения некоторых родителей, идеальная детская площадка – это метровый слой ваты или поролона без каких-либо элементов, перепадов высоты и, упаси боже, острых углов. Они хотят загнать своих отпрысков в стерильную среду и требуют, чтобы все детские площадки были абсолютно безопасными, не понимая, что на самом деле это для детей вредно. Подобные «вакуумные» площадки убивают в детях дух экспериментатора, не дают им развиваться и не имеют ничего общего с действительностью.

Несколько лет назад в журнале «Эсквайр» вышло интервью норвежских психологов Лейфа Кеннара и Эллен Хансон-Сандсеттер, которые рассказали, что не так с современными детскими площадками (даже в благополучной Норвегии!) и почему детям нужны «опасные» детские площадки.

Эллен Беата Хансон-Сандсеттер, профессор психологии Университетского колледжа королевы Мод для дошкольных преподавателей:

«Современное общество устанавливает для детей новые правила игры – в прямом смысле этого слова. В моём детстве детям разрешали целыми днями бегать по улицам и лазить по деревьям. В промежутках между играми ты забегал домой, хватал на кухне бутерброд и опять бежал на улицу – до самого вечера. В наше время детская жизнь более упорядоченна и организованна, например, в Норвегии 90% детей с годовалого возраста ходят в детский сад, потом настает черед школы с неизбежной продлёнкой. Всё своё время дети проводят под жёстким взрослым контролем, и их практически невозможно увидеть на улицах или в парках.

Мне сорок лет, и детские площадки, на которых я играла, заметно отличались от современных. У нас были тарзанки, сетки для лазанья, высоченные горки, шаговые качели, а главное – все они были разные, можно даже сказать уникальные. Нынешние площадки безличны, похожи одна на другую.

В 1999 году, когда я училась в аспирантуре, мне пришло в голову провести исследование на тему соответствия современных площадок детским потребностям. За год до этого в Норвегии приняли закон о единых стандартах безопасности, и множество детских площадок, которые были построены городскими общинами из подручных средств, были закрыты. Те общины, у которых хватило денег для закупки стандартных аттракционов, завезли на площадки пластиковые качели, низенькие горки метровой высоты и лестницы с устойчивыми ступеньками, песочницы с грибками.

Детям, конечно, этого было недостаточно, они начали усложнять аттракционы: для нормального развития им необходим риск, и они получат его любыми возможными способами. Им, например, надоедает скатываться с горки, и они начинают на нее забегать задом наперед. Или залезают на крышу грибка и прыгают оттуда, пока взрослые не видят. Или прыгают с качелей. К счастью, в Норвегии поверхность под качелями – песчаная, а в песок приятно приземляться, но, например, в Британии качели ставят на гаревую поверхность, чтобы дети с них вообще не прыгали. Разумеется, не помогает.

По статистике количество детей, получивших травмы на детских площадках Норвегии после принятия закона о единых стандартах безопасности на детских площадках, не уменьшилось и ежегодно составляет 2,2 случая в каждом детском саду. Это включает все: синяки, царапины, разбитые носы и ушибы, то есть те вещи, без которых не должно обходиться ни одно нормальное детство. При этом мы выявили тенденцию: если раньше дети травмировались за счет якобы недостаточной безопасности на площадках, то теперь они ломают руки и ноги, пытаясь сделать «стерильный» инструментарий более интересным и, можно сказать, опасным.

В 2005 году я договорилась с воспитателями десятка детских садов о том, что буду приходить к ним на площадки с видеокамерой. В общей сложности я наблюдала за 70 детьми 3−5 лет. Мое исследование подтвердило версию о том, что детям не хватает стандартного оборудования на площадках, и они склонны к поиску дополнительных опасностей. При этом они сами прекрасно соблюдают меры безопасности и никогда не будут рисковать больше нужного. Например, никогда не полезут на верхушку дерева, а будут подбираться к ней постепенно, преодолевая страх «ступенька за ступенькой».

Лейф Кеннар, профессор психологии Норвежского университета естественных и технических наук:

Я работал вместе с Эллен, когда она писала диссертацию. Моя гипотеза состоит в том, что стремление ребенка к так называемым опасным играм – нормальный этап психологического развития. И если мы будем пытаться оградить его от всех возможных опасностей, то полноценную личность мы не получим. Приведу простой пример. На своих лекциях я часто спрашиваю студентов, боятся ли они ос. Как правило, этого боятся все, но люди, которых хоть раз в жизни жалила оса, боятся меньше, чем те, кого оса не жалила ни разу. В конце концов, у каждого из нас есть потаенные фобии: мы боимся огня, воды, высоты, боли. И если ребенок ни разу в жизни не соприкоснется со всем вышеупомянутым, его фобии будут только прогрессировать.

Как психолог, вот уже двадцать лет я работаю с людьми, которые одержимы страхами. Родители, что совершенно объяснимо, подвержены таким страхам гораздо больше других. Я пытаюсь объяснить, что синяки и царапины не представляют никакой угрозы для жизни ребенка и что шишка на голове не помешает его развитию. А ведь по статистике ничего более страшного, чем пара синяков или вывих руки, с ребенком на детской площадке произойти не может. Летальные случаи на площадках, к счастью, крайне редки и встречаются в Европе не чаще одного в десятилетие.

Я сам в детстве неоднократно резался ножом и ни разу не отсек себе пальцы. И нормальное детство предполагает преодоление страхов, но не их искусственное устранение. Параллельно с основной работой я являюсь тренером по дзюдо и всегда могу отличить тех детей, которых ограждали от опасных игр, от тех, кого искусственно не ограничивали в развитии. Первые не умеют соблюдать баланс, у них изрядно хромает координация движений. Я прошу их поднять правую руку — они поднимают левую. А вторая группа детей выполняет все задания с невероятной легкостью. Детская площадка – модель общества, и не стоит делать ее безопасной, как барокамера. Иначе вместо нормальных детей у нас будут вырастать странные человечки.

Детям не нужна дополнительная безопасность, им нужен адреналин. Эллен показала мне удивительную видеозапись: мальчик играет в одной из кабинок карусели, сконструированной в соответствии со всеми требованиями современной безопасности. Но если раньше такие кабинки были деревянными, то теперь они сделаны из цельного пластика, поскольку считается, что деревяшку можно хитрым образом выломать, и тогда ребенок залезет на крышу кабинки. На видео есть эпизод, в котором мальчик подтаскивает к кабинке большую метлу, ставит ее в распор и по ней залезает на крышу. Напрашивается вывод: излишне заботясь о детской безопасности, не добиваемся ли мы обратного результата? В конце концов, как взрослый может предугадать, по какому пути пойдет фантазия ребенка?

С точки зрения эволюции идеальная детская площадка должна быть похожей на среду, в которой ребенок будет жить, когда повзрослеет. Но такие вещи были возможны тысячу лет назад, не сейчас. Современное общество меняется слишком быстро, изменения мало предсказуемы, и мы можем сделать одно — дать ребенку возможность играть так, как ему хочется, преодолевая свои страхи. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не лез на опасную высоту, опасался незнакомцев, не хватался за острые предметы. На идеальной площадке все эти опасности собраны в миниатюре. Вы можете обложить ребенка ватой, бесконечно стерилизовать его игрушки, но в итоге он вырастет и столкнется с бактериями, твердой землей и острыми углами.


Надеюсь, вы понимаете, о какой опасности идёт речь. Если у вас во дворе рабочие кладут резиновую крошку толщиной 1 см прямо на бетон, если отовсюду торчат гвозди и острые металлические края, если от края горки до земли полметра высоты, а приземляются дети копчиком на асфальт – это не естественная опасность, а грубые ошибки проектирования, которые надо немедленно исправлять.

Совсем другое дело – когда ребёнок самостоятельно перебирается с башни на башню по раскачивающемуся мостику или забирается куда-то высоко по канату. Может быть, даже падает на песок или древесную мульчу. В этом нет ничего страшного: играя и рискуя, он учится и развивается. Проверяет возможности своего тела, развивает баланс и глазомер, понимает, что по-настоящему опасно, а что не очень. После игр на площадках с возможностью здорового риска детям будет проще адаптироваться к реальному миру.

10 принципов хорошей детской площадки: gre4ark — LiveJournal

У нас принято ругать плохие дороги, очереди в школу или геев в США, но при этом практически никто не замечает ужаса у себя во дворе. Более того, это не просто ужас, а прямая угроза для будущего поколения! Детские площадки должны познакомить ребёнка с окружающим миром, научить оценивать свои силы через игру, получить в безопасных условиях первые синяки, научить прекрасному — дать толчок для развития, но во дворах ставят пресные разноцветные убожества для галочки.

Хорошая детская зона – результат большой работы архитекторов, дизайнеров, психологов и самих детей. У нас же решение стоит за чиновником с одним каталогом площадок, а родители оценивают детское пространство исходя из количества цветов. В итоге получается творчески стерильная яркая среда, исключающая фантазию и возможность получить даже малейшую травму. Если человеку не дать возможность почувствовать страх и боль от своих ошибок в детстве, то он это с радостью компенсирует во взрослом возрасте. Яркий пример – молодые водители, которые последние годы массово бьются в городе и на трассах.

Давайте разберёмся, как отличить хорошую площадку от плохой!

1. Зонирование по возрастам

Площадка должна привлекать детей разного возраста, глупо считать песочницу идеальной площадкой для 15-летнего парня. Обычно площадка делится на три зоны: для совсем маленьких, детей постарше и подростков.

2. Личное пространство

Подход «если ты ребенок – то ты должен быть среди толпы детей, ты не можешь быть личностью, пока не вырос» критически ошибочный. К 2 годам можно различать уже 12 различных типов характера у ребёнка: кто-то больше любит одиночество, а кто-то быть в центре внимания. Поэтому нужно создавать как открытые зоны, так и полузакрытые. За песочницу в центре городка проектировщика нужно отправлять работать на автобусную остановку.

3. Сценарии игры

Не нужно придумывать за детей, чем они будут заниматься – оставьте им свободу воображения! Кремли, полицейские машинки или кораблики в большинстве случаев плод фантазии чиновника, который забыл про своё детство и считает панельный серый дом идеальным жильём.

Почему дети любят играть с песком? Потому что там не ставят рамок и можно творить. Детская площадка должна повторять этот принцип.

4. Естественные цвета и материалы

Метод «покрашено, значит красиво» хорошо работает лишь в армии – не надо с детства приучать детей к китчу и безвкусице. Через игру ребёнок должен узнать о мире вокруг, поэтому лучше всего применять естественные цвета и материалы.

Помните, что вкус приучается с детства, а яркие цвета или неудачная их комбинация могут навредить ребёнку.

5. Покрытие

Покрытие площадок может быть разным, но чем выше высота возможного падения – тем лучше должна быть амортизация. Резиновое покрытие лишь один из подвидов, который у нас кладётся с массовым нарушением. Если кратко, то резина должна амортизировать, а для этого её слой должен быть чуть ли не 10 см. У нас же кладут пару сантиметров на асфальт – такое покрытие сделает лишь хуже при падении.

Перед выбором цветов покрытия спросите себя, почему дети с удовольствием бегают босиком по траве, улыбаются на песчаном пляже или с радостью играют дома на ламинате. Может дело не в цветах, а в качестве среды вокруг?

6. Заборы

Не нужно приучать с раннего детства детей к тюрьме и развивать агорафобию.

Небольшие оградки имеют право на существование только вокруг городка для самих маленьких или в виде кустарников по периметру всей детской зоны.

7. Рельеф

Рельеф площадки не должен быть плоским. Земляные горки легко заменят все городки и приучат детей к естественной среде. Деревья тоже важная часть хорошей площадки. Не только в качестве защиты от дождя и ветра, но банально для пряток и вырезания букв на стволе.

8. Место для родителей

У детских городков обычно две группы пользователей: дети и их родители. Формально о первых обычно думают, а вторых выкидывают – так делать не надо.

Скамейки или столики по периметру площадки улучшит карму чиновника и архитектура площадки. Лучше их делать под деревьями или в виде беседки. Особый шик предусмотреть небольшое кафе с туалетом и столиками рядом.

9. Зимнее использование

Всё-таки мы живем в северной стране, поэтому без зимнего использования никак.

10. Спрашивайте детей

Почему лесенка сделана с одной стороны, а горка с другой, почему именно такая ширина площадки, зачем на площадке 5 типов городков? Проектировщики и чиновники придумали для себя идеальную площадку, но не спросили тех, для кого всё это делается – в этом ключевая ошибка.

Привлечения детей для проектирования среды весьма популярный инструмент на западе, который гарантирует детские улыбки и любовь к месту. Так что спрашивать, анализировать и воплощать!

Поделиться записью:

А ещё можно подписаться в…

Посты по темам:
Город, дружелюбный к детям

Детям нужны опасные игры