Что нужно для домашнего кинотеатра – модели, как выбрать 3D-кинотеатр с караоке и можно ли сделать своими руками? Что входит в комплект системы?

Содержание

Как обустроить домашний кинотеатр | Блог

Кто не любит ходить в кинотеатр? Огромный экран, хороший звук, попкорн — ради этого люди и ходят на кинопремьеры. Но если очень захотеть, то кинотеатр можно обустроить прямо у себя дома.

Где разместить

Первое, что нужно сделать, — прикинуть, подойдет ли ваша комната для домашнего кинотеатра. В идеале для этих целей нужно выделить отдельную комнату, но позволить такую роскошь могут обладатели просторных квартир или владельцы частных домов и коттеджей. Но если вы не обладаете ни тем, ни другим, то для кинотеатра подойдет обычная гостиная.

Обратите внимание на отделку помещения. Светлые оттенки будут отвлекать от просмотра и не дадут полностью погрузиться в атмосферу фильма, как в кинозале. Поэтому, раз вы поставили цель сделать хороший домашний кинотеатр, покрасьте стены в темный оттенок. А если вы боитесь, что комната получится слишком мрачной, есть хороший прием: сделайте одну стену напротив экрана светлой, тогда интерьер не будет выглядеть так тяжело.

Поскольку кинотеатр невозможно представить без хорошего звука, то нужно позаботиться еще и о звукоизоляции. Чтобы не мешать соседям, установите на стенах специальные звукопоглощающие панели, усилят их действие мягкие предметы интерьера: подушки, пледы, ковры. А вот стеклянных и любых других гладких поверхностей стоит избегать — они отражают звук, усиливая его.

На чем смотреть

Конечно же, кинотеатр — это большой экран. Для максимально приближенного результата лучше всего подойдет проектор. Тут есть два варианта: LCD или DLP-проекторы.

Важно обратить внимание на разрешение: подойдет проектор с разрешением 1280×800 пикселей. Сегодня большинство фильмов на дисках и в интернете не превышают этот формат, поэтому картинка получится просто отличной. Конечно, если бюджет позволяет, то можно приобрести и более дорогой вариант с бо́льшим разрешением, но переплатить придется почти в 1.5-2 раза.

Если ремонт еще не сделан, то лучшим решением будет монтаж видеопроектора на потолок. Для этого нужно подвести к месту монтажа необходимые кабели и рассчитать правильное расстояние. Но если глобальный ремонт не предвидится, то проектор устанавливается на специальный бокс между кресел или перед диваном. В этот же бокс устанавливаются и все остальные технические компоненты кинотеатра.

Конечно, проектор можно поставить и на простой журнальный столик. Но готовы ли вы во время просмотра терпеть раздражающий и отвлекающий от просмотра свет, который видно через вентиляционные отверстия проектора. К тому же торчащие провода будут смотреться не очень красиво. С другой стороны, проектор, установленный на столике, быстро убирается в шкаф, что очень важно, если комната используется не только для просмотра фильмов. Но тогда каждый раз, когда вы захотите посмотреть фильм, придется тратить время на настройку.

Обязательно ли в домашнем кинотеатре нужен видеопроектор? Нет, его можно заменить телевизором. И тут действует только одно правило — чем больше диагональ, тем лучше. Смотреть фильмы на телевизоре диагональю 32 дюйма можно, но, согласитесь, это будет уже совсем не кинотеатр.

И звук!

Существует два формата аудиосистемы — 5.1 и 7.1, различаются они количеством колонок. В первом случае это 5 колонок, во втором, соответственно, семь. Если комната не очень большая, то вполне подойдет формат 5.1, но если размер помещения более 302 метров, то для наилучшего звука стоит выбрать аудиосистему 7.1. Для обеих систем существуют правила расположения колонок в комнате. Если установить все колонки вдоль одной стены, то вы не ощутите всю глубину звука и не почувствуете себя как в настоящем кинотеатре и смысла от такого количества акустики не будет.  


Если установить все колонки вдоль одной стены, то вы не ощутите всю глубину звука.

В домашних условиях аудиосистему лучше и проще всего будет установить по референсной схеме. В случае с форматом 5.1 одна, самая большая, колонка с сабвуфером располагается под телевизором или изображением проектора, две — по бокам, а оставшиеся две по углам за диваном. 

Если комната совсем небольшая и углы почти совпадают с краями дивана, то звук из задних колонок может слишком «бить» по ушам, тогда следует применить немного другую схему расположения системы 5.1:

Небольшие колонки, установленные на стене позади дивана и немного отвернутые в сторону экрана, не будут оглушать, и тогда просмотр фильма станет гораздо приятнее.

Чтобы установит аудиосистему 7.1 по референсной схеме, колонки необходимо разместить так:

В случае, когда в комнате находится не только диван, но и несколько кресел, придется добавить еще пару колонок и расположить все так:

Эта схема максимально похожа на ту, что используется в больших кинотеатрах.

Но можно не заморачиваться с системами и купить саундбар. Главное преимущество — отсутствие лишних проводов, так как многие из них устанавливаются через Bluetooth-соединение.

Для чего нужен домашний кинотеатр, или комплект акустики?

Зачем столько колонок?

В классическом понимании, Домашний Кинотеатр состоит из комплекта акустики, AV-ресивера, источника сигнала, и "монитора" это может быть телевизор или проектор. Чаще всего наши покупатели задают вопрос: для чего нужен комплект акустики? Действительно, зачем нужно так много колонок, когда для прослушивания музыки и фильмов, достаточно двух, как в стерео системе, или даже одной колонки  как в некоторых ноутбуках и планшетах.
Все дело в том, что современные кинофильмы записаны с системой многоканального звучания, это сделано для того, чтобы усилить впечатление зрителя от просмотра кино. Грубо говоря, звук может неожиданно возникнуть сзади справа, потом, спереди слева, или даже сверху. Для получения такого эффекта необходимо некоторое количество колонок и, к сожалению, для многих (почему-то особенно для женщин) этих колонок должно быть больше двух. Мало того, даже если вы расставите по периметру своей комнаты пять или семь колонок, такая система не может считаться полноценной системой домашнего театра, поскольку не хватает завершающего элемента – активного сабвуфера. Увы, но вам придется подыскать место в комнате для ящика размерами минимум 30х30х30 см. Звуковая дорожка к современным фильмам имеет несколько каналов, как правило, два фронтальных, центральный канал, тыловые, и отдельная дорожка для низкочастотных эффектов, то есть для сабвуфера. Это значит, что все низкие частоты, грубо говоря, басы, будут посылаться на сабвуфер, который, разумеется, должен присутствовать в вашей системе.

Если нет возможности разместить пять колонок?

Итак, теперь, когда понятно, для чего нужно столько колонок, расскажем об альтернативных решениях. В принципе, если для вас не так важны эффекты окружающего звучания, то можно обойтись и тремя – две фронтальных и центральная или даже двумя колонками. Почему тремя? Потому что центральный канал в системе домашнего театра, это колонка через которую транслируются все диалоги фильма, это так называемый "речевой канал", если при прослушивании фильма с многоканальным звуком отключить центральный канал, то диалоги либо вообще не будут слышны, либо Вам придется поднимать уровень громкости, чтобы их услышать, но одновременно с этим увеличиться и громкость фронтальных каналов, это приведет к тому, что громкость звуковых эффектов и музыки будет сильно выше громкости диалогов, то есть смотреть такой фильм практически невозможно. Однако, все современные AV-ресиверы имеют функцию передачи диалогового канала на фронтальную акустику, то есть специальный режим для случаев, когда в вашей системе используются только две колонки, а не три, или пять. С тыловыми динамиками все обстоит сложнее, пустить звук с задних колонок на передние можно, но эффект присутствия при этом теряется, какой смысл слышать из передних колонок то, что задумано воспроизводиться на задних?

Саундбар - домашний кинотеатр в одной колонке.

Если Вы не имеете возможности размещения в комнате полного комплекта колонок для домашнего театра (пять и более), существуют компромиссные решения, так называемые Саундбары. Саундбар или Звуковой проектор, это колонка, которая имитирует звучание полноценного комплекта акустики для домашнего театра. Основаны они на двух принципах: а) Отражение звука от стен. б) Имитация звучания тыловых колонок. Наиболее приближенный эффект дают звуковые проекторы основанные на первом принципе (отражение от стен), единоличную пальму первенства здесь удерживает компания Ямаха, они были одними из первых, кто начал продвигать эту технологию и до сих пор остаются лидерами в этой области.

Однако, саундбар не может заменить собой сабвуфер, поэтому почти все современные саундбары поставляются в комплекте с активным сабвуфером. Ещё один очень важный плюс активного саундбара: он не требует наличия AV-ресивера, так как уже имеет встроенные усилители для всех каналов и декодеры многоканального звука. Подключение всех источников сигнала, так же осуществляется непосредственно к такому саундбару. Но не стоит заблуждаться – саундбар, это, прежде всего компромисс. Если у вас нет возможности протягивать провода по всей комнате, если нет места для размещения пяти колонок, но при этом Вы хотите получить объемный звук, саундбар это единственное разумное решение в данном случае. Грубо говоря: даст ли саундбар больший эффект присутствия чем просто две колонки? Однозначно даст. Будет ли эффект присутствия созданный через саундбар сопоставим с системой из пяти независимых колонок? Однозначно нет.

Домашний кинотеатр на встраиваемой акустике.

Если Вам посчастливилось стать обладателем новой квартиры, и вы хотите организовать в гостиной современную систему домашнего театра, но ваш дизайнер возражает против установки множества колонок, аргументируя это тем, что они никоим образом не вписываются в дизайн, да и вообще места для них не предусмотрено, рекомендуем обратить внимание на встраиваемые колонки. На основе встраиваемой акустики можно построить очень качественную систему домашнего кинотеатра, возьму на себя смелость утверждать, что некоторые из таких система не уступят по звучанию большинству систем основанных на классических напольных колонках. Всю встраиваемую акустику для домашнего театра можно сделать потолочной, либо комбинировать принципы размещения, например фронтальные и центральный канал сделать встраиваемым в стены, а тыловые встроить в потолок.

Разумеется, и в этом случае сабвуфер будет так же необходим. Здесь у Вас два варианта: самый простой, это установка обычного отдельностоящего сабвуфера (тот самый ящик 30х30х30), либо сабвуфер, встраиваемый в стены (или даже в потолок и пол). В этом случае вся ваша система будет спрятана, а о присутствии колонок и сабвуфера, помимо потрясающего звучания будут напоминать лишь белые защитные решетки динамиков в стенах или на потолке (кстати, эти решетки Вы можете окрасить в любой подходящий цвет). Важное уточнение – встраиваемый сабвуфер это просто динамик заключенный в корпус, для его работы в составе домашнего театра необходим усилитель для встраиваемого сабвуфера. У всех производителей встраиваемых сабвуферов есть такие усилители. Учтите, что в этом случае на вашей стойке с аппаратурой добавится еще один компонент – усилитель для встраиваемого сабвуфера.

Для чего нужен AV-ресивер?

Выше, я вскользь упоминал о каком-то AV-ресивере, да, Вы все верно понимаете – путь  настоящего энтузиаста не заканчивается на пяти колонках и сабвуфере. Для того чтобы все это великолепие заиграло, необходимо устройство к которому подключаются колонки. Таким устройством является AV-ресивер. Не буду вдаваться в подробное описание данного аппарата, скажу лишь главное – AV-ресивер неотъемлемый компонент полноценной системы домашнего театра. Многоканальный звук, такой который задуман в киностудии, вы получите, только если используете AV-ресивер. Звуковая дорожка к фильму имеет зашифрованный вид, AV-ресивер оснащен специальным декодером, который расшифровывает этот сигнал и посылает каждый звуковой канал на соответствующую колонку, таким образом, получается именно то звучание, которое задумано режиссерами фильма, т.е. в нужный момент играет передняя левая, в какой-то другой задняя правая. Особенно это актуально для различного рода экшен фильмов, где свистят пули и пролетают самолёты, или даже звездолёты.

Ещё несколько слов об AV-ресивере: ресивер для домашнего театра, это не просто многоканальный усилитель, к которому вы будете подключать свои колонки, это устройство, куда так же будут подключены и все источники сигнала, такие как блюрэй, или двд проигрыватель, ТВ приставка, игровые консоли, и т.п.
Практически все современные ресиверы, даже самые недорогие оснащены вайфай и/или блютус приемником, это означает, что вы сможете передавать музыку со своего смартфона, планшета, или ноутбука сразу на AV-ресивер без использования каких-либо проводов. Так же многие AV-ресиверы имеют возможность озвучивать второе помещение, то есть независимо от того, что в данный момент слушают в гостиной, во второй комнате вы можете слушать радио.
Кстати, о радио. Абсолютно все AV-ресиверы оснащаются обычным ФМ приёмником, и почти все имеют возможность выхода в сеть и прослушивания интернет радио. Интернет радио это список всех основных мировых радиостанций, который круглосуточно транслируется через сеть Интернет. Это удобно, поскольку не нужно разматывать какие-то антенны, находить лучшую точку приёма или расстраиваться из-за помех в эфире.

Итак, что же в итоге?

  • Если для вас достаточно звука, который обеспечивают динамики вашего телевизора – поздравляю, Вы счастливый человек и дальше можете не читать.
  • Если у вас есть место только для размещения двух колонок по бокам от телевизора, тогда ставьте две колонки и подключайте их к ресиверу. В любом случае звук будет гораздо лучше того, что могут дать встроенные динамики телевизора. А возможности, которые предоставляет ав-ресивир: беспроводной прием музыки от смартфона, интернет радио, чтение музыки с флэш-накопителей, ещё никому не помешали.
  • Если Вы хотите получить объемный звук, но размещать колонки в комнате нет никакой возможности, тогда выход один – саундбар с сабвуфером.
  • Если Вы настоящий энтузиаст домашнего кино, и вас ничего не останавливает на пути к многоканальному объемному звуку, тогда система 5.1 это то, что наконец, поможет вам спать спокойно.

Для экстремалов домашнего кино.

Помимо систем с пятиканальным звуком, существуют домашние театры в конфигурации 7.1, то есть семь колонок и сабвуфер. Построить у себя дома такую систему было бы прекрасно, только имейте в виду, что фильмов со звуковыми дорожками 7.1 практически нет (ну, по крайней мере, их очень мало). Прослушивая фильмы с обычным пятиканальным звуком, ваши дополнительные две колонки будут лишь слегка усиливать объемный эффект, но не более того. Существует несколько режимов звука 7.1 , для каждого из них требуется наличие в ресивере конкретного декодера и строго определенное размещения колонок в комнате. Например, для системы с дополнительными фронтальными каналами необходимы декодеры DTS Neo:X и Audyssey DSX®, для верхних фронтальных Dolby Pro Logic IIz, DTS Neo:X и Audyssey DSX®, но как правило большинство из тех кто выбирает систему 7.1 останавливаются на конфигурации с дополнительными задними тыловыми колонками, необходимый декодер для такой конфигурации Dolby Pro Logic IIx.

  
 

Dolby Atmos и DTS-X

То же самое касается набирающей популярность системы Dolby Atmos и DTS-X, тут добавляются так называемые верхние каналы спецэффектов – два спереди, и два сзади, при помощи соответствующего декодера часть звуковых эффектов передается на эти колонки, в целом, общее ощущение присутствия от этого улучшается. Колонки для Atmos можно докупить отдельно, как правило, все производители их уже выпускают. Колонки имеют небольшой размер, а по длине и ширине подходят для установки сверху на напольную или полочную колонку того же производителя. Динамик колонки Atmos при этом направлен вверх, а эффект достигается за счет отражения звука от потолка. На этапе строительных работ, вы можете дополнительно заложить провода для колонок Atmos в потолок, а затем установить встраиваемую потолочную акустику, это и будут каналы для Dolby Atmos. Учтите, что каналы Atmos не заменяют собой обычные тыловые каналы, если весь домашний театр строится на потолочных колонках, то количество колонок на потолке у вас увеличится на четыре, по сравнению с обычной пятиканальной системой, хотя при использовании системы Atmos я рекомендую фронтальные и тыловые колонки разместить в стенах, либо использовать обычные напольные, а сам колонки Atmos установить в потолок.

Как выбрать домашний кинотеатр: советы профессионалов

Идеальный выбор для ярких впечатлений

В нашу жизнь аудио- и видеотехника вошли давно и сразу стали неотъемлемым атрибутом отдыха, комфорта и приятного времяпровождения. И если еще в 80-90-х переносной магнитофон и подключенный к старенькому телевизору видеоплеер казались чем-то невероятным, то в современном мире каждый из нас хочет дома наслаждаться качественным музыкальным звучанием и с головой погружаться в увлекательный блокбастер, изобилующий спецэффектами и компьютерной графикой. Теперь, когда хорошая техника с отменными характеристиками стала доступной, проблему выбора домашнего кинотеатра могут решить и былые меломаны 80-х, и современная молодежь.

Содержание:

Современный стиль в оформлении кинозоны

Что такое домашний кинотеатр?

Под системой домашнего кинотеатра подразумевается комплекс многофункциональной техники, предназначенной для передачи на экран монитора видеоизображения, а также звуковых колонок, усилительных устройств и прочей аппаратуры. Такой комплекс устройств позволяет получить не только качественную картинку изображения на мониторе и добиться высококачественного звучания, а и создать «эффект присутствия» даже в маленькой комнате.

Комфортный релакс

Сегодня приобретение и установка домашнего кинотеатра в квартире или частном доме является способом организации полноценного центра развлечений в жилом пространстве. Такая система прекрасно подходит для семейного просмотра фильмов, дружеских просмотров спортивных передач, качественного прослушивания концертов и т. д.

Уютный отдых

Основными составляющими элементами системы домашнего кинотеатра являются:

DVD-проигрыватель Звуковой декодер AV-ресивер, предназначенный для преобразования цифрового сигнала в аналоговый Усилитель и акустика с сабвуфером Телевизор (жидкокристаллический или плазменный)

Важно! Акустическая система в домашнем кинотеатре – главная его составляющая. Поэтому при покупке такого оборудования важно правильно подобрать источники звука и при этом грамотно расставить их по помещению. Немаловажным компонентом системы домашнего кинотеатра также является и дисплей.

Отличное решение в светлых тонах

Отличное сочетание со стилем кантри

Совет! Даже при правильном подборе акустической системы невозможно добиться комфортного видео и аудиовоспроизведения фильмов, если диагональ дисплея менее 20 дюймов. Поэтому монитор должен быть не меньше 32 дюймов.

Для большой компании

Дисплей размещается посреди комнаты, а колонки расположены на одинаковом расстоянии и друг от друга, и от зрителей, при этом задние колонки лучше установить на уровне выше головы. Причем колонки могут быть напольными, потолочными и встроенными. Последний вариант – самый оптимальный, потому как дает естественный звук.

На что обратить внимание?

Самостоятельно выбрать домашний кинотеатр реально, если знать параметры помещения, в котором будет установлена система, какие технические характеристики важны для вас, какой выделен бюджет. Но отталкиваться в выборе лучше от возможностей устройства и его совместимости с другой техникой: компьютером, Wi-Fi, FM и пр. Таким образом, вы легко и просто найдете оптимальный вариант.

Оригинальный дизайн

На какие же характеристики и параметры стоит обращать внимание при покупке домашнего кинотеатра?

Характеристика Какие показатели оптимальны? На что влияет?
Мощность В зависимости от площади комнаты, в которой будет установлен домашний кинотеатр, его мощность может составлять от 60 до 150 Вт Чем выше показатель мощности акустической системы, тем лучше будет качество воспроизводимого звука
Тип проигрывателя Бывает DVD плеер и Blu-Ray плеер. Первый способен воспроизводить фильмы из дисков объемом до 8 ГБ, а второй позволяетсмотреть видеофайлы в высоком качестве за счет записи файлов на емкостный оптический диск объемом до 50 ГБ От данного показателя зависит качество воспроизводимого изображения
Поддерживаемые форматы AVCHD, BD (Blu-rayDisc), MKV, MPEG4, DLNA или все вместе От типа поддерживаемого формата записи файла зависит качество воспроизведения звука и изображения
Импеданс Акустическая система домашнего кинотеатра и усилитель должны работать при одинаковых показателях сопротивления. Поэтому если импеданс колонок ниже, чем у усилителя, то звучание при воспроизведении будет искажено. Этот параметр нужно учитывать во время подключения колонок к внешнему усилителю
Чувствительность Зависит от параметра импеданса От чувствительности акустики зависит ее громкость воспроизведения звука
Частота Данный показатель должен быть в пределах 16-20 кГц Чем шире этот диапазон, тем насыщеннее звук
Соединение с проигрывателем Проводное или беспроводное Удобство пользования и эстетичный вид аппаратуры
AV-ресивер Оптимальное значение 256 кГц Влияет на качество звука
Интерфейсы Тип входа/выхода: HDMI, S-Video, Коаксиальный, оптический, компонентный, композитный, линейный, микрофонный и т.д. От данного показателя зависит функциональность акустической системы и возможность ее сосуществования с другими техническими устройствами

Стильный минимализм

Помните! Чем выше технические характеристики той или иной модели домашнего кинотеатра, чем лучше ее возможности, тем выше стоимость системы.

При выборе домашнего кинотеатра и акустической системы к нему необходимо уделить особое внимание их внешнему виду, расцветке и дизайну, потому как они долгое время будут незаменимыми деталями окружающего интерьера. Кроме того, учитывайте площадь комнаты, в которой будет установлен кинотеатр. А при покупке акустической системы мощностью свыше 150 Вт позаботьтесь о дополнительной звукоизоляции стен, потолка и пола комнаты, что к тому же улучшит качество воспроизводимого звука.

Полноценный кинозал в подвале

Гостиная в классическом стиле

Необычная идея

Выбираем производителя

Торговая марка домашнего кинотеатра не самый главный фактор, но и ее нужно учитывать при выборе такой аппаратуры. Именно от производителя зависит не только качество сборки устройств, а и цена всего комплекта.

Среди самых бюджетных моделей домашних кинотеатров – продукция торговых марок Supra и Logitech. Производители данных акустических систем используют базовые и бюджетные материалы, что иногда отражается на качестве звучания и изображения.

Модель от Logitech

Изящный Samsung

LG удивляет

Лучшим качеством сборки, изображения и звучания, а также приемлемой стоимостью обладают домашние кинотеатры марок Samsung, LG, Panasonic, Sony и Yamaha. Товары этих торговых марок представлены в широком ассортименте, что позволяет подобрать акустическую систему по всем своим требованиям.

Совет! Домашние кинотеатры данного уровня больше подходят для просмотров кинофильмов, а тем, кто любит слушать музыку, следует обратить внимание на других, более дорогих производителей, например, Bose, JBL, Canton и пр.

Домашний кинотеатр от Panasonic

Кроме того, существуют домашние кинотеатры класса люкс, которые ориентированы на ценителей необычного дизайна. Таковыми являются устройства бренда Loewe. Но при покупке таких домашних кинотеатров возможна переплата за внешний вид, но не за качество работы.

Неповторимый Loewe

выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2) / Stereo.ru

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 3\4 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

«Как выбрать домашний кинотеатр?» – Яндекс.Знатоки

Чтобы выбрать домашний кинотеатр нужно учесть все комплектующие.

Компоненты системы домашнего кинотеатра

Телевизор

Для сбора домашних кинотеатров традиционно покупаются телеприемники с диагональю 32 дюйма, также могут использоваться видеопроекторы или плазменные панели с большими экранами. Последние можно вешать на стены, изображение у них более яркое и четкое, а экран устойчив к засветке.

Видеопроектор

Видеопроекторы воспроизводят изображения любых размеров, для домашнего пользования приобретаются видеопроекторы формата около 200 на 150 см, а высокое качество воспроизведения видео превратит систему в настоящий домашний кинотеатр.

DVD-плеер

С помощью данного устройства воспроизводятся звук и видеоролики с DVD/CD дисков, проигрываются музыкальные дорожки, на телевизионном экране показываются изображения с цифровых фотокамер. При функционировании домашнего кинотеатра плеер передает многоканальный цифровой звук на AV-ресивер для декодирования.

AV-ресивер

AV-ресивер превращает цифровой звук в аналоговый, усиливает и передает сигнал на колонки. При функционировании плеера звук поступает на ресивер, откуда распределяется на каналы акустической системы и сабвуферный канал низкой частоты. Наиболее применяемым форматом ресивера является 5.1, при котором сигнал распределяется по 2 фронтальным, 2 тыловым, 1 центральному и 1 сабвуферному каналу.

Параметры мощности фронтальных и тыловых каналов необходимо синхронизировать, а качество функционирования каналов зависит от величины мощности усиления. Для комнаты с площадью, равной 20 квадратным метрам, рекомендуется выбирать AV-ресивер мощностью 100 Вт на 1 канал.

Акустика для домашнего кинотеатра

В домашних кинотеатрах оптимальное число колонок, в зависимости от расположения делящихся на центральные, передние и задние, обеспечивает наилучшее качество воспроизведения звука при просмотре фильма. Акустической системой центрального канала озвучиваются все диалоги и аудиоэффекты, а в дешевых ресиверах сигнал, идущий по центральному каналу, распределяется между передними правыми и левыми колонками. Центральная колонка устанавливается близко к экрану.

Все колонки должны оснащаться магнитной защитой от воздействия магнитного поля динамиков колонок, расположенных возле телеприемника, на качество транслируемого изображения.

Передние колонки

Передними колонками воспроизводится музыка и звуковые эффекты. Если акустика ДК лишена сабвуфера, то вся нагрузка воспроизведения басов с ухудшением качества их звучания распределяется между двумя фронтальными колонками.

Фронтальные колонки делятся на двухполосные и трехполосные. Большой динамик двухполосных колонок воспроизводит низкочастотные звуки, а малый - звуки средней и высокой частоты. Трехполосными колонками воспроизводятся высокие, низкие и средние частоты. Рекомендуется приобрести сабвуфер для увеличения эмоционального эффекта восприятия фильма и усиления спецэффектов фильма, несмотря на образование трехполосными колонками качественного звука.

Передние колонки для домашнего кинотеатра ставятся с левой и правой стороны телеприемника на расстоянии не более 1,5 метра от устройства и на 1-1,5 метровой высоте от пола. Задними колонками с направленной и дипольной акустикой создается эффект объемного звука. Для формирования ненаправленного звука колонки ставятся динамиками в сторону стены или потолка.

Мощность

Во время подбора подходящей мощности системы акустики необходимо следить за отсутствием превышения мощности ресивера в сравнении с данным параметром колонок. В комнате площадью менее 10-30 квадратных метров рекомендуется купить 50 ваттную систему 50, в средних помещениях - 100 ваттную, а в больших залах - 150-260 ваттную акустику.

Если необходимо наличие домашнего кинотеатра с дополнительными возможностями, можно купить ДК с маломощной акустикой, но со встроенным FM-тюнером и караоке.

Как организовать домашний кинотеатр / Гаджеты / XCOM-HOBBY

С повышением качества доступной аудио- и видеотехники закономерным развитием стала попытка воспроизвести ощущение от посещения кинозала в домашних условиях, что и привело к появлению термина домашний кинотеатр. Для того, чтобы добиться максимальной глубины погружения в просмотр фильма, необходимо просто исключить все факторы, мешающие восприятию визуальной и звуковой информации. 

Таким образом, идеальный домашний кинотеатр должен быть реализован в отдельном помещении, имеющем правильные звукопоглощающее и звукоизолирующие покрытия. Первое нужно для создания корректной звуковой картины: акустические волны, отражающиеся от незаглушенных стен, формируют в сознании слушателя ощущение присутствия именно в этом помещении, а оно отличается от того пространства, в котором происходит действие фильма. В свою очередь, звукоизоляция призвана защитить вас от проникновения в комнату посторонних шумов, также способных отвлечь от просмотра.


Идеальные условия — это, конечно же, хорошо. Но что делать нам, простым смертным, не имеющим дома лишних комнат под домашние кинотеатры? К счастью, индустрия находится на подъеме уже не один год, и на рынке существует огромное количество решений под любой бюджет и размер помещения. Оптимальным вариантом для маленьких комнат будет связка из телевизора и комплекта акустики, состоящего из саундбара и сабвуфера. 

Если средства и размер помещения позволяют, то можно собрать уже более серьезную систему со звуком 5.1 (центральный канал, две фронтальные и две тыловые АС плюс сабвуфер). Демонстрироваться изображение здесь может уже на телевизоре, плазменной панели или проекторе. Наиболее оригинальные и качественные решения находятся в премиум-классе с выделенным и подготовленным помещением, топовой акустикой и высококачественным проекционным оборудованием.


Любой домашний кинотеатр состоит из источника аудио- и видеоконтента (и носителя, на котором записаны данные), устройства вывода изображения и аудиосистемы. Несмотря на все еще имеющееся присутствие на рынке DVD и Blu-ray-дисков, основная масса людей все чаще пользуется виртуальными файлами, располагающимися на различных накопителях, серверах NAS, облачных хранилищах или онлайн-сервисах. 

Если для вас по тем или иным причинам предпочтительнее использование привода, то в качестве источника сигнала подойдет DVD или Blu-ray-проигрыватель. В случае же работы с полностью цифровым контентом, вы можете воспользоваться медиаплеером, телевизором с функционалом Smart TV, а также компьютерами, имеющими как классическое исполнение, так и реализованными в виде различных неттопов, мини-ПК и других приставок.


Для вывода изображения в зависимости от размеров помещения может использоваться широкий ассортимент всевозможных телевизоров, плазменных панелей и проекторов. Чем шире диагональ отображаемой картинки, тем, конечно же, лучше. Проектор во многих случаях дает больший эффект погружения, но требует затемнения помещения и пространства для инсталляции. 

Для комнат с малой площадью предпочтительнее использовать телевизоры, хотя альтернативным решением может стать короткофокусный проектор, не требующий большого удаления от экрана. Важными параметрами при выборе ТВ являются время отклика (2-4 мс — отличное значение, 5-8 мс — хорошее и 9-10 — среднее), разрешение (хороший показатель — Full HD, отличный — 4K) и конструкция (ЖК, плазма, OLED и т. д.). Широкое распространение получил также просмотр 3D-контента. 

Наряду с использованием специальных очков и телевизора, работающих синхронно, существуют и более продвинутые технологии наложения нескольких изображений прямо на экране, при помощи которых вы сможете видеть трехмерную картинку без очков. Приобретая проектор, стоит обратить внимание на яркость ламп и наличие функции коррекции трапецеидальных искажений, позволяющей демонстрировать видео из различных положений, а не только при размещении аппарата под углом 90 градусов к экрану.


Не секрет, что значительная часть информации приходит от слуха (даже при просмотре видео). Именно поэтому и появились различные системы многоканального звука и алгоритмы их эмуляции, призванные обеспечить точную локализацию аудиообразов вокруг слушателя, а не только слева и справа от экрана. 

Принцип организации акустической системы в рамках домашнего кинотеатра схож с созданием места для прослушивания музыки, но имеет и свои характерные особенности. Музыка равномерно заполняет весь спектр частот, а присутствие некоторой естественной реверберации помещения в большинстве случаев идет только на пользу. В противовес ей, аудиодорожка фильма зачастую перенасыщена короткими, резкими звуками и глубокими низкочастотными колебаниями, присущими взрывам, движению транспорта и другим подобным событиям. Присутствие реверберации при воспроизведении такого аудиоматериала категорически противопоказано. 

Как уже говорилось выше, обусловлено это тем, что при наложении на воссозданные в фильме звуковые отражения, отвечающие за ощущение пространства, дополнительных нюансов (создаваемых помещением) звуковой образ смажется и локализация звуков будет нарушена. Это обуславливает предпочтение максимально эффективного звукопоглощения, схожего с контрольными комнатами студий звукозаписи. К сожалению, из-за этой разницы требования к организации домашнего кинотеатра и места для прослушивания музыки — различны, поэтому использование для этих целей одного помещения и одной и той же аудиосистемы является некорректным. Решением такой проблемы может стать применение в ДК звуковых процессоров, добавляющих реверберационные хвосты к музыкальному материалу.


Для получения полноценного объемного звука требуется использование акустической системы формата 5.1 или 7.1, где цифрами отображается количество задействованных спикеров. В 5.1 применяются один центральный канал (над или за экраном), два фронтальных (справа и слева от центрального), два тыловых (позади слушателя) и один сабвуфер, местонахождение которого, из-за невозможности точной локализации источника низкочастотных колебаний, не имеет существенного значения. В 7.1 к ним добавляются еще два боковых канала, помогающие добиться более точного позиционирования звуков в пространстве. 

Более бюджетный вариант вроде саундбара имеет специальную конструкцию, которая имитирует объемный звук при помощи нескольких динамиков, расположенных под различными углами. Нередко также применяется встраиваемая акустика, позволяющая, во-первых, сократить пространство, необходимое для инсталляции, а во-вторых, избавиться от SBIR (Speaker Boundary Interference Response). Этот неприятный эффект заключается в том, что первые отражения, возникающие от близко расположенной к стене колонки, доходят до слушателя с некоторой задержкой, которая приводит к появлению определенных частот в противофазе. При их наложении на оригинальные происходит вычитание полезного сигнала, приводящее к образованию провалов в спектре.

Дополняет звуковой тракт система усиления и обработки сигнала. Для декодирования цифрового потока многоканальных звуковых форматов (Dolby Digital, DTS, поканальное разделения аудиодорожки) используются AV-процессоры, а для повышения уровня выходной мощности — многоканальные усилители. Существует также более практичная и доступная модификация, сочетающая в себе возможности обоих устройств и получившая название AV-ресивер. Современные ресиверы способны работать не только с аудио-, но и с видеосигналом. Они могут разделять поступающие данные на визуальную и звуковую информацию и маршрутизировать ее в необходимое место, в реальном времени конвертировать изображение в нужный формат, транслировать 3D-сигнал и поддерживать различные сетевые функции. 


Организуя посадочное место и размещая акустическую систему, важно понимать, что звук должен равномерно доходить до зрителя со всех сторон, поэтому установка дивана у стены недопустима. Оптимальным будет поставить его по центру помещения, а вокруг уже располагать спикеры. Для достижения наилучшего результата все АС стоит направлять в центр места прослушивания, а зрителей рассаживать как можно ближе к нему. При выборе системы, если есть возможность — всегда лучше использовать 7.1. Формат 5.1 хорошо охватывает фронт и тыл, но имеет небольшой провал по бокам, особенно заметный при перемещении звуков из положения перед зрителем — назад или наоборот. В отличие от нее, 7.1, за счет применения двух дополнительных спикеров, подобной проблемы лишена и может обеспечить полноценную 360-градусную панораму.

Наилучшее место установки центрального канала — за экраном, выполненным из звукопрозрачного материала. Если такая возможность отсутствует или для формирования изображения используется не проектор, а телевизор — стоит поместить колонку над ним. Размещение близко к полу чревато возникновением дополнительных отражений звука от поверхности, способных нарушить правильную локализацию объектов, поэтому его лучше избегать. 

Фронтальные каналы следует удалять на 30 градусов слева и справа от центра, располагая по бокам от экрана. Тыловые устанавливают в положение 110 градусов, а боковые, соответственно, — 90. Допускается небольшое смещение, составляющее для фронта в пределах 5-7 градусов, тыла 10-15 и до 20 по бокам. Главное, стараться не удалять АС более чем на 4 метра от слушателя и тщательно подойти к вопросу выбора моделей, которые способны обеспечить на выбранном расстоянии высокое звуковое давление, необходимое для адекватной передачи аудиодорожки фильма. 

Более подробно о различных акустических системах, AV-ресиверах и AV-процессорах, подходящих для использования в составе домашнего кинотеатра, мы расскажем в одной из наших следующих статей.

Как из домашнего компьютера сделать «два в одном» – домашний кинотеатр + персональный компьютер

Если вдруг у вас дома есть игровой компьютер, не обязательно топовый, главное чтобы на нем нормально работала Windows 7 или XP, и была хотя бы средняя видеокарта с двумя видео выходами, то вы можете, не докупая дорогих комплектующих сделать хороший универсальный мультимедиа центр. При этом вы, конечно же, не лишитесь всех старых функций своего персонального компьютера.

Изучением вопроса создания домашнего кинотеатра на основе персонального компьютера я занялся уже давно. Конечно, пробовал кое, что реализовать на практике. А также рассматривал варианты готовых плееров, таких как Popcorn Hour или WD TV Live. Но для меня важным было несколько параметров, из-за которых многие варианты не подходили.

Помимо проигрывания музыки, видео, просмотра роликов на YouTube, мне бы хотелось, чтобы у моих домашних была возможность смотреть телевизионные каналы. Живу я в небольшом городе и поэтому рассматривалось только спутниковое телевидение. Так как я заядлый геймер мне бы хотелось иногда поиграть на этом устройстве. Хотелось добиться такого же комфорта игры за компьютером в некоторые игры, как например, играя на современной приставке, при этом, не покупая последнюю. Под комфортом я, конечно, имею ввиду управление джойстиком и удобное место расположения игрока на диване или кресле.

Для таких специфических целей подходит только персональный компьютер под управлением Windows 7 или XP. Можно конечно приобрести несколько специальных устройств и переключаться между ними по мере необходимости. Для тв – спутниковый рессивер, для игр – приставка, для видео и музыки – компьютер или специальный медиаплеер. Но мне хотелось все это объединить, но при этом не ограничивать функции каждого из устройств. Ниже я расскажу о своей не стандартной домашней конфигурации, а вы легко сможете оценить ее преимущества и недостатки, а также подстроить ее под свои нужды.

Вообще HTPC делают отдельно стоящей коробочкой. Желательно поменьше и бесшумной. Я же предлагаю доработать свой персональный домашний компьютер и получить все-в-одном. Эта мысль пришла мне в голову, когда я понял что мой компьютер и так работает почти круглосуточно, и я уже пытаюсь, и довольно успешно, сделать его менее шумным. То есть он уже отвечает, по крайней мере, одному из требований HTPC. С размером тоже проблем нет, ведь это не отдельное устройство. Системный блок уже есть, и бОльшего места он не займет. Осталось решить, как сделать так, чтобы этот компьютер можно было использовать и в качестве медиацентра и при этом не потерять его основных функций.

Конфигурация универсального мультимедиа компьютера выглядит следующим образом:

Стандартный компьютер, который включает в себя материнскую плату со встроенной или дискретной звуковой картой, процессор, память, жесткий диск, видеокарту (желательно NVIDIA, почему – объясню позже) обязательно с двумя выдеовыходами. Конечно, понадобятся клавиатура и мышь, любой корпус, а также монитор. Все это наверняка и так у вас уже есть, а вот то что нужно будет приобрести для того чтобы компьютер получил функции домашнего кинотеатра.

Понадобится телевизор с HDMI интерфейсом, настолько большой, насколько вы себе можете позволить. Обратите внимание, при покупке телевизора вам обязательно нужно посмотреть какое разрешение он будет поддерживать при подключении к ПК. Бывают модели, в которых оно отличается от родного. То есть если вы покупаете телевизор с разрешением FullHD (1920*1080), то убедитесь, что такое же разрешение поддерживается телевизором при подключении к компьютеру. Понятно, что телевизор вам нужен будет в любом случае, ведь для этого все и затевалось.
Также нужно купить пульт дистанционного управления. Очень рекомендую Microsoft Remote Control and Receiver, но вообще подойдет практически любой даже самодельный.
Если вы не аудиофил то подойдет обычный HDMI кабель умеющий передавать звук. Если хотите, конечно, можно установить хорошее оборудование для звука, я ограничился встроенными колонками в телевизоре и акустической системой 2.1 плюс наушники.
Также, если вы планируете играть на универсальном компьютере, вам понадобиться джойстик. Самый лучший геймпад для персонального компьютера это – Microsoft Xbox 360 Controller. Не подумайте что я фанат Microsoft, но действительно на практике вы не найдете лучше геймпада для компьютера, да и те ПДУ что лучше Microsoft Remote Control стоят на порядок дороже.

Если вам, как и мне, нужно чтобы мультимедиа компьютер умел показывать телевизионные каналы, вам понадобиться тв тюнер. В моем случае это DVB-S2 карта, предназначенная для приема спутникового телевидения. Для городских жителей это может быть, например, гибридный тв-тюнер который умеет принимать аналоговый и цифровой DVB-T сигналы. Или вообще можно обойтись IPTV, если ваш провайдер предоставляет такие услуги, в этом случае дополнительно покупать ничего не нужно.

Для просмотра YouTube и других подобных сервисов, вам понадобиться только боле менее хороший интернет канал, который у вас уже наверняка имеется.

Ну, вот и все, с покупками закончили. Переходим к самому главному, к выбору оболочки для медиацентра. Так как мне нужно было, чтобы на моем компьютере можно было играть, вопрос выбора операционной системы не стоял. Windows 7 идеально подходит, надеюсь эта операционная система у вас уже есть. Помимо большого ассортимента игр у вас не будет никаких проблем с драйверами для некоторых DVB карт.
В качестве оболочки для медиацентра мной был выбран MediaPortal. Вообще существуют несколько достойных альтернатив (например, XBMC), но для описанных задач MediaPortal подойдет идеально.

Самая главная функция MediaPortal’а, которая в нашей конфигурации жизненно необходима, это возможность запустить его независимо на любом подключенном экране компьютера.

К видеокарте компьютера нужно подключить монитор и телевизор одновременно. Если вы подключите телевизор через HDMI интерфейс, вы избавитесь от лишних проводов, так как по нему будет передаваться и видео и звук. После этого в настройках MediaPortal’а появится опция выбора экрана запуска.

Выбрав эту опцию, привязываем MediaPortal к телевизору, теперь он будет запускаться только на этом экране. Зайдя в настройках в раздел «Кодеки» выберем HDMI выход в качестве звукового рендера. Обратите внимание, что это нужно сделать во всех вкладках (ТВ, Видео, DVD).

Здесь же, во вкладке «видео рендер», кроется преимущество Windows 7 перед XP. Дело в том, что Enhanced Video Render, доступный в семерке, позволяет использовать все функции MediaPortal’а и игры одновременно. То есть на телевизоре будет работать MediaPortal, а за монитором вы можете играть в любую игру. При этом ничего друг-друг мешать не будет.

Стоит опять же обратить внимание на установленные кодеки в вашей системе. Если вы не искушенный пользователь, то можете воспользоваться специальными кодек-паками для MediaPortal’а – SAF v4 или SAF v6. Затем нужно правильно настроить кодеки, включив аппаратное ускорение и наконец, выбрать их в настройках MediaPortal’а.

Если у вас кодеки настроены правильно и видео будет проигрываться с аппаратным ускорением, то MediaPortal будет отнимать минимальный процент ресурсов процессора (на моей системе 2-7%). Памяти он скушает не так мало как хотелось бы, но кто сейчас вообще смотрит на память. Вообще, система жизнеспособна даже с двумя гигабайтами оперативной памяти.

Чем же, в этом случае, видеокарты фирмы NVIDIA лучше AMD? Дело в том что телевизор, подключенный ко второму входу видеокарты вы будете иногда выключать. При этом если у вас видеокарта фирмы NVIDA то он не будет пропадать из списка устройств, и если у вас в этот момент включен MediaPortal, то ничего страшного не произойдет. А вот с видеокартами AMD прямо беда в этом смысле. Выключаете телевизор, компьютер его «теряет», при этом запущенный MediaPortal перескакивает на основной монитор, а также теряет устройство вывода звука. Но вообще, если вы будете сначала выключать программу, и только затем выключать телевизор, то все будет нормально, тем более что после включения телевизора он снова автоматически появляется в системе. Возможно, все зависит не только от производителя, все-таки я опираюсь на собственный не очень богатый опыт использования нескольких видеокарт.
В принципе можно использовать даже интегрированную видеокарту, главное удостовериться, что в ней два видеовыхода и оба можно использовать одновременно.

Теперь нужно что-то решить с управлением. Ведь если вы будете работать (или играть) за основным монитором с помощью клавиатуры и мыши, MediaPortal при этом будет либо реагировать на нажатия клавиш, либо, если он будет не в фокусе, им невозможно будет управлять с помощью ПДУ. Есть несколько хитростей, которые нам помогут.
Microsoft Remote Control and Receiver начнет работать сразу после того как будет подключен к компьютеру. Но чтобы получить доступ к гибким настройкам под наши цели, нужно установить специальную программу IR Server Suite (IRSS). Она поддерживает кучу разных пультов, в том числе и те, что работают через WinLIRC по com порту. ПДУ от Microsoft программа понимает сразу, настройка других пультов – тема отдельного разговора.
Открываем настройки MediaPortal'а и переходим в раздел пультов, там снимаем галочку на использовании пульта от Microsoft.

Перейдя в раздел плагинов, находим «MP Control». В этом плагине мы можем переназначать клавиши пульта по своему вкусу, создавать макросы и тому подобное. Но вообще все должно работать без дополнительных настроек. Единственное, что обязательно нужно сделать, это снять галочку с опции «require focus», так мы научим пульт управлять MediaPortal’ом без необходимости переключаться на него.

Осталось только отучить пульт от управления другими приложениями, иначе будут неприятные ситуации. Например, если вы сидите за монитором и пользуетесь браузером, нажимая на ссылки в нем, браузер находится у вас в фокусе. В это время ваша девушка смотрит фильм и, нажимая кнопки пульта, в итоге управляет той программой, которая сейчас в фокусе, мешая вам пользоваться ей.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно открыть редактор реестра и найти ветку
HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Services\HidIr\Remotes\745a17a0-74d3-11d0-b6fe-00a0c90f57da (последние цифры могут быть другими)
Там находим и удаляем ключи с «CodeSetNum0» по «CodeSetNumX».

У Microsoft Remote Control есть еще одна замечательная особенность, которая позволяет избавиться от лишних пультов. Три кнопки у этого пульта программируются. Кнопку TV программируем на выключение, а VOL+, VOL- на управление громкостью телевизора. Как это сделать описано здесь.

Вот и все, теперь в нашей системе один пульт управляет только MediaPortal’ом и телевизором, а клавиатура и мышь используются в других программах.

Есть правда еще одна маленькая деталь, которая меня долгое время раздражала. Когда я работал за монитором, курсор мыши все время пытался вылезти на телевизор и это сильно мешало. К сожалению, в windows ужасно реализовано управление несколькими мониторами, и стандартными средствами ничего нельзя было сделать. Поэтому я попросил друга написать маленькую программу, которая ограничивала бы курсор на одном экране, что он вскоре и сделал, за что ему спасибо. Правда, позже я обнаружил замечательный проект — Dual Monitor Tools. В нем есть не только программа, с помощью которой можно ограничивать курсор, но и несколько других значительно облегчающих работу с двумя мониторами. Например, программа DisMon позволит вам запускать игры на втором мониторе (в нашем случае телевизор), даже те в которых эта возможность не предусмотрена разработчиками.
Ну вот, попутно мы решили еще одну задачу – запуск игр на любом из установленных экранов. Если вам чем-то не понравилась программа DisMon, вы можете воспользоваться еще одной – UltraMon, но учтите, эта программа не бесплатна.

Стоит заметить, что при игре за телевизором нужно также как-то переключать на него звук, это решается выбором выхода HDMI в качестве звукового устройства по умолчанию перед запуском игры. Чтобы каждый раз долго не ползать в настройках системы, можно воспользоваться замечательной программой, позволяющей делать это с помощью одного клика мышки по ярлычку.

С телевидением особо расписывать нечего. Вставить DVB карту, поставить драйвера, настроить в сервере MediaPortal’а. Тут конечно много тонкостей и подводных камней, но если рассказывать, придется писать отдельную статью.

Под конец я опишу вам свою домашнюю систему для наглядности.

В первой комнате находится один из персональных компьютеров.

Конфигурация:
  • Системная плата: Asus F1A75-V Pro
  • Процессор: AMD A4-3300 APU with Radeon HD Graphics (2500 МГц)
  • Видеоадаптер (интегрированный): AMD Radeon HD 6410D (512 Мб)
  • Оперативная память: 3 Гб
  • Дисковый накопитель: Western Digital 1 Тб и 750 Гб
  • Кулер на процессоре: Scythe Ninja Mini (без вентилятора)
  • Устройства ввода: Клавиатура, Мышь, ПДУ
  • Блок питания: 350 Вт
  • Монитор: Samsung 19"
  • Телевизор: LG 32"
  • Операционная система: Windows 7 x32
Его задачи:
  • Выступать в качестве персонального компьютера в первой комнате. Серфинг, просмотр фильмов, интернет роликов, музыка и т.п.
    Для осуществления этой задачи в первой комнате рядом с системным блоком располагаются монитор, клавиатура, мышь и звуковые колонки.
  • Служить в качестве медиацентра во второй комнате. Просмотр фильмов, сериалов, тв программ, а также общение через скайп.
    Для этого во второй комнате располагаются телевизор и рессивер пульта дистанционного управления, а также вебкамера. Телевизор подключен пятнадцатиметровым HDMI кабелем, проходящим через всю квартиру, причем кабель самый дешевый, даже без ферритовых колец. Рессивер ПДУ и камера подключены USB кабелями. Два пассивных кабеля по пять метров соединены вместе (не смог найти десяти метровых). Стоит заметить, что у рессивера Microsoft Remote Control пятиметровый кабель.
  • Отвечать за прием спутникового телевидения и последующей трансляции потоков на клиенты, с помощью запущенного сервера MediaPortal’а.
    Сигнал со спутника принимают две DVB карты, к которым подведены кабели от одной спутниковой антенны.
  • Также этот компьютер служит в качестве медиахранилища и торрентокачалки. Работает он круглосуточно, без остановок.

В третьей комнате находится еще один персональный компьютер.

Конфигурация:
  • Системная плата: Gigabyte GA-770TA-UD3
  • Процессор: AMD Athlon(tm) II X3 445 (3200 МГц)
  • Видеоадаптер: NVIDIA GeForce GTX 550 Ti (1024 Мб)
  • Оперативная память: 6 Гб
  • Дисковый накопитель: Western Digital 640 Гб
  • Кулер на процессоре: Scythe Ninja Mini (без вентилятора)
  • Устройства ввода: Клавиатура, Мышь, ПДУ
  • Блок питания: 450 Вт
  • Монитор: Asus 24"
  • Телевизор: LG 32"
  • Операционная система: Windows 7 x64
Задачи:
  • Выступать в качестве персонального компьютера в третьей комнате.
    Рядом с системным блоком располагаются – монитор, клавиатура, мышь и звуковые колонки.
  • Одновременно служить в качестве медиацентра, для просмотра роликов с YouTube и Vimeo, фильмов и сериалов.
    Для этого в этой же комнате располагаются телевизор, подключенный пятиметровым HDMI кабелем, и рессивер ПДУ.
  • Так же компьютер активно используется в качестве игровой платформы.
    Если игра удобно управляется геймпадом, то играю на телевизоре лежа на диване, если клавиатурой и мышью – то сидя за столом перед монитором. Если, например кто-то смотрит фильм за телевизором, а я при этом играю, то вместо колонок использую наушники, чтобы не мешать друг другу.
  • Если появиться желание можно смотреть тв или записывать передачи.
    За это отвечает сервер MediaPortal’а запущенный на первом компьютере, к нему второй компьютер подключается в качестве клиента по домашней сети. К слову сказать, дома у меня 100 мегабитная сеть и этого хватает для просмотра не только SD, но и HD фильмов.

И того получается два полноценных рабочих места располагающихся в первой и третьей комнате, плюс два полноценных домашних кинотеатра находящихся во второй и третьей комнате. Вскоре планируется к покупке еще один маленький компьютер наподобие Nettop-nT-330i и телевизор на кухню, но работать он будет исключительно как HTPC. Сервер MediaPortal’а поддерживает сколько угодно клиентов, поэтому на кухне также можно будет смотреть спутниковое телевидение.

Ну и наконец, плюсы и минусы подобной системы.

Плюсы:

  • Не требует существенных затрат. Конечно, если у вас дома уже есть персональный компьютер, предназначенный не только для работы, но и для игр и развлечений. Телевизор тоже не относится к покупкам, так как очевидно, что для любого HTPC он необходим. Фактически, если у вас дома есть игровой компьютер, нужно будет купить только пульт.
  • Система универсальна и масштабируема. Купив один компьютер, вы получаете кучу возможностей. Если захотелось ее как то усовершенствовать, то сделать это будет легко, и не нужно будет менять все устройство целиком.
  • Всеядность. То есть на этом HTPC будут проигрываться практически любые форматы видео и аудио.
Минусы:

  • К минусам я бы отнес «надежность» системы. Здесь стоит объяснить. Если предполагается, что за персональным компьютером будут работать люди, не разбирающиеся в тонкостях его работы, то неизбежно будут возникать мелкие проблемы. При этом если они будут пользоваться исключительно MediaPortal’ом (смотреть фильмы, тв и сериалы за телевизором), то никаких проблем не будет. Здесь конечно все решают грамотные настройки windows, антивирусы и конечно бекапы.
  • Также рекомендую использовать только проверенное железо. Например у меня начали возникать проблемы только после того как я проапгрейдил свой «сервер» на новую платформу от AMD. Прошлая система на их же 785G чипсете работала стабильно. О чем я только думал когда затевал апгрейд…
  • Также к минусам стоит отнести не тривиальную настройку системы. Если установка MediaPortal’а вполне легкая задача, с которой справиться любой пользователь, то настройка кодеков, пульта и особенно тв сервера может оказаться для некоторых препятствием. Особенно после того как некоторое время назад перестал работать русскоязычный форум MediaPortal’а, на котором находилось много полезной информации и отзывчивых людей готовых делиться своими знаниями.
  • Чем мощнее персональный компьютер, тем сложнее сделать его бесшумным. В оправдание могу сказать, что на сервере у меня находится всего один вентилятор на блоке питания, который почти не слышно. На втором компьютере два вентилятора, на блоке питания и на видеокарте. Второй вентилятор конечно уже слышно, но только когда играешь, например, в игры, что порой не так уж и важно.

Надеюсь, кому-нибудь пригодится данная статья, и он сможет сделать универсальный медиа компьютер у себя дома и при этом сэкономить немного денег.
Написать статью, меня побудили не только альтруистические, но и парочка меркантильных желаний. Помимо желания получить инвайт на Хабр, я хотел привлечь внимание увлеченных и технически подкованных людей к замечательной оболочке для медиацентра на основе персонального компьютера с открытым исходным кодом – MediaPortal. Это прекрасно развивающийся проект, но дополнительные людские силы не могут быть лишними. Например, до сих пор нет нормального плагина для скайпа (не смотря на то, что у скайпа появилось API), или все еще не готов порт клиента под linux. Да мало ли чего еще можно придумать и развить. Очень надеюсь, что среди вас найдутся заинтересованные люди, и MediaPortal станет еще лучше.

Несколько скриншотов.

Главное меню:

Пример загрузки процессора при просмотре HDTV:

Галерея фильмов:

Пример загрузки процессора при просмотре HD фильма:

PS: Многое из особенностей MediaPortal’а в этой статье не описывается, так как выходит за ее рамки. Если вам будет интересно, то могу попробовать написать статью конкретно по этой оболочке и ее настройке, хотя в сети есть подобные, но встречаются они довольно редко и очень скупы на содержание. К сожалению, примерно с лета не работает русскоязычный сайт MediaPortal’а. Надеюсь, его владелец читает Хабр и восстановит его, или хотя бы договорится о переносе форума на официальный, что нужно было сделать уже давно.

UPD: Добавил несколько скриншотов.
UPD2: Открылся Русский подфорум МедиаПортала.