«Этой шкатулке лет сто». Состаривание древесины с помощью обжига, брашировки, воскования и тонировки
Всем доброго времени суток!
Я всегда очень долго собираюсь с духом, коплю в организме запасы смелости и решительности, что бы выложить мастер-класс «на бумагу» для широкой публики. Очень уж это ответственно. Надо рассказать все подробно и постараться ничего не упустить. В процессе мастер-класса очень много нюансов и мелочей, от которых зависит успех предприятия и не всегда есть возможность перенести эти мелочи на бумагу, Одно дело когда ты общаешься с учеником напрямую, можно не только говорить, но и подробно показывать «на пальцах» , а если что, то тут же спешить на помощь…
«Вот сейчас локоточком обопритесь на стол», «отойдите чуть дальше, будет удобнее», «движения рукой чуть длиннее и с большим нажимом», «а здесь можно развернуть щетку на ребро», «идем точно по направлению волокна дерева», «уменьшите угол наклона наждачки, быстрее сошкурится и по ребру, по ребру» и самая частая фраза «Уважаемые декупажницы, я знаю, что мы по натуре своей, народ торопыжный и по этому — Не спешите! Спокойнее! Мы все успеем! Чем лучше обожжете, тем легче будет башировать и красивее получатся переходы волокон! Ловите момент, медитируйте, вы же смотрите на огонь. Во время брашировки вы добрым словом будете вспоминать обжиг». Вот как это вложить в мастер-класс, что бы было понятно о чем речь? Но, раз уж решилась, то постараюсь рассказать, все подробно с пошаговыми фотографиями и даже фразы, которые говорю ученицам на уроке, для наглядности, буду вставлять.
Хочу сказать огромное спасибо магазину http://www.livemaster.ru/ashmarina-alya за предоставленную заготовку высокого качества.
Итак, приступим!
В первой части мастер-класса я расскажу про обжиг и брашировку древесины.
«Перешагнув» обжиг, сразу скажу о брашировке.
Брашировка, от искаженного существительного и глагола «brush»( щетка, чистить) — это процесс удаления мягких волокон древесины. Часто, вместо брашировки, используют термин структурирование древесины. Для этого подходят хвойные породы дерева, сосна, ель. пихта. У этих пород ярко выражена структура мягких и твердых волокон.
Для браширования абсолютно не подходят такие породы дерева как береза, липа, ольха, бук,клен и другие твердые породы.
Из хвойных у нас чаще всего используется сосна, реже ель, по этому разговор буду вести о заготовке из сосны.
На фотографии показаны инструменты и материалы, которые нам понадобятся для обжига и брашировки
Для обжига – газовый паяльник фирмы DREMEL
Купить можно в Леруа Мерлен (1650р.), ОБИ (2100р.), на сайте фирмы DREMEL, интернет-магазин «220V» и т.д.
Газ для заправки паяльника (обычный газ для зажигалок)
Пульверизатор с водой
Для брашировки – металлическая щетка ( строительные супермаркеты или рынки)
Все действия проводим вдоль волокон дерева
На паяльник одеваем насадку для горения (в инструкции очень подробно показано как это делать, а так же как включать). По небходимости, заправляем газом( в инструкции есть картинка).
При работе с огнем следует соблюдать элементарную технику безопасности. Руку, которой взяли заготовку, держите подальше от горелки. На первом фото видно как я держу шкатулку. Не отвлекайтесь, когда работаете горелкой, неаккуратное движение рукой может привести к ожогу. На самом деле, все совсем не страшно, просто будьте внимательны. За все время проведения подобного мастер-класса, ни один ученик не пострадал и ни одна заготовка не сгорела.
1.Теперь уже горелку, держим перпендикулярно заготовке, на расстоянии 6-8см от дерева и не торопясь обжигаем до ровного черного цвета. Петли на шкатулке тоже обжигаем, они темнеют и приобретают винтажный вид. Вот здесь я как раз и говорю ученицам фразу «Не спешите! Спокойнее! Мы все успеем! Чем лучше обожжете, тем легче будет брашировать и красивее получатся переходы волокон! Ловите момент, медитируйте, вы же смотрите на огонь. Во время брашировки вы добрым словом будете вспоминать обжиг».
Вот как должна выглядеть шкатулка после обжига
Откручиваем петли у шкатулки и каждую часть шкатулки брашируем по отдельности.
2. Перед брашировкой, что бы не летела сухая пыль и вы этой пылью не дышали, дерево смачиваем водой. Если вы особо чувствительны к пыли, то оденьте маску или респиратор.
3. Металлической щеткой брашируем дерево. Как раз в этот момент я говорю, -«отойдите чуть дальше от стола, будет удобнее», «движения рукой чуть длиннее и с бОльшим нажимом», «а здесь можно развернуть щетку на ребро», «идем точно по направлению волокна дерева». Чем выразительнее рельефы и контрастнее оттенки твердых и мягких волокон, тем лучше. Шкатулку сушим и древесную пыль смахиваем жесткой кистью.
Результат после обжига и брашировки
Вторая часть — воскование и тонировка. Для этого нам понадобятся
Для воскования – бесцветный воск-полироль фирмы STAMPERIA(магазины для декупажа)или любой мебельный воск без добавок и масел(строит. супермаркеты)
Для тонировки – акриловые краски ( краску разводим водой, 50% краски на 50% воды)
Кисть синтетическая
Наждачная бумага № 180
Поролоновая губка
Мягкая ткань
( хлопок, фланель)4. Темный оттенок краски разводим водой. Внутри шкатулки краску наносим кистью. Сушим
На внешние части шкатулки, кроме верха крышки, краску наносим губкой. Сушим
Результат после первого окрашивания
5. Наждачкой № 180 шкурим дерево. Пыль смахиваем жесткой кистью.
Результат после первого шкурения
6.Брашированные части шкатулки, с помощью поролоновой губки, натираем воском
Результат после воскования
7.Светлые оттенки краски смешиваем и разводим водой. Внутри шкатулки краску наносим кистью. На внешние части шкатулки, кроме верха крышки, краску наносим губкой.
8. Сушим и шкурим наждачкой №180
9.Брашированные части шкатулки, с помощью поролоновой губки,натираем воском и полируем мягкой тканью.
Заключительная часть. Декорирование крышки шкатулки.
Для этого нам понадобится
Белый акриловый грунт, в крайнем случае белая акриловая краска (худ. магазины)
Кисть веерная ( худ. магазины)
Клей для декупажа или ПВА, или водный акриловый лак
Губка поролоновая
Файл
Вода
Битумный воск фирмы Ferrario ESPRIMO (худ. магазины)
Фрагмент салфетки
Наждачная бумага №400 ( строит. супермаркеты)
10. Верх шкатулки шкурим и грунтуем белым акриловым грунтом. Грунт наносим губкой и стараемся, что бы он не попал на боковинки. Для этого край окрашиваемой стороны всегда должен быть перед вами. Если грунт все же попал на боковину, то ни в коем случае не пытайтесть стереть грунт пальцами или влажной салфеткой. так вы только глубже его вотрете. Пусть грунт высохнет, и так как боковины у нас натерты воском, то высохший грунт легко сошкурится.
После высыхания, загрунтованную поверхность крышки шлифуем наждачкой №400 и клеим на нее салфетку с помощью файла.
11. Для этого, берем файл, на него «лицом» кладем салфетку
12. Салфетку, из пульверизатора, обильно смачиваем водой. Салфетка должна быть практически в луже. Веерной кистью, от середины салфетки, «выгоняем» пузыри и разглаживаем салфетку.
13. Лишнюю воду аккуратно сливаем и файл с салфеткой укладываем на крышку. Если с первого раза не удалось ровно разместить салфетку, то файл с салфеткой осторожно снимаем и повторяем попытку «пристраивания» салфетки. Далее, файл скатываем, следя за тем, что бы салфетка не потянулась за файлом.
14. Той же веерной кистью, от середины к краям, на салфетку наносим клей. Для этого можно использовать декупажный клей, акриловый лак или ПВА. Сушим.
15. После высыхания, излишки салфетки сошкуриваем. Как раз в этот момент я говорю, — «уменьшите угол наклона наждачки на крышку, так быстрее сошкурится и по «ребру», по «ребру», строго поперек, а не вдоль ребра»)
Углы и края салфетки, очень деликатно, можно затонировать битумным воском.
После полного высыхания, «внутренности», внешнее дно и верх шкатулки покрываеи лаком. Я использую лак фирмы Тиккурила «KIVA»
ВУАЛЯ
Брашированная вагонка — особенности, фото, описание
Сегодня наблюдается пик моды на раритетные, классические, старинные интерьеры – такие, как винтаж или ретро. Элементы отделки под древность привносят в помещение некое очарование, романтичность, шарм и подходят для роскошных загородных особняков. Наилучшим материалом для этого выступает текстурированная доска.
Что такое брашированная вагонка?
Она появилась в строительно-отделочной сфере относительно недавно. Представляет собой специальный пиломатериал, полученный из лиственных или хвойных пород. Имеет стандартный типоразмер. Отличается предельно выраженным рельефом древесины, яркой текстурой и необычной структурированной поверхностью.
Смотрится в интерьере невероятно шикарно, одним своим видом создавая комфортабельную атмосферу. Благодаря натуральности свободно дышит и поддерживает оптимальный микроклимат. Вдобавок распространяет приятный аромат, полезный для здоровья окружающих.
Виды брашированной вагонки
В зависимости от типа древесины она делится на 4 базовые группы:
- класс Экстра;
- класс А;
- класс В;
- класс С.
Категория Экстра. Также ее называют Премиум или «ноль», подразумевая идеальную безупречность доски. В ней не должно встречаться никаких механических дефектов или природных пороков в виде трещин, сучков, заболони, сколов, остатков окорки и проч.
Категория А. Такие изделия тоже не содержат сердцевину, но на них допускается присутствие одного живого сучка на каждые 1,5 м длины. Кроме того, могут быть 2 смоляных кармашка и столько же трещин – мелких, несквозных.
Категория В. У этой вагонки могут иметься до 4 сучков включительно на каждые погонные 1,5 м, по 2 несквозные трещины и смоляных кармана. Плюс ко всему учитывается наличие 1 пятна контрастного тона, незначительные повреждения, полученные в ходе обработки.
Категория С. Некоторые причисляют сюда откровенный брак, что абсолютно недопустимо. Согласно ГОСТу подобный пиломатериал может содержать 1 пятно контрастирующего цвета, механические дефекты, полосы, синеву, смоляные мешки, трещины (несквозные), до 2 выпадающих сучков включительно.
Брашированная вагонка в приближенииИз чего делают брашированную вагонку?
Сырьем для нее выступают определенные виды деревьев. Чаще всего берут сырье хвойных пород:
- ель;
- сосну;
- кедр;
- лиственницу.
Охватывают вниманием и лиственную группу. Наибольшим спросом для таких пилорамных изделий пользуются:
- дуб;
- ольха;
- бук;
- осина;
- ясень.
Они обладают прекрасной текстурой, которую можно облагородить и превратить в ярко выраженную, с налетом 3D-эффекта. К тому же подобные деревья дают меньший процент отбраковки из-за растрескивания, хорошо переносят обработку с помощью особых методик.
Технологии производства
После того как сырье проходит стандартные процессы (распиловку, сушку, профилирование), оно подвергается специальным процессам, чтобы подчеркнуть структуру волокон и пор. Для этого на поверхности формируют рисунок из миниатюрных отверстий, напоминающих червоточины. Подобная текстура отлично подчеркивает натуральность искусственно состаренных досок.
- Браширование щеткой. Самый распространенный способ придать дереву налет благородной старины. Мелкие металлические зубцы сильно натирают поверхность – до тех пор, пока годичные кольца не приобретут отчетливую выраженность. Затем достигнутый результат подвергается шлифовке, чтобы древесная текстура проступала еще яснее. Следующий обязательный этап – покрытие морилкой.
- Патинирование. Здесь вместо щетки используют абразивную губку или наждачную бумагу. Но перед этим панель покрывают краской подходящего тона, а после ее высыхания прокрашивают еще одним (другого цвета). Когда поверхностный слой полностью схватится, приступают к обработке наждачкой. В итоге на досках получаются интересные просветы, состоящие из двух видов красок.
- Создание эффекта потертости. Это наиболее простая и практичная технология – недорогая, быстрая, легкая. Нуждается всего в двух вещах: воске и краске, которые наносятся поочередно, после чего вагонка тщательно шлифуется. Лучший материал для такого процесса – дуб, лиственница, ель, сосна. В остальных случаях панели получаются неприглядными и смотрятся дешево.
Характеристики брашированной вагонки
Состаренная таким образом доска смотрится не только привлекательно, но и высококачественно. В числе ее главных преимуществ:
- нетоксичность;
- прочность;
- устойчивость к влаге;
- повышенная декоративность;
- защита от ультрафиолета.
Сферы применения
Такой современный пиломатериал замечательно вписывается в интерьеры, выполненные по канонам классики и в стилях кантри, ретро, винтаж, прованс. Одинаково хорошо подчеркивает как высоко благородную, так и легкую романтическую нотку. Идеально подходит для антуража большинства помещений:
- кабинета;
- гостиной;
- столовой;
- террасы;
- залов и проч.
Кроме того, брашированная обшивка гармонично поддерживает дух старины в зданиях с имитацией древних замков. Она позволяет воссоздать нужную эпоху и служит отличным декоративным элементом.
Жжём и зажигаем. Весенний подарок. Мастер-класс: «Браширование»
Ура! Весна! Теперь можно заняться брашированием на улице! Можно, например, поджечь чучело на Масленницу или заняться делом.
Вот вам от меня весенний подарок.
ВЕШАЛКА «ПРОВАНСКИЙ ШИК»
(Наташа Фохтина 2014 год)
Для работы нужно приготовить:
— Доска из массива сосны
-Вешалка-крючок в виде ключа (металл)
-Газовая горелка
-Металлическая щётка
-Белая акриловая краска
-Кусочки поролоновой губки или спонжики
-Битумный воск
-Винт «саморез» и крестовая отвёртка.
-Лак финишный
Начинаем работу с обжига доски из массива сосны. Для этого можно использовать любую бытовую горелку, которая заправляется газом из балончика. Данная технология декорирования называется брашированием и она довольно часто используется в работах в стиле Прованс или Кантри.
рис.1
рис 2.
У сосны очень красивая структура древесины, и именно поэтому многие декораторы выбирают её для своих проектов. Замечу, что обжиг не стоит проводить очень глубоко, поверхность должна просто подгореть, т.е. обуглиться. И не пугайтесь, если доска загорится в процессе обжига, просто дуньте на поверхность и пламя погаснет. Возгорание происходит из-за того, что в сосне находится много смолы и это именно она горит.
рис 3.
рис 4.
рис 5.
Мне попалась доска очень смолянистая, но красивущая!
рис 6.
Кстати, обжиг не стоит проводить в квартире, поскольку от запаха вам будет довольно сложно избавиться.
рис 7.
рис 8.
Повторюсь, для обжига подойдёт любая газовая горелка. У меня фирмы Дремель. А вот, чтобы ,собственно говоря, произвести браширование, т.е. выемку мягких волокон древесины, нам нужна обязательно стальная щётка. Стальная- обязательно, а вот как она выглядит тоже не важно. Это может быть и насадка на дрель, если вы не хотите вручную очищать нагар, а можно насадку на дрель прикрепить к шуруповёрту и конструкция станет более лёгкой для женских ручек.
рис 9.
Я предпочитаю всё делать вручную и вот такой щёткой. Очищаем нагар строго вдоль волокон древесины и ни в коем случае не проводим щёткой поперёк.
рис 10.
рис 11.
рис 12.
Доска должна стать светлой и полностью избавленной от нагара. Плохо очищенная доска смешиваясь с краской будет давать грязь.
рис 13.
рис 14.
Теперь можно взять трафарет, чтобы создать на доске имитацию резьбы.
рис 15.
рис 16.
Работаем с любой объёмной или структурной пастой или акриловой шпатлёвкой. Наносим её через трафарет с помощью резинового шпателя.
рис 17.
рис 18.
рис 19.
Снимаем трафарет и подсушиваем объёмный декор. Вот на этом этапе, хочу обратить ваше внимание на то, как красиво сапфировая паста смотрится на брашированном дереве. Мне кажется, что можно и так попробовать задекорировать изделие, т.е. пасту высушить, отшлифовать наждачной бумагой и покрыть доску лаком. Красивенько будет. Люблю, когда без выпендрёжа. Хотя… у меня ключик-вешалка и без выпендрёжа его не впишешь в доску.
рис 20.
Ну очень красиво! Прям, хоть бери и ключик в голубой-прованский крась…
рис 21.
Выровнять наждачной бумагой пасту после высыхания нужно, но старайтесь это делать аккуратно. Видела не один раз, как объёмный декор одним движением руки просто стирали с поверхности. Старайтесь работать нежнее. Сила вам ещё сегодня пригодится…
рис 22.
рис 23.
Теперь делаем Прованс… Берём белую краску и тонким слоем укрываем поверхность доски с помощью кисти. Кисть в воду не макаем! Только краска.
рис 24.
рис 25.
рис 26.
Доску окрасили и переходим к ключику. Работаем краской, которая осталась на кисти, т.е. кисть должна быть полусухой.
рис 27.
Если на кисти краска кончилась совсем, то обмакиваем её в краску и снимаем излишки на бумаге. Называется этот приём- работа сухой кистью.
рис 28.
рис 29.
рис 30.
рис 31.
Теперь нам нужно взять кусочек поролона и смочить с его помощью поверхность доски.
рис 32.
Берём хорошо впитывающую тряпку или салфетку и стираем влагу с доски. Движения руки должны быть, опять же, вдоль волокон.
рис 33.
рис 34.
Далее тонировка. Я предпочитаю это делать битумным воском. Просто им натираю поверхность с помощью поролона.
рис 35.
рис 36.
рис 37.
Не забываю попачкать воском и ключик.
рис 38.
Замечу, что паста с помощью которой мы нанесли через трафарет объёмный рисунок, может быть любая. Смотрите, как здорово смотрится терракотовая…
рис 39.
рис 40.
Через 12-ть часов, когда воск впитается в древесину, вы можете отшлифовать поверхность наждачной бумагой, чтобы слегка осветлить и отполировать поверхность доски.
рис 41.
рис 42.
Люблю, кстати, работать стальной сеткой иногда.
рис 43.
Вот такая красотища получается после тщательной шлифовки…
рис 44.
рис 45.
Ну и для того, чтобы объёдинить доску и ключик в одно изделие, я опять берё белую краску и наношу её методом туповки на доску тонким слоем. Тонкий слой акрила, нанесённым подобным образом называется «дымка».
рис 46.
рис 47.
рис 48.
Ту же «дымку» добавляем на ключик.
рис 49.
рис 50.
Крепим ключик-вешалку к доске с помощью «самореза» и крестообразной отвёртки. Можете воспользоваться шуруповёртом, если вы ратуете за культуру труда.
рис 51.
рис 52.
рис 53.
Подкрашиваем белым акрилом «саморез»…
рис 54.
И опять шлифуем поверхность. Нам нужно проявить нашу структуру дерева.
рис 55.
Снимаем белую краску и с имитации резьбы наждачной бумагой или стальной сеткой. Помните, у нас под краской битумный воск, именно поэтому краска снимается так красиво.
рис 56.
Ну и осталось только покрыть доску и ключ финишным лаком, чтобы декор стал более объёмным и контрастным.
рис 57.
рис 58.
Вот такая вешалка получилась.
рис 59.
рис 60.
рис 61.
рис 62.
рис 63.
Спасибо за внимание!
В данной технологии ещё много всяческих нюансов, и тонирование, и протравливание, и восковые лессировки… и с декупажем интересно совместить эту технику… но об этом позже.
Даю только бесплатные мастер-классы.
Всегда ваша,
Фохтина Наташа
Браширование вагонки — простой способ состарить ламели
Деревянная отделка дает возможность реализовать любые идеи в интерьере или внешней отделке зданий и имитация древности не исключение. Чтобы добиться эффекта состаривания и потертости, нет необходимости искать и переплачивать за древесину, которая пришла к такому состоянию естественным путем. А существует ли такая? Скорей всего нет, ведь ее механические свойства не позволят выдерживать нагрузки и противостоять непогоде. Но как получить эффект старины на ламели отличного качества? Ответ, проверенный временем – браширование вагонки. Искусственное состаривание доски можно сделать даже дома, не утруждая себя приобретением достаточно дорого материала «от производителя».
Как брашировать вагонку различными способами
Изготовить ламели можно из любой породы дерева, а вот для браширования вагонки подходит далеко не каждая. Лучше всего процесс состаривания проходит на мягких лиственных породах с выраженным рисунком. В зависимости от опыта, навыков работы с деревом, желаемого результата и наличия инструментов, брашировать вагонку можно тремя способами:
- Механическим;
- Термическим;
- Химическим.
Механический способ браширования вагонки
Обработка древесины механическим способом – процесс трудоемкий и достаточно грязный. Из-за большого количества пыли придется работать в маске и специально подготовленном помещении. Вся мебель, а желательно даже и стены должны быть закрыты пленкой, ведь избавиться от древесных остатков будет очень нелегко.
- Для браширования вагонки ламели закрепляем на станке или другом столе, главное, чтобы она была крепко зафиксирована и не смещалась в процессе обработки.
- Затем на шлифмашинку устанавливаем насадку с металлической щеткой и медленно обрабатываем древесину вдоль волокон, достигая равномерных бороздок глубиной 2-3 мм. Не стоит спешить, процесс не будет быстрым, но результат порадует.
- Если шлифмашинки нет или при обработке не удалось достичь желаемого результата, дорабатываем обычной металлической щеткой.
- После грубой обработки поверхность получается шероховатой. Для достижения идеального состояния и исключения риска загнать занозы, поверхность шлифуют наждачной бумагой или шлифовальной машинкой с нейлоновой щеткой.
Процесс браширования вагонки практически завершен, остается только нанести покрытия. Первым слоем обязательно должна быть лессируающая пропитка, защищающая поверхность от воздействия внешней среды и придающая винтажный вид. После нее можно воспользоваться прозрачным лаком, водорастворимой морилкой или воском. После полного высыхания вагонка полностью готова к монтажу.
Браширование вагонки огнем
Работа по дереву с газовой горелкой проходит гораздо быстрей, но без опыта здесь придется трудно. Несколько неверных движений или неверный расчет времени, и ламель будет испорчена. Второй минус такого способа в оттенке готовой доски, он в любом случае будет черным или коричневым.
В брашировании вагонки огнем существуют два способа: правильный и простой.
- Для правильного способа браширования вагонки огнем необходимо включить газовую горелку и проводить пламенем вдоль ламели до достижения требуемого результата. Важно проводить по каждому участку равное количество раз и с одинаковой мощностью пламени. В результате получается красивая, искусственно состаренная доска.
- Если опыта нет, первый вариант практически недостижим. В этом случае можно воспользоваться вторым, не самым правильным, но надежным методом. Каждая доска обжигается до равномерного черного слоя глубиной до 2-3 мм, а затем обрабатывается шлифмашинкой до достижения желаемого внешнего вида. После чего шлифуется наждачной бумагой.
Когда обработка огнем любым из доступных способов завершена, вагонка тонируется и выкрывается лаком.
Браширование вагонки маслами
Если первые два, пусть и надежные способа, кажутся слишком сложными, всегда можно воспользоваться специальными маслами и красками. Обработка маслом не состаривает древесину слишком сильно и не дает текстуры, но винтажный внешний вид гарантирован.
- Масло в банке аккуратно перемешиваем, не давая образовываться пузырькам.
- Затем технологией сухих мазков (небольшим количеством масла на кисти) покрываем ламель.
- Ветошью растираем масло по поверхности до достижения результата, после чего оставляем на 4-5 часов для высыхания.
- После высыхания неоднородная поверхность шлифуется губкой 150 и покрывается биозащитным лаком.
Еще один способ визуально состарить ламель – использовать технологию старой краски. Для этого понадобятся специальные масла: черное паркетное масло «Либасол» и белое «OSMO».
- Черное масло наносится плотным непрозрачным слоем и оставляется на 15 минут, заем втирается ветошью, сохнет сутки.
- Сверху ламель обрабатывается плотным слоем белого масла. Через 25 минут верхний слой снимается резиновым шпателем и в результате получается красиво окрашенная брашированная вагонка, готовая к монтажу через сутки.
45 примеров применения эффектной технологии дома
Состаренное дерево в дизайне кровати
Браширование древесины своими руками – одна из технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит массив дерева. На поперечном срезе четко видны годичные кольца, которые образованы волокнами с различными физическими характеристиками.
В изделиях эти слои образуют характерный для каждого сорта дерева рисунок.
В современном дизайне одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево
Спальня в стиле лофт со стеной, отделанной брашированным деревом
При удалении мягкого слоя, участки, состоящие из твердых волокон, становятся рельефными, явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской.
Браширование древесины своими руками: искусственное состаривание дерева
Паркет с эффектом состаренного дерева смотрится очень красиво
Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твердыми породами дерева, у которых есть четко выраженная фактура и явные слои разной твердости:
- сосной
- дубом
- лиственницей
- ясенем
- орехом
- венге
Брашированный стол в интерьере гостиной стиля рустика
Прекрасный разнос из брашированной древесины
Гостиная в стиле лофт, совмещенная с кабинетом
Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования непригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина:
- бука
- клена
- ольхи
- тика
- березы
- вишни
Фартук стильной кухни из брашированной древесины
Браширование придаст уникальности вашей мебели
Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.
Оборудование для структурирования древесины
Брашированное дерево в интерьере ванной стиля лофт
Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.
Браширование древесины своими руками не составит труда
Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:
- металлические щетки разной жесткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
- наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
- морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
- лак для вскрытия изделия по окончании процесса браширования
Строгий письменный стол с эффектом состаренной древесины
Пол из брашированной древесины смотрится очень интересно
Чтобы еще больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щетки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.
Технология браширования – поэтапно
Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины
- Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.
Обработка древесины ручной металлической щеткой
Дрель с регулируемой скоростью сделает процесс браширования более производительным
- Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.
Движение инструмента необходимо осуществлять по направлению волокон древесины
- Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
- Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.
Лакирование изделия
Декоративный разнос с эффектом состаренной древесины
- Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.
Эффекта состаренной древесины можно добиться и с помощью обжига паяльной лампой
Обработка наждачной бумагой после обжига пламенем
Вид массива после обжига и покрытия лаком
Сфера применения технологии браширования
Брашированное быльце кровати с резными элементами смотрится очень красиво
Доступность и декоративность методики структурирования делают ее особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски,полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью. Не менее изысканно смотрится деревянная мебель с брашированными деталями и элементами. У краснодеревщиков особенную ценность имеют материалы, тронутые короедом, поскольку такую фактуру вручную воспроизвести невозможно, а она создает полное впечатление древности деревянных изделий.
Браширование отлично подойдет для создания интерьера в стиле рустика
Возможность самостоятельного создания эксклюзивных вещей — одно из главных преимуществ браширования древесины
Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.
Браширование древесины
Оглавление статьи
Браширование (или набор методов искусственного «состаривания» деревянных поверхностей) – сравнительно новое явление в ряду технологий по декоративной отделке изделий из древесины. В его основе лежит использование неоднородности древесной структуры, в которой более твердые волокна переплетаются с более мягкими. В результате механическое, химическое либо термическое воздействие вызывает удаление менее стойких участков, что приводит к образованию объемной, рельефной 3D-поверхности, подчеркивая тем самым неповторимую красоту тех или иных пород (с одновременным достижением «эффекта старины»).
Породы древесины, подходящие для браширования
Очевидно, что данные методы имеют смысл применения только в том случае, если обрабатываемый тип древесины обладает ярко выраженной фактурностью и значительным отличием в физической твердости разных слоев. К таким породам дерева можно отнести:
- орех;
- ясень;
- лиственницу;
- дуб;
- экзотические породы (венге, эбеновое дерево и т.д.).
Породы, не отличающиеся структурированностью и не имеющие крупных волокон, для этого не годятся. В их числе:
- вишня и черешня;
- береза, осина и ольха;
- тиковое дерево;
- клен и бук.
Технологии браширования
При механических методах браширования используют:
- Ручные металлические щетки. Обработка проводится вручную – а потому весьма точна, деликатна, но и наиболее трудоемка (в связи с чем применяется только на небольших деталях, изделиях или поверхностях).
- Щетки-насадки (для дрели или болгарки). В этом случае процесс становится полуавтоматическим – и в результате выигрывает в скорости, но сильно теряет в детализации. Рабочей «щетиной» для щеток всех форм и размеров может служить как металлическая проволока, так и иные материалы с высокими абразивными свойствами.
- Мобильное оборудование. Представляет собой мобильную щеточную машинку либо фрезерный аппарат для зачистки ценой в несколько сотен долларов (применяется в основном для полов и крупных мебельных поверхностей).
- Промышленные станки для деревообработки. Используют инструмент для браширования, представляющий собой систему высокоточных фрез. Несмотря на высокую стоимость, довольно быстро окупаются (при наличии постоянных заказов – менее, чем за полгода).
К химическим методам браширования относят:
- Воздействие кислотами. Метод эффективен за счет быстрого разъедания кислотой древесной поверхности. Однако, ввиду высокого уровня опасности обращения с кислотами (либо заменяющего их аммиака), для самостоятельного применения не рекомендуется.
- Использование морилки, патины или красок после кратковременного обжига. Поверхность дерева в этом случае подвергается кратковременному воздействию огня из горелки, после чего обрабатывается щеткой и покрывается морилкой или краской, наносящихся полосами. При наличии терпения и художественного подхода дает куда более впечатляющий результат, чем механические методы.
Термические методы:
- Лазерное браширование. Наиболее современный и дорогостоящий метод, но при этом обладающий фантастическими возможностями (например, лазер легко воссоздаст на поверхности изделия точную имитацию норок короеда).
Браширование древесины своими руками
Состоит из следующих этапов:
- Обрабатываемая поверхность слегка увлажняется, после чего начинают проводиться проходы жесткой металлической щеткой вдоль направления волокон.
- Готовая поверхность зачищается от обрывков волокон и шлифуется полимерной щеткой с абразивным напылениемю
- При необходимости первые 2 этапа повторяются.
- Для придания большей декоративности на древесину наносится ряд хаотично расположенных углублений с помощью стамески.
- Деревянная поверхность полируется щеткой с волосяной либо сизалевой щетиной до появления эффекта лощености (допускается также использование мелкого наждака).
- Проявившее свою фактуру дерево очищается от мелкой пыли, сушится и покрывается лаком (возможно также использование патины или «золотой» краски – при скапливании в мелких порах дающей потрясающий эффект).
Важно: защитная обработка дерева лакокрасочными материалами на финишном этапе обязательна для всех без исключения методов браширования.
12 необычных способов декоративной обработки древесины
Основные способы обработки древесины всем давно известны. Масла, лаки, краски. Я же расскажу о нестандартных решениях. Для них не потребуется экзотичных составов, так как добиваться нужного эффекта будем сочетанием привычных нам материалов.
Правильно сочетая несколько видов покрытий, можно добиться оригинального эффекта
По сути, все предложенные мной варианты можно назвать состариванием древесины, так как в их основе лежит браширование. Ну а кроме этого, мы будем использовать акриловые и меловые краски, масла и различные воски. Подобная обработка подойдет для декорирования мебели или отделки интерьера. Всего я подготовила 12 образцов — следовательно, и 12 вариантов декорирования. Все они просты в исполнении, но при этом выглядят очень эффектно.
12 доступных вариантов декоративной отделки древесины
Для заготовок я использовала сосну — материал доступный и интересный с декоративной точки зрения: активный рисунок древесины идеально подходит для состаривания. Начнем с браширования. С помощью полимерно-абразивной щетки снимаем мягкие волокна, сохраняя твердые. Для состаривания можно использовать и металлическую щетку, но результат будет несколько иным, так как она работает менее деликатно, и после обработки на твердых волокнах остаются заметные царапины.
Полимерно-абразивная щетка
Важно! В процессе браширования образуется много мелкой пыли, поэтому необходимо надежно защитить глаза и органы дыхания.
Теперь, когда выполнено механическое состаривание, приступим к обработке различными составами.
1. Колерованное масло
Используем тиковое колерованное масло черного цвета. Наносить его нужно кусочком ткани. Далее подождем примерно минуту — и сотрем чистой ветошью. Уже на этом этапе получаем контрастный древесный рисунок. Но останавливаться не будем. Нанесем на поверхность темно-зеленый воск. В результате появляется глубокий зеленый оттенок. Этот метод отделки древесины хорошо смотрится в интерьере. Например, у меня подобным образом отделана стена в гостиной. При разном освещении проявляются различные оттенки.
Добиться нужного эффекта можно, чередуя колерованное масло и цветной воск
2. Масло цвета «белый дуб»
Обработаем заготовку маслом цвета «белый дуб». Также с помощью ветоши нанесем состав на поверхности и подождем до полного высыхания. Далее поверхности нужно ошкурить, открывая естественный цвет выступающих волокон. После пропитаем заготовку маслом на основе воска. Это нужно не только для защиты древесины, но и для большей контрастности рисунка.3. Натираем воском
В данном случае задача — сохранить натуральный цвет выступающих волокон. Для этого натираем их воском. Обрабатываем всю поверхность темно-зеленой краской Shabby и ждем до полного высыхания. С помощью наждачной бумаги освобождаем верхние волокна от воска. В результате получаем естественный древесный рисунок на тонированном фоне. Покрываем лаком, защищая и подчеркивая контраст.4. Воск + краска
Этот способ очень похож на третий вариант, но краску выберем светло-оливкового цвета — и перед ее нанесением мы не будем обрабатывать волокна воском. После высыхания краски пройдемся по заготовке наждачной бумагой, освободим выступающие волокна от цвета. В результате они будут менее контрастны. Далее обрабатываем поверхности маслом цвета древесины лиственницы. Оно имеет рыжеватый оттенок, что в сочетании с краской даст интересный эффект.
Смело используем наложение различных цветов и оттенков
5 и 6. Шпатлевка + масло
На брашированную заготовку наносим шпатлевку по дереву белого цвета. Ждем, пока она высохнет, и обрабатываем поверхность маслом для мебели на основе воска. Пятый вариант — темное масло, шестой — бесцветное. Снова подождем, когда заготовка высохнет, и зашкурим ее. Таким образом, мы раскроем рисунок, но при этом сохраним поверхность ровной.
Шпатлевка по дереву поможет создать контрастный рисунок, сохранив ровную поверхность
7 и 8. Обжиг + воск
Для начала обработаем поверхность горелкой. На обожженную заготовку наносим белый или темный воск. Получаем глубокие и интересные цвета.
Обожженное дерево после обработки краской приобретает неповторимый оттенок
9. Акриловая краска
Нам потребуется обычная акриловая краска. Наносим основной цвет, например черный, на заготовку с помощью кисти. Прокрашиваем вдоль волокон. Когда покрытие высохнет, возьмем контрастный цвет и с помощью плоской жесткой кисти легкими касаниями нанесем его хаотичными движениями, но теперь — поперек волокон. Кисть должна быть практически сухой.10. Используем меловую краску
Наносим на заготовку красную краску. Сушим. Теперь покрываем воском те места, которые хотим оставить открытыми. Наносим белую краску Shabby на основе мела. Не дожидаясь полного высыхания, с помощью шпателя соскабливаем краску с обработанной воском поверхности. В результате — эффект не просто состаренного дерева, а истории некоего интерьера, который со временем видоизменялся.11 и 12. Снимаем краску шпателем
Снова возьмем акриловую краску и нанесем ее с помощью кисти. Высушим заготовки. Затем одну покроем светло-оливковой краской и сразу с помощью шпателя снимем все лишнее. Получим слегка заметную градацию рисунка. Вторую заготовку покроем красной краской и снова уберем излишки шпателем. Здесь рисунок дерева более заметен, но ненавязчив.Подробности о декоративной обработке древесины вы можете узнать из моего видео.