Асимметричные композиции: Access to the site is allowed only for human. – Теория флористики. Основы флористики в лекциях.: Основы композиции во флористике. Симметрия

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

Теория флористики. Основы флористики в лекциях.: Основы композиции во флористике. Симметрия


Существуют два основных способа создания флористических работ — симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции — подразумеваемая вспомогательная линия — должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

    * зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
    * зрительная (оптическая — добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
    * вертикальная, рис 1
    * горизонтальная, рис 4
    * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая  групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала )

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

 Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.
Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

 Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип — основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы — третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

.

Баланс может регулироваться следующими способами:

    * Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
    * Удалением или приближением части к групповой оси
    * К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии — это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах — от маленьких подставок до больших цветочных декораций — он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Понравилось? опубликуй у себя:

Симметричная композиция — это… Симметрия и асимметрия

Симметрия окружает человека с самого рождения. Прежде всего она проявляется в живой и неживой природе: великолепные рога оленя, крылья бабочек, кристаллическая структура узора снежинок. Все законы и правила, которые путем наблюдений и анализа вывел человек для создания композиции, были заимствованы из окружающего мира. И первоначально изображение несло информационную функцию, постепенно обрастая эмоциональными, ценностными переживаниями автора. Так ли проста симметричная композиция, и можно ли с ее помощью донести насыщенный художественный образ? Возможно, она является «вещью в себе», которую неподготовленный зритель не сразу рассмотрит.

симметричная композиция

Композиция

Латинское слово compositio («составление») является основой для художественных форм разных жанров. Именно композиция отвечает за целостность произведения. Разные композиционные решения подчиняются одним и тем же строгим законам. Элементы, компонуемые художником, разнообразны. Основные из них — форма, цвет, фактура, ритм, контраст, нюанс, пропорции. Законы немногочисленны, но обязательны для исполнения: равновесие, единство и соподчинение.

Для любой симметричной композиции основой служит плоскость ее размещения. Она в основном и определяет применение тех или иных выразительных средств.

композиция симметричных фигур

Плоскость

Что нужно сделать, чтобы увидеть плоскость? Просто посмотреть на нее. Ведь человеческий глаз – это уникальный приемник информации, уже «обученный» природой правильному видению.

В природе существуют такие условия, при которых происходят оптические обманы, но, как ни странно, они закономерны и достаточно изучены на сегодняшний день. Поэтому подавляющее большинство людей однозначно воспринимают плоскость. Естественные различия существуют между людьми, которые пользуются иероглифами, и теми, кто читает и пишет при помощи букв. Культурные различия играют в данном случае не последнюю роль.

Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, общие для жителей всей планеты. Основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом:

  1. Прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность.
  2. Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий.
  3. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные – удлиняют его.

Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур.

симметричная и асимметричная композиция

Формы на плоскости

Многообразие разных форм можно свести к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, кругу, точке и линии. Формы композиции и плоскость, на которой они размещены, условно связаны замыслом изображения. Даже чистый лист бумаги наделен условной структурой. Его плоскость может быть рассечена на горизонтальные, вертикальные и диагональные оси (относительно которых выстраивается симметричная композиция).

Точка схождения всех линий находится в центре плоскости и всегда воспринимается зрителем активно. Части плоскости, выходящие за пределы центра, ощущаются пассивными. Все элементы симметричной композиции взаимодействуют со структурой плоскости и при условии достижения зрительного равновесия образуют гармоничную структуру.

симметричная композиция из геометрических фигур

Симметрия

Это явление встречается повсеместно: в биологии, химии, геометрии. Среди образцов искусства чаще всего используется в архитектуре, декоративно-прикладных ремеслах, рисунках.

Слово это греческого происхождения, в дословном переводе «соразмерность» и обозначает уравновешенное расположение форм относительно осей или точки. Винтовая симметрия часто сама является предметом изображения. Наиболее используемыми видами симметрии являются:

  • зеркальная;
  • центральная;
  • осевая;
  • переноса.
симметричную декоративную композицию

Возможные трудности использования

Составление уравновешенных при помощи симметрии композиций не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. Здесь от художника требуется знание некоторых закономерностей:

  1. Сотворение запоминающейся симметричной композиции может произойти только в идеальном соответствии всех компонентов (иногда даже малое отступление способно погубить работу).
  2. Такие работы не несу в себе новизны и неожиданности, поэтому существует большой процент вероятности уйти в «скучное уравновешивание».

Учет этих особенностей позволяет мастерам создавать поистине шедевральные образцы симметричных композиций, примеры которых можно наблюдать в архитектуре, живописи, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и прочих сферах искусства.

симметричная композиция примеры

Замкнутость и открытость

Существуют картины центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя исподволь возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ. Предполагаемое же домысливание сюжета картины или рисунка на уже прописанной на полотне свидетельствует о центробежности, или открытой композиции. Такие произведения достаточно сложны для восприятия и требуют определенного времени для осмысления.

Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель — украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие, уравновешенность. Довольно часто декорирование проводится в трехмерном пространстве. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении. Поэтому фото симметричной композиции не потеряет смысловой нагрузки (при условии профессионализма фотографа), а сделанное мастером, может даже добавить красок.

симметричная композиция фото

Динамика и статика

Для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры и т. д. Что такое статика? Это расположение элементов композиции, которое оставляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений:

  1. Отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения.
  2. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т. д.
  3. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов.

Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок.

Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выше описанных методов. Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) — и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: тревогу, напряжение, ожидание. Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность.

симметричная композиция из прямоугольников

Симметрия и асимметрия

Как это ни странно, но равновесие (или баланс) – это основной принцип строения всего живого в мире. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции – это свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии).

Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценность картины не заключается в использовании автором той или иной техники компоновки материала, а проявляется в доступном донесении замысла произведения, его эмоциональной насыщенности. Нельзя утверждать, что симметричная и асимметричная композиции различаются лишь по сложности их исполнения для художника. Ведь «краткость – сестра таланта» и часто «все гениальное – просто». Причем простота в таких случаях становится всепроникающей (и в исполнении, и в восприятии).

Симметрией пользуются современные художники, равно как и их предшественники. Она гарантированно обеспечит создание впечатления величественности изображаемых объектов, торжественности и помпезности. В симметрии воплощен один из самых незыблемых и непреходящих законов природы – стремление к балансу.

Однако человеческая жизнь (и впечатления от ее проживания) часто устроена далеко не сбалансированно. Поэтому и появляются асимметричные картины, наполненные переживаниями, движением, противоречиями и мечтами. Художник не вправе оставаться в стороне от происходящих событий.

симметричная композиция из прямоугольников

Заключение

Несмотря на кажущуюся простоту, симметричные композиции являются образцами гармонии мира и природы. Однако и асимметричные построения не лишены этого свойства. Единство таких композиций открывается глазу зрителя не сразу, поскольку построено на определенных закономерностях, не связанных с осями симметрии. Эстетическая ценность обеих форм изображения не подвергается сомнению, поскольку неоднократно была проверена временем.

Симметрия и асимметрия в предмете Основы композиции

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа».

Л.А. Какичева

Методические указания по предмету «Основы композиции»

в рамках предпрофессиональной программы дополнительного

образования «Изобразительное искусство» (со сроком обучения 5 лет)
по теме:

«Симметрия и асимметрия».

Ульяновск 2018 г.

Утверждено Рекомендовано

на методическом совете методическим советом

МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ

Протокол № от Протокол № от

Автор: Л.А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ.

Рецензенты: Кузнецов В.С.

Горшунов Н.В.

Методические указания предназначены для преподавателей детских художественных школ и детских школ искусств, работающих по программе предпрофессиональной подготовки учащихся дополнительного образования в области изобразительного искусства, со сроком обучения 5 лет.

Аннотация.

Методические указания необходимы преподавателям ДХШ и ДШИ, ведущих предмет «Основы композиции» в классах ФГТ со сроком обучения 5 лет. Программа предмета «Основы композиции» включает в себя лекционный и практический материал.

Данные методические указания помогут сориентировать педагогов в выборе практических заданий по теме «Симметрия и асимметрия», которая запланирована для изучения в 1 четверти 1 класса в группах ФГТ.

Пояснительная записка.

Методические указания содержат планы-конспекты уроков по теме «Симметрия и асимметрия». Программой предусмотрено 6 уроков по заданной теме, которые включают в себя практическую работу. Методические указания содержат подробный лекционный и иллюстративно-демонстрационный материал, необходимый педагогам для ведения занятий.

Методические указания можно использовать в качестве учебного пособия для ведения уроков, исключая использование другой дополнительной литературы.

Методические указания.

Урок 1.

Симметрия.

В природе можно наблюдать повсюду картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, чем, как мы привыкли говорить, стороны симметрии.

Существуют различные виды симметрии. Самая простейшая – это зеркальная. Примером зеркальной симметрии в природе является бабочка.

hello_html_3cf83a61.jpg

В зеркальной симметрии одна половина композиции является зеркальным отражением другой половины. На чертеже плоскость симметрии изображают линией – осью симметрии.

Расположение центрального объекта на оси симметрии в композиции подчёркивает его значимость.

Примером симметричной композиции в изобразительном искусстве являются архитектурные сооружения, например, Казанский собор.

hello_html_3895ea8a.jpg

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют диссимметрией. Незначительные нарушения в симметрии привлекают внимание, создают акцент. Эти знания используют для получения острого эмоционального эффекта в композиции. Диссимметрия – это незначительные отклонения в симметричной композиции:

  1. Несущественные отклонения одной из сторон от оси симметрии

  2. Добавление в одну из сторон незначительных деталей – пятен и т.д.

  3. Изменение насыщенности одной из сторон

В природе случаи идеальной симметричной композиции единичны, большинство объектов природы диссиметричны. Геометрическую симметрию чаще можно встретить в объектах, созданных руками человека: архитектура, техника и т.д.

hello_html_4fc62f7e.jpg

Симметрия создаёт впечатление покоя, тишины, торжественности, равновесия.

Ось симметрии может располагаться в различных направлениях.

Симметрия может быть:

  1. Горизонтальной

hello_html_7f458af5.jpg

  1. Вертикальной

hello_html_42ff154f.jpg

  1. Диагональной

hello_html_m2be06565.jpg

  1. Винтовой

hello_html_2b31b60d.jpg

Симметричная композиция легко воспринимается зрителем. Симметричная композиция применяется во всех областях изобразительного искусства.

Практическая работа №1.

Тема: Создание зеркальной симметрии в композиции

Задача: Передача равновесия, устойчивости

Условия: Для выполнения творческой композиции необходимо задать формат – квадрат 15х15 мм, в котором нужно провести ось симметрии (в любом из двух направлений – горизонтально или вертикально). Из плоских геометрических тел (квадрат, круг и любые другие тела) нужно создать композицию, которая обладала бы свойствами уравновешенности и устойчивости.

hello_html_m6b34c725.jpg

Практическая работа №2.

Тема: Создание диссиметричной композиции.

Задача: Передача значимости, равновесия.

Условия: Создание худ. образа на тему цирк или театр. Фигура выполняется в квадрате 15х15, имеет плоскую форму. Образ создан из стилизованных геометрических форм, имеет частичное нарушение симметрии, за счёт разницы деталей.

hello_html_68ac5aa8.jpg

Урок 2.

Асимметрия.

Противоположным симметрии методом организации пространства является асимметрия.

Асимметричная композиция даёт динамику, разнообразие, естественность.

Как мы уже знаем, в симметричной композиции все части уравновешены за счёт зеркальности или расположения объекта вне центральной оси.

Основная задача асимметричной композиции – создание равновесия, которое достигается или расположением цветовых пятен, либо за счёт ритма.

Ритм – это сложный порядок чередования элементов композиции.

Примером асимметричной композиции может служить картина В. Серова «Портрет Ермоловой». Фигура актрисы находится в центральной части, в повороте на три четверти. Взгляд Ермоловой устремлён вправо. Равновесие создано за счёт объёмного подола платья.

hello_html_7543b9e4.jpg

Портрет носит величественный характер, передаёт торжественность и покой.

При создании творческой композиции можно играть на контрастах симметрии и асимметрии. Например, на полотне Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» изображён симметричный фон, на котором построено асимметричное действие в настроении героев.

hello_html_7b51bcab.jpg

И наоборот, на асимметричном фоне – показать симметричный объект.

Практическая работа №1.

Тема: Создание асимметричной композиции.

Задача: Передача равновесия, покоя.

Условия: Создать на асимметричном фоне условную фронтальную композицию с одним симметричным объектом в центре.

hello_html_m54ad94a2.jpg

Практическая работа №2.

Тема: Создание асимметричной композиции.

Задача: Передача движения, динамики.

Условия: На симметричном фоне создать условную композицию силуэтного плана.

hello_html_m18645c9.jpg

Рецензия.

На методические указания к рекомендациям по организации уроков на тему «Симметрия и асимметрия» в ДХШ и школах искусств.

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся в детских художественных школах.

Методические указания знакомят с организацией уроков по теме «Симметрия и асимметрия».

Указания разработаны по актуальной теме и необходимы для решения учебных задач.

Рецензент – доцент кафедры «Дизайна и искусства интерьера» Ульяновского государственного Университета, Заслуженный художник России

____________________________________________ Горшунов Н.В.

Рецензия.

Методические указания по организации уроков на тему «Симметрия и асимметрия» разработаны Какичевой Л.А. методически грамотно.

Представленные методические указания содержат лекционный и практический материал по заявленной теме. Весь материал наглядно проиллюстрирован.

Представленная работа заслуживает высокой оценки и рекомендована мной для практического применения.

Рецензент – член Союза художников России, преподаватель МОУ ДО ДХШ

__________________________________________________Кузнецов В.С.

1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.

Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):

Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.

Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.

Особенности ландшафтной композиции:

непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.

— необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.

Виды композиций.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Фронтальная композиция — та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Один из важных приемов построения пейзажа — метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный — в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.

Симметрия и ассиметрия:

Еще один прием организации ландшафта — выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось — своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.

При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки — вдоль аллеи, палисадники — вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций — в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.

Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений — небольшие садики и скверы при официальных зданиях).

При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии — дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).

Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию — это позволит наиболее органично связать дом с садом.

Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций — в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.

Асимметричные цветочные композиции

Асимметричные цветочные композиции могут следовать одному из многих стилей дизайна.

Каждый раз, когда цветы и листья помещаются в контейнер, результатом считается цветочная композиция. Но для особых случаев или если вы хотите выразить свой художественный характер, может потребоваться более структурированная цветочная композиция. Традиционный западный цветочный дизайн диктовал, чтобы композиция была симметричной или сбалансированной. В середине 20-го века асимметричный стиль цветочной композиции стал более широко приемлемым, частично под влиянием японского стиля икебана. Решение создать свою цветочную композицию с использованием асимметричного стиля может привести к динамичной и интересной демонстрации цветов.

икебана

Японское искусство аранжировки цветов называется икебана, выражение духовной гармонии между людьми, землей и небом. Существует несколько дисциплин икебаны, каждая из которых немного отличается, но общая общая концепция заключается в том, что каждый элемент является символическим, с большой осторожностью в размещении и открытом пространстве в цветочном дизайне. Асимметрия является неотъемлемым элементом любой цветочной композиции икебаны, отражая силу и слабость, свет и тьму природы.

полумесяц

Как следует из названия, цветочная композиция в форме полумесяца будет в форме полумесяца или в форме буквы «С». Полумесяц — один из самых простых асимметричных цветочных дизайнов. Поместите большие очаговые цветы к основанию или дну проектной кривой, чтобы придать компоновке баланс и глубину, с воздушными и слегка изогнутыми цветочными стеблями и ветвями, изгибающимися вверх и наружу. Цветочные композиции в форме полумесяца привлекательны для глаз, давая зрителю ощущение спокойствия.

Хогарт «S» Кривая

Изогнутая цветочная композиция «S» Хогарта, названная в честь создателя Уильяма Хогарта, расширяет идею дизайна в форме полумесяца. Начните с длинных цветущих стеблей, которые имеют плавный изгиб, чтобы создать визуальное S-образное движение, вертикально или горизонтально. Заполните S фокусными цветами рядом с основанием, добавьте цветы наполнителя, двигаясь вдоль исходных S-образных стеблей кривой. S-изогнутые цветочные композиции поражают, захватывают внимание и должны быть размещены там, где композиция становится главным фокусом. Кривая S также может быть использована в цветочных венках.

Асимметричный «L» или треугольник

Используя концепцию традиционной сбалансированной треугольной структуры цветочной композиции, асимметричный дизайн «L» треугольника создает односторонний или односторонний вид. Композиция будет иметь цветочную высоту с большим количеством цветочных стеблей, выступающих с одной стороны, но не с другой, чтобы напоминать смещенную от центра форму треугольника. Асимметричные цветочные композиции обычно используют меньше цветов в дизайне, с более открытым взглядом.

Передача симметрии и асимметрии в композиции

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений, возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Практические советы

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Поиски композиции пейзажа или натюрморта можно сделать с помощью: ладоней или рамки-видоискателя.

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

С чего начать работу? Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.

Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника.

В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.

Один из интересных этапов работы – сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать не получающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.

Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.

Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности.

Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции. Попробуйте сделать подобную работу. Обдумайте замысел. Составьте несколько композиций. Не забудьте о разных выразительных возможностях симметричной и асимметричной композиций, о способах выделения композиционного центра, о том, как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.