Архитектура павильоны: все павильоны Галереи Серпентайн начиная с 2000 года :: Статьи – Павильон — Википедия

Содержание

все павильоны Галереи Серпентайн начиная с 2000 года :: Статьи

Традиция появилась спонтанно и во многом благодаря таланту Захи Хадид. В 2000 году галерее современного искусства Серпентайн нужен был временный павильон буквально на несколько дней, для чего и пригласили британку. Но пространство оказалось так популярно, что павильон простоял все лето, а саму идею превратили в ежегодный праздник архитектуры.

Основное здание Галереи Серпентайн
Основное здание Галереи Серпентайн

Для приглашенных архитекторов павильон превращается еще и в собственную презентацию для лондонской публики. Проектировать всегда зовут хоть и известных личностей, но из числа тех, кто еще не построил в Великобритании ни одного объекта. Каждый павильон функционирует три месяца, после чего демонтируется и продается в частные коллекции.

Задание повторяется из года в год: за шесть месяцев нужно спроектировать и возвести павильон площадью не менее 300 кв. метров, который можно использовать днем в качестве кафе, а вечером как площадку для лекций, дебатов и представлений. Archspeech в обратном порядке ведет хронологию архитектурных ответов на, казалось бы, простую задачу.


Фрида Эскобедо, 2018

Frida Escobedo

Хоть мексиканка Фрида Эскобедо и стала самой молодой участницей проекта, ее идея основана на многолетних архитектурных традициях Мексики и Великобритании. Стены павильона составляют привычные британскому глазу черепицы, но собраны они в такой композиции, чтобы напоминать типичный мексиканский прием — пористую стену, одновременно и приватную, и открытую естественной вентиляции и освещению. Третий отсыл к истории — диагональная планировка, которую Эксобедо сравнивает с композициями Эля Лисицкого.


Дьебедо Франсис Кере, 2017

Kéré Architecture

Отправной точкой павильона стала идея дерева — традиционного места собраний в родном для архитектора Буркина-Фасо. В Лондоне посетителей собирать будет переменчивая погода. От яркого солнца защитит теневой навес, а во время дождей публику развлечет архитектурный аттракцион — потоки воды будут скатываться к центру, образуя водопад. Есть у аттракциона и утилитарная функция — собранная вода позже пойдет на полив территории сада.

 

Бьярке Ингельс, 2016

BIG

Архитекторы BIG придумали стену-молнию, которая расходится в противоположные стороны, создавая внутри себя пространство под кафе и зал для мероприятий галереи. Криволинейная форма составлена намеренно из прямоугольных модульных элементов. Постоянный контраст сохранялся и при обходе — фасады павильона под разными ракурсами оказываются то полностью прозрачными, то, наоборот, формируют непроницаемую стену.

Люсия Кано и Хосе Селгас, 2015

SelgasCano

Павильон состоял четырех рукавов, сходящихся к центральному залу. Их конструкция выполнена в виде двойной оболочки из металлического каркаса, покрытого натянутой на него полимерной пленкой. По словам архитекторов, они специально запутали форму павильона так, чтобы получить как можно больше различных по профилю и наполнению пространств, каждое из которых будет нести посетителю новые эмоции и впечатления.

 

Смилян Радич, 2014

Наверное, самый малоизвестный из числа приглашенных архитекторов, чилиец Радич вспоминают традицию искусственных руин — фолли. В поставленное на четыре вала кольцо из стеклопластика посетители попадают по рампе. Благодаря внешней оболочке толщиной 10 миллиметров, массивная «каменная глыба» вечером превращается в притягивающий к себе объект.
 

Со Фудзимото, 2013

Sou Fujimoto Architects

Фудзимото, в свои 41, был на тот момент самым молодым архитектором, получившим приглашение от Галереи Серпентайн. Павильон японского архитектора создан из металлических 2-сантиметровых трубок и представляет из себя полупрозрачную структуру по форме подобную облаку, которая по мысли автора должна была растворяться в пространстве парка.

 

Жак Херцог, Пьер де Мерон и Ай Вейвей, 2012

Herzog & de Meuron, Ai Weiwei

К лондонской Олимпиаде галерея пригласила творческий союз архитекторов Херцога и де Мерона и художника Ай Вейвея, работавших до этого над созданием Олимпийского стадиона в Китае. Наполовину заглубленный зал накрыт наполненной водой платформой, в которой как в зеркале отражается основное здание галереи. Платформа поддерживается 12 (по числу построенных до этого павильонов) колоннами. К истории предыдущих павильонов также апеллирует и пространство зала, которое получили от наложения планов всех прошлых построек.
 

Петер Цумтор, 2011
 

В центре своего павильона Цумтор расположил вместо зрительного зала сад, который должен сфокусировать внимание посетителя на наблюдении, нежели общении. Проект создан по подобию hortus conclusus, созерцательной комнаты, сада внутри сада, и подчеркивает роль чувств и эмоций в нашем восприятии архитектуры.

 

Жан Нувель, 2010

Ateliers Jean Nouvel

Жан Нувель вдохновлялся символами Лондона — двухэтажным автобусом и телефонной будкой. В итоге из павильона получился ярко-красный арт-объект, напоминающий объекты парижского парка Ла-Виллет. Несколько утопленная основная площадка накрыта серией разноуровневых навесов, спускающихся к лужайке каскадом. Кубический полупрозрачный объем главного входа уравновешен с другой стороны наклонной 12-метровой стеной.
 

Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, 2009

SANAA

Японские архитекторы создали один из самых деликатных павильонов. Тонкая алюминиевая форма кровли как дым дрейфует среди деревьев. Павильон оставлен совсем без стен, позволяя беспрепятственно наслаждаться видами парка. Главного входа как такового также не предусмотрено.
 

Фрэнк Гери, 2008

Gehry Partners

В это сложно поверить, но к 80 годам Фрэнк Гери так и не построил ни одного объекта в Великобритании. Галерея Серпентайн не только предоставила ему эту возможность, но и позволила в какой-то мере вернуться к истокам и воплотить объект без использования знаменитых криволинейных форм. Павильон представляет из себя амфитеатр, накрытый остекленными деревянными панелями, которые, в свою очередь, подвешены к каркасу из массивных балок.

 

Заха Хадид и Патрик Шумахер, 2007

Zaha Hadid Architects

Для возведения павильона в 2007 году изначально галерея выбрала немецкого архитектора-инженера Фрая Отто, но спустя три месяца, поняв, что сложный проект не удастся построить в намеченные сроки, от идеи отказались и передали площадку архитекторам из датского бюро Snøhetta, которые, впрочем, также опаздывали на три недели.

Чтобы не нарушать расписания летних мероприятий, трехнедельную паузу позвали заполнить Заху Хадид и Патрика Шумахера, попросив спроектировать их небольшой «предпавильон». За три дня по их эскизам был собран навес из композиции трех гигантских «грибов» высотой 5,5 метров, сделанных из сетчатого металлического каркаса с натянутой на него тканью.

 

Олафур Элиассон и Кецтил Торсен, 2007

Snøhetta

На смену временному павильону от бюро Захи Хадид, Snøhetta вместе с художником Олафуром Элиассоном представила деревянную структуру, напоминающую по форме волчок. Павильон имел в этот раз сразу два уровня. Широкая закрученная в спираль рампа, делая два оборота, вела на уровень главного зала, и далее на второй уровень, на смотровую площадку, с которой открывался вид на весь парк.
 

Рем Колхас и Сесиль Бальмонд, 2006

OMA

Рем Колхас в соавторстве с Сесиль Бавльмонд, создающей инновационные инженерные структуры, накрыл свой павильон белоснежным яйцеобразным надувным куполом, парящим над лужайкой парка. Под куполом расположен овальный зал для встреч и лекций, огражденный теми жеполикарбонатными панелями, что применялись в здании музея современного искусства «Гараж».
 

Алваро Сиза и Эдуарду Соуту де Моура, 2005

Álvaro Siza Architect

Дуэт португальских архитекторов спроектировал павильон, основанный на прямоугольной сетке из балок, изогнутых для создания динамического искривленного внутреннего пространства. Дерево, выбранное в качестве главного материала, подчеркивает связь павильона и окружающего его парка.

 

Вини Маас, 2004

MVRDV

Проект павильона галереи Serpentine. MVRDV, 2014

Голландские архитекторы предлагали покрыть основное здание галереи искусственным холмом высотой 24 метра, но так и не смогли воплотить свои идеи из-за сложности проекта и ограниченности бюджета. Галерея изначально обещала всё-таки соорудить павильон в последующие годы, но в итоге спустя несколько лет окончательно отказалась от этой затеи.
 

Оскар Нимейер, 2003
 

Павильон соответствует принципам Нимейера, которое гласят, что любой хороший проект можно изобразить в легком наброске, и как только закончена конструкция, должно быть более или менее готово и всё здание. Павильон приподнят над землей, и вход в основной пространство осуществляется по рампе, перекликающейся своим ярко-красным цветом с задним фасадом.

 

Тойо Ито, 2002

Toyo Ito & Associates

Японский архитектор для создания павильона воспользовался наложенными друг на друга под произвольным углом сетками квадратной формы. Из получившегося паттерна сформирован параллелепипед, в котором чередуются заложенные и оставленные открытыми участки паттерна. Наглядно демонстрируется концепция павильона на видео:

 

Даниэль Либескинд, 2001

Studio Libeskind

Павильон, названный архитектором «Восемнадцать поворотов», представляет собой динамическую композицию из ряда металлических панелей, закрученных относительно друг друга. Постройка активно взаимодействует с контекстом, отражая в алюминиевой поверхности фасада растительность парка и кирпичную кладку основного здания галереи.

 

Заха Хадид, 2000

Zaha Hadid Architects

Первый павильон, пожалуй, получился самым скромным, и это с учетом авторства Захи Хадид. В проекте сделана попытка переосмыслить идею навеса. Кровля поделена на треугольные сегменты и преломляется в разных направлениях, создавая эффектное внутреннее пространство.
 

Serpentine Sackler Gallery, 2013

Zaha Hadid Architects

Особые отношения Захи Хадид и галереи узаконили в 2013 году, когда в пяти минутах ходьбы от основного здания открылся объект Serpentine Sackler Gallery. Новый комплекс состоит из двух объектов: классического здания ХIX века и современной пристройки. Несмотря на сложные криволинейные формы, объект во многом повторяет композицию 2000 года, тем самым зацикливая историю этой знаковой архитектурной традиции.

Фото © Serpentine Gallery, Hélène Binet, Sylvain Deleu, Nick Guttridge/VIEW, Richard Bryant/archaidimages, Peter Cook/VIEW, Sylvain Deleu, Sally Tallant, James Winspear/VIEW, John Offenbach, Luke Hayes/VIEW, Deborah Bullen, Nick Rochowski/VIEW 2014, Edmund Sumner/VIEW, James Newton/VIEW, Nick Guttridge/VIEW, Philippe Ruault, Walter Herfst, Hufton & Crow/VIEW, Luke Hayes, Iwan Baan, Zaha Hadid Architects

Павильон — Википедия

Отдельно стоящий садовый павильон.

Павильон (фр. pavillon) — в основном небольшая изолированная постройка. В отличие от флигеля — красиво оформленной постройки хозяйственного или жилого назначения, — павильон предназначен для отдыха, развлечения; в отличие от беседки он закрыт со всех сторон от атмосферных воздействий. Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времён Петра I — и в России.

Предназначение и внешний вид павильонов были весьма разнообразны, однако, можно выделить несколько устойчивых типов павильонов.

В 1760-х годах для Екатерины II при Зимнем дворце также возводят «Эрмитаж» — ныне Северный павильон Малого Эрмитажа. Именно здесь берёт начало музей Эрмитаж, состоящий теперь из нескольких куда более крупных дворцовых построек.

  • Павильон «Оранжерея» представлял собой оранжерею. Часть растений находилась в здании круглый год, другие летом в кадках выносились в парк и расставлялись по аллеям, а зимой убирались обратно в павильон. Большинство растений были чисто декоративными, но иногда в оранжереях выращивались и экзотические фрукты (в России особой популярностью пользовались ананасы; они упомянуты даже в «Евгении Онегине»:

В оранжереях могли быть развешаны клетки с певчими и экзотическими птицами. Снаружи оранжерии обычно украшались колоннами, лепниной и другими архитектурными деталями.

Сохранилось довольно много оранжерей, например во всё том же Кусково, в Петергофе.

  • Павильон «Хижина отшельника» — скромное по размерам сооружение с аскетическим интерьером, расположенное обычно на окраине парка.
  • Павильон, в стилизованном виде воспроизводивший внешний вид и интерьер построек, характерных для разных народов мира. Такое сооружение предназначалось только для развлечения хозяина и гостей. В Кусково сохранилось три таких павильона — Голландский, Итальянский и Швейцарский домики; в Вороново (Московская область) — Голландский домик.

Имелось и множество других разновидностей павильонов — «Гроты», «Вольеры» (например Вольер (Петергоф)), Чайные домики, и так далее.

Ныне такие павильоны почти не строятся.

  • Мобильные павильоны
Пример мобильного павильона.

Эти павильоны современны, удобны и функциональны.

В зависимости от специфики проводимого мероприятия, павильон может использоваться как торжественный зал для свадебных банкетов или фуршетов или как художественная галерея. Помещение павильона свободно трансформируется в зал для бизнес-презентаций или корпоративных мероприятий, престижный конференц-зал, в просторную выставочную или торгово-ярмарочную площадку, в зал для спортивных состязаний и камерных концертов, частных вечеринок, юбилеев и праздников.

Существует несколько видов мобильных павильонов (мобильные тентовые павильоны, быстросборные конструкции, шатры).

Среди известных российских усадеб, в которых сохранились интересные с архитектурной точки зрения павильоны, можно отметить

и многие другие.

Павильоном может называться и отдельный корпус здания, примыкающий к основному зданию сбоку, либо занимающий его центр. Такое понимание термина пришло из Франции, где павильонами называли, в частности, крылья дворца Тюильри.

Павильонами также назывались временные сооружения, возводившиеся на ярмарках и на время праздничных гуляний. Такие, обычно деревянные, павильоны были, всё таки, прочнее, чем шатры и могли быть куда более нарядно украшены. Позже это понимание термина перешло и на постоянные корпуса советских сельскохозяйственных выставок (например ВВЦ, павильон «Махорка»).

Кроме таких типов павильонов, предназначенных не в последнюю очередь для демонстрации вкуса и богатства, сейчас термином «павильон» именуют также:

Отдельно стоящие, небольшие здания магазинов и т. п., а также отсеки разных фирм и владельцев в торговых центрах (торговые павильоны).

Строения на спортивных площадках, обустроенные помещениями для смены одежды и хранения спортивного инвентаря, душевыми итд.

Слово «павильон» используется также для обозначения палатки, летнего жилья, танцевального зала, площадки для выступления оркестра.

В кинематографе павильоном называется специально приспособленное помещение, предназначенное для проведения киносъёмки[1]. Аналогичное значение это понятие имеет на телевидении. Съёмочные павильоны представляют собой сложное специализированное сооружение, специально проектируемое для рационального размещения оборудования, декораций и осветительных приспособлений. Первый павильон для киносъёмки под названием «Чёрная Мария» был построен Томасом Эдисоном в 1892 году[2].

Съёмочные павильоны существуют также для проведения фотосъёмок. На заре фотографии, когда электрическое освещение было редкостью, такие павильоны строились со специальной стеклянной крышей, наклон которой подбирался таким образом, чтобы наилучшим образом использовать свет северной части небосвода, избегая попадания прямых солнечных лучей. Так же были устроены первые киносъёмочные павильоны начала XX века[3].

Ранее павильоны строились так, как в настоящее время собираются полотняные шатры, для особых событий, таких как праздники, банкеты на природе и балы, но впоследствии они стали более основательными строениями, и к концу XVII века термин «павильон» применялся по отношению ко многим садовым строениям, которые создавались для использования в особых случаях.

Павильон | Архитектура и Проектирование

Павильон (франц. pavillon, от лат. papilio — шатер)  — в основном смысле — небольшое изолированное здание в саду или парке. В отличие от флигеля — красиво оформленного здания хозяйственного или жилого назначения, павильон предназначался для отдыха, развлечения, архитектурного украшения пейзажа. Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времён Петра I и в России.

Предназначение и внешний вид павильонов были весьма разнообразны, однако, можно выделить несколько устойчивых типов павильонов.

Павильон «Эрмитаж» (от фр. hermitage — место уединения) предназначался для более-менее секретных переговоров. Классический Эрмитаж был двухэтажным, причём на второй этаж не было лестницы. Гостей поднимали туда сидящими в специальных креслах с помощью сложной системы тросов. Затем таким же образом поднимали и заранее сервированный стол. Механизм работал на живой тяге — чаще всего на слугах. Затем люк в полу второго этажа закрывался и хозяин усадьбы и павильона мог беседовать с гостями, не боясь быть подслушанным. Такие павильоны сохранились в Петергофе (построен по приказу Петра I) и в Кусково. Не рекомендуется путать павильон «Эрмитаж» с музеем Эрмитаж, состоящим из нескольких куда более крупных дворцовых построек.

Павильон «Оранжерея» и представлял собой оранжерею. Часть растений находись в здании круглый год, другие летом в кадках выносились в парк и расставлялись по аллеям, а зимой убирались обратно в павильон. Большинство растений были чисто декоративными, но иногда в оранжереях выращивались и экзотические фрукты.
В оранжереях могли быть развешаны клетки с певчими и экзотическими птицами. Снаружи оранжерии обычно украшались колоннами, лепниной и другими архитектурными деталями. Сохранилось довольно много оранжерей, например во всё том же Кусково, в Петергофе.


Павильон, в стилизованном виде воспроизводивший внешний вид и интерьер построек, характерных для разных народов мира. Такое сооружение предназначалось только для развлечения хозяина и гостей. В Кусково сохранилось три таких павильона — Голландский, Итальянский и Швейцарский домики; в Вороново (Московская область) — Голландский домик.

Имелось и множество других разновидностей павильонов — «Гроты», «Вольеры» (например Вольер (Петергоф)), Чайные домики, и так далее.

Ныне такие павильоны почти не строятся.

Павильоном может называться и отдельный корпус здания, примыкающий к основному зданию сбоку, либо занимающий его центр. Такое понимание термина пришло из Франции, где павильонами называли, в частности, крылья дворца Тюильри.

Павильонами также назывались временные сооружения, возводившиеся на ярмарках и на время праздничных гуляний. Такие, обычно деревянные, павильоны были, всё таки, прочнее, чем шатры и могли быть куда более нарядно украшены. Позже это понимание термина перешло и на постоянные корпуса советских сельскохозяйственных выставок (например ВВЦ, павильон «Махорка»).

Кроме таких типов павильонов, предназначенных не в последнюю очередь для демонстрации вкуса и богатства, сейчас термином «павильон» именую также:

Отдельно стоящие, небольшие здания магазинов и т. п., а также отсеки разных фирм и владельцев в торговых центрах (торговые павильоны).

Строения на спортивных площадках, обустроенные помещениями для смены одежды и хранения спортивного инвентаря.

Слово «павильон» используется также для обозначения палатки, летнего жилья, танцевального зала, площадки для выступления оркестра.

Ранее павильоны строились так, как в настоящее время собираются полотняные шатры, для особых событий, таких как праздники, банкеты на природе и балы, но впоследствии они стали более основательными строениями, и к концу 17 века термин «павильон» применялся по отношению ко многим садовым строениям, которые создавались для использования в особых случаях.

 

основатели архитектурных бюро — о преимуществах недолговечных проектов — Strelka Mag

Летние кинотеатры, деревянные павильоны и облегчённые конструкции — временная архитектура живёт, как правило, несколько лет, сезонов или считанные дни. В мае в Парке Горького появится новый проект — открытый кинотеатр. Его построит победитель конкурса Garage Screen. Strelka Mag поговорил с молодыми архитекторами о том, как недолговечные проекты могут повлиять на успешность бюро.

Макет для проекта EMA Space. Фото: бюро KOSMOS

 

Бюро «Новое» не разделяет архитектуру в зависимости от её долговечности. Каждый из наших временных объектов сыграл свою роль на том промежутке времени, который ему был отведён. При этом в них были вложены архитектурные решения и идеи, которые, на наш взгляд, имеют не меньшую ценность, чем в архитектуре с большим сроком службы.

Первые годы своей практики мы осознанно развивали направление временной архитектуры, чтобы сформировать портфолио реализованных объектов. С другой стороны, временная архитектура открывает новые возможности. Чаще всего на временные или некапитальные объекты не распространяются многие нормы и правила, поэтому в этом формате можно экспериментировать.

 

проекты

Летний павильон музея современного искусства «ГАРАЖ», 2013 год

В нашей профессии есть один парадокс: чтобы архитектору построить своё первое здание, у него в портфолио уже должен быть реализованный проект. Я и мои партнёры в составе других авторских групп участвовали в конкурсных проектах, на базе которых в будущем появилось наше бюро. Один из этих проектов — летний павильон музея современного искусства «Гараж» в парке Горького, в котором я принимал участие. Наличие реализованного общественного объекта в дальнейшем позволило бюро получить свои первые заказы.

Зимний павильон компании «Мегафон» в Парке Горького, 2014 год

При строительстве павильона «Мегафон» нашей задачей было добавить выразительности уже существующему зданию и связать его с другим павильоном, который возвели к зимней Олимпиаде в Сочи по проекту архитектора Асифа Хана. Мы нарастили высоту за счёт нового фасада из полиуретановых труб, которые используются для водопроводных систем. Верхнюю часть фасада мы оставили незакреплённой, это дало зданию возможность реагировать на ветер и сделало его живым и интерактивным, как и павильон Асифа Хана.

Летняя площадка во дворе Музея Москвы, 2014 год

В проекте двора Музея Москвы перед нами стояло две задачи: создать инфраструктуру для летней программы музея на открытом воздухе и раскрыть тему московских архетипов. Каждый из объектов был спроектирован как оммаж тому или иному иконическому зданию города, но функциональным для программы музея. Всё решение выстраивалось по принципу «город в городе» и было объединено белым цветом.

Тематические павильоны на ЭКСПО в Астане, 2017 год

Тематические павильоны международного ЭКСПО в Астане являлись ядрами зон выставки и выполняли функцию рекреационных объектов на главном бульваре. Павильоны были объединены концепцией «движения материи», при этом каждый из павильонов имел собственную топологию волнообразной поверхности. Объекты проектировались как временные, но были включены в категорию «Наследие ЭКСПО» и сохранены.

 

Леонид Слонимский, бюро KOSMOS​

Главный интерес работы с временными проектами заключается в том, что они просуществуют недолго. В этом формате работать приходится на острие ножа: архитектура должна быть яркой, оригинальной, быстровозводимой, с максимально острой концепцией. Материалы и конструкции должны соответствовать: быть инновационными, дешёвыми, лёгкими, с возможностью повторного использования. Мы часто вдохновляемся инфраструктурной архитектурой городов — это та, где нет авторства и придуманной эстетики: строительными лесами, троллейбусными проводами, билбордами.

Временные проекты для «Гаража», ЭМЫ, Nike, Пражской квадриеннале — одни из самых важных в нашей практике. Именно они дали нам возможность сделать что-то новое, оригинальное, заявить о своём видении архитектуры.

И несмотря на то, что сейчас мы работаем над несколькими проектами постоянной архитектуры — аэропортом на Камчатке, зданием университета в Швейцарии, спортивным комплексом в Италии, — нас по-прежнему очень вдохновляют временные постройки, так как именно в них мы можем предлагать наиболее инновационные решения.

Если посмотреть на историю архитектуры, то можно увидеть, что временная всегда была на главном фронте инноваций: от павильонов советских конструктивистов на всемирных выставках, павильонов Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье до современных Serpentine Pavilion в Лондоне или YAP PS1 в Нью-Йорке.

 

Проекты

Выставочный павильон музея современного искусства «Гараж», 2012 год

На проект выставочного павильона музея «Гараж» у нас было всего пять недель: от победы на конкурсе и до начала строительства. В качестве материала фасада мы использовали сетку для строительных лесов.

Культурный кластер ЭМА, 2017 год

В проекте культурного кластера ЭМА, как и для павильона «Гаража», у нас был небольшой бюджет. Для фасадов мы выбрали фольгоизол — материал, который применяют в строительстве для теплоизоляции.

Многофункциональный спортивный центр NIKE в Парке Горького, 2018 год

Конструкция спортивного центра Nike отсылает к билбордам: в этом проекте мы также вдохновлялись инфраструктурой городов.

Швейцарский павильон для Пражской Квадриеннале, 2018 год

Сейчас мы работаем над маленьким павильоном. Он простоит всего десять дней на Пражской квадриеннале перформанса и театральной архитектуры. Павильон представляет собой лёгкую постройку 5 на 5 метров, с крышей из тончайшей ткани. Тем не менее это удивительно сложное и инновационное пространство.

 

Я люблю временную архитектуру. Мне нравится свобода, раскованность и озорство, которые допускаются, если строишь ненадолго. Это в некотором смысле архитектурный перформанс, который быстро становится воспоминанием, а у воспоминаний не «течёт крыша».

У Project Eleven большая часть проектов — временные. Это нам даёт возможность заниматься ключевыми вопросами: поиском архитектурного языка и образа. Мы стремимся избегать задач, в которых значение архитектуры сведено к обезличенной упаковке функции. У временной архитектуры короткий не только жизненный цикл, но и проектный. С точки зрения развития это возможность искать новое, пробовать и экспериментировать.

 

Проекты

Информационный павильон в парке «Музеон», 2012 год

Павильон «Школа» в парке «Музеон» стал результатом участия в конкурсе. Построить что-то объёмное в первый раз было для меня грандиозным профессиональным событием.

Информационный павильон в «Музеоне», 2013 год

Инфобокс был сделан по приглашению Евгения Асса в рамках обновления парка «Музеон». С точки зрения архитектурной формы это пока мой самый лучший реализованный проект.

Временный павильон для ГК «ПИК» на Пикнике «Афиши», 2018 год

Построить павильон на Пикнике «Афиши» нас пригласило агентство Departament. Это был безумный проект, в котором мы сочетали два полярных принципа: ортогональной структуры и хаотичной случайности. Мне сложно представить другую ситуацию, в которой нам удалось бы экспериментировать подобным образом.

10 самых интересных павильонов • Интерьер+Дизайн

Expo 2020 традиционно соберет ведущие мировые архитектурные и проектные силы для того, чтобы высказать новейшие идеи мировой архитектуры. Тема, которая заявлена для шоу 2020 года —  «Объединяя умы, создаем будущее». Событие впервые пройдет на Ближнем Востоке, в выставочном центре Джэбель-Али в ОАЭ.

По теме: Центр современного искусства в Персидском заливе

Каждые пять лет происходит выставка выставок, старейшее мероприятие, объединяющее страны и континенты в желании показать достижения своих индустрий и опыт. Последняя проходила в Милане, в 2015 году. Ее тема звучала как: «Питание для планеты. Энергия для жизни». В 2020 году шоу на Ближнем Востоке будет пропагандировать другой тренд — всеобщее объединение разных стран и народов ради планетарного развития.

Мировые «Экспо» проходят под патронажем Международного бюро выставок — специальной межправительственной организации, курирующей эти глобальные мероприятия и длятся от 3 до 6 месяцев. Первой мировой «Экспо» считается «Великая выставка промышленных работ всех народов», которая прошла в Лондоне еще в 1851 году. 

Трехчастный мастерплан огромной территории выставки разработан бюро HOK в сотрудничестве с компаниями Populous и Arup.

За полгода Dubai Expo 2020 должны посетить порядка 18 млн человек — столь масштабное туристическое мероприятие оказывает колоссальное влияние на экономику. Официальной площадкой станет целый новый строящийся район под названием District 2020 площадью 483 га (на его создание уже потрачено около 40 млрд долл). После проведения шоу 80% построенных павильонов будут переоборудованы в бизнес-центры, лаборатории, медиаплощадки и офисы. К примеру, Национальный павильон ОАЭ, проектируемый Сантьяго Калатравой, продолжит существовать в качестве центра детского образования и научных исследований. Поскольку District 2020 расположен неподалеку от аэропорта, он также станет центром беспошлинной торговли, освобожденным от налогов.

«Главное блюдо» всех мировых Expo — национальные павильоны. Самые интересные архитектурные решения, новые технологии и междисциплинарные достижения демонстрируют первые имена мировой архитектуры, сегодня к ним активно подключились художники и дизайнеры. Проектирование каждого — важное событие в карьере тех, кому доверен престиж страны.

Павильонов на Dubai Expo 2020 будет 136 (даже Такджикистан присоединится к общему смотру). Три павильона, маркирующих три главных тематичексих тренда выставки —  Mobility (Мобильность), Opportunity (Возможности) и Sustainability (Устойчивое развитие) — отданы командам Foster + Partners, BIG и Grimshaw Architects. Что логично и должно привести к беспроигрышно эффектному результату. Все три будут расположены вокруг центральной площади, формируя ядро Expo 2020.

«Возможность» (Opportunity). BIG.

BIG: «Возможность»  можно будет увидеть в представлении датской фирмы Бьярке Ингельса Bjarke Ingels Group (BIG), которая построит ребристую конструкцию на трех опорах с зеленой зоной и рестораном в центре. BIG, как всегда, использует местный климат в качестве ресурса для обеспечения павильона — его южная часть оснащена солнечными батареями, которые подпитают линейное освещение внутри. А расширяющаяся от основания крыша создает обширную тень для посетителей, создавая баланс света в центральном лобби, где раскинулся несвойственный для пустыни оазис.

Mobility (Мобильность). Foster + Partners.

Foster + Partners: «Мобильность» Силы самой знаменитой архитектурной фирмы планеты — бюро сэра Нормана Фостера работают над многоуровневым зданием в форме трилистника, окруженным неоновой площадкой. Злые языки сравнивают обтекаемые формы с головкой мужской электробритвы. Архитекторы вдохновлены проектом будущего экогорода Масдар в Абу-Даби, который будет существовать исключительно на возобновляемых источниках энергии.

Sustainability (Устойчивое развитие). Grimshaw Architects.

Grimshaw Architects: «Устойчивое развитие» Павильон британской команды Николаса Гримшоу будет представлять из себя солнечный коллектор в форме элипса. Основной «диск» окружен небольшими копиями в виде деревьев. Форма символизирует функцию — архитектура следует за природными процессами и сфокусирована на возобновляемых ресурсах: фотосинтезе, cолнечной энергии и на получении чистой воды из влажного воздуха.

Павильон ОАЭ. Проект архитектора Сантьяго Калатравы.

Santiago Calatrava Павильон по проекту великого испанского архитектора Сантьяго Калатравы напоминает крылья сокола (сокол —один из символов ОАЭ). 15 000 кв. метров занимает четырехэтажное здание с выставочными площадками, аудиториями, магазинами и VIP-залами. Внутренние экспозиции посвящены истории нации и достижениям страны за последние годы. Всё проектируется по стандартам зеленого строительства, принятым сегодня во всем мире.

Павильон Великобритании. Проект Эс Девлин.

По теме: Эс Девлин построит павильон стихов на Expo 2020

Es Devlin ​Двадцатиметровый павильон Великобритании доверили спроектировать междисциплинарному дизайнеру Эс Девлин. Это будет первый в истории всемирных выставок павильон, созданный женщиной. Девлин поставила перед собой глобальную цель — создать послание инопланетным цивилизациям. Павильон оснащен перформативной структурой, которая будет использовать искусственный интеллект для написания стихов.

Павильон Англии. Проект дизайнеров студии Пола Кокседжа.

Paul Cocksedge Studio Трехмерная конструкция студии британца Пола Кокседжа и его Paul Cocksedge Studio наглядно продемонстрирует возможность всемирного объединения стран — дизайнер решил собрать цвета всех флагов мира и смешать их в единую композицию. Визуальный эффект удалось добиться благодаря сотням цветных стеклянных дисков, которые накладываются друг на друга. Трехмерный рисунок изменяется в зависимости от смещения солнца и тени.

Павильон Испании. Проект Selgascano и FRPO.

Selgascano и FRPO Девять гигантских надувных баллонов — это испанский «дышащий павильон». Команда Selgascano тщательно прорабатывает концепцию нового типа временных городских построек. Такой объект легко переместить или снести, а простая структура позволит транформировать павильон при изменении погодных условий или в зависимости от времени суток. Надувные элементы создадут из полимера на 80%, составленного из переработанных материалов. 

Павильон Новой Зеландии. Проект Jasmax.

Jasmax «Внимание и уважение к людям и местности» — так охарактеризовали свой проект архитекторы Jasmax из Новой Зеландии. Местный народ маори называет это Kaitiakitanga — высшая связь человека и природы. Люди должны беречь то, что их окружает и с осторожностью относиться к ресурсам, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Павильон Германии. Проект LAVA.

Laboratory for Visionary Architecture Штутгартское бюро LAVA (Laboratory for Visionary Architecture) придумали павильон-кампус, который сочетает в себе экологичность и технологичность. Выставочные пространства расположены внутри мобильных кубов, перемещающихся по фасаду. Местный климат повлиял на конструкцию — стальные мембраны у основания и под крышей создают правильное естественное освещение в разное время суток. Такой подход позволяет экономить электроэнергию.

Павильон Австрии. Проект Querkraft.

Querkraft Самый дружелюбный австрийский павильон по проекту архитектурного бюро Querkraft обращается к людям с просьбой внимательно относиться к ресурсам и принять новые возможности для получения энергии. Конусообраный комплекс выполнен из глины и песка — эти материалы не навредят окружающей среде и в будущем их можно без вреда вернуть в природу.

6 знаковых русских павильонов на Всемирных выставках :: Статьи

Архитектура национального павильона — это всегда высказывание. Через нее государство говорит о своих научных достижениях, художественных предпочтениях и политическом курсе. Выстраиваешь павильоны разных лет в ряд — и получаешь своеобразную «кривую эволюции». Куда она нас вывела на сегодняшний день, мы уже писали. Интереснее проследить, как мы к этому пришли.

Год 1900-й: индустриальный бум под стенами Кремля

Как пишут источники, «до 1900 года Россия на Всемирных выставках была представлена слабо» — в основном это были русские избы и прочие порождения «стиля рюс» с резными наличниками. Зато в первом же году XX века тогда еще великая империя с триумфом вернулась в Париж: именно сюда Россия приехала на Всемирную выставку впервые, в 1867 году, а в 1900-м ей выделили самый большой участок — 24 000 квадратных метра.

Год 1900-й: индустриальный бум под стенами Кремля

Размах есть размах: организовали специальную комиссию, потратили огромные деньги. Центральное сооружение по проекту архитектора императорского двора Роберта-Фридриха Мельцера носило название Павильон русских окраин и опиралось на архитектуру кремлей Москвы и Казани — с характерными башенками, бусинками и бровками. Надо сказать, что на этой выставке Россия представила сразу несколько действительно важных достижений и удостоилась ряда наград. Золотая медаль из рук самого Густава Эйфеля досталась инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. А гран-при получил аттракцион с имитацией Транссибирской магистрали: посетители проходили сквозь вагоны поезда, наблюдая меняющийся за окнами русский пейзаж.

Год 1925-й: да здравствуют Советы, да здравствует конструктивизм

Молодое советское государство впервые участвовало во Всемирной выставке в 1925 году — и опять же в Париже. Это было связано с тем, что годом раньше Франция признала только что появившуюся страну и установила с ней дипломатические отношения. Участие в выставке было шагом стратегическим, имевшим целью продемонстрировать идеи Советов. На проект павильона был объявлен закрытый конкурс, который судили Луначарский и Маяковский.

Павильон СССР на ЭКСПО 1925. Константин Мельников

Из проектов Владимира Щуко, братьев Весниных, Моисея Гинзбурга и других выбрали идею Константина Мельникова. Смелое конструктивистское здание еще во время строительства привлекло внимание французских архитекторов. А после того, как к работе подключился Родченко, раскрасивший его в смелые цвета (красный, серый и белый), постройка и вовсе стала манифестом конструктивизма на мировой арене.

Павильон СССР на ЭКСПО 1925. Константин Мельников

Необычная форма была продиктована не только идеей, но и жизненными реалиями: выделенная площадка составляла всего 11×29,5 м и через нее проходили трамвайные пути. Здание сделали легким, деревянным, без фундамента, стены остеклили. Одним словом, в этой небольшой постройке использовались все приемы, ставшие языком конструктивизма.

Год 1937-й: рабочий и колхозница против третьего рейха

Павильон 1937 года — пожалуй, самый известная российская выставочная постройка в истории. Ступенчатый постамент, спроектированный Борисом Иофаном, венчала статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Основной объем постройки был облицован самаркандским мрамором, а над входом помещались гербы 11 союзных республик.

Павильон СССР на ЭКСПО 1937. Рабочий и колхозница. Борис Иофан

Но не одной архитектурой запомнился павильон СССР потомкам. Ровно напротив него, симметрично относительно оси Эйфелевой башни, поставили павильон Германии, созданный личным архитектором Гитлера Альбертом Шпеером. И если павильон СССР был динамичен, а скульптурная группа как бы рвалась вперед, то немецкий, в котором читалась римская цифра III (Третий Рейх), увенчанная орлом, наоборот, стоял устойчиво и основательно. Архитектурное противостояние двух держав стало символом эпохи.

Павильон СССР на ЭКСПО 1937. Рабочий и колхозница. Борис Иофан

Год 1939-й: новый советский человек в дворцах наземных и подземных

Некоторые конструктивные особенности павильон СССР на выставке в Нью-Йорке позаимствовал у своего парижского предшественника. Однако в целом это была уже куда более массивная и имперская архитектура, созданная Борисом Иофаном и Каро Алабяном. Павильон представлял собой мраморный амфитеатр с огромными пропилеями, украшенными барельефными портретами вождей Ленина и Сталина и скульптурами. Внутри раскрывалась основная тема выставки — «Мир будущего». Но если «главными героями» выставки в целом стали символизирующие демократию Трилон и Перисфера (210-метровый трехгранный обелиск и шар 56 м в диаметре), то в советском павильоне перспективы светлого будущего разворачивались под знаменами коммунизма.

Павильон СССР на ЭКСПО 1939. Борис Иофан и Каро Алабян

На высоком постаменте в центре амфитеатра стояла фигура «Нового советского человека» скульптора Вячеслава Андреева. В поднятой руке он держал пятиконечную рубиновую звезду — явная аллюзия на «Рабочего и колхозницу». В амфитеатре показывались документальные фильмы об СССР и звучала музыка. Внутри павильона можно было увидеть статуи вождей в полный рост, а всевозможные архитектурные и инженерные достижения демонстрировались в виде диарам и макетов.

Самыми популярными экспонатами стали модель Дворца советов и станция метро «Маяковская», представленная «в натуральную величину». Алексей Душкин сделал для выставки один пролет, а с двух сторон расположил огромные зеркала, создающие эффект бесконечности. «Маяковская» получила на выставке первую премию.

Павильон СССР на ЭКСПО 1939. Борис Иофан и Каро Алабян

Год 1967-й: Монреаль-модернизм-Москва

Павильон Всемирной выставки 1967 года, прошедшей в Монреале, хорошо знаком каждому москвичу. Сегодня он стоит на ВДНХ и называется Павильон № 70 (с 1990-х годов — павильон «Москва»). Внутри проходят ярмарки шуб и самоцветов. А когда-то именно эта постройка с «летящей» крышей, спроектированная Борисом Тхором и Ашотом Мндоянцем под руководством Михаила Посохина, с успехом представляла СССР на самой посещаемой Всемирной выставке в истории.

Павильон СССР на ЭКСПО 1967. Михаил Посохин

«Монреальский павильон» (такое название за ним закрепилось) официально признан памятником культурного наследия. Однако судьба его вызывает опасения: один из интереснейших примеров советского модернизма 1960-х все еще находится под угрозой сноса и нещадной к историческим деталям реконструкции.

Павильон СССР на ЭКСПО 1967. Михаил Посохин

Год 1970-й: «поднять над миром красно-белый флаг»

К новому десятилетию эпоха «стеклянных» павильонов завершилась. В 1970 году на выставке в Осаке СССР уже представил совершенно другую форму и идею, выполненную большим авторским коллективом под руководством все того же Михаила Посохина. Постройка представляла собой как бы огромный развевающийся флаг, принявший на ветру форму дуги. Внутренняя часть этой дуги была красная, а наружная белая, что создавало острый визуальный контраст. При этом весь объем здания развивался от более низкого к более высокому и завершался серпом и молотом.

Павильон СССР на ЭКСПО 1970. Михаил Посохин

Низкая часть здания была разделена на три этажа, а шпиль представлял собой единый объем. Входящий в павильон человек сначала проходил по соразмерным ему пространствам, а затем перед ним открывалась гигантская высота устремленного вверх здания. Очевидно, что в динамике формы нашли отражение идеи самого известного российского павильона 1937 года.

Павильон СССР на ЭКСПО 1970. Михаил Посохин

С тех пор Россия выступала на ЭКСПО с собственным павильоном лишь дважды: в смутном 1992-м, когда в срочном порядке после развала СССР пришлось избавляться от серпа и молота, и в 2010-м в Шанхае. Тогда, согласно проекту бюро TOTEMENT/PAPER, павильон был сформирован двенадцатью «сестрами» — будто бы танцующими башнями с этническими красно-золотыми орнаментами, «ножками» развернутыми в сторону внутренней экспозиции (видимо, поэтому сами архитекторы проводили аналогию между башнями и корнями «Мирового дерева славян»).

Впрочем, век XXI-й — это уже совсем другая история.

Изображения © wiki.commons, ru-sovarch.livejournal.com, renclassic.ru, expofrance2025.com, flickr / James Vaughan

8 павильонов, которые показывают архитектуру будущего :: Статьи

Современные павильоны нацелены на использование последних технологий: углеродного волокна, переработанной бумаги, параметрических решений. Авторы ищут новую связь цифрового века и архитектуры. И результат этого взаимодействия стараются выразить эпатажно, чтобы привлечь больше внимания. Показываем восемь идей, которые уже скоро могут стать трендом.


Elytra Filament Pavilion


Архитектура на основе крыльев жуков
Институт ICD-ITKE в Университете Штутгарта

Конструкцию из 40 шестигранников построил робот Kuka, смешивая стекло- и углеродные волокна. Они образовали жесткую сетку, которую намотали на железные окружности. Вместе с архитекторами над роботом работали конструкторы и климатологи. Павильон напоминает крылья насекомых: и внешне, и по своей сути. Именно из элитры, своеобразной волокнистой ткани, состоят крылья жуков. По словам директора лаборатории Ахима Менгеса, углеродное волокно незаслуженно обходят стороной: оно дешевое и долго служит.

ICD-ITKE — Институт вычислительного проектирования и конструкций. С 2010 года команда экспериментирует в павильонах с новыми технологиями: вводит принципы из биологии, придумывает деревянные оболочки, использует роботов. Больше о работе института мы писали в материале «Архитектура инноваций: каких технологий ожидать в новом году».


Armadillo Vault


Конструкция, которая держится без связующего
Block Research Group, Швейцарская высшая технологическая школа Цюриха

На XV Венецианской биеннале лаборатория Block Research Group представила павильон-навес из блоков известняка. Конструкция держится без связующего вещества, только за счет давления блоков друг на друга. Авторы специально выбрали хрупкий известняк, чтобы показать большой запас прочности системы. Оболочка перекрывает 16 метров при толщине всего 5 см, что пропорционально в два раза тоньше яичной скорлупы. Проект делали на плагине RhinoVAULT, который бесплатно распространяет ETH.


Pulp pavilion


Павильон из переработанной бумаги
Ball-Nogues Studio

Рыже-алый павильон перекрывает 300 кв. м, и он полностью сделан из бумажной пульпы, которую используют, в том числе, для яичной упаковки. Масса получается из воды, краски и измельченной бумаги: это низкобюджетный, но очень прочный материал, его можно бесконечно использовать — например, «переработать» после фестиваля этот павильон и построить из него же конструкцию другой формы. Ажурные колонны и навес состоят из бечевки, которая наматывается вокруг деревянных столбов с бетонным наполнителем. Внешне павильон напоминает гигантскую арку — ночью ее подсвечивают 28 неоновых светильников, которые эффектно «поджигают» отверстия решетчатых стен.


Vaulted Willow


Своды из тонких пластин
Marc Fornes / THEVERYMANY

Пестрый арт-объект в канадском парке Борден демонстрирует, как взаимодействуют геометрия и искусство цвета. Павильон сложен из 721 алюминиевых цветных элементов, наложенных друг на друга. Такой «слоеный» пирог образует сложную продольно-поперечную радугу, дуги которой непрерывно пересекаются, образуя цветастый объем. Архитекторы называют объект «безумным исследованием» — чтобы спроектировать павильон, им потребовалось с помощью вычислительных технологий найти идеальное решение для самонесущих конструкций и сверхлегкой оболочки. В результате инсталляция выглядит как воздушный объемный орнамент на тонких опорах.


Endesa Pavilion


Форма подстраивается под солнце
Margen-Lab / IaaC

Авторы переосмыслили фразу «форма следует функции». Для них в ХХI веке форма будет следовать энергии. Фасад павильона разработали с разными углами наклона, чтобы тестировать наиболее эффективные способы получать электричество от солнца. Нестандартная форма помогла и привлечь публику: внутри посетителям в приятной обстановке рассказывают о преимуществах солнечной энергетики.


Peace Pavilion


Гибкость и функциональность надувных форм
Atelier Zündel Cristea

«Павильон мира» в лондонском парке — надувная инсталляция с полупрозрачным натяжным потолком. Предельно простой по форме, цвету и материалу, он воплощает идею гибкости формы, которая порождает разные функции. Например, арт-объект служит беседкой-навесом — под прозрачной крышей расставлены скамейки для отдыхающих. Также он считается детским аттракционом — по мягким трубам можно забраться на плотную мембранную крышу. По словам архитекторов, название павильона символизирует идею гармонии человека в мире: единение с природой, комфорт и отдых.


Cricket Shelter


Павильон-парник для насекомых
Terreform

Нью-Йоркское бюро Terreform продвигает экологические идеи. По их мнению, в будущем архитекторам придется думать в буквальном смысле о еде и пищевом кризисе, а не об оптимизации конструкций и строительного процесса. Одна из альтернатив: павильон, в которых можно выращивать сверчков, богатых протеином. Форма павильона адаптируется под условия размножения насекомых. Параметрическая модель помогает обеспечить необходимую циркуляцию воздуха, а трубки поверх павильона за счет ветра издают звуки, которые привлекают больше сверчков.


MPavilion


Крыша-иллюзия обращает внимание на природу
Amanda Levete Architects

Временный павильон в Мельбурне складывается из 13 хрупких зонтиков-цветов, их верхняя часть — 30 лепестков — образует крышу. Аманда Ливит называет конструкцию максимально естественным укрытием, которое только может придумать человек. Изящная, открытая система приглашает взаимодействовать с природой: лепестки колышутся от ветра, пропускают дождевые капли и солнечные лучи — по сути они только создают иллюзию укрытия. Наиболее зрелищно павильон смотрится ночью: в прозрачные лепестки встроены светодиоды, которые включаются на закате.


За кем следить, чтобы увидеть будущее архитектуры


Кроме Штутгартского университета, экспериментируют с технологиями в Швейцарской высшей технической школе ETH, Институте современной архитектуры Каталонии IaaC, в лаборатории при Токийском университете Digital Fabrication Lab, Школе архитектуры при китайском университете Гонконга. В последнем, например, в 2015 году представили павильон из бамбука вместимостью в 200 человек. В прошлом году павильон выиграл WAF в номинации «Малый проект».

Галерея Серпентайн напротив занимается более концептуальными проектами и каждый год приглашает именитых архитекторов. Первый павильон еще в 2000 году построили по проекту Захи Хадид, были постройки Даниэля Либескинда, Рем Колхаса и Бьярке Ингельс. Что из этого получается, мы смотрели в обзоре «15 лет павильонов галереи Серпентайн».

Объединяет концептуальные идеи и новые технологии инициатива MoMA PS1 Young Architects Program. Каждый год кураторы выбирают молодое бюро, которое во дворе музея создает инсталляцию для развлечений публики, но обращает внимание на проблемы экологии. В 2015 году построили разноцветный аттракцион — передвижной фильтр по очистке воды размером с жилой дом.