Собственные дома архитекторов • Arzamas
20 домов, выстроенных архитекторами для себя
Подготовил Артем Дежурко
Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло
(1769–1784)
США, штат Вирджиния, Шарлотсвилл, Томас-Джефферсон-паркуэй, 931
Томас Джефферсон. Картина Рембрандта Пила. 1800 год © Wikimedia CommonsТомас Джефферсон, американский аристократ, дипломат и одно время президент Томас Джефферсон — третий президент США с 1801 по 1809 год., — архитектор одного здания, которое он строил всю жизнь. Это усадебный дом на плантации Джефферсона в Монтичелло. Облик дома традиционен, а его техническое оснащение революционно. Там много инженерных находок, часть из которых станет повседневностью только в следующем столетии, а другие совершенно бесполезны: туалеты со смывом, кухонный лифт, устройство, позволяющее писать на бумаге, одновременно создавая копию (нечто вроде ксерокса на мускульной тяге), и скрытый в полу сложный механизм, благодаря которому, толкнув одну из створок дверей, открываешь обе. Словом, это какой-то дом сумасшедшего ученого. Так и представляешь, как в одном из его просторных подвалов Джефферсон пытает Джеймса Бонда. Дом архитектора, особенно в XX веке, это экспериментальная площадка. Дом Томаса Джефферсона — первый в этом ряду.
1 / 6
Усадьба Монтичелло© Martin Falbisoner / Wikimedia Commons, 2010
2 / 6
Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
3 / 6
Cадовый павильон в усадьбе Монтичелло© Mr.TinDC/Flickr, 2008
4 / 6
Столовая в усадьбе Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
5 / 6
Усадьба Монтичелло© Carol M. Highsmith / Library of Congress, 2015
6 / 6
Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
Дом Джона Соуна (1792–1824)
Великобритания, Лондон, Линкольнс-Инн-филдс, 12, 13, 14
Джон Соун. Картина Томаса Лоуренса.1828–1829 годы © Wikimedia Commons
Джон Соун — самый неклассический из архитекторов классицизма, а его дом — самое странное из его произведений. Архитектор постепенно расширял его, покупая соседние владения, перестраивая их и застраивая дворы. В итоге получился запутанный и тесный лабиринт с комнатами разных размеров и форм, незаметными дверями в углах, «колодцами», объединяющими этажи, и потоками света, льющимися из невидимых щелей сверху, сбоку и иногда, кажется, даже снизу. Соун, как любой английский просвещенный дворянин той эпохи, собирал антики и живопись и пристраивал к дому все новые помещения, чтобы было где разместить постоянно растущую коллекцию. Экспонаты так густо покрывают стены крошечных залов, что трудно пройтись по дому, не задев ухом или носом какой-нибудь римский мрамор.
1 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Ewan Munro / Flickr, 2008
2 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Wikimedia Commons, 1983
3 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
4 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
5 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
6 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Kotomi/Flickr, 2008
7 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
Дом Виктора Орта (1898–1901)
Бельгия, Брюссель, Рю-Америкен, 25
Виктор Орта. 1900 год © Wikimedia CommonsВиктор Орта изобрел архитектуру ар-нуво. До Орта в стиле ар-нуво (он же стиль модерн) делали мебель, лампы и настольные статуэтки — и никому не приходило в голову, что в том же стиле можно выстроить целый дом. Поэтому четыре особняка, которые Орта построил в Брюсселе, включая его собственный дом, считаются важными достопримечательностями города, музеефицированы и бережно сохраняются со всей обстановкой. Все архитекторы ар-нуво строили для себя особняки (а Федор Шехтель целых два), но первоначальную обстановку полностью сохранил только особняк Орта. А в домах ар-нуво обстановка — самое ценное. Их мебель, двери, фурнитура — словом, все интерьерные мелочи создавались в единственном экземпляре, как неотъемлемые части только этого здания.
1 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Francisco Antunes / Flickr, 2010
2 / 8
Дом-музей Виктора Орта© María Ouro / Flickr, 2007
3 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011
4 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Wikimedia Commons, 2011
5 / 8
Дом-музей Виктора Орта© mksfca/Flickr, 1997
6 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011
7 / 8
Дом-музей Виктора Орта© tsoleau/Flickr, 2008
8 / 8
Дом-музей Виктора Орта© bookchen/Flickr, 2008
Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)
США, штат Калифорния, Западный Голливуд, Норт-Кингс-роуд, 833
Рудольф Михаэль Шиндлер © ncmodernist.orgС современной точки зрения это не дом, а хостел. В нем нет спален, гостиной и столовой, а есть несколько комнат, каждая из которых предназначена для одного человека, и одно общее хозяйственное помещение. Конструкция у него тоже необычная: вместо фундамента — плоская плита бетонного пола, одни стены — из слоистого бетона, как торт «Наполеон», а другие — стеклянные, решетчатые и раздвижные, как в традиционной японской архитектуре. Шиндлер при жизни был известен, но не знаменит. Его постройки были слишком экспериментальными, чтобы нравиться широкой публике. Зато наши современники, калифорнийские архитекторы-деконструктивисты, считают Шиндлера своим предшественником, боготворят его и бесконечно обсуждают, как сберечь его дом.
1 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Chris Mottalini / ncmodernist.org
2 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Julius Shulman / Wikimedia Commons, 1997
3 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
4 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
5 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)
Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50
Геррит Томас Ритвельд. 1962 год © Wikimedia CommonsГеррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.
1 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2011
2 / 5
Дом Шрёдер© Hay Kranen / Wikimedia Commons, 2010
3 / 5
Дом Шрёдер© Erik Honig / Wikimedia Commons, 2011
4 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010
5 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010
Дом Константина Мельникова (1927–1929)
Москва, Кривоарбатский пер., 10
Константин Мельников © Wikimedia CommonsВсе архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.
1 / 12
Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2015
2 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
3 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
4 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
5 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
6 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
7 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
8 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
9 / 12
Одна из детских комнат в доме Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
10 / 12
Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2013
11 / 12
Спальня в доме Мельникова. 1920-е годы© Wikimedia Commons
12 / 12
Каркас дома в процессе строительства. У дома — Константин Мельников с женой. 1927 год© Wikimedia Commons
Усадьба Фрэнка Ллойда Райта «Талиесин»
(1911–1959)
«Талиесин» — самый большой из всех домов архитекторов, дом архитектора с самой жуткой историей и единственный дом архитектора, где можно получить диплом архитектора. Это поместье, которое Райт унаследовал от матери и прожил в нем большую часть жизни. Там находилось его архитектурное бюро, а с 1932 года — частный архитектурный вуз Райта, который работает до сих пор. Благодаря этому вузу Райт стал вторым по влиятельности архитектором XX века после Ле Корбюзье. Если Ле Корбюзье — отец архитектуры модернизма, то Райт — дедушка постмодернизма. Он ненавидел модернистскую архитектуру и боролся с ней как мог. Многочисленные ученики Райта, архитекторы 1960-х и 1970-х годов, довели его борьбу до победного конца. С усадьбой связаны самые страшные воспоминания Райта. Она дважды полностью сгорала: первый раз в 1914 году, когда слуга, сошедший с ума, убил любовницу Райта и ее детей и поджег их тела, и в 1925 году, сразу после того, как Райт построил ее во второй раз. Сейчас на этом месте стоит несколько зданий, которые Райт постепенно возводил с 1928 года.
1 / 8
Усадьба «Талиесин»© Marc Heiden / Wikimedia Commons, 2012
2 / 8
Усадьба «Талиесин»© Wikimedia Commons, 2012
3 / 8
Усадьба «Талиесин»© Michael D Martin / Flickr, 2011
4 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
5 / 8
Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005
6 / 8
Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005
7 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
8 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
Дом Вальтера Гропиуса (1938)
США, штат Массачусетс, Линкольн, Бейкер-Бридж-роуд, 68
Вальтер Гропиус. Фотография Ханса Г. Конрада. 1955 год © Wikimedia CommonsВальтер Гропиус — один из главных архитекторов модернизма, и его переезд в США в 1930-х годах — историческое событие. С тех пор не Европа, а Америка стала местом, где создается самая передовая архитектура мира. В Америке Гропиус преподавал в Гарвардской школе дизайна, и свой дом он использовал как учебное пособие, показывая студентам на его примере, что такое современная архитектура: план и фасады как отражение пространственной структуры, четкое разделение функциональных зон, внимание к естественному освещению и т. д. Дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля, которая пришла в Америку из Старого Света, и этим навлек на себя критику самых разных людей — от Фрэнка Ллойда Райта до разъяренных соседей.
1 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
2 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
3 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
4 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
5 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Одна из спален на втором этаже. Не ранее 1939 года© Library of Congress
Дом Эрнё Голдфингера (1939)
Великобритания, Лондон, Уиллоу-роуд, 1, 2, 3
Эрнё Голдфингер © open.eduЭтот дом, как и любой дом, который архитектор-модернист строил для себя, экспериментальный, со множеством полезных находок в интерьере. Например, в доме нет плинтусов. Переход от пола к стенам плавный, и там не скапливается пыль. Разумеется, не обошлось без встроенных шкафов, раздвижных стен и перепадов уровня пола. Но важнее другое. Англия — консервативная страна, где к любым новшествам относятся с подозрением. Англичан пугали модернистские дома, белые, с огромными окнами и хромированными парапетами. Они задумывались: нельзя ли быть современными, но без этих крайностей? Голдфингер показал, что можно. Его дом — редкий пример модернистской архитектуры, уважающей контекст и историю места. У дома кирпичные фасады того же цвета, что и у других зданий на той же улице, и, что важнее, он традиционен по своему внутреннему устройству. Это типичный английский террасный дом, разделенный на три изолированные части. То есть на самом деле это три дома с общими стенами, отдельными входами с улицы и тремя садиками позади. В центральной части Голдфингер жил, две другие сдавал жильцам.
1 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Matthew Byrne / Flickr, 2008
2 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Kit Reynolds / Flickr, 2006
3 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Cle0patra/Flickr, 2010
Дом Гуннара Асплунда (1940)
Швеция, Сурунда, Хестнесвеген, 55
Эрик Гуннар Асплунд © Wikimedia CommonsХозяин этого маленького домика, Гуннар Асплунд, — знаменитый шведский архитектор. Об этом невозможно догадаться, глядя на его дом. Здание похоже не на виллу знаменитости, а на дом крестьянина в шведской глубинке. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего особенного. Тем не менее это шедевр, просто сделан он так тонко, что штрихи почти не видны. Нужно очень постараться, чтобы разглядеть детали, превращающие обыденность в поэзию (например, ступени лестницы, которые входят прямо в зев открытого очага).
1 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
2 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
3 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
4 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
5 / 5
Дом Гуннара Асплунда© sika-design.com
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)
США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856
Филип Джонсон. Фотография Беньямина Пьетро Филардо © Wikimedia CommonsФилип Джонсон устроил в 1932 году в Нью-Йорке выставку «Интернациональный стиль», которая познакомила Америку с европейской модернистской архитектурой, а потом трудоустроил в США главных героев своей выставки. Затем Джонсон получил диплом архитектора, и первое, что он построил, был его собственный дом. В этом маленьком здании, как ни в каком другом, воплотились все принципы модернизма. Это жилая капсула минимально необходимой площади и с минимальным набором мебели, без внешних стен (все ее стены — это окна) и без внутренних перегородок (весь интерьер — одна комната), полурастворенная в зелени и воздухе леса, почти нематериальная, дом-идея.
1 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013
2 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2011
3 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013
4 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2012
«Кабанон» Ле Корбюзье (1952)
Франция, Рокбрюн — Кап-Мартен
Ле Корбюзье. Фотография 1931 года © thecharnelhouse.orgСамый маленький дом для себя построил величайший из архитекторов. Ле Корбюзье нельзя упрекнуть в непоследовательности. Он был убежден, что лучше всего человеку живется в интерьере, до противоположных стен которого можно дотянуться, расставив руки, с туалетом как в самолете и набором мебели, состоящим из двух табуреток, — и именно такой дом построил себе. Точнее, не дом даже, а хижину (по-французски cabanon). Ле Корбюзье пристроил ее к ресторану, с владельцем которого дружил, и это избавило его от необходимости делать кухню: вместо этого он поставил дверь между хижиной и рестораном. Снаружи хижина похожа на дровяной сарай, но оснащена канализацией, примитивной вентиляционной системой и внутри богато украшена настенной живописью.
1 / 4
«Кабанон»© Anna Armstrong / Flickr, 2009
2 / 4
«Кабанон»© Rory Hyde / Flickr, 2009
3 / 4
«Кабанон»© Yuzu Lab / Flickr, 2007
4 / 4
«Кабанон»© Of Houses / Flickr, 2014
Дом Оскара Нимейера (1953)
Бразилия, Рио-де-Жанейро, Эстрада-дас-Каноас, 1246
Оскар Нимейер © Wikimedia CommonsНимейер в молодости работал с Ле Корбюзье. Удивительно, как они могли друг друга терпеть. В архитектуре Ле Корбюзье все решает расчет, технология; если бы он мог, он запретил бы архитекторам думать о красоте. Нимейер — полная ему противоположность. Его архитектура — поэтическая, скульптурная, мягкая. Известны его слова, что он вдохновляется контурами женского тела. До Нимейера считалось, что бетон — материал жесткий, суровый. Нимейер показал, что бетон может быть пластичным, как глина. Собственный дом архитектора — манифест его лирического модернизма. В крупных проектах он не мог избежать углов, а тут (по крайней мере в наземной части дома) все линии гибкие и рифмуются с контурами статуй, расставленных вокруг в зарослях.
1 / 5
Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com
2 / 5
Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com
3 / 5
Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com
4 / 5
Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com
5 / 5
Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com
Летний дом Алвара Аалто (1952–1953)
Финляндия, озеро Пяйянне, остров Мууратсало
Алвар Аалто. 1960 год © Wikimedia CommonsФинляндия — страна с короткой архитектурной историей. И если французы гордятся своей готикой, итальянцы своим барокко, русские своим ампиром, то финны гордятся своей архитектурой XX века. Все, что построил Алвар Аалто, величайший из финских архитекторов прошлого века, теперь считается национальным достоянием и бережно сохраняется в первоначальном виде. Летний дом Аалто, построенный в глубине Финляндии, посреди нетронутой природы, на острове, куда в 1950-х можно было попасть только на лодке, — редкий пример патриотической модернистской архитектуры. Все здесь наполнено мыслью о родине. Даже лодка, которая стоит в эллинге Эллинг — (нидерл. helling) сооружение для постройки или ремонта судов., называется Nemo propheta in patria «Нет пророка в своем отечестве» (лат.).. Дом на Мууратсало был площадкой для архитектурных экспериментов. На внутренних поверхностях стен, окружающих двор, Аалто исследовал декоративные возможности облицовочного кирпича, укладывая его так и эдак — всего 50 разными способами. Он планировал и другие эксперименты: попробовать строить без фундамента, из кирпичей произвольной формы и так далее, но из них осуществил только один — у гостевого домика действительно нет фундамента.
1 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
2 / 6
Дом Алвара Аалто © Andrew Carr / Flickr, 2006
3 / 6
Дом Алвара Аалто© trevor.patt/Flickr, 2011
4 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
5 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
6 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
Дом Альберта Фрея (1963–1964)
США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Альберт Фрей. Фотография Дона Бакнера © American Institute of ArchitectsАрхитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома. Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем.
1 / 4
Дом Альберта Фрея© Linda_Bisset/Flickr, 2007
2 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
3 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
4 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
Экспериментальный дом VDL II Рихарда Нойтры (1966)
США, штат Калифорния, Лос-Анджелес, Сильвер-Лейк-бульвар, 2300
Рихард Нойтра. Фотография Эда Кларка © Wikimedia CommonsЛос-анджелесский особняк Рихарда Нойтры — как домашнее животное, которое завели вместо умершего и назвали тем же именем. Дом, который архитектор построил для себя в 1932 году, в начале 1960-х сгорел. Нойтра очень горевал: в доме выросли его сыновья, там хранился его архив, и, наконец, как архитектор он гордился этой постройкой. Поэтому дом, который Рихард Нойтра вместе со своим сыном Дионом построил после пожара, — это дом-воспоминание, реинкарнация своего предшественника. Он стоит на фундаменте особняка 1932 года, имеет ту же высоту и почти такую же планировку. Оснащение у него для 1960-х годов сверхсовременное: пенопластовые подвесные потолки, переключатели света с диммерами Диммер — светорегулятор. и трансформирующийся фасад с электроприводом, но сквозь его контуры как будто проступают очертания погибшего шедевра.
1 / 6
Дом VDL II© Lars K / Flickr, 2011
2 / 6
Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008
3 / 6
Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008
4 / 6
Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008
5 / 6
Дом VDL II© Scott Lowe / Flickr, 2007
6 / 6
Дом VDL II© Roxanna Salceda / Wikimedia Commons, 2008
Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962–1964)
США, штат Пенсильвания, Филадельфия, Миллман-стрит, 8330
Роберт Вентури. Фотография Тодда Шеридана. 2008 год © Wikimedia CommonsДом-манифест, иллюстрирующий мысли Роберта Вентури — теоретика. Этот дом он построил для своей матери, но потом сам поселился в нем (сейчас там живут новые владельцы). Публикации Вентури изменили историю архитектуры: он едко высмеивал каноны модернизма и размышлял, какой могла бы быть архитектура послемодернистская. Дом его матери считается первым в истории постмодернистским зданием. Точнее даже — антимодернистским. В нем все наоборот, не так, как положено по правилам «современной» архитектуры: вместо гармоничной асимметрии — почти полная симметрия, вместо плоской крыши — двускатная, вместо ясной и логичной композиции — запутанное нагромождение масс. Черты этого дома, в частности вольно трактованные классические мотивы, можно найти во множестве американских и европейских зданий, построенных в 1980-х годах (и в московских в 1990-х).
1 / 4
Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010
2 / 4
Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010
3 / 4
Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010
4 / 4
Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010
Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22
Ричард Джордж Роджерс © inspirationist.netРичард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.
1 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
2 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
3 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
4 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
Дом Йорна Утсона (1971–1973)
Испания, Майорка, Порто-Петро, Каррер-де-Са-Митха-Йуна, 77
Йорн Утсон. Фотография Оле Хопта. 2000 год © Wikimedia CommonsДо 1960-х годов архитекторы старались строить как можно более по-современному. Или даже так, как, по их мнению, должны строить в будущем. А в 1960-х и 1970-х годах некоторые архитекторы, наоборот, попробовали строить дома, которые как бы существуют вне истории. Такие, какими их могли бы построить и через тысячу лет, и тысячу лет назад. Одна из таких попыток — дом архитектора Йорна Утсона на Майорке. Он прост, как природное образование. Ни капли бетона, никакой внутренней отделки. Только голая каменная кладка, солнце и немая поэзия пропорций.
1 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
2 / 6
Дом Йорна Утсона© Frans Drewniak / Flickr, 2003
3 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
4 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
5 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
6 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
Дом Фрэнка Гери (1977–1978, 1991)
США, штат Калифорния, Санта-Моника, 22-я улица, 1002
Фрэнк Гери © ateliercourbet.comФрэнк Гери — мастер домов-аттракционов, которые превращают любой город, где они построены, в туристическую Мекку. Непохоже, что Гери от этого в восторге: за его архитектурой стоит глубокая философия, до которой туристам нет никакого дела. Собственный дом архитектора (на самом деле пристройка к дому 1920 года) — полигон, на котором он выработал свой стиль: углы, разломы, необычные материалы, внезапные переходы от глухой поверхности к прозрачной. Считают, что архитектура деконструктивизма началась с дома Фрэнка Гери. Единственный, кто так не считает, — сам Гери, но до этого никому нет дела.
1 / 5
Дом Фрэнка Гери© Greg Headley / Flickr, 2006
2 / 5
Дом Фрэнка Гери© William Veerbeek / Flickr, 2008
3 / 5
Дом Фрэнка Гери© IK’s World Trip / Flickr, 2007
4 / 5
Дом Фрэнка Гери© sebi ryffel / Flickr, 2008
5 / 5
Дом Фрэнка Гери© Robert Lochner / Flickr, 1994
Дом для семьи архитектора Сергея Махно — HQROOM
Архитектурное бюро Сергея Махно представило проект частного дома для семьи архитектора в посёлке Козин, Киевская область, Украина. Здесь более пятнадцати лет назад и начинал свой путь автор проекта. Уже тогда он решил, что будет жить именно здесь.
Дом площадью 370 квадратных метров построен в современном украинском стиле под влиянием японской философии ваби-саби, что находит красоту и гармонию в неидеальном. Хотя с улицы резиденция почти полностью закрыта минималистичным бетонным забором, её характер замечается сразу — над стенами в деревянных рельсах нависает гордая соломенная крыша. Эти материалы являются традиционными как для украинской, так и для японской культур.
Обходим каменной дорожкой дом и попадаем в сад-галерею с ароматами хвои и свежескошенной травы. Здесь японские клёны и сакуры встретились с традиционной украинской зооморфной керамикой и современным искусством. Здесь 250 тонн камней и несколько перспектив, как принято в японских садах. Японцы верят, что камень сам должен выбрать, где ему лежать. Так случилось и здесь — сад за несколько месяцев вырос на месте пустыря будто сам, без человеческого вмешательства. Теперь здесь живут белка и уж, а утро имеет вкус. И теперь здесь тишина.
Дом имеет два входа — с фасада и внутреннего двора. Жителям сразу полюбился второй. Тем более, сразу возле него — терраса, которая по вечерам освещается звёздами и авторскими светильниками от Сергея Махно.
Шаг в дом и глиняная прохлада поглощает не только телефонную связь, но и все тревоги, «срочно» и «нужно». Справа побежала лестница на второй этаж, а по левую руку расположилась основная зона дома. Условно пространство разделено на три части: открытая кухня, обеденная зона и гостиная. Эта часть была наиболее изменена во время перепланировки дома, который здесь стоял до того, как его владельцем стал архитектор.
Объединить два этажа — единственное правильное решение для этого объекта. Потому что пространство и свет — это лучшее, что можно подарить дому. С огромного окна открывается вид на весь сад, а семейные истории охраняет молчаливый гость — скульптура «Дождь» от Назара Билыка.
Стена и потолок отделаны деревом от 11 старых заброшенных домов. Давать вещам вторую жизнь — лучшее, что мы можем сделать для нашей планеты.
Сергей Махно — заядлый коллекционер. Украинскую керамику он начал собирать ещё маленьким, у бабушки в деревне. Находил по двору старые кувшины, отмывал и забирал в «коллекцию». На одной из стен представлена её важнейшая часть глиняные изделия времён Триполья, V—II тысячелетия до нашей эры.
Обеденная зона — любимая в этой семье. Она поёт оду дереву — тёплому, простому, совершенному. С каждого места за столом открывается великолепная перспектива — в гостиную, сад или террасу.
Дом имеет две кухни. Минимализм открытой подчёркивает деревянный стол с барахолки 1935 года. Закрытую кухню оформили по украинским обычаям. Над столом здесь расположился мисник — особые традиционные полки для посуды. Фартук кухни защищает авторская керамическая плитка Сергея Махно «Скала». Из кухни можно выйти во двор через окно — всё в этом доме сделано для лёгкости принятия решений.
Планирование второго этажа простое и эргономичное. Это коридор-галерея и спальни для всех жителей. Коридор заканчивается балконом с видом на гостиную и сад — первое, что видят владельцы, когда утром выходят из своих комнат.
Из декора здесь керамическая плитка XVI века и ангелы-хранители над дверью в детские спальни. Из окна открывается вид на второй уровень каменного сада — его обустроили на крыше террасы. Это аналогия одного из самых известных японских садов — каменного сада Рьоан-дзи, что в Киото. Камни и песок в Рьоан-дзи здесь будто море и суша, две неразделимые сущности. 15 крупных камней сада изложены таким образом, что из какой-либо точки галереи, как ни старайся, а увидеть вместе можно не более 14 камней. Считается, что увидеть все 15 может только человек, достигший настоящего просветления.
«Когда через пять тысяч лет археологи с других планет разберут мой дом, то скажут, что он был построен по древним украинским традициям. Что здесь было много природы, много жизни», — говорит Сергей Махно.
Современная архитектура
Современная архитектура
Современная архитектура сегодня — это практичность и комфорт
Архитектурные формы и дизайн интерьера современного дома в значительной степени отличается от традиционных домов, которые мы все привыкли видеть повсюду, где интерьер помещения дома напрямую следует за внешними формами. Собственно, множество зданий и сооружений частной или же муниципальной застройки 20 веков возводится по схожим правилам. Застройщик выбирает внешний облик дома и прилегающей территории, задает необходимую площадь и другие детали застройки и старается уложится в габариты участка, оставив допустимые отступы для прохода или расстояния до соседнего здания, к примеру прямоугольник с размерами 10 на 16 метров, дом для повседневного проживания большой семьи, облицевать заданное дом стенами, задекорированные гипсовыми элементами декора.
В отличии от прошлого способов застройки, архитектура современных частных домов пошла совершенно по другому пути развития! В современных домах выработан новый стиль проектирования, где не форма навязывает внутреннее наполнение интерьера дома, а рациональная и комфортная для проживания внутренняя планировка пространства, определяющая архитектурный внешний облик дома, его форму и цветовое сочетание. При данном современном подходе к архитекторе в целом, необходимо первым делом задать количество людей живущих в здании, их ремесло, увлечения, цветовые предпочтения, совместные домашние дела, показатели здоровья, перспективы расширения и пополнения в составе семьи!
После всех проведенных мероприятий по установлению психологического портрета заказчика, появляется понимание того кто будет проживать в будущем произведении искусства. Следующим этапом архитектор предлагает варианты максимально подходящей компоновки дома будущим хозяевам. Следующим этапом после согласования с заказчиком внутренней современной архитектуры, дом начинает покрываться внешней оболочкой из стен, используя при этом современные материалы, позволяющие воплощать в жизнь самые причудливые формы. Так современные дома в архитектуре нового поколения начинают проектирование от внутреннего интерьера к внешней архитектуре, данный новый уникальный способ проектирования дарит множество шедевров в архитектуре, проектирование современных эргономичных домов.
Отличительной чертой современного домостроения в архитектуре служит глубокая многоуровневая слияние дома с окружающим ландшафтом и природными условия данного региона. Для проектирования домов в современных подачах и с использованием новых технологий, интересных материалов, архитекторы не стремятся разровнять природный ландшафт бульдозерами, разрушая естественный уникальный рельеф, выкорчевывая большие деревья со своей историей и покрывая всю площадь ужасной и безликой тротуарной плиткой, убивая всю индивидуальность. Современная архитектура сегодня в новом исполнении служит переходником в слиянии между технологиями, цивилизацией и дикой природой. Учитель всемирно известного архитектора и дизайнера Фрэнка Ллойда Райта, и являющийся основателем архитектурного стиля модернизма Луис Генри Салливан полагал, что самая лучшая архитектура идет за функцией дома умноженной на силу ландшафта и дикой природы. Основополагающие начало современного архитектурного стиля были положены на рубеже 19-го и начала 20-го столетия, большую популярность среди людей и массовое распространение же этот стиль получил в середине 20-го столетия, оставаясь перспективным и по сей день!
Предлагаем Вам вдохновиться лучшими творениями архитекторов и дизайнеров современности!
Архитектурные нюансы проектирования частных домов
Одноэтажный, развитый по горизонтали дом состоит из двух прямоугольных блоков, стоящих под углом. Центральная часть в виде сегмента круга соединяет оба блока. Этот оригинальный план позволил удобно разместить дом на участке и развернуть его широким фасадом в сторону сада
Вопреки расхожему мнению, в деле проектирования домов художественным амбициям архитектора отводится отнюдь не главная роль. Ценность дома прежде всего зависит от его функциональности и долговечности.
Проектирование домов — скорее ремесло, нежели творчество. Дом должен быть красивым, солидным и комфортным. Воспринимать его, как произведение искусства нельзя — это может привести к недоразумениям между заказчиком и архитектором. Часто поводом для разногласий становятся чрезмерные амбиции архитектора, в то время как именно требования заказчика должны стоять во главе угла. Задача архитектора — найти решения, которые удовлетворят обе стороны.
И помнить — многочисленные изменения, вносимые заказчиком в проект, как правило, свидетельствуют об отсутствии понимания между ним и архитектором. Поэтому не стоит обвинять заказчика во вмешательстве в авторское видение, а лучше задуматься, учтены ли его потребности? Если архитектор не способен их реализовать, то не должен делать ему проект.
Выразительно выделяющаяся простая крыша является важным элементом архитектуры дома. Несмотря на то, что основная жизнь в доме проходит на первом этаже, мансардные окна обеспечивают дополнительное освещение пространства под крышей
Правильная архитектура дома
Дом с удачным архитектурным решением будет выглядеть хорошо даже без дополнительных бросающихся в глаза деталей. А вот отсутствие четких пропорций — некрасиво, даже если при этом дом украшен множеством эффектных элементов. Проектируя новый дом, мы стремимся к тому, чтобы его архитектурное решение было сбалансированным. Если оно упорядочено, имеет хорошие пропорции, у дома есть шанс хорошо выглядеть. Даже если его отделка будет не самой удачной, ремонт всегда сможет привести дом в порядок.
Низко размещенные окна и карнизные свесы, до которых практически можно дотянуться, создают атмосферу тесной связи дома с садом
Пропорции (соотношение высоты стен и размера крыши, соотношение размеров различных элементов и т. д.) играют в архитектуре дома главную роль. Естественно, единого принципа не существует, но какой-то определенный принцип в образе каждого дома должен четко прослеживаться. Если одноэтажный дом будет низким и горизонтальным, то и форма его архитектурных деталей должна соотноситься с его пропорциями. Например, горизонтальные окна, вполне уместные в этом случае, в высоком доме смотрелись бы странно.
Прилегающая к столовой терраса смещена в глубину дома, образуя широкую галерею. Она скрыта от глаз и представляет, скорее, один из множества укромных уголков в саду
О пользе вальмовой крыши
Очень важным элементом архитектуры дома является крыша. Ее форма зависит, среди прочего, от величины пролета, то есть от ширины дома. Следует стремиться к тому, чтобы пролеты не были слишком большими. При ширине 12 м даже крыша с небольшим углом наклона скатов выглядит громоздко. А при ширине 9 м такая же крыша может быть выше и заметнее, при этом ее конструкция будет проще. Особенно нам нравятся вальмовые крыши с широкими карнизными свесами и углом наклона скатов около 40°.
Двухэтажный дом с вальмовой, простой крышей был запроектирован для участка с въездом с южной стороны
Для того чтобы не «потерять» солнечный участок, гараж и хозяйственную часть разместили за домом.
Вальмовая крыша прекрасно завершает объем, венчая все стены. Дом с такой крышей выглядит спокойно и единообразно с любой точки. А вот дом с двухскатной крышей выглядит по-разному с разных точек: со стороны щипцовой стены — это один образ, со стороны фасадов — другой. Иногда эти образы отличаются так, что создают впечатление диссонанса. Вальмовая крыша является индикатором сбалансированности проекта: если ее контур является замкнутым прямоугольником, а края скатов сходятся в соответствующей точке — это наилучшее доказательство того, что с формой дома все в порядке. Естественно, у вальмовой крыши есть и недостатки. Ей необходимо больше опор, расположение которых нужно продумать, учитывая не только конструктивные требования, но и удобство планировки помещений. На такой крыше плохо смотрятся многочисленные мансардные окна и дымоходы.
На мансарде под вальмовой крышей больше скатов, чем под двухскатной, следовательно дизайн внутреннего пространства будет сложнее. Ее непросто проектировать и выполнять. Однако именно благодаря такой форме крыши, дом имеет замкнутый объем, спокойный и упорядоченный образ.
О не совсем одноэтажном доме
По нашему мнению, жить в одноэтажных домах гораздо комфортнее. И хотя лестница часто служит украшением интерьера, ее отсутствие является большим преимуществом. Кроме того, в доме с эксплуатируемой мансардой часто возникают проблемы с перепадами температуры. Помещения на мансарде, даже несмотря на хорошую теплоизоляцию, летом могут чрезмерно нагреваться, а зимой теплый воздух собирается в верхней части дома, и на мансарде становится слишком жарко, в то время как на первом этаже — довольно прохладно.
Пример не совсем одноэтажного дома. Любимая архитекторами простая вальмовая крыша с большими скатами накрывает мансарду, которая представляет резерв площади и позволяет создавать в одноэтажном доме высокие интерьеры и антресоли
Кроме того крыши в одноэтажных домах часто имеют небольшой уклон скатов. И хотя на чертеже пропорции фасада могут казаться правильными, в реальности при взгляде с высоты человеческого роста скаты не видны, крыша «исчезает», зато бросаются в глаза карниз и желоба.
Поэтому в одноэтажных домах из эстетических соображений мы стараемся проектировать более высокую крышу. Она обязательно должна быть видна, поскольку вполне может стать украшением дома. Ну а если крышу делают достаточно высокой, то всегда возникает вопрос, как использовать мансарду. Иногда наилучшим вариантом является двухуровневая гостиная. Она придает помещению соответствующий статус и разнообразит внутреннее пространство.
Крыльцо и вход в дом
Вход в дом. Атмосферу открытости создает угловое окно, через которое можно заглянуть в кухню. Разнообразие в образ привносит сочетание отделочных материалов: красно-коричневого кирпича, светлой штукатурки, натуральной древесины и черепицы темно-синего цвета.
О проектах и проектировании
Людям, имеющим участки несложной формы и не планирующим строить супероригинальные дома, стоит покупать готовые проекты. Они постоянно совершенствуются и среди них можно найти хороший вариант. Стоит остановиться на типовом проекте, вместо того чтобы покупать индивидуальный, а потом бесконечно изменять и дорабатывать его. Для архитектора изменения в подготовленном проекте — это нелегкая и неблагодарная работа: современные строительные нормы накладывают на автора адаптации огромную ответственность. Он должен проверить все расчеты и заверить их правильность собственной подписью. Если он не заметит какой-либо ошибки, то может быть привлечен к правовой ответственности. Поэтому адаптация проекта не является простой формальностью. Очень часто оказывается, что небольшое на первый взгляд изменение тянет за собой следующие и в результате приводит к такому хаосу, что было бы лучше (а порой и дешевле) начать все сначала.
Несколько примеров архитектурных решений при проектировании частного дома
Архитекторы старались, чтобы граница между тем, что внутри, а тем, что снаружи, была мало ощутимой. Помимо больших окон этой цели служит одинаковая отделка потолка столовой и террасы. Создается впечатление, что пространство столовой продолжается за стенами дома. Даже в жаркий летний полдень на восточной террасе можно укрыться в прохладной тени. Западная терраса расположена возле кухни и столовой. Две террасы расположены одна напротив другой с двух сторон дома. Благодаря такому положению, через гостиную можно видеть дом «насквозь».
Готовые проекты продаются много раз, отсюда — низкая цена на них. Выполнение индивидуального проекта требует значительных усилий, и архитектор продает его только один раз, поэтому тщательно выполненный индивидуальный проект будет во много раз дороже готового. Но существуют частные застройщики, которых не удовлетворяет ни один готовый проект, существуют ситуации, когда готовый проект неприменим, и в то же время существуют чересчур нестандартные дома. Непонятно, почему в них, например, две кухни или три лестницы. На поверку оказывается, что в таком чудачестве нет ничего нелогичного: странная планировка отвечает специфическим потребностям или рождена семейной историей. Об этом необходимо помнить, когда речь идет о принципах проектирования. Принципы принципами, а проектом правит жизнь. Тем не менее, существуют проверенные временем правила, которые мы применяем. Например:
Принцип хорошего входа. Имеет значение, что мы видим, входя в дом. Это обязательно должен быть какой-нибудь важный элемент в интерьере. Гость, переступив порог, должен сразу знать, куда направляться. Само пространство должно его вести.
Разделение на зоны. Это стандарт, продиктованный необходимостью. Для того чтобы дом был комфортным, та часть, в которой собираются все домочадцы, должна быть четко отделена от приватной. Внутреннее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы гость, например, в поисках санузла не попал случайно в спальню хозяйки дома. Такое разделение относительно просто запроектировать в двухэтажных домах, где естественной границей является лестница, но в одноэтажном доме оно требует от архитектора большей изобретательности.
Каждый проживающий в доме должен иметь свое личное пространство. Кто-то нуждается в нем больше, кто-то меньше. Тем не менее, каждому нужно обеспечить сохранение приватности. Нельзя забывать об увлечениях и хобби домочадцев.
У детей должны быть большие комнаты. Уж точно не меньше, чем спальня родителей. В распоряжении родителей весь дом, у детей — только их комнаты, в которых они играют, делают уроки и спят.
Ненужные изобретения
Появляется множество домов, в которых отсутствуют признаки профессиональной архитекторской работы, но при этом видны претензии проектанта на «необычность и эксклюзивность». Дом, построенный по хорошему проекту, узнать легко: он не поражает воображение. Он не странный. Он похож на дом, а не на церковь или замок. В архитектуре заимствования из других образов часто раздражают.
Раздражает также несоответствие затрат полученному результату. Очень часто встречаются, например, бессмысленные треугольные эркеры, крыши странной формы, непонятные уступы на фасадах — дорогие элементы, не имеющие никакого функционального обоснования, а созданные только ради эффекта. Когда понимаешь, сколько они стоили усилий и денег, то удивляешься — зачем это было нужно?
Дом должен оставаться стильным как минимум 100 лет. Он не должен ни изумлять, ни шокировать. Он должен быть функциональным, красивым и надежным. Если бы все архитекторы и заказчики ставили перед собой только такие цели, мир вокруг нас был бы прекрасным. Искусство далеко не всегда требует жертв.