Арт стрит что это: Это что за художество? Стрит-арт и искусство

Содержание

Стрит арт и мурал: такие разные и такие одинаковые.

Ход времен

Первые граффити работы стали возникать на заре человечества, когда наши далекие предки брали в руки краски и наносили рисунки на стены. Краски отличались от тех, которые используются теперь. При изготовлении применялись растительные, животные и минеральные составляющие. Сюжеты, которые изображали древние художник были самые разнообразные: бытовые сцены, животные и охота на них. Словом, то из чего состояла их жизнь. Рисунки несли в себе сакральный смысл: изображая охоту на мамонта, люди верили, что в реальной охоте им будет способствовать удача.

   

С течением веков искусство прошло длинный путь: от классического искусства Древней Греции и Рима, испытав на себе мощное влияние христианской церкви в раннем средневековье и обретя свободу, которое дала эпоха Возрождения, подарив миру её титанов: Донателло, Микельанджелло, Рафаэля и Леонардо. В Новом времени подарив миру такие стили как классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм и т.д. Менялись взгляды на живопись и вот на рубеже 19-20 веков мир увидел такие явления как модерн (не путать с модернизмом), известный в Европе под названием Ар-нуво, Либерти, Сецессион, Югенд-стиль, импрессионизм, постимпрессионизм и множество других.

 

 

Стрит-арт как часть современного искусства.

Постарайтесь взглянуть на привычный вам городской пейзаж глазами художника. Что мы увидим? Перед нами откроется гигантское пространство для творчества, где улицы — выставочные галереи, а прохожие ценители и посетители этого «музея» . Для многих художников это является достаточным стимулом в попытке заявить о себе обществу.

 

Какой простор для творчества

Стрит-арт (street art,- англ.) прошел путь от искусства, ассоциировавшегося с вандализмом, до искусства удачно интегрированного в современную урбанистику.
В современном мире уличное искусство давно выделилось в отдельный жанр, где есть свои звезды(Бэнкси, Стэш, Кит Харинг и др.

), запутанная терминология, в которой легко запутаться непосвященному.
Что-же, давайте разбираться.
Прежде всего попытаемся понять, что такое стрит-арт и граффити? Что понимается под эти терминами?
Для многих «граффити» и «cтрит-арт» являются синонимами, но это не так.

Существует несколько понятий стрит-арта:
Стрит-арт — общее понятие, включающее в себя многие аспекты уличного искусства. Например, к стрит-арту принято относить: граффити, различные скульптурные инсталляции, креативную рекламу и т. д.
Арт-стрит как противопоставление граффити.
Граффити — это результат труда одного или группы художников. С помощью граффити они доносят до зрителя свои мысли, часто антиобщественного характера. В подавляющем большинстве случаев граффити работы незаконны. Темнота лучший друг молодежи и художников, которые хотят оставаться незаметными. Но рисуя в темноте, они не хотят оставаться безвестными, дабы люди уверенно смогли идентифицировать автора «нетленки» под рисунком оставляют теги, или сами теги могут являться граффити. Теги являются своеобразной подписью к рисунку, по которому можно уверенно идентифицировать его автора.

Если художника-граффитиста назвать «тегером», то тем самым можно обидеть его. Они не хотят, чтобы их ассоциировали с «тегерами», которых они считают вандалами.

 

 Так же и «тегеры» не хотят называться граффитистами, т. к. мысль, о том, что они являются подпольщиками, идущими против системы тешит их самолюбие.
Интересную классификацию граффити работ составили в Управлении общественных полицейских служб Министерства юстиции США:
• граффити, оставляемые бандами;
• граффити теги, начиная от несложных работ, нарисованных, чтобы вызвать отклик у зрителя, заканчивая сложными работами.


• Обычные граффити, часто изолированные и спонтанные акты, сделанные молодыми художниками в пылу творческого порыва, но иногда злые и мстительные;
• идеологические граффити, такие как политические или ругательные граффити, которые имеют политический или расистский посыл, религиозные или этические оскорбления. 
Граффити как часть стрит-арта

Стрит-арт, в данном случае, понимается как нечто легальное, одобренное властями и обществом, служащим украшением городского пространства.

Власти смекнули, что вместо того, чтобы бороться со злом, лучше примкнуть к нему. Т.е. вместо того, чтобы таскать уличных художников по кутузкам и штрафовать лучше сделать их картины общественно-полезными.

Если на безликом бетонном заборе появится красивый рисунок, то выиграют от этого все: людям будет приятно смотреть на произведение, художник получает признание со стороны общества и власти, а, возможно и деньги.

Мурал.

Наиболее монументальными произведениям в уличном стрит-арте являются муралы.

Мурал — арт-объект выполненный с торцевой стороны здания и имеющий большой размер.

В городском пространстве муралы наносятся по согласованию с властями. Мы уже писали об удачном опыте, который применили городские власти города Марселя, превратив целый район в туристический центр.

По схожему пути идут и в России. В Санкт-Петербурге, на территории Завода слоистых пластиков мирно сосуществуют музей стрит-арта и заводское производство. множество известных произведений стрит-арта находятся в Москве и Екатеринбурге.

Ниже представлено видео, как мы рисовали мурал «Девочка спасает котенка»

 

 

Граффити и стрит-арт: разбираемся, в чем разница — Global City

Летом, как ни в какое другое время года, становятся актуальными стрит-арт фестивали. В городе появляется все больше «настенных рисунков». Горожане относятся к этим явлениям по-разному. Для кого-то – это бесполезные картинки, которые портят внешний вид Екатеринбурга. Кто-то же считает, что стрит-арт – это искусство, которое только украшает городские пространства.

Global City решил разобраться, где грань между тем, что можно назвать искусством, и тем, что лучше закрасить краской и никогда не видеть. Все очень просто, и в тоже время сложно: есть стрит-арт, а есть граффити.

Нашим гидом по стрит-арту Екатеринбурга станет @alexandr_yang. Исследователь стрит-арта, автор проекта Street Art Hunter и подкаста Росстритартнадзор.

Теги

Наверняка вы видели эти, на первый взгляд бессмысленные, надписи на стенах домов, заборах, фонарях. Вспомним только недавнюю ситуацию, когда новые фонари в сквере за Оперным театром расписали – это теги. Теги оставляют граффити-художники, чтобы узнать друг друга в субкультурной среде, зачекинится и оставить свою метку.

Первым, кто стал оставлять теги, был Taki 183. Таки работал курьером в Нью-Йорке в 1971 году. Когда он разносил заказы, то на домах писал свое имя и номер своего района. Так он стал первым, чьи теги вошли в историю, а еще попал на страницы New York Times, как райтер Taki 183. Моду на теги подхватили подростки Америки, а на фасадах американских домов стало появляться бесчисленное количество имен и адресов.

Субкультура граффити – это целый мир, о котором многие могут даже не догадываться. Надписи, которые невозможно прочитать – это подписи райтеров, именно так внутри субкультуры называют тех, кто занимается граффити. И пишут теги не для горожан, их пишут для других райтеров.

При помощи тегов райтеры заявляют о себе в мире граффити и стрит-арта. При этом есть такая тенденция – там, где появился один тег, появится еще много тегов. В мире граффити считается значимым заявить о себе там, где еще никто не заявлял, и чем экстремальнее и провокационнее место, тем круче выглядит райтер в глазах своих единомышленников. Ведь граффити – это все таки протест, выступление против законов, нарушение правил.

Именно поэтому теги появляются на фонарях, фасадах исторических зданий, там, где у другого возникнет вопрос «а как ты туда залез и написал?». В общем, эта часть субкультуры только для тех, кто входит в нее.

Найди кота

У некоторых райтеров есть свой собственный стиль, который также является тегом – нарисовать кота, морду бульдога, кудрявую голову, ангелочка. Эти символы становятся узнаваемыми. Если присмотреться к настенной живописи, то каждый горожанин сможет сыграть в игру «найди кота».

Лайфхаки райтеров

Современный мир не стоит на месте, поэтому у райтеров теперь есть наклейки, плакаты и трафареты. Это экономит время, ведь чтобы не быть замеченным полицией или бдительными горожанами, надо как можно быстрее оставлять свой тег в городском пространстве. Но все-таки в Екатеринбурге еще остались олдскульные райтеры, рисующие теги по-старинке, баллончиком с краской.

Такие наклейки можно встретить на дорожных знаках, светофорах, столбах с объявлением.

Дак вот, граффити – это не стрит-арт, поэтому многим горожанам оно приходится не по душе. Стрит-арт – это полноценные, продуманные композиции. Обычно они появляются в городском пространстве законно, на фестивалях уличного искусства, на согласованных для этого площадках. Такие работы требуют много времени, использование техники, большего количества денег. Но и так происходит не всегда. Есть стрит-арт художники, которые реализуют свои работы спонтанно, без согласований, и они остаются на своем месте надолго.

Стрит-арт рисуют уличные художники. Граффити рисуют райтеры.

Масс-маркет

А тут стоит поговорить о «масс-маркете» стрит-арта, и работах в канонах уличного искусства. Белочка или енот, как будто вышедшие из красочного мультфильма, многим придутся по душе и вряд ли вызовут негодование горожан. А вот переход, разрисованный линиями, или «Супрематический крест» Покраса Лампаса – не у всех вызовут положительные эмоции.

Роспечать, как объект творчества и уважения

Кстати, среди стрит-арт художников есть свои звезды. В целом в сообществе не принято портить чужие работы. То есть на работе уличного художника не появятся теги, это неуважительно. И городские власти нашли, как это использовать во благо города.

Киоски «Роспечати» часто подвергаются нападению райтеров. Чтобы избавить их от нежеланных надписей, киоски попросили разрисовать и доверили это Максиму Реваншу. Прошло несколько месяцев, а разрисованные Реваншом киоски по-прежнему чисты.

Фото: Global City

© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова

9 заметок об уличном искусстве, его истории и основных техниках

В рамках образовательной программы Музея стрит-арта прошла лекция московского художника Дмитрия Aske на тему «Смысл и пустота в уличном искусстве». Летом будет еще много лекций и мастер-классов, посвященных стрит-арту, – за новостями можно следить на сайте Музея. А пока мы предлагаем вам прочитать главные тезисы прошедшей на этой неделе встречи:

1. О терминологии

«Многие любят называть уличных художников стрит-артистами. Cтрит-артисты – это те, кто дает представления на улице: это мимы, фокусники и так далее. В нашем случае термин «уличный художник» подходит гораздо больше.

2. О граффити и стрит-арте

Кто-то до сих пор путает эти явления. Хотя они очень тесно связаны, тем не менее это не одно и то же. Граффити – это, в первую очередь, писание собственного тега или названия команды. На этом вся концепция заканчивается. А уличное искусство – любое творчество, которое создается в городском пространстве:

3. Об истории

Здесь показана связь между граффити, стрит-артом и другими художественными течениями:

В левом столбце перечислены факторы, повлиявшие на современное уличное искусство: это пропаганда, реклама, монументальное искусство СССР и так далее. История граффити и граффити-райтинга началась еще с палеолита. По сути, концепция с того времени не изменилась: люди всегда хотели оставить память о себе. В США в 1960-х годах подростки тоже хотели, чтобы их запомнили и придумали писать свои псевдонимы на стенах. Кто больше напишет – у того больше известность. Уже больше 40 лет ничего не меняется.

4. Основные техники

Самое простое – наклейки:

Трафареты, самая популярная техника:

Плакаты, то есть работы, изначально нарисованные на бумаге, а затем помещенные на стену:

Инсталляции: любые объекты, которые художник готовит у себя в мастерской, а затем размещает в городском пространстве:

Игра с пространством или интервенции: художник работает непосредственно с объектами, которые находятся на улице.

Несанкционированная графика – это рисунки, обычно небольшого размера, которые художник может прийти и нарисовать в любое время. Чаще всего, это делается без разрешения властей:

Монументальная живопись сейчас является важной частью стрит-арта: фестивали уличного искусства проходят по всему миру, они пользуются большой популярностью и художники, приглашенные туда, имеют возможность разрисовывать большие плоскости. Это было бы невозможно без разрешения властей и финансовой поддержки кураторов:

Большинство работ, которые можно увидеть в сети, – это именно фестивальные работы.

Галерейные работы. Многие уличные художники зарабатывают себе на жизнь не рисованием на стенах, а продажей своих работ в галереи. То есть они по сути уличные художники, но они работают и с холстом. Это явление очень распространено:

5. О вдохновении

Некоторые художественные явления и течения начала XX века выступали за уничтожение искусства прошлого: они хотели привнести что-то новое, сломав старые устои. Стрит-арт же не имеет таких целей. У него нет ярко выраженной идеологии и художники не пытаются сломать то, что было до них. Наоборот, они черпают вдохновение в разных течениях и направлениях:

6. О популярности

Уличное искусство стало популярно среди широкой публики, потому что оно более доступно для него как по содержанию, так и по местонахождению: за искусством теперь не надо идти в музей или галерею, а смысл произведения часто понятен с первого взгляда.

7. О деньгах

Граффити и стрит-арт стали модными ярлыками, из которых многие хотят получить свою выгоду: как корпорации, так и государство.

8. О критике

В нашей среде не хватает профессиональных критиков и теоретиков, которые могли бы грамотно оценивать и описывать работы уличных художников. Это очень плохо, потому что зрителю нужен некий ориентир, по которому он мог бы оценивать качество представленных работ.

9. О славе

Популярные уличные художники становятся брендами: их начинают ценить не столько за творчество, сколько за громкое имя, и зритель часто не способен воспринимать нарисованное критически. Иногда такие художники начинают тиражировать свои известные работы. Впрочем их можно понять: каждый фестиваль хочет заполучить звезду стрит-арта, они начинают много ездить, участвовать везде и в итоге это приводит к повторениям и иногда снижению качества рисунков».

Что такое стрит-арт

Уличное искусство уже давно захватило сердца людей не уступающей академическому искусству техникой и громкостью отображаемых идей. По своей природе оно реакционно, эмоционально, самобытно, выступает против общепринятых стандартов, высказывает то, о чем зачастую молчит общество. И возможно именно от того оно развивается даже более скорыми темпами, чем это происходит в стенах академий. Что такое стрит-арт?

Стрит-арт (от англ. Street art – уличное искусство) – форма творчества, вид современного искусства, пространством для создания объектов которого служит город во всех его проявлениях: стены, заборы, промышленные зоны, заброшенные дома, даже мусорные баки и т.п. Уличное искусство характеризуется свободой в выборе средств, места и темы, которая часто носит острый социальный характер, а также публичностью и протестными настроениями. Обычно оно безлико – мы не знаем имени творца в момент просмотра его творения, можем знать лишь его псевдоним.

Ключевой принцип уличного искусства – общение с городской средой и ее жителями через различные инструменты творчества. Стрит-арт во всех своих проявлениях всегда содержит не озвученный вслух вопрос, поставленный наперекор привычной жизни города.

Этот термин охватывает не только виды изобразительного искусства, но также собирает в себе и уличных музыкантов, уличных танцоров, даже уличных поэтов и все, своего рода, городские перфомансы и флеш-мобы, творящиеся на улицах города. Однако чаще стрит-арт употребляется в отношении уличных художников.

Считается, что стрит-арт развился с граффити. Граффити – это изображения или надписи, каким-либо образом отображенные на стенах или других поверхностях города. Изначально граффити проявлялись в виде «тегов», т.е. подписей или стилизованных знаков своих авторов  (одиночных либо уличных банд) с целью символического «присвоения» определенной территории города. Позже граффити развились до красочных изображений, даже гигантских панно. В настоящее время к стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, скульптурные инсталляции и т.п.

Существует небезосновательная легенда, согласно которой история граффити началась в 1942 году, во время Второй Мировой Войны, когда рабочий Kilroy (Килрой) стал писать «Kilroy was here» на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе подхватили данную идею, начав воспроизводить эту фразу на стенах или кусках стен, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому «вирусу» присоединяются и подписи американца Cornbread (псевдоним) в Филадельфии в 1950–1960-х годах. Художник берет город приступом вместе с Cool Earl и Topcat 126. Эти трое американцев и считаются родоначальниками граффити. В 70-е годы распространение граффити (а именно «тегов») захватило Нью-Йорк. Именно этот город считается катализатором современного направления в искусстве.

В 90-е годы прославился один из самых известных сегодня художников стрит-арта Шепард Фейри. Его «тег» Obey (рус. подчиняйся) знает каждый, кто даже и незнаком с уличным искусством. В 90-е же годы мир узнал имя легендарного Banksy (Бэнкси). В его граффити, трафаретах, скульптурах привлекают антивоенные и остросоциальные идеи, смелость творчества и вызов власти.

В настоящее время уличные художники стали востребованными, как никогда раньше. Они по-прежнему сохраняют свой бунтарский свободолюбивый дух, свободный от критики и рамок, однако наряду с безвозмездным творчеством имеют и коммерческие заказы. Рекламщики заинтересованы в «молодежной» подаче рекламы своих товаров, а власти заинтересованы в улучшении городской среды посредством украшения блеклых стен города. Кафе, рестораны, магазины – и те обращаются за помощью к молодым талантам с улиц. Уличных художников наконец стали выставлять на международном уровне. Одной из первых таких выставок стала экспозиция в галерее Tate Modern (Тейт Модерн) в 2008 году. А летом 2018 года, как известно, прошла первая в Москве выставка творчества стрит-арт художника Banksy (Бэнкси).

За несколько лет существования (меньше века!) уличное искусство выросло от простых «тегов» до полномасштабных великолепных картин, при этом сохранив свою реакционную природу. И даже сегодня оно продолжает нас удивлять, шокировать не только техничностью и остротой тем, но и реалистичностью, глубокой эмоциональностью. С большой уверенностью можно утверждать, что артефакты стрит-арта делают наш урбанистический серый вышколенный мир по-настоящему живым, дышащим и ярким.

Стрит арт. Мурал

Стрит-арт – направление современного уличного искусства, которое объединяет в себе различные виды творческой деятельности. В него входят настенная роспись (мурал), граффити, скульптура, инсталляции. Стрит-арт интересен разнообразием техник выполнения и приемов работы.

Граффити – изображения или надписи, созданные, как правило, с помощью аэрозольных красок или выцарапанные на стенах. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания – от простых слов до изысканных рисунков.

Муралы  большие высокохудожественные рисунки, которые занимают всю стену. Это наиболее распространенный тип официального уличного искусства. Такая настенная роспись может быть создана в любой технике и с использованием любых материалов: акриловых красок, баллончиков и др. Муралы можно встретить в центре города на различных зданиях.

За период обучения артековцы получат представление об особенностях стрит-арта и научатся создавать художественные росписи с учетом требований современного дизайна. Ребята создадут эскиз автографа – тега в виде граффити на бумаге, самостоятельно выполнят несколько оригинальных композиций в арт-пространстве, используя разные техники и стили стрит-арта. Заниматься в разновозрастных группах могут все желающие.    

 

Направленность программы: художественная.

Уровень освоения: общекультурный.

Срок реализации программы: 12 часов в течение лагерной смены.

Режим занятий: 2 академических часа 6 раз в смену.

Возраст обучающихся: 12-16 лет.

Наполняемость групп: 10-15 человек.

 

Педагог дополнительного образования: Гурковская Алла Леонидовна, педагог высшей категории; член Ростовского отделения «Союза художников России», является лауреатом и дипломантом всероссийских и международных выставок, фестивалей и конкурсов; обладателем Гран-при IV Всероссийского арт-кампуса в Республике Крым 2018 года.

Искусство, принадлежащее народу – Стиль – Коммерсантъ

Совсем недавно большинство людей представляли себе типичного уличного художника как не вылезающего из отделений полиции анархиста в балаклаве. Однако сегодня все изменилось. “Ъ-Lifestyle” разбирается, почему стрит-арт больше не считают вандализмом и как он оказался на службе у городских властей.

«Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна» — гласит популярная теория, разработанная в начале 80-х годов XX века американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Согласно этой теории попустительство в отношении мелкого хулиганства приводит к общему ухудшению криминогенной обстановки. К мелким хулиганам, отравляющим общество, социологи относили безбилетников, тех, кто мусорит на улице, и вандалов, бьющих окна и рисующих граффити на городских стенах.

 

Эта теория на долгие годы стала основой отношения общества к уличным художникам, которые раз и навсегда были записаны в число вандалов, способствующих геттоизации городских районов. Лишь к началу нового века взгляд на граффити стал постепенно меняться — пока не превратился в диаметрально противоположный. Ярчайший пример этих перемен — судьба одного из самых знаменитых нью-йоркских граффити — Crack Is Wack. В 1986 году его автор, художник Кит Харинг, был арестован, а сама работа закрашена властями. Но практически сразу после этого департамент парков Нью-Йорка, обративший внимание на невероятную популярность этого граффити и его острый социальный месседж, обратился к Харингу с просьбой воссоздать работу на прежнем месте — уже легально. Вслед за Нью-Йорком власти многих других городов убедились, что при разумном подходе к делу уличное искусство может стать важным инструментом регенерации общественных пространств.

 

Росписи Харинга можно встретить не только на его родине, в США, но и в Европе (на фото — работа, сделанная им в Пизе). Фото: Shutterstock

 

Так, в 2005 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) начал работать проект Favela Painting Foundation, организованный двумя голландскими художниками Хаасом и Ханом. Они стали буквально раскрашивать фавелы, превращая в живописное полотно не одну стену, а целые кварталы. Разумеется, для этой работы требовалась серьезная бригада, и они нанимали на работу местных жителей, включая тех, кто недавно освободился из тюрьмы, — это стало одним из основных принципов работы Favela Painting Foundation.

 

В фавеле Санта-Мария художники из Favela Painting Foundation при помощи 25 местных жителей расписали 34 дома. После этого канал CNN включил фавелу в список десяти самых красочных мест мира. Фото: Shutterstock

 

Со временем проект перешагнул за пределы Рио: кварталы в неблагополучных районах, расписанные Хаасом и Ханом, можно встретить в Филадельфии (США), на Гаити и Кюрасао. «На первый взгляд наша работа кажется баловством,&nbsp— говорят Хаас и Хан, — но на самом деле она действительно меняет жизнь многих людей. Мы не просто раскрашиваем стены: попутно мы занимаемся мелким ремонтом — поправляем осыпавшуюся штукатурку, ремонтируем лестницы и так далее. Мы создаем рабочие места для местных жителей и помогаем им освоить работу маляров и штукатурщиков, мы привлекаем внимание журналистов. При этом мы понимаем, что не можем оказать радикального влияния на изменение обстановки — к примеру, в одних только фавелах Рио живет больше 60 тыс. человек, и многие из них вовлечены в непрекращающийся конфликт между уличными группировками и полицией. Но мы делаем то, что можем, и пытаемся создавать позитивные инфоповоды, иначе эти районы будут привлекать только негативное внимание».

 

Несколькими годами позже, в 2010 году, в Будапеште (Венгрия) группа художников, работающих под названием Neopaint Works, задумала проект TűzfalRehab («Реабилитация брандмауэров») и получила поддержку мэрии Эржбетвароша — одного из центральных районов Будапешта. В рамках этого проекта на обшарпанных, не ремонтировавшихся примерно со времен революции 1956 года брандмауэрах, придающих Эржбетварошу крайне неряшливый вид, появляются росписи, как правило, так или иначе связанные с историей, культурой и традициями Венгрии: копия витража знаменитого художника эпохи ар-нуво Микши Рота, фотореалистичная сценка из жизни одного из городских кварталов, кубик Рубика, газетные вырезки, посвященные легендарному футбольному матчу, в котором сборная Венгрии с разгромным счетом обыграла английскую сборную, и так далее. Эти росписи не просто оживили город, но вошли в число его достопримечательностей, став обязательным пунктом туристических экскурсий.

 

«Баварский мальчик» — одна из знаменитых работ выдающегося венгерского художника Микши Рота, витражи которого стали символом будапештского ар-нуво. Группа Neopaint часто использует в росписях венгерское культурное наследие. Фото: Neopaint.hu

 

Моделями для этой росписи Neopaint на будапештской площади Клаузал служили реальные обитатели квартала. Так, продавщицу овощного магазина писали с тети Жужи, которая действительно работает в магазине через дорогу. Фото: Neopaint.hu

 

Похожий проект некоторое время спустя возник в Турине (Италия), где с помощью росписи брандмауэров попытались вдохнуть новую жизнь в старый заброшенный индустриальный квартал Барьера-ди-Милано, и в Риме, где уличные художники расписали 20 фасадов депрессивного квартала Тор Маранция.

 

«Шанхайская Богоматерь» — одна из росписей в римском квартале Тор Маранция, который из-за своей бедности много лет носил прозвище Шанхай. Фото: Shutterstock

 

История граффити в России началась примерно на полтора десятка лет позже, чем на Западе. Первые работы уличных художников стали появляться в крупных российских городах на рубеже 1980-х и 1990-х годов. Интересно, что в этой области регионы развивались куда более динамично, чем столица. Так, первый специализированный журнал об уличных художниках начал издаваться в Нижнем Новгороде (там вообще сложилась очень яркая и самобытная школа стрит-арта), а первый успешный опыт интеграции уличного искусства в публичное пространство произошел в Екатеринбурге, где еще в 2003 году начал работу ежегодный паблик-арт-фестиваль «Длинные истории». В 2010-м, когда создатели «Длинных историй» Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев переехали в Пермь, в Екатеринбурге возник другой фестиваль — «Стенограффия». Его с самого начала поддержали местные власти и крупный бизнес, дав художникам возможность спокойно и легально работать на специально выделенных городских поверхностях, не опасаясь того, что их деятельность будет расценена как хулиганство. На межрегиональный уровень фестиваль смог выйти благодаря тому, что стал частью программы «Родные города» (сейчас он проводится в десятке городов и поселков — от Санкт-Петербурга до Ямала).

 

 

«Фестиваль привозит художников, например, в Заполярье, где никто и не думал о том, что можно рисовать на стенах домов, — говорит одна из участниц «Стенограффии» художница Наталья Пастухова. — Потом они уезжают, но остаются их работы, которые много лет будут радовать местных жителей. Когда искусство на улице, а не спрятано в галереи, оно доступно каждому и имеет большую сферу влияния. С его помощью можно украшать пространство, решать социальные проблемы».

 

Таким образом, благодаря активному развитию в России программ социальных инвестиций, появляется возможность не только постепенно изменить взгляд общества на стрит-арт, но и менять к лучшему жизнь городов, принимающих фестиваль.

 

«Казань известна своей фасадностью — это витрина путинской России»

Институт исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга изучил стены Казани

Фото: предоставлено героями интервью

Институт исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга провел в Казани этап проекта «Школа стрит-хантеров», в рамках которых изучается уличное искусство крупных российских городов. О том, как это происходило и почему Казань не входит в число столиц стрит-арта, рассказали два эксперта — Полина Штанько и Антон Польский (художник Make).

«Казань не столица стрит-арта. Но тут есть интересный контекст»

— Расскажите про сам проект, на каком он этапе, что в итоге должно получиться?

Полина Штанько: Институт исследования стрит-арта выиграл грант от «Российского фонда культуры» на осуществления проекта, который является продолжением нашей петербургской истории: в мае 2019 года мы запустили проект URBAN WALKS, это прогулки по городу, в ходе которых мы изучаем город через уличное искусство. Это не только стрит-арт, граффити, паблик-арт, это также низовые инициативы, ЖЭК-арт, когда люди, скажем, расставляют у себя во дворе игрушки, баффы, когда службы ЖКХ закрашивают какие-то работы. Все элементы городской среды нам очень интересны. Так же мы обращаем внимание на благоустройство, в том числе детские площадки.

Мы продолжаем изучать Петербург, уже освоили три района, гуляя с местными жителями. Это не экскурсии, а именно прогулки, мы обращаем внимание на все. Сначала мы, конечно, стараемся сделать маршрут, чтобы он был интересен: споты, элементы ЖЭК-арта, но если нам кто-то предлагает завернуть, потому что «там» интересно, мы обязательно смотрим. У нас уже получилось девять маршрутов.

Сейчас мы выиграли грант, в рамках которого изучаем и другие города. Это может прозвучать пафосно, но мы хотим, чтобы таким образом развивался локальный туризм, чтобы люди приезжали в другие города, знакомились с уличным искусством. Вторая цель — фиксация работ в разных городах, создание цифрового архива.

К примеру, в Казани мы узнали, что здесь есть работы 1998 года, 2004—2005 годов, десятилетней давности. Было бы здорово создать маршрут, зафиксировать его на карте, по которой любой желающий сможет прогуляться. Это не такая история, что мы сами все сделаем, сами научим. Мы просто приезжаем, а жители рассказывают о том, что происходит в городе. Потом они сами и будут готовить прогулки. В Казани ребята накидали точки, и на следующий день мы прошлись по маршруту, нас водил уличный художник, рассказывал и про местных авторов, исторические факты, которые он узнал, грубо говоря, от охранников, а не в книжках.

Антон Польский: Я из Москвы, тесно сотрудничаю с институтом в последнее время. Я пишу диссертацию, посвященную русскому стрит-арту. Мой интерес в рамках сотрудничества — научно-исследовательский. В Казани я был уже четыре раза, с контекстом знаком. Мне были интересны сравнительный анализ, а также идеи с локальным туризмом. Судя по всему, наши власти также заинтересованы в нем, особенно в рамках пандемии. Помимо официального туризма, что стало понятно в рамках подготовки к чемпионату по футболу, необходимо развивать современный, более креативный. Видимо, потому мы и получили грант.

Всех тех, кто участвует, людей, которые готовы провести экскурсии, мы приглашаем на форум уличного искусства в конце октября — начале ноября в Петербурге. И там мы сможем проанализировать всю историю, что креативный туризм может давать местным людям.

С другой стороны, одна из тем, которые мы обсуждали — то, что в Казани есть фасадная сторона города, связанная с международными событиями, а также местным туризмом. И кажется, что живая среда оказывается в зазорах, которую можно увидеть только с заднего двора. И это стрит-арт, не мурализм и большие росписи. Традиция, культура оказываются на задворках города.

Эти работы могут быть использованы для привлечения к этой стороне города, они будут использованы для развития краеведения и сохранения традиций. Либо, может быть, использованы городскими властями для выявления этих точек. Которые они могут на свой манер джентрифицировать (обновить, — прим. ред.) и привести в порядок. Когда Полина уехала, мы были на каком-то фестивале скейтбординга, рэпа под мостом «Миллениум», и могли увидеть, как неформальные активности могут быть «одомашнены» властью. И экскурсии могут быть использованы во вред, для дисциплинирования, а не создания альтернатив.

— Какие особенности Казани — со знаком плюс и минус?

Антон: Казань известна своей фасадностью — это витрина путинской России, наравне с Москвой и Сочи. Чувствуется контраст между фасадами и задней частью зданий, которые зачастую пусты. Показательна работа Жени Оззика, которые он рисовал между домам в зазорах до одного метра, которые невозможно видеть, когда изображение прорастает, словно мох, сквозь асфальт. В Москве стрит-арта еще меньше. Обратных сторон зданий там вообще нет.

В Казани есть контраст. Да, Казань не столица стрит-арта. Тут впереди Нижний Новгород и Екатеринбург. Но тут есть интересный контекст. Казань не рассматривается как передовой город, но она интересна для исследования.

Полина: Я в Казани первый раз. И специально ничего заранее не изучала. Мне показалось, что в Казани не так много стрит-арта, есть муралы, которые остались после чемпионата мира по футболу, были даже попытки создать маршруты по следам ФИФА. Но мне показалось, что здесь достаточно много граффити, много команд, работы долго держатся. У меня в записной книжке записано немало команд и имен их участников. Есть локальная граффити сцена, она развивается.

Да, маршруты, может, окажутся лакомым кусочком для местной администрации, чтобы провести джентрификацию или закрасить работы. Мы такие варианты на форуме уличных искусств обсудим. Последнее слово — за местными жителями, хотят ли они проводить экскурсии, хотят ли они это монетизировать. Это свободная история. Мы на это не можем повлиять. Каждый город решает сам. Может, они проведут прогулки только для друзей. На форуме мы проговорим, этично ли составлять такие маршруты, делать экскурсии по удаленных местам города. Форум должен еще и стать точкой, чтобы художники познакомились друг с другом. Очень часто все варятся в своей атмосфере, а так у них расширится кругозор, они будут на связи с другими городами. Мы уже предложили некоторым людям стать амбассадорами своего города, делать обзоры, рассказывать, что происходит.

«Через экскурсию можно транслировать взгляд на город, политику, отвечать на вопрос, кому город принадлежит»

— Как сами художник относились к тому, что их работы могут стать частью маршрута?

Полина: Если художник хочет быть анонимным, не рассказывать о своей работе — это его право. Они должны решить, готовы ли они, чтобы про них рассказывали. А мы можем просто ставить точки, что вот здесь можно увидеть знаменитые стикеры с ромашкой.

Антон: Я бы поспорил. Если художник нарисовал работу, она ему теперь не принадлежит. Он не может решать, показывать ее или нет. И вот ты, Полина, подчеркиваешь, что мы не имеем право влиять. Я думаю, мы люди из столиц, с ресурсом, уже как-то влияем. Мы не хотим быть колонизаторами, выстраивать правила, но это само происходит. Мы постоянно задаем вопрос, насколько этичны наши действия. Поэтому и стараемся и передать бразды правления местным, выстраивать горизонтальные связи.

— Спрошу, как гид — по какому принципу выстраиваются маршруты? Важна красота, место, контекст?

Полина: себе такую задачу не ставлю, чтобы было видное и красивое, либо в глубине и труднодоступное. Мне в целом интересно все, что есть в городе. И маленький стикер. И большой мурал. И кусок граффити. И маленькая интервенция. Я не восхищаюсь ЖЭК-артом, хотя в Питере люди ходят на экскурсии по нему. Но я не могу на это не обращать внимания. Это уже есть в городе. На прогулке можно подискутировать, как люди относятся к объекту.

Антон: У каждого экскурсовода есть своя оптика, которой он хочет поделиться. Все зависит от того, кто будет водить экскурсии, описывать маршруты. Мне импонирует подход с открытостью и всеядностью Полины, но, с другой стороны, это предполагает, что мы будем ходить везде и смотреть все. Мы стремимся к категоризациии и обобщению. В городе мы хотим понять суть места. Сравнительный анализ позволят выявить необычные особенности того или иного города, выявить показательные моменты. В Казани хочется говорить о мультикультурализме, о фасадности, о последствиях чемпионата мира. Кроме того, экскурсия зачастую — это форма городского активизма. Через экскурсию можно транслировать взгляд на город, политику, отвечать на вопрос, кому город принадлежит. Что-то игнорируя — то, что принято показывать. Можно делать политические высказывания.

— Встречались ли вам надписи на татарском?

Полина: Мы подошли к скверу имени Кирова, где раньше был Сенной базар. И там есть работа на какой-то будке в виде плиток, такой неполный квадрат, кажется, что одна плитка отвалилась. На самом деле — это пакет-майка, в ней лежит отрубленная голова. Надпись — «ООО Кисекбаш». И еще — «Рәһмәт». Я не знала, о чем это. Думала, это заказная работа для какого-то ООО. Мы постепенно собрали контекст. Нам рассказали про сатирическую поэму Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Молодой художник сообщил, что цитаты внизу — из песен группы «Кровосток», а голова эта — с обложки их альбома. И пакет с розой — он тоже существует. Плюс еще сайт-специфичность! Безумно интересная история. Художник Generation ctrl+z часто работает с плиточками. Вернувшись домой, я прочитала поэму.

Антон: Пока мы гуляли, я делал интервенцию, писал отрывки из «Мифологии казанских татар». Определенные сюжеты оттуда реконтекстуализировались — с джентрификацией, с покинутыми домами и с уличным искусством, которые словно бы делали бичуры и «өй иясе», домовые.

Полина: Мне кажется, что по работам Антона можно сделать маршрут. Я однажды прогулялась во Васильевскому острову по работам питерского художника Самика и казанца Бозика. Видимо, Бозик в прошлую весну приезжал в Петербург. Я везде видела их подписи, дошла до Смоленки, потом мимо кладибища, пришла к «Приморской». Мне кажется, что по интервенциям Антона можно сделать экскурсию.

Антон: Это один из форматов, когда гид сам добавляет что-то. Поскольку я обладаю навыками и художника, и экскурсовода, я этим воспользовался. Вообще, формальный подход необязателен. Можно дрейфовать, можно самому составить маршрут и ходить одному…

— Екатеринбург и Нижний Новгород — почему именно они стали столицами стрит-арта в России?

Антон: В моей диссертации есть большие главы, посвященные наиболее характерным российским кейсам. Вот Москва — она известна баффами и закрашиваниями. Здесь смотреть нечего.

Нижний Новгород интересен градозащитной составляющей. Многие рисунки нанесены на деревянные дома, кажется, они нарисованы еще в XIX веке, появляется этакий фольклорно-исторический налет, связанный с аурой старого города, который подвергается постоянной перестройке и поджиганию. При этом сам город интересен и туристически. Сама среда нижегородская интересна, но стрит-арт ее и подчеркивает и органично с ней переплетается.

Когда BBC готовили новую передачу для туристов, они первым делом рассказали про местный стрит-арт. Плюс здесь живут очень интересные художники. Они, скажем, делали фестивали не бездумного рисования, а в тесном контакте с местными жителями. Здесь обитает, к примеру, моя любимая группа ТОЙ. Но надо понять, что это активность первой половины десятых годов. Многие художники уже не активны на улицах.

Что касается Екатеринбурга — это столица российского конструктивизма. Возможно, соперничать на территории СНГ с ним может только Харьков. С советских времен это еще и одна из столиц неформальной культуры, с эпохи появления свердловского рок-клуба. Если говорить о современной культуре — сравните Московскую и Уральскую биеннале. В Москве это пшик, фасадные мероприятие без связи с контекстом. В Питере современное искусство не выдерживает конкуренции с классикой. В Екатеринбурге стрит-арт и другие виды искусства оказываются новыми доминантами, благодаря и интересу екатеринбуржцев к городу, градозащитной деятельности. Теперь существует проблема принятия стрит-арта, из политического и неформального он превращается в конформистскую форму аттракциона. Возникает ситуация пост-стрит-арта. Зато в силу отсутствия бюджетов многое не закрашивается.

Если говорить про историю, то в Москве, Питере, Нижнем Новгороде стрит-арт развился из революции граффити, когда художники выходили за пределы субкультур. В итоге после 2014-го началось активное включение властей, институтов в музеефикацию и коммерциализацию стрит-арта.

В Екатеринбурге важна деятельность Наили Аллахвердиевой, которая начала свои паблик-арт-программы. Это радикальный опыт для всего российского искусства. Она занималась не созданием масштабных выставок, а сделала ставку на интервенции, паблик-арт, мимикрию под рекламу, советское наследие, создав связь с горожанами, взрастив среду зрителей, которые понимали язык современного уличного искусства.

— Хотелось, чтобы вы заодно поделились фотографиями, которые сделали на прогулке.

Антон: Я сделал три — это человечек в зеленых штанах, который прячется за баффом. Такая игра в кошки-мышки. Вторая — серия с текстами из книжки про мифологию. Третья — это цитата-реплика из акции Pussy Riot, когда они выбегают на поле. Я сделал небольшие постеры с ними. Кстати, Полина сказала, что граффити сохраняется. Мы ходили на станцию Вахитово, где раньше был один из главных спотов, а потом, из-за того, что там ходит аэроэкспресс, все закрасили. У нас возникла идея — реставрация работ. Возможно, мы будем по фотография восстанавливать старые граффити, тексты.

Радиф Кашапов, фото предоставлены героями интервью

ОбществоКультура Татарстан

Что такое стрит-арт и как его определить?

Исходя из контекста городских пространств, уличное искусство теперь живет в культурных пространствах галерей, виртуальных сообществ, публичных дискурсов, а в последнее время оно стало объектом присвоения массовой культурой и основной символикой современности . Произведения искусства, появившиеся на стенах городов, достигли высочайших вершин рынка современного искусства. Более того, обсуждение значения уличного искусства проходит в залах, занимаемых учеными и их учениками, которые размышляют о взаимодействии между понятиями визуального искусства, концептуального искусства, искусства перформанса и способов артикуляции этих форм искусства в мире. уличного искусства.Ясно, что мы прошли мимо того, чтобы сформулировать определение уличного искусства столь же простое, как конкретное движение или определенная субкультура. Конечно, сказать, что он может представлять как необычную гибридную форму художественного выражения , было бы простым выходом.

Найдите доступные работы Бэнкси на торговой площадке Widewalls!

Однако, если бы мы выразили относительно стабильные позиции, которые могли бы сформировать объяснение того, что такое уличное искусство, они, по крайней мере, включали бы следующее: 1.Стрит-арт включает в себя сильную приверженность социальному активизму (хотя это не всегда так, кажется, что это было атрибутом произведений искусства, которые выдержали испытание временем). 2. Стрит-арт представляет собой феномен, который через самотрансформацию постоянно трансформирует реальность современного искусства и, наконец, 3. Уличное искусство, как особая практика, играет роль в формировании и конструировании новых культурных дискурсов.


Бэнкси — произведение искусства

Совет редакции: Нарушение границ: история незарегистрированного городского искусства Карло Маккормика

В этом обширном сборнике прослеживаются истоки и расцвет граффити и городского искусства, а также его глобальное распространение как маргинальное визуальное движение, социальный феномен и художественное выражение современной молодежи.С эксклюзивным предисловием Бэнкси, Trespass представляет полную историю уличного искусства, его международное распространение, а также технические разработки. В книге представлены работы 150 известных художников, таких как мисс Ван, Джин Тингели, Кит Харинг, Барбара Крюгер, Дженни Хользер, Гордон Матта-Кларк, Billboard Liberation Front, Guerrilla Girls и Бэнкси, и объединяет четыре поколения практиков уличного искусства. Книга разделена на тематические главы, которым предшествует краткое эссе, в котором уличное искусство помещено в заставляющий задуматься контекст истории, политики, протестов и незаконного самовыражения в социальном пространстве.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Что такое стрит-арт? | стрит арт

Стрит-арт — это оригинальный вид искусства, который можно встретить только на улице. Многие люди не признают это произведение искусства как искусство, а иногда люди связывают это искусство с вандализмом. STREET ART включает в себя различные виды терминов, например, граффити, трафаретное граффити, стикер, оклейку пшеницы и уличный плакат…

Художник обычно пытается оставить такое же послание, как политические проблемы, чувства, свои эмоции … И эти выражения выставляются на улице, где все люди могут наслаждаться и ценить их.Обычно люди, которые это делают, анонимны, и мы можем обратиться к любому человеку, когда восхищаемся одним из их произведений искусства.

Традиционно это искусство рисовали преимущественно аэрозольными красками, но сейчас техник очень много:

Мозаичная плитка: эта техника основана на группе изображений, выполненных с помощью цветных кусочков стекла. Вы можете встретить мозаику во внутреннем убранстве церквей и соборов.

Фреска: в этой технике художник рисует прямо на стене или другой постоянной поверхности.Их обычно нанимает какой-нибудь крупный и хорошо организованный бизнес.


Трафаретное искусство (граффити): сначала мы используем бумагу, чтобы сделать шаблон, а затем мы можем перенести изображение или текст на стену… с помощью аэрозольной краски.

Наклейка: в этой технике наклейки используются для передачи сообщений.

Уличные инсталляции: Здесь художник может выразить свои чувства или послание, используя различные элементы в сочетании с живописью.

Пшеничная паста: приготовлена ​​из клейкой жидкости из растительного крахмала и воды.


Видеопроекции / Led art: световое искусство, построенное из света.

Бомбардировка из пряжи: используются различные типы красочных дисплеев и вязания, которые прикрепляются к элементам на улице, таким как деревья.


Ксилография: это древний метод печати изображений или узоров на тканях, а позже и на бумаге. Родом из Китая.

Бански: Искусство и окружающая среда в уличном искусстве

Эбби Бисби

Когда 1980-е сменились 1990-ми и 2000-ми, популярное искусство граффити Кейта Харинга и Баскии превратилось в новое художественное направление: уличное искусство.Хотя многие художники по-прежнему используют аэрозольные баллончики, уличное искусство также появилось с новым арсеналом гибридных художественных подходов, таких как печать, рисование, коллаж и наклейки. Сравнение среды или «холста» художников-граффити 1970-х и 1980-х годов и уличных художников последних двух десятилетий показывает, что, хотя оба они используют стены частной собственности, уличные художники взяли свое имя и буквально перенесли свое искусство. со стен и на улицу. Сегодня в Нью-Йорке уличные художники создают свои последние работы на тротуарах, рекламных щитах и ​​автомобилях.Художники, такие как Харинг и САМО, часто тайно проводят свои работы глубокой ночью (Семпл). Уличное искусство — одна из самых гибридных форм художественного самовыражения в нашем современном мире, потому что его цель — использовать то, что знают зрители, и манипулировать физическим телом объекта, чтобы выразить свою точку зрения. Артисты движения «объединили взгляды панка и хип-хопа с приобретенными навыками и знаниями о последних направлениях в искусстве» (Ирвин). Будучи, возможно, самым известным художником этого движения уличного искусства, Бански вобрал в себя все эстетические и теологические элементы искусства и представляет собой отличный пример того, как жанр распространился не только со стен на улицы, но и как оно стало социально приемлемым видом искусства, несмотря на его незаконность.

Основная цель стрит-арта родилась из потребности «контролировать… саму видимость» (Irvine, 3). Художники, такие как Бански, сегодня меняют то, как мы видим «личное» пространство — это антикоммерческое, антирекламное. В этом смысле у него есть сильное сходство с поп-артом и движением Уорхола 1960-х годов. Многие уличные художники либо представляют узнаваемые образы из популярной культуры, либо искажают их, чтобы сделать социальное, политическое или экономическое заявление.Для Бански место или среда, в которой он создает свои произведения искусства, так же важны, как и то, что он создает.

Часто Бански формирует свое искусство не только по метафорическому холсту (стена, тротуар, машина), но и по месту с точки зрения социальной значимости. Как признает Ирвин в своей главе об уличном искусстве, «… уличное искусство — это явное взаимодействие с городом, в частности с окрестностями… художники являются искусными мастерами семиотики пространства и взаимодействуют с самим городом как с коллажем или сборкой визуальной среды и исходный материал »(4).Согласно этой концепции, одна из текущих работ Бански в Нью-Йорке — грузовик, который используется для перевозки живого груза с чучелами животных, выглядывающими из сторон. По иронии судьбы, и в соответствии с заявлением Ирвина, грузовик можно найти в районе Митпэкинг.

Мясной вагон Бански в мясокомбинате

Bansky также часто берет уже существующие граффити и добавляет к ним социальное или политическое заявление. На картине ниже Бански сочетает в себе хип-хоп культуру «Гетто для жизни» и противопоставляет ее антигетто, молодому хорошо одетому мальчику, которому дворецкий подает аэрозольную краску.Наряду с этим примером Бански часто включает свои фигуры, чтобы они выглядели взаимодействующими с окружающей средой, а не просто выполняли роль поверхности или 2D-рисунка. Они будут взаимодействовать со знаками, или опираться на дверные проемы, или, как мне лично нравится, перелезать по воображаемым мостам. Изображение ниже обращается к традиционному японскому искусству начала 19 века.

Искусство Бански положило начало институционализации этого авангардного жанра.Цель стрит-арта не в том, чтобы поместить его в музей, а в том, чтобы использовать общепринятые и известные предметы, формальные качества и композиции, чтобы жители города лучше осознавали свое социальное и физическое окружение. Несмотря на это, уличное искусство пользуется большим спросом у галерей, коллекционеров и поклонников художников, а некоторые ученые даже начинают писать об этом движении. В то время как предмет постоянно трансформируется и сохраняет актуальность формы искусства, концепция начинает становиться институционализированной, и многих уличных художников даже приглашают участвовать в выставках в музеях (таких как Тейт) (Семпл) и даже создавать произведения искусства на заказ.Две картины Бански, напоминающие повторяющиеся репродукции Уорхола, были недавно вывешены с разрешения владельца для публичной выставки на 24-й Западной улице. Это произведение действительно олицетворяет то, что уличное искусство является не только гибридом художественных движений, но и гибридом городской среды и художественного сообщества.

Библиография

«Лучше снаружи, чем внутри: резиденция художников на улице Нью-Йорка». 2013. Интернет. 29 октября 2013 г. .

Ирвин, Мартин. «Работа на улице: уличное искусство и визуальная культура». Справочник по визуальной культуре . Авторы Хейвуд, Ян и Барри Сэндивелл. 1-е изд. Нью-Йорк: Берг, 2012. 235–278. Распечатать.

Семпл, Кирк. «Правонарушители, вооруженные краской и пастой». Нью-Йорк Таймс . 9 мая. 2004. Интернет. 29 октября 2013 г. .

«Стрит-арт | Тейт.” Tate , 2008. Интернет. 29 октября 2013 г. .

Что такое стрит-арт? Вандализм, граффити или паблик-арт — Часть I — ArtRadarJournal.com

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ИСКУССТВА

В последние годы наблюдается рост интереса к эфемерным и вирусным формам искусства, которые характерны для городских районов по всему миру и создали целую процветающую субкультуру. Однако теперь стрит-арт становится мейнстримом.Аукционисты, коллекционеры и директора музеев пытаются выучить лексику городского искусства и выработать свою позицию по важным вопросам уличного искусства. В этой статье для начинающих Art Radar расскажет, что вам нужно знать.

Вы хотите научиться писать подобные статьи? Щелкните здесь, чтобы узнать больше о нашем дипломе в области художественной журналистики и письма.

Что такое стрит-арт?

Простого определения уличного искусства пока не существует.Это аморфный зверь, олицетворяющий искусство, созданное в городской среде или вдохновленное ею. С антикапиталистическим и мятежным подтекстом это демократическая форма популярного паблик-арта, вероятно, лучше всего понять, увидев его на месте. Он не ограничен галереей, его легко собрать или завладеть теми, кто может превратить искусство в трофей.

Одни считают стрит-арт неприятным занятием, другие — инструментом выражения несогласных взглядов, постановки сложных вопросов и выражения политической озабоченности.

Его определение и использование меняются: изначально инструмент для обозначения территориальных границ городской молодежи, сегодня он даже рассматривается в некоторых случаях как средство благоустройства и возрождения города.

Считается ли это вандализмом или публичным искусством, уличное искусство вызвало интерес у мира искусства и его ценителей прекрасного.

Стрит-арт вандализм?

В интервью Queens Tribune исполнительный директор Музея искусств Квинс в Нью-Йорке Том Финкелперл сказал, что паблик-арт «является лучшим способом для людей выразить себя в этом городе. Финкельперл, который помогает организовывать социально сознательные художественные выставки, добавил: «Искусство вызывает диалог. Это очень хорошо.» Однако он не считает граффити искусством и говорит: «Я не могу мириться с вандализмом … Меня действительно огорчает, что людям приходится писать свое имя снова и снова в публичном месте. Это культура славы. Я действительно думаю, что очень жаль, что они думают, что это единственный способ прославиться ».

Стрит-арт незаконен?

Юридическое различие между постоянным граффити и искусством — это разрешение, но тема становится еще более сложной в отношении непостоянных, неразрушающих форм граффити (бомбардировка пряжей, видеопроекция и уличная инсталляция.)

С разрешения, традиционные расписные граффити технически считаются публичным искусством. Художники государственной и частной собственности без разрешения совершают вандализм и по определению являются преступниками. Тем не менее, все еще остается в силе, что большая часть уличного искусства не санкционирована, и многие художники, которые рисовали без разрешения (Бэнкси, Шепард Фейри), были прославлены как законные и социально сознательные художники.

Хотя чрезвычайно сложно, если не невозможно, четко определить, какие несанкционированные изображения являются искусством, а какие нет, эффекты таких изображений можно наблюдать и делать выводы относительно функции изображений в общественной среде.

Бэнкси, Северный Лондон

Теория разбитого окна: вандализм против уличного искусства

Вандализм — это непростительное разрушение собственности, и было показано, что он имеет негативные последствия для его окружения. Криминологи также заметили, что он имеет «эффект снежного кома», вызывая больше негатива в его окрестностях. Доктор Джеймс К. Уилсон и доктор Джордж Келлинг изучили эффекты беспорядка (в данном случае, разбитого окна) в городских условиях и обнаружили, что один случай пренебрежения увеличивает вероятность появления новых разбитых окон и надписей на стенах. Затем наблюдается рост числа реальных насильственных преступлений. Исследователи пришли к выводу, что существует прямая связь между вандализмом, уличным насилием и общим упадком общества.

Их теория, названная Теория разбитого окна и впервые опубликованная в 1982 году, утверждает, что преступление — это неизбежный результат беспорядка, и что если в каком-либо месте присутствует пренебрежение, будь то ветхое состояние или бездумное граффити, люди, проходящие мимо, подумают: никому нет дела до этого места, и поэтому нанесенный ущерб является приемлемым.

Уличное искусство и джентрификация

Однако было высказано предположение, что продуманное и привлекательное уличное искусство оказывает восстанавливающее воздействие на окрестности. Фактически, популярный уличный художник Бэнкси, превративший свое увлечение партизанским стрит-артом в прибыльную карьеру современного художника, выставляемого на аукцион, подвергся критике за то, что его искусство способствовало облагораживанию кварталов. Соответствующие СМИ заявляют, что:

«Бэнкси… продает свою ленивую полемику голливудским кинозвездам за большие деньги… Граффити-художники — это обезьяны из баллончиков с баллончиками для облагораживания.В сговоре с застройщиками они раскрашивают неблагополучные районы яркими красками, чтобы обозначить новейшую модную внутреннюю часть города, созревшую для восстановления. Они вытесняют семьи с низким доходом, чтобы их заменили метросексуалы из среднего класса с их городскими коллекциями произведений искусства ». [Times Online]

Сам Бэнкси получил запросы от жителей кварталов, которые он рисует, с просьбой прекратить рисовать, чтобы они могли продолжать покупать дома в районах, где они выросли.В письме, полученном Бэнкси, говорится:

.

«Мой брат и я родились здесь и прожили здесь всю жизнь, но в наши дни сюда переезжает так много яппи и студентов, что ни один из нас не может позволить себе купить дом, в котором мы выросли. Ваши рисунки, несомненно, являются частью того, что заставляет этих [людей] думать, что наш район классный. Очевидно, вы не отсюда, и после того, как вы повысили цены на жилье, вы просто двинетесь дальше. Сделай нам одолжение и займись своими делами где-нибудь еще, например, в Брикстон.”

Формы уличного искусства

1. Традиционный

Роспись поверхностей общественной или частной собственности, которые видны публике, обычно с использованием баллончика с краской или шариковой краской. Он может состоять из простых слов (обычно это имя писателя) или быть более искусным и сложным, покрывая поверхность фреской.

2. Трафарет

Рисование с использованием самодельного трафарета, обычно вырезанного из бумаги или картона, для создания легко воспроизводимого изображения.Желаемый дизайн вырезается из выбранного материала, а изображение переносится на поверхность с помощью аэрозольной краски или краски, наносимой валиком.

3. Наклейка (также известная как наклейка, метка пощечину и наклейка)

Распространяет изображение или сообщение в общественных местах с помощью самодельных наклеек. Эти наклейки обычно продвигают политическую повестку дня, комментируют политику или проблему или представляют собой авангардную художественную кампанию. Искусство стикеров считается подкатегорией постмодернистского искусства.

4. Мозаика

Мозаика — это искусство создания изображений из набора более мелких деталей или кусочков, которые напоминают одно гигантское произведение искусства.

5. Видеопроекция

Цифровое проецирование изображения, обработанного компьютером, на поверхность с помощью системы освещения и проецирования.

6. Уличная установка

Уличные инсталляции — растущая тенденция движения «уличное искусство». В то время как обычное уличное искусство и граффити наносятся на поверхности или стены, «уличные инсталляции» используют трехмерные объекты и пространство, чтобы вмешиваться в городскую среду. Как и граффити, они не основаны на разрешении, и после установки объекта или скульптуры художник оставляет их там.

7. Блокировочный деревянный

Произведение искусства, нарисованное на небольшом участке фанеры или аналогичного недорогого материала и прикрепленное к уличным знакам с помощью болтов. Часто болты загибаются сзади, чтобы их нельзя было снять.Это стало формой граффити, используемой для покрытия вывески, плаката или любого рекламного материала, который стоит или висит.

8. Флэшмоббинг

Большая группа людей, которые внезапно собираются в общественном месте, на короткое время совершают необычное действие, а затем быстро расходятся. Термин флэш-моб обычно применяется только к собраниям, организованным посредством телекоммуникаций, социальных сетей и вирусных электронных писем. Этот термин обычно не применяется к мероприятиям, организованным фирмами по связям с общественностью или в качестве рекламных трюков.Это тоже можно считать массовым публичным перформансом.

9. Пряжа бомбардировки

Бомбардировка пряжей — это вид уличного искусства, в котором используются красочные демонстрации трикотажной или связанной крючком ткани, а не краски или мела. Считается, что эта практика зародилась в США, когда техасские вязальщицы пытались найти творческий способ использовать свои оставшиеся и незаконченные вязальные проекты, но с тех пор распространилась по всему миру. В то время как другие формы граффити могут быть выразительными, декоративными, территориальными, социально-политическими комментариями, рекламой или вандализмом, бомбардировка пряжей почти исключительно связана с украшением и творчеством.

Эрин Вутерс Ип

Похожие сообщения

Street Art: 10 причин, почему вам это должно понравиться!

августа 192016

Стрит-арт интересен, креативен и неограничен. Это невероятно разнообразное и разнообразное направление искусства, популярность которого растет по мере того, как работы, выставляемые на улицах, продолжают развиваться с точки зрения размера, стиля и чистого мастерства .

Тем не менее, некоторые люди (обычно мистер Средний Джо) не понимают, что такое уличное искусство; их голова заполняется изображениями оскверненных автобусных остановок, помеченных переулков и «летчиков» с аэрозольными баллончиками на обочинах железнодорожных путей.

Автор этого поста хорошо объясняет это, когда говорит: ,

«Жизнь в Берлине дала мне новое понимание уличного искусства. До сих пор я думал, что «уличное искусство» означает повсюду надписи на стенах — такие уродливые, игристые буквы, которые вы найдете нарисованными из баллончика на каждой голой стене города ».

Теперь, когда граффити помечаются как «уродливые игристые буквы» — это совсем другая тема, так что давайте не будем вдаваться в это прямо сейчас, поскольку я и все мы, GK, можем привести массу причин, почему это так неуместно. правда. Добавление тегов — это само по себе искусство; это не просто уродливые буквы на стенах.

Итак, мистер Средний Джо, если вы это читаете, значит, , а не , что такое стрит-арт.

Это стрит-арт:

Так это:

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Dan23 / источник

А это !:

И я собираюсь дать вам 10 причин, по которым вы должны влюбиться в него немедленно!


1.История

Граффити и уличное искусство имеют яркую и сложную историю. Искусство на стенах началось с пещерных людей (потому что… ну, никто не знает почему), а в настоящее время создается по множеству разных причин. Для развлечения, для искусства, для политических заявлений… или без всякой причины, кроме побуждения стать вандалом 😉

Слышали ли вы о наскальных рисунках эпохи неолита ? Или Килрой, , которые появились во Второй Мировой войне? А как насчет Blek Le Rat и Keith Haring ? Если нет, то вам нужно!

На самом деле слишком много, чтобы рассказать об истории этого движения городского искусства, поэтому здесь я направлю вас к паре ссылок, которые, как мне кажется, действительно хороши для объяснения важных моментов лучше, чем я когда-либо мог:

Почему доисторические люди создавали наскальное искусство?

История уличного искусства

9 переломных моментов в истории стрит-арта

или эта книга «Нарушение границ: история незарегистрированного городского искусства»


2.Разнообразие

Стрит-арт разнообразен со всех сторон. Существует так много видов уличного искусства, от макетов до фресок; трафареты к тегам… и многое другое.

Практически в каждой стране мира есть уличные художники, вдохновленные и вдохновленные множеством культур и стилей, что привело к появлению широкого и обширного массива городского искусства, которое можно найти по всему миру. Новые части появляются каждую секунду … по мере того, как другие части удаляются или стираются. Вы никогда не успеете за изменениями!

Не только это, но на самом деле нет никаких ограничений на то, что художник может выставить на улице.Иногда это может потребовать небольшого нарушения закона, вандализма или незаконного проникновения, но так оно и есть (и это не значит, что все они нарушают закон, поскольку большая часть работы является законной или заказной).

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Syd Street Art / источник


3. Тайны и интриги

Зачем кто-то поставил туда эту работу? Что это значит? Это вообще что-нибудь значит? Кто это сделал? Почему?!

Столько вопросов, когда ты любитель стрит-арта!

Но с изобретением Instagram теперь проще, чем когда-либо, найти официальные профили художников и узнать больше об их работах и ​​о том, почему они делают то, что они делают, но все же многие уличные художники предпочитают оставаться анонимными как по причинам конфиденциальности, так и по юридическим причинам. .

Я нашел это в Париже несколько месяцев назад, а до сих пор понятия не имею, кто это!

На самом деле, вы никогда не знаете, кто за анонимностью может стоять за художником, и поверьте мне — они никогда не будут теми или кем вы их думаете!

Также есть множество художников, которые даже не помечают свои работы, так что интрига и тайна продолжают жить.

Не знаю, что люблю больше; встретить человека, стоящего за искусством, и повернуться лицом к имени, или вообще не знать и любить тайну…!


4.Политические заявления

Граффити и уличное искусство всегда находились под влиянием политических и социальных проблем; Многие люди раскрашивают и наклеивают стены и здания в своих городах в знак анонимного политического протеста.

Например, когда случился недавний экономический кризис в Греции, на стенах возникли гневные настроения, чтобы выразить гнев людей, живущих там.

Политические заявления обычно вызывали споры; написано нелегально и дерзко в разных странах и по разным причинам.Когда люди чувствуют, что у них нет власти или влияния, но они хотят выразить свой гнев, ненависть или вызов политической несправедливости, происходит такое искусство:

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Неизвестен


5. Свобода

Искусство — это самовыражение, творчество, свобода, задавать и поднимать вопросы, протестовать, анализировать . .. для творческого типа, чтобы вытащить вещи из своей системы.

Чтобы проигравший занял позицию. Чтобы художники вышли за рамки условностей….и уличное, городское искусство и граффити — лучшее тому доказательство.

Вам даже не нужно считаться «законным» артистом; не нужно иметь тысячи поклонников, иметь широкое присутствие в социальных сетях, серьезно относиться к галереям или быть отмеченным агентством художников.

Вы можете просто выставить свою работу на улице, когда захотите.

(И вам даже не нужно видеть реакцию людей на вашу работу, если вы этого не хотите!)

Есть свобода с размещением работы на улице (та же свобода, что и с людьми, которые крадут и портят работу на улице… но это приходит с территорией).


6. Раскрашенные улицы = красочный мир = более счастливая жизнь

Искусство на улице делает людей счастливыми; это делает их день и поездки более интересными. Он добавляет характер тому, что в противном случае было бы просто серым и скучным.

Искусство напоминает людям чувствовать себя живыми. Это будит людей. Это вдохновляет. Мотивирует. И иногда это может заставить людей задуматься.

Стрит-арт берет «нормальное» и делает его в тысячу раз интереснее.

Пальмиты в Пачуке (Мексика)

Берлин, Германия

Марокко


7.Кроссовер между галереей и улицей

По мере того, как уличное искусство становится все более и более популярным, еще несколько современных галерей открыли свои двери для художников. Таким образом, вы можете не только пойти посмотреть, как уличные художники работают на открытом воздухе, но вы также можете пойти в галерею и увидеть их работы там, где многим из них все еще удается сохранить свой городской стиль даже в специально предназначенном для этого помещении. параметр.

Это все еще уличное искусство, если оно в галерее? Разве это не противоречит стрит-арту? Некоторые люди определенно так думают.

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Pøbel

Что бы вы ни думали, должно быть хорошо, что люди начинают признавать, что творческие и талантливые люди считаются художниками, а не вандалами. И что их работы, какими бы «городскими» они ни были, по-прежнему достойны называться искусством. Люди становятся более открытыми к городскому и уличному искусству и понимают, откуда взялось это искусство.

Read Первая парижская галерея уличного искусства откроется во время Nuit Blanche


8.Азарт погони

Вы когда-нибудь проводили день в большом городе, преследуя диких гусей в поисках работы одного художника? Если нет, то вы упускаете!

Отправляйся в полет в Париж и проведи день, исследуя улицы в поисках мозаичных космических захватчиков Invader. Забронируйте себе рейс в Амстердам и отправляйтесь на поиски масок Грего. Вы будете подпрыгивать от волнения каждый раз, когда заметите кого-нибудь!

Это также отличный способ исследовать как туристические районы, так и менее знакомые части городов, потому что уличные художники обычно размещают свои работы как в известных туристических местах, так и в секретных скрытых переулках и улицах.Победа — победа!

Как только вы начинаете замечать, что работы художников появляются более чем в одном городе или стране… вот тогда начинается самое интересное 😉


9. Творчество

Стрит-арт — это не только роспись стен. Речь идет о взаимодействии в публичном пространстве. И так много разных типов и стилей уличного и городского искусства подпадают под этот зонтик.

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Faux Reel

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Аакаш Нихалани

С таким разнообразием названий стрит-арта каждый найдет что-то для себя.

Не любите трафареты? Не любите инсталляции? Плевать на пасту? Не волнуйтесь, есть еще тысяча других способов поместить искусство в городское пространство. Просто продолжайте искать, и вы найдете то, что вам понравится … поверьте мне 😉


10. Сообщество

Вам не нужно выглядеть определенным образом или быть кем-то, кроме себя. Мир уличного искусства состоит из художников и любителей искусства со всего мира, всех слоев общества и всех возрастов.Это действительно так инклюзивно, и мы приветствуем всех!

Конечно, вы всегда найдете идиотов, куда бы вы ни пошли или что вас интересует, но, как генерал … вы не найдете более дружелюбных людей!

Счастливый уличный художник Эдуардо Кобра / источник


Нужно больше причин любить стрит-арт? Прочитайте это!

7 различных видов стрит-арта

Уличные художники, как известно, наполняют уличную жизнь своим творчеством и воображением.Уличное искусство можно найти по всему миру. В то время как известные художники создают одни из них, другие делают неизвестные талантливые художники, которые любят раздавать свое искусство, ничего не ожидая. Уличное искусство часто называют росписью стен или краской из баллончика, но во всем мире существует множество различных видов уличного искусства. Вот семь лучших видов уличного искусства, которые вы часто встретите на городских улицах.

Граффити

Один из самых популярных стрит-артов — это искусство на стенах.Его история восходит к древнеегипетскому и греческому периоду. Граффити можно использовать для передачи сообщения или просто для того, чтобы обычная стена выглядела более привлекательно.

Скульптуры

Скульптуры — это созданные художниками трехмерные конструкции, выставленные на улицах. Он включает в себя такие процессы, как резьба, моделирование и литье для изготовления скульптур. Многие острые инструменты используются для вырезания различных материалов, включая камни, дерево и кости. В основном скульптуры связаны с политическими, религиозными и историческими вещами.

Плакат арт

Плакат — это тип художественного 2D-рисунка, который печатается или рисуется на бумаге. Художники используют творческие навыки рисования и каллиграфические навыки для создания плакатов. Эти плакаты прикрепляют к стенам или вешают вертикально на разных мероприятиях для зрителей. Сегодня плакатное искусство можно создать с помощью компьютерных инструментов, а затем распечатать на бумаге.

3D граффити на стене

Один из самых популярных видов уличного искусства, привлекающий покупателей, — это настенные 3D-граффиты.Создается впечатление, будто предметы искусства выскакивают из стены. Художникам нужно время и практика, чтобы овладеть этим навыком, прежде чем они выйдут на улицу. И дети, и взрослые увлекаются этим искусством, а также благодаря ему художники-граффити на стенах 3D зарабатывают намного больше за свою работу.

Наклейка стрит-арт

Из-за своего детского хобби наклеивать стикеры на руки и книги, некоторые художники вынесли эту идею на улицы. Они делают привлекательные наклейки разных размеров и расклеивают их на улицах, на деревьях, фонарных столбах, стенах и скамейках.Хотя некоторые наклейки можно легко удалить, другие предназначены для длительного хранения.

Фрески с аэрозольной краской

Многие художники любят рисовать картины прямо на стенах с помощью аэрозольных красок. Они называются фресками и обычно представляют собой абстрактные идеи художников. Это заставляет стены выглядеть прохладнее, а некоторые картины могут даже выглядеть реалистично.

Мел сбоку арт

Многие художники достаточно талантливы, чтобы создавать реалистичные изображения на тротуарах.Вы можете увидеть настоящего мужчину, стоящего через дорогу, но, подойдя ближе, вы обнаружите, что это всего лишь удлиненное произведение искусства, нарисованное на тротуаре. Искусственные выбоины — простейший образец тротуарного искусства.

Когда стрит-арт становится «искусством»? | Искусство и дизайн

В еженедельнике Гида Решено! В колонке мы рассмотрим важный вопрос поп-культуры, на который вы жаждали узнать ответ, и решим его раз и навсегда

У вас наверняка есть сомнения. Для всего мира очень хорошо хвалить последнюю фреску Бэнкси в свинарнике в Саффолке и иметь смекалку восторженно отзываться о Стике (который действительно наклеивает фигурки под мостами в Лондоне). Кажется, это общепризнанная истина, что уличное искусство подрывно, демократично и блестяще творчески. Но потом вы останавливаетесь в поезде, ожидая входа на станцию, и смотрите на «искусство» на стене товарного навеса. Кто-то пошел на риск — юридический и физический — чтобы нарисовать эти гигантские буквы и фигурные линии, но результаты выглядят так же вдохновляюще, как выброшенный хрустящий пакет.

Возможно, именно деньги превращают некоторые из этих невзрачных вещей в ту возвышенную вещь, которая называется «уличным искусством». Бэнкси не только знаменит, но и известен своей дороговизной. Когда он устроил саморазрушение одного из своих произведений на художественном аукционе, многие люди предположили, что этот трюк был направлен на дальнейшее повышение его рыночной стоимости. Найти на своем доме трафарет Бэнкси — все равно что выиграть в лотерею. Если искусство определяется ценностями — а в эпоху Дэмиена Херста, кто может сказать, что это не так? — этот знак на стороне Кооператива заслуживает уважения из-за потенциальных инвестиций в миллион фунтов стерлингов.

«Уличное искусство» — это новая рыночная категория, созданная для Бэнкси и его подражателей. Тем не менее, побуждение к этому существует уже не менее 60 000 лет. Люди просто любят рисовать на стенах. В ледниковый период люди прижимались руками к стенам пещеры и брызгали охристым пигментом, чтобы создать красный контур. Практически такая же техника используется сегодня, когда уличные художники наносят краской на заранее вырезанный трафарет, чтобы быстро оставить изображение до приезда полиции.

Может показаться непочтительным относить искусство ледникового периода к граффити, но до того, как в 20 веке была признана истинная древность такого искусства, люди, которые сталкивались с мамонтами, нарисованными в пещерах, действительно считали их грубыми граффити.