Ар-деко: стиль в эпоху «ревущих двадцатых»
- Читать
- Опыт
- Ар-деко: стиль в эпоху «ревущих двадцатых»
Блестящий, смелый и многогранный ар-деко не предлагал перестраивать мир, но стал олицетворением перемен. Воспетый Скоттом Фицджеральдом в его романе «Великий Гэтсби» он появился по запросу времени. Только-только закончилась Первая мировая война, и весь мир учился жить заново. Но пока Европа оправлялась от бедствий и ужаса произошедшего, избежавший разрушений Новый Свет уже был охвачен надеждами на будущее. Великие дела закончились вместе с великой войной, и вчерашние герои, облачившись в смокинги, стали коротать ночи, заправляясь алкоголем и танцуя до упаду, – всем отчаянно хотелось праздника.
В 1922 году выходит первый цветной фильм, а в 1926-м – первый фильм со звуком и музыкой. Музыкальная мелодрама «Певец джаза» произвела на Голливуд потрясающий эффект: каждый теперь хочет почувствовать себя звездой кинематографа, и все кажется осуществимым. В это время все хотят быть молодыми или, по крайней мере, чувствовать себя такими. Радикальная модернизация оставляет ценности викторианской эпохи в прошлом, и на смену этикету ужимок и подтекстов приходит сквозящая во всем раскованность. Жизнь как фривольный танец и бунтарство как единственный способ существования – современники назовут это время ревущими, золотыми и сумасшедшими двадцатыми, и каждое определение будет верным.
Нью-Йорк и Чикаго обрастают небоскребами, на каждой кухне из приемника играет джаз, и все поголовно учатся двигаться в ритме чарльстона и фокстрота. Меняется все, но больше всех – женщины.
Новое поколение, наделенное равными с мужчинами гражданскими правами, не хочет жить по старым правилам. Короткие юбки и стрижки а-ля гарсон (то есть «под мальчика»), громкий смех без стеснений и отчаянное желание быть во всем наравне с мужчинами – пить шампанское и курить, водить машину и лихо танцевать, одеваться в брючные костюмы и заниматься спортом – это не просто дань моде, но социальная позиция. Девушек нового времени назовут «флэпперами» (от английского flap – холопать, шлепать). Изящные, утонченные, но уверенные в себе они похожи на девочек-подростков, которые еще не носят высокие прически и длинные платья, зато всегда знают, что сказать, и не боятся быть колючими и соблазнительно-резкими. Этакий «удар бича», по выражению немецкого скульптора Германа Обриста. Их новые платья похожи на чехлы – прямые, неприталенные, без акцента на грудь, но с рискованными разрезами, которые открывают длинные стройные ноги. Упрощенные и лаконичные, они одновременно роскошны, шьются из шелка, бархата и атласа и расшиваются металлической нитью, бисером и стеклярусом.
Ежедневные танцы стирают границы между будничной и праздничной одеждой, а вместе с дизайном платьев меняется и все вокруг.
В 1925 году в Париже проходит Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий, где впервые звучит определение ар-деко – наконец, новый стиль обретает название. В отличие от предшествующего Первой мировой войне модерна, ар-деко не гонится за сложной внутренней символикой и глубокими смыслами и не предлагает менять или перестраивать мир, как это делает авангард. Стиль золотых двадцатых ищет внешнего эффекта, стремится произвести по-настоящему блестящее впечатление и побуждает наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Интерьер в стиле ар-деко – это сверкающие поверхности золотого металла и изысканная фактура редких пород дерева или камня, инкрустации слоновой кости и хрусталя и роскошный текстиль.
La Maîtrise Pavillon, Galeries Lafayette на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и промышленных изделий, 1925
Ар-деко не претендует на универсальность, но включает в себя самые разные приемы других стилей, будь то азиатские мотивы, анималистические принты, стройная геометрия авангарда или символика египетского и ацтекского искусств. Пока шампанское льется рекой, а герои полуночных вечеринок смеются одурманенные эйфорией и вжимают в пол педаль газа, «артистичное» ар-деко выступает декорацией этого шоу. Но как только настроения в обществе меняются, меняется образ жизни людей, а вместе с ними и обстановка. Вместе с Великой депрессией, предшествующей Второй мировой войне, в конце 1930-х – начале 1940-х годов популярность стиля ар-деко сходит на нет – он кажется слишком избыточным и безвкусным.
Возрождение интереса к арт-деко происходит только в 1960-х годах – вместе с популярностью поп-арта, – и вот уже более 60 лет итальянский бренд мебели премиум класса Giorgio Collection успешно осваивает это наследие. Ар-деко в современном прочтении все так же по-хорошему лаконичен и одновременно роскошен, но более комфортный и универсальный. Новая коллекция мебели Giorgio Collection «Infinity» спроектирована по этим канонам. Взяв за основу форму призмы, постоянный дизайнер бренда Джорджио Соресси придумал мебель привычно гармоничную, но с необычными геометрическими формами. В качестве основного материала он использовал красное дерево из Африки макоре в сочетании с полированным светло-золотым хромом, зеленым боливийским мрамором, текстилем пастельных оттенков и муранским стеклом. В коллекции – более 50 предметов, и все они представлены в новом шоу-руме компании в Москве на базе сервисного центра Giorgio Collection Russia (Москва, ул. Дениса Давыдова, 4).
Шоу-рум Giorgio Collection в Москве
Сегодня, спустя 100 лет с момента появления нового стиля, он по-прежнему производит «блестящее» впечатление, мгновенно перенося каждого, кто окажется в этих интерьерах, в эпоху «Великого Гэтсби», – тут же чувствуешь себя Джеем Гэтсби или его возлюбленной Дейзи Бьюкенен.
На обложке: дочь владельца компании Giorgio Collection Фабио Мазоло – Лара Мазоло.
Read more
Искусство для уничтожения: «мимолетные» арт-объекты Никола-Ленивца
23 марта 2023
Дизайн-мышление
{short_desc}
Александра Калошина: «Текстильный дизайн — это промышленный дизайн. Мы думаем полками магазина одежды и километрами ткани»
09 марта 2023
Дизайн-мышление
{short_desc}
Ар деко.
— Красота в деталях. — LiveJournal Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…
Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло.
Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность.
Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
Как художественный стиль ар деко впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.
Крайслер-билдинг Грета Гарбо
Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.
Ар деко формировал сам образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.
Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.
Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
Франция.
Мебель в стиле ар деко.
Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.
Рене Лалик
Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.
Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
Ковры, ткани и обои.
Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
Большой известностью пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
Французкая керамика.
В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом, «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля.
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.
В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.
техника pate-de-verre
Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле.
Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.
Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании).
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.
Соединенные Штаты Америки.
Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся 1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось в прошлом.
Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.
Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы. »
И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
Американская керамика.
В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «Интарсия» под влиянием стекла Graal Оррефора и вазы шестиугольной, яйцеобразной и других форм, выполненные методом кислотного травления. Большой популярностью пользовалось стекло, получаемое методом «депрессии» и выпускаемое для массового производства Анкором Хокингом, компанией «Даймонд» и «Федеральной стекольной» компанией.
Фредерик Кардер. Steuben Glass Works.
Значительными примерами американского промышленного дизайна являются столы для радиоприемников с передней частью из стекла. Уолтер Дорвин Тиг — автор «Модели 517» с круглым передним фасадом из голубого зеркального стекла и хромированного металла, а также модель «Патриот Аристократ 400» для компании Эмерсон.
Emmerson 517
«Patriot 400» Emmerson
Великобритания.
В Великобритании ар деко не получил широкого распространения и как правило ипользовался в интерьерах театров, гостиниц и ресторанов.
Британская мебель
Мебель в стиле ар деко создавала Бетти Джоэль, в выставочном зале в Лондоне продавались мебель и ковры ее работы. Для ее произведений характерна мягкая изогнутость форм, в качестве декоративных мотивов часто использовались волокна древесины, как и в произведениях Амброуза Хилла.
Богато украшенную мебель создавал русский по происхождению архитектор Серж Чермаефф, работавший в Великобритании, в 1933г. он переехал в США. Богатую мебель изготавливал архитектор Эдвард Моф, известен его стол из камфорного и черного дерева. Компания «Изокон» (1932-1939) выпускала в основном мебель, изготовленную по проектам Марселя Брейера и Вальтера Гропиуса из клееной фанеры.
Бетти Джоэль. Daybed.
Мебель работы Сержа Чермаеффа. 1930гг.
Керамика.
Британское ар деко связано с творчеством Кларисс Клифф. За ее яркими произведениями причудливой геометрической формы, 1928-1937, последовали Fantasque, Biarritz и другие жанры. Клифф создавала много керамических изделий и обычно расписывала их от руки яркими сочетаниями желтых, оранжевых, красных и, синих и других цветов. Изделия декорировались геометрическим орнаментом и стилизованными растениями и животными. Серия «Век Джаза», 1930г., расписана изображениями джазовых музыкантов и танцоров.
Clarice Cliff
Среди заводов по выпуску керамики в стиле ар деко можно отметить Уилшо и Робинсона, где выпускались Карлтонская керамика, Пулльская керамика Картера, Стэблера и Адамса.
Stabler and Adams
Среди британских фирм, выпускающих в 1920-300е гг. примечательные изделия из стекла, был завод Монкрифа в Перте, Шотландия, где изготавливалось стекло типа Монарт. Выполненные в этой технике толстостенные сосуды украшались изнутри во французском стиле. Влияние модернизма ощущается в изделиях из серебра, позолоченных и посеребренных, созданных британскими ювелирами. Лондонские мастера Уэйкли и Уиллер выпускали качественные изделия из серебра и других металлов с галванопокрытием.
По изготовлению ковров, в Великобритании выделялись три мастера Эдвард Мак-Найт Кауффер, известный графическими работами, его жена Марион Дорн в 1934г. возглавила ею же созданную компанию по изготовлению ковров по индивидуальным заказам и Бетти Джоэль выпускавшая по своим проектам мебель и ковры. Творчество Сержа Чермаефф оказывало влияние на рисунок и композицию ковров.
Интерьеры британских океанских лайнеров таких как «Королева Мери» и «Мавритания» были оформлены в стиле ар деко.
Публика сталкивалась с ар деко в лондонском метро, дизайн которого разрабатывался под руководством Фрэнка Пика.
И в заключении, проанализировав и объединив всё вышесказанное, хочется подвести итог и ответить на вопрос: «Что представляет собой этот потрясающий, роскошный, утонченно элегантный, немеркнущий стиль «Ар Деко»»?
Обострившийся вкус к жизни, осознание бренности бытия и жажда красоты породили ар деко – стиль, который стал воплощением утонченной роскоши, блеска и элегантного комфорта. При этом он оказался невероятно восприимчивым к новым веяниям времени. Аэродинамические очертания новых роллс-ройсов и бентли породили моду на мебель с обтекаемым углами. Ломаные силуэты нью-йоркских небоскребов вдохновили создателей шкафов и секретеров ступенчатых очертаний. Успехи металлургии и промышленный авиационный дизайн вызвали к жизни ручки, спинки и ножки из хромированной стали и использование металла в инкрустациях. Прекрасная технологическая база ремесленников стиля модерн пришла на службу новой эпохи – изделия получались столь же качественными и продуманными, но – безусловно современными. Поэтому сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, – вот источники вдохновения этого стиля. Плюс всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда. Ар Деко – это полет фантазии и воплощение роскошной функциональности.
Интерьер в стиле ар деко может современно и необычно сочетать восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства. Используя одновременно неоклассические формы и обтекаемость, грациозность и игривость декора в стиле модерн, ар деко является воплощением монументальности и элегантности. Сегодня этот стиль по праву считается синонимом роскоши и эффектности. Приверженцы этого стиля игнорируют массовое промышленное производство товаров, они выбирают эксклюзивное изготовление предметов. В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов — змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленные аксессуары – необычные произведения египетской, африканской, китайской и других экзотических культур. Интерьер в стиле ар деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное – это эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний. Интерьеры, оформленные в стиле ар деко, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них – эксклюзив или предмет искусства.
Любимые приемы ар деко: контраст темно-коричневого или черного с позолотой; соединение текстуры ценных пород дерева с безупречной геометрией форм. Авторы мебели вдохновлялись открытиями аэродинамики: скругленные линии добавляют автомобилям и самолетам лучше характеристики скорости, почему бы не использовать это в дизайне. Плавные очертания носов аэропланов и даже револьверных пуль стали отличительной чертой многих интерьерных объектов. В поверхностях активно используется цвет – лаки и эмали. Широко применяются экзотические кожи – скат, акула, угорь. Стиль любит цитировать экзотические темы: ведь именно в эту эпоху была найдена гробница Тутанхамона и в моду, благодаря африканским статуэткам, вошел кубизм. Но при всей страсти к новизне и экспериментам, ар деко никогда не забывал о функциональности и комфорте (это наследие модерна, который возвел быт в культ). Восхищение вызывает синтез тонкой роскоши и конструктивной ясности – в силуэтах мебели нет ничего лишнего, а диванные подушки при этом уютно мягки.
Ар деко показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно несочетаемые вещи: утонченность красоты мира и неприличную роскошь буржуазной прослойки общества.
Ар деко – стиль, который для многих кажется немного парадоксальным и ироничным, однако игра его символов и образов позволила ему стать востребованным как в годы его становления, так и после. Несмотря на прошедшие десятилетия, он остается все еще востребованным в интерьере, благодаря своей элегантности и холодной красоте. Стиль ар деко подарил миру множество невероятно красивых вещей.
Драматичный по своей природе стиль Ар деко не теряет способности придавать всем своим проявлениям блистательную ауру Голливуда, и пока современная культура продолжает хранить память о мифах и символах, созданных на белом экране, ар деко будет сохранять свою силу.
Sincerely yours, Julia….
Эпоха ар-деко: 1920-1935 гг. – Лилликоко
Что такое ар-деко?
Арт-деко был реакцией на движение ар-нуво конца 19-го и начала 20-го века, которое отличалось органичной, извилистой эстетикой, подчеркивающей геометрические формы в чистых, угловатых и симметричных формах с четко очерченными цветами. Этот стиль наполняет простой декоративный дизайн функциональными объектами.
Название является сокращением от фразы Arts Décoratifs , которая была взята с Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — художественной выставки, проходившей в Париже, Франция, в 1925. Сам стиль уже применялся в создании коммерческих и общественных зданий в Париже до выставки, но именно это событие привлекло внимание художников и эстетов всего мира к ар-деко.
Плакат для Международной выставки современного декоративного искусства и промышленности Роберта Бонфиля, 1925 г.
(Источник: Arch Daily) материалы (например, черное дерево, слоновая кость, рог, платина) и даже необычные предметы (например, шкуры зебры и акульи шкуры). Когда мир погрузился в агонию Великой депрессии после 19-го века29 стали чаще использоваться обычные материалы, такие как сталь, пластик, хром и стекло.
Ар-деко черпал вдохновение из разных источников. На него сильно повлиял кубизм, художественный стиль, который разбил реальность на смелые геометрические формы, впервые созданные Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1900-х годах. Искусство из-за пределов западного мира также сформировало эстетику ар-деко, особенно ацтекского и древнеегипетского происхождения.
Плакат «Век прогресса» Веймера Перселла, 19 лет33
(Источник: Wikimedia Commons)
Чтобы уловить дух прогресса, ар-деко обратился к машине. Глобальная индустриализация быстро изменила образ жизни людей, и художники того времени восхищались эффективностью массового производства и его влиянием на обычного человека.
Поезда, океанские лайнеры и автомобили были символами промышленности, поэтому их дизайн проник в формальную философию приверженцев ар-деко.
Ар-деко в изобразительном искусстве
Стремясь создать искусство, которое захватывает воображение масс, художники-графики широко использовали атмосферу современности, излучаемую ар-деко.
Плакат Фрэнка Ньюболда «Серебряный юбилей»
(Источник: Pinterest) время, известное как Art Moderne. «Усы скорости» на автомобильных колесах и поездах олицетворяли движение вперед, а металл с аэрографией олицетворял перспективу технологии.
Обложка The New Yorker, 1927
(Источник: Pinterest)
Обложки последних журналов пестрели яркими сплошными цветами, большими блоками и параллельными линиями. Типографика была гладкой и смелой, посылая своей аудитории сильные и простые сообщения.
После столетий почитания высшего общества и публики изобразительное искусство живописи ушло из внимания на пике ар-деко. Поскольку основная цель этого стиля тогда заключалась в том, чтобы выделить другие работы, картины были интегрированы в здания в качестве дополнения к работе, выполняемой в этих учреждениях.
Почтовая служба в тропиках, автор Рокуэлл Кент, 1937 г.
(Источник: Wikimedia Commons)
Многие такие картины имели форму фресок. Такие художники, как Жан Дюпа, Роквелл Кент и Диего Ривера, изображали людей в движении во времени и пространстве. Тамара де Лемпицка, 1930 г.
В качестве еще одного классического изобразительного искусства скульптура нашла более широкое применение в высокофункциональных целях дизайна в стиле ар-деко.
Cristo Redentor, дизайн Пола Ландовски, 1922–1931 гг. и шумные общественные места. Ни одна другая подобная скульптура не выделялась больше, чем скульптура Пола Ландовски.0007 Христос-Искупитель , вид на жителей Рио-де-Жанейро с вершины горы Корковаду.
Значительно меньшие по размеру скульптуры в стиле ар-деко также оказали влияние на свое окружение. Салоны и вестибюли частных фирм украшались статуэтками и барельефами, изображающими людей в идеализированных, героических позах.
Архитектура в стиле ар-деко
К 1920-м годам индустриализация превратила города в центры торговли, проживания и развлечений. Здания в этих городах служили не только физическими структурами для размещения людей и предприятий, но и монолитными символами прогресса, обещая, что будущее будет чем-то, к чему стоит стремиться, особенно после Первой мировой войны. Ар-деко продавал это видение во всем его великолепии и перспективах.
Эмпайр-стейт-билдинг Шрива, Лэмба и Хармона, 1931 г.
(Источник: Empire State Building)
Америка. Нью-Йорк мог похвастаться одними из самых высоких зданий, и все они были спроектированы в стиле ар-деко. Несомненно, самым символичным из них был Эмпайр-стейт-билдинг, но Крайслер-билдинг и Рокфеллер-центр — два других известных примера. Все это иллюстрирует мощь четких линий, поднимающихся высоко и украшенных наверху шпилями и геометрическими узорами.
Увеселительные заведения привлекли внимание своей аудитории смелыми, яркими цветами в вертикальных параллельных штрихах и величественными интерьерами. Фильм был большой привлекательностью, поскольку включение звука только стало коммерчески жизнеспособным. Таким образом, кинотеатры должны были вместить больше зрителей. Были построены «кинодворцы», причем некоторые из самых больших вмещали тысячи человек.
Египетский театр Граумана, спроектированный Сидом Грауманом, 1922 г.
(Источник: Wikimedia Commons)
Гранд Рекс в Париже представлял собой башню, типичную для архитектуры ар-деко. Египетский театр Граумана в Голливуде, как следует из его названия, был построен с широким использованием египетских образов, торгуя экзотикой, чтобы перенести кинозрителей в другой мир.
Мюзик-холл Radio City в Нью-Йорке в первые годы своего существования мог принять впечатляющие 6015 человек, и он до сих пор стоит нетронутым, как и при открытии в 1932 году.
Лифт Крайслер-билдинг, 1930
(Источник: Pinterest)
Столь же примечательным, как и вместимость этих зданий, был дизайн интерьера, украшавший их залы.
Комбинации цветного мрамора и керамики с витражами и полированной нержавеющей сталью были в изобилии. Рельефы человеческих фигур и повторяющиеся шевроны и зигзаги дополняли парадные росписи. Скульптуры и мебель, инкрустированные слоновой костью и перламутром, подчеркивали интерьер.
Великая депрессия, однако, оказала отрезвляющее воздействие на роскошный дизайн архитектуры ар-деко. В условиях резкого экономического спада строительство должно было быть более практичным и менее экстравагантным. С приглушенной, менее украшенной эстетической ориентацией Streamline Moderne был архитектурным стилем, последовавшим за ар-деко в 1930-х годах.
Здание Daily Express, Оуэн Уильямс, 1939 г., фото предоставлено Стивеном Ричардсом
(Источник: Geograph)
Streamline Moderne по-прежнему опирался на концептуальную основу простоты и современной гладкости ар-деко, но сменил резкие углы и яркие цвета на плавные изгибы и приглушенный белый цвет.
Вертикальность сменилась длинными горизонтальными линиями. Аэродинамизм был важен для технического прогресса, что отразилось в архитектуре, созданной в Streamline Moderne. Архитекторы, придерживающиеся этой художественной философии, также брали пример с морского дизайна, внедряя перила и иллюминаторы в транспортные терминалы.
Мода в стиле ар-деко
Роскошь и технологические инновации, безусловно, были отличительными чертами бурных 20-х, но эта эпоха также ознаменовала важный социальный прогресс, особенно для женщин.
Избирательное право женщин во всем мире набрало обороты в предыдущее десятилетие, что привело к тому, что к 20-м годам все больше стран установили право голоса для женщин. С ростом политического и культурного авторитета все больше женщин начали освобождаться от традиционного образа, навязанного им обществом, и именно в сфере моды эта свобода выражалась наиболее явно.
Обложка журнала Vogue Жоржа Лепапа, 1923 год
(Источник: Pinterest) более высокие подолы и ткани массового производства.
Модные журналы вошли в моду, распространяя последние идеи одежды от Жанны Ланвин и Поля Пуаре все быстрее и быстрее в руки дам из разных классов. Родились кинозвезды, задающие тенденции, которым хотела бы подражать каждая девушка. Эпоха джаза была в самом разгаре в клубах и барах. Женщины были повсюду, и они носили и жили в стиле ар-деко.
Девушки-флапперы, демонстрирующие стиль бурных 20-х годов
(Источник: Reddit)
Именно образ Хлопушки олицетворяет модную женщину в стиле ар-деко; обтекаемое платье без рукавов, яркие цвета и декоративные аксессуары — все это создает винтажный образ Flapper.
Голливудская актриса Джин Харлоу, 1935 год. Очарование айдолов с серебряного экрана было новым. Во что одевались ведущие актрисы на светские мероприятия, так должна была одеваться каждая богатая женщина.
Как и во всем, что связано с ар-деко, в их платьях выделялись углы. Ткани и украшения были богатыми и отражающими. Платья текли до самого пола.
Женская одежда для отдыха 30-х годов, фотография Эдварда Стейхена
(Источник: стиль ар-деко)
«Спортивная одежда» как образ также зародилась в этот период благодаря Коко Шанель. Поскольку женщины более склонны к участию в спортивных и развлекательных мероприятиях, возникла потребность в одежде, которая была бы функциональной и удобной, а также стильной. Таким образом, на рынок были представлены легкие ткани, такие как хлопок, воздушные брюки и мужские куртки.
В то время как платья были относительно обтекаемыми, женщины до краев были украшены аксессуарами. Шляпа-клош была необходима, и ее украшали перьями, кисточками и брошками. Женщины красились на публике, поэтому компакт должен был хорошо выглядеть. Блестки и бусы свисали с платьев и сумочек.
Женская мода в конце 1930-х годов
(Источник: Pinterest)
Снисходительные высоты, которых достигла мода, в конечном счете были снесены Великой депрессией. Это, однако, не означало полного регресса смелости, пришедшей с ар-деко.
В то время как подол стал меньше, а количество украшений уменьшилось, в моду вернулись облегающие платья, и женщины сами шьют себе одежду. Они также получили возможность выбирать готовую одежду из каталогов универмагов, где представлены недорогие, но стильные вещи.
Украшения в стиле ар-деко
Процветание послевоенной эпохи отражалось в разнообразии украшений, которые носили люди, а украшения в стиле ар-деко были блестящими, красочными и экзотическими.
Бриллианты были основными драгоценными камнями, украшавшими украшения в предыдущие десятилетия, поэтому стремились использовать яркие цветные драгоценные камни, а также оникс и черную эмаль, чтобы сигнализировать об изменении времени.
Изумруд, нефрит, коралл, лазурит и бирюза, среди прочего, были инкрустированы в золото, поскольку влияние Восточной Азии и Египта проникло в западный мир.
Это, однако, не остановило господство бриллиантов. Платина стала более распространенной в качестве основного металла из-за ее пластичности и долговечности. Чистый хроматический блеск дополнял сияние бриллиантов, создавая роскошную белоснежную эстетику. Белое золото становится популярной альтернативой бриллиантам. Глубокий черный цвет оникса резко контрастирует с блеском бриллианта.
Кольцо с ониксом и бриллиантами
(Источник: Helen Badge)
Технологические достижения в металлообработке и огранке драгоценных камней привели к появлению в ювелирных изделиях более тонких симметричных геометрических узоров, характерных для ар-деко. Машины для литья под давлением сделали возможными сложные филигранные конструкции. Драгоценные камни были огранены, чтобы соответствовать индивидуальному дизайну ювелирных изделий, и они назывались камнями калиброванной огранки.
Кольцо в стиле ар-деко с сапфирами калиброванной огранки
(Источник: Lang Antiques)
Перламутр, полированный металл, скульптурное стекло и даже шарикоподшипники были одними из необычных материалов, используемых в ювелирном деле того периода.
Коко Шанель с жемчужными ожерельями в черном платье
(Источник: Art-Sheep)
Ювелирные изделия дополняли кардинальные изменения в женской моде. Изысканные детали были акцентами на обтекаемых облегающих платьях. Висячие серьги помогли обрамить наряженное лицо с короткой стрижкой. Длинные жемчужные ожерелья ниспадали на глубокие вырезы и открытые спины. Подвесные часы висели у многих женщин на шее.
Браслеты и браслеты, украшающие голые руки. Наручные часы превратились из высокофункциональных устройств, использовавшихся мужчинами во время Первой мировой войны, в модные изделия женщин, инкрустированные драгоценными камнями. Коктейльные кольца были еще одним заметным аксессуаром в женских украшениях.
Портсигар в стиле ар-деко, 1920-е годы
(Источник: 1stdibs)
Поскольку женщинам нравилось курить в общественных местах, мундштуки и портсигары также должны были укреплять образ богатства. Ювелирные дома использовали геометрические узоры и восточноазиатские узоры, а также вкладывали драгоценные камни в изготовление таких изделий.
Смерть и возрождение ар-деко
Несмотря на то, что Великая депрессия ослабила яркость ар-деко в 1930-х годах, форма адаптировалась. Именно катаклизм Второй мировой войны окончательно положил конец буйству ар-деко и его влиянию на культуру и общество в целом. За этим последовали более приглушенные, однообразные стили модернизма.
Ар-деко пережил возрождение в 1960-х годах, особенно после того, как искусствовед Бевис Хиллиер задокументировал работы этого стиля в своей книге Ар-деко 20-х и 30-х годов . Ар-деко с его всегда оптимистичным взглядом на современность остается источником вдохновения в мире графического дизайна, моды и дизайна мебели.
Ознакомьтесь с другими нашими путеводителями по эпохам:
Ар-нуво
Эдвардианский стиль
Викторианский стиль
Георгианский стиль
Ар-деко: исследовательский справочник или «Джаз-модерн», стиль получил свое нынешнее название в 1968, в период научной переоценки.
Ар-деко сначала развился во Франции и привлек международное внимание благодаря спонсируемой правительством выставке, состоявшейся в 1925 году. Захватывающий набор экспонатов включал в себя широкий спектр авангардных, роскошных и беззаботных художественных приемов.После 1925 года дизайн все чаще отражал стремительные художественные и технологические инновации периода между двумя мировыми войнами, объединяя шикарную элегантность, эклектичные исторические и национальные образы и формы Эпохи Машин в яркое декоративное видение. Ар-деко возник во времена интенсивных эстетических экспериментов; художественные движения, такие как Баухаус, конструктивизм, кубизм, де стиль, футуризм, орфизм и сюрреализм, помогли определить присущий стилю модернизм.
Дизайн в стиле ар-деко олицетворяет роскошное потребление, грубую коммерциализацию и ускорение современной жизни, выраженные в кредо футуристов «Скорость — это красота». Однако величайшее достижение ар-деко произошло в его зрелой фазе, когда дизайнеры освободили машину от давнего художественного презрения.
Коллекция «Искусство и архитектура» содержит превосходные подборки исходных материалов по ар-деко, включая книги с образцами, руководства по дизайну и каталоги с оригинальной Парижской выставки 19-го века.25. В фондах Библиотеки также имеется множество вторичных ресурсных материалов, от монографий по искусству, архитектуре и дизайну до обзоров истории того периода.
Использование библиотечного каталога
При поиске в библиотечном каталоге помните, что в нем используются термины предметных заголовков из предметных заголовков Библиотеки Конгресса . В результате получается прямая тематическая рубрика по архитектуре ар-деко:
Ар-деко (архитектура)
Для поиска Art Deco в более узком смысле попробуйте:
Украшения и украшения — ар-деко
Также можно использовать географические подразделения, например:
Ар-деко — Франция
Можно также исследовать выставки Art Deco:
Ар-деко — каталоги
Ар-деко — коллекционеры и коллекционеры
Ар-деко — выставки
Ар-деко — библиография
Связанные рубрики использования могут быть:
Франция — Общественная жизнь и обычаи — 20 век
Нью-Йорк — Общественная жизнь и обычаи — 20 век
Обзоры историй
Эти заголовки содержат обзоры периода времени и предлагают социальные контексты для развития стиля ар-деко.
Общий справочник
Маргулис, Филипп, изд. Бурные двадцатые . Сан-Диего: Greenhaven Press, 2004. Хронологическая запись с упором на историю Соединенных Штатов.
Стрейссгут, Томас. Бурные двадцатые . New York: Facts on File, 2007. Формат этой книги обеспечивает быстрый доступ к фактическим данным и устанавливает связи между событиями в США и Европе.
Франция — Социальная история
Скарлетт, Фрэнк и Таунли, Марджори. Художественно-декоративное искусство 1925 года: личное воспоминание о парижской выставке. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1975.
Взгляд из первых рук на выставку, которая определила стиль ар-деко. Оценивает различные павильоны и дизайнерские экспозиции, смотрит презентации национального искусства и дает живое представление о том, что происходило в Париже в то время.
Зельдин Теодор. Франция, 1848-1945 гг. Оксфорд: Clarendon Press, 1973-77.
Подробный обзор социальных, экономических и политических событий до, во время и после десятилетий ар-деко. Особенно хорош текст о последствиях Первой мировой войны.
Нью-Йорк — социальная история
Кейбл, Мэри. Верхний ящик: американское высшее общество от позолоченного века до бурных двадцатых . Нью-Йорк: Атенеум, 1984.
Взгляд на общество кафе, которое стимулировало развитие джаза и современного искусства. Американцы высшего сословия впитали в себя последние разработки из Европы, в том числе le style moderne.
Олсон, Джеймс Стюарт. Исторический словарь 1920-х годов: от Первой мировой войны до Нового курса, 1919-1933 гг. Нью-Йорк: Greenwood Press, 1988.
Еще одно полезное хронологическое исследование важного периода времени.
Уилсон, Ричард Гай, Дайэнн Х. Пилгрим, Дикран Ташджян. Эпоха машин в Америке, 1918-1941 гг. . Нью-Йорк: Бруклинский музей совместно с Абрамсом, 1986.
Объясняет появление машинного искусства в Америке, поджанра стиля ар-деко.
Избранные исторические заголовки
Ниже приведены образцы различных книг с пластинами, которые можно найти в Коллекции искусства и архитектуры:
- Бенедикт, Эдуард. Relais, 1930: quinze planches donnant quarante-deux motifs decoratifs, enluminure d’art de J. Saudé, préliminaires de Y. Rambosson . Париж: Винсент, 1930.
В этой книге иллюстраций показаны типы изображений, которые были популярными мотивами этого стиля. - Камю, Жак . Идеи 1: облить доски . Париж: [А. Калавас, 1922?].
Инновационная книга выкроек, показывающая раннее развитие стиля. - Делоне, Соня. Композиции, цвета, идеи . Париж: Шарль Моро, ок. 1930.
Геометрические рисунки известного художника в моде.- Саде, Ж. Трайте. Traité d’enluminure d’art au pochoir, автор Жан Соде; précéde de notes par M. Antoine Bourdelle, Lucien Descaves … et Sem [псевдоним] Aquarelles de Beauzée-Reynaud, Benedictus [e. а.]. Paris: Éditions de l’Ibis, 1925.
Это трактат о технике пошуара с полезными техническими пояснениями и иллюстрациями, а также галереей иллюстраций, показывающих различные аспекты нанесения трафарета и краски. - Seguy, EA Предложения для etoffes et tapis: 60 мотивов в цвете. Paris: C. Massin, 1927.
Один из многочисленных сборников выкроек мастера техники - Соня Делоне; ses peintures, ses objets, ses тканей simultanes, ses modes. Париж: Библиотека декоративного искусства, 192-.
Иллюстрации этого дизайнера используют кубистское сокращение для человеческой фигуры и показывают, как ар-деко использовал геометрическую абстракцию, чтобы люди могли смотреть на объекты по-новому.
- Саде, Ж. Трайте. Traité d’enluminure d’art au pochoir, автор Жан Соде; précéde de notes par M. Antoine Bourdelle, Lucien Descaves … et Sem [псевдоним] Aquarelles de Beauzée-Reynaud, Benedictus [e. а.]. Paris: Éditions de l’Ibis, 1925.
Справочные ресурсы по темам
Стиль ар-деко
Арвас, Виктор. Ар-деко. London: Academy Editions, 1992. Полезный обзорный текст оценивает стиль и предлагает важные художественные примеры.
Баттерсби, Мартин. Декоративные двадцатые. Лондон: Герберт, 1988. Более осторожный отчет об эпохе ар-деко с упором на художественные влияния.
Дункан, Аластер. Энциклопедия ар-деко Нью-Йорк: EP Dutton, 1988. Алфавитное расположение соответствующих тем.
Encyclopédie des art decoratifs et industriels modernes au XXème siècle: двенадцать томов, документирующих парижскую выставку 1925 года. New York: Garland, 1977. Краткое изложение оригинальных каталогов выставки с комментариями.
Хиллер, Бевис. Ар-деко 20-х и 30-х годов. London: Studio Vista, 1968. Основополагающий текст британского историка искусства, который ввел термин «ар-деко».
Хиллер, Бевис и Стивен Эскрит. Стиль ар-деко. Лондон: Phaidon, 1977. Переоценка истории искусства на основе выставки.
Морис Пиллар-Верней: художник-декоратор в стиле модерн, 1869–1942 гг. Paris: Somogy Editions d’Art, 2000. Каталог известного дизайнера, работавшего как в стилях ар-нуво, так и в стиле ар-деко.
Шлейнинг, Сара. Модерн: оформление французского интерьера . Пляж Майами; Нью-Йорк: Международный университет Вольфсона-Флориды; Princeton Architectural Press, 2008. Основано на важной выставке дизайна интерьера в стиле ар-деко с помощью значительных публикаций.
Вуд, Гислен. Эфирное искусство ар-деко. London: V&A Publications, 2003. Краткое изложение стиля, его влияния на искусство и дизайн, а также наследие.
Архитектура в стиле ар-деко
Байер, Патрисия. Архитектура в стиле ар-деко: дизайн, отделка и детали двадцатых и тридцатых годов . Лондон: Thames & Hudson, 1992. Охватывает все основные моменты архитектурного применения стиля.
Бриз, Карла. Американский ар-деко: архитектура и регионализм . Нью-Йорк: WW Norton, 2003. Этот обзор показывает, как этот стиль распространился по Соединенным Штатам, принимая различные формы, например. Пуэбло Деко.
Робинсон, Сервин и Розмари Хааг Блеттер. Стиль небоскреба: арт-деко, Нью-Йорк. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1975. Академическое исследование помещает небоскребы в стиле ар-деко в их надлежащий архитектурный контекст. Акцент на инновации в этих зданиях.
Мода в стиле ар-деко
Баттерсби, Мартин. Мода в стиле ар-деко: французские дизайнеры 1908-1925 гг. . Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1974. Этот хорошо иллюстрированный текст описывает инновации в одежде, которые привели к эпохе ар-деко.
Костантино, Мария. > Мода десятилетия: 1930-е . Нью-Йорк: Факты в файле, 1992. Охватывает все аспекты одежды и одежды в течение этого десятилетия, включая причуды и изменения в одежде, влияние Голливуда и т. Д.
Геральд, Жаклин. Мода десятилетия: 1920с . Нью-Йорк: факты в файле, 1991. Записывает визуальные изменения, причуды и стилистические тенденции десятилетия.
Люссье, Сюзанна. Мода в стиле ар-деко. London: V&A, 2003. Краткий обзор одежды с достоверной информацией о социальных влияниях и воздействии.
Сэмюэлс, Шарлотта. Текстиль в стиле ар-деко. London: V&A, 2003. Эта работа иллюстрирует богатый дизайн тканей, созданный в 1920-х и 1930-х годах.
Ар-деко Нью-Йорк
Бриз, Карла. Нью-Йорк Деко . Нью-Йорк: Риццоли, 1993. Еще одно краткое руководство по зданиям в стиле деко по типу использования, например. коммерческие, жилые, общественные, церковные и т. д.
Лоу, Дэвид Гаррард. Ар-деко Нью-Йорк . Нью-Йорк: Watson-Guptill, 2004. Бесценный ресурс по социальной истории города, памятникам и городскому духу.
Мессье, Норбер. Небоскреб в стиле ар-деко в Нью-Йорке. Нью-Йорк: П. Ланг, 1986. Практическая архитектурная история великого века башен в стиле деко.
Стравиц, Дэвид. Крайслер-билдинг: день за днем создавая икону Нью-Йорка. Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, 2002. Показательная хроника возвышения одного из главных памятников ар-деко.
Периодические издания
Аполлон . Лондон: Аполлон, 1925-.
Искусство и декор. Париж: Издание Альберта Леви, 1897-1935.
Gazette des Beaux Arts Париж, 1859-1959 гг.
Gazette du bon ton: искусство, мода и легкомыслие . Париж, 1912-1925 гг.
L’Art Décoratif: обзор художественной, древней и современной жизни. Париж, 1898 г.
Поиск журнальных статей
Периодические указатели
Статьи, написанные на тему ар-деко, можно найти в следующих соответствующих онлайн-указателях, найденных в файле Избранных электронных ресурсов библиотеки под заголовком «Искусство и архитектура»:
- Art Index Ретроспектива
- Художественный полный текст
- ARTbibliography Modern*
- Библиография по истории искусства (BHA)
- Указатель дизайна и прикладного искусства*
Если журнал находится в одном из этих указателей, на следующем шаге необходимо найти название журнала в каталоге, чтобы узнать, принадлежит ли Библиотеке это периодическое издание, а затем найти классный знак, по которому можно запросить элемент.