Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне
История культуры Стиль Арт-Деко в архитектуре и дизайне
Грибулина А.
Стиль Арт-Деко родился в Париже в 1908 г. Его детство продолжалось до 1912 г., а пора наибольшего расцвета пришлась на десятилетие между 1925 и 1935 гг. Источниками новорожденного стиля стали Арт-Нуво, кубизм, Баухауз, искусство Древнего Египта, Африки и Мезоамерики.
Арт-Деко − это стиль декоративного искусства, сложившийся между двумя мировыми войнами. В статье будут рассмотрены его проявления в дизайне и архитектуре.
Несмотря на свое французское происхождение Арт-Деко не является исключительно европейским стилем. Почти сразу же после возникновения он перепрыгнул на американский континент, где стал очень популярен в среде голливудских актеров.
Считается, что Арт-Деко явился продолжением модерна в искусстве. Его даже иногда называли «обтекаемый модерн», поскольку он сочетает в себе авангардистскую простоту и экзотическую оригинальность.
Сам термин Арт-Деко появился после парижской международной выставки, прошедшей в 1925. Ее название по-французски «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» и стало источником названия «ар декоратиф» − французская транскрипция, Арт-Деко – новый стиль визуальных искусств.
Вид парижской международной выстваки. Фото: 1925 г.
Концом существования стиля стала Вторая Мировая война, лишения которой сделали невозможным наслаждение чистой роскошью Арт-Деко. Кроме того в мировой экономике в 1950-1960-е гг. начался подъем массового производства, ставившего функциональность во главу угла в противовес эстетике межвоенного десятилетия.
Арт-Деко в архитектуре
Изучать научные основы формирования Арт-Деко в искусстве начали с 1960-х гг.
Арт-Деко считают первым среди стилей XX в. и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире. В нем гармонично переплетаются обтекаемость модерна и неоклассицизм, легкость и грация, элегантность и монументальность. Архитекторы, работавшие в стиле Арт-Деко умело сочетали в своем творчестве прямые линии, классику и симметричность, а также волнистость, которая возникает неожиданно при переплетении экзотики и некоторых мифических персонажей. Стиль этот показал миру новые образы, сочетая при этом абсолютно не сочетаемые вещи: эстетическую утонченность природы и буйную урбанистическую роскошь буржуазии.
Одним из известнейших архитекторов Арт-Деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. В США популярным архитектором рассматриваемого направления был Джозеф Урбан, который выстроил в стиле Арт-Деко павильоны на выставке «Век прогресса», проходившей в 1933 г. в Чикаго. Символом американского признания стиля стало здание Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. В 1930-м г. Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы «Крайслера» – хромированные стальные головы орлов.
Улица Малле-Стивенс в Париже. Фото: 1927 г.
В России стиль Арт-Деко нашел отражение в архитектуре так называемого сталинского ампира, ярким примером которого являются московские высотки, построенные по образу и подобию американских небоскребов 1930-х гг. Конечно, советские мастера Арт-Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования − «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт-Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова (Филичева Н.В. Арт Деко — стиль времени // Серия “Symposium”, Российская массовая культура конца XX века, Выпуск 15 / Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.177).
Здание Министерства иностранных дел в Москве – одна из сталинских высоток
Необходимо отметить, что истоки стиля следует искать все же на европейском континенте. Именно здесь − в Австрии, Германии и Нидерландах в 1900-1910-х гг. были предприняты первые попытки синтезирования нового архитектурного стиля из художественного материала Арт-Нуво. В «суровом» культурном климате этих стран живописное фантазийное изобилие модерна в указанный период начинает подвергаться структурированию по законам классической прямолинейной симметрии. Эта тенденция ярко проявляется в работах архитекторов Чарльза Ренни Макинтоша, Йозефа Хоффмана, Коломана Мозера, Отто Вагнера, Йозефа Марии Ольбриха и венского ателье Wiener Werkstätte. Во многих произведениях той эпохи поэтика Арт-Нуво в интерьере соседствует с торжественностью архитектуры Арт-Деко.
Церковь Святого Леопольда в Вене. Архитектор Отто Вагнер. 1904-1907 гг.
В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского Арт-Нуво, австрийский архитектор Й. Хоффман возводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле, который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую форму. Архитектор в сотрудничестве с мастерами ателье Wiener Werkstätte проектирует также все декоративные элементы и предметы обстановки интерьера: от мебели, разнообразных люстр и до столового серебра. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером по эскизам Густава Климта.
Дворец Стокле. Брюссель
После Первой Мировой архитектурный Арт-Деко мигрирует во Францию и там обретает свое законченное воплощение. Разрушенные во время Великой войны города восстанавливаются в эстетике Арт-Деко. Так в Реймсе на протяжении 1920-х гг. возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги, церковь Св. Никасия, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса и т.д. В Париже по проекту Альберта Лапраде строится музей колониальной истории и иммиграции – «Дворец золотых ворот», кинотеатр Le Grand Rex.
Парижский Le Grand Rex
После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 г., на которой, как говорилось выше, утвердилось официальное название этого стиля, он стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т.д.), и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии. В США стиль Арт-Деко лег в основу течения Streamline Moderne, определившего архитектурную и интерьерную моду 1930-х гг.
Как указывалось ранее, в мире, в своем чистом виде, стиль Арт-Деко существовал недолго, всего 15 лет, до начала Второй Мировой войны. Но он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры – именно на его базе возник и развился как конструктивизм, так и современный постмодернизм.
Важно подчеркнуть, что в США Арт-Деко продержался дольше, чем в других странах и, развиваясь по своему особому уникальному пути, достиг значительных высот как в прямом, так и в переносном смысле – практически все знаменитые небоскребы первой половины прошлого столетия построены в стиле Арт-Деко. Американские архитекторы творчески развили основные принципы стиля, внеся в него присущую Новому свету монументальность и рациональную роскошь.
Особенностью Арт-Деко в США являются характерные элементы стиля, поднятые высоко над землей – часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. Фасад многоэтажного дома может выглядеть простым и ровным вплоть до 20-го или даже 30-го этажей, а выше будет богато и затейливо декорирован.
Американские архитекторы периода Арт-Деко часто бывали преднамеренно скупы и прагматичны в оформлении фасадов, но расточительны и креативны в оформлении интерьеров: подъездов, холлов, коридоров, лифтов и вестибюлей, апартаментов, гостиничных номеров и офисов, затрачивая на это значительные средства, используя дорогие материалы и современные технологии, творческую фантазию и художественное мастерство.
Многие американские здания стиля Арт-Деко некоторым образом напоминают египетские пирамиды. По всей видимости, влияние на архитекторов оказывало то, что в 1922 г. весь мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона. Архитекторы, строившие в стиле Арт-Деко тот час же увлеклись архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамидами) и Месопотамии (зиккуратами).
Примечательно в этом отношении здание Мэдисон Белмонт, архитектура которого – классический Арт-Деко. В нем находится старый выставочный зал и офисы компании Cheney Silk Company в Нью-Йорке. Архитектор Уитни Уоррен из Warren & Wetmore, изучавший Арт-Деко непосредственно во Франции, снабдил свое детище великолепным входом, выполненным в соответствии с канонами стиля. Компания Cheney тоже имела тесные связи с Францией, откуда импортировала шелк, с которым впоследствии работала. Фасад проектировала французская металлургическая компания Ferrobrandt. Так здание Madison Belmont с 1925 г. стало первым знакомством жителей Нью-Йорка с Арт-Деко.
Здание Мэдисон Белмонт
Технические средства для строительства высотных зданий − стальные конструкции и железобетон − к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Для стиля характерно также использование дорогих материалов и различных фактур, что объясняется стремлением обогатить фасады здания, в том числе и за счет применения природных материалов, не прибегая к использованию орнамента или специальных декоративных элементов.
В отличие от авангарда архитектурный стиль Арт-Деко не имел своей разработанной теории и методологии, у него не было какого-либо явного социального или политического обоснования, он, в первую очередь, был выражением духа эпохи через призму художественного восприятия. В то же время, отсутствие собственной теории или какой-либо явной социальной обусловленности Арт Деко породило проблему идентификации стиля, столь разнообразного формально и неоднозначного в своих прочтениях. Несмотря на указанные проблемы, основные элементы архитектуры Арт-Деко хорошо изучены и легко определимы, если знать его особенности, а еще лучше год возведения здания.
Арт-Деко в дизайне
Как указывалось выше, Арт-Деко начался с упоения архитекторов роскошью и орнаментом, но впоследствии изменил направление в сторону большей функциональности, когда чисто эстетические элементы начали соседствовать с исключительно практическими, утилитарными предметами. Функциональный дизайн Арт-Деко бы разработан и применен Баухаузом, во время, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и внесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко. В 1930-40 гг. США охватила мода на «модерн» в стиле Арт-Деко. Обтекаемые силуэты новой мебели, в точности такой как в голливудских фильмах (ведь Голливуд первым ассимилировал новый стиль), пользовались огромной популярностью.
Дизайнерские изделия в стиле Арт-Деко не делались вручную, зато был хорошо налажен выпуск огромного потока недорогих товаров (предметов интерьера), доступных почти каждому. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.
Буфет в стиле Арт-деко
В эпоху, когда развивался Арт-Деко в обществе назрела необходимость в многофункциональной компактной мебели. Именно такой компактный силуэт характеризует многие предметы, выполненные известным дизайнером Арт-Деко П. Т. Франклом. Прямоугольные очертания соотносятся в его творчестве с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.
П. Т. Франкл. Письменный стол и книжный шкаф. 1928 г.
В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 г. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшаяся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт-Деко и приход «интернационального» стиля (Стерноу С. А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. М., 1997. С. 64).
Марсель Бройер, сидящий на созданном им стуле из стальных трубок
Главной чертой Арт-Деко в интерьере и дизайне – акцент на строгой геометрии. Четкие линии, ступенчатые формы, энергичные широкие линии, зигзаг в сочетании с обтекаемыми изгибами – здесь нет места природным мотивам и романтичным орнаментам. Еще один характерный элемент – имитация солнечных лучей, особенно часто воплощаемая в сияющих оправах круглых зеркал. Лак и глянцевая краска, полированное дерево и металл – в Арт-Деко все сияет и блестит. Обилие стекла и зеркал создает изысканную игру отражений. Причем дизайнеры, работавшие в этом стиле, использовали как большие зеркала в богатых рамах, так и зеркальную плитку и даже зеркальную мебель. Чем больше отражающих поверхностей, тем ближе был рассматриваемый образец к классическому Арт-Деко.
Развитие технического прогресса на пике популярности Арт-Деко привело к внедрению искусственных покрытий в отделке. Так стали появляться довольно дорогостоящие предметы интерьера из пластика, искусственного камня, синтетической ткани. Поэтому некоторое время стиль называли кричаще поддельным. Сегодня же такие материалы более доступны, чем натуральные, но внешне они довольно схожи.
Конечно, ламинат легко отличить от паркета, но каменную поверхность можно и перепутать, поэтому современные дизайнерские решения в рассматриваемом стиле довольно популярны.
Вообще, Арт-Деко в дизайне отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм, он часто ориентирован на идеалы прошлого с их роскошью и гармоничным сочетанием классических традиций художественного оформления с экзотическими и примитивистскими мотивами.
В текстильных решениях приоритет отдается гладким дорогим тканям с графическими принтами. Шелк, сатин, тафта, бархат, парча, натуральный мех в сочетании с золотом и зеркалами создают непередаваемую атмосферу роскоши и вечного праздника, столь характерную для Арт-Деко. Шкуры зебры и пони, слоновая кость, кожа рептилий, перламутр и другие экзотические материалы; восточные орнаменты, египетские мотивы – также являются характерными признаками стиля.
Черный и белый – основная цветовая палитра Арт-Деко, всегда актуальная, как знаменитый жакет от Шанель. Помимо монохромной гаммы Арт-Деко характеризуют яркие насыщенные «драгоценные» тона: золото, рубин, сапфир и изумруд.
Стены в исторических интерьерах, выполненных в стиле Арт-Деко, представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не использовались. Чаще всего присутствовали покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 1930-х г. – так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в Арт-Деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный присутствуют по большей части в орнаментах.
Еще одна интересная особенность стиля – строгая симметрия. Интерьер всегда тщательно продуман, гармоничен и самодостаточен.
Интерьеры в стиле Арт-Деко представляют собой сложную многоуровневую систему освещения, задающую загадочную и волнующую атмосферу. Блестящие полированные светильники геометрических форм выполнялись из хромированной стали, меди, стекла.
Арт-Деко нередко называют авангардным и кубическим, экзотическим и кричаще безвкусным, шикарным и благородным. Кто-то считает, что это продолжение модерна, но, возможно, несколько штрихов этого стиля и не означает тесную связь между направлениями. Тем более что модерн имел в себе философию жизни с ее динамичностью, кроме того, это направление в искусстве продвигало социальную утопию. Сегодня Арт-Деко остается лишь стилем оформления интерьеров.
Автор: Грибулина А.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Что такое архитектура ар-деко? — Decor Design
Что такое архитектура ар-деко?
Архитектура ар-деко происходит от одноименного стиля изобразительного искусства, который возник в Европе в 1920-х годах, который также повлиял на киноиндустрию, моду, дизайн интерьера, графический дизайн, скульптуру, живопись и другие формы искусства, помимо архитектура. Вехой в создании этого стиля стала Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, проходившая в Париже в 1925 году, от которой он и получил свое название.
Как и во многих областях, на которые влияет этот стиль, архитектура ар-деко сочетает в себе современный дизайн с традиционными элементами, такими как изысканное мастерство и роскошные материалы, включая нефрит, лак и слоновую кость. Как преемник движений декоративно-прикладного искусства и ар-нуво, ар-деко также находился под влиянием абстрактных и геометрических форм кубизма, ярких цветов фовизма и экзотических ремесел и стилей таких стран, как Китай, Япония и Египет. Декоративный аспект и композиционные решения также происходят из архитектуры Beaux-Arts через симметрию, прямые линии, иерархию в планировке этажей и фасады, разделенные на основание, шахту и столицу (классическое трехстороннее деление), хотя на этот раз с более рациональным объемы и случайное использование орнаментов. Это была щедрая смесь стилей, которую восприняла богатая послевоенная буржуазия.
Однако с 1930-х годов стиль начал устанавливать более тесный диалог с промышленным производством и возможностью массового производства. В этот период ар-деко становится более умеренным и трезвым за счет таких материалов, как бетон и нержавеющая сталь. В то время появились самые знаковые произведения этого стиля, в том числе Крайслер-билдинг, Рокфеллер-центр и Эмпайр-стейт-билдинг, все в Нью-Йорке, представляя новый язык небоскребам, которые изменили горизонт города, отражая новый современный и современный стиль. технологическое общество. Эти здания раскрывают некоторые из самых ярких характеристик стиля, которые способствовали его закреплению в истории архитектуры. Среди них — использование железобетона, прямых линий, четких прямоугольных форм, террасных домов, острых углов, шевронов и зигзагов. Последний является яркой особенностью лифтов Крайслер-билдинг и показывает, что узоры распространяются за пределы фасада во внутренние помещения.
Помимо небоскребов Нью-Йорка начала 20-го века, в городе Рио-де-Жанейро также было несколько примечательных примеров этого стиля, таких как театр Карлоса Гомеша и Центральный вокзал Бразилии с его лестницами, витражами, знаками и т. Д. другие элементы. Скульптура Христа-Искупителя, одна из самых известных достопримечательностей Рио, является произведением ар-деко и считается самой большой скульптурой этого стиля на сегодняшний день.
Тонкая грань между поиском простоты, особенно по сравнению с предыдущими движениями, и экстравагантностью ее форм многие эксперты считали парадоксом. Однако архитектура ар-деко сыграла важную роль в истории, представляя процесс модернизации городского ландшафта, уравновешивая элементы прошлого с новыми геометрическими конфигурациями и орнаментальными элементами.
.
25 Фотографии архитектуры ар-деко
Alexander Spatari//Getty ImagesАрхитектурный стиль ар-деко, или декоративно-прикладного искусства, с самого начала воплощал ощущение роскоши. От поразительных геометрических особенностей, которые можно увидеть в таких зданиях, как отель Delano в Майами, до смелых цветовых решений, которые можно увидеть в Национальной базилике Святого Сердца в Брюсселе, в стиле ар-деко так много любви.
Просмотрите 25 потрясающих примеров зданий в стиле ар-деко по всему миру.
Реклама — Продолжить чтение ниже
1
Национальная базилика Святого Сердца в Брюсселе
© Santiago Urquijo//Getty Images Эта церковь в стиле ар-деко была построена в ознаменование 75-летия независимости Бельгии, хотя строительство было приостановлено из-за двух мировых войн. Здание с зеленым медным куполом было завершено в 1969 году.
2
Палле-де-Шайо в Париже37 и представляет работы многих художников, оказавших влияние на движение ар-деко.
3
Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке
Александр Спатари//Getty ImagesПостроенный в 1931 году, культовый 103-этажный небоскреб считался самым высоким небоскребом города до завершения строительства Всемирного торгового центра в 2014 году.
4
Отель Delano в Майами
Getty ImagesБлагодаря архитектору Роберту Свартбургу фасад отеля Delano воплощает стиль ар-деко с его яркими геометрическими элементами. Роскошный отель, построенный в 1947, был назван в честь Франклина Делано Рузвельта.
5
Рокфеллер-центр в Нью-Йорке
Glowimages//Getty Images Помимо того, что он является туристической площадкой (здесь находится Radio City Music Hall и ежегодно зажигается рождественская елка), Рокфеллер-центр представляет собой комплекс зданий в стиле ар-деко. В 1985 году оживленный район был признан достопримечательностью Нью-Йорка. В 1987 году оно было объявлено Национальным историческим памятником.
6
Здание Восточной Колумбии в Лос-Анджелесе
Getty ImagesЗдание Восточной Колумбии, которое часто называют «жемчужиной центра города», было построено в то время, когда в Лос-Анджелесе ввели ограничение по высоте в 150 футов, но они сделали исключение для гламурной башни с часами.
7
Дом венгерского модерна в Будапеште
Getty ImagesКогда-то этот музей, построенный примерно в 1903 году, когда-то был частным домом, теперь представляет впечатляющую коллекцию мебели и предметов в стиле модерн.
8
Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Getty ImagesОдин из самых известных образцов архитектуры в стиле ар-деко в мире, и было самым высоким зданием в мире до того, как Эмпайр Стейт Билдинг превзошел его в 1931 году.
9
Здание Палмолив в Чикаго Достопримечательность Чикаго когда-то была известна как здание Playboy после того, как Playboy Enterprises приобрела его в 1965 году.29 место для американского миллионера Фрэнка Джея Гулда.
11
Отель Bryant Park в Нью-Йорке
Getty ImagesЭтот знаковый небоскреб построен из черных кирпичей, символизирующих уголь, и из золотых кирпичей, символизирующих огонь.
12
Волнорез South Beach в Майами
Getty ImagesЭтот исторический бутик-отель в стиле ар-деко на 99 номеров был спроектирован югославским архитектором Антоном Скислевичем.
13
Здание Чикагской торговой палаты
Getty ImagesЭтот небоскреб 1930-х годов официально признан Национальным историческим памятником. Бутик-отель Langham Yangtze в Шанхае узнайте, что башня NBC была фактически завершена в 1989 году, поэтому она считается одним из лучших воспроизведений стиля ар-деко в мире.
16
Публичная библиотека Бруклина
Getty ImagesЦентральная библиотека системы публичных библиотек Бруклина. Это здание, построенное примерно в 1912 году, изначально было спроектировано в стиле изящных искусств. Редизайн в 1930-х годах придал зданию орнамент в стиле ар-деко.
17
Cincinnati Union Terminal
Getty ImagesСтанция, открытая в марте 1933 года, украшена в стиле ар-деко дизайнерами Полом Филиппом Крет и Роландом Ванком.
18
Дворец изящных искусств в Мехико
Getty ImagesВ то время как внешний вид Дворца изящных искусств в основном спроектирован в стиле неоклассицизма и ар-нуво, интерьеры выполнены в стиле ар-деко с прекрасными фресками Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса.
19
Театр Pantages в Лос-Анджелесе
Getty ImagesТеатр Pantages был последним творением греко-американского водевиля и театрального дизайнера Александра Пантаджеса.
20
Mutual Building в Кейптауне
Getty ImagesЗдание 1940-х годов имеет эффектную форму, треугольные окна и один из самых длинных резных каменных фризов в мире.
Что такое архитектура ар-деко?
Что такое архитектура ар-деко?
«Chrysler Building NYC NY» от dog97209 под лицензией CC BY-NC-ND 2.0- Автор: Camilla Ghisleni | Переведено Tarsila Duduch
Архитектура ар-деко происходит от одноименного стиля изобразительного искусства, возникшего в Европе в 1920-х годах, который также повлиял на киноиндустрию, моду, дизайн интерьера, графический дизайн, скульптуру, живопись и другие виды искусства.
помимо архитектуры. Вехой этого стиля стала Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, состоявшаяся в Париже в 1925 году, от которой он и получил свое название.+ 6
Как и во многих областях, на которые повлиял этот стиль, архитектура ар-деко сочетает современный дизайн с традиционными элементами, такими как изысканное мастерство и роскошные материалы, включая нефрит, лак и слоновую кость. Будучи преемником движений «Искусство и ремесла» и «Ар-нуво», ар-деко также находился под влиянием абстрактных и геометрических форм кубизма, ярких цветов фовизма и экзотических ремесел и стилей таких стран, как Китай, Япония и Египет. Декоративный аспект и композиционная организация также происходят от архитектуры Beaux-Arts через симметрию, прямые линии, иерархию в распределении плана этажа и фасады, разделенные на основание, шахту и капитель (классическое трехчастное деление) — хотя на этот раз с более рациональным объемы и редкое использование украшений.
Однако с 1930-х годов стиль начал устанавливать более тесный диалог с промышленным производством и возможностью массового производства. В этот период ар-деко становится более умеренным и трезвым, включая такие материалы, как бетон и нержавеющая сталь. В это время появились самые знаковые произведения этого стиля, в том числе Крайслер-билдинг, Рокфеллер-центр и Эмпайр-стейт-билдинг, все в Нью-Йорке, представившие новый язык небоскребам, которые изменили горизонт города, отражая новый современный и технологическое общество. Эти здания раскрывают некоторые из самых ярких характеристик стиля, которые способствовали его закреплению в истории архитектуры. Среди них использование железобетона, прямых линий, четких прямоугольных форм, террасных построек, острых углов, шевронов и зигзагов. Последнее является поразительной особенностью лифтов Крайслер-билдинг и показывает, что узоры распространяются за пределы фасада во внутренние помещения.
«Рокфеллеровский центр» Франко Фолини имеет лицензию CC BY-SA 2.0Помимо нью-йоркских небоскребов начала 20-го века, в городе Рио-де-Жанейро также есть несколько примечательных примеров этого стиля, таких как Театр Карлоса Гомеса. и Центральный вокзал Бразилии с его лестницами, витражами, вывесками и другими элементами. Скульптура Христа-Искупителя, одна из самых известных достопримечательностей Рио, представляет собой произведение ар-деко и считается самой большой скульптурой этого стиля на сегодняшний день.
Photo by Kelly Repreza, via UnsplashТонкая грань между стремлением к простоте, особенно по сравнению с предыдущими механизмами, и экстравагантностью его форм многие эксперты сочли парадоксом. Однако архитектура ар-деко сыграла важную роль в истории, представляя процесс модернизации городского ландшафта, уравновешивая элементы прошлого новыми геометрическими конфигурациями и орнаментальными ссылками.
Ссылка: Гислени, Камилла.