Ар деко или арт деко: Арт-Нуво и Арт-Деко: как не перепутать? – Обсуждение:Ар-деко — Википедия

Содержание

Обсуждение:Ар-деко — Википедия

а арт нуво — это не то же самое? и, кстати, почему Ар-деко? Арт-деко… —Yuriy Lapitskiy 21:55, 2 августа 2007 (UTC)

спокуха. Ар-нуво — это модерн, «новое искусство». Ар деко — это следующий стиль после модерна, «декоративное искусство». Ар, а не арт, потому что транскрипция с французского, последняя буква не произносится. —Shakko 22:01, 2 августа 2007 (UTC)
А в английской педии дана транскрипция арТ… видимо, специально для таких вот языкознатцев-франкофонов… «Париж» — «ж» тоже не читается, как бЭ. DL24 23:15, 25 сентября 2011 (UTC)
Не нужно острить, а нужно учить русский язык, или хотя бы заглядывать в словарь. Наиболее верный вариант, как вам и объяснили, это «ар-деко», именно так и называется статья. То, какая транскрипция дана в английской википедии, тут совершенно не при чем, в каждом языке своё произношение. Наиболее правильный вариант в русском — «ар-деко», и это не просто прихоть «языкознатцев-франкофонов
«, а правила русской орфографии, куда данно понятие проникло через французский. Консультируйтесь со словарём русской орфографии, а не с произношениями в английском или т.д. Arsable 23:57, 15 декабря 2011 (UTC)
А можно я со здравым смыслом проконсультируюсь ? Он мне подсказывает, что арТ-деко — более распространённый, известный и употребимый вариант, безотносительно грамотности. А руВики — как всегда кхм… отличилась. 5.164.198.142 02:15, 27 октября 2013 (UTC)

А каким боком сюда относятся дома в черновцах? O_o Dviz 20:48, 15 апреля 2009 (UTC)

А почему «мотив солнечных лучей» (sunburst) упрямо переводится как «мотив клавиш рояля»? —95.220.24.47 20:53, 20 июля 2009 (UTC)

== Запилите ударение, (текст скрыт согласно ВП:НО)! ==

Запелите, не понятно как произноситься арт дЕко? арт декО? 95.58.137.154 00:28, 1 октября 2010 (UTC)

Учите французский (и русский) Andrey Putilov 03:20, 29 июня 2011 (UTC)

Напишите «арт-деко», либо, добавьте в описании написания/произношения, что также используют вариант «арт-деко».

Для безграмотных лингвистов, напоминаю, что вы пишете в русскоязычном варианте Википедии, а не франкоязычном! В англоязычном варианте никого не смутила формиулировка произношения как «арт-деко» т.к. их лингвисты более разумны, и понимают, что произношение во Франции может отличаться от произношения в других странах.

Не удивит, если местные «лингвисты» не знают, что слова «булошная» и «булочная» имеют место быть в сегодняшнем русском языке, и по сегодняшним правилам русского языка, оба слова написаны правильно.

Ссылки на вариант «арт-деко» в словарях:

http://bibliotekar.ru/slovarZhivopis/172.htm

http://slovarik-inostrannyh-slov.info/Словарь_иностранных_слов/4352/Арт_Деко

http://enc-dic.com/fwords/Volverk-7771.html

http://enc-dic.com/fwords/Art-Deko-4352/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/5788/%D0%90%D0%A0%D0%A2

Еще over9000 подобных вариантов «арт-деко», вам покажет Google.

Всего доброго, и повышения вам вашего уровня знаний в лингвистике. 93.88.49.136 19:40, 13 октября 2012 (UTC)

арт-деко? Вы шутите? ссылку на источник интересно глянуть. 176.195.187.159 20:57, 27 октября 2012 (UTC)

Ар-деко и архитектура СССР[править код]

Может быть добавить в раздел понятие «искусство», ведь, не только было влияние на советскую архитектуру, но и на советскую живопись, например: Дейнека, Георгий Нисский и пр., скульптуру, например: Вера Мухина; музыка, кинематограф, дизайн и т.д.?—Монах — Сибиряк 21:05, 18 февраля 2016 (UTC)

Указанная связь с модернизмом видимо не в ту сторону, гы[править код]

Цитата: «Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма[источник не указан 1644 дня].» При этом статья по ссылке на модернизм утверждает, что модернизм есть течение на рубеже 19/20 веков. Если так, то ар-деко может быть только вариантом или поздней формой модернизма.

По архитектуре — замечу, что приведенные фотографии буржуйской архитектуры и единственная советской, якобы навеянная буржуйскими — как бы имеют крайне мало общего визуально.

Цитата: «Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко.» Тоже вызывает недоумение — что за «многие типовые серии»? домов, надо догадываться?? какие, например? как «многие типовые серии» в СССР умудрились скопировать из США ар-деко проекты, когда ар-деко тут же утверждается «был роскошен»? В сталинских высотках холлы возможно и были роскошны, или интерьеры уничтоженной нуво-варварами гостиницы «Москва» вероятно можно сравнивать с ар-деко США, но «многие типовые серии» «сталинской» архитектуры строились гл.обр. уже в пятидесятые годы в «сталинском неоклассицизме» и отделка там была весьма в меру и со вкусом, никакой роскоши. Словом, надо бы тут конкретнее сослаться, но скорее это не «многие типовые серии», а отдельные проекты и архитектурные ансамбли на главных улицах городов.

93.72.5.65 22:04, 18 июня 2017 (UTC)sergio

По поводу транскрипции (ар-деко или арт-деко)[править код]

По поводу транскрипции — написание «ар-деко» является «правильным в русской орфографии» (как отмечается выше) лишь при выборе соответствующей транскрипции. Если мы выбираем орфоэпическую транскрипцию, тогда да, «ар-деко». Однако в русском языке традиционно для транкрибирования слов из европейских языков, в том числе французского, используется калькированная транскрипция. Например — Париж (а не «Пари»), гильотина (а не «гийотина»). Кроме того, написание «ар-«, а не «арт-» затемняет русскую семантику данного термина, поскольку «арт-«, как часть сложных слов иностранного происхождения, а также как корень аналогичных слов, активно используется в лексиконе русского языка именно в том значении, в котором он употреблен в данном термине. 95.52.20.181 12:26, 28 августа 2018 (UTC)

Правила нового ар-деко | ELLE Decoration

Если верить мировым выставкам, а также ведущим журналам и порталам по дизайну, то все больший акцент делается на дорогих и сложных по фактуре материалах, простых и четких формах мебели, плавных линиях, симметрии и ясной геометрии архитектурных элементов. Особое внимание уделяется интерьерным арт-объектам и декоративной мелкой пластике тонкой работы. Не все видят связь и объединяют эти тенденции в единый стиль, а многие путают с неоклассикой, называют эклектикой и порицают стремление к роскоши. Но если смотреть шире, то сразу понятно, что это возвращение ар-деко – в новой транскрипции, но с теми же принципами и логикой. И что особенно интересно, исторический аналог так же и с тем же путали и так же критиковали.

Яркий и дорогой стиль родился на стыке геометризированной классики и рационалистического модерна, строгие и простые формы которых стали отличным фоном для сложнейших богатых фактур, чья выразительность не нуждалась в дополнительной поддержке. В двадцатые годы, как, впрочем, и сейчас, стало принято не любить пышную классику. Неорококо и барокко стали невозможно немодными. Но желание получить «дворец» у себя дома у сильных мира сего осталось. А зарождающийся модернизм, готовый стать интернациональным стилем, ни в коей мере с этой задачей не справлялся.

Ар-деко как таковой стал ответом на запрос новой промышленной и бизнес-элиты, желающей не только дорогие, но и модные, современные интерьеры. Фоновость архитектурной составляющей стиля позволила ему с успехом втягивать в себя все то новое, что появлялось в мире. Открытие гробницы Тутанхамона и массовая увлеченность Египтом привнесли в ар-деко египетские мотивы, геометрические стилизации росписей древних храмов и тему иероглифов. Львы и крупные кошки пришли из Месопотамии, изящные статуэтки были вдохновлены «Русскими сезонами» Дягилева, а пропеллеры-вентиляторы и образы самолетов стали реакцией на развитие авиации, которая стала чуть ли не национальной идеей на западе. Ар-деко, нисколько не стесняясь, использовал мотивы кубизма и пуризма, играл с формами конструктивизма, совершенно не заботясь о сохранении тех идей, что несли в себе авангардные течения. Обилие эклектичных деталей интерьера может сбить с толку, но сам стиль имеет четкую структуру и логику.

Несмотря на схожесть названий, ар-деко совсем не близок к флоральному ар-нуво с его асимметрией, динамикой и тревожными изгибами линий, похожими на стволы лиан или развевающиеся женские волосы. Эти исторические стили разделены не только Первой мировой войной, но и многими отличиями. Симметрия в ар-деко возводится в ранг практически никогда не нарушаемого закона, и именно это сближает стиль с классицизмом. Текучесть ар-нуво в ар-деко противопоставляется не только симметрией, но и статикой. Интерьеры в этом стиле, сколь бы они ни были экстравагантны, всегда создают ощущение устойчивой стабильности, во многом ассоциируемой со статусом и респектабельностью. Лекальность четко выверенных линий ар-деко напоминает вовсе не флору, а фауну.

Пластика ар-деко – это упругость напряженных мышц животного, готового к прыжку. Сам стиль подчеркнуто материален и объемен. Ему чужда романтичность и экзальтированность стиля рубежа веков. Модерн как глобальный стиль эстетизировал конструктивные элементы, пропагандировал правду материала и цельность проектирования «изнутри наружу», определялся цельной идеей автора. Ар-деко же были чужды любые идеологии, и единственной целью стиля было создать удобное и комфортное, новое в своей эстетике стильное и статусное пространство для жизни и работы человека. Интересно отметить, но именно это и обусловило «бессмертность» стиля – ведь идеологии имеют свойство устаревать, а стремление к комфорту и статусу вечно.

Новое ар-деко вовсе не пытается восстановить исторические интерьеры и не ограничено рамками прошлого. Именно это его отличает от нео ар-деко. Новое время диктует новые условия, и newart-decoготово им следовать, чтобы оставаться популярным. Стиль взял логику и структуру у исторического аналога и адаптировал их под запросы современности. Он все так же акцентирует внимание на дорогих фактурах и следует симметрии, но использует детали и арт-объекты, актуальные нашему времени. Мультфильмы и политика, фэшн-индустрия и спорт, известные лейблы и ролики на YouTube – новое ар-деко все так же не стесняется и втягивает в себя все популярное, поглощает все модное и делает все, чтобы привлекать.

Основные правила New Art-Deco:

  • Стилю чужды любые игры с классическими стилями. Изгибы барокко и рококо так же неприемлемы, как и криволинейные детали ар-нуво. Архитектурные элементы неоклассицизма ар-деко максимально упрощает, по сути, превращая их в простейшие геометрические формы. И только в этой транскрипции в интерьере возможны стеновые панели, пилястры, колонны и т.д.
  • Главные акценты стиля – дорогие и сложные фактуры. Но это могут быть в равной степени и натуральные, и ненатуральные материалы. Основным критерием является не это, а их декоративные качества и уровень проработки.
  • Ар-деко невозможно сделать с низким бюджетом. Ламинат из строительного магазина, золото из баллончика и китайские копии способны породить только пародию на стиль.
  • Стиль не живет без арт-объектов и декоративных элементов. И это может быть что угодно, от золотого бюста популярного политика до статуэток, изображающих персонажей компьютерной игры.
  • Ар-деко не любит открытые яркие цвета, они возможны только в небольших акцентных деталях. Также не рекомендуется использовать обои и ткани с рисунком.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО

Я — очень большая поклонница стиля АРТ ДЕКО, особенно люблю украшения этой эпохи, настоящие, реальные вещицы той поры, возраст которых приближается к 100 годам! А ещё меня превлекает архитектура этого стиля, во Франции много уцелело зданий, построенных в этом стиле.

Вот я и подумала, что, наверное, многим будет интересно узнать, как же зародился этот стиль, и почему он так называется.

А как всё началось? Закончилась Первая Мировая война, поколение конца 1890-х, прошедшее через окопы, считало себя способным создать новую мораль и новое искусство и подняться над косной реальностью, возвысившись до сюрреализма.
Обыватель просто спешил жить на всю катушку, наверстывая упущенное за годы войны, — до исступления, до умопомрачения: 20-е годы XX века по праву заслужили себе прозвище «безумных». Люди радовались тому, что выжили и уцелели. Они больше не хотели быть «пушечным мясом», «массами»: да здравствует индивидуальность, непохожесть, экстравагантность!

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 1

Париж становится городом-праздником, центром искусств и привилегированным местом встречи творческих людей и интеллектуалов той эпохи. Безумные годы также были отмечены большими успехами в экономике. Развитие радио, автомобилестроения, авиации и электричества изменило жизнь людей.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 2

Именно в те времена, а точнее, после 1921 года, символом Парижа стала Эйфелева башня, доселе дружно обруганная и порицаемая за «уродство» и никчемность. Отныне она воплощала собой красоту, современную эстетику, легкость и функциональность, прогресс науки и техники.
Революция в нравах вызвала революцию в моде. Каноны женской красоты тоже изменились, в моде стиль «а ля гарсон»: женщина, внешне похожая на мальчика (худенькая, стриженая, хрупкая), не сковывающая себя моральными принципами прошлого и возмущенно отвергающая домостроевскую концепцию «церковь—кухня—дети».

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 3

Укоротить платья и юбки женщин заставила сама жизнь: так можно было сэкономить на материале. Зато богатые модницы сделали это своим козырем. Платья носили с большим вырезом сзади, талия не подчеркивалась; туфли часто делали из той же ткани, что и платье. От корсетов отказались окончательно. Повальное увлечение спортом породило необходимость моделировать одежду для игры в теннис и гольф, для прогулок в горах и катания на лыжах. Наконец, знаменитая Коко Шанель облачила женщину в брючный костюм и разрешила ей надевать на ночь пижаму. Короткая стрижка (порой волосы даже смазывали бриолином) и сигарета, вставленная в длинный мундштук, дополняли собой образ женщины, не желающей занимать подчиненное положение.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 4

Другим типом была «женщина-вамп»: этот образ подчеркивался яркой косметикой, тонкой линией выщипанных бровей и роскошным боа из перьев. Скромная и неброская одежда спортивного покроя, украшенная разве что тесьмой, шнурками и лентами, доминировала днем, зато по вечерам электрические огни играли и переливались на платьях, напоминающих собой рыбью чешую, отделанных бахромой и кружевами из канители, расшитых жемчугом и стразами.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 5

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 6

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 7

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 8

В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративного искусства. После этой выставки и родилось словосочетание «арт деко» или «стиль 1925 года». Сейчас чаще известный, как «стиль арт деко» и отличающийся сочетанием строгой геометрии с артистическим модерном, ярким по цвету и форме. Ярким, поскольку это движение представляет послевоенные «безумные годы» и олицетворяет праздник и веселье.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 9

Вот такой у меня получился рассказ, надеюсь, что вам было интересно его читать, а сейчас можем вместе обсудить эту тему.

Безумные годы или стиль АРТ ДЕКО, фото № 10

Стиль арт деко в интерьере. Стиль Ар Деко

Стиль, отражающий эстетику финансовой элиты общества XX века.

Термин. От фр. art déco — «декоративное искусство». Стиль получил название на «Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств», проходившей в Париже в 1925 году. Употребляются два названия стиля: «Ар деко» и «Арт деко».

На фото:

Время и место. Стиль возник между двумя мировыми войнами. Арт деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.
На развитие стиля арт деко в интерьере в Европе оказали свое влияние гастроли Русского балета Дягилева с его яркими костюмами и декорациями, а также показы модной одежды от Поля Пуаре. Интерьер в стиле арт деко позаимствовал абстрактные формы из авангардного искусства конструктивистов, кубистов, фовистов и футуристов. В Америке ар деко преобразовалось в Streamline_Moderne. Именно с ар деко ассоциируются роскошь круизных лайнеров типа «Титаника» и голливудские фильмы о красивой жизни миллионеров.

Арт деко в интерьере был отражением необыкновенного творческого подъема, свойственного эпохе джаза. Но современники оценивали его в целом как кричащий, безвкусный и поддельно роскошный.

Типичные кресла в стиле ар деко.

На фото: модель Dali от фабрики Andrew Martin, дизайн Waller Martin.

Характерные черты. Яркие цвета, абстрактные, стилизованные мотивы, современные материалы, использование выразительных форм технического дизайна.
Существенной составляющей стиля ар деко в интерьере стали египетские мотивы, вошедшие в моду после открытия в 1922 году гробницы Тутанхомона, и элементы, заимствованные из примитивного искусства Африки и индейцев Центральной Америки, греческой архаики и древнего Междуречья.

На фото: длинный шарф, стрижка «паж», короткая юбка — приметы стиля ар деко в моде.

Архитектура. Основной формой жилой архитектуры в этом стиле, как и в ар нуво, являлись частные виллы в предместьях крупных городов и доходные дома. Характерные особенности построек: простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, а также новаторское распределение внутреннего пространства — т. н. «свободный план».

Интерьер. Интерьер в стиле арт деко необычайно роскошен. Арт деко в интерьере обычно представлен дорогими материалами: красное и черное дерево, латунь, серебро, эмаль, полированные драгоценные камни, перламутр, слоновая кость, хрусталь, шагреневая кожа. Стиль арт деко в интерьере проявлял себя во всем: паркет был ярких контрастных цветов из редких пород древесины или изысканной керамической плиткой, на стенах — витражи или мозаика.
Одна из главных отличительных черт интерьера в стиле арт деко — высокий уровень комфорта, достигаемый за счет технических инноваций: ванные и кухни были снабжены всем доступным в те годы оборудованием.

На фото:

На фото: модель Duke от фабрики Devon & Devon.

Мебель. Стиль арт деко в интерьере отражался в очертаниях мебели: скругленные углы, строгие вертикальные линии, геометрические формы. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала для мебели ар деко в интерьере служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло (персикового цвета). Сидения украшали обивкой из дорогостоящей кожи, часто — экзотической выделки.

На фото: модель AD014 Art Deco Bow Front Cabinet in Macassar Ebony от фабрики Restall Brown & Clennell.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ар деко в интерьере:

  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, черно-белые клавиши рояля;
  • растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
  • анималистические: мифологические существа и животные;
  • восточные: пирамиды, зиккураты:
  • антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.

В статье использованы изображения interiorsfromspain.com

Стиль Модерн против Ар Деко.

Ар Нуво, он же Модерн, и Ар Деко – два стиля, схожие по названию, но с разным характером и историей. Оба стиля пришли на смену традиционным историческим направлениям и внесли свою специфику в дизайн интерьера. Узнаем, в чем своеобразие каждого из них.

Параметры Модерн Ар Деко
Отделка пола
  • Классический или художественный паркет из традиционных пород древесины с рисунком
  • Мрамор светлых оттенков
  • Керамическая плитка под паркет и мрамор
  • Паркет контрастных цветов из экзотических пород древесины
  • Мрамор светлых и темных оттенков
  • Керамическая плитка под паркет и мрамор
Отделка потолка
  • Окрашенный в свтелые цвета, матовый (натяжной)
  • Кессонный потолок светлого цвета с обрамляющими балками из темного дерева
  • Лепнина в виде лепестков и цветков
  • Витражи с рисунком
  • Окрашенный в светлые цвета, глянцевый (натяжной)
  • Деревянный кессонный
Отделка стен
  • Верхняя часть: штукатурка, шелк
  • Нижняя часть: керамический или дубовый цоколь
  • Обои нейтральных тонов с растительным орнаментом
  • Роспись
  • Мозаика
  • Керамическая плитка с растительным орнаментом
  • Обои контрастных цветов с рисунком (геометрия, растительные и животные мотивы)
  • Вставки из кожи и текстиля
  • Мозаика
  • Керамическая плитка с рисунком (геометрия, растительные и животные мотивы)
Цвета
  • Основные цвета: бежевый, коричневый, оливковый и др.
  • Доминируют мягкие приглушенные оттенки
  • Присутствуют контрастные цвета: черный, темно-коричневый, бордовый, темно-зеленый и др.
  • Основные цвета: белый, черный, бежевый, коричневый, серый
  • Доминируют контрастные цветовые сочетания: белый с черным, черный с золотым (серебряным), др.
  • Яркие акценты: красный, зеленый, синий и др.
Рисунок
  • Растительные узоры
  • Изображения птиц и насекомых
  • Растительные и животные мотивы
  • Геометрические узоры
  • Абстрактные рисунки
  • Этнические мотивы
Фактуры
  • Фактуры натуральных и искусственных материалов
  • Преобладают матовые поверхности
  • Фактуры натуральных и искусственных материалов
  • Преобладают глянцевые поверхности
Материалы
  • Дерево традиционных пород
  • Металл (бронза, медь)
  • Стекло
  • Текстиль (натуральные ткани)
  • Мрамор
  • Обои (однотонные, с растительным орнаментом)
  • Керамическая плитка под дерево, под мрамор
  • Мозаика
  • Экзотические породы дерева
  • Металл (алюминий, хром, золото, серебро)
  • Стекло
  • Меха
  • Кожа экзотических животных
  • Слоновая кость
  • Текстиль (бархат, шелк, атлас, парча)
  • Мрамор
  • Обои (однотонные, с геометрическим орнаментом)
  • Керамическая плитка под дерево, под мрамор
  • Мозаика
Предметы интерьера
  • Предметы, содержащие природную тематику
  • Плавные и витиеватые линии предметов
  • Картины эпохи Модерна
  • Предметы, содержащие природную тематику
  • Прямые и ломанные линии предметов
  • Картины в стиле Кубизм
Освещение
  • Предметы, содержащие природную тематику
  • Плавные и витиеватые линии предметов
  • Картины эпохи Модерна
  • Предметы, содержащие природную тематику
  • Прямые и ломанные линии предметов
  • Картины в стиле Кубизм
Мебель
  • Мебель с преобладающей плавной линией, изогнутых очертаний
  • Мебель строгих геометрических форм с вертикальными линиями и округленными углами

Модерн

Во второй половине 19 века в Европе появился универсальный стиль, который объединил передовые идеи в искусстве и получил название Ар Нуво (фр. art nouveau, досл. «новое искусство»). Это направление параллельно развивалось во многих странах, в том числе и в России, где стало известно под названием Модерн.

Отделка

Классическим примером оформления пола является паркет, уложенный елочкой, художественный паркет с узором в виде изгиба морской волны или переплетения стеблей цветов.

Потолок в стиле Модерн должен привлекать внимание контрастными цветами и орнаментом в виде изящных тонких изогнутых линий. Часто используются витражи из стекла различных форм, цветов и фактур.

Стены, как правило, имеют вертикальную направленность (вытянуты от пола к потолку). Важно не перегрузить стены орнаментом. В отделке стен стиля Модерн гармонируют разные по происхождению материалы, в т.ч. дерево, стекло, мрамор, обои, роспись.

Цветовая гамма

Несмотря на использование в интерьере природной цветовой гаммы с преобладанием спокойных оттенков, здесь не чужды противопоставления цветов. В качестве ярких акцентов могут выступать мозаика и декоративное панно с растительными мотивами контрастной цветовой гаммы.

Рисунок

Символом Ар Нуво являются изящные переплетения стеблей цветков, а также изысканные формы цикламена, ириса, лилии. Часто используется орнамент со стилизованным изображением стрекоз, бабочек, павлинов и ласточек.

Материалы

В стиле Модерн сочетаются разные материалы природного и искусственного происхождения. Основным материалом для отделки и декоративных функций является дерево традиционных пород разной степени обработки. В Модерне используются все оттенки древесины. Темное дерево позволяет создать контраст, добавляет выразительность. Светлый деревянный материал увеличивает цветопередачу предметов интерьера. Важное место в Модерне занимают кованные элементы. С их помощью оформляют мебель, лестницы, рамы зеркал и картин. Характерным элементом стиля являются витражи. Разноцветные стекла украшают межкомнатные перегородки, светильники, окна, перила лестниц и др.

Предметы интерьера

Предметы интерьера в стиле Модерн отвечают признаку декоративности: витиеватые линии, плавно перетекающие друг в друга. Природные мотивы в стиле Модерн раскрываются в таких предметах, как: вазы, диванные подушки, зеркальные рамы, шторы с орнаментом и др. Фарфоровые и кованные изделия в виде животных или сказочных существ, живые растения также подчеркивают характер стиля.

Освещение

Для Модерна характерно приглушенное освещение. Светильники, люстры, бра и канделябры с плетенными узорами отвечают функциональным и декоративным функциям.

Мебель

Мебель в стиле Модерн характеризуют художественные элементы: цветное остекление, зеркала с фаской, интарсия, изящная фурнитура. Основные предметы мебельной гарнитуры – это мягкие диваны и кресла, шкафы и столики на витиеватых ножках, буфеты и комоды.

Коллекции керамической плитки в стиле Модерн

Ар Деко

Ар Деко отражает настроение и образ жизни, которые появились на Западе после Первой Мировой войны. Само название стиля произошло от Международной выставки современных декоративных искусств в Париже в 1925 г. (фр. art deco, досл. «декоративное искусство»). Затем Ар Деко процветал в Америке и других странах как стиль показной роскоши и шика.

Отделка

Для отделки пола используются натуральные материалы (паркет, мрамор) и керамическая плитка с имитацией таких материалов. Наиболее частым цветовым решением в оформлении пола является сочетание белого и черного.

При выборе материала для отделки потолка нет строгих ограничений. Основное правило – подчеркнуть роскошь в интерьере. В орнаменте соблюдается симметричность и строгость форм.

В оформлении стен чаще используются обои с классическим орнаментом или геометрическим рисунком. Цветовая палитра стен – насыщенная, но нейтральная, что позволяет делать основной акцент на предметах декора.

Цветовая гамма

Несмотря на богатое использование элементов экзотики, основной цветовой гаммой в стиле Ар Деко является нейтральная. Характерно использование ярких контрастов, а также металлических оттенков в отделке и декоре.

Рисунок

В интерьере преобладают абстрактные рисунки строгих геометрических форм. Одним из символов в Ар Деко является изображение солнечных лучей, расходящихся от центра. Часто используются изображения шкуры экзотических животных и ландшафтов.

Материалы

Роскошь стиля Ар Деко подчеркивается сочетанием дорогих и редких материалов в интерьере. Здесь используются экзотические породы дерева, драгоценные металлы, крокодиловая и змеиная кожа. Для создания интерьера характерны материалы, имеющие различное происхождение, что подчеркивает индивидуальность стиля.

Предметы интерьера

Для всех предметов интерьера в стиле Ар Деко характерно сочетание строгости и изысканности. Четкие формы, прямые ломаные линии являются одним из основных правил стиля. Среди используемых предметов: элементы мифологических существ и животных, пирамиды, женские силуэты и др. Предметы декора с элементами и орнаментом древних времен, а также этническими мотивами, следует использовать в качестве акцентов, но не перегружать ими интерьер. Важную роль в Ар Деко играет текстиль: портьеры и абажуры из шелка, атласа с золотым и серебряным шитьем.

Освещение

Для Ар Деко характерно нарядное освещение, светильники лаконичной формы и дорогого содержания. Предметы освещения должны быть выразительными: люстра из струящего хрусталя добавит в интерьер ощущение праздника.

Мебель

Мебель в стиле Ар Деко соответствует строгим классическим формам с элементами обтекаемости. Она декорируется геометрическими и хромированными элементами, а также стеклом, бронзой, кожаными вставками. Среди наиболее используемых пород – красное, черное дерево и другие экзотические виды.

Коллекции керамической плитки в стиле Ар Деко

Несмотря на принадлежность к одной временной эпохе, Модерн и Ар Деко характеризуются ярко выраженной индивидуальностью. Стиль Модерн – это обращение к миру природы за счет использования растительных орнаментов в интерьере. Ему соответствуют изящные линейные плетения, каждая деталь плавно перетекает в другую и является ее логическим продолжением. Для него характерна сложная символика, сдержанная цветовая гамма, природные материалы, натуральные фактуры и асимметрия. Ар Деко культивирует роскошь и шик, в этом стиле главное – украшение. Благодаря сочетанию дорогих материалов и этнических мотивов в Ар Деко функционал уступает место внешнему эффекту. Его отличают яркая контрастная цветовая гамма, строгие геометрические линии, преобладание абстрактных рисунков и животных мотивов. В отличие от Модерна, для Ар Деко характерна симметрия всех предметов интерьера.

Ар Деко и Модерн являются популярными направлениями с современном дизайне интерьера за счет своей универсальности и широких возможностей для декорирования.

Ар деко. — Красота в деталях. — LiveJournal

    Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…
   
Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 

    Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность  и прямолинейность.
    Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
    Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
    Как художественный стиль ар деко  впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.

Крайслер-билдинг                                               Грета Гарбо
    
    Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
    Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.  
  Ар деко формировал сам  образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.

Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
      Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
 По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.

Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
     Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
     Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
    Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
            Франция.
            Мебель в стиле ар деко.
     Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.

Рене Лалик
       Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.

Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
              Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
             Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
             Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
            Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
    
            Ковры, ткани и обои.
      
        Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
          Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
        Большой известностью  пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
 
   
              Французкая керамика.
       В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях  «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
       На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
    Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
    Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
  

 Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом,  «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля. 
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум. 
        В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.

техника pate-de-verre
      
            Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле. 
            Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.

 
 
      Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
     В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании). 
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
      Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.




                                                          Соединенные Штаты Америки.
        Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся  1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось  в прошлом.
       Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
     Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.

          Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
          Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
          Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
          Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
          Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
          В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы.» 

И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
                        
                         Американская керамика.
     В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
 
      Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
       В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra  — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «И

Стиль Арт-деко в интерьере: формирование, идея, история

Для интерьеров в стиле арт-деко характерны закругленные углы, строгие вертикальные линии и вогнутые формы.

Стиль Арт-деко в интерьере.

Зародился Арт-деко (или «ар-деко») как стиль в 1908 — 1912 годах, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Этот стиль возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стейл», а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм.

Термин «Арт-Десо» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств). До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн». После парижской выставки 1925 года ар-деко стал главенствующим направлением в интерьерах того времени.

Вопреки кризису и экономической депрессии, декларируя культ роскоши и утонченный гедонизм. Интерьеры кинотеатров, отелей, ресторанов, океанских лайнеров, особняков и квартир в Европе и Америке проектировались и строились в стеле Арт-деко. Но не только дизайн интерьера и архитектуру, данный стиль задел, также моду, живопись, декоративно-прикладное, ювелирное искусство, и кинематограф. Особенно ко двору пришелся ар-деко в Голливуде, что неудивительно: и кинематографическая «фабрика грез», и изысканный декоративный стиль делали одно дело – создавали иллюзию благополучной, роскошный и беззаботной жизни. Перерыв в популярности Арт-Деко был вызван великой депрессией, когда стремление экономить на всем проникло в дизайн.

Стиль Ар-деко – это воплощенное торжество эклектики.

Интерьер в стиле Арт-деко, представляет собой смешение стилей и элементов различных эпох и стилевых направлений: ампира, египетской архаики, индийской экзотики и африканской декоративности. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Мастера Арт Деко изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, стекла, пластмасс. Демонстративная современность Арт Деко проявилась в частой обтекаемости форм («стрим-лайн»).

Внешне близкие к Арт-Нуво и архитектуре современного движения эти линии отличны от тех и других. Обтекаемые линии произведений Арт-Деко подражают динамичным формам транспортных устройств: автомобилей, кораблей, самолетов, но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин», рассматриваемому как среда будущего. Не случайно Арт-Деко активно использовался в архитектуре кинотеатров и в декорациях для фильмов с картинами будущего и фантастики. Технические средства для строительства высотных зданий — стальные конструкции и железобетон — к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием Арт-Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию Крайслер-билдинг.

Интерьеры.

Арт деко отличаются элегантной и роскошной декоративностью. Роспись комбинировали с мозаикой, инкрустацию с резьбой: такие комбинации создавали неповторимые ансамбли предметов, мебели, скульптуры и живописи. Уникальные растительные орнаменты арт деко на каждом предмете: панно на стене, портьерах и мебели. Стиль Арт Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, в 30-40 года, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко.

Обтекаемые силуэты новой мебели пользовались огромной популярностью. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала для мебели арт-деко в интерьере, служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло. Количество предметов ручной работы и эксклюзивных предметов мебели, к которой тяготел стиль Арт-деко в 20-е, стало ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт-Деко.

Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Глянцевые лакированные покрытия мебели является характерным для данного стиля. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.

Основные мотивы Арт-деко в интерьере:

  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, ромбы, полукруги, черно-белые клавиши рояля, гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма,
  • мотив Солнца;
  • растительные:тропическая растительность;
  • лотосы, стилизованный камыш, пальмы;
  • анималистические: мифологические существа, экзотических птицы и животные, например, фламинго, грациозные дикие кошки, слоны, пантеры, ягуары;
  • восточные:пирамиды, зиккураты, египетские (изображение лотоса, скарабеи) , ацтекские (змеи, орлы), африканские орнаменты, мифологические персонажи;
  • антропоморфные: изогнутые женские и мужские фигуры.
Металл в интерьере арт-деко.

Эпоху стиля Арт-Деко называют «золотым веком для сварного железа». Новые архитекторы и дизайнеры использовали металл не только для изготовления каркасов конструкций, но и для вентиляционных решеток, перилл ограждений, входных дверей, лифтов, каминных принадлежностей, уличных фонарей и светильников в интерьеры. Эдгар Брандт (Edgar Brandt) является одним из самых ярких представителей французского арт-деко. Он сумел не только подчинить себе холодный металл, но и создать из него поистине невообразимые, изящные вещи, которые с уверенностью можно назвать произведениями искусства. Его архитектурная и декоративная ковка являются одними из самых красивых работ того времени. Как правило, законченный образ его кованым железным изделиям придавала бронзовая отделка, зачастую включающая архитектурные элементы с цветочными мотивами.

Объединение мотивов Древнего Египта, греческой классики, цветочные и животные формы, геометрические конструкции — все это создавало неповторимый, щедрый на роскошь стиль Эдгара Брандта. В Нью-Йорке его компания Ferrobrandt в 1925 году оформляет офис крупного импортера шелка Cheney Silk Building на 181 Madison Avenue. Это первый небоскреб Манхэттена в стиле арт-деко. Фирменным элементом здания стали решетки с мотивами фонтанов и оазисов. Вскоре свежий французский декоративный стиль станет визитной карточкой деловой столицы мира. Вскоре мастера по металлу, такие как Эдгар Брандт, Элиэль Сааринен и другие перешли от железа и бронзы к новым материалам, таким как сталь, алюминий, хром. Сверкающий металлический орнамент- его теплота и холодности, его твердость и блеск — стал неотъемлимой чертой декоративного стиля Арт-Деко.

Цветовая гамма.

Белый, цвет слоновой кости, бежевый, коричневый, терракотовый, визитной карточкой Арт-деко является черно-белый контраст. В качестве цветовых акцентов, в декоративных вставках, мозаичных панно, живописных картинах используются такие цвета как: красный, фиолетовый, золотой, лимонный, оранжевый, алый, лиловый, ярко-желтый, фиолетовый, ультрамариновый, голубой. При этом они располагаются на монохромных стенах, являющимися, нейтральным фоном для этих цветных элементов. Стены, как правило, однотонные, но часто с декоративными, иногда лепными бордюрами, изредка на стенах использовался геометрический рисунок или полоска.

Art-Deco возвращается.

После начала второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль Арт-Деко стал частью истории …… Но в конце 20 века он вновь привлекает к себе внимание дизайнеров. Особенно этот стиль привлекает заказчиков в России, Арабских эмиратах. Вновь дизайнеры создают роскошные и элегантные дома и квартиры для новой современной элиты в стиле Арт-деко.