Спальня в хрущевке — 57 фото идей красивого дизайна
Жилые дома, что были возведены при Хрущеве, принято именовать в простонародье не иначе как «хрущевки». Что же это за дома такие? Это дома блочные или же кирпичные, в которых квартиры совсем небольшой площади.
Отличие таких квартир еще и в том, что санузел совсем небольшой и совмещенный, если несколько комнат, то одна точно проходная, да еще и кухня малогабаритная, не более 6 м2.
Хрущевки строились как временный вариант, для решения важной проблемы – дефицита жилья, и запланированы были для эксплуатации на протяжении четверти века, не больше. Но эпохи сменяют одна за другой, а миллионы людей и по сей день проживают в хрущевках.
У многих людей нет возможности сменить жилье на более новое и просторное, но желание жить в комфорте и уюте не отнимешь. В создании в доме уюта помогут некоторые дизайнерские штучки и приемы, которые призваны придать уюта и привлекательности жилью.
Оглавление статьи:
Спальня в хрущевке — как ее видят дизайнеры?

Дизайн спальни в хрущевке – нелегкая задача в создании комфорта и уюта в ней. Не обойтись в таком случае без цветовых и также световых решений. Особую роль играет зонирование различными приемами, освещением.
Первое, что нужно отметить – не приемлет дизайн маленькой спальной комнаты темных цветов, акцентов крупных, что зрительно только смогут уменьшить помещение.
Потолок стоит выполнять обязательно светлого оттенка, желательно глянец. Мало того, что он визуально чуть выше сделает потолок, так еще и более просторной сделает комнату, благодаря отражению. Многоуровневые потолки использовать недопустимо, потому как маленькая спальня в хрущевке будет казаться еще меньше.
А что с акцентами?
Оформляя стены, отдать предпочтение лучше всего теплой пастели или же прохладному розовому. Если декором вы выбрали обои, то они должны быть однотонными или с полосами, но без крупного рисунка, без какого-либо орнамента.
Лучшее решение, чтобы немного расширить комнату визуально, на противоположных стенах использовать различные цвета. Но вот увлекаться контрастами опять-таки не стоит, потому как узкая спальня в хрущевке допускает использование одного цвета с разницей всего в несколько тонов.
Красиво будет, если несколько стен оформить в розовых тонах, а вот у изголовья кровати стену оформить в бежевый цвет, с симпатичным и ненавязчивым рисунком. Отлично будет смотреться и длинная стена узкой комнаты, что как бы разделена на две части цветом. Вдоль такой стены стоит разместить шкаф, что как бы на зоны визуально поделит помещение. Продумывая интерьер спальни в хрущевке, раз и навсегда забудьте о шаблонах, лучше проявите свою фантазию, и ваша спальная комната будет новой, уникальной, стильной, заиграет новыми красками.
Яркий декор в дизайне спальной
Если вам не хватает яркого контраста в нежной пастельной спальной, и хочется что-то применить, то используйте такие элементы как можно ближе к напольному покрытию.
Современная спальня в хрущевке подразумевает применение для оформления оконного пространства легкой и полупрозрачной ткани. Если окна выходят на южную сторону, то для затемнения стоит использовать тканевые ролеты, жалюзи. Не допускает дизайн спальной использования чрезмерного количества темных элементов.
Мебель
Стоит использовать минимум мебели – только то, без чего не обойтись. Быть может у вас есть кладовая, и часть вещей можно поместить там, тем самым создав гардеробную комнату? Для многих семей в спальной комнате достаточно нескольких комодов, вместо громоздких шкафов.
Касательно спального места – выбирать нужно однозначно кровать, потому как это место для сна и отдыха, а это значит, что должно быть удобно и комфортно.
Не стоит выбирать раздвижной диван, потому как сомнительная экономия пространства таким образом.
Световое решение
Если спальная маленькая, то стоит использовать бра и точечные светильники. Не стоит выбирать традиционную большую люстру, различные торшеры, потому как они просто занимают пространство, которого и так мало.
На многочисленных фото спальни в хрущевке видно, как прекрасно вписывается нижний свет в маленькую спальную, придавая спальной дополнительный уют. Светильники, к слову, также являются аксессуарами, и если выбор сделать правильно, разместить продуманно и гармонично, то не нужны будут никакие дополнительные аксессуары.
Следуя всем советам, приведенным выше, можно организовать собственноручно свою спальную.
57 фото спальни в хрущевке
0 0 голоса
Рейтинг статьи
100 лучших идей интерьера на фото
Большой площадью или огромным простором спальня в хрущевке не отличается. Но, не смотря на этот недостаток, при желании можно сотворить комфортный уголок для расслабления, отдыха и эффективного использования доступных метров.
Выбор дизайна спальни
От особенностей архитектуры зависит интерьер спальни в хрущевке – расположение и наличие дверей, окон, высота потолка. На такой незначительной площади необходимо заранее продумать оформление каждой детали. Очень сложно в подобных условиях воплотить функциональный и красивый интерьер.
Хрущевки всегда отличались неудачной планировкой, маленькой площадью. Эти дома планировались использовать несколько лет, но простояли уже более чем полвека. Однако при желании можно справиться с любой проблемой. Высота стен в таких домах обычно небольшая. Какой бы не был выбран дизайн, главной задачей является наполнение спальни простором и светом и соответственно визуальное расширение пространства.
Планировка маленькой спальни
Планировка должна быть практичной и красивой, а оформление спальни расслаблять. Всё необходимое нужно разместить в ограниченном пространстве. Важно чётко понимать – какой должна быть комната. От этого отталкиваются при выборе планировки.
Обычно применяется классический набор – кровать, несколько шкафов, тумбочек и приборы освещения. Но часто, данная комната является единственной, и в этом случае она будет включать область для отдыха с кроватью или диваном, а также рабочую зону со стеллажами и столом.
Зонирование помещения
От назначения комнаты зависит её зонирование. Спальню можно совместить с будуаром, кабинетом или гостиной.
Наиболее гармоничным является соединение с будуаром. Таким образом предусматривается место, где девушка сможет навести красоту, расположить свою косметику. Кровать в этом случае будет смотреться органично.
Очень просто организовать кабинет. Вместо кровати стоит выбрать удобный диван. Стол лучше всего поставить угловой. Таким образом, свободное пространство будет эффективно задействовано.
В последнем случае в условиях малогабаритности сложно воплотить подобный вариант. Необходимо заменить кровать раскладным диваном, который будет компактно собираться днем.
Отделка потолка и стен
Многое в комнате зависит от выбранной цветовой гаммы. Просторным и уютным сделает помещение грамотный выбор оттенков. Есть следующие варианты оформления стен:
- фотообои;
- зеркальные поверхности;
- кирпичная кладка;
- контрастное окрашивание;
- обои.
Палитра мебели и штор влияет на выбор обоев. Всё вместе должно гармонично сочетаться. Текстиль на окнах и предметы мебели подчеркнут пастельные тона спальни. Для того чтобы визуально увеличить пространство, можно одну из стен или определённую её часть покрасить контрастным тоном.
Самым оптимальном решением при выборе цвета для потолка, при незначительной площади помещения, будет светлая или белая палитра. Темный цвет сделает потолок массивным и тяжелым.
Наилучшим вариантом станет натяжной потолок. Глянец полотна зрительно увеличит спальню и рассеет солнечные лучи.
Мебель
В удобное и уютное помещение можно превратить даже самую маленькую комнату. Главное – чтобы выбранный дизайн нравился владельцам. В маленькой комнате не следует размещать большое количество предметов и мебели. Крупных элементов должно быть минимум. В противном случае, небольшая спальня станет ещё меньше. Предпочтение отдаётся мебели светлых тонов.
Неуместно будет выглядеть большой гарнитур со шкафом. Шкаф-купе станет идеальным вариантом. Сейчас на рынке множество разных моделей. Каждая область помещения должна быть полезно использована. При помощи высоты можно компенсировать глубину изделия. Двери шкафа-купе лучше выбирать зеркальные. Таким образом, визуально расширится помещение.
Ширина кровати должна быть небольшой – максимум 160 см. Кровать-подиум является замечательным решением. В ней много всяких ящиков, предназначенных для хранения белья. Обои с вертикальными полосами увеличат высоту потолка.
Цветовое решение
Вид комнаты можно грамотно скорректировать при помощи цвета. Скрывая недостатки, правильно подобранная палитра преподносит комнату в выгодном свете. Основными стоит сделать холодные и светлые оттенки.
Тёмные узоры и яркие покрытия сужают комнату. В дизайне такие элементы рассматривать не стоит. Обои лучше выбирать с мелким рисунком, а темный пол поможет создать контраст. Выгодно подчеркнёт и будет отличным выбором – паркет или ламинат.
От плотных штор дизайнеры рекомендуют отказаться. Комната выглядит свежее и свободнее при естественном освещении, чего не дадут такие занавески. Необходимо остановить выбор на воздушных, легких тканях или вовсе ограничиться тюлем.
Визуальное увеличение пространства
Визуально расширить спальню в хрущевке можно используя определённые приёмы:
- Предметов в спальне должно быть минимум. Следует применять скрытые варианты полок и шкафов. Квадратные метры поможет сэкономить встроенный шкаф-купе.
- Кровать должна быть комфортной. Размещать её следует, плотно придвинув к стене – для дополнительного освобождения и экономии места.
- Предпочтение отдаётся светлым тонам, но с белым оттенком нужно не переборщить, иначе спальня будет выглядеть, как больничная палата.
- От ковров придется отказаться. Они визуально крадут площадь помещения.
- Двери при открывании не будут занимать лишнее пространство, если установить раздвижной вариант.
- Освещение должно быть в комнате ярким. Причём как искусственное, так и естественное. Просторнее позволит сделать спальню грамотная расстановка светильников.
- Зеркала, кроме размещения на стенах, можно применить на потолке. Солнечные лучи будут удачно отражаться от их поверхностей. Всё зависит от расположения окна в спальне.
Фото реальных интерьеров спальни в хрущевке
Дизайн спальни в хрущевке: 140 фото+видео
Если вы являетесь владельцем квартиры в так называемом хрущевском доме, выстроенном в 60-80 годах минувшего века, то выполнить ремонт спальни и превратить ее в по-настоящему красивое, комфортное и функциональное пространство — не так уж просто. Но нет ничего невозможного! Грамотно подойдя к дизайну спальни в хрущевке, подбору отделочных материалов, мебели, текстиля и аксессуаров, вы сможете с легкостью преобразить пространство комнаты для отдыха. А помогут вам в этом рекомендации дизайнеров, которые мы собрали в этой статье.
Содержание статьи:
Основные проблемы спален в хрущевках
Архитектура домов-хрущевок предельно проста и функциональна. Лишенные излишеств, малогабаритные квартиры-коробки помимо небольшой площади страдают еще и не лучшей тепло- и звукоизоляцией. И при ремонте любой их комнаты особенное внимание уделяется нивелированию данных аспектов. Ведь холодная квартира не способствует здоровью домочадцев, а постоянно слышащиеся шумы – их безмятежному сну.
Низкие потолки по всей квартире ухудшают атмосферу и в спальной комнате. Зачастую проблема как будто давящего полка может ещё больше усугубиться, если выбрать неподходящую люстру или плафон.
По форме хрущёвская спальня обычно вытянутая. С точки зрения дизайнерского оформления этот вариант опять-таки не слишком удобен. Однако применение достаточной фантазии и выбор правильного стиля оформления позволяет рассчитывать на потрясающий результат.
Стили, которые подойдут спальне в хрущёвке
Стилевые направления подразумевают наличие достаточно просторной комнаты — шале, классический, прованс — следует сбросить со счетов. Не подойдёт для маленькой спальни и восточная стилистика, ведь она подразумевает обилие аксессуаров, способных «захламить» малогабаритную комнатку.
Зато в хрущёвку замечательно впишутся следующие стили:
Хай-тек – убранство в его духе предполагает использование насыщенных цветов и исключительно функциональных аксессуаров. Материалами, применяемыми в его рамках, становятся, главным образом, металл, пластик, стекло и хромированные поверхности;
Минимализм — предполагает простоту, чёткие формы, натуральные материалы и их комбинирование со стальными, пластиковыми и стеклянными предметами. Цветовое оформление — приглушенное, либо подразумевающее использование чёрно-белого контраста. Декоративных элементов используется минимум, а освещению придаётся максимальное значение;
Скандинавский стиль — характеризуется сдержанностью и «прохладностью» оформления, но не лишён уютности, которую вносит применение древесины для половой и стеновой отделки, а также изготовления мебели;
Лофт — концепция его применения включает использование отделочных материалов в их натуральном виде — бетона или кирпичной кладки. В спальнях кирпичная стена может быть заменена на ее белую имитацию, а металлические трубы, батареи, электрическая проводка и прочие коммуникации – остаться выставленными напоказ с декоративной целью.
Стиль фьюжн. Поскольку спальня — это место отдыха, не всем по душе простые интерьеры, лишённые смягчающего их облик аксессуаров и текстиля. И если вы хотите большей эффектности комнатного образа, можете смело выбирать стиль фьюжн, подразумевающий эклектичное смешивание нескольких направлений. Немного модерна, классики и ретро с провансом помогут вам сделать декор своей спальни максимально комфортным и стильным.
Используем приемы, расширяющие пространство
Малый объем спальной комнаты создаёт дизайнерам определенную проблему, поскольку подразумевает не просто грамотный выбор расцветок и мебельных изделий, но и нацеленность на зрительное расширение пространственных границ. И здесь на выручку способны прийти определенные оттенки и текстуры покрытий.
Если начать с верха помещения, одним из отличных вариантов спального преображения может стать создание зеркального потолка. С ним комнатное пространство будет казаться попросторнее, посвободнее и даже выше, чем оно есть.
Если же такое покрытие кажется вам чересчур экстравагантным решением, всегда можно сделать натяжной потолок из глянцевой ткани. Многократно отражая и рассеивая свет, он позволяет добиться нужного эффекта просторности.
На общее дело по расширению границ комнаты работают и окна. Для этого они должны быть пластиковыми, отличающимися гораздо меньшей громоздкостью и простотой в уходе. Обрамлять их стоит легкими занавесками, хорошо пропускающими свет.
Чтобы облегчить облик комнаты, нужно отказаться от использования чугунного радиатора, ведь современные тонкие батареи выглядят гораздо изящнее. А добиться недостающей теплоты в комнате при необходимости помогут тёплые полы.
Выбор цвета
В целом при декорировании хрущёвской спальни стоит выбирать нейтральные светлые тона — персиковый, сиреневый, розоватый, белоснежный и т. д. Они работают на зрительное расширение пространства, одновременно придавая комнатному настроению расслабляющую и безмятежную окраску.
Однако, при разработке дизайнерского решения комнаты, правило выбора светлых цветов не распространяется на оттенок напольного покрытия. Согласно закону цветового баланса, отделка пола должна быть потемнее, чем потолочная и стеновые поверхности. Только в этом случае можно создать ощущение комфортности и наличия под ногами «твердой почвы». В роли напольного покрытия может использоваться ламинат, паркет, наливной или пробковый пол и так далее.
При оформлении комнаты используйте не более 2-3 сочетающихся тонов. Если для оформления стен выбраны обои, предпочтительны варианты с небольшим рисунком. Крупный узор для малогабаритных спален не уместен, поскольку зрительно он приземляется потолок и перетягивает на себя внимание, внося в интерьер ощущение безвкусности и сжимая саму комнату.
Не лучшим вариантом станет и приобретение обоев в широкую полоску. Такому рисунку свойственно скрадывать пространство, отбирая чувство уютности у находящихся в комнате людей. Потому лучше выбирать вариации с тонкой вертикальной линией или же идущими вдоль изящными узорами. В этом случае вы одновременно прибавите комнате несколько сантиметров в высоту и «расширите» её границы.
[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Кстати, не стоит злоупотреблять использованием мебели и аксессуаров. Приобретая в комнату только необходимый минимум, вы высвободите драгоценную для небольшой комнаты площадь и наполните ее воздухом. [/box]
Выбор источников освещения
Еще одним важным аспектом планирования спального дизайна становится подбор источников освещения. Грамотно расположив световые источники, вы добавите комнате просторности и расставите выигрышные акценты.
Для этой цели не подойдут крупные люстры и устанавливаемые на пол торшеры, которые лишь подчеркнул низость потолка и дефицит свободного пространства. Гораздо более удачным выбором станет приобретение светильников-буше — плоской альтернативы люстры.
В дополнение к буше в хрущевской спальне можно поместить настенные бра. Давая направленный вертикальный свет, они будут зрительно вытягивать потолок и гарантируют комфортное глазу освещение.
Постарайтесь отказаться от использования голубого или белого холодного света. Для спальни идеальным выбором станет желтоватый оттенок свечения. Отличаясь теплотой, он наполняет помещение дополнительным уютом
Выбираем мебель для спальни
Переходя к финишному этапу ремонта, владельцы хрущевских спален задумываются о подборе мебели. Основное требование здесь — удобство и соответствие созданному спальному интерьеру. При этом мебельные изделия не должны загромождать комнату.
Секреты дизайнеров по выбору мебели для хрущёвской спальни следующие:
Поскольку разместить традиционный гарнитур в небольшой спальне сложно, лучше подобрать комплект только самых необходимых вещей, благодаря чему комната будет казаться просторнее;
Оптимальным выбором для 10-12-«квадратной» супружеской спальни станет кровать 160-180 см. шириной. Дабы сэкономить место и одновременно добавить функциональности данной мебели, закажите вариант с выдвигающимися ящиками для хранения;
Вы освободите ценное место, отказавшись от прикроватных тумбочек. Заменить их могут полки или стеновые п-образные стеллажи;
Повесив в комнате зеркало или даже несколько зеркал, вы сможете визуально расширить ее границы и избавиться от необходимости ставить туалетный столик;
На визуальное расширение пространства с пользой может поработать и установка шкафа-купе с зеркальными дверями. Лучше если это будет угловой вариант мебели или шкаф, встроенный в нишу — в этом случае вы получите нужное вам место для хранения, однако не займете полезные квадратные метры;
Заменив кровать диваном, вы сэкономите свободное место, получив на дневное время удобное место для сидения. А предпочтение изделия с трансформационными механизмами «Дельфин», «Книжка», «Выкатной» или «Аккордеон» обеспечит ему долговечность эксплуатации.
При выборе мебели в спальню не стоит забывать и о грамотном выборе ее цветового решения. По мнению дизайнеров, мебельный гарнитур должен быть чуть потемнее, чем основное оформление комнаты. В этом случае не будет нарушен закон гармонии, и меблировка не сольётся с оформлением комнаты.
Текстиль, аксессуары для спальни.
Прежде, чем перейти к разговору о выборе текстиля и аксессуаров, хочется привести несколько дизайнерских рекомендаций по выбору штор:
В маленькой комнате занавески не должны быть массивными и тяжелыми. Ведь в этом случае они будут «красть» пространство;
При выборе штор рекомендуется остановиться на легких материях светлых тонов. Они придадут спальне ощущение воздушности;
Скажите «нет» шторам темного оттенка с массивным рисунком, «сужающим» пространство.
Что же до использования текстиля и аксессуаров при оформлении хрущевской спальни, то самое первое правило: убранство не должно ими перегружаться! Пары-тройки средних по размерам декоративных вещиц с перекликающимся цветовым решением, будет вполне достаточно.
Для малогабаритных помещений дизайнеры советуют выбирать:
Фотоснимки и картины в темных рамах. На фоне контрастирующих светлых стен они будут смотреться выигрышно, играя роль акцентов.
Насыщенными по цвету могут быть и освежающие убранство комнаты прикроватные коврики;
Подбирая украшения для комнатного декора, руководствуйтесь принципами минимализма. Отличным решением станет установка незамысловатых кованых фигур или фигур в японском стиле;
Размещая аксессуары, тщательно проследите, чтобы они не копировали друг друга. К примеру, две похожие на друг дружку картины на параллельных стенах «сужают» пространство комнаты;
Не забывайте про принцип минимум украшений при их максимальной простоте. В случае если вам уж очень хочется украсить стену ярким и большим аксессуаром, постарайтесь, чтобы прочие элементы были небольшими или и вовсе отсутствовали;
Чтобы сделать спальню максимально уютной, разместите в ней декоративные подушки, комнатные растения и торшеры. Данным элементам надлежит быть простыми и не слишком броско выглядящими, гармонично вписывающимися в стилистику созданного интерьера;
При желании можно добавить комнате солнышка — приобрести декоративные подушки или коврик яркого цвета — оранжевого или желтого оттенка. Однако перебарщивать с подобными элементами не рекомендуется.
Что дизайнеры категорически не рекомендуют использовать в декоре хрущевских спален :
- Массивные вазы для напольного размещения и громоздкие статуэтки;
- Большие картины и зеркала в массивных рамках;
- Объемные паласы и имеющие высокий ворс ковры;
- Открытые книжные стеллажи.
Стоит вам учесть все вышеперечисленные рекомендации, проявить креативный подход и ответственно подойти к выбору отделочных материалов и мебели, и ваша малогабаритная спальня с лёгкостью превратится в необычайно комфортный и функциональный уголок отдохновения.
https://youtu.be/5Ha7scjDWbg
Интерьер спальни в хрущевке. Мебель для спальни
Дома, построенные во времена Хрущева, принято называть «хрущевками». Это блочные или кирпичные дома с небольшими квартирами. В них высота потолков едва достигает 2,5 метров. В основном для такой недвижимости характерны проходная комната, совмещенный санузел, а также небольшая кухня до 6 м².
При строительстве этих домов проектировщики даже не задумывались об оформлении своих комнат, а будущие жильцы дома придумывали свою фантазию и имеющиеся в магазинах материалы. В основном интерьер спальни в хрущевке не блистал разнообразием, все предметы были достаточно функциональны, хотя привлекательными и уютными их назвать было сложно.
Такие дома строились для быстрого решения проблемы дефицита недвижимости и были рассчитаны на 25 лет эксплуатации. Только эпохи сменяли друг друга, а в огромном количестве хрущевской России до сих пор живут миллионы людей. Таких домов особенно много в крупных городах нашей страны. Каждый хочет сделать свой дом уютным и комфортным местом, куда приятно возвращаться. Как раз в этом нам помогут всевозможные дизайнерские решения, которые призваны сделать удобной и привлекательной каждую комнату дома.
В маленькой квартире нет необходимости хранить старые вещи, которые уже не нужны, ведь они занимают место, которое можно активно использовать. Но этот совет можно применить ко всей недвижимости. Особенности дизайна таких помещений основаны на минимализме. Огромное количество различных украшений, что только обостряет восприятие, создает ощущение захламленности. Но, освободившись от стен с посудой и коврами, можно почувствовать, насколько легче стало дышать.
Дизайн спальни
Для профессионального дизайнера хрущевка – настоящее испытание для воображения. Например, узкая спальня здесь имеет площадь около 10 кв м, форма этой комнаты одновременно вытянутая, отличающаяся слабым естественным освещением от небольшого окна, которое находится в конце комнаты. При этом функциональное назначение этой комнаты накладывает определенные обязательства по наличию некоторой необходимой мебели.
Для спальни всегда старайтесь выделить отдельную комнату, если квартира хоть двухкомнатная. Это грамотное решение, так как только полноценный сон может придать сил на следующий день. Специально для этого создается пространство, настраивающее на полноценный комфортный отдых. Особенности стиля маленькой спальни связаны с формой и размером комнаты. В основном вторая комната в такой квартире длинная и узкая, с небольшой кладовкой в дальнем конце.
Сразу следует отметить, что дизайн интерьера спальни в хрущевке не приемлет использования крупных акцентов и темных цветовых решений, способствующих визуальному уменьшению помещения. Это определенное табу, с которым не стоит экспериментировать. Например, потолок лучше сделать из глянцевого светлого материала. В этом случае он будет казаться выше, сделает комнату немного светлее за счет своего отражающего эффекта.
С многоуровневыми потолками тоже особо не фантазируйте. Они визуально только уменьшат помещение. Идеально ровная, гладкая глянцевая поверхность – это то, что нужно для этой комнаты.
Стиль спальни
Чтобы правильно оформить интерьер спальни в хрущевке, в которой можно было бы полноценно и с удовольствием отдохнуть, необходимо определиться со стилем помещения. Дизайнеры не советуют украшать помещение громоздкими и пышными интерьерами в стиле ампир и барокко. Для маленькой спальни подойдет несколько вариантов:
- минимализм;
- высокие технологии;
- Скандинавский стиль;
- Современный;
- Японский стиль.
Все эти стили различны по своему дизайну и структуре, хотя и имеют общую черту, а точнее минимум мебели, что делает интерьер более свободным, пространство воздушным и светлым.
Какой бы стиль вы ни выбрали, обратите внимание на рекомендации дизайнеров по выбору мебели, материалов, освещения и цвета.
Акцент на стенах
Оформление вертикальных поверхностей — фасадов шкафов и стен — также лучше ограничить цветовую гамму теплыми пастельными оттенками или холодными бежевыми, голубыми или розовыми. Если при создании интерьера спальни в хрущевке вы остановили выбор при отделке стен на обоях, они не должны быть с крупными рисунками и орнаментами.
Яркие элементы
Если вы хотите еще добавить контрастные яркие элементы, то их следует наносить ближе к полу. В идеале это должно быть напольное покрытие темного цвета, перекликающееся с оттенком рамок фотографий или настенных росписей. Откажитесь полностью от темных штор. В идеале при оформлении окна ограничится прозрачными и легкими светлыми тканями. Тогда, если окна выходят на солнечную сторону, лучше использовать жалюзи, прикрепленные к раме, для создания необходимого уровня затенения.
Мебель для спальни
При разработке дизайна спальни в первую очередь необходимо понять, какая мебель будет в ней стоять. Это должна быть кровать, а также другие предметы: комод, тумбочки, зеркала и шкафы. Еще совсем недавно интерьер спальни в хрущевке невозможно было представить без стандартного, определенного набора мебели. На сегодняшний день существует огромное количество решений для создания уникальной обстановки даже в таком маленьком помещении.
Кровать
Одна из стен этой комнаты может быть около 2,5 м, следовательно, кровать нужно выбирать минимального размера. Само собой разумеется, что кровать с коваными изголовьями, балдахинами, а также круглая кровать для маленькой комнаты не подойдут. Идеальной мебелью для спальни небольшой площади является кровать-подиум, оборудованная выдвижными ящиками. Она должна быть с изголовьем, иначе стена всегда будет пачкаться и иметь неопрятный вид.
Прикроватные тумбочки нужно выбирать одного уровня с кроватью. Они должны максимально плотно прилегать к ней. Если спальня слишком маленькая, то их можно заменить полками, подвешенными к изголовью.
Шкафы
Наиболее подходящими для спальни в хрущевке будут встроенные шкафы. Лучше всего, чтобы они доходили от потолка до потолка. Если шкаф неглубокий, то его высота компенсирует небольшую глубину и ширину. Его двери сэкономят пространство, а добавив витраж или зеркало с подсветкой, при этом помещение можно будет визуально расширить. Небольшие ниши можно использовать для хранения вещей – при правильно подобранной подсветке они сэкономят место, а спальне придадут уютную атмосферу.
Комоды
Маленькая спальня в хрущевке не предполагает наличия таких предметов мебели, так как они занимают много места и не функциональны. Комод и тумбочки можно заменить полками на стену, устанавливаемыми на любом уровне. При оформлении комнаты стеллажами также не стоит забывать о зеркалах, подсветке и других способах визуального расширения комнаты.
Световое решение
Продумывая интерьер маленькой спальни в хрущевке, крайне важно уделить внимание световым гармоничным решениям. Изначально стоит побеспокоиться о наличии приглушенного мягкого света, включаемого отдельно от основного.
Небольшая спальня хорошо освещена настенными бра и небольшими точечными светильниками. В этом варианте можно полностью отказаться от классической люстры, прикроватных светильников и торшеров, которые занимают место.
Кроме того, для маленькой спальни подойдет нижний свет, созданный с помощью светодиодных лент. В вашей комнате это будет дополнительным украшением, добавит ей комфорта и уюта. Различные лампы могут стать аксессуарами сами по себе. При грамотном выборе бра, а также их органичном размещении никакие другие аксессуары для этой комнаты вам не понадобятся.
Если в спальню вам нужен телевизор, есть смысл выбрать экран с настенным креплением. Чем больше диагональ телевизора, тем менее сдержанны и мелки другие предметы, окружающие вас в комнате.
Следуя всем вышеперечисленным простым советам, вы сможете создать неповторимый интерьер спальни. Хрущевка, фото которой представлены в этой статье, требует предварительного планирования на листе бумаги вариантов отделки стен и расстановки мебели, а также выбора удачных текстильных решений.
Стол, диван, буфет — ЛИШНЕГО НЕТ!
/ Стол, диван, буфет – ЛИШНЕГО НЕТ!
Мебель 60-х годов еще можно встретить в старых квартирах, но большинство из нас не помнит, как выглядел среднестатистический интерьер квартиры 60-х, даже до сервантов и корпусной мебели. Тем не менее посмотреть на «положение» этих квартир очень интересно. Приглашаю открыть дверь в «квартиру» советских времен для семьи со средним достатком, проживающей в г. Лида Гродненской области БССР.
Продолжаем обзор выставки «Хрущевка 60-х».
Стол является одним из важнейших предметов «обстановки», несмотря на габариты квартиры, он всегда находился в центре комнаты. В конце 50-х повсюду можно было увидеть круглые столы. Во многих семьях по случаю была мебель; промышленность провинции по-прежнему выпускала массивные круглые столы.
Долговечность этого предмета мебели понятна тем, кто зашел на кухню в типичной хрущевке – там стол, за которым семья могла обедать и ужинать, просто не было места. Выбора тоже не было – только в гостиной! А семьи (большие семьи!) тогда держали устои, собираясь вечером вместе. После ужина за столом играли в шахматы, писали письма, читали книги и прессу, а дети делали уроки.
Стол на нашей выставке тоже круглый. К разным датам календаря мы радуем посетителей «тематическими порциями».
Этот тип стола разработан с выдвижной центральной частью. Праздники, застолья были немыслимы без друзей и соседей!
В начале 60-х круглые массивные столы еще стояли в квартирах жителей крупных городов, запивая эпизодами художественных фильмов – тому подтверждение.
На смену трудным послевоенным годам пришли светлые, наполненные верой и надеждой на лучшее будущее 60-е….. Это период новых открытий, активного освоения космоса, движения хиппи и путешествий по миру страна. Все это, конечно же, так или иначе отразилось на дизайне интерьера. Хрущев начал ездить за границу, «занавес» приоткрылся и стало возможно узнать: а что там…
Дизайнеры получили возможность использовать для изготовления мебели такие нетрадиционные в этой области материалы, как стекло, металлы и цветные пластики, которые добавили яркости и разнообразия палитре мебельной индустрии.
Продуманное сочетание ярких, часто не сочетающихся друг с другом оттенков в одном интерьере. В городской квартире 60-х самые популярные цвета — оранжевый, зеленый, салатовый, желтый, синий. Мебель приобрела квадратную форму, в текстильном рисунке использованы геометрические и асимметричные орнаменты. Долой мелкобуржуазные излишества и рюши! Внешняя легкость появилась за счет ножек конической формы из хромированных металлических труб с дополнительной хромированной отделкой по краям столешницы из ламината и стульев. Стулья были плотно обтянуты пластиком, напоминающим модную в те годы глянцевую лакированную кожу. Это был шик больших городов. Вспомните декорации фильмов «Оттепель», «Стиляги»…
А вот областные города союзных республик такого шика не знали, и такую мебель видели уже позже, в 60-х, чаще всего в квартирах можно увидеть, например, диваны а-ля сталинский ампир.
Высокая массивная спинка, в верхней части которой могут быть полочки для мелочей, маленькое зеркальце, бейка. По сути, это просто офисный диван. Вот только кабинет в провинциальной квартире был редкостью и был такой диван в «атмосфере», как посторонний…
Но и суровый минимализм его осовременил – стоило офисному дивану уменьшить высоту спинки, «одеть» его в дешевый гобелен и вот подходящая мебель для тесной хрущевки. А чтобы сэкономить больше жилплощади, спинку или валики сделали складными.
История создания дивана полна загадок и противоречий. Некоторые исследователи уверены, что диван является «потомком» обычной деревянной скамьи. Другие уверены, что такая мягкая мебель – один из даров Востока.
На память о провинциальном детстве остался симпатичный диванчик – пуфик с валиками и массивными подушками в комплекте. Накрыта она была чехлом из яркой ткани с рюшами, поэтому манила комфортом и возможностью раскачивать пружинящие части, имитируя волны. Мне кажется, это было так привлекательно, именно в связи с «восточной ноткой»…
Многие считают, что этот необычный предмет интерьера давно вышел из моды и потерял свою актуальность. Это неправда. Сегодня мировые дизайнеры все чаще включают его в состав коллекций в классическом и современном стилях – купить пуфики можно у многих известных европейских мебельных брендов.
Небольшой раскладной диван нашего музея «Квартира 60-х» был представлен недавно и поверьте, он дополнил экспозицию, которую можно точно назвать «атмосферой дома»…
Не менее традиционный объект Советской мебелью был буфет – небольшой узкий шкафчик с дверцами, часто – стеклянными, в котором хозяйки хранили посуду. Впрочем, ей обычно хватало и пары закрытых веток. Зато на открытых поверхностях можно было, на зависть гостям, хранить самые дорогие предметы — например, фарфор.
Следует уточнить для тех, кто не «родился в СССР».
Сохранившееся наследие конца 19-начала 20 веков – шкаф-горка для праздничной или коллекционной посуды. «Горка» была названа потому, что верхняя часть имела корпусную конструкцию и была со всех сторон стеклянной. Для рассмотрения. В гостиной была горка.
Буфет уже тогда был, но не имел такого статуса – его место в столовой, а то и на кухне. Справедливости ради – статус был. Торговый буфет. Он часто был настоящим произведением искусства ручной работы! А сегодня это настоящая «охота на антикваров».
Буфет послевоенных лет был лишен декоративности, прост и дешев.
А в квартирах 60-х можно было встретить кого угодно: купленного по случаю, сбежавшего от родственников или того хуже – экспроприированного…
Буфет очень быстро оттеснил новый вид мебели – буфет, который начали производиться и продаваться в больших городах в конце 60-х и только спустя 20 лет гусеница заползла в квартиры… Но это уже другая история и другой образ жизни.
Буфет в нашей «хрущевке 60-х» давали семьям граждан, помня, что при получении квартиры они перевозили весь простой скарб (что у них было). И буфет был первой покупкой. Единственный новый предмет мебели. Хозяйка настояла!
На этот раз обзор.
Дизайнеры мебели, реставраторы и просто любители, к счастью, ценят стиль ретро. Современный интерьер в стиле ретро не ограничивается временными рамками одного десятилетия. Вполне допустимо использование в одном интерьере элементов из разных этапов эпохи ретро. Гораздо важнее уделить более пристальное внимание соответствию цвета, фактуры и рисунка. Добавление в конкретный современный интерьер нескольких тщательно подобранных элементов ретро-стиля только подчеркнет очарование старинных предметов.
Для иллюстрации использованы материалы из фондов нашего музея, а также найденные в сети Интернет.
Просьба к НЕРАВНЫМ к этой теме жителям нашего города Лида: поделитесь фотографиями из личных архивов, которые сделаны на фоне интерьеров 60-х годов.
Отсканируй и верни с благодарностью!
Stories of House and Home Кристин Варга-Харрис — электронная книга
Наслаждайтесь миллионами электронных книг, аудиокниг, журналов и многого другого с бесплатной пробной версией
Всего 10,99 евро в месяц после пробного периода. Отменить в любое время.
Электронная книга532 страницы9 часов
Рейтинг: 0 из 5 звезд
()
Об этой электронной книге
Истории дома и дома — это социальная и культурная история масштабной строительной кампании, которую Хрущев начал в 1957 году для решения жилищный кризис в СССР и обеспечить каждую семью своей квартирой. Достойное жилье считалось залогом здоровой и продуктивной семейной жизни, необходимой для реализации социалистического коллективизма. Опираясь на архивные материалы, а также мемуары, художественную литературу и советскую прессу, Кристин Варга-Харрис показывает, как многие аспекты этой огромной государственной инициативы — от планировки кварталов до дизайна интерьеров — были направлены на облегчение скученности, недостойных условий жизни и скульптуры жителей. в идеальных советских граждан. Она также подробно описывает, как личные интересы пересекались с официальными целями советского общества во время «оттепели», периода, характеризовавшегося как либерализацией, так и бдительностью в повседневной жизни.
На фоне повсеместного перехода от коммунального к односемейному проживанию « Истории дома и быта » исследуются повседневные переживания и чаяния советских граждан, получивших новые квартиры, и тех, кто продолжал жить в старом жилом фонде из-за к хроническим проблемам, которые преследуют жилищную программу. Варга-Харрис анализирует противоречия, проявляющиеся в героических подвигах и, казалось бы, необъяснимых задержках строительства, в образцовых благоустроенных квартирах и ветхих жилищах, счастливых новосельях и неутешительных переездах, в новых жильцах и частных лицах, просящих обменять старые квартиры. Она также показывает, как советские граждане отождествляли себя с государством и с более широким проектом построения социализма.
Skip Carousel
Связанные категории
Skip Carousel
Обзоры для рассказов о доме и доме
Рейтинг: 0 из 5 звезд
0 Рейтинги
0 Оценки
1212.

РАССКАЗЫ
ДОМ И ДОМ
Советская квартира
Хрущевские годы
КРИСТИН ВАРГА-ХАРРИС
Cornell University Press
Ithaca and London
For my parents, Gizella and Jozsef
CONTENTS
List of Illustrations
Acknowledgments
Glossary
Note on Transliteration
Введение
1. Строительство социалистического дома, соответствующего космической эре
2. Фундамент
3. Внутренние пространства
4. Liminal Plates
5. Поиск Normalcy
6. Конструирование Советская идентичность и восстановление на дому фронт
747Список литературы
Индекс
ИЛЛЮСТРАЦИИ
I.1 План отдельной квартиры, рассчитанной на семью из трех человек
1. 1 Celebrating Builders’ Day
1.2 Conveyor-belt-style construction
1.3 Nikita Khrushchev visiting Shchemilovka Street in Leningrad
1.4 A typical five-story khrushchëvka
1.5 Convertible furniture
1.6 Безвкусный
предметы декора
1.7 Модельная мебель и декоративные изделия
1.8 Уютное рабочее место
2.1 Новое жилье, завершенное вовремя для сорока пятого юбилея октябрьской революции
2.2. Счастливое домохозяева для строителей Metro
2.3. Семейство в новом квартире
92 2.3. Семейство в новую квартиру 92 2.3. Семейство в новом квартире 92 2.3. В новой квартире 92 2.3. В новой квартире 92 2. новостройка2.5 Постоянная задержка строительства
2.6 Ожидание нового жилья
3.1 Современные конструкции абажуров
3. 2 Krokodil’s recommendation for repurposing outdated lampshades
3.3 Overly adorned dormitory rooms
3.4 New décor and hospitality
3.5 Shortcomings in furniture production
4.1 Popular initiatives
4.2 Привлечение к общественному контролю нарушителей общественного порядка
5.1 Семейные махинации с целью увеличения жилой площади
5.2 Испытания совместного пользования общей ванной
БЛАГОДАРНОСТЬ
ЭЙФОРИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭТОЙ КНИГИ сопровождается потоком благодарности за огромную поддержку, советы, терпение и веру, которые оказали семья, друзья, коллеги и наставники показали мне путь. Идея этой работы родилась в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн под руководством Дайаны Кенкер, которая помогла мне концептуализировать исследовательский проект, на основе которого он развился, и на каждом шагу предлагала своевременную, проницательную критику и предложения. Ее непоколебимый энтузиазм и поддержка, не говоря уже о ее доверии ко мне, были неоценимы для реализации этой книги.
Диана — не единственный выдающийся ученый, с которым мне выпала честь работать: Марк Стейнберг был еще одним активным и активным сторонником, как и Антуанетта Бертон и Жужа Гилле. Всегда щедрый на их время и мысли в качестве наставников, теперь я смотрю на них как на образцы для подражания в своей академической карьере, продолжая восхищаться их интеллектуальной любознательностью и строгостью, их оригинальными подходами к исследованиям в соответствующих областях знаний и их творческой энергией. .
Для меня также важны товарищеские отношения, которыми я наслаждался в Университете Иллинойса во время встреч русского кружка и группы восточноевропейского чтения. Последнее было закреплено Китом Хитчинсом, еще одним ученым, дорогим и вдохновляющим меня. В каждой из этих сред я нашел хороших друзей, включая Теодору Драгостинову, Ирину Гигову, Кристофера Скарборо и Грегори Страуда; вместе с Робином Бридингом Грег наполнил наше исследование в России яркими моментами, которые помогли подавить мою тоску по дому.
Наряду с читательскими кружками академическая среда, созданная Российским, Восточноевропейским и Евразийским центром при Университете Иллинойса, отточила мой интерес к междисциплинарным исследованиям. На протяжении многих лет уютные встречи Среднезападного семинара по истории России и массовые съезды Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований давали мне конструктивные комментарии к моим исследованиям, а также интеллектуальную стимуляцию. То же самое можно сказать и о следующих тематических конференциях, в которых я имел честь участвовать: Жалобы
(Принтон, 2013 г.), Социалистические шестидесятые
(Урбана, 2010 г.), После войны, после Сталина
(Санкт-Петербург, 2010 г.) и Разделенные миры грез
(Утрехт, 2008 г.). Поскольку участников этих различных семинаров и конференций слишком много, чтобы их перечислить, я благодарю их всех вместе.
Я также благодарен друзьям и коллегам, которые обсуждали со мной отрывки из этой книги, читали черновики глав или отвечали на насущные исследовательские вопросы: Теодора Драгостинова, Дебора Филд, Стивен Харрис, Марджори Хилтон, Сьюзен Рейд и Рошана Сильвестр. Стивен Харрис, который, как оказалось, приступил к изучению хрущевки незадолго до меня, тепло приветствовал меня в блоке, любезно поделившись со мной обзором своего проекта, чтобы я мог, пока я приступлю к своему собственному, уникальная ниша для себя.
Я также в долгу перед двумя анонимными читателями, привлеченными издательством Корнеллского университета для рецензирования рукописи, за их проницательные оценки, вопросы и рекомендации. Джон Акерман, как директор, оказал сильную поддержку этой книге с самого начала, а затем обеспечил ценное руководство на протяжении большей части процесса публикации; его помощнику Майклу Моррису следует отдать должное за то, что он быстро ответил на бесчисленное количество запросов, которыми я засыпал его за последние пару лет. Я также благодарю Роджера Хейдона, исполнительного редактора прессы, который, хотя и был относительным новичком в этом проекте, своим интересом и вкладом поднял мой моральный дух на последних критических этапах публикации; они были необходимы, чтобы принести эту книгу домой, так сказать.
Исследования для этого проекта стали возможными благодаря ресурсам и финансовой поддержке нескольких учреждений. Славянский справочный персонал в Университете Иллинойса был кладезем знаний, сначала помогая мне найти источники, а затем помогая мне в вопросах авторского права и сканировании изображений для книги. Я также благодарен за возможность работать в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Центральном государственном архиве кинодокументов, фотографий и звукозаписей Санкт-Петербурга. Время, которое я провел в России, было бы невозможно без финансирования, и за это я благодарю исторический факультет и аспирантуру Университета Иллинойса за субсидию на мое исследование, а впоследствии за семестр непрерывного письма. С тех пор, как я поступил на факультет Иллинойского государственного университета в 2007 году, я также смаковал периоды писательской деятельности, не обремененные другими обязанностями, благодаря летним стипендиям Колледжа искусств и наук и доверию, оказанное мне моими коллегами с исторического факультета, которые номинировали меня за эти награды.
Я написал большую часть этой книги в Университете штата Иллинойс, и мне действительно повезло находиться в компании разношерстной группы ученых, среди которых я также нашел друзей и приемную семью. Среди них я выделяю двух коллег, которые оказали непосредственное влияние на завершение этой работы: Эми Вуд, наставника и друга, которая руководила мной на каждом этапе процесса публикации, давая практически немедленные и всегда мудрые советы, и Катрин Пэлер, которая постоянно был готов подбодрить меня и заверить, что мой исследовательский проект такой классный
в те моменты когда я сам этого не видел. Потрясающая группа коллег с исторического факультета Университета Св. Томаса во Фредериктоне, Нью-Брансуик, поддерживала меня таким же образом во время моего пребывания там в качестве приглашенного преподавателя с 2005 по 2007 год. Я благодарю их за то, что они поделились со мной своим увлекательным исследованием. о материальной и потребительской культуре, а также за предоставленную мне возможность включить в мои преподавательские задания ряд актуальных курсов, в которые я мог бы легко вставить свою научную программу и тем самым начать наброски этой книги.
В основе моих исследований лежит глубокий интерес к живому коммунизму. В этом отношении эта книга также прошла окольный путь в личном плане — а именно, от любопытства к коммунистической повседневной жизни, взращенной опытом сельской Венгрии в 1970-х и 1980-х годах, к исследованию городской России 1950-х и 1960-х годов. Оглядываясь назад, я понимаю, что источником этой озабоченности были долгие летние каникулы, проведенные с родственниками в родных местах моих матери и отца: в сельскохозяйственной деревне Гава и шахтерском городке Четены, где я впервые встретил русских, влюбился в них. их язык, и неизлечимо (хотя сначала неосознанно) заинтересоваться Советским Союзом. Учитывая, что мои родители иммигрировали в Канаду, и, кроме того, мой отец был 56er
— надо признать, странно, что из всех стран меня так тянуло к изучению России. Столкнувшись с моей манией, мои родители никогда не сомневались в этом, восхищаясь моими занятиями, веря в мои способности и предлагая бесконечную моральную и финансовую поддержку от аспирантуры до публикации этой книги. Слова не могут полностью передать мою признательность за все, что они с любовью дали мне, или мое восхищение жизнью, которую они построили для себя. Именно им, Гизелле и Йожефу Варга, я посвящаю эту работу.
Я также благодарен своим родственникам, Кэтрин и Артуру Харрисам, которые стали для меня второй парой родителей – воодушевляющими, любящими и щедрыми во всех отношениях. Мой самый большой подарок в жизни, мое средство к существованию — мой муж, Глен Харрис. Он никогда не спрашивал меня, когда книга, наконец, будет завершена, признавая, что на это уйдет столько времени, сколько потребуется — проявление его собственного стремления к совершенству и страсти к обучению. С практической точки зрения, без его неутомимого редакционного вклада моя проза была бы чрезмерно громоздкой, а без его искреннего участия в моих исследованиях некоторые из моих интерпретаций остались бы совершенно непрозрачными. Что еще более важно, я благодарю его за то, что он не раз вырвался с корнем, чтобы сопровождать меня, когда я защищал докторскую диссертацию. а затем карьера в академических кругах и за то, что обогатил мою жизнь своим добрым сердцем, открытым умом, обширными интересами и многочисленными талантами, а также радостью жизни, которая приносит радость в каждый мой день.
Ранние версии или части глав этой книги впервые появились в следующем: Формирование гражданства в тылу: возрождение социалистического договора и построение советской идентичности во время оттепели,
в Дилеммах десталинизации: социальный и культурный История реформ в хрущевскую эпоху, изд. Полли Джонс (Лондон, 2006 г.), 101–116; Домашнее хозяйство и эстетические и нравственные границы советского дома в хрущевскую эпоху,
Журнал социальной истории 41, вып. 3 (весна 2008 г.): 561–589.; и Движение к утопии: советское жилье в атомный век,
в разделенных мирах грез? Культурная холодная война на Востоке и Западе, изд. Питер Ромейн, Джайлз Скотт-Смит и Джос Сигал (Амстердам, 2012 г.), 133–153. Я благодарю соответственно Taylor and Francis Group, Oxford University Press и Amsterdam University Press за разрешение перепечатать материалы из этих публикаций.
ГЛОССАРИЙ
Термины
байт — быт, образ жизни
КПСС — аббревиатура от Коммунистическая партия Советского Союза
дружинники — члены добровольного народного патруля охраны общественного порядка
инвалид — инвалид в русском обороте
исполком — исполнительный комитет
хрущевка — разговорное название типовой пятиэтажной хрущевки -эпоха квартира
Комсомол — аббревиатура молодежной организации Коммунистической партии
коммуналка (пл. коммуналки) — коммунальная квартира
культурность — культурность
личность — самость
мещанка — женское прозвище человека с мелкобуржуазным мировоззрением подражательный, жадный или обывательский
микрорайон (мн. микрорайоны) — микрорайон; по существу тип микрорайона
новоселье — новоселье
новосель (мн. новоселы) — новосел
; срок, связанный с вселением в новый дом
новостройка-новостройка
область-район
приказ-приказ (например, на новую квартиру)
отдельная квартира- отдельная квартира
в смысле бытия предназначен для одной семьи
письмо (мн. письмо) заявления — письмо-запрос
письмо (мн. письмо) жалоба — письмо-жалоба непристойность
прописка-вид на жительство
район — городской округ
красный угол — место для отдыха, а также для привития коммунистических ценностей
рейд — рейд
или осмотр социальной группой ; обозначает тип государственного органа, существующего на различных уровнях
субботники — субботники
воскресники — воскресные
Сокращения для часто используемых опубликованных источников
A I S Leningrada — Arkhitektura I Stroitel’stvo Leningrada
D I SSSR — Dekorativnoe iskusstvo SSSR
S I A Leningrada — Stroitel’Stvo I Arkhitektura Lendingrada22 railingrience22 vly -vliverini’teherni -vlirererni’tehrendi’techerni’tehrendi’techerni. дело (файл)
изд. хр.—единица хранения (дело)
ф.—фонд (сборник документов)
л. (мн. лл.)—список (мн. листы) (лист/лист/стр.)
оп. —опись (опись/список дел в фонде)
ЦГА СПб — Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
ЦГА КФФД СПб — Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга)
ПРИМЕЧАНИЕ О ТРАНСЛИТЕРАЦИИ
В этой книге, если не указано иное, переводы с русского на английский и транслитерации с русской кириллицы на латиницу являются моими собственными. Для последнего я пытался последовательно использовать систему Библиотеки Конгресса (LOC). Однако при транслитерации имен людей и мест я отдавал предпочтение общему использованию, а не схеме LOC, что иногда приводило к конфликту в написании (например, Наталья Баранская и Наталья Лебина).
ВВЕДЕНИЕКОММУНАЛКИ, ХРУЩЕВКИ
ПОСЛЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ обращений в различные инстанции, влияющие на распределение жилья, и терпеливого ожидания казалось, что Серафим Александрович Колосов и его семья наконец-то переедут из своей крошечной 03 комнатки34 в просторную новую квартиру. Обрадовавшись, Колосовы принялись планировать новоселье, составляя список всех на работе и в государственных учреждениях, кто неустанно заступался за них, чтобы обеспечить им новое жилье. По мере того как список рос, они беспокоились, что им не хватит места, чтобы приветствовать всех тех, кто оказал им помощь или поддержку. Тем не менее, приглашения, наконец, были отправлены. Но на новоселье никто не пришел — не из-за других обязательств, а потому, что на самом деле все оставалось именно так, как было годами, когда Серафим с семьей ютились в тесной квартире, а их жилищное челобитное переходило из рук в руки, растет толстый с
резолюции.
¹
В этом сардоническом рассказе, опубликованном в сатирическом журнале «Крокодил», эта сардоническая повесть, опубликованная в сатирическом журнале «Крокодил», изображает получение хорошей квартиры как мечту о советском жилье: как и другие грандиозные политики социалистического государства, стремящегося улучшить жизнь своих граждан, мандат на обеспечение достаточного жизненного пространства, казалось, составил немногим более 90 333 блестящего провала. ² Обещание массового жилья берет свое начало в Октябрьской революции 1917 года, а экспроприация и перераспределение частных домов, последовавшие в течение нескольких месяцев после победы большевиков, стали первой попыткой достичь этой цели. Но унаследованного от царского режима запаса жилой площади было далеко недостаточно, и имевший место на рубеже ХХ века подавляющий приток сельских жителей в городские центры продолжался и в 1920-е годы, обостряя тем самым жилищный кризис. Проще говоря, нужно было строить больше жилья. Тем не менее к 19В 30-е годы Иосиф Сталин перенаправлял капитал, ресурсы и человеческие силы с потребительских нужд, в том числе жилищного, на интенсивную индустриализацию, коллективизацию земли и подготовку к войне. Затем, во время Великой Отечественной войны, советский жилой фонд еще больше пришел в негодность или был истощен разрушением. Дефицит затянулся до 1950-х годов. Его конец, наконец, стал не за горами, когда в июле 1957 года Никита Хрущев сделал жилищное строительство приоритетом, объявив амбициозный указ о разрешении жилищного кризиса и обеспечении каждой семьи
отдельная квартира
(отдельная квартира). ³
Эта политика означала и перестройку жилого пространства советских граждан, а именно переход от коммунального жилья к односемейному. В коммуналке или коммуналке жильцы делили кухню, ванную (с отдельным туалетом) и кладовые. Коммуналки изначально создавались из домов дореволюционной элиты, которые были поделены в течение 1917–1918 годов, чтобы минимально обеспечить каждой семье отдельную комнату; 9Экспериментальной вариацией на эту тему были 0333 дома-коммуны (дома-коммуны) 1920–1930-х годов, предназначенные для снабжения отдельных комнат совместно с коммунальными хозяйствами. ⁴ Отдельная квартира, напротив, должна была состоять из одной основной комнаты (двух или трех для многодетных семей), служившей совмещенной спальней, гостиной и кабинетом, а также небольшой кухни и санузла.⁵ Такие квартиры имели были построены при Сталине для государственной и партийной элиты, а также награждены образцовыми работниками, но Хрущев был полон решимости сделать их нормой.⁶
В количественном отношении результаты указа 1957 г. были поразительны. По западным оценкам, за пятилетку 1956–1960 годов было построено больше жилья, чем за весь период с 1918 по 1946 год, что составило более 145 миллионов квадратных метров жилой площади, что почти на 8 процентов превышает запланированный показатель этого плана. около 140 миллионов квадратных метров. Строительство начало отставать в 1961 г., так как план на этот год был выполнен лишь примерно на 83% (примерно 52 из 62 млн квадратных метров жилой площади). ⁷ Общий рекорд за годы правления Хрущева поразителен: в течение двух пятилеток, совпавших с его руководством, охватывающих период с 1956 по 1965 год, было подсчитано, что только в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) более тринадцати было построено около 65 миллионов квартир, и около 65 миллионов человек улучшили свои жилищные условия.⁸ Находясь в состоянии эйфории, статистический справочник, предназначенный для широкой61–1965 Пятилетки должны были образовать единую линию шириной в один метр, ее длина простиралась бы от Земли до Луны и оставалось бы еще избыток в четырнадцать миллионов квадратных метров.
⁹
I.1. Этот план этажа представляет собой отдельную квартиру, предназначенную для нуклеарной семьи из трех человек. Слева главная общая комната
(общая комната), справа вверху санузел, справа внизу кухня. Основное помещение разделено для оптимального использования на зоны для сна, учебы и отдыха. Д и СССР, 19 февраля59, 46.
Попытка обеспечить каждую семью отдельной квартирой с современными удобствами и изобилием бытовых услуг представляла собой инициативу, столь же символическую для Советского Союза 1950-х и 1960-х годов, как и осуждение сталинского террора и культ личности. Среди таких экстраординарных явлений, как освобождение миллионов людей из трудовых лагерей, реабилитация тех, кого раньше считали врагами народа, либерализация в области литературы, реорганизация административно-командной экономики, оживление сельского хозяйства и продвижение в космос, металлические краны, парящие над пылью и развалинами строек, где жилые дома строились практически на конвейерных лентах, представляли собой еще одно грандиозное предприятие, которое для многих, как свидетельствует статистика, делало получение хорошей квартиры реальностью. ¹⁰
Наряду с советскими гражданами, переселявшимися в отдельные квартиры в новостройках, были и лица, отчаянно просившие выселиться из тесных и неблагоустроенных коммуналок. Ведь несмотря на миллионы квартир, которые были построены при Хрущеве, спрос по-прежнему превышал предложение. Вторая мировая война нанесла огромный урон жилищному фонду. По одной официальной оценке, из 2,5 миллионов жилых домов, расположенных в оккупированных городах Советского Союза, более 1 миллиона были разрушены. ¹¹ Не менее мрачно другое заявление о том, что боевые действия военного времени сделали непригодным для проживания более трети всего жилого фонда крупных городов, таких как Ленинград, в то время как Новгород, Сталинград, Киев, Севастополь и Минск были полностью разрушены; в результате около двадцати пяти миллионов советских граждан остались без крыши над головой.
¹²
Возвращение домой эвакуированных во время войны создало дополнительную нагрузку на жилищный фонд. Как пример, когда заводской
Прогресс
был переведен в Ленинград после эвакуации в Омске, в нем было жилое помещение только для 745 из 5257 вернувшихся сотрудников; остальные впоследствии были размещены в других фабричных помещениях, включая мастерские, лаборатории и библиотеку. ¹³ Даже стремительная перестройка, заметно затмившая строительство за все 1930-е годы, не успевала за ненасытной потребностью в жилье. Например, за пятилетку 1946–1950 годов в Ленинграде было построено около двух миллионов квадратных метров жилой площади, восстановлено от 80 до 90 процентов довоенного жилого фонда и обеспечивает жилой площадью около 158 000 жителей. Однако количество ленинградцев, чьи дома были потеряны из-за разрушений во время войны, составляло более 700 000 человек.¹⁴ Хроническая перенаселенность и зависимость от жилья без элементарных удобств, таких как туалеты и водопровод, или даже от ранее необитаемых помещений, таких как подвалы, таким образом типичные послевоенные условия жизни в Ленинграде — как и в других местах Советского Союза. ¹⁵
Хотя четыре года войны, безусловно, разрушили советское жилье,Указ № 57 был прямо подорван факторами, действовавшими в 1950-е, 1960-е и последующие годы. Наиболее очевидными среди них были демографические изменения, связанные с рождением, браком и разводом, каждый из которых приводил к увеличению числа домохозяйств по всему Советскому Союзу, а также миграция, которая затронула отдельные городские центры и районы. ¹⁶ Также следует отметить снос существующего жилья, который иногда сопровождал новое строительство и городскую застройку — процесс, который ежегодно приводил к разрушению миллионов квадратных метров жилой площади. В 1964, например, было снесено около 9,5 миллионов квадратных метров жилья, что составило более 16 процентов от общего объема жилищного строительства в том году. и плохо — чтобы процитировать одну негативную крылатую фразу дня.
По подобным причинам несостоявшееся новоселье вымышленных Колосовых, опубликованное всего за несколько месяцев до того, как Хрущев объявил о своей массовой жилищной кампании, продолжало оставаться характерной чертой советской жизни еще долго после его свержения в 1964. На самом деле, хотя советская пресса провозгласила в том году, что каждый четвертый житель страны был
новоселом
(новосел), пятидесятая годовщина Октябрьской революции в 1967 г., которая примерно совпала с десятой годовщиной декларации Каждой семье отдельная квартира! №
— прошло без решения жилищного кризиса. ¹⁸ Симптоматично неспособность политики удовлетворить непреодолимую потребность в жилье, к 1970-м годам выражение бесквартирье вошло в разговорный дискурс на состояние без квартиры.
¹⁹ Еще раз указывая на, казалось бы, непреодолимую нехватку жилой площади, в начале этого десятилетия среднее ожидание квартиры составляло от полутора до трех лет, и хотя дефицит жилья уменьшился с 1950-х годов, все еще оставался 10-процентный дефицит доступных квартир²⁰
Но история советского жилья – это не просто история триумфа или поражения. Об этом свидетельствует обширный официальный и народный дискурс, порожденный ею в пропаганде, агитации и предписывающих брошюрах; в газетах и журналах; в журналах по архитектуре и дизайну; в мемуарах и художественной литературе; и в петициях, адресованных муниципальным и национальным правительственным и партийным чиновникам, жилищным властям и редакторам газет. Диалог о жилье между читателями и редакторами местных газет, например, создал общую систему взглядов, а также средство выражения как похвалы, так и недовольства режимом. Как заметил Джеффри Брукс, советская газета, хотя и сдерживаемая партийными директивами, также состояла из
работа людей, которые вербализовали свой собственный опыт, лексику и наблюдения, стремясь сделать мир вокруг себя понятным в официально заданных пределах.
²¹ Неопубликованная переписка между гражданами и целым рядом властей раскрывает сходные социальные механизмы в более узком кругу. А именно, жилищные петиции подтверждают, что люди лично вкладывались в советскую систему, даже когда они критиковали местных бюрократов за неспособность удовлетворить их насущные материальные потребности. Между тем, расхождение между политикой и реальностью публично описывалось в фельетонах, появлявшихся в газетах и журналах, в которых хвалились успехи жилищной программы и высмеивались ее недостатки.
Опираясь на представление о том, что эмпирическое является референциальным (то есть информированным контекстом), я утверждаю в этой книге, что даже небольших рассказа
о жилье, появившихся в этих источниках, дают представление о жизни простых советских людей, охватывая их опыт и субъективность, не сбрасывая со счетов ни социальную структуру, в которой они жили, ни ее политические аспекты. ²² То, что они столь ощутимо передавали социальные черты, отчасти объясняется тем, что государственное выделение большей части жилой площади в Советском Союзе сделало жилье жизненно важной точкой контакта между гражданами и каналами власти, а также людьми, делящими жилище и соседство. пространства. Таким образом, жилье — обозначающее дизайн, строительство и отделку жилого пространства, а также способы, которыми люди маневрируют в нем, — было согласованным местом, где сходились вопросы политики, связанные с распределением и потреблением, нормы, связанные с материальной культурой, и социальные проблемы. .
Подходя к жилищу с многогранной точки зрения, эта книга описывает повседневную жизнь (быт) 1950-х и 1960-х годов и ее значение для государства, граждан и социалистического проекта. Таким образом, он смещает во времени и концептуально расширяет исследования советской повседневной жизни 1930-х годов, которые исследуют отношения власти между государством и обществом, примирение и сопротивление, а также интернализацию официальной риторики и норм. ²³ Он также занимается исследованиями различных аспектов быта, наряду с жильем, в послевоенный период²⁴ 9.0247
Начиная с 1950-х годов западные политики и ученые в области политики, права, социологии, географии и городского планирования внесли большой вклад в разграничение материальных элементов, а также социологических, политических и экономических параметров жилья в Советский Союз. Среди них были первые ученые, ответившие на такие фундаментальные вопросы, как . Кто, что, когда и как получает?
²⁵ В 1990-х годах исследователи искусства, архитектуры и дизайна дополнили портрет советского жилья, сложившийся в течение предыдущих десятилетий, изучая его с точки зрения социальной и культурной истории, как это видно из 19-го века.93 тома «Российское жилище в Новое время».²⁶ Практически одновременная озабоченность материальной культурой была отражена в специальном выпуске журнала «История дизайна» за 1997 год, «Дизайн, Сталин и оттепель,
», в котором освещался контраст между зданиями и кварталами сталинской эпохи. и хрущевской эпохи. Помимо сопоставления витиеватости зданий сталинского периода с эстетической простотой и ощущением легкости тех, что последовали в хрущевские годы, его авторы наметили аналогичное отклонение в более широком жилом ландшафте — от длинных, широких бульваров, обрамленных флангами. от монументальных сооружений, характерных для городской застройки при Сталине, до радиальных микрорайонов (микрорайонов), характерных для микрорайонов хрущевской эпохи. Они пришли к выводу, что эти архитектурные и городские формы обозначали режимы, которые их взращивали, с эстетическими украшениями сталинского периода, отражающими его иерархическую природу и политические крайности, а простота и современность хрущевского периода олицетворяли его популизм и намерение реализовать эгалитаристские принципы. идеалы коммунистической идеологии²⁷
С начала 2000-х годов Сьюзен Рейд опубликовала ряд влиятельных статей и глав о многочисленных аспектах советского жилья в 1950-х и 1960-х годах, уделяя особое внимание отдельной квартире. Ее работы, которые концептуализируют его как образец социалистической современности, представление соперничества времен холодной войны, выражение коммунистической потребительской культуры и место для проявления женской свободы воли, легли в основу конкретных пунктов анализа в этой книге. ²⁸ Другие недавние исторические монографии о жилье также основаны на выводах Рейда. Чтобы дать лишь беглый взгляд на эти исследования, Линн Эттвуд представила широкий обзор взаимосвязи между политикой, гендером и повседневной жизнью в жилищных программах, охватывающих период от 19 до 19 лет.17 до 1990-х годов; Марк Смит подробно рассказал о военных и сталинских предшественниках строительной кампании, приписываемой Хрущеву, а также о характере имущественных отношений и основах советских представлений о благосостоянии в отношении жилья; а Стивен Харрис проследил историю отдельной квартиры во взаимосвязи с важнейшими аспектами ее эволюции — от развития социальной политики с XIX века до трансформации потребительской культуры при Хрущеве.
²⁹
Представляя формы и смыслы перехода от коммунального к раздельному жилью, книга рассматривает новостройку 1950-х и 1960-х годов как материальный культурный артефакт десталинизации и основу отчетливо социалистической эстетики и образа жизни. жизнь. Это не означает, что массовое обеспечение жильем, даже с чисто идеологической точки зрения, было несложным занятием. Парадоксально, но декрет 1957 г. определил односемейную квартиру как якорь системы, ориентированной на коллективизм. В нем также показано, что эффективное функционирование отдельных квартир зависит от общественных услуг, таких как общественные столовые, а производительность на рабочем месте зависит от структуры и качества домашней жизни. Я утверждаю, что напряженность, присущая этим положениям, была смягчена сопутствующей риторикой, которая делала такие пары взаимодополняющими и связывала жилищную политику с прагматичными, долгосрочными национальными целями, такими как модернизация, эмансипация женщин и слияние различных народов советского Союз. Например, в контексте инноваций в области ракетостроения жилищное строительство рекламировалось за использование самых передовых промышленных, механизированных технологий в строительстве. Учитывая неизменную миссию по освобождению женщин от тягот домашнего хозяйства, отдельная квартира была объявлена ключевым компонентом нового образа жизни, включающего в себя сеть бытового обслуживания. А в условиях зарождающейся наднациональной идентичности Советского Союза украшение народными изделиями со всей страны было связано с идеалом гармоничного этнического разнообразия. В целом благоустроенная отдельная квартира, обставленная современной мебелью и произведениями народного творчества и расположенная в районе с развитой хозяйственной и культурной базой, воплощала в себе более абстрактную сверхзадачу хрущевских лет — коммунизм.
Эттвуд, Смит и Харрис подчеркивали идеологический смысл, а также напряжение, которым было пропитано советское жилье. Исследуя место и опыт женщин по отношению к мужчинам в советском доме, Эттвуд продемонстрировала, что, хотя предполагалось, что они будут главными бенефициарами государственной жилищной политики, поскольку они традиционно несут ответственность за домашние дела, женщин неоднократно вызывали на компенсировать недостатки в повседневной жизни (примерно по той же причине). Анализ положений об индивидуальном жилье, которое по-прежнему до некоторой степени допускалось наряду с государственным жильем, а также механизмов подтверждения
собственника
жилплощади в спорах между жильцами Смит определил, что революция 1917 года не смогла изгладить индивидуализм из советского общества. Изучение потребительской культуры, которая расцвела одновременно со строительством жилья, привело Харриса к аналогичному выводу: те, у кого есть привилегии, по-видимому, полны решимости защищать ее или добиваться большего отличия. Это было очевидно, например, среди специалистов, относительно более высокие доходы которых позволяли им приобретать жилую площадь выше обычных наделов, вступая в жилищно-строительные кооперативы, охотнее участвовать в покупке новых хозяйственных товаров.
Хотя борьба за массовое жилье не привела к созданию эгалитарного общества, как показал Эттвуд, каждая последующая жилищная схема по своей сути была предназначена для революционного изменения повседневной жизни. Точно так же Смит и Харрис утверждали, что напряженность, которую они заметили в жилищном и потребительском буме хрущевских лет, не свидетельствует об ослаблении приверженности коммунизму. По словам Смита, жилищный указ 1957 года увязал права индивидуальной собственности, популярными выражениями которых были строительные кооперативы и манипулирование официальными механизмами распределения жилья, с правами на социальное обеспечение для всех граждан. По его оценке, право на отдельную квартиру расширило советское социальное государство, а не подорвало его общинные устои. Между тем идеологически правильные представления о жилье как о продукте труда, предназначенном исключительно для потребления, а не для получения прибыли, давали противовес настроению индивидуализма. Харрис также указал на равновесие между вниманием государства к потребительским желаниям и упором на коммунистический подход к повседневной жизни.
Я стремлюсь еще больше обрисовать значение и последствия массового заселения в Советском Союзе, используя пару домов и домов
, чтобы включить в них окружающие их пространства, содержащиеся в них объекты и идеи, которые люди имеют по этому поводу. ³⁰ Тем самым я демонстрирую не только то, как переход к односемейному жилью пересекался и усложнял коммунистические идеалы и задачи, но и то, как он отражал оттепель, как условно называют хрущевский период. Оттепель обычно ассоциируется с
неустойчивость, непостоянство, незавершенность,…колебания температуры в природе, когда трудно предугадать, какой поворот примет погода.
³¹ В этом ключе эпоха отличалась не только десталинизацией, но и такими нелиберальными мерами, как преследование религиозной веры и запрет на издание в Советском Союзе романа «Доктор Живаго». Годы Хрущева также были отмечены жесткими внешнеполитическими мерами, такими как советское вторжение в Венгрию в 1956 году и строительство Берлинской стены. Признавая ее неустойчивый характер, эта книга дополняет недавние исследования, которые восстановили нюансы Оттепели, которые были затемнены упрощенными обозначениями этого периода как одного из либерализация
или как отдельный разрыв
со сталинизмом. ³²
Жилищное строительство и идея оттепели в повседневной жизни переплетались в ряде вполне буквальных способов. Например, вездесущие жалобные письма и сатирические фельетоны часто изображали последствия весенних оттепелей вкупе с некачественным строительством или ремонтом: прохудившуюся крышу, признак жилищного кризиса. В метафорическом смысле жилье также означало строительство коммунизма. Они переплелись в новелле, от которой произошло название периода: Оттепель. Написанный Ильей Эренбургом, этот первоначальный обзор различных аспектов сталинских репрессий — от ограничений художественного творчества до послевоенных преследований евреев — был впервые опубликован серийно в 1919 г.54. В одной из сюжетных линий фигурирует Иван Журавлев, несимпатичный директор завода, который незаконно присваивает жилищный фонд, выделенный для его рабочих, для достижения своих производственных целей. ³³ Точно так же сталинский режим игнорировал основные человеческие потребности пролетариата в стремлении к социализму посредством интенсивной индустриализации и коллективизации, наряду с крестовыми походами по чистке предполагаемых врагов, тем самым фактически предав революцию. Во время «оттепели» — как и в художественной повести Эренбурга — была восстановлена важность заботы о благосостоянии и развитии личности, восстановлена связь между идеологическими целями и народными интересами.
Основываясь на этом предположении, я утверждаю, что взаимная забота о жилье составляла почву, на которой государство и население пытались построить жизнеспособное социалистическое общество. Хотя отдельная квартира была в центре этого предприятия, разговоры о доме и доме также вызвали более широкие дискуссии о коммунизме. Таким образом, переход от коммунальных квартир к односемейным нельзя просто отождествлять с потеплением в частной жизни. Тщательно исследуя напряженность, проявляющуюся в официальной политике и предписаниях, я бросаю вызов этой ассоциации, иллюстрируя бдительность, с которой жилищная программа хрущевских лет стремилась не только предоставить жилое пространство, но и возродить общество и создать образцовых личностей, иногда способами, напоминающими революционер 1920 с.
Рассматривая повседневную жизнь как в новом, так и в старом жилом фонде 1950-х и 1960-х годов, эта книга охватывает и анализирует противоречия, очевидные в героических достижениях и, казалось бы, необъяснимых задержках строительства, образцовых квартирах со всеми удобствами и ветхих коммуналках, счастливых новоселья и неутешительные переезды, а также новые жильцы и частные лица, ходатайствующие об обмене старой жилплощади. Он также концептуализирует дом таким образом, который строго включает в себя граничащие с ним пространства, исследуя место района в жилищной политике и внутреннем ландшафте, а также идеалы гармонии между внутренними и внешними пространствами с точки зрения дизайна, функции и потенциала. для социального общения. В целом он разъясняет более широкие параметры 9Дом 0333 и дом , поскольку они соответствовали трем официальным задачам: формирование советского человека, укрепление социалистического общества и достижение коммунизма. При этом он интегрирует с Оттепелью два дополнительных, пересекающихся контекста: послевоенное восстановление и соперничество времен холодной войны.
Формирование советского характера
Идея создания советского человека вызывает характер — еще одну тему, яркой метафорой которой в повести Эренбурга послужило жилье. Созерцая меняющиеся времена, думает про себя ее главный герой Дмитрий Коротеев, Чего можно было ожидать вначале? — Начинаешь строить дом, а вокруг обязательно остается много хлама; а теперь пора и нам привестись в порядок — в доме ведь живут.
Его размышления вызваны тем, что он не смог защитить коллегу, выразившего точку зрения, противоречащую общепринятому мнению. Пытаясь осмыслить свой страх и конформизм, размышляя о состоянии советского гуманизма, он заявляет себе: Мы много потрудились над одной половиной человека, а другой половиной пренебрегаем. В результате половина дома превратилась в трущобы.
³⁴
После подозрений и доносов, омрачавших повседневную жизнь при Сталине, вопрос о влиянии репрессий на личное поведение является очень важным и начинает привлекать заслуженное внимание. ³⁵ Однако более важным для этой книги является намек на характер, сделанный в этом внутреннем монологе. Жилье и личность были вовлечены в великую миссию коммунистического строительства. Это проявлялось в государственной и партийной риторике, направленной на формирование страстных, честных коммунистов и призывавшей людей проявлять дисциплину и энтузиазм в борьбе за коммунистическую жизнь посредством приверженности
коммунистическая мораль
(коммунистическая нравственность) и участие в коллективной деятельности как дома, так и на работе.
По мере того как советские граждане миллионами переселялись в отдельные квартиры, официальный дискурс противопоставлял отношения, ценности и поведение, которые в идеале должны были бы процветать в них, характеру образцового домашнего интерьера. В частности, художники и архитекторы, занятые дизайном интерьеров, призывали к сдержанности в потреблении и следованию своим профессиональным предписаниям по созданию функционального быта, лишенного буржуазных знаков вроде кружевных салфеток, шелковых абажуров и резных комодов.