Обзор рынка дизайн интерьера – Продвижение сайта дизайна интерьеров.Продвижение сайта дизайнера интерьера в Москва. Аудитория. продвижение дизайнера интерьера в интернете. Спрос. Источники информации.

Дизайн интерьера. Обзор российского рынка

Общие сведения о рынке

Рынок дизайнерских услуг существует как реальный компонент экономики России с оборотом, превышающим в сумме 15 миллиардов долларов в год. При этом все более емким его сегментом становится рынок услуг по проектированию и дизайну жилой и общественной среды. Этот рынок пока плохо структурирован и разброс цен на одни и те же услуги очень велик.

Интерьер квартиры

По некоторым оценкам, деятельность дизайнеров и архитекторов, предоставляющих услуги по проектированию объектов жилой и общественной среды, обеспечивает более 65% продаж строительных и отделочных материалов, мебели оборудования, аксессуаров домашнего обихода. Для этого рынка характерна специфическая роль дизайнера, как посредника между продавцом и клиентом, субъекта, который определяет покупку конкретного товара. По данным Союза Архитекторов России, количество профессионалов, работающих с частными и корпоративными клиентами по России, составляет

около 20-25 тыс. чел., причем около половины из них — free-lance (всего на рынке дизайна занято более 120 000 специалистов (например в Великобритании — около 600 000)). В творческом контроле этой аудитории весьма заинтересован Союз Архитекторов России, который внедрил систему лицензирования архитектурной деятельности. Однако на практике большинство небезуспешно работает «по-черному». Уровень зарплаты дизайнера по интерьерам в Москве находится в широком диапозоне — $350-$2500 в месяц. Спецификой рынка дизайнерских услуг в этом сегменте является его закрытость; заказчики часто выбирают исполнителя по принципу «из рук в руки», а участники рынка и не заинтересованы в профессиональном взаимодействии, т.к. это предполагает конкуренцию.

Развитие рынка, помимо прочего, связано с темпами строительства. Так в Москве ежегодно строится более 60 тыс. квартир-полуфабриков, которые без дополнительных вложений непригодны для жилья. Считается, что на оживление квартиры, проектирование дизайна квартиры, и.т.п. нужно потратить

не меньше 10 тыс. долларов. По факту же москвичи тратят на доведение квартиры «до ума» в среднем около 15 тыс. долларов. К тому же вот уже несколько лет строителями продаются лишь «голые коробки» — квартиры без стяжки полов и с неоштукатуренными стенами, вложения в их ремонт несравнимо большие. Наиболее «затратные» квартиры — в монолитных домах, где нет внутренних перегородок, разводки электрики и сантехники. Доля таких домов на рынке постоянно растет; еще пару лет назад на монолиты приходилось не более 15 — 20% рынка новостроек, a сегодня уже 45%. Если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже ремонтируются, а в элитные квартиры вкладываются суммы, сопоставимые с их ценой, то объем московского рынка отделочных работ составляет более 600 млн. долларов в год.

Продолжение — Участники рынка

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения о рынке
  3. Участники рынка
  4. Спрос
  5. О ценах
  6. Тенденции рынка
  7. Основные выводы и советы
  8. Заключение

Коммерческая версия исследования рынка архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера содержит:

  1. Детальный аналитический материал: данные о рынке и его игроках; тенденции; форма работы, сроки и цены на услуги компаний, гарантии и т.п., советы по выбору исполнителей; а также множество другой полезной информации.
  2. База данных, включающая подробную информацию о 120 московских компаниях, предлагающих услуги архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера. По каждой из фирм собраны данные о ее составе, схеме работы, ценах, сроках, заказчиках, гарантиях и т.д. База снабжена удобной системой поиска и сортировки по необходимым параметрам.

Платная версия включает отчет (PDF-Документ) и CD с базой данных. Стоимость исследования — 90 USD.

Более подробную информацию можно получить по запросу: [email protected]

Блог — MGdesign

Рассмотрев ранее ситуацию на мировом рынке, будет рассмотрены основные тренды на рынке российском, определены основные тенденции, а также проведен SWOT анализ по ключевым возможностям и угрозам в сопоставлении с сильными и слабыми сторонами рынка.

фон с подписью

Хоть законодателем трендов дизайна и является по большей части Европа, это не говорит о том, что в России рынок очень беден. Напротив, как показывает практика, Российские дизайнеры хорошо перенимают опыт их западных коллег и создают на основе этой школы свой, весьма конкурентоспособный продукт. Более того, множество российских компаний обслуживается по дизайну именно в России, а не ищет привлечения кадров из-за рубежа. Многие недооценивают этот рынок, но он весьма перспективен и требует для развития только интеллектуальный вклад и хорошее творческое видение, что позволяет российским студиям играть с западными компаниями на одном уровне. Сам рынок растет, и это естественно, с ростом медиа рынка в России. Поэтому так важно именно сейчас стараться формировать уникальные предложения и улучшать свои технологии для студий-дизайна, так как на рынке еще нет четких правил и лидеров, это все образуется в реальном времени.

Что касается географических особенностей формирующегося рынка, то региональными лидерами, по оценкам экспертов, закономерно, являются Москва и Санкт-Петербург, где расположена большая часть дизайнерских компаний. Регионами второго эшелона являются крупные промышленные города – Нижний Новгород, Екатеринбург и Ижевск.

Ключевыми заказчиками в сфере графического дизайна являются по большей части B2C компании, которые работают напрямую с конечным потребителем продукции. В ходе глобализации и появлении на российском рынке западных продуктов, имеющих в дополнение к весьма отличительным характеристикам еще и эргономичную, красивую упаковку, российские производители также стали уделять этому все более значительное внимание. Размер компаний в данном случае не важен, дизайну стали уделять внимание все: от стартапов, для которых очень важно вынести на рынок понятный и эргономичный продукт, до крупных корпораций, занимающихся уже вопросами стратегического позиционирования на рынке и созданием узнаваемого бренда.

Рассматривая глобализацию и различные компании, работающие в дизайне на экспорт, можно утверждать, что главной тенденцией на рынке является размытие различных школ и направлений дизайна, со стремлением к унификации стиля. Российские потребители, в силу вхождения на отечественный рынок множества зарубежных товаров, стали более лояльны к восприятию и дизайна в том числе. Поэтому дизайн в России отходит от своих региональных основ и требует от студий интеграции в предлагаемые продукты европейских решений в сфере дизайна.

SWOT-Анализ

Подытоживая всю доступную информацию о рынке на сегодняшний день, можно составить сводную таблицу, из которой будут очевидны его перспективы. Для сводной таблицы был выбран формат SWOT.

Сама сущность SWOT анализа заключается в анализе внутренних и внешних факторов компании, оценке рисков и конкурентоспособности товара в отрасли. Аббревиатура состоит из четырех букв, расшифровка которых представлена далее: [S] Strengths, [W] Weaknesses, [O] Opportunities, [T] Threats.

[S] Strengths. Сильные стороны товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение в сравнении с конкурентами, другими словами те области, в которых товар компании чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов. Значение сильных сторон для компании в стратегическом планировании: за счет сильных сторон компания может увеличивать уровень продаж, прибыли и долю на рынке, сильные стороны обеспечивают выигрышное положение товара или услуги в сравнении с конкурентами. Сильные стороны необходимо постоянно укреплять, улучшать, использовать в общении с потребителем рынка.

[W]Weaknesses. Слабые стороны или недостатки товара, или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке, являются неконкурентоспособными на рынке. Значение слабых сторон для компании в стратегическом планировании: слабые стороны компании мешают росту продаж и прибыли, тянут компанию назад. За счет слабых сторон компания может потерять долю рынка в долгосрочной перспективе и утратить конкурентоспособность. Необходимо отслеживать области, в которых компания недостаточно сильна, улучшать их, разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на эффективность компании.

[O]Opportunities. Возможности компании — благоприятные факторы внешней среды, которые могут влиять на рост бизнеса в будущем. Значение возможностей рынка для компании в стратегическом планировании: возможности рынка олицетворяют источники роста бизнеса. Возможности необходимо анализировать, оценивать и разрабатывать план мероприятий по их использованию с привлечением сильных сторон компании.

[T]Threats. Угрозы компании — негативные факторы внешней среды, которые могут ослабить конкурентоспособность компании на рынке в будущем и привести к снижению продаж и потери доли рынка. Значение рыночных угроз для компании в стратегическом планировании: угрозы означают возможные риски компании в будущем. Каждая угроза должна быть оценена с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде, с точки зрения возможных потерь для компании.

фон с подписью

SWOT-анализ российского рынка графического дизайна

Как можно заметить первая, и одна из самых слабых сторон связана с отсутствием системы качества дизайна и осознания как такового понятия качества в этой сфере. Также, немаловажную роль играет специфика российского рынка в целом, а также влияние европейских трендов на подавляющую часть дизайна.

Дизайн интерьера. Обзор российского рынка

Участники рынка

Рынок услуги по проектированию интерьеров весьма разнообразен и неоднороден, однако попробуем его классифицировать по нескольким параметрам. Одним из самых очевидных является сегментирование по типу специалистов, предоставляющих услуги по созданию дизайна интерьера: художники или архитекторы. Из них художники составляют меньшую часть. И хотя их интерьеры порой более разнообразны и изобретательны, зачастую им не хватает специальных строительных знаний. Поэтому они стараются не заниматься проектированием, предпочитая ему прикладные оформительские работы — настенную роспись, мозаику, керамику, резьбу по дереву, художественный текстиль, витражи и т.п.

Другим классифицирующим признаком может служить тип компании, предоставляющей рассматриваемые услуги. В рамках этого подхода выделим 4 типа компаний: дизайн-бюро, архитектурные компании, строительно-ремонтные компании, мебельно-интерьерные магазины. Специфика российского рынка заключается еще и в том, что свои услуги предлагают также достаточно много дизайнеров (или архитекторов) free-lance (т.е. «свободных художников», работающих по найму). Смысл этого понятия заключается в том, что один и тот же человек может параллельно работать в нескольких компаниях над разными проектами или заниматься частной практикой. Поэтому не стоит удивляться, что в составе ряда фирм присутствуют одни и те же лица. В любом случае всех «свободных художников», предлагающий услуги по планированию интерьера можно отнести к одной из классификационных групп.

Дизайн-бюро (а также дизайнеры free-lance)

В эту группу можно включить фирмы, занимающиеся исключительно дизайном, без отвлечения на всевозможные смежные направления. Узкая специализация дает возможность более глубокого изучения этой области прикладного искусства. А комплексный подход к интерьеру позволяет таким фирмам выступать в качестве консультантов для компаний, занимающихся архитектурой, строительством и ремонтом. Такая интеграция архитекторов и дизайнеров распространена во всем мире. Дизайн-бюро имеют, по мнению аналитиков, самые большие перспективы, однако, их численность на данный момент невелика.

Архитектурные компании (а также архитекторы free-lance)

Вторая группа — это архитектурные мастерские, которые совместно с архитектурным проектированием занимаются и разработкой дизайна интерьеров, хотя для них это все же вторичное занятие. Основное внимание уделяется работе с планом, фасадами и коммуникациями. Поэтому, в силу отсутствия комплексного подхода к оформлению интерьера, иногда упускаются детали, из-за чего интерьер может получиться суховатым и неоригинальным. Понятно, что так бывает далеко не всегда, и многие архитекторы успешно работают над декорированием. Однако, по мнению профессионалов, «архитектурный почерк» все равно заметен.

Во всем мире очень успешными является сотрудничество архитекторов с художниками-дизайнерами или хотя бы с художниками-декораторами. Пока в России не так много компаний, в состав которых входят специалисты обоих профилей, и спрос на комплексные услуги неудовлетворен.

Кроме персональных архитектурных мастерских к данной группе можно отнести архитекторов при крупных современных строительных компаниях.

Строительные и ремонтные компании

Часть крупных современных строительных и ремонтных компаний держат дизайнера или архитектора или целое дизайн-бюро в своем штате. Другие сотрудничают с независимыми архитектурными и дизайнерскими бюро на договорной основе, т. е. просто облегчают покупателю процесс поиска. К последнему варианту прибегают многие крупные строительные фирмы и практически все риэлтеры.

Строительные фирмы, имеющие собственное дизайн-бюро, при продвижении услуг часто используется следующий маркетинговый ход: компания предлагает бесплатный дизайн-проект в случае заказа ремонтных или строительных работ в этой же фирме. Реально в общую стоимость работ потом войдет стоимость проекта. Помимо этого, они готовы предоставить своим клиентам «упрощенную» схему документального утверждения перепланировки и многочисленные скидки (на сам дизайн-проект, строительные материалы и поставляемую мебель), разнообразные дисконтные карты в целый ряд интерьерных магазинов и эксклюзивные условия страхования.

Представители независимых дизайн-бюро, правда, говорят, что, «как правило, дизайнеры, сидящие на ставке у строительных фирм, осуществляют лишь евроремонты, в лучшем случае дизайн-проекты невысокого уровня». Впрочем, все зависит от того, что заказчик хочет от своей квартиры и сколько он за нее готов заплатить. В связи с этим отметим мнение большинства представителей рассматриваемого рынка: уровень услуги на 90% соответствует уровню затрат на эту услугу.

Дизайнеры при магазинах

Четвертая группа — это дизайнеры-консультанты при различных магазинах и салонах. Услуги дизайнера в этой ситуации позволяют легче продавать дорогую мебель, строительные или отделочные материалы, сантехнику, предметы декора. В данном случае дизайнерские услуги являются дополнительным сервисом. Понятно, что такие дизайнеры не могут разработать целостный проект, т.к. в их задачи входит не помощь клиенту в реализации его задумок, а включение в проект имеющихся в ассортименте товаров.

Продолжение — Спрос

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения о рынке
  3. Участники рынка
    • Дизайн-бюро
    • Архитектурные компании
    • Строительные и ремонтные компании
    • Дизайнеры при магазинах
  4. Спрос
  5. О ценах
  6. Тенденции рынка
  7. Основные выводы и советы
  8. Заключение

Коммерческая версия исследования рынка архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера содержит:

  1. Детальный аналитический материал: данные о рынке и его игроках; тенденции; форма работы, сроки и цены на услуги компаний, гарантии и т.п., советы по выбору исполнителей; а также множество другой полезной информации.
  2. База данных, включающая подробную информацию о 120 московских компаниях, предлагающих услуги архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера. По каждой из фирм собраны данные о ее составе, схеме работы, ценах, сроках, заказчиках, гарантиях и т.д. База снабжена удобной системой поиска и сортировки по необходимым параметрам.

Платная версия включает отчет (PDF-Документ) и CD с базой данных. Стоимость исследования — 90 USD.

Более подробную информацию можно получить по запросу: [email protected]

Дизайн интерьера. Обзор российского рынка

О ценах

Как правило, стоимость исчисляется в долларах или евро за метр квадратный. Стоимость зависит от комплектации проекта и может составлять от 5 у.е. до бесконечности за единицу измерения. По мнению самих же участников рынка, хороших и дешёвых проектов не бывает. При средней комплектации и качественном исполнении стоимость не может быть ниже 15 евро за метр. Это связано со временем, потраченным на изготовление проекта. В среднем проект средней сложности площадью 80-100 кв. м. изготавливается за месяц. И то при условии быстрого согласования.

На сегодняшний день средняя заявляемая стоимость дизайн-проекта интерьера составляет в Москве и С.-Петербурге примерно от 20 до 80 у.е. за кв. м. В процентном соотношении в итоговой сумме ремонта: стоимость проектной части — от 5% до 10%, строительства — от 25% до 30%, отделочных материалов — от 25% до 40%, мебели — от 30% до 40% от общих затрат.

Если рассматривать идею цены более подробно, то необходимо условно выделить 3 категории помещения. В первую входят небольшие помещения, не требующие сложных планировочных, стилевых и технологических решений, а также крупные (от 1000 кв. м) объекты. Вторая категория включает помещения, требующие индивидуального нестандартного подхода к разработке планировки и организации интерьера. (Большинство квартир и апартаментов, присутственные места общественных и административных помещений, банков и т. п.). Третья категория — это помещения, имеющие сложную пространственную организацию, стилевую ориентацию, насыщенные архитектурными и декоративными деталями, требующими глубокой индивидуальной проработки (реставрационные работы, эксклюзивные особняки и т. п.).

Полный дизайн-проект помещений первой категории составляет в среднем 15-30 у.е. за кв.м., второй — 25-50 у.е. за кв.м., стоимость проектирования помещений третьей категории оговаривается индивидуально и порой составляет единицы сотен у.е. на 1 кв.м.

Многие компании также заявляют разную стоимость проектирования интерьеров в зависимости от типа помещения: частная квартира, загородный дом, офис, магазин, кафе (ресторан), гостиница и т.д.

Стоит отметить, что наблюдается прямая зависимость стоимости дизайн-проекта от качества ремонта: эконом-класс, средний или элитный. Т.е. реально проектирование дизайна составляет определенный процент (обычно около 10%) от общей стоимости ремонта (особенно от применяемых отделочных материалов).

По применению строительных материалов можно выделить следующие ценовые категории, которые в свою очередь определяют порядок стоимости проектных работ.

Нижняя граница стоимости отделочных материалов 100 у.е. на кв. м. (с меньшими затратами, по оценке специалистов, можно сделать только косметический ремонт, а следовательно имеет смысл использовать только услуги дизайнера-декоратора). В пределах 100- 170 у.е. за кв.м. можно рассчитывать на комплексную отделку эконом-класса: в стоимость ремонта войдет и небольшая перепланировка, и разводка электрики и сантехники, и укладка паркета. Эта группа — самая многочисленная, на нее приходится до 40% рынка ремонтных работ. Сюда входит большая часть квартир в панельных домах и половина всего вводимого жилья в монолитных новостройках.

Следующая ценовая группа — 170-250 у.е. на кв.м. Принципиальное отличие от эконом-класса — более высокое качество работ и материалов, и в этом случае есть профессиональное проектирование дизайна квартиры. На долю ремонта такого уровня также приходится около 40% рынка.

Эксклюзивный ремонт Москве обойдется более 250 у.е. за метр, а значит дизайн-проект для такого ремонта будет иметь соответствующую цену.

Стоимость авторского надзора, как правило, составляет 15-30% от проекта.

Термин «авторский надзор» пришел в интерьерный дизайн из большой архитектуры. Профессионалы говорят, что в истории строительства не было ни одного проекта, по которому у строителей не возникало бы вопросов к архитекторам. В масштабах государства вопрос о том, надзирать автору за строительством объекта или нет, не стоит, так как в законе прописано — надзирать и еще как. Но данный закон не распространяется на частного заказчика, и он может выбрать, заказать эту услугу или нет. В настоящий момент авторский надзор воспринимается скорее как дополнительная платная услуга, и от нее очень часто отказываются.

При проектировании частной и общественной среды под термином «авторский надзор» понимается комплекс мероприятий, осуществляемый для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной Заказчиком проектной документации.

Авторский надзор предполагает плановое (раз в несколько дней или по договоренности) посещение объекта для уточнения деталей проекта и внесения соответствующих замечаний в Журнал производства работ, а также решение вопросов по проектной документации, возникающих у Заказчика, строительного подрядчика, других юридических и физических лиц по указанию Заказчика.

Продолжение — Тенденции рынка

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения о рынке
  3. Участники рынка
  4. Спрос
  5. О ценах
  6. Тенденции рынка
  7. Основные выводы и советы
  8. Заключение

Коммерческая версия исследования рынка архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера содержит:

  1. Детальный аналитический материал: данные о рынке и его игроках; тенденции; форма работы, сроки и цены на услуги компаний, гарантии и т.п., советы по выбору исполнителей; а также множество другой полезной информации.
  2. База данных, включающая подробную информацию о 120 московских компаниях, предлагающих услуги архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера. По каждой из фирм собраны данные о ее составе, схеме работы, ценах, сроках, заказчиках, гарантиях и т.д. База снабжена удобной системой поиска и сортировки по необходимым параметрам.

Платная версия включает отчет (PDF-Документ) и CD с базой данных. Стоимость исследования — 90 USD.

Более подробную информацию можно получить по запросу: [email protected]

Дизайн интерьера. Обзор российского рынка

Введение

Как часто мы мечтаем об уютном тёплом доме, в котором ничто не раздражает: ни цвет стен, ни расположение мебели, ни яркий свет, ни шум, ни прочие мелкие детали? А как часто мы задумываемся о смене обстановки, перевоплощении интерьера помещения, чтобы сделать жизнь более гармоничной? Стремление сделать дом уютным и красивым было свойственно человеку всегда. Но если в советские времена реализовать собственные дизайнерские задумки было очень сложно, то последние 10-12 лет стали поистине революционными в плане перехода от типичного интерьера к индивидуальному.

Еще совсем недавно дизайн интерьера подразумевал только «евроремонт» (в отделке помещения использовались импортные материалы и технологии). В течении последних лет реализуются, в основном, частные интерьеры, гораздо более содержательные и яркие, которые являются воплощением индивидуальных художественных творческих актов архитектора (дизайнера) и заказчика. Теперь заказчик хочет иметь абсолютно оригинальный, уникальный и подходящий во всех мелочах его семье дом; а дизайнер профессионально помогает ему сначала осмыслить потребности, сформулировать пожелания, а затем формализовать их на вполне реальной основе конкретного архитектурного пространства, бюджета и наличествующих на рынке отделочных материалов, мебели и других составляющих интерьера.

Конечно, интерьер помещения может быть изменён разными способами — начиная с простейших приемов декорирования, заканчивая полной перепланировкой и переделкой со сложными художественными решениями.

Здесь стоит сразу пояснить, что нами вкладывается в термины, которые наиболее часто будут использоваться в статье: архитектура, дизайн, декор.

Архитектурное проектирование включает разработку функциональных особенностей помещения, его перепланировку, определяется, где и какое будет оборудование, источники света. Здесь же подразумевается принятие технических решений по устройству конструкций проемов, лестниц, перегородок, потолков и полов, принимаются технические решения по устройству кондиционеров, саун, бассейнов, каминов, теплых полов и т.д., при этом вероятно сотрудничество с конструкторами, специалистами по отоплению, вентиляции, канализации и электроснабжению.

Дизайн интерьера — это, по сути, конкретизация внешнего вида помещения. На данном этапе решается какими будут напольные покрытия, отделка стен, двери в каждом конкретном проеме, как и какая будет расставлена мебель, составляется план освещения и решаются многие другие вопросы по детальной отработке будущего интерьера. Дизайнерский блок может идти сразу после архитектурной работы, а может и без нее там, где форма и функции помещения остаются прежними.

Декор — дополнительный (но от этого не менее важный) по отношению к архитектуре и дизайну блок задач по размещению в интерьере различных деталей и предметов, не имеющих конкретного функционального назначения. В специфически задуманном интерьере этого блока может и не быть. Но там, где он изначально планировался, возникают тонкие художественные смыслы эмоционально-психологического и ассоциативно-культурологического характера. Декор не только логически завершает интерьер, но и создает атмосферу, дух, состояние, ощущение, душевный комфорт.

Из вышесказанного понятно, что самым простым и быстрым способом внести свежие нотки в уже существующую обстановку является декорирование, не требующее серьезных отделочных работ. Для этого достаточно, например, поменять шторы, ковровые покрытия, добавить декоративные элементы.

Изменения интерьера потребуют сил, времени, знаний и немалых затрат. Необходимо продумать все детали проекта: объемно-пространственную композицию интерьера, стилевое решение, подобрать отделочные материалы, мебель и оборудование. Иными словами — необходимо учесть все возможности соотношения стиля, цвета и света, а также сопоставить желания и представления со строительными нормами и правилами.

Ремонт можно сделать полностью своими руками, в свободное от работы время, либо нанять строительную нанять профессионалов. Аналогично можно поступить и с дизайном интерьера: либо спроектировать все самостоятельно, либо доверить этот вопрос специалисту. Обратим внимание на различные пути взаимодействия дизайнера и заказчика. Бывают случаи, когда заказчик выбирает за известное имя дизайнера, безоговорочно принимает его стиль, вкус и творческий почерк, жертвуя при этом собственными амбициями и привычками. Получает он при этом некое пространство «от кутюр», которым можно удивить друзей, коллег или соседей, а жить в нем вряд ли комфортно — бытовые привычки и укоренившиеся представления находятся глубоко на подсознательном уровне и пренебрегать ими нельзя. Бывают и совершенно противоположные случаи, когда заказчик изначально уверен в том, что точно знает все о своем будущем интерьере, а дизайнер должен лишь графически грамотно оформлять его мысли и доносить до строителей и отделочников. Иногда и сам дизайнер полностью отдает инициативу в руки заказчика. Это крайние случаи. Сбалансированное «сотворчество» является самым оптимальным вариантом, дающим интересный с художественной точки зрения и вполне приемлемый для жизни результат.

Данная статья, осветит основные вопросы, связанные с созданием нового стиля жизни, воплощенного в интерьере. В публикации использованы данные департамента маркетинговых исследований Research.TechArt маркетинговой группы «Текарт«.

Продолжение — Общие сведения о рынке

Содержание

  1. Введение
  2. Общие сведения о рынке
  3. Участники рынка
  4. Спрос
  5. О ценах
  6. Тенденции рынка
  7. Основные выводы и советы
  8. Заключение

Коммерческая версия исследования рынка архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера содержит:

  1. Детальный аналитический материал: данные о рынке и его игроках; тенденции; форма работы, сроки и цены на услуги компаний, гарантии и т.п., советы по выбору исполнителей; а также множество другой полезной информации.
  2. База данных, включающая подробную информацию о 120 московских компаниях, предлагающих услуги архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера. По каждой из фирм собраны данные о ее составе, схеме работы, ценах, сроках, заказчиках, гарантиях и т.д. База снабжена удобной системой поиска и сортировки по необходимым параметрам.

Платная версия включает отчет (PDF-Документ) и CD с базой данных. Стоимость исследования — 90 USD.

Более подробную информацию можно получить по запросу: [email protected]

Основные проблемы рынка дизайнерских услуг

В статье рассматривается рынок дизайнерских услуг, его направления в России. Проблемы и соотношение с международным рынком дизайнерских услуг и взгляды на будущее.

Дизайн сегодня является одной из самых стабильных креативных индустрий с перспективами, не внушающими серьезных опасений, даже в условиях глобального кризиса. «Непотопляемость» дизайн получил благодаря тому, что на самом элементарном уровне, который и обуславливает выживание дизайна, — современную товарную массу нужно оформлять и идентифицировать.

С точки зрения структуры специализированный дизайн России — это широкий спектр услуг с разной степенью качества и развития. При этом особенностью исследуемого рынка является достаточно тесная интегрированность со смежными отраслями. Следует отметить, что динамичнее развиваются два направления из четырех – графический дизайн и оформление внутреннего интерьера. Первый вид тесно связан с развитием рекламной и полиграфической отраслей, а второй – со строительной сферой. При достаточно уверенном развитии мебельной промышленности связанный с ним промышленный дизайн практически отсутствует как отдельное направление. Вместе с тем внешний вид мебели является одним из главных конкурентных преимуществ производителя и должен быть драйвером развития промышленного дизайна в России. В реальности производители все еще не доверяют российским художникам, и банально копируют зарубежные образцы, которые адаптируются к местным условиям штатными дизайнерами. Костность мышления и недальновидность руководителей производственных компаний, старающихся сэкономить на затратах и получить быстрый результат, тормозят развитие промышленного дизайна. Ситуация усугубляется слабой диверсификацией промышленности и низким уровнем производства товаров народного потребления, где мог бы возникнуть спрос на художественное оформление. В графическом дизайне затраты на сами услуги часто включены в стоимость конечной рекламной или полиграфической продукции, например, такой как визитка.

Одной из главных проблем исследуемого рынка является значительная доля ее теневой части. По признанию многих индивидуальных дизайнеров, почти все заказы, выполненные для частных лиц, оплачивались наличными деньгами и не учитываются в общем объеме оказанных услуг, предоставляемых официальными органами. Очевидно, такая ситуация сильно усложняет мониторинг рынка, искажает статистику и не позволяет адекватно оценить фактическую ситуацию с точки зрения объемов рынка как в денежном выражении, так и в натуральном.

Развитие дизайна с точки зрения качества сильно тормозится дороговизной и ограниченным выбором материалов. Не смотря на, казалось бы, большое предложение на рынке стройматериалов, отделочные материалы не отличаются качеством и разнообразием. Наблюдается достаточно большой разброс с точки зрения соотношения цены на качество – либо слишком дорого, либо слишком некачественно и дешево. Такая ситуация затрудняет реализацию творческих идеи дизайнеров и влияет на удовлетворенность заказчиков.

Принимая во внимание все большую степень интеграции России в мировую экономику через региональные (ЕАЭС) и глобальные сообщества (ВТО), национальным дизайнерам необходимо рассматривать рынок дизайна нашей страны как часть международных рынков. Необходимо учитывать мировые тенденции для правильного выбора стратегии развития и точного позиционирования. В настоящее время мировой рынок дизайна, особенно промышленного, переживает революционные изменения, связанные с ускоренным внедрением инновационных технологий в производстве. Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса «Product Development Group SmirnovDesign» (Россия), отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта – разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта»[2]. Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера — он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию.

Развитие IT технологий и роботизации, появление нанотехнологий, за которыми последовала миниатюризация промышленных и потребительских изделий, диктуют совершенно новые подходы к дизайну, который теперь выходит на первый план, опередив технологические разработки во многих видах производства (например, в носимых гаджетах). Ужесточенные требования к энерго затратам и экологическим стандартам также оказали влияние на развитие промышленного дизайна в мире, и подтолкнули производство современных энергосберегающих и экологичных материалов, которые охотно используются при осуществлении дизайна интерьера и одежды. Наблюдается все большее использование искусственного интеллекта в дизайне, когда компьютеры проявляют определенную долю творчества при создании продукта, основываясь на множестве данных, полученных в результате опроса потребителей и производителей.

К сожалению, мировые тенденции в дизайне мало затронули российский рынок, прежде всего в силу почти полного отсутствия спроса на промышленный дизайн.

Вместе с тем рынок отечественного дизайна стремится к дальнейшей сегментации и диверсификации. Наблюдается более четкое разделение рынка по ценовым сегментам, причем динамика роста в нижнем ценовом сегменте опережает таковой в верхнем. Это связано с увеличением конкуренции среди дизайнеров более низкой квалификации и возрастающим спросом на подобные услуги у населения с более низкими доходами.

Все больше дизайнеров стали специализироваться в специфических узких направлениях. Если раньше художник-оформитель выполнял почти все работы в процессе реализации проекта, то сейчас он стремится выполнять только определенную часть, где является экспертом. К примеру, есть дизайнеры, которые берутся только за оформление внутреннего интерьера кафе или ресторанов, а другие – только квартиры.

Рост строительства жилья и коммерческой недвижимости и, соответственно, необходимость в их ремонте, способствуют увеличению потребности в услугах дизайнеров внутреннего интерьера. При этом, как отмечают эксперты, спрос будет расти во всех ценовых сегментах[4].

Предстоящая с 2017г. всеобщая декларация доходов вынудит многих индивидуальных дизайнеров выйти из «тени», что положительным образом скажется на мониторинге этого рынка услуг и будет способствовать его качественному росту.

Государственные институты стали все больше внимания уделять художественному оформлению при реализации проектов и программ. Это, прежде всего, касается формы отчетностей и презентаций государственных органов, внешнего оформления в процессе участия в выставках и различных конференциях. Сейчас трудно представить какую-либо презентацию или официальный сайт без инфографики и других наглядных материалов.

Потребности государственных институтов в оформлении предоставляют большие возможности для развития отечественных дизайнерских компаний, особенно, если учесть предстоящее проведение значимых международных мероприятий.

В процентном соотношении: как устроен рынок российского предметного дизайна

Есть мнение, будто российского предметного дизайна не существует. Оно понятно и небезосновательно: если попробовать найти в поисковой системе «российский дизайн», обнаружишь разве что локальные марки одежды. Что касается мебели и предметов для дома, то этот рынок, как и информационное пространство, заполнен в первую очередь предложениями европейских и китайских производителей.

Даже хорошо знакомые с темой люди навскидку назовут три, максимум пять, российских производителей, которые работают над собственным дизайном предметов. На самом деле, сегодня их насчитывается порядка трех с половиной сотен. Это все еще ничтожно мало по сравнению с колоссальным объемом импорта и продукции крупных российских мебельных фабрик, не создающих оригинальный дизайн, однако триста пятьдесят это уже значительно больше, чем ноль. Это пока еще не рынок, но предпосылки к его образованию.

Чтобы разобраться, как сегодня формируется рынок российского предметного дизайна, мы опросили 140 дизайнеров интерьеров в Москве и регионах (91 и 49 соответственно). Дизайнеры интерьеров были выбраны не случайно: с одной стороны, они постоянно работают с предметными дизайнерами и производителями, с другой – непосредственно контактируют с потребителем.

Доминирующие стили

В среднем, практикующий дизайнер интерьеров реализует три проекта в год, как правило, это проекты жилых пространств. Чаще всего, разрабатывая стиль помещения, он прибегает к классике, за которой следуют интерьеры с элементами эстетики лофт и индастриал, эклектика, скандинавский стиль и минимализм. Ампир, поп-арт и постмодернизм – наименее популярные форматы. На перспективу ближайших двух лет дизайнеры интерьеров не видят существенных изменений, но ожидают, что наравне с наиболее популярными сегодня стилями станут развиваться и такие направления дизайна, как эко и контемпорари.

При этом приставку «эко» все воспринимают по-своему. Кто-то как использование природных материалов и растительных мотивов в декоре, кто-то как применение высокотехнологичных материалов, производство которых наносит минимальный урон окружающей среде, а кто-то как использование биоразлагаемых и подлежащих повторной переработке материалов. Первое восприятие доминирует даже среди дизайнеров, поэтому можно предположить, что в ближайшее время экологическая тема в России будет развиваться как чисто декоративная: в интерьерах появится еще больше натурального дерева, гербариев и других растительных элементов.

Материалы, которые у потребителя ассоциируются с эстетикой лофта, дизайнеры интерьеров используют в том числе и в работе над жилыми пространствами. Практически все, с кем мы говорили, смело используют в качестве декора кирпич, около половины – бетон, чуть меньше – мебель из необработанного дерева, слэбов или пеньков, а также сварные конструкции и даже амбарную доску. Огромное предложение товаров с характеристикой «в стиле лофт» говорит само за себя: этот стиль не только все еще жив, но и продолжает стремительно набирать популярность.

Условия использования

Дизайнеры интерьеров признаются: они с интересом следят за новинками российского предметного дизайна, но ассортимент этих продуктов все еще слишком мал для того, чтобы укомплектовать им интерьер полностью. Кроме того, конкретные марки широкому потребителя почти не известны, и предлагать российские продукты своим клиентам дизайнеры не торопятся. Имидж российского предметного дизайна действительно не сформирован окончательно: несмотря на то, что сами предметы воспринимаются с точки зрения дизайна достаточно позитивно, многие уверены, что российский дизайн это только заимствования и копирование западных аналогов.

Как устроен рынок российского предметного дизайна - Условия использованияКак устроен рынок российского предметного дизайна - Условия использования

Говоря о необходимых условиях использования российских предметов в своих проектах, дизайнеры интерьеров называют, в первую очередь, их высокое качество, более низкую стоимость, оригинальный и качественный дизайн, а также быстрый срок изготовления и доставки. Эти характеристики можно считать общими и применимыми не только к российскому дизайну, но помнить об их важности необходимо. Другой важный момент – наличие и информативность шоурумов. Сейчас у многих дизайн-производств шоурумов нет вообще, а те, которые есть, недостаточно информативны. При этом, возможность посмотреть вживую, потрогать, изучить варианты отделки критически важна для большинства дизайнеров интерьеров.

Популярные марки

Согласно нашему опросу, самая известная российская марка в сфере предметного дизайна – Archpole: 20% опрошенных вспомнили ее без подсказки. Все остальные дизайн-производства известны крайне слабо. По показателю знания с подсказкой также лидирует Archpole (55%). За ним с существенным отрывом следуют Дымов Керамика (41%), Woodi (40%), Finex (34%), Like Lodka (30%), The Idea (29%), FineObjects (22%) и SOHA Concept (20%). 16% опрошенных не знают ни одну марку из показанного списка 30 российских брендов.

При этом, треть опрошенных дизайнеров покупали готовые предметы интерьера у российских дизайн-производств в последний год. Но даже несмотря на это, в общей массе доля предметов российского производства, используемых дизайнерами в их интерьерных проектах, все еще крайне мала. По грубой оценке, она составляет от 1 до 4%.

Барный табурет Fullmoon Oak Bar, Archpole

Барный табурет Fullmoon Oak Bar, Archpole

Комод Big Woo, Woodi

Комод Big Woo, Woodi

Лодка-стеллаж Like Lodka

Лодка-стеллаж Like Lodka

Система поиска

Наиболее распространенный способ поиска необходимого предмета – интернет, в частности одна из поисковых систем, в строку поиска которой вводится название категории, например, «стол из дерева». Таким образом поступают 66% опрошенных. В немногим более 40% случаев дизайнеры ищут предметы на сайтах магазинов и агрегаторов (наиболее популярный ресурс – The Furnish), а также на интерьерных порталах (наиболее популярный – HOUZZ). Если подходящий предмет найти не удается, то только треть дизайнеров (35%) отказываются от его использования предмета и ищут замену. Большинство заказывает необходимый предмет на производстве.

Как устроен рынок российского предметного дизайна - Система поискаКак устроен рынок российского предметного дизайна - Система поиска

Заказывая предмет, дизайнеры обычно сами придумывают дизайн и отправляют его на производство или находят в интернете фото похожего объекта и используют его в качестве образца. Куда реже дизайнер описывает производству свои нужды и просит не только произвести предмет, но и разработать его дизайн.

За последний год к российским компаниям и частным мастерам обращались более половины опрошенных (58%). При этом долю именно дизайн-производств в общем объеме выделить сложно, так как дизайнеры интерьера далеко не всегда видят разницу между дизайн-производством и мебельной фабрикой или дизайн-производством и столярной мастерской – для них это просто поставщик мебели.

Данный опрос был проведен в сентябре-октябре 2016 года во время работы над альманахом К°ЛЛЕКЦИЯ. При подготовке следующего выпуска мы обязательно сделаем еще один замер и посмотрим, как изменился рынок.