Работа дизайнера интерьера — этапы
Я примерно так работаю (описание взято с моего сайта):Основные этапы работы над дизайн-проектом
Первая консультация
В совместной работе дизайнера интерьера и заказчика первая встреча является одним из наиболее важных этапов. Важно определить, насколько серьезно заказчик относится к будущему сотрудничеству, определился ли он в своих пристрастиях и пожеланиях, насколько готов доверять выбранному профессионалу. Очень важно, чтобы дизайнер как можно более полно представил себе образ жизни заказчика, создал его психологический портрет и даже понял его характер. Ведь именно характер и образ жизни являются определяющими факторами при разработке индивидуального дизайн-проекта.
Очень хорошо, когда к первой встрече с дизайнером заказчик уже имеет представление о том, какой результат он хотел бы получить. Можно принести вырезки из журналов с фото понравившихся интерьеров или, наоборот — с категорически неприемлемыми вариантами.
Во время первой консультации заказчику будет предложено заполнить «Техническое задание на разработку дизайн-проекта». Этот документ является отправной точкой при разработке дизайн-проекта помещения. В нем указаны основные требования к будущему интерьеру по функциональности, стилистике, цветовому решению. Техническое задание может заполняться во время консультации с дизайнером или дома. Можно скачать техническое задание в электронной форме и на первую консультацию принести уже заполненным.
Разработка эскиза
В идеале после первой встречи у дизайнера должен сложиться некий образ, который он сможет облечь в понятную визуальную форму. Возможно, для этого понадобится больше, чем одна встреча.
После того, как дизайнеру станут понятны ваши пожелания, начинается собственно процесс проектирования дизайна интерьера — создание неповторимого образа помещения. В результате этого процесса вы получаете так называемый эскизный проект — план помещения с расстановкой мебели, а также эскизы помещений в перспективе и цвете — компьютерные визуализации либо акварельные наброски. В зависимости от договоренности с дизайнером вам могут быть представлены несколько возможных вариантов.
Создание дизайн-проекта
После того, как эскизный проект утвержден, наступает довольно длительный период проектирования. В процессе потребуется несколько встреч дизайнера с заказчиком для уточнения концепции освещения, размещения электро- и сантехнического оборудования, а также выезды в магазины для выбора конкретных отделочных материалов, образцов мебели и осветительных приборов. Параллельно ведется работа по разработке встраиваемой мебели (кухни, встроенных шкафов) и мебели по индивидуальному проекту, если таковая запланирована. В итоге этой работы заказчик получает дизайн-проект в двух экземплярах – это комплект всех необходимых чертежей, спецификаций и пояснительных документов – по которому будет осуществляться воплощение дизайна интерьера в жизнь.
Авторский надзор
Авторский надзор дизайнер осуществляет совместно с заказчиком, контролируя соответствие строительных работ дизайн-проекту. Для этой цели потребуется несколько выездов на объект. При этом дизайнер не несет ответственность за качество выполняемых строительных работ, а лишь за их соответствие проекту.
Декорирование интерьера
Kогда все ремонтные и отделочные работы закончены, плитка и ламинат уложены, стены покрашены и установлено сантехническое оборудование, начинается процесс декорирования интерьера. Он включает в себя покупку мебели и светильников, подбор текстиля (штор, жалюзи, покрывал), выбор картин или фотографий, элементов декора. Очень часто этот этап работы происходит параллельно с авторским надзором, сокращая, таким образом, время до сдачи готового объекта.
Оплата разработки дизайн-проекта
Схема оплата работы дизайнера разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт и гарантии обеим сторонам – и дизайнеру, и заказчику. Для этого работа условно разделена на несколько этапов, по окончанию каждого из которых дизайнер передает готовую документацию заказчику, а заказчик оплачивает работу дизайнера по этому этапу. Таким образом, обе стороны защищены – дизайнер получает оплату за конкретную работу, заказчик за свои деньги получает конкретные документы.
Этапы разработки дизайн-проекта могут отличаться в зависимости от специфики проекта. Стандартно дизайн-проект разбивается на следующие этапы:
1. Аванс – 10-15% от общей стоимости проекта;
2. Разработка общей концепции, эскизов (перепланировка и расстановка мебели, размещение светильников, визуализации основных помещений) – 30-35% от общей стоимости проекта;
4. Разработка технических чертежей (планов перепланировки, размещения оборудования, раскладки материалов покрытия и проч.) — 15% от общей стоимости проекта;
5. Разработка сопровождающей документации (спецификации отделки, предметов мебели, светильников, пояснительная записка) — 15% от общей стоимости проекта.
Очень часто возникает вопрос со стороны заказчика, почему второй этап (разработка эскиза) настолько дороже остальных этапов проектирования. Здесь необходимо небольшое пояснение.
При заказе дизайн-проекта, заказчик приобретает два «продукта» — оригинальную идею для своего интерьера и пакет технической документации, позволяющий эту идею реализовать. Идея, общая концепция интерьера, разрабатывается как раз в ходе первого этапа проектирования, кроме того, она является продуктом творческого мышления дизайнера. Поэтому и стоимость первого этапа составляет больше половины от общей стоимости проекта. Оплата авторского надзора и этапа декорирования интерьера осуществляется отдельно и рассчитывается почасово.
Как стать дизайнером интерьера и что для этого нужно
До 20 лет я жила в квартире, которая была в ужасном состоянии: тесная хрущевка с ремонтом, сделанным еще во времена самого Хрущева, старая проводка и никаких удобств. Эстет внутри меня требовал красоты и уюта, но что можно было сделать в этом царстве декаданса? Однажды я посмотрела передачу, в которой из безнадежного жилья дизайнеры делают настоящий дворец. Сам процесс казался мне волшебным: вжух, и у тебя уже красивая квартира. Но ведь это огромный труд и искусство.Мне стало интересно, как же на самом деле работают профессионалы. Поэтому я пообщалась с Юлией Шаталовой — арт-директором дизайн-студии интерьеров «Инстильер». Она рассказала мне о тонкостях своей работы, клиентах, сводящих с ума, и о том, в каком состоянии находятся российские квартиры сегодня.
Юлия Шаталова, 33 года, Москва
Со школьных лет мне было мало учиться только в одном учебном заведении, хотелось чего-то большего, чего-то в дополнение к стандартной программе. Поэтому школы я окончила сразу две: общеобразовательную и художественную.
Та же история сложилась и с выбором ВУЗа: мне была интересна психология, но одного только этого показалось недостаточно. Параллельно я поступила в Строгановку на дизайнера.
Я не предполагала, что художественное образование станет для меня основным, ведь готовила себя к работе практикующим психологом. Но жизнь расставляет акценты по-своему. Так, после выпуска, с двумя дипломами на руках, проще оказалось найти работу по второму – дизайнерскому, и я устроилась в небольшую рекламную компанию дизайнером полиграфической продукции.
С чего я начинала:
В полиграфическом дизайне довольно быстро стало скучно, и я заинтересовалась пространственными решениями, в свободное время принялась изучать проектирование интерьеров. За этим последовало трудоустройство дизайнером в австрийскую мебельную компанию, где под чутким руководством опытного интерьерщика я отточила навыки разработки объемно-планировочных решений, декорирования, постановки света в интерьере. Эти умения дальше последовательно развивались в двух проектно-строительных компаниях, где добавилось понимание строительных технологий, норм и правил в строительстве.
В определенный момент мне стало тесно в рамках тех типовых дизайнерских решений, которые требовались от меня работодателями. Хотелось уже большей свободы, более полной реализации полученных к тому моменту знаний и наработанных творческих идей, расширения спектра решаемых дизайнерских задач.
Становилось ясно, что пора постепенно переходить к самостоятельной практике. По счастливому совпадению мой муж как раз окончил обучение по программе MBA, и тоже хотел применить на практике полученные знания в области маркетинга, развития бизнеса и управления им.
Он стал направлять мою работу во фрилансе. Спустя некоторое время количество заказов начало расти, и для их выполнения мы стали привлекать сторонних специалистов. Наша совместная с супругом работа вытеснила все остальные направления деятельности: мы оба сконцентрировались на работе студии, оставив работу по найму.
Сегодня мы оба занимаемся ровно тем, что мы любим: я разрабатываю дизайн, муж — бизнес. А когда общая работа становится любимым делом, то она перестает восприниматься как работа, она — часть твоей жизни: личной, семейной — какой угодно.
О любви к своей работе:
Дизайн-студия – семейное дело, поэтому она составляет большую и самую приятную часть моей жизни, если не считать время, которое мы проводим с нашей дочкой. Вместе делаем дело, вместе находим решения сложных проблем, вместе добиваемся успехов, вместе им радуемся.
Дизайн интерьера дает возможность не просто фантазировать, а реализовывать свои фантазии на практике. Закрывая глаза, ты мысленно прогуливаешься по тому дому, новый интерьер которого тебе предстоит разработать, мысленно расставляешь в нем мебель, раскрашиваешь стены, зажигаешь свет. Ты с закрытыми глазами усаживаешься на диван, оглядываешь помещение, вновь и вновь двигаешь декор, перемещаешь мебель. Потом, почувствовав, что тебе нравится находиться в этом придуманном пространстве, открываешь глаза и начинаешь его перекладывать на бумагу. Сначала наброски карандашом на листе, затем отрисовка чертежа на компьютере и так далее до того прекрасного момента, когда, зайдя в готовый дом с фотографом, вспоминаешь ту первую прогулку по нему в своем воображении. Ощущение неописуемое!
Больше всего в своей работе я люблю и ценю творческую и созидательную составляющие. Результат – это плод воображения, который можно потрогать руками. Ты видишь, как сама изменяешь мир вокруг себя, делая его лучше. Радость созидателя – вот то, за что я без ума от своего дела.
О трудностях и сложных клиентах:
Сложности, с которыми сталкивается дизайнер интерьеров в ходе своей работы, имеют разную природу. Иногда это профессиональный вызов, и решать такие задачи приятно, другие не имеют никакого отношения к квалификации специалиста, поэтому не могут быть «тестом» на профпригодность. Потому остается только смиряться с ними, не позволять им овладеть собой и относиться к ним спокойно, как к неизбежному, но преодолимому.
Я сталкивалась с необходимостью проектирования больших пространств: у нас был проект спорткомплекса общей площадью около 3 000 кв.м. Перед нами вставали вопросы, требовавшие непростых технических решений, приходилось согласованно работать с массой смежных специалистов: от инженеров-конструкторов до проектировщиков электросетей.
Это как большой оркестр, в котором каждый играет по своим нотам, а ты – дирижер, в чьи задачи входит согласовать партии каждого инструмента и заставить их звучать вместе в рамках исполнения общего произведения. Это – серьезный профессиональный вызов, и его преодоление оставляет чувство глубокого удовлетворения.
Другой пример – работа с интерьерами «вторичек» в зданиях старой постройки. Проектной документации, по которой выполнялся предыдущий ремонт, в таких домах никогда не найти, и невозможно предугадать, какие сюрпризы готовит вскрытие полов и стен, а деревянные перекрытия вкупе с иными узлами накладывают массу ограничений на возможные проектные решения. Это тоже интересный ребус для профессионала.
Значительные помехи в работе могут неосознанно создавать и сами заказчики. Бывает так, что у заказчика есть сложившееся представление о «правильном» порядке работы, и от нас требуют, чтобы работа над проектом в точности следовала этим штампам. Или, окунувшись в увлекательный процесс проектирования интерьера, заказчики подчас проявляют настолько живое участие, что уже начинаешь теряться, кто же из нас — дизайнер, а кто — домовладелец. Возникает закономерный вопрос: зачем было обращаться к специалисту?
Диктат заказчика, выходящий за рамки грамотной постановки технического задания, — уже не вызов, а препятствие в работе, которое отдаляет результат от идеала. Завершая подобный проект, с грустью осознаешь, что он уже не твой, он чужой, и ты такой никогда бы не сделала, поэтому так и хочется сказать заказчику: «Только, пожалуйста, никому не говорите, кто разрабатывал этот дизайн».
Считаю, что в основе таких действий людей лежит, прежде всего, отсутствие уверенности в правильном выборе дизайнера и в себе самих, ведь быть заказчиком – это тоже своего рода умение, и приобретается оно с опытом. Я всегда говорила, и не устану повторять: внимательно относитесь к выбору дизайнера, позволяйте себе на этом этапе любые сомнения, любые подозрения, но, остановив свой выбор на каком-то кандидате, доверьтесь ему.
Это как с поездкой в такси: вы можете долго выбирать компанию, марку автомобиля, читать отзывы о водителе и делать что угодно еще. Но когда сели в машину и объявили пункт назначения, вам не остается ничего иного, как довериться таксисту и насладиться поездкой. Самым худшим вашим действием будет диктовать, какой дорогой следует ехать, либо выхватывать у него руль всякий раз, когда вам показалось, что он везет вас не туда. Тщательный подход к выбору исполнителя и точная постановка задачи – залог вашего же доверия и хорошего результата. Поэтому не жалейте на это ни времени, ни сил, иначе придется потом действительно долго «колесить по пробкам и приехать не по адресу».
Очень красочно на этот счет высказался С. Джоббс:
Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам.
За время работы мы повидали очень разных людей, и, как учителя всю жизнь помнят всех своих учеников, мы так же помним всех своих клиентов. Многие из них стоят того, чтобы отдельно рассказать о них целую историю. Накопив уже довольно объемный «статистический материал», вольно или невольно мы начинаем «классифицировать» заказчиков. Рождаются некие «типажи», и проявляются определенные статистические закономерности.
Многое о заказчике можно сказать в первую встречу: как и какие пожелания он высказывает, как составляет техническое задание.
У нас уже даже появился перечень «стоп-слов», услышав которые от заказчика еще до подписания договора, мы воздерживаемся от выполнения проекта. Понятно, что достоверность выводов, основанных на этой методике, из разряда народных примет, но надо понимать: проектирование интерьера – это серьезный процесс, который проходит в тесном взаимодействии заказчика и исполнителя. Если между ними нет взаимопонимания, то лучше бы отказаться от проекта еще «на берегу», ведь на кон поставлено много труда, времени, даже нервов. Вот и приходится прибегать к разного рода «суевериям».
О реалиях российских квартир:
Считается, что красивое жилье – редкость для России, но никто не говорит, с чем мы сравниваем. Слово «редкость» предполагает наличие некоего эталонного образца для сравнения. Я не могу говорить о том, насколько красивы среднестатистические интерьеры Европы, Америки, Африки, Азии. Знаю лишь то, что и там можно найти образцы как высокого стиля, так и абсолютной безвкусицы. Мне также неизвестно, какова должна быть доля профессиональных дизайнерских интерьеров в России, чтобы перевести их из разряда «редкость» в разряд «норма».
В то же время нам как специалистам в области создания комфортных и стильных пространств, конечно, хотелось бы видеть их побольше. Посмотрев фото интерьеров не на специализированных архитектурных порталах, а, скажем, на сайтах продажи и аренды недвижимости, видишь ясную картину того, в каких условиях действительно живет подавляющее число владельцев квартир и домов. Можно долго рассуждать о причинах этого, отыскивая их в советском пренебрежении эстетикой в угоду массовости или советском же повальном дефиците, в бедности начала 90-х или последовавшем за ней внезапном и лихом обогащении некоторых слоев населения, утрате квалифицированных кадров или многом другом. Но факт остается фактом: интерьеры абсолютного большинства квартир на этих сайтах требуют вмешательства профессионалов.
С одной стороны, нам эта картина не может не нравиться, поскольку она четко указывает на то, что потенциальный рынок услуг дизайнеров интерьера очень велик. С другой же стороны, такое обилие совершенно жутких интерьеров сказывается и на общем восприятии людьми стиля как такового. Стилистические пристрастия тех, кто привык жить в подобных квартирах и среди подобных квартир, бывает довольно непросто скорректировать.
Я всегда очень просто отношусь, когда вижу квартиру в ужасном состоянии. Неискушенному взгляду объект может показаться совершенно безнадежным, но глаз специалиста видит иначе. Для меня реальная проблема — это дефекты несущих конструкций, а вот осыпавшаяся плитка или потемневшие потолки — это неважно; лишь бы масштаб поставленных задач соответствовал отведенному на ремонт бюджету.
О реакции людей на мою работу:
Объекты, люди и ожидания очень разные, поэтому и реакция бывает разная. Я сталкивалась с заказчиками, которые хотели, чтобы я сделала ровно то и ровно так, как они нарисовали это заранее у себя в голове. В результате такие клиенты довольны своей работой, а не дизайнерской. Работу специалиста они даже не замечают: никто не станет чувствовать благодарность лопате за то, что она помогла выкопать яму. Поэтому такие заказчики остаются с убеждением, что все лучшее в получившемся интерьере – это реализация их идей, а недостатки списываются на промахи дизайнера.
Те же, кто пригласил меня для того, чтобы я придумала и разработала им интерьер таким, каким они его полюбят, оказываются очень довольны и благодарны, бывает, что даже подарки дарят. Такая радость заказчиков заряжает надолго!
Представьте себе, что вы поступили в ВУЗ, в который мечтали поступить. С огромным трудом в нем отучились, пройдя сложнейшие экзамены и сито отсевов каждый семестр. Вы написали диплом по очень интересной и, как вам кажется, очень актуальной теме, и вот прошла защита. Вы сидите в аудитории, перед вами – комиссия, председатель комиссии называет вашу фамилию и говорит: «Отлично! Хотелось бы отметить этого студента.». Что бы вы почувствовали? Вот это – ровно наши эмоции, когда наш заказчик (читайте – председатель комиссии) доволен нашей работой.
Искренняя радость заказчиков – это именно то, к чему мы стремимся в своей работе, переживая за каждый проект и относясь к ним как к своим детищам. Когда у нас не заказывают услугу по авторскому надзору, и мы завершаем свою работу передачей проекта в руки строительной бригады, мы нередко потом видим, как он искажается в процессе ремонта или комплектования помещений мебелью. В такие моменты я чувствую примерно то же, что и матери, отдавшие детей в плохую школу и наблюдающие, во что там превращается их чадо.
Благое ли дело мы делаем? Я уверена, что это так! Если бы я в этом сомневались хотя бы на секунду, уже давно бы бросила все это. Я стараюсь не слишком сближаться с заказчиками, поскольку это, как мне кажется, вредит результату, но с некоторыми из них общение сохраняется и после завершения работы.
О том, что же должен уметь дизайнер интерьера:
Бытует ошибочное мнение, что дизайнер интерьера должен лишь хорошо ориентироваться в современных модных трендах, уметь сочетать цвета и фактуры, рисовать красивые картинки. Но этого скромного перечня явно недостаточно. К нему должны прилагаться глубокие знания в области порядка производства реконструкции, строительных норм и технологий, норм эргономики и требований, предъявляемых к проектной документации.
Но все названное можно отнести к обязательной «технической» составляющей, однако существует и иная, не менее значимая. Дизайнер должен понять стилистические пристрастия заказчика и предложить тот интерьер, который придется ему по душе. Любому человеку сложно совместить воедино свои пожелания: взгляд на интерьер «дома мечты» представляет собой разрозненные образы, витающие в облаках фантазии. И далеко не факт, что все они «подружатся», заключенные в рамки одной комнаты, и здесь мастерство интерьерщика выходит на передний план.
Мы всегда просим заказчиков показать нам примеры тех интерьеров, которые они считают красивыми/стильными/уютными, и делаем это не для того, чтобы далее просто копировать решения с этих картинок, нет. Рассматривая подборку референсов, мы стремимся понять, что же привлекает нашего заказчика, в каком именно интерьере ему будет хорошо, чтобы предложить то, что ему подойдет.
Ну а после того, как «творческая» часть утверждена, нам остается уже чисто техническая работа: отразить эту задумку в чертежах и планах проектной документации, что само по себе — кропотливая работа, требующая соответствующих знаний и навыков.
Как нельзя определить, что в чае важнее — вода или заварка, — так и в дизайнерском мастерстве нельзя разделять творческую и техническую составляющие. Только вместе они дают результат, за который специалиста ценят заказчики.
О самом безнадежном заказе, с которым я работала:
В памяти всплывает недавний объект: крохотная двухкомнатная квартира в доме старой постройки площадью без малого 40 кв.м, из которой предстояло сделать «трешку» со всеми удобствами, при этом в весьма тесных бюджетных рамках.
Сам заказчик в отзыве описал состояние квартиры до ремонта так: «Микроскопическая двухкомнатная квартира, обладавшая «изюминкой» в виде остекленного с двух сторон балкона с батареей отопления, и кроме сего достоинства имеющая пятиметровую кухню, «как в хрущевке», совмещенный санузел (меньше, чем в хрущевке), отсутствие прихожей, и «бонус» — потолочную балку через комнату, совершенно негуманного сечения 30х50см. (…) данное жилище своей изначальной планировкой и размерами в принципе не предполагает наличие благ цивилизации, таких как посудомоечная машина, стиральная машина и унитаз, не прижатый махонькой раковиной вплотную к горячему полотенцесушителю». Вряд ли можно описать эту квартиру лучше!
А вот так он обозначил поставленные перед нами требования: «Максимальное использование пространства и скрытых полостей, встроенные системы хранения, современные инженерные системы, грамотное освещение, обеспечить зональность, звукоизоляцию пола и теплоизоляцию «зимнего сада», спланировать гардеробную, книжные шкафы и шкафы для посуды, разместить посудомойку и стиральную машину», а кухня должна была вместить всю необходимую технику и посуду, а также играть роль столовой. Ну, каково?
Лучшим подспорьем в этом проекте было то, что заказчики оказались чудесными, душевными людьми, открыто говорившими о своих пожеланиях и обо всех имеющихся ограничениях. В работе над интерьером этой квартиры слилось воедино многое из того, о чем я говорила ранее.
Заказчики подготовили полную подборку понравившихся интерьеров. Во многом эти картинки спорили между собой, но, тем не менее, давали нам довольно объемное представление о том, «что такое хорошо» для них.
Они доверились нам. В одной из комнат они изначально хотели видеть на стенах фотообои на тему балийских пейзажей, что никак не увязывалось с общей стилистикой всей квартиры. И они не противились, когда в моих предложениях эти пейзажи не нашли никакого отражения.Ведение всего проекта, от планировки до комплектации, доверили дизайнеру, что является самой верной гарантией лучшего результата.
Самым большим своим достижением в работе над этим объектом я вижу грамотное планировочное решение, которое впоследствии было в надлежащем порядке согласовано. Именно оно позволило уместить все пожелания заказчиков в такую небольшую коробочку на 40 кв.м., где нашли свое место и удобная кухня-столовая, и полнофункциональный санузел, и даже гардеробная. Ну а лучшим результатом работы является восторг заказчика. Да, эта квартира не шедевр в том смысле, которым принято наделять интерьеры, здесь нет дорогущей мебели или баснословных дизайнерских аксессуаров. Но планировочное решение, разработанное для этой квартиры с учетом таких требований, – это уже даже не фокус, это ближе к магии. Поэтому я буду еще очень долго гордиться таким «неподъемным» проектом, который нам удалось реализовать в лучшем виде.
Добавить в избранное
Читайте другие статьи от автора:Памятка заказчику о том, как работать с дизайнером
Иногда дизайнеры сталкиваются с ситуацией, когда хочется расстаться с заказчиком, вернуть аванс, несмотря на выполненную большую часть работы, и забыть этот опыт как страшный сон. Чтобы этого не происходило, заказчикам тоже нужно учиться работать с дизайнером. И тогда не только процесс будет легким, но и результат отличным.Итак, неправильные вопросы заказчика
«Вы можете сейчас дать строителям план электрики (а мебель мы с вами будем выбирать потом)?»
План электрики, как и все остальные рабочие чертежи, может появиться только после того, как весь интерьер будет утвержден по внешнему виду. То есть выбрана вся мебель, отделочные материалы, заказана или хотя бы утверждена конфигурация кухни, выбраны все светильники и даже картины на стены.
Только после этого рабочие чертежи могут быть сделаны вдумчиво и с учетом всех особенностей квартиры или дома. Если, конечно, вы не хотите, чтобы розетки оказались за диваном, выключатель за шкафом, а из стены торчал бы лишний провод для бра, которые решили-таки заменить на прикроватные лампы, а вот подсветка кухонных шкафов оказалась не предусмотрена.
В договоре должен быть указан план-график работ. Обсудите его «на берегу», уточните сроки выполнения всех этапов дизайн-проекта и учитывайте это при поиске и найме строительно-ремонтной бригады.
«Ни один из предложенных вариантов не понравился, можете предложить нам что-нибудь еще?»
Формулировка «что-нибудь еще» может означать 10, 20, 200 вариантов. Конкретизируйте ваши пожелания. «Мне не понравился белый диван, потому что он маркий, нужно что-то более практичное» или «общее настроение интерьера мне кажется слишком спокойным, хотелось бы добавить жизнерадостных ярких элементов».
Включайтесь в работу. Думайте вместе с дизайнером, как свести количество вариантов к минимуму. Ищите и присылайте примеры понравившихся интерьеров, и обязательно указывайте, что конкретно Вам нравится и что не нравится на этих примерах.
Если вы просто видите, что дизайнер не справляется с задачей, не слышит ваших пожеланий или не может им соответствовать, смело расставайтесь, чем раньше, тем лучше. В вашем с ним договоре обязательно должен быть пункт о безболезненном и честном расторжении отношений.
«А не будет ли это слишком ярко? ( светло, темно, мрачно, весело, пестро, однотонно, красно, зелено, и т.п.)»
Не заставляйте дизайнера угадывать ваши субъективные ощущения. Что будет слишком ярко для вас — известно только вам. Поэтому, опять же, нужны референсные интерьеры, примеры, подробные ТЗ.
Вы даже не представляете, насколько разные запросы приходится обрабатывать дизайнеру. И когда вы восклицаете «Это мне напоминает море!» — совершенно не понятно, хорошо это или плохо. Может, вы воды боитесь.
«А как это будет в уборке (обслуживании, эксплуатации)?»
Этот вопрос, наверное, более уместно задать вашей домработнице или сервисной службе.
У дизайнера, конечно, должен быть здравый смысл и какой-никакой жизненный опыт, позволяющий догадаться, например, что черный глянцевый пол и линяющие пушистые животные несовместимы. Но достаточной статистики у него нет. Даже если он сделал сотни проектов, он не является специалистом по клинингу, по эксплуатации различной бытовой техники, по обслуживанию систем «умного дома» или по уходу за рифовыми аквариумами. Он не живет во всех своих интерьерах, не делает в них уборку и не пользуется всеми теми приборами, которые есть в его проектах.
Кроме того, требования к чистоте в доме довольно индивидуальны. Для кого-то немыслимо видеть отпечаток пальца на глянцевой поверхности, кто-то спокойно наблюдает, как любимый пес отряхивается после прогулки в прихожей.
«Мне нравится прованс, а мужу — лофт, рассудите нас — что лучше?»
У дизайнера должен быть один заказчик на одном объекте. Кто-то один в семье должен отвечать за интерьер, и его слово должно быть для дизайнера последним. Решайте все ваши семейные разногласия и обсуждайте все пожелания за кадром, в кругу семьи. Не заставляйте дизайнера быть для вас третейским судьей и семейным психологом. Тем более, боже вас упаси устраивать семейные сцены в присутствии дизайнера.
«Моя мама (дочь, теща, подруга …) сказала, что темные (светлые, яркие, бледные, однотонные, пестрые…) стены (полы, шторы, мебель, посуда…) будет смотреться плохо. А Вы что по этому поводу думаете?»
Что думает дизайнер — он проиллюстрировал в проекте, эскизе, коллаже. Если его авторитет в дизайне интерьера для вас недостаточен, то закажите проект дизайна интерьера вашей маме, теще, подруге. Избавьте дизайнера от экзамена по композиции и колористике перед вашими близкими и друзьями.
«Этот светильник нам очень нравится, но где нам найти то же самое дешевле?»
Поиск лучшей цены — не задача дизайнера. Он подобрал Вам предмет интерьера в рамках оговоренного бюджета, Ваше право изучить все предложения рынка или поторговаться в салоне.
Автор статьи — Эста (эльвира Станкевич)
Если у кого есть что добавить к неправильным вопросам напишите….
с чего начать и что нужно сделать?
На сегодняшний день многих молодых людей интересует вопрос о том, как стать дизайнером интерьера, с чего начать. Эта профессия стала популярной сравнительно недавно. Но сегодня услугами талантливых в этом деле людей пользуются очень часто.
Общие сведения о профессии
Дизайнер проектирует внешний вид дома, выбирает мебель, сочетает цвета. Настоящий специалист способен сделать из ничем не примечательной квартиры шедевр. Часто люди говорят, что у тех, кто выбрал эту профессию, нет шансов реализовать себя. Это ложное мнение. Если человек предан своей мечте, если его тянет к дизайнерскому искусству и он умело борется с собственной ленью, то его непременно заметит и оценит общество. Вслед за положительной оценкой идут отличные заработки. Если вы сказали себе: «Хочу стать дизайнером интерьера. С чего начать?» — давайте изучим все тонкости этой профессии.

Недостатки дизайнерского искусства
Как и у любого другого занятия, у профессии дизайнера есть определенные недостатки, с которыми вам придется столкнуться, если вы хотите посвятить этому свою жизнь. Обдумайте заранее, готовы ли вы преодолевать препятствия на пути к достижению своей цели. Приготовьтесь к таким минусам:
- Вы далеко не сразу сможете купаться в лучах славы, выполняя дорогостоящие заказы. Придется поработать себе в убыток, чтобы добиться признания и обзавестись выгодными клиентами.
- Чтобы к вам обращались люди, у вас должны быть определенные связи. Пройдет много времени, прежде чем вы сможете обзавестись достойными партнерами, которые продадут клиенту качественную мебель и строительные материалы.
- Первое время вы можете испытывать сильную нехватку денег, ведь мало кто рискнет платить большие суммы новичку.
- Вам придется освоить основы психологии и поработать над устойчивостью нервной системы, ведь часто клиенты не соглашаются со взглядами дизайнера.
- Если вы взялись выполнять определенный проект, то вам придется довести его до конца. Клиентов не интересует ваше состояние здоровья или особые семейные причины, из-за которых срывается заказ.
- Современное дизайнерское искусство не обходится без знания компьютерных программ. На их освоение уйдет приличное количество времени.
- Прежде чем вы станете известным, пройдет не один год.
Итак, если вы решили, что справитесь с этими трудностями, поговорим о том, как стать дизайнером интерьера. С чего начать? В первую очередь вам нужно воспитать в себе определенные качества характера.

Дизайнер интерьера, обучение на которого невозможно без определенных черт характера, должен обладать такими личными особенностями:
- Наличие вкуса, нестандартное мышление и креативный подход к любому начинанию.
- Желание работать постоянно и много, наличие терпения.
- Желание общаться с любыми людьми, выполнять пожелания клиента, даже если его идея кажется вам плохой.
- Способность презентовать свой проект, рассказать о нем во всех красках.
- Умение сочетать любые цвета и фигуры и создавать из деталей единое целое.
Если вы считаете, что все эти пункты — о вас, поговорим о приятной стороне профессии, а именно о карьерном росте.

Возможности карьерного роста
Помните, что очень тяжело продвинуться по карьерной лестнице, если вы — работник без связей. Если вы интересуетесь, как стать дизайнером интерьера, с чего начать, то сначала обдумайте, готовы ли вы много и практически бесплатно работать, чтобы обзавестись определенным кругом клиентов. Вам придется создать собственное портфолио. Чтобы стать успешным дизайнером на пике славы, вам понадобится:
- Получить специальное образование. Если вы хотите стать дизайнером интерьера без образования, вам придется еще сложнее.
- Обзавестись красочным портфолио.
- Научиться работать в специальных компьютерных программах.
- Выучить несколько иностранных языков.
- Выполнить несколько объемных и дорогостоящих проектов.
- Получить хорошие рекомендации от крупных заказчиков.
Подготовьтесь к тому, что у вас будут определенные обязанности и не всегда они будут связаны с творчеством.
Обязанности дизайнера интерьеров
Когда вы задумываетесь, что нужно, чтобы стать дизайнером интерьера, вспомните о непосредственных обязанностях и о том, готовы ли вы их выполнять. Это первый шаг на пути к освоению профессии. Итак, в ваш круг обязанностей входят:
- Как работа над объемными заказами, так и доработка проектов после других специалистов.
- Подчинение всем требованиям клиента.
- Снятие мерок с помещения и его частей, создание макетов под эти мерки.
- Работа с 3D-моделированием.
- Выбор всех мелких деталей, дополняющих интерьер помещения.
- Расчет будущих финансовых затрат на проект.
- Работа с людьми, принимающими участие в благоустройстве помещения, контроль их деятельности.
- Внесение изменений в план работы, если возникнут непредвиденные ситуации.
Только на первый взгляд кажется, что это легкие обязанности. Выполнять их каждый день трудно морально и физически.

Как проходит реализация проектов
Мы разобрали, как проходит работа дизайнера в целом. Реализация каждого отдельного проекта выглядит примерно так:
- Встреча с клиентом, формирование первого впечатления.
- Обсуждение задания, всех его деталей и сроков.
- Посещение помещения, над которым предстоит работа, фотографирование его частей, работа над рисунками и чертежами.
- Оформление внешнего вида помещения в рисунках.
- Сопоставление всех рисунков и чертежей, устранение неполадок.
- Обсуждение результата с заказчиком.
- Постоянный контроль над внедрением вашего проекта на практике.
И помните, что на любом из этих этапов клиент может остановить работу и потребовать все переделать. К этому тяжело подготовиться морально, но с подобным явлением сталкивался практически каждый дизайнер.

Итак, если вы решили, что хотите быть дизайнером, то для вас открылись два пути достижения цели. Первый и более легкий из них – это получение специального образования или окончание профильных курсов. Если вам это по карману, то ваше обучение будет проходить по такому плану:
- Вы сдаете тест на профессиональную ориентацию.
- Если у вас за плечами нет художественной школы, ее нужно окончить.
- Вы создаете портфолио из собственных рисунков и на его основе поступаете в вуз.
- Вы учитесь в университете добросовестно и с энтузиазмом.
- Пока вы обучаетесь, вам придется самостоятельно освоить основы работы за компьютером в дизайнерских программах, выучить несколько иностранных языков, начинать поиск первых клиентов, создавать себе положительную репутацию, учиться у уже состоявшихся специалистов, следить за новыми тенденциями в вашем деле.
Если вы окончите вуз, у вас появится много шансов поработать по специальности, ведь хорошие университеты предоставляют выпускникам такую возможность. Но если у вас нет финансов для получения образования, то изучите, как стать дизайнером интерьера самостоятельно.

Как стать дизайнером без получения специального образования
Несмотря на то что на самостоятельное обучение не потребуется серьезно тратиться, этот вариант требует от вас упорной и долгой работы. Кроме того, ваша судьба во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.
Итак, как стать хорошим дизайнером интерьера, если вы решили выучиться самостоятельно? План действий таков:
- Изучите дизайнерский архитектурный процесс.
- Получите основы знаний о строительстве.
- Изучите современные дизайнерские компьютерные программы.
- Изучите основы дизайна освещения.
- Выучите теорию культуры и искусства.
- Поработайте над знаниями в области бухгалтерского и финансового учета.
- Изучите всевозможные способы проектирования.
Чтобы освоить эти навыки и получить специальные знания, берите в библиотеке соответствующие учебники или прибегайте к помощи Интернета. Чтобы вы начали реализовываться, вам нужно найти первого заказчика.
Но если вам удалось найти клиента, не думайте, что сложные моменты остались позади. В дизайнерском искусстве самая трудная работа начинается после обучения.
Где искать заказы
Когда вы получите все необходимые навыки, вам предстоит выполнить нелегкую работу по поиску первого заказчика. Чтобы найти клиента, воспользуйтесь одной из этих возможностей:
- Прорекламируйте себя в нескольких газетах или журналах.
- Рассказывайте о себе как можно чаще. Новости о вас разойдутся в обществе очень быстро.
- На специальных сайтах поместите свое резюме.
- Создайте собственный сайт, посвященный вашей деятельности. Разместите на нем портфолио.
- Раздавайте креативные флаеры, посвященные вашей работе.
- Обратитесь к близким и дальним родственникам с просьбой поискать вам клиентов.
- Обратитесь в крупные и мелкие фирмы. Возможно, им нужен дизайнер на постоянную работу.
- Обойдите известные вам кафе, рестораны или магазины с предложением сотрудничества.
Первое правило при реализации себя как профессионала заключается в том, чтобы не сидеть без дела. Настойчивость и терпение – это ваши главные козыри, которые в сочетании с широкой базой знаний приведут вас к успеху.

Полезные советы
И напоследок еще немного полезной информации. Что надо, чтобы стать дизайнером интерьера, кроме получения специальных знаний? Ознакомьтесь со списком рекомендаций от состоявшихся специалистов:
- Поймите, что у вас практически нет права на ошибку в реализации любого проекта. Испорченную репутацию трудно восстановить.
- Не бойтесь обращаться за советом к более профессиональным коллегам.
- Повышайте квалификацию посредством тренингов, семинаров или практических занятий.
Помните, что при желании можно добиться абсолютно любой цели. Успехов!
Кто такие дизайнеры интерьера и зачем они нужны?
Дизайнер интерьера — это многогранная профессия, в которой творческие и технические решения применяются в совокупности для достижения общей задачи – комфорт и уют вашего дома.Эти решения функциональны, повышают качество жизни и культуры жильцов, и эстетически привлекательны. Специалисты этой области развивают понимание и чувствительность к истории, будущим технологиям, окружающей среде, экономике, архитектуре и общественным потребностям. Дизайн интерьера — это творческая интеграция формы, материалов, функции и эстетики внутреннего пространства.
Творческие аспекты дизайна интерьера могут быть захватывающими и веселыми, но не стоит забывать, что вам придется жить в таком интерьере, а значит он должен быть и функциональным. Дизайн-проект включает в себя создание концепта будущего помещения, инженерные и технические решения. Ваше удовлетворение проектом интерьера во многом зависит от выбранного Вами дизайнера и от того, насколько хорошо вы с ним друг друга поймете.
Следуя приведенным ниже рекомендациям, вы можете обеспечить хорошие рабочие отношения и успешный результат.
Достаточно много факторов влияют на дизайнерское решение.
• Само пространство, его размеры и конструкция, с его потенциалом и его ограничениями.
• Как будет использовано это пространство — для работы или отдыха, развлечений или отдыха.
• Концепция пространства – с какими эмоциями ассоциируется интерьер, будет ли он выражать характер своего владельца.
• Практические аспекты — легкость доступа к чему либо, количество света, акустика, места отдыха и места для того чтобы хранить вещи.
• Есть вопросы охраны и безопасности, внимание к особым потребностям и многое другое.
Элементы дизайна варьируются от визуальных (цвет, освещение, форма) до тактильных (поверхность, форма, текстура) до слуховых (шум, Эхо). Дизайнер должен иметь эстетическую, практическую и техническую оценку этих элементов. Он или она должны понимать, как люди используют и реагируют на эти элементы, не только индивидуально, но и как элементы взаимодействуют друг с другом.
Дизайнеры также должны быть осведомлены о многих типах и характеристиках мебели, аксессуаров и украшений, используемых при создании интерьеров. Мебель, освещение, ковры и напольное покрытие, краска и настенное покрытие, стекло, кованый металл, светильники, искусство — это лишь некоторые из многих предметов и материалов, которые дизайнеры выбирают. Кроме того, они должны быть знакомы с различными стилями и историей дизайна, искусства и архитектуры.
Интерьеры сейчас расцениваются как продолжение своей индивидуальности, поэтому дизайнер интерьера должен уметь слушать, быть способным читать личность заказчика и выражать его мысли в своих проектах. В последнее время понятие дома просто как жилища было предано забвению. Люди больше не хотят жить в зданиях невзрачной природы, оснащенных основными коммуникациями. Сегодня все хотят, чтобы их резиденция была удобной и хорошо выглядела. Из-за роста населения, жилые квартиры становятся все меньше и меньше. Следовательно, они должен быть спроектирован так, чтобы можно было выполнять максимум функций из ограниченного пространства.
Что входит в обязанности дизайнера интерьера?
Дизайнер планирует и контролирует проектирование и организация внутреннего пространства с использованием специализированных знаний внутренних работ, строительных норм и правил, оборудования, материалов и мебелью. Внутренние помещения могут быть совершенно разными: офисы, больницы, библиотеки, музеи, рестораны, театры и частные дома. Дизайнер интерьера заказывает мебель, контролирует работу строителей, и гарантирует, что мебель установлена и организована в соответствии с планом.
Дизайнер интерьера – это высококвалифицированный профессионал, который создает функциональную и качественную интерьерную среду. Опытный дизайнер интерьера может определить, исследовать и творчески разрешить вопросы для того чтобы конструировать здоровую, безопасную и физически удобную окружающую среду. Дизайнеры интерьера предоставляют различные услуги, в этом числе:
• Консультации, помогающие определить цели и задачи проекта, Генерация идей для функциональных и эстетических возможностей пространства создание иллюстраций и визуализаций.
• Разработка документов и спецификаций относительно внутренних пространств в соответствии со строительством и правилами безопасности
• Организация пространства в соответствии с его функцией
• Мониторинг и управление строительством и монтажом элементов интерьера выбор мебели, осветительных приборов, приобретение материалов.
Дизайнеры должны проектировать пространство в соответствии с федеральными, государственными и местными законами, включая строительные кодексы. Проекты для общественных мест также должны соответствовать стандартам доступности для инвалидов и пожилых людей.
Типы профессионального дизайна интерьера.
Профессиональный дизайн интерьера можно разделить на две специальности: дизайн жилых и нежилых помещений. Жилой дизайн касается интерьеров квартир и частных домов. Нежилой дизайн касается общественных мест как концертные залы, банки, офисы, театры, рестораны, гостиницы, и религиозные здания. Многие дизайнеры специализируются в одной или нескольких из этих областей.
Иногда архитектор и дизайнер один и тот же человек или же архитектор и дизайнер интерьера могут сотрудничать, чтобы создать единое целое. Чаще всего, однако, дизайнер работает независимо в существующем пространстве, делая косметические изменения в структуре по мере необходимости.
Профессиональные дизайнеры обычно работают с существующим пространством, которое нельзя перестроить, хотя небольшие архитектурные изменения (положение дверей, стен, электрических выходов, и приспособлений освещения) могут быть.
Все серьезные дизайнеры стремятся достичь совершенства в своей работе. Они могут представлять различные подходы, разделяют понимание на некотором базовом уровне того, что такое совершенство, ведь у всех людей разный вкус. Но все же превосходный дизайн должен удовлетворять 3 необходимым критериям:
• он выполнен надежно, из качественных материалов
• удовлетворяет потребности своих потребителей
• он эстетически успешен.
Стадии создания дизайн-проекта.
• Анализ потребностей, целей и требований клиентов.
• Интеграция выводов со знанием дизайна интерьера.
• Формулирование предварительных проектных концепций, которые являются эстетическими, функциональными и соответствуют нормам.
• Подготовка рабочих чертежей и спецификаций для несущей внутренней конструкции, отраженных потолочных планов, освещения, внутренней детализации, материалов, отделки, планирования пространства, мебели, светильников и оборудования.
• Рассматривает и оценивает проектные решения во время реализации и после завершения
Если вы хотите этим заниматься, то ответьте себе на три вопроса:
«Я Творческий?»
Креативность-это тонкое, но важное качество при рассмотрении дизайна интерьера как профессии. Большая часть вашего продвижения будет зависеть от вашей способности быть оригинальным в ваших творческих усилиях по проектированию любого пространства. Клиенты всегда будут хотеть сотрудничать с дизайнером, который может предложить им что-то оригинальное. Вы также должны быть в состоянии превратить все предметы, которые они уже имеют в произведения искусства. Иногда клиенты не хотят изменить все, или покупать новую мебель; они просто хотят добавить «красок» в свое пространство. Творческое мышление — это единственное, что здесь поможет.
«Я Организован?»
Верите или нет, дизайнер должен быть очень хорошо организован, чтобы быть в состоянии обрабатывать все мелкие детали, которые могут иметь большое значение. Это не легкое дело — пытаться отслеживать все дела, которые должны быть сделаны; особенно, когда у вас есть сотрудники, постоянно окружающие вас. Не забывайте, что вы также должны казаться спокойными, потому что ваши клиенты, вероятно, будут задавать вам много вопросов. Если вы разбежались и запаниковали, будет трудно ответить на все вопросы и выглядеть круто одновременно. Способность знать, где все купить и где найти нужного специалиста — это еще один аспект организации. Вы должны быть очень хорошо организованы, если ваши дизайн-проекты приводят вас к тому, чтобы добавить или удалить комнату и/или стену. Этот вид работ требует использования чертежей. Вы должны уметь читать их, а также составлять их, что является очень ответственным делом.
«Насколько я хорошо справляюсь с проблемами?»
Способность решать проблемы является необходимость для дизайнера. Организация ремонта – это вообще очень проблемная деятельность. Вам много раз придется сталкиваться с трудностями, справляться с которыми обычно нужно очень оперативно.
Работа дизайнера интерьера: составление технического задания
Выбирая дизайнера интерьера или дизайнерскую студию по рекомендации друзей или в интернете, у вас может возникнуть вопрос: с чего начинается работа дизайнера?
В чем состоит работа дизайнера интерьера?
Данная статья ответит на этот вопрос. Вначале, вы, как заказчик, встречаетесь с исполнителем – в его офисе, или на вашей квартире, или в любом удобном месте. Если вы будете встречаться не на объекте, то, для того чтобы разговор был наиболее детальным и конструктивным, подготовьте план объекта – это могут быть строительные чертежи или экспликация к поэтажному плану БТИ. Не лишними будут и фото нынешнего состояния помещений.
Затем подготавливается пакет документов, куда входит договор с реквизитами обеих сторон и техническое задание – отправная точка последующего сотрудничества. После того, как договор подписан, специалисты приезжают на объект, производят все нужные замеры и фотографируют помещения.
Как составляется техническое задание?
Дизайнер по интерьеру выясняет предпочтения клиента, его стилевые пристрастия, пожелания, касающиеся планировки и функционального назначения комнат, комплектации оборудованием и мебелью. После того как ответы на все значимые вопросы получены, дизайнер разрабатывает дизайн-проект.
Следующий этап работы целиком посвящен разработке эскизного проекта. Вначале рассматриваются планировочные решения. В процессе работы над ними дизайнер разбивает пространство на функциональные зоны, согласно утвержденному заказчиком техническому заданию. Вы, как заказчик, получаете для утверждения планы помещений, где расставлена мебель и оборудование. После того, как вы окончательно утвердите планировочное решение, оно используется как основа дизайн-проекта.
Стилистическая разработка интерьера является непосредственно творческой задачей дизайнера. В результате работы вы получаете комплект изображений, называемых эскизами. Они выглядят как фотографии, предназначены для согласования с вами и позволяют детально рассмотреть интерьер проектируемого пространства. Это основной и самый продолжительный этап.
После того как эскизы согласованы и одобрены вами, разрабатывается комплект чертежей рабочего проекта. В данной документации должны содержаться все требуемые технические данные: сечения и разрезы, деталировка узлов и иная нужная информация, согласно которой строительной бригаде предстоит воплощать в жизнь ваши мечты о новом интерьере.
Впоследствии объект подвергается ремонтно-строительным, инженерным, отделочным и иным работам. В процессе этих работ дизайнер осуществляет следующие функции:
- Консультирует по закупке строительных материалов для отделки;
- Помогает выбрать мебель и оборудование;
- Подбирает предметы интерьера, аксессуары, освещение;
- Осуществляет авторский надзор, добиваясь от строительной бригады соответствия работ проектным решениям.
P.S. А на десерт предлагаю посмотреть видео-ролик: Как работает дизайнер интерьера?
Стоит ли обращаться к дизайнерам интерьеров
Каждый в меру своих возможностей стремится сделать свой дом максимально комфортным, стильным, неординарным и отражающим характер хозяев. Однако чаще всего выполнить все эти задачи под силу лишь художнику-профессионалу — дизайнеру интерьера. Говорят, что хороший дизайнер может ещё и так сэкономить на отделке и инженерии, что общая цена ремонта окажется ниже заявленной просто строителем.
— Я заканчивал интерьер загородного дома, — рассказал мне как-то архитектор Борис Архангельский, — когда из Испании вернулся хозяин. Осмотрел результаты и попросил сделать дополнение: «У моего друга в Испании, когда въезжаешь в ворота, вдоль дороги из земли светящиеся столбики поднимаются. А потом опускаются. Хочу такие же!»
Целый день Борис пытался объяснить клиенту, что у нас не Испания: зимой светящиеся столбики вмёрзнут в лёд и вся система выйдет из строя. Бесполезно. После этого случая дизайнер бросил частную практику и ушёл работать в крупное архитектурное бюро.
— Да, — отчасти согласился Юлий Снегирёв, директор одной из московских студий интерьера «Идея Fix», — такие проблемы случаются. Между дизайнером и заказчиком должен возникнуть особый климат понимания и лояльности. Плох тот дизайнер, что настаивает на своей эстетической концепции, но также плох тот дизайнер, что идёт на поводу у клиента. Это тонкая грань, на которой и балансируют профессиональные дизайнеры. В нашей студии есть человек, играющий роль прослойки между специалистом и клиентом — креативный топ-менеджер.
Проблемы не могут не возникать, потому что дизайну интерьера в нашей стране всего 15 лет от роду. Поэтому до сих пор не создана стройная теория этой дисциплины: нет объективной качественной литературы, нет вузов, выпускающих готовых специалистов. И наконец, большинству людей вообще непонятно, зачем нужен дизайн интерьера.
Зачем нужен дизайн интерьера квартир
Дело в том, что хороший вкус развивается целенаправленно в течение долгих лет и является интеллектуальной собственностью. Мастерство правильно и целесообразно создавать объём жилого дома нарабатывается годами. Необходимо знание инженерных коммуникаций и способов их адекватного расположения. Не обойтись без умения найти компромисс между полётом фантазии и комфортом. Требуется знание стилей и направлений, перспектив и пропорций, поставщиков и цен. Всех этих знаний у непрофессионалов нет. Дилетанты тратят много сил, совершают ошибки, о которых интерьерщиков предупреждали в начале образования.
Как работают интерьерщики
На квартиру от момента первого осмотра до сдачи под ключ вне зависимости от площади уходит около полугода при своевременном финансировании. Ни один приличный дизайнер не продаст проект на бумаге. Только вместе с исполнением или авторским надзором.
Сначала интерьерщик осматривает квартиру, изучает стены и перекрытия, документы, инженерные системы, рисует план. Как правило, изначально московские квартиры распланированы крайне неудачно. Маленькие кухни, неудобные санузлы, уродливо торчащие воздуховоды, крохотные кривые холлы. Задача дизайнера сделать так, чтобы площадь квартиры была максимально эффективно и красиво распределена. Чтобы архитектура обнимала инженерию. Чтобы было много воздуха и света, комфорта и простора. Чтобы всё находилось рядом и отдельно друг от друга. Если план не устраивает клиента, он дорабатывается.
По теме

2902
Разрешённый митинг на проспекте Сахарова 29 сентября показал, что напрасно власти всех уровней пугались протестов с той же повесткой прошедших несанкционированно 27 июля и 3 августа. Зачем было Росгвардии жёстко разгонять тогда людей и отправлять их за решётку?
В конце проектируются инженерные системы под новую планировку. То есть продумываются проводка, трубы, окна, кондиционеры и прочее. Позже продумывается дизайн. Сначала интерьеры рисуются на бумаге, потом исполняются в объёмных компьютерных программах, наконец, создаются макеты — уменьшенные копии будущего жилья. Каждый шаг обговаривается и утверждается с клиентом.
90% приличных интерьерщиков в Москве работают поодиночке, без создания юридического лица. Во время выполнения заказа они становятся довольно близки с клиентом. Часто проводят вместе выходные, ездят отдыхать, обсуждают приоритеты друг друга. Это конструктивная форма симбиоза. Плотное общение позволяет архитектору лучше узнать заказчика и интегрировать полученные знания в интерьер.
Работать выгоднее всего без подрядчика
После того как проект сдан и подписан, работа интерьерщика переходит на новый уровень — замысел воплощается в реальность. Дальше возможны два варианта развития событий: либо интерьерщик отвечает за реализацию проекта (сам приводит строителей), либо заказчик нанимает строительную фирму-подрядчика, которую дизайнер только контролирует. Второй вариант хуже по нескольким параметрам. Во-первых, ответственность разделяется между автором и исполнителем. Случись что, клиент не будет знать, с кого спрашивать. Автор скажет, что проблема в исполнении, а исполнитель — что проект противоречит законам физики и исполнить его лучше невозможно.
Во-вторых, подрядчик, особенно с именем, накручивает цену на 100—200%.
— Молдавский рабочий под моим присмотром, — говорит Юлий Снегирёв, — оштукатурит стену точно так же, как немецкий, но я потрачу на это в несколько раз меньше денег клиента. В конце работы никто даже не поинтересуется, кто штукатурил под обоями, под плиткой или мозаикой. Если есть лишние деньги — стоит потратить их на обои, дизайнерские стулья, дорогой паркет и лак.
То же касается выбора инженерной техники. Дистрибьютор всегда старается продать самое дорогое. Например, кондиционер, напичканный всевозможными автоматическими системами, которые вряд ли будут использоваться. Последняя проблема найма подрядчика — в кредите доверия. Строители зачастую не понимают, что от них требует дизайнер, и начинают тянуть лямку на себя, то есть пытаются дискриминировать дизайнера в глазах клиента. Если клиент встаёт на сторону дизайнера — неизбежны конфликты со строителями. Или наоборот. Результат этих разборок непременно скажется на дизайне интерьера.
Работа фирм-поставщиков, выбор техники и гражданство штукатуров должны касаться заказчика косвенно, если вообще должны касаться. Лучше всего, если дизайнер сдаёт интерьер под ключ и несёт полную ответственность за качество. Это по силам опытному дизайнеру, который проделывал подобное неоднократно.
Стоимость услуг дизайнеров интерьера разная. Студия Юлия Снегирёва берёт 100 евро за квадратный метр проекта. Что же до воплощения, у знающего своё дело специалиста на всё вместе, включая снос и возведение стен, документацию, удаление старых и обустройство новых коммуникаций, окна, двери, встроенные шкафы и кухню, уйдёт порядка 1000 евро за квадратный метр квартиры. Конечно, требования бывают неординарными — тогда неординарной может быть и цена. Например, один клиент просил прорубить два новых окна. Это было возможно, но при условии появления таких же двух окон на всех восьми этажах его дома. Подготовленную смету отличала астрономическая сумма прописью в самом конце. Клиент подумал и от новых окон отказался.
Как найти дизайнера интерьера
Последний вопрос на удивление самый сложный. Большинство хороших, адекватных по стоимости специалистов не дают рекламы, не участвуют в выставках и не заполняют анкет в фирмах по устройству на работу. При дефиците интерьерщиков на рынке и скорости выполнения заказов — одна квартира за полгода — хорошим дизайнерам хватает сарафанного радио. Их адреса и телефоны передают из рук в руки. Пришли вы в гости, увидели вызывающий зависть интерьер и спросили телефон дизайнера. Интерьерщики общаются друг с другом довольно плотно, так что если выбранный вами специалист занят, он обязательно переадресует вас к другому, не менее достойному.
Если же среди ваших знакомых ещё никто не заказывал дизайн интерьера, сделайте как я — позвоните в Союз дизайнеров Москвы и попросите порекомендовать грамотного специалиста.
Познакомившись с дизайнером, прежде всего посмотрите его портфолио, то есть фотографии интерьеров квартир, которые он уже делал. Если увиденное вам понравится, постарайтесь связаться с бывшими клиентами дизайнера и спросите, как прошла работа. Но главное, дизайнер должен понравиться вам лично, вызвать приязнь и желание сотрудничать. Если интуиция подскажет вам, что надо уйти, — уходите не раздумывая. Удачного интерьера!