Светодизайн в интерьере: базовые понятия светодизайна
Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.
Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.
В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.
Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.
Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.
Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.
Типы освещения
Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.
Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.
Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.
Типы распределения светового потока
Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.
Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.
Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.
Виды освещения
Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.
Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.
Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.
Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.
Ключевые правила светодизайна интерьеров
Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?
Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.
Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.
Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.
Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.
Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.
В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.
В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.
11 трендов в освещении интерьеров. Новое понимание комфорта и решения, о которых лучше забыть
Изменяемая цветовая температура, архитектурный свет, нестандартные встраиваемые светильники и еще десяток других новинок постепенно становятся привычными для модных интерьеров. Попробуем разобраться, за какими тенденциями стоит следовать, а о каких — лучше забыть. Знакомьтесь с новой подборкой, чтобы оформить дом красиво и комфортно.
1. Персонализация может быть неудобной
Сложные схемы освещения, десятки предустановленных режимов и другие индивидуальные функции в жизни не всегда полезны. Большинство владельцев домов с такими сценариями говорят, что фактически используют не более 3 режимов, а некоторым хватает только общего света.
Дополнительные возможности — не всегда свобода. Они перегружают лишней информацией и превращают простую задачу в сложную проблему. Поэтому современные пользователи чаще выбирают умеренность и простоту. Один-три сценария освещения, автоматические настройки, не требующие участия человека, — часто этого достаточно.
Иногда простота — то, что нужно для уюта и свободы (на фото светильники SDL с декоративными накладками)
2. Архитектурное освещение выходит в лидеры
Минимализм в интерьере остается трендом, поэтому архитектурный светодизайн, о котором мы уже писали, становится популярным. Точечные и другие встраиваемые led-светильники позволяют отказаться от массивных люстр, объемных бра, тяжелых торшеров и прочих классических моделей. При этом освещение станет комфортнее, а дизайн комнаты — интересней. А еще вы сэкономите свободное место для полезных вещей.
Игра света и тени — тренд, который пришел на смену декоративным светильникам
3. Модели с цоколями под лампы уходят со сцены
Простота и разумная экономия — девиз современного образа жизни. Поэтому традиционные люстры и бра, к которым отдельно покупать лампочки, утрачивают свои позиции. Их место уверенно занимают модели со встроенными светодиодами.
LED-светильники позволяют производителям придумывать новые формы и стили, а пользователи, которые их выбирают, тратят меньше времени на шоппинг. В 2018 году, чтобы выбрать освещение, достаточно найти светильник и установить его в квартире. А о покупке и замене ламп можно просто забыть.
Чтобы не тратить время на замену ламп в люстре под потолком, используйте модели с интегрированным лед-модулем, например технику серии LCL
4. Управляйте не только яркостью, но и оттенком света
Современные светильники, которые позволяют настраивать цветовую температуру, стали доступными по стоимости. А значит, менять атмосферу в комнате с уютной на праздничную или рабочую могут не только владельцы роскошных вилл, но и жители панелек. Функция особенно полезна для тех, кто живет в квартирах-студиях и использует одну комнату по-разному.
Кстати, вопрос о том, как цветовые температуры влияют на самочувствие, внимательно изучают ученые. Можно ожидать, что эти светильники станут «умнее» и помогут сделать искусственный свет таким же комфортным, как и солнечный.
Даунлайты 3-step с тремя режимами работы имеют доступную цену, поэтому подойдут даже тем, кто планирует бюджетный ремонт
5. Экономить и заботится о природе стало проще
Экологические проблемы превращаются из прогнозов в реальность, а значит, разумное сокращение ресурсов приходит на смену неограниченному потреблению. Изменения коснулись и освещения. Энергоэффективные лампы с долгим сроком службы, отказ от декоративных электроприборов, моделей, содержащих ртуть, сложных схем проводки и других систем стал трендом. К слову, этот подход помогает сохранять деньги и время.
Лед-лампы экономят электричество и заботятся об экологии
6. Удобное освещение — не только зонирование
Современная жизнь мобильна: мы чаще переезжаем, делаем ремонты, переставляем мебель, снимаем квартиры. А значит, потребность в гибком освещении растет.
По этой причине стационарные светильники и люстры постепенно утрачивают позиции. Действительно, удобнее иметь дома настольную лампу или легкий торшер, чем стильный подвес. Небольшой светильник можно поставить на стол, где общаетесь с друзьями, использовать для работы за компьютером, установить на тумбе как ночник, взять с собой на балкон и использовать десятком других способов.
Подход поможет отказаться от сложных схем освещения и дорогих светильников, сделает интерьер более комфортным и гибким.
Вечером настольную лампу DL3-6W-WT можно перенести с рабочего стола и превратить в уютный ночник для детской
7. Ретро и технологии объединяются
Винтажный стиль и инновации больше не спорят за право первенства, а гармонично сочетаются между собой. Таких моделей становится больше.
Один из примеров — филаментные лампы. Они объединили преимущества светодиодов и решений с нитью накаливания. Источники имеют прозрачную колбу и рассеивают свет во всех направлениях, как и ЛОН. При этом они экономят электричество и служат долго, как LED-лампочки.
Тенденция отразилась и на дизайне светильников. Сегодня нетрудно найти модель, объединяющую интегрированные светодиоды и изящество латуни или натуральное дерево. Элегантные люстры, имитирующие классические стеклянные абажуры, решения с плафонами из бетона и подобная техника становятся привычной частью современного интерьера.
В винтажном светильнике можно использовать филаменты в форме свечей с прозрачной колбой
8. Лаконизм остается в моде
Конкуренцию ретродизайну составляют светильники с простыми геометрическими формами и чистыми линиями. Этот принцип пришел в освещение из интерьера: мебель и другие предметы обстановки в стиле минимализм уже давно остаются лидерами.
Главное преимущество таких моделей — они подходят разных комнат. Согласитесь, лаконичный черный подвес или плоское бра хорошо смотрится и над столом в кухне, и над прикроватной тумбой, и в гостиной.
Плоские светильники I51437B в геометрическом дизайне создают местный свет возле дивана и украшают интерьер
9. Все становится «умнее»
Датчики освещенности, световые будильники и другие решения, которые автоматически подстраивают свет под потребности пользователя, остаются популярными. Они не только приносят максимум удобства, но и помогают заботиться об экологии, сокращая расход электричества.
10. Встроить можно все
Точечные светильники в гипсокартоне и других поверхностях — уже классика, а значит, пришло время инноваций. Новые встраиваемые модели стали сложнее по формам и размерам. Панели, конструкции с обтекаемыми углами, бра, плавно сливающиеся со стеной, бионические решения — теперь норма.
Точечные источники (на фото модель I082612), светящиеся ленты и панели — лишь небольшая часть современных встраиваемых решений
11. Светильники можно не только выбирать, но и создавать
Люстры-трансформеры, подвесы, которые объединяются в группы, и похожие решения вызывают все больший интерес. Такие осветительные приборы делают интерьер индивидуальным, защищают от лишнего декорирования и сложных сценариев. Зачем два месяца искать идеальную люстру для комнаты, если ее можно собрать из имеющихся элементов?
Из светильников серии Bread легко составить композицию, чтобы заменить надоевшую люстру в центре гостиной.
На этом мы завершаем статью. И напоминаем, что следовать тенденциям важно, но не стоит ради них жертвовать комфортом. Так или иначе, мода изменится, а интерьер останется на несколько лет.
Читайте блог «Максус», чтобы выбирать современное удобное освещение!
Поделитесь материалом в соцсетях и помогите родственникам, друзьям и коллегам организовать освещение дома.
Если заметили другие тренды или хотите обсудить статью, оставляйте комментарии. Будем рады ответить!
Дизайн освещения квартиры : правила, схемы, проектирование, варианты

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.
Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:
- Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн. Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
- Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
- И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.
Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.
Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.
Виды освещения
Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:
- Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
- Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
- Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
- К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.
Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.
Правила и нормы
Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:
- освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
- коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
- для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.
Примечания:
- Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
- КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.
Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.
КЕО
КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.
Как определить КЕО?
В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:
- Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
- То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.
Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.
UGR
Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.
Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.
Поляризация
Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.
Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.
Когерентность
Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.
Спектр
Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Виды спектров белого света
Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.
Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.
Как проверить качество света?
Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:
- «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
- Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.
Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.
Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.
Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.
Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.
О поверхностной яркости
По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.
Видео: ошибки в светодизайне
Пошел светодизайн
Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.
Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.
Следующий этап – размещение светильников, а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.
О концепциях света
Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.
- Основа европейского – люстра как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
- Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.
И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.
Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.
Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения
Естественный свет
Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.
Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.
В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.
Искусственное освещение
Общие правила
Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:
- Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
- Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
- Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
- Зоны освещаются равномерно.
- Рабочий свет должен быть белым.
- Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
- Глубокие тени нежелательны в любом случае.
О галогенках
Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.
Определяем силу света
За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.
Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.
Выбор источников
Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Виды диаграмм направленности источников света
Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.
Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.
Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.
ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.
Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.
О растровых светильниках
Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.
Размещение светильников
Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.
Гостиная
Освещение гостиной основывается на люстре в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.
Спальня
Спальня – единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема светодиодная подсветка потолка: изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.
Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.
Детская
По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения детской показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.
Кухня
Для освещения кухни оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.
Прихожая
Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: прихожая – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.
А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.
Ванная
Оптимальное освещение ванной и туалета – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.
В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.
Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.
Квартира-студия
Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.
О натяжных потолках
Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.
Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Натяжные потолки с фоновой подсветкой и без нее
Видео: примеры освещения потолков
А о тепле? Не забыли!
Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.
Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.
Видео: фильм об основах светодизайна

что еще почитать:
Вывести все материалы с меткой:6 частых ошибок в освещении интерьера
1. Вы полагаетесь только на один источник света
Ключ к хорошему освещению квартиры лежит в грамотном наложении разных источников света. Дизайнеры не рекомендуют полагаться здесь на одну единственную лампу, даже если она ослепительно красива и стоила вам приличных денег. Комбинируйте несколько типов освещения на разных уровнях, например: потолочный и настольный.
2. вы выбираете слишком яркий свет
Нет ничего хуже, чем яркий свет, который заставляет вас чувствовать себя артистом на сцене. Он негативно влияет на зрение, мешает сконцентрироваться и может спровоцировать ощущение усталости. Дизайнеры советуют не пренебрегать диммерами для регулировки яркости и выбирать лампочки с более теплым белым светом.
3. вы неправильно выбираете мощность
Если перепутать мощность лампы, можно получить атмосферу операционной и слишком резкие тени или наоборот — полутьму. Дизайнеры рекомендуют следующее распределение по комнатам: 75 вт для кухни, от 75 до 80 вт для гостиной, 75 вт для верхнего освещения и 60 вт для бокового освещения в ванной. Сейчас все чаще предпочитают светодиодные лампы традиционным лампам накаливания. Обычно производители указывают эквивалент на упаковке, но если его нет, просто разделите мощность лампы накаливания на восемь.
4. вы создаете сетку из точечных светильников
Слишком много точечных светильников превращают ваш потолок в швейцарский сыр. Во всем хороша мера, поэтому используйте встроенную подсветку экономно. Больше всего такой сценарий света подходит для «рабочих» зон, к примеру: для кухни, гардеробной или ванной. Для жилых комнат такое помещение будет чересчур резким.
5. вы неправильно располагаете выключатели
Дизайнеры рекомендуют планировать схему освещения, когда план расстановки мебели уже готов. Это нужно для вашего же удобства. Обычно выключатели размещают на расстоянии 5-15 см от проема со стороны дверной ручки на высоте примерно 90 см. Так они не привлекают к себе излишне много внимания, и ими комфортно пользоваться.
6. забываете про освещение гардеробной
Мы редко задумываемся об освещении, когда заказываем шкаф, хотя на самом деле это значительно упрощает вечерние или утренние сборы. Вместо того чтобы постоянно перекладывать содержимое, вы будете легко находить нужные вещи и отделять одну пару черных брюк от другой. Самый оптимальный вариант — автоматическое освещение, но если вы не продумали это сразу, то можно купить компактные светильники после.
Второй свет в доме +75 фото примеров дизайна
Современный дизайн второго света в интерьере подразумевает наличие нескольких рядов окон в помещении. Так естественный свет распределяется по площади намного мягче и эффективнее. Рассмотрим особенности оформления второго света.
Особенности оформления
Освещение второго уровня в доме помогает решить проблему высоких потолков без использования лишних деталей. Максимальное естественное освещение делает общую атмосферу более уютной и комфортной.
Еще такое освещение является хорошим источником света для лестницы на втором этаже. Второй свет прекрасно справляется с естественным подсвечиванием разного рода мансард и коридоров.
В многоуровневой квартире и в коттедже окна второго ряда украшают не только комнату изнутри, но и делают фасад дома более интересным и красивым.
Реализация идеи второго света не должна проходить в ущерб интерьеру гостиной. Так лишь некоторые детали должны быть подобраны под данный способ освещения, остальное должно согласовываться с общей концепцией интерьера.
Одноэтажный дом также может быть местом, где присутствует вторичное освещение. Для воплощения данного дизайна существует два способа:
- Максимально опускается пол;
- Убирается перекрытие потолка.
Если квартира или дом имеют недостаточную высоту потолков, то их отделка при создании второго света – удовольствие дорогое. Но этот дизайнерский прием поможет создать по-настоящему эксклюзивный интерьер.
Такие ухищрения делают атмосферу необычной и неповторимой, придавая всем вещам в комнате нетривиальный вид.
Преимущества
К преимуществам второго света можно отнести следующее:
- Высокая сочетаемость со многими интерьерными направлениями;
- Особый флер легкости и роскоши в помещении;
- Большое количество естественного света в комнате;
- Подсвечивание, как светлых, так и темных фактур;
- Визуальное расширение пространства;
- Освещение сразу двух этажей и лестницы.
Кроме очевидных достоинств, двухуровневый свет освещает каждый уголок комнаты, выделяет красиво оформленные балки и брус на стенах. Помогает зонировать пространство, расставляя световые акценты.
Недостатки
К недостаткам второго света возможно отнести такие аспекты, как:
- Большая стоимость проекта;
- Невозможность реализации в маленьких помещениях;
- Естественная потеря тепла, из-за которой понадобятся дополнительные отопительные системы.
Читайте также: Дизайн дома +155 фото примеров оформления интерьера
Решением отопительной проблемы здесь может стать камин. Он будет играть роль дополнительного источника тепла, которого так не хватает гостиным с несколькими уровнями освещения.
Вентиляцию в многоуровневом помещении проводят по индивидуальному проекту, что также ведет к его удорожанию.
Под какие стили подходит
Стили в интерьере, под которые подходит второй свет, могут быть практически любыми. Но выгоднее всего второй световой уровень смотрится в направлениях прованс, кантри, лофт, классическом и современном стилях.
Модерн, барокко, дворцовый классицизм тоже прекрасно реализуются при использовании второго света. Сложности здесь могут возникнуть только с минимализмом, так как в нем не применяется громоздкая мебель, которая является непременным атрибутом помещения с высокими потолками и огромными окнами.
Чтобы уравновесить второе освещение с любым стилем, необходимо придерживаться следующих правил:
- Выбирать крупные детали интерьера;
- Не оставлять пустым центр комнаты;
- Использовать ковры и другие заглушающие акустику предметы, или воспользоваться хорошим звучанием и поставить рояль;
- Заполнять пространство стен полками и декором, чтобы избежать эффекта пустующей и нежилой площади.
Второй свет в дневное время освещает комнату по максимуму, но вечером шторы закрываются, поэтому стоит позаботиться об искусственном освещении огромной комнаты заранее.
Интерьер гостиной со вторым светом
Гостиные со вторым уровнем света раньше использовались во дворцах и особняках. Такое расположение окон имеет отношение к европейской архитектуре 17 века.
Престиж двусветного помещения значительно вырастает, если оно оформлено по всем правилам. Рассмотрим эти правила при помощи таблицы:
Интерьерная задумка | Реализация |
Готическая люстра | Максимально простой дизайн, большой размер, минимум мелких деталей. |
Панно и картины | Располагаются на уровне вторых и первых окон, приветствуются двухъярусные композиции. |
Диван | Самый большой диван, который только можно найти или средний диван и два массивных кресла. |
Книжные шкафы | Максимально высокие конструкции, желательно от пола и до потолка. |
Освещение | Настенные бра, торшеры, люстры-шары в один ряд от центра к краям комнаты. |
Данное расположение значимых интерьерных деталей поможет добиться максимальной гармонии пространства. Остальные элементы интерьера могут выглядеть так, как пожелает владелец дома, и расставляются в соответствии с выбранным направлением стиля.
Читайте также: Идеи ландшафтного дизайна двора частного дома на фото
Гостиный интерьер со вторым светом может быть выполнен, как в теплых, так и в холодных тонах. К тому же, при таких окнах возможно использование черного цвета на стенах и потолке. Любые темные тона при двухуровневом освещении будут смотреться роскошно. Легкий блеск мрамора, греческие колонны, благородное дерево и канделябры – вот неизменные спутники второго света в интерьере.
Правильное освещение
Грамотное искусственное освещение двухуровневого помещения раскроет дизайн комнаты в самом выгодном свете. Но как создать такую систему света, чтобы она только подчеркивала достоинства большого зала?
Точечная подсветка здесь уместна, как средство для выделения разноуровневости площади. Например, ее используют на лестнице или в нишах.
Настенные светильники при таком варианте помещения, где есть дополнительные окна, лучше использовать группами. Допустимо подсвечивать телевизор и картины при помощи светодиодной ленты. Хороши в данном интерьере и торшеры, установленные посередине вместе с диваном и журнальным столиком.
Главное правило искусственного освещения при втором свете – это использование настенных бра и им подобных аксессуаров. Без настенного света в темное время суток комната будет освещена лишь в центре, а ее углы будут утопать в тенях и полумраке.
Изюминка искусственной иллюминации второго света заключена в люстре под потолком. Ведь при высоких потолках на эту деталь всегда обращают внимание. Поэтому люстра должна полностью отражать стилевую интерьерную концепцию.
Размещение камина
Камин в комнате имеет большое значение. Он является украшением и дополнительным источником тепла. Перед камином, обычно, устраивают зону отдыха. Если помещение слишком большое и его центр удален от стен, где можно сложить камин, то можно использовать каминную имитацию. Например, стеклянный камин, работающий на специальном топливе или газе, здесь подойдет лучше других вариантов.
Там, где это возможно, камин размещают между центральными окнами или сбоку от них. Это положение помогает бороться с теплопотерями, а также не нарушает общую гармонию интерьера.
Иногда камин можно использовать для зонирования. Тогда его труба проходит по центру комнаты, а позади него располагается специальная стилизованная стенка.
Читайте также: Интерьер деревянного дома: цвета, материалы, декор
Какие необходимы шторы
Шторы при двухуровневых окнах могут отсутствовать вообще, либо могут носить декоративную функцию. В холле, где расположен второй свет, окна на верхнем уровне, обычно, не занавешиваются. Они располагаются достаточно высоко, и в вечернее время угол их обзора ограничен.
Нижний ярус окон украшается плотными портьерами, шторами на гардинах, длинной многослойной органзой. Простой тюль также гармонично впишется в интерьер, если он воплощен светлыми и теплыми красками.
Когда нижнее и верхнее окно близко расположены друг к другу, их можно объединить в единый ансамбль шторами с автоматической системой раздвижения. Так как вручную эти шторы занавешивать проблематично.
Для наклонных окон с зоной второго света возможно подобрать декоративные жалюзи. Этот прием используется в помещениях, где к второму уровню есть доступ по средствам лестницы.
Любой дизайнер знает, что деревянный загородный дом – самая лучшая площадка для реализации второго уровня света. Ведь обыграть этот эффект можно очень достойно.
Заключение
Дизайн дома с присутствием второго света открывает большие возможности для стилизации и декора. В одной большой комнате могут быть размещены зоны для отдыха, работы, чтения и развлечений.
За большими окнами, часто, располагается веранда, с которой открывается вид на сад или лужайку. На втором уровне также присутствует балкон, где можно проводить вечера, уютно устроившись в ротанговых креслах.
Второй свет – это подлинная дизайнерская находка. Чтобы обыграть ее правильно, лучше всего прибегнуть к услугам профессионалов. Тщательное планирование является первой ступенькой к успеху второго света в доме. Без детального проекта сделать такое пространство гармоничным и красивым невозможно. Поэтому прежде чем решится на создание данных окон, стоит взвесить их достоинства и недостатки. Обычно, плюсы второго света перевешивают, и его выбирают в качестве дизайнерской новинки для дома, коттеджа или квартиры. Так как именно он помогает создать волшебный эффект естественного и рассеянного освещения.
виды дополнительной подсветки и особенности для разных комнат
Содержание статьи
Осветительные приборы в квартире и доме нужны не только для красоты, но и для того, чтобы проживающие чувствовали себя комфортно, могли продуктивно работать и полноценно отдыхать. Освещение влияет на зрение, и если свет слишком яркий или тусклый, глаза будут напрягаться и быстро уставать. У распространенных типов приборов есть недостатки, поэтому специалисты по интерьеру комнат советуют подумать об освещении комнат без люстр.
.jpg)
Недостатки освещения от люстры
По сравнению с другими разновидностями приборов, у люстры есть несколько минусов. Она хорошо освещает комнату маленькой или средней площади, но уровень яркости достаточен лишь для того, чтобы находиться в помещении. Если вышивать, вязать или читать под светом люстры, глаза быстро устанут. Подобным лучше заниматься под местными источниками света.
Еще один минус люстры — неравномерность света, особенно в комнатах, имеющих большую площадь. Центральный прибор дает яркость ближе к середине помещения, а рядом со стенами и углами гостиная или спальня освещена хуже. Кроме того, люстру рекомендуется вешать, если высота потолка не менее 2-3 м. Комнаты часто бывают с более низкими потолками, и с подвесным источником света находиться в них некомфортно.
Тип монтажа тоже создает сложности. Люстра крепится не к каждому потолку: реечный и кассетный не подходят, к ним можно монтировать только точечные или накладные приборы. Также массивные висячие лампы не позволяют создавать выраженное зонирование с помощью света. При включенной люстре теряется и эффектность декоративной подсветки.
.jpg)
Варианты подсветки в интерьере
Если неправильно подобрать освещение, комната не будет выглядеть гармонично, несмотря на дорогую мебель, качественную отделку и роскошные аксессуары. Благодаря основным и дополнительным источникам света удается создать нужный настрой.
Варианты, как может выглядеть комната:
- торжественно;
- уютно;
- празднично;
- лаконично;
- винтажно;
- пасторально;
- по-деревенски;
- экзотично.
Понимая, какого эффекта хочется достичь, хозяева могут расставить акценты с помощью многоуровневого, стенового или нижнего света, а также использовать мобильные (подвижные) приборы.
.jpg)
Многоуровневое освещение
Способ организации освещения, при котором устройства располагают в несколько уровней, открывает широкие возможности. Люстра не нужна, ведь источников света и так достаточно. Пространство разделено на несколько функциональных зон, что подчеркивается продуманным расположением ламп. Преимущество многоуровневого освещения — возможность регулировать настройки и использовать диммеры.
Стеновое освещение
Настенное бра дает комфортный свет. Лучи направлены в ту часть комнаты, где удобно читать, писать, шить или заниматься другим делом. Светильники различаются по форме, так что можно подобрать модель в том или ином стиле, чтобы она сочеталась с дизайном помещения. В дополнение к бра нужно использовать другие виды освещения, например, точечные приборы, иначе в комнате будет сумрак.
Нижний свет
Подсветка комнаты в нижней части в классических интерьерах встречается редко. Зато она часто применяется в ультрамодных вариантах оформления.
.jpg)
Для организации такого освещения подходят не любые приборы, а только обладающие заданными параметрами, включая:
- устойчивость к механическим повреждениям;
- герметичность;
- водонепроницаемость.
Для экономии электроэнергии нижний свет организуют с применением светодиодных или неоновых элементов.
Подвижные светильники
Если нужно изменять направление света, устанавливают светильники, оснащенные поворотными механизмами.
Варианты приборов:
- трековые;
- подвижные потолочные;
- поворотные.
Чтобы в комнате было уютно, а глаза не уставали, лучше сочетать разнотипные устройства.
Как рассчитать освещение в комнате
При расчете руководствуются нормами, согласно которым в жилых и вспомогательных помещениях уровень освещенности должен быть не ниже 150 лк. Минимальный параметр нужно умножить на 2 — получится значение, при котором достигается комфорт для глаз. Следующее действие — расчет суммарного потока света, обеспечивающего нужную освещенность. С этой целью 300 лк умножают на площадь комнаты в кв. м. Так, для помещения площадью 12 кв. м световой поток составит 3600 лм.
Для организации освещения нужно выбрать, от чего отталкиваться: от количества светильников или от номинального светового потока. Чаще применяют первый вариант. В примере 3600 лм делить на число осветительных приборов, которые будут установлены. Получают мощность одной лампы. Приобретают приборы, у которых показатель самый близкий к полученному значению.
Второй способ расчета применяется реже. Он основан на том, что устройства дают неодинаковый световой поток. Например, у приборов накаливания мощностью 60 Вт он равен 500 лм. Таким образом, чтобы осветить помещение площадью 10 кв. м, потребуется 6 таких изделий.
Не стоит экономить, покупая меньше приборов с большей мощностью, даже если величина светового потока получится не ниже требуемой. Уровень комфорта в комнате тем выше, чем больше устройств, при условии, что свет не слишком яркий. Важно найти оптимальное соотношение.
.jpg)
Особенности создания освещения в разных комнатах
В зависимости от назначения и размера помещения, расположение и типы светильников подчиняются различным правилам.
Для гостиной
В гостиной стоит большой телевизор, и большую часть времени взгляды присутствующих направлены с дивана на него. Если провести в этом направлении воображаемую линию, примерно на ее середине будет находиться оптимальное место для осветительного прибора. В квадратной или прямоугольной комнате это должна быть середина, но в действительности планировка часто бывает другой.
Если визуальная ось проходит не по центральной части гостиной, стоит расположить 2 прибора по обе стороны от нее. Визуально выделить диван тоже лучше с помощью двух приборов — торшеров или бра.
Интересный вариант основан на сочетании разнотипного освещения: с одной стороны комнаты делают неоновую или светодиодную подсветку, а с другой — монтируют точечные потолочные светильники и дополняют композицию настенными приборами, подходящими к стилю оформления гостиной.
Свет в спальне
В спальне визуальная линия проходит от изголовья к изножью кровати. Люстра в таком помещении не нужна, достаточно неяркого света.
Наиболее подойдут такие приборы:
- встроенные светильники;
- торшеры;
- бра.
.jpg)
Они дают рассеянный, мягкий свет. На тумбочках можно установить настольные светильники, альтернативный вариант — торшеры рядом. Дополнение — алюминиевый профиль с рассеивателем, установленный по периметру натяжного потолка. В него встраивают светодиодную ленту — получается мягкая подсветка.
Дизайн освещения в ванной комнате
В ванной не нужно нескольких ламп — хватит 1 или 2 бра. Оригинально смотрится и создает уют картина со скрытой подсветкой. Этот способ подходит и для санузлов, и для прихожих, а в удлиненном коридоре к боковой стене можно прикрепить несколько таких изделий.
Правила освещения для кухни
В кухне самое важное место — рабочая зона, в том числе поверхность, где происходит разделка продуктов. Правило визуальной оси поможет и здесь. Воображаемая линия проходит через центр плиты и вытяжки, и источник света должен с ней совпадать.
Основной свет в кухне — точечные светильники, расположенные группой. Приборы должны быть не позади стоящего человека, а немного впереди, иначе тень от туловища будет падать на рабочее пространство. Удобно монтировать приборы в нижних частях шкафов, которые в таком случае должны висеть достаточно высоко.
При выборе люстры в качестве осветительного прибора можно повесить ее над рабочим столом, при условии, что позволяет высота потолка. Это решение не подойдет для стола, который часто раскладывают или переставляют. В таком случае лучше использовать торшер. Если применяются потолочные светильники, нужно располагать их так, чтобы не нарушалась симметрия, по обе стороны от визуальной оси, посередине.
Правильное освещение в доме: 10 советов
«Современное освещение – это средство создания уюта и комфортной психологической среды. С его помощью можно организовать желаемый фон для работы и отдыха и буквально творить чудеса – визуально менять пропорции помещения и создавать креативные пространства. Поэтому выбор световых решений для дома – это не просто поход в магазин за новой лампочкой или светильником, а увлекательный процесс создания стиля для собственного жилья», – говорит Полина Губонина, ведущий светодизайнер Philips «Световые решения». Компания Philips поделилась с нами 10 советами по правильному освещению дома:
1. Один из последних ярких трендов в светодизайне жилых помещений – применение светодиодов. Они дарят безграничный простор для экспериментов с интерьером и обладают рядом важных преимуществ по сравнению с традиционными источниками освещения. Например, LED-решения позволяют экономить до 85% энергии, отличаются длительным сроком службы – до 25 лет, а также обеспечивают освещение, максимально приближенное к естественному.

2. Одним из важнейших параметров освещения, который воздействует на физическое и психологическое состояние человека, является цветовая температура ламп. Эта характеристика указывает на то, каким светом светит лампа – «холодным» или «теплым». Цветовая температура влияет на восприятие цветов объектов и на биоритмы человека.

Так, холодный белый свет способствует концентрации внимания, а теплый – расслаблению, поэтому лампы «холодного» света будут идеальным решением для рабочих зон (кабинета или кухни), а «теплое» освещение подойдет для гостиной или спальни. Современные светодиоды предоставляют обширные возможности выбора цветности ламп, а наиболее передовые решения могут менять цветовую температуру в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя.

3. Чтобы по-настоящему оценить преимущества светодиодов, делать выбор стоит в пользу международных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке, и могут поручиться за заявленные характеристики товара. С ростом популярности светодиодов на рынке появляется все больше продукции недобросовестных производителей, которая зачастую не отвечает стандартам качества. Покупка такого товара может не только стать пустой тратой денег, но и негативно отразиться на здоровье глаз и самочувствии в целом.
4. Грамотное распределение света может скрывать недостатки помещений и подчеркивать их достоинства. Правильно выбранные световые решения позволяют визуально увеличить пропорции комнаты, разделить пространство на зоны и расставить нужные акценты в интерьере. А с помощью светодиодных решений этот процесс становится легким и увлекательным.
5. В небольших комнатах с невысокими потолками можно визуально увеличить пространство, организовав свет из «ниоткуда» – установив напольные светильники, небольшие подвесные лампы или бра.

6. Чтобы зрительно расширить комнату, нужно расположить по периметру потолка карниз со светильниками, направленными на стену. Особенно эффективен данный прием в том случае, если стены светлые и хорошо отражают свет. Аналогичных целей позволяют достигать ниши с равномерной подсветкой или встроенными светильниками.
7. В комнате с небольшим пространством стоит использовать маленькие светильники. Визуально увеличить пространство в комнате помогут подсветка карниза, подсветка под тумбой или под кроватью, а также бра на стене. Расширяет пространство и рассеянный свет, источником которого могут стать люстры или подвесы. Полученный эффект можно усилить зеркалами на стене по обеим сторонам кровати.

8. Хотели бы вы ежедневно создавать индивидуальные варианты интерьера с помощью света? Тогда вам помогут светодиодные светильники с функцией изменения цвета, например Philips LivingColors. Они позволяют окрасить комнату в любой из шестнадцати миллионов оттенков. С помощью Philips LivingColors можно менять цвет освещения в зависимости от настроения: оранжевый и желтый помогут настроиться на позитивный лад, зеленый поспособствует расслаблению, синий даст внутреннюю энергию, а красный создаст романтический настрой. В свою очередь режим автоматической смены цветов позволит отвлечься и отдохнуть, наблюдая за игрой оттенков.

9. Идеальным местом для применения светильника Philips LivingColors станет гостиная — сердце дома, место для общения, торжественных приемов, встречи с друзьями или спокойного отдыха всей семьей.
10. Экспериментируйте со светом! Этот увлекательный процесс позволит вам стать настоящим дизайнером собственного жилья.

Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)