Либерти стиль в италии: стиль Либерти в итальянском дизайне

стиль Либерти в итальянском дизайне

3 февраля 2016 г.

В начале XX века в Италии декоративное искусство, несущее в себе неудержимое желание прогресса недавно объединившегося государства,  переживает свой расцвет. Мастера – краснодеревщики, керамисты, стеклодувы, унаследовавшие древние традиции, зачастую работают вместе с художниками, воплощая в жизнь новые идеи настоящего «итальянского стиля».

Художественное течение рубежа XIX–XX веков, по-разному называвшееся в европейских странах: ар нуво во Франции, Сецессион в Австрии, каталонский модерн в Испании, в Италии получает имя «стиль Либерти».

Цель «стиля Либерти» – улучшить при помощи декора предметы интерьера промышленного серийного производства. Художники искали вдохновение в элегантных линиях самой природы: цветочные мотивы, нежные текстуры и изогнутые линии стали отличительными чертами этого стиля, который распространился по всей стране после Международной выставки декоративного искусства 1902 года в Турине и до начала Первой мировой войны главенствовал в итальянском дизайне.

Один из главных и, пожалуй, самый известный представитель либерти в Италии – Карло Бугатти, отец инженера-конструктора автомобилей Этторе Бугатти.

Родившийся в Милане в 1856 году и закончивший Академию изящных искусств в Париже дизайнер становится знаменитым после Выставки в Турине, когда на комплименты итальянской королевы по поводу его мебели в «мавританском стиле», отвечает: «Вы ошибаетесь, Ваше величество, это мой стиль».

Комната, очертания которой повторяют форму спиралеобразной раковины улитки, становится результатом творческих поисков Бугатти. Четыре стула и стол в центре комнаты представляют собой настоящие скульптурные модели, в которых четкость конструкции гармонично сочетается с изящностью декора.  По словам критиков, Бугатти становится «первым итальянским дизайнером, не просто мечтающим, но проектирующим настоящую современную мебель».

Еще один герой итальянского либерти – Галилео Кини – архитектор, реставратор и керамист.

Вдохновляясь открытиями стеклодувов компании «Тиффани» в области цветного стекла, Кини создает свои первые керамические вазы с подобными эффектами, а затем начинает использовать майолику как ключевой элемент декора интерьеров и экстерьеров, например в кафе «Маргарита» в Виареджио.

В 20-е годы в итальянском дизайне превалируют две тенденции: одна из них тесно связана с миланским неоклассицизмом, вторая основывается на достижениях либерти и венского сецессиона. В русле второго течения создает свои первые керамики Джо Понти.

В 1922 году молодой архитектор начинает сотрудничать со знаменитой фабрикой «Richard-Ginori». Интерес к промышленному дизайну и внимание к итальянским традициям мануфактурного производства, способность «поймать» направление вкусов современников и необычайный талант сделали Понти идеальным директором для «Richard-Ginori».  Дизайнер был способен одновременно реализовать несколько идей, работать днем и ночью, постоянно создавая эскизы.

 Понти пристально следит за всем процессом производства, создает новые цвета (например, голубой Понти), упаковки и этикетки, придумывает товарный знак продукции, а также обсуждает цену продуктов и рекламную кампанию. Кроме серийной продукции появляются уникальные объекты дизайна от Джо Понти, например «Рука колдуньи», ваза «Мои женщины» или бонбоньерка «Подарок снобам», иронизирующая  над элитарной культурой.

Деятельность Джо Понти, зарождение рационализма в области декоративного искусства отмечают поворот к серийному производству и дизайну в его современном понимании, дизайну, который принято называть «Made in Italy».

Текст: Саймова Валерия

Очарование стиля либерти | Статья от Вира-АртСтрой

Модерн значит современныйЗагадочный ар нувоРетро в интерьереМодерн в интерьереСтиль mid-century modern в интерьереОчарование стиля либертиЮгендстиль в интерьере

Опубликована 05. 07.2019

Либерти (англ. liberty style) – одно из названий «стиля модерн» в Западной Европе конца XIX — начала XX вв. Английский коммерсант А. Л. Либерти, представитель торговых фирм на Востоке, в 1875 г. открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии.


Произведения восточного искусства – фарфор, лаки, ткани, японские гравюры – с их чистотой линий, тончайшими нюансами цвета и изысканной стилизацией природных форм привлекали внимание эстетов на фоне хаоса, эклектики «викторианского стиля», господствовавшего в Англии второй половины XIX в.

Позднее в магазине продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. Фирма «Либерти» имела столь значительное влияние, что в Англии некоторое время произведения искусства модерна именовали «стилем либерти».

Во второй половине 19-го века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.


В 80-е годы 19-го века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

В истории мирового искусства стиль либерти прочно занял своё место. Он появился в Италии в начале прошлого века наряду с русским модерном и французским ар-нуво, немецким югендстилем и американским тиффани, шотландским макинтошем, когда творческой мысли стало тесно в классических рамках из-за развивающегося производства и новых технологий. Именно благодаря им художники, дизайнеры и архитекторы получили возможность создавать действительно уникальные предметы и интерьеры, которые поражали современников абсолютно нетипичными, но очень привлекательными формами.


Либерти в Италии, ар-нуво во Франции, модерн в России — в разных странах его называли по-разному, имея в виду один и тот же стиль конца XIX — начала XX века. Его изящные линии, которые ни с чем другим не перепутаешь, похожи на рисунок волн или гибких стеблей. Это щедрый и пышный, вычурный стиль, витиеватый и причудливый. По выразительности, эмоциональному заряду тут модерн уже близок барокко.


Основные черты стиля

Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

Близость к природе. Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.


Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.


Арочные формы. Арки отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

Витражи. Либерти характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).


Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Палитра интерьеров в стиле либерти не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.


В отделке широко используется дерево. Его применяют для полов (паркет, доска), стен (панели) и для проемов. Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.


Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Нередки и металлические предметы мебели. Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, но много открытых полок.

Шторам на окнах может быть придана асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.


В качестве аксессуаров: светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки.

Животные и птицы, перевивающиеся ветки и изящные орнаменты, растительные мотивы и естественные тона, лепнина и огромное количество декоративных элементов. Стиль либерти является сложнейшим среди всей классики, одним из самых красивых направлений в истории архитектуры и дизайна.


Как считают дизайнеры, сегодня на наших глазах идёт зарождение нового стиля – нью либерти. Это стиль новой старины, утончённого изыска и особого видения пространства, когда делается акцент исключительно на свободу самовыражения.

(4.9) 721 оценок

&copy Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont. ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google.

Все фотографии без указания правообладателя взяты из открытых источников.

Архитектура в стиле либерти — Обзор Италии

Дион Протани

Последнее обновление: 28 декабря 2021 г.

Созданный примерно в конце 19 века и достигший своего пика в начале 20 века, Архитектура в стиле либерти была итальянской версией популярной девятки.0007 Art Nouveau , появившийся чуть раньше. В отличие от предшествующих итальянских архитектурных стилей, Liberty уделяла гораздо больше внимания светским, чем религиозным зданиям, находя свою опору как на туристических курортах, так и в городах.

Крупные города, где преобладает стиль Либерти, включают Милан, Турин и Палермо, но в этих случаях он может быть довольно спорадическим и среди ряда других стилей.

Однако на курортах и ​​на морских курортах он пользуется гораздо большей популярностью, а такие города, как Монтекатини-Терме, Виареджио и Сан-Ремо, почти дань уважения стилю.

Сальсомаджоре-Терме, Эмилия-Романья

Ссылки по теме

Итальянские архитектурные стили

Культура

Период времени:

1895–1914

Предшественник:

Итальянская неоклассическая архитектура

Далее идут: 

Итальянская фашистская архитектура, ар-деко

​Известные здания в Италии:

Виллино Флорио (Палермо), Пирс Монделло, Казино ди Сан-Ремо

Влияния:

Итальянская архитектура барокко, модерн

Адреса:

Палермо, Турин, Милан, Виареджио, Сан-Ремо, Сан-Пеллегрино Терме

​Известные архитекторы:

Эрнесто Базиле, Джузеппе Соммаруга

9

Эпоха стиля либерти

Зародившись во французской Прекрасной эпохе конца 19 века, стиль модерн зарекомендовал себя как основное художественное движение в западном мире и породил своего итальянского двоюродного брата: стиль либерти. . Он получил свое название от универмага в Лондоне, и его можно увидеть не только в архитектуре, но и в мебели, искусстве и других художественных формах.

Туринская выставка 1902 года под полным названием Prima Esposizione Internazionale d’Arte Decorativa Moderna

была одним из ключевых событий движения стиля либерти, когда художники со всего мира стекались в город, чтобы показать свои работы. Имея сходство с ар-нуво, уже процветавшим в других частях мира, он был одним из предшественников стиля ар-деко, появившегося в 1920-х годах.

Вдохновленный природными формами, очень декоративный с роскошным орнаментом, он был также известен в Италии в Stile Floreale или Цветочный стиль. Одним из последствий проведения выставки 1902 года стало то, что Турин стал одним из ключевых мест движения «Стиль свободы» со зданиями, варьирующимися от торговых центров до фабрик.

Возможно, именно появление международного туризма в ту же эпоху дало самый большой импульс Liberty Style и оставило его величайшее наследие. Известные итальянские курортные города, такие как Сан-Пеллегрино-Терме, Сальсомаджоре-Терме и Монтекатини-Терме, представляют собой своего рода постоянную экспозицию архитектуры в стиле либерти. То же самое можно сказать и о некоторых морских курортах, таких как Виареджио в Тоскане и Сан-Ремо в Лигурии, чье казино является одним из самых наиболее показательные примеры.

Другие образцы стиля Либерти можно найти на сицилийском морском курорте Монделло, особенно с его ярко-желтым пирсом, и в Санта-Чезареа-Терме в Апулии, чья вилла Стикки относится к несколько иной категории мавританского стиля. Особенности Liberty, 

Пирс Монделло, Сицилия

Монтекатини-Терме, Тоскана

Муниципальное казино, Сан-Пеллегрино-Терме

Gran Caffè Margherita, Виареджио

Вилла Стикки, Санта-Чезареа-Терме

Italian towns and cities where Liberty Style architecture can be found

Milan

Casa Galimberti
Casa Guazzoni
​Palazzo Castiglioni

​Montecatini Terme

Grand Hotel Plaza

Mondello

Пирс Монделло

Палермо

Вилла Фиорино

Сальсомаджоре Терме

Терме Берзьери

Сан Пеллегрино Терме

Casino Municipale
​Grand Hotel

Sanremo

Casino di Sanremo

Santa Cesarea Terme

Villa Raffaella
Villa Sticchi (Moresque Style)

Turin

Casa Fenoglio-Lafleur
Galleria San Federico

​V iareggio

Gran Caffè Margherita
​Villa Argentina

Итальянский стиль либерти (1895-1914) — iDesignWiki

Стиль итальянской либерти повлиял на архитектуру, изобразительное и прикладное искусство.

Движение появилось во время Первой международной выставки современного декоративного искусства в Турине. Плакат к Туринской выставке 1902 года Леонардо Бистольфи (1902) Международная выставка в Турине в 1902 году, итальянская архитектура в стиле либерти стала символом того, что будет называться итальянским модерном. Изначально стиль формировался для противопоставления массового производства и стандартизации товаров, изготовленных из некачественных материалов. Кроме того, движение отдавало предпочтение мастерству и творчеству.

Casa Fenoglio-Lafleur (около 1902 г.) Пьетро Фенольо

Особенности стиля

Наиболее важные характеристики итальянского модерна:

  • Орнаментальный стиль
  • Извилистые и непрерывные линии
  • Механизм
  • Эстетическая изысканность
  • 40243 Внимание к деталям
Casa Galimberti (1903–1905) Джованни Баттиста Босси Важные художники

Стиль Свободы в Италии развивался такими известными фигурами, как Джузеппе Соммаруга, Джузеппе Коминетти, Бенвенуто Бенвенути, Эрнесто Базиле и Карло Бугатти.

Они характерным образом отметили новое искусство.

Эрнесто Базиле, портрет.

Источник изображения: https://it.wikipedia.org/wiki/Ernesto_Basile

Эрнесто Базиле был известным сицилийским архитектором и одним из главных дизайнеров стиля либерти. Его элегантная базовая архитектура в стиле модерн, пожалуй, лучше всего представлена ​​​​Виллино Флорио и Домом Утеджио в Палермо. Кроме того, он разработал Villino Basile и Villino Fassini, оба в Палермо.

Виллино Флорио в Палермо (1899–1902) Эрнесто Базилеf49-3698d93cff3b by GiuseppeT

Одним из самых известных его проектов была пристройка к дворцу Монтечиторио Бернини в Риме, яркому образцу стиля эпохи Возрождения. После окончания войны в 1918 году его архитектура изменилась, включив в нее больше классических элементов.

Villino Florio in Palermo (1899–1902) Эрнесто Базиле Источник изображения: https://en.wikipedia.org/wiki/Carlo_Bugatti#/media/File:Carlo_Bugatti_(1920).jpg

Карло Бугатти был одним из самых важных дизайнеров Италии. Несмотря на то, что на какое-то время он вышел из моды, его работы недавно были отозваны благодаря сильному возрождению. Типично для первой фазы его стиля, он использовал тяжелое черное дерево, украшенное медью, латунью, слоновой костью или другими драгоценными материалами, украшенными узорами животных или насекомых. Под влиянием мавританского, японского и примитивного искусства его мебель была уникальной, даже театральной.

Fauteuil de Carlo Bugatti (1890)

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/28735093-d208-4ad0-97e0-e4cffaf0f988 от dalbera

Стул Cobra (1902 г.) от Carlo Bugatti

Источник изображения: https://search.creativecommons. org/photos/ae1d5365-4637-4a82-8889-b04eea4d15c7 от lartnouveauenfrance


Источник информации: https://en.wikipedia.org/wiki/Liberty_style

Автор JBDAdminОпубликовано