Теплая и холодная цветовая гамма – План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

Содержание

Теплые и холодные цвета

Что такое температура цвета и на что она влияет? Понятие теплых и холодных цветов в колористике отличается от общепринятого в изучении точных наук, оно определяет не реальные физические свойства, а восприятие его человеком, влияние на самочувствие и настроение. Хоть эти знания и субъективны, они  проверены многолетней практикой в таких сферах, как искусство, дизайн или цветотерапия. Стилисты и визажисты помимо температуры цвета работают с температурой оттенка. Температуру цвета и оттенка часто путают, поэтому разберем их по отдельности.

Температура цвета.

Давно известно о психологическом воздействии цвета на людей и некоторых животных, особенно если окрашены большие площади. Поэтому различать теплый или холодный цвет актуально при выборе цветовых гамм интерьеров.

Этот опыт подкреплен исследованиями. Выяснилось, что холодные цвета понижают, а теплые повышают кровообращение. К примеру, помещение окрашивалось в определенный цвет и людям предлагалось определить температуру. В помещениях, окрашенных в синий и зеленый люди ощущали температуру на 2-3 градуса ниже, чем в помещении, окрашенном в красный и оранжевый. Не случайны обозначения в обиходе холодного синем цветом, горячего — красным на кранах с водой, термометрах и др. предметах. Эти бытовые обозначения еще больше закрепляют  температурно-цветовые ассоциации в сознании.  Подкрепляют ассоциации и природные явления. Небо, лед, вода, имеют синие оттенки. Солнце, огонь, песок – оранжевые.

теплые и холодные цвета

Как определить теплый или холодный цвет?

Температуру цвета легко определить с помощью цветового круга. Она бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная температура цвета.

Разделим цветовой круг на две половины. На верхнем полюсе располагается наиболее теплый цвет – оранжевый. Он считается самым теплым, потому что не имеет холодных оттенков, позже мы рассмотрим это свойство подробней. На нижнем полюсе находится самый холодный цвет – синий. По бокам цветового круга  нейтральные по температуре цвета – зеленый и пурпурный. Оба образованы смесью холодного и теплого цвета, зеленый  — желтого и синего, пурпурный – красного и синего. Все цвета верхней половины считаются теплыми, а нижней – холодными.

теплые и холодные цвета

Ахроматические цвета: белый, черный и серый относятся к нейтральным.

Относительная температура. Холодные и теплые оттенки цветов.

Понимание относительной температуры важно при работе с несколькими цветами и цветовой палитрой. Оно помогает, например, передать с помощью цвета пространство и объем на изображении или поверхности.

Кроме оранжевого и синего, все цвета могут быть одновременно и теплыми, и холодными относительно других. С помощью цветового круга  определить это также просто, как абсолютную температуру. Теплота снижается по мере приближения к нижнему полюсу и синему цвету, к примеру красный или желтый будут холодней оранжевого, а лимонный или маджента холодней красного и желтого. Тот же принцип действует в повышении теплоты: голубой и фиолетовый будут теплее синего, бирюзовый и пурпурный еще теплее. Темпратурные градации особенно наглядны в аналоговых и нюансных палитрах.

Цвет может быть теплый или холодный не только по отношению другим цветам, но и к собственным оттенкам.

Холодные и теплые оттенки цветов.

С определением температуры оттенка чаще всего возникают сложности. Такие понятия как холодный красный или теплый красный прочно вошли в обиход, однако не все понимают под ними одно и то же. Во-первых, относительную температуру оттенка часто путают с температурой цвета. Во-вторых, субъективность: нет точного определения, где начинается и заканчивается красный. Между тем, умение определять холодные и теплые тона  важно при работе с внешностью человека, например определении цветотипов и подборе индивидуальных цветовых палитр.  Это умение можно развить с помощью опыта и понимания несложного принципа.

Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь теплые, нейтральные и холодные оттенки. Как определить температуру оттенка с помощью цветового круга?

Берем любой цвет и определяем его границы. Затем находим примерный центр. Оттенки цвета, лежащие со стороны оранжевого, будут теплыми. Со стороны синего – холодные. Промежуточные цвета без примесей теплого или холодного называют локальными или нейтральными.

Возьмем для начала зеленый. Он образован теплым желтым и холодным синим цветами. Холодный или теплый зеленый оттенок получается из-за перевеса синего или желтого. Двигаясь вверх к желтому цвету, мы получим теплые оттенки, вниз к синему – холодные.

теплый зеленый, холодный зеленый

теплые и холодные оттенки зеленого

Тот же принцип действует при определении других цветов, например, желтого. Приближаясь к оранжевому, цвет теплеет. Спускаясь вниз, желтый приобретает зеленоватый, лимонный, холодный оттенок. Нейтральный желтый не имеет явного зеленоватого или оранжевого отлива.

теплые и холодные оттенки желтого

теплые оттенки желтого, холодные оттенки желтого и нейтральные

Оранжевый цвет выделяется особо.  Это самый теплый и единственный цвет, который не имеет холодных оттенков. Кроме того, он распространяет теплоту на окружение. Ближайшие цвета: желто-оранжевые и оранжево-красные тоже являются исключительно теплыми.

теплый оранжевый

Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние оттенки, подсвеченные желтым, теплые, нижние со стороны пурпурного – холодные.

теплые и холодные оттенки красного

теплые и холодные оттенки красного

Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеленый, он образован смесью холодного и теплого цветов. Большая доля красного делает его теплым, синего — холодным. С точки зрения использования в теплых или холодных гаммах это довольно сложный цвет. Отличия теплого пурпурного от холодного красного или холодного пурпурного от фиолетового трудно уловимы. Сложно выделить и локальный пурпурный цвет.

теплые и холодные оттенки пурпурного

теплые и холодные оттенки пурпурного

Те же самые трудности с определением границ относятся к фиолетовому. При добавлении красного цвета он теплеет, синего – холоднеет.

теплый фиолетовый, холодный фиолетовый

теплый фиолетовый, холодный фиолетовый

Cложность определения температуры оттенка в том, что нет точных и общепринятых разграничений,  где кончается теплый оттенок одного цвета и начинается холодный оттенок другого. Нет четких границ и у локальных оттенков. Обычно, когда мы имеем дело с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым это деление понятно интуитивно, разграничить другие цвета помогает опыт.

Синий цвет самый холодный из всей палитры, это антипод оранжевого. Но если оранжевый делает соседние цвета исключительно теплыми и не имеет холодных оттенков, то синий аналогичными свойствами не обладает. Условно можно выделить теплый синий цвет. Некоторые считают, что синий по определению не может быть теплым, однако теплая гамма цветов может содержать и синий, если верно подобрать его оттенок. Его холодные, они же локальные оттенки располагаются посередине, а теплые по краям: с одной стороны синий подсвечен желтым, с другой красным. Эти оттенки будут теплее относительно холодного синего.

теплый синий, холодный синий

теплый синий цвет, холодный синий цвет

Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь теплота-холодность условна и зависит от того, выделять их в отдельную группу со своим локальным цветом или рассматривать в составе зеленых и синих оттенков.

сине-зеленые тона

Если считать локальным цветом бирюзовый, то расположенные со стороны зеленого тона будут теплыми, со стороны синего – холодными.

теплый и холодный бирюзовый цвет

Если считать локальным цветом голубой, те же самые тона будут теплые. Тут в определении цвета задействованы светлота и насыщенность.

теплый и холодный голубой цвет

Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета светлоты и насыщенности. До этого момента мы рассматривали свойства теплоты-холодности на чистых цветах и один параметр – тон. Но этого мало, так как чаще всего приходится иметь дело со сложными цветами, в которых есть примесь ахроматических, то есть учитывать все три параметра. Светлота меняется с добавлением белого и черного цвета, насыщенность – с добавлением серого.

Температура ахроматических цветов.

Чистые ахроматические цвета относятся к нейтральным. Однако, в природе трудно найти абсолютно нейтральные серый, белый или черный, в них всегда есть перевес в какую-либо сторону. Так, холодный или теплый белый цвет получается от примеси других тонов. Желто-красные делают его теплым, синие– холодным. То же самое применимо к серому и черному.

теплые и холодные ахроматические цвета

Температура смешанных цветов.

Для наглядности здесь будет удобно вернуться к модели цветового шара и посмотреть на его вертикальный срез. По краям расположены холодный и теплый полюса цветового круга, по центру – нейтральные цвета. Двигаясь от крайних температурных характеристик к середине, цвет приближается к противоположному полюсу и тем самым нейтрализуется. Другими словами, при уменьшении насыщенности, увеличении или уменьшении светлоты, цвет будет смешиваться с нейтральными ахроматическими и сам становиться нейтральным.

теплые, холодные и нейтральные цветаТеплая группа – красные, желтые, становятся менее теплыми, их разбавленные оттенки кажутся холоднее.

красные цвета с добавлением ахроматических

Разбавление серым и черным цветом быстрее всего меняет характер светлых желтых и лимонных оттенков, они кажутся зеленоватыми и холодными.

желтые цвета с добавлением ахроматических

Оранжевый цвет не приобретает холодных оттенков, но становится нейтральней. С разбавлением он быстро перестает быть узнаваемым и превращается в коричневый.

оранжевые оттенки с добавлением ахроматических

Синие и фиолетовые  с добавлением белого и серого утрачивают холодные свойства и кажутся более теплыми.

синие цвета с добавлением ахроматических

Как видим, с помощью цветового круга легко отличить холодные оттенки от теплых. Трудности возникают с определением сине-красных и сине-зеленых оттенков, здесь все зависит от того, какой цвет считать локальным. Сложные и смешанные цвета сложнее чистых в определении теплоты-холодности. Здесь необходимо различать нюансы и видеть, как один и тот же тон меняется вместе со светлотой и насыщенностью.

Продолжение: удаляющие и приближающие цвета >>

Понравился материал? Поделись с друзьями!

70 фото удачных сочетаний в интерьере

Согласно проведённым исследованиям психологов, цвет – это сильный фактор воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Кроме того, с помощью определённого оттенка можно визуально изменить параметры пространства. Такие приёмы дизайнеры используют в своей работе, правильно применяя холодные цвета и тёплые цвета в интерьере как по отдельности, так и в гармоничном сочетании. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем о выборе оттенков и об основных приёмах в оформлении квартир, офисов и частных домов. В результате, каждый владелец сможет правильно подобрать палитру, не прибегая к помощи профессиональных стилистов.

Холодные цвета и тёплые цвета в интерьереГрамотное сочетание цветов поможет сделать интерьер уютным

Содержание статьи

Таблица холодных и тёплых цветов: что это такое и как её правильно использовать

Как было доказано наукой, в природе существует семь базовых цветов, а для восприятия человеческим глазом – только три фундаментальных тона:

  • жёлтый;
  • синий;
  • красный.

В качестве дополнительного цвета выступает белый. Из этих тонов можно получить любую палитру, большая или меньшая концентрация определённого оттенка сделает фон тёплым или холодным. Колористы разработали таблицу цветов. Она представляет собой схему сочетания оттенков, благодаря которой любой человек сможет подобрать наиболее правильную палитру для отделки.

Это следует знать! Смешивание выбранной палитры с белым цветом позволяет управлять температурой оттенка.

Круг оттенков и их цветовые сочетанияКруг оттенков и их цветовые сочетания

Статья по теме:

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветовТаблица сочетания цветов в интерьере. В данной статье мы подробно рассмотрим, как правильно сочетать цвета в интерьере, примеры комбинирования цвета в детской комнате, спальне, гостиной и кухне, а также некоторые приемы декорирования.

Тёплые цвета таблицы — это какие?

Тёплые тона цвета наполняют интерьер уютом, поднимают настроение и вызывают позитивные эмоции. К ним относятся следующие тона:

ЦветОписание
ЖёлтыйЧистый жёлтый, а также всевозможные его оттенки. Это солнечный цвет, который априори ассоциируется с теплом.
КрасныйОн ассоциируется со страстью и лидерством. Спокойные оттенки уместны в спальне, более яркая гамма подойдёт для гостиной.
БежевыйЭто универсальный тон, который подходит практически для всех стилей и других цветов.
ПерсиковыйОчень нежный тон, благодаря разнообразной оттеночной палитре может быть использован в любых помещениях.
КофейныйРазнообразная палитра тёплого оттенка кофе сразу вызывает у людей ощущение спокойствия. Он визуализируется с ароматным напитком и отдыхом.
Тёплые цветаТёплые цвета

Цвета холодной палитры

Холодные оттенки в интерьере используют как самостоятельные, либо в сочетании с тёплой палитрой или белым цветом. К ним относится следующая гамма:

ЦветОписание
СеребристыйОн напоминает зиму и подойдёт для людей, которым больше нравится холодное время года.
СинийНасыщенный цвет вызывает ощущение бездонного моря. Элегантный оттенок придаёт энергию и дополнительную бодрость.
ГолубойАналогичен синему и напоминает морской бриз.
СиреневыйУ многих двоякое восприятие оттенка. Он может быть как холодным, так и тёплым. Нежный тон ассоциируется с весной и распускающимися цветами.
ЗелёныйЭто неоднозначный цвет, довольно универсальный в использовании. Яркая палитра наполняет людей энергией и даёт ощущение притока сил. Спокойная гамма принесёт чувство уединения, она будет напоминать о природе и летних днях.
Холодные цветаХолодные цвета

Как вписываются в интерьер тёплые цвета красок

Тёплые тона красок создают уютную обстановку в интерьере. Оттенки в разной степени насыщенности приносят умиротворение и настраивают на отдых. Чем дальше по шкале расположен цвет от горячего красного тона, тем больше он направлен на релаксацию. И наоборот, чем ближе к нему – тем он больше стимулирует активную деятельность.

Жёлтый и оранжевый

Это первый цвет тёплой палитры. Любое его проявление сразу наполняет человека положительной энергией. Сочетание разных оттенков создаёт интересную композицию, стимулирует творческие способности, побуждает к активному действию и является мощным мотиватором.

Палитра жёлтых оттенковПалитра жёлтых оттенков Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Оранжевый у всех ассоциируется с апельсином и символизирует солнце, лето и огонь. Это невероятно позитивный цвет, приносящий комфорт и уют в семейный очаг. Дизайнеры рекомендуют использовать сочетание с терракотовым и цветом ржавчины. Чтобы немного охладить обстановку, можно добавить небольшие вкрапления белого цвета.

Палитра оранжевого цветаПалитра оранжевого цвета Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Бежевый и персиковый

Бежевый и все его оттенки идеально подходят практически для любого дизайна. Он создаёт особый комфорт и дарит абсолютное умиротворение в интерьере. Этот оттенок может быть доминирующим, но стилисты рекомендуют разбавлять его яркими деталями или дополнять более насыщенным тоном.

Бежевая палитраБежевая палитра Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Статья по теме:

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветовБежевый цвет в интерьере: фото, современные идеи использования бежевых тонов, сочетание оттенка с другими цветами, как использовать бежевый в разных стилях, подбор мебели и акцентов — читайте в публикации.

Персиковый может выступать в качестве основного цвета в любом помещении. Он дарит чувство комфорта и невероятного уюта. Оттенок ни к чему не обязывает, его выбирают для оформления любых комнат. На кухне он выступает как стимулятор аппетита, поскольку ассоциируется с сочным фруктом.

Разнообразие персиковых оттенковРазнообразие персиковых оттенков Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Красный и кофейный

Красный — это оттенок любви. Во всех его проявлениях символизирует страсть, лидерство и сильный характер владельцев. Были отмечены следующие воздействия палитры на человека:

  • нагревает микроклимат в помещении;
  • красный часто используют для оформления романтического пространства;
  • на кухне он положительно влияет на аппетит. Для оформления интерьеров используют разные оттенки. Для спальни подойдёт нежный тон, для гостиной и ванной комнаты – яркий. Важно всегда соблюдать чувство меры, чтобы не сделать помещение слишком насыщенным.
Таблица красных тоновТаблица красных тонов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Как отмечают психологи, кофейный цвет выполняет роль антидепрессанта и способен стабилизировать нервную систему. Зимой он согреет помещение и создаст в нём тёплую обстановку. В летний период будет, аналогично одноимённому напитку, бодрить и давать позитивный настрой.

Кофейные оттенкиКофейные оттенки Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Холодные цвета в интерьере

Холодные цвета наполняют пространство свежестью и энергией. С ними легче просыпаться, они бодряще действуют на организм. Часто палитра напоминает зиму. Она идеально подходит для активных и творческих людей, которым не хватает вдохновения. Нужно помнить, что переизбыток холодных тонов цвета сделает интерьер прохладным и неуютным. Оформители часто рекомендуют разбавлять его тёплой палитрой.

Серебристый и синий

Серебристый цвет – это современная интерпретация серого. Он прекрасно подходит для холодной гаммы, поскольку напоминает снежинки. Часто его дополняют синим, голубым и фиолетовым. Если необходимо придать интерьеру немного тепла, можно включить в оформление жёлтый или зелёный.

Серо-серебристая гаммаСеро-серебристая гамма Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Синий – это олицетворение элегантности и шика в помещении. Он напоминает о море и водной стихии. Действует на домочадцев как стимулятор бодрости и энергии, и даёт жизненные силы. Его часто используют для оформления кухни, а также гостиной. Чтобы немного смягчить интерьер, дизайнеры рекомендуют разбавлять его менее яркими оттенками. Кроме того, он идеально сочетается с белым цветом.

Все оттенки синегоВсе оттенки синего Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Сиреневый и зелёный

Сиреневый относится к холодной гамме, но, несмотря на это, он у многих ассоциируется с весной, пробуждением после зимней спячки, и вызывает только радость и положительные эмоции. Чтобы приблизить ассоциации и подчеркнуть весенние мотивы, его разбавляют цветом мокрого асфальта и зелёным. Холодный или тёплый фиолетовый цвет удачно гармонирует с белым.

Палитра сиреневого цветаПалитра сиреневого цвета Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Яркий оттенок зелёного — это зарождение новой жизни. Он направлен на побуждение активности и даёт для этого приток сил и бодрости. Приглушённый тон подарит невероятное спокойствие и уют, поможет достичь эмоционального равновесия. Его часто используют для оформления обеденных зон, кухонь, а также рабочих кабинетов и гостиных.

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Тёплые и холодные тона в оформлении помещений

Существует огромное количество оттенков, в сочетании с которыми тёплые тона плавно переходят в холодную гамму и наоборот. Правильный их выбор сделает интерьер гармоничным и уютным.

Холодные оттенки красного в интерьере

Несмотря на то, что красный цвет относится к тёплой палитре, в линейке его оттенков находится и холодная гамма. Можно выделить несколько подгрупп:

  • светлый красный с розовым оттенком;
  • холодный вишнёвый и розово-бордовый;
  • насыщенный рубин;
  • тёмно-бордовый пурпурный.

Если обобщить, то к холодным относятся светлые оттенки, а также насыщенные красные с примесью чёрного и синего. Интерьер смотрится намного выигрышнее, если в нём присутствуют и тёплые, и холодные тона, без контрастных выделений. Линии должны плавно перетекать из одной формы в другую, они придают пространству объём.

Тёплые и холодные оттенки красногоТёплые и холодные оттенки красного

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Самый тёплый синий цвет, переходящий в оттенок морской волны

Психологами доказано, что применение синего в интерьере снимает нервное напряжение и усталость. Кроме того, он благотворно влияет на сон. Поэтому его часто используют в спальнях, зонах отдыха и рабочих кабинетах. Выразительные оттенки намекают на благополучие владельцев и тонкий вкус. Чем глубже цвет, тем больше проявляются все эти качества.

Однако, в единственном виде синий может вызывать тоску или грусть, поэтому его рекомендуют разбавлять тёплыми оттенками. Более гармоничное сочетание проявляется при добавлении зелёного. Этот цвет называется чирок или оттенок морских пейзажей.

Палитра синегоПалитра синего Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Все оттенки белого и тёплого серого цветов

Белый – это универсальный цвет. Он сочетается с абсолютно любыми оттенками и подходит для разных стилей. В качестве самостоятельного тона придаёт обстановке ощущение воздушности и невероятного простора. В сочетании с тёплой гаммой белый цвет задаёт такой же мягкий фон, а с холодными – будет освежать интерьер.

Коллекция от Benjamin Moore насчитывает более 140 тонов белого. Она организована по оттенкам, поэтому всегда можно подобрать холодный цвет с голубым, зелёным или серым отливом, либо тёплую палитру.

Оттенки белого цветаОттенки белого цвета Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Невероятное количество серых оттенков позволяет создать интерьер как в тёплой гамме, так и в холодной с лиловым отливом, а также с тёплым или холодным розовым цветом. Не нужно бояться экспериментировать, главное правильно подобрать свою композицию. Он подойдёт для классических и ретро стилей, а также для ультрасовременных дизайнов.

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Все тёплые и холодные оттенки зелёного цвета

Степень теплоты или холодности зелёного цвета зависит от количества в нём жёлтого, синего и красного полутонов. Кроме того, в нём присутствуют ещё чёрный, серый и белый оттенки, которые также влияют на температуру цвета. Это самая благоприятная гамма для нашей психики и визуального восприятия.

К холодному зелёному цвету относят следующие оттенки:

  • зелень воды;
  • ментол;
  • нефрит;
  • светло-серо-зелёный;
  • мята;
  • полынь;
  • патина;
  • изумруд;
  • малахит.

Тёплая гамма более разнообразна. Все оттенки можно объединить в три группы:

  • жёлто-зелёная палитра;
  • цвет зелени;
  • оливковая гамма.

Тёплая палитра начинается от светлых полутонов и заканчивается яркой гаммой.

Палитра зелёного цветаПалитра зелёного цвета Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Цветовые сочетания тёплых и холодных красок в интерьере разных комнат

У каждого человека своё восприятие цветовых решений в интерьере и предпочтения. Оформляя помещение, дизайнеры рекомендуют вспомнить наиболее комфортные места, даже можно позаимствовать палитру у природы.

Гостиная и прихожая

В гостиной собирается по вечерам вся семья, а также здесь принимают друзей. Поэтому важно сделать это помещение наиболее комфортным. Для просторной комнаты подойдут тёплые тона, а холодными следует подчеркнуть и выделить декор и аксессуары. Для небольших пространств отдают предпочтение холодной гамме, которая визуально раскроет границы. Чтобы интерьер не выглядел скучным, можно выделить акценты, используя яркие тона.

Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

При оформлении прихожей важно учитывать освещённость и площадь. Дизайнеры рекомендуют следующее:

  • холодные оттенки увеличат прихожую и наполнят её воздухом;
  • тёмную гамму выбирают для просторных помещений или в качестве акцента.
Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов Создаём неповторимый уют в интерьере при помощи интересных сочетаний холодных и тёплых цветов

Спальня и детская комната

В спальне человек должен хорошо отдохнуть и набраться сил перед рабочим днём. Лучше всего этому способствуют пастельные оттенки и нейтральные цвета. Дизайнеры рекомендуют:

  • при нарушениях сна подойдёт пастельно-голубой;
  • для придания холодному интерьеру мягкости можно сочетать голубой с бежевым;
  • для максимальной релаксации следует выбирать природный цвет экрю.

При выборе холодных и тёплых цветов для детей, важно отталкиваться от  их характера и степени активности. Холодная гамма подходит для динамичных ребятишек. Она будет успокаивающе действовать на ребенка. Для спокойных малышей предпочтительна тёплая палитра.

Кухня и ванная

На кухне следует сделать акцент на оттенки, вызывающие аппетит. Лучше всего подходит жёлтая и оранжевая палитра, а также салатовые полутона. Здесь важно соблюдать умеренность. Можно выделить только фасады, при этом оставляя стены нейтральными. А также применить спокойные оттенки для мебели и с акцентом оформить обеденную и рабочую зоны.

В оформлении ванной комнаты на первое место выходит практичность, поэтому цвет следует выбирать не с точки зрения визуального восприятия, а сколько времени будет уходить на уборку. Однотонную гамму можно разнообразить дополнительным цветом или узором. Поскольку в ванной комнате имеется недостаток естественного освещения, то допустимо для придания динамичности применение контрастов.

Как холодные цвета и тёплые цвета могут исправить недостатки интерьеров

Не всегда мы можем самостоятельно запроектировать и построить свой дом. Большинство людей живут в типовых квартирах и вынуждены принимать своё пространство со всеми его недостатками. Некоторые особенности планировки и освещённости можно исправить при помощи тёплых и холодных оттенков цветов. Для этого дизайнеры рекомендуют следующее:

  • холодная палитра визуально расширяет пространство. Помещение будет казаться выше, если для потолочной поверхности выбрать холодный оттенок на несколько тонов светлее стен;
  • в маленьких комнатах для стен следует выбирать холодные цвета;
  • ещё один приём работает отлично в небольших пространствах – стена напротив окна может быть тёмной. Она визуально будут притягивать свет и раздвигать границы комнаты;
  • для расширения узкого пространства стены, по её длинной стороне, нужно использовать тёплые цвета. Допускаются даже яркие и тёмные оттенки, а боковые – в холодной светлой гамме;
  • для южных комнат выбирают холодные тона. Они создают эффект прохлады. И наоборот, тёплые цвета придают уют и согреют помещения с окнами, выходящими на север.

Заключение

Прочитав только одну статью по выбору цветовой палитры и разобраться во всех премудростях колористики довольно сложно. Но общее представление уже сформировано, и теперь вы знаете, какие цвета относятся к тёплым и холодным. При желании, можно самостоятельно подобрать правильную гамму для своего интерьера.

Вы уже сможете без дизайнера правильно применить таблицу и температуру цветов исходя из собственных предпочтений?

И в заключении, предлагаем посмотреть два видео с рекомендациями по подбору цвета от дизайнеров:

 

Предыдущая

Цвета в интерьереБежевый цвет в интерьере: фото интересных решений

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Теория цвета. Теплые и холодные цвета. Тон и полутон.

Как уже говорилось ранее, цвета обладают тремя характеристиками — по одной из пары. 
теплый-холодный
мягкий — яркий
светлый — насыщенный

Сегодня остановимся на различении теплых и холодных цветов

Сначала разберемся с хроматическими цветами

Для наглядности еще раз посмотрите на цветовой круг:

Как вы помните, все хроматические цвета можно составить из трех первичных цветов — красного, желтого и синего

Красный и желтый психологически воспринимаются нами как теплые цвета, потому что ассоциируются с огнем и солнцем.

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом.

Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми (оранжевый, красный, желтый), те же, в которых преобладает синий цвет (синий, голубой, сиреневый), считаются холодными

Те цвета, которые содержат равное количество теплого и холодного цвета (зеленый = желтый+синий, фиолетовый = синий+красный), обычно считаются нейтральными.

Теперь вернемся к тому, что все вторичные и третичные цвета состоят из двух хроматических цветов в разных пропорциях (при добавлении третьего появляется серый оттенок, но туда мы пока углубляться не будем). Тот цвет который преобладает, обычно и определяет цвет, тон (overtone).
Однако, в колористике немаловажен и другой цвет, входящий в состав оттенка. Этот цвет называется полутоном (undertone). Полутона делают цвета внутри одного оттенка «теплыми» и «холодными». Например, теплый красный и холодный красный. Холодный полутона — синие. Теплые полутона — желтые и красные. У оранжевого цвета не бывает холодных полутонов — это единственный абсолютно теплый цвет.

Вот примеры теплых и холодных оттенков одного и того же цвета:

Первый столбик — теплые полутона, второй — холодные полутона

Обычно, когда говорится о сочетании цветов, комбинируют цвета с одинаковым полутоном. В теории цветотипов под холодными и теплыми цветами подразумеваются как раз цвета с холодными и теплыми полутонами.

Общие правила сочетания цветов в зависимости от полутона:
Цвета с одинаковым полутоном хорошо сочетаются. Цвета с разными полутонами плохо сочетаются, однако, в одежде их можно иногда комбинировать в малых количествах для расставления акцентов. 

Сравните: 
1 картинка — холодный фиолетовый (полутон синий) +холодный зеленый (полутон синий) — гармонично
2 картинка — холодный фиолетовый (полутон синий)+ теплый зеленый (полутон желтый) — дисгармония

В природе обычно сочетаются цвета с одним полутоном

Холодные полутона: холодный синий, голубой, холодный яркий красный, бордовый, холодный зеленый, светло-серый.

Теплые полутона: теплый желтый, желто-оранжевый, красная глина, теплый зеленый, оливковый, болотный

Теперь, что касается ахроматических цветов:

Чистые черный, белый и серый считаются холодными цветами — они хорошо гармонируют с ними.

 Серый средней насыщенности может иногда выступать как нейтральный цвет, в силу того, что является соединением двух противоположных цветов. 

Теплые цвета и холодные цвета в живописи: таблица :: SYL.ru

Цвет в живописи – очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

теплые цвета и холодные цветаДеление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета – одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

теплые и холодные цвета таблица

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части — на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.

 зеленый цвет теплый или холодныйТакое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий – температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря – закат солнца — может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко – далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

какие цвета теплые а какие холодные

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

теплые и холодные цвета в живописи

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном – синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе – зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи – понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

 холодные и теплые оттенки цветов

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов – вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, – вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения «теплые и холодные цвета». Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин – оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет – теплый или холодный – можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

теплые и холодные цвета в живописи

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория – лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Как отличить теплый цвет от холодного:Идеальный гардероб

Иногда люди затрудняются сказать, холодный или теплый оттенок какого-то цвета перед ними. Знать все о температуре цвета важно, так как это не только поможет нам определиться с собственной температурой природных красок, но и в дальнейшем выбирать подходящую для нас одежду, цвета которой будут нас украшать, делать лицо боле свежим, отдохнувшим, а нас — еще красивее!

Что нужно знать о цвете

Типичный цветовой круг состоит из шести цветов радуги. Помните, «Каждый охотник желает знать…»? Вы скажете, у радуги семь цветов? Да, но синий и голубой, по сути, являются одним и тем же цветом (голубой — светлый оттенок синего), поэтому в цветовом круге эти два цвета объединены.

О том, как работать с цветовым кругом, как профессионал, можно прочитать здесь. 

Между этими шестью цветами (красный — оранжевый — желтый — зеленый — синий — фиолетовый) находятся промежуточные цвета, сочетающие качества соседних с ними. Между красным и оранжевым размещается красно-оранжевый, межу оранжевым и желтым — желто-оранжевый, между желтым и зеленым — желто-зеленый, между зеленым и синим — цвет морской волны (сине-зеленый), между синим и фиолетовым — сине-фиолетовый, а между фиолетовым и красным — красно-фиолетовый.

Цвета имеют несколько характеристик (насыщенность, яркость, температура), об этом подробнее можно прочитать в статье, посвященной определению цветотипа внешности.

Одна из них — это температура цвета, то есть цвета подразделяются на теплые и холодные. Обычно принято разделять цветовой круг пополам по границе между красным и зеленым (изображение ниже), но иногда можно встретить и разделение круга между желтым и фиолетовым. В любом случае, все цвета, близкие к желтому, мы подсознательно воспринимаем, как теплые. Все цвета, близкие к синему, нам кажутся холодными. Поэтому они и являются ориентирами «теплоты» или «холодности» какого-нибудь цвета.

Посмотрите сами: если убрать все так называемые холодные цвета по одну сторону разделяющей линии, то половинка цветового круга нам кажется теплой.

А если убрать все теплые цвета, то оставшаяся половина выглядит холодной.

Как мы понимаем, какой цвет теплый, а какой холодный? Подсознательно, все цвета, которые либо явно содержат желтый цвет в составе, либо к нему приближаются на цветовом круге, мы воспринимаем как теплые.
Все, что напоминает нам синий или приближено к нему, нам кажется холодным.

Давайте возьмем три оттенка красного: алый, ягодный и малиновый.

Алый кажется самым теплым из них, ягодный — уже похолоднее, а малиновый воспринимается как холодный.

Давайте разложим цветовой круг на большее количество оттенков, распределив их по теплоте относительно друг друга (от центра основного цвета в одну сторону идут более теплые оттенки, в другую — более холодные). Например, от чисто-желтого (основной цвет) по направлению к оранжевому идут все более теплые его оттенки (желто-оранжевые), а по направлению к зеленому — все более холодные (желто-зеленые, то есть лимонные).
От центра чисто-красного цвета в сторону желтого идут более теплые оттенки (красный с примесью оранжевого, соседнего цвета), а в сторону фиолетового — более холодные (красный с примесью фиолетового) и т.д.

Найдем наши алый, ягодный и малиновый на этом более подробном цветовом круге.
Так мы увидим, что алый находится ближе к желтому, чем два других цвета, а малиновый — дальше всех трех от него, зато ближе к синему.

Поэтому, алый нам и кажется теплее, а малиновый — холоднее.
Таким образом, мы подсознательно сравниваем цвета с желтым и синим. Именно эти два цвета и отвечают за теплоту и холод каждого оттенка. Давайте посмотрим, почему.

Тон и подтон

Мы только что говорили о том, что цветовой круг поделен на две половины, одна из которых содержит теплые цвета, а другая — холодные.
И тут же сравниваем оттенки красного, который вроде бы должен быть теплым, отмечая, что некоторые из них холоднее, чем другие. Почему так получается?

Дело в том, что у каждого цвета есть тон и подтон.
Тон — это основной цвет, который виден сразу (chroma, то есть хрома, сам цвет), а подтон — то, что делает цвет теплым или холодным, то есть цветовая добавка.

У каждого цвета (красный, желтый, зеленый, синий и т.д. по радуге) есть великое множество оттенков. Эти оттенки образованы с помощью смешения этого цвета с другим цветом (или цветами). Именно этот другой цвет и является подтоном.

Если добавить желтый к любому цвету, то это сделает его теплее, а если добавить синий, то цвет станет холоднее.

Например, возьмем желтый цвет. Он априори воспринимается как теплый (это его тон), но у него бывают и холодные оттенки, лимонный, например. Он тоже желтый (теплый тон), но у него холодный оттенок (подтон — добавили синего в желтый). Добавление синего делает любой цвет (тон) холоднее, а добавление желтого — теплее. Если добавить синий в желтый, то он становится зеленоватым (лимонным), а такой оттенок уже воспринимается, как холодный, так как у него холодный (синий) подтон.

Давайте посмотрим на картинку ниже.
Цвет яичного желтка: желтый (теплый тон) + желтый (теплый подтон) = теплый оттенок желтого.
Лимонный цвет: желтый (теплый тон) + синий (холодный подтон) = холодный оттенок желтого.
Зеленый хаки: зеленый (нейтральный тон) + желтый (теплый подтон) = теплый оттенок зеленого.
Зеленый изумрудный: зеленый (нейтральный тон) + синий (холодный подтон) = холодный оттенок зеленого.
Синий аква: синий (холодный тон) + желтый (теплый подтон), так как смесь желтого и синего дает такой сине-зеленоватый оттенок = теплый оттенок синего.
Синий лазурный: синий (холодный тон) + синий (холодный подтон) = холодный оттенок синего.

И так далее. Как видите, именно подтон влияет на температуру цвета, как мы ее воспринимаем.

Что значит теплый и холодный цвет

Итак, если к любому цвету добавить желтый, то цвет приобретает теплый оттенок.
Если к нему добавить синий, то цвет становится холодным.

Если мы улавливаем желтый подтон, то с уверенностью можем сказать, что это теплый оттенок какого бы то ни было цвета.

Например, оливковый воспринимается, как теплый цвет, так как здесь явно добавлен желтый к зеленому. Присутствует желтый (теплый) подтон.
А вот бутылочно-зеленый воспринимается, как холодный, потому как в зеленый добавлен синий, и это видно (это немного синеватый зеленый цвет). Здесь холодный синий подтон.

Зачем нужно отличать теплые оттенки от холодных

Отличать теплые оттенки от холодных (какие-то будут более теплыми, какие-то более холодными) желательно, чтобы мы имели возможность подбирать подходящие нам цвета в одежде и косметике. Если у вас ярко выражена температура красок внешности, то есть вы относитесь либо к Теплому цветотипу, либо к Холодному цветотипу, для вас этот навык будет просто необходим. Часто такие люди оказываются замкнутыми в определенной цветовой палитре, боясь выходить за ее рамки. Например, люди с холодной колористикой знают, что им категорически не идут теплые цвета, и поэтому совсем не используют желтый, зеленый, часто даже красный. Но на самом деле, существует множество холодных оттенков этих цветов, и они могли бы прекрасно подойти к их холодным краскам, и наоборот.

Расширяйте свои возможности, не бойтесь экспериментировать, добавляйте в свою жизнь новые цвета, пусть она раскрасится самыми разными замечательными красками!

Для тех же, кто мучительно пытается определить, теплые у него краски внешности, или холодные, я приготовила сюрприз: в следующей статье я дам ОЧЕНЬ ПОДРОБНЫЕ рекомендации, как наконец то определить свою температуру внешности.

Дорогие читательницы! Оставляйте отзывы и свои пожелания, задавайте вопросы, я с удовольствием на них отвечу, пишите, о чем еще вы хотели бы прочитать и подписывайтесь на новости.

© Автор материала garderobe-ideale.blogspot.ru
Воспроизведение моих статей без моего разрешения запрещено

Фото на превью: colorpalettes.net


Теплые и холодные цвета таблица

Наш мир никогда не был монохромным, в нем заключено огромное количество тонов и цветовых переходов. Специалисты утверждают, что человек может различить примерно два процента оттенков от того, что доступно глазам птиц и некоторых насекомых. Вместо устаревшей и несовершенной системы разложения белого света на семь базовых цветовых полос художники, дизайнеры и визажисты разработали свою таблицу теплых и холодных цветов, потому что для живописи и колористики энергетика восприятия, тон и оттенки давно стали важнее, чем сам цвет.

Зачем нужна таблица цветов

Если быть точным, то семь базовых, фундаментальных цветов в природе существуют только в нашем восприятии для нашего зрения. Колористика реально доказала, что для человеческого глаза существуют только три базовых цветовых составляющих – желтый, красный и синий, плюс дополнительный белый. Из этих трех составляющих может быть получен любой цвет или оттенок, а теплым или холодным его может сделать добавка более или менее горячего, чем фоновый цвет.

В колористке существует четкое деление цветов на три группы:

  • К теплым тонам относят желтый, красный и оранжевый;
  • В группу холодных включают синий, голубой, фиолетовый;
  • Зеленый могут в равной степени относить одновременно к теплым и к холодным, но, по мнению специалистов, зеленый колер является родственником белого цвета, то есть, полностью равновесным.

У человека нет дополнительных органов чувств, с помощью которых можно было бы попробовать оттенок «на зуб», осталось только рецепторное ощущение тепла и холода, которое мы и пытаемся использовать при классификации на холодную и горячую основы.

Использование таблицы холодных и теплых цветов

Практическое применение градации на холодные и теплые цвета основывается отчасти на психологии человека на основании нескольких правил взаимного влияния:

  1. Определение «холодный» или «теплый» происходит только на основании собственного психологического опыта и стереотипа человека. Так, например, белый и голубой ассоциируются со льдом и снегом, поэтому их комбинация может признаваться холодной;
  2. Контактирование на одном цветовом поле двух зон выраженного теплого и холодного цвета взаимное равновесное влияние. Например, при контакте синего и красного цветов первый становится мягче, теплее, второй эмоционально становится пронзительнее и жестче;
  3. Смешение цветовых основ между собой с добавлением белого позволяет управлять зрительной температурой цвета.

Та же комбинация белого с голубым у разных людей может вызывать абсолютно разные ассоциации. Для одних это холодный голубой лед и снег, для других это раскаленное голубое небо вокруг белого солнца. Поэтому от психологии перешли к температуре цветовой матрицы.

Как изменять температуру цвета

Проще всего проиллюстрировать эффект изменения температуры цвета на трех наиболее важных для нас цветах, желтом, зеленом и красном.

Для теплого желтого цвета увеличить температуру можно только добавлением оттенков с более низкой энергетикой, например, красного, как в таблице.

К более теплым, чем базовый желтый, относят, например, медово-желтый, цвет одуванчика или подсолнуха.

Для перехода в более холодные тона добавляют зеленый или голубой.

Красный цвет энергетически более теплый, чем желтый, поэтому управлять его температурой сложнее. Градация энергетики разных оттенков красного воспринимается сложнее всего.

Чтобы сделать красный цвет более холодным, приходится сдвигать его фон в сторону фиолетового с помощью добавки синего и серого.

Утепление красного выполнить намного проще с помощью добавки желтого.

Зеленый цвет изменяется по температурному насыщению значительно проще, так как он может быть получен смешением двух компонентов с разной температурой – желтого и голубого. Процедура придания необходимой энергетики фактически сводится к усилению одной из цветовых составляющих.

Кроме того, зеленый очень сильно зависит от насыщенности. Чем выше насыщенность, тем теплее цветовое поле.

Заключение

Таким образом, наложением высокоэнергетичных цветов на исходные базовые можно получать цветовые решения с разной температурой восприятия. Энергетический фон изображения или композиции является одним из наиболее эффективных способов повлиять на восприятие человека. Поэтому в живописи сцены баталий всегда подсвечивали голубым фоном неба или моря, что резко увеличивало энергетику переднего плана картины.

Теплые и холодные цвета

Практическое применение градации цветов и оттенков, подбор цветовых композиций и групп всегда сталкивается с тем, что человеческий глаз и отчасти психика делит краски на теплые и холодные. И хотя в современной колориметрии, науке об энергетике цвета, давно применяют понятие температуры цвета, фотохудожники и дизайнеры традиционно используют интуитивный способ на основе таблицы холодных и теплых цветов.

Особенно важно правильно использовать цветовые решения при планировании интерьера квартиры или офиса, одежды или макияжа. Теплые и холодные цвета одинаково легко могут добавить выразительности в палитру или сделать цветовую композицию тусклой и неинтересной.

Художественное деление цвета, тонов и полутонов

В изобразительном искусстве отнесение того или иного цвета к теплому или холодному в значительной мере основано на психологии восприятия человеком определенной цветовой композиции. Чаще всего человек делит цвета на основании степени комфорта от увиденного:

  • Зима с ее серо-голубым небом, отсутствием зелени и обилием белого и серого всегда ассоциируется с холодом, соответственно синий, голубой, белый, фиолетовый попадают в холодную палитру;
  • Летние цвета и оттенки всегда психологически связаны с ощущением тепла, а значит, все летние цветовые наборы будут отнесены к категории теплых;
  • Существует также тактильное восприятие тепла, чем выше энергетическое давление цвета, тем более холодным оказывается его восприятие.

В диаграмме или таблице холодных и теплых цветов существует формальное деление на теплый и холодный спектр. На сегодня это наиболее распространенная и более понятная схема деления на холодные и теплые цвета.

Важно! Вместо сложного определения цветовой температуры проще и быстрее использовать систему формального разделения цветов различных оттенков, оформленную в виде круговой диаграммы.

На первый взгляд, такое деление слишком упрощает ситуацию, на самом деле это большой шаг вперед. Попробуйте объяснить любому продавцу красок, заказчику, дизайнеру, что в интерьере квартиры должны преобладать цвета с температурой в 8000оК. Полная чепуха, зато вполне можно найти общий язык, если использовать кодификацию цвета по названию или числовому индексу и делению на холодный и теплый. С ее помощью можно относительно точно перевести то, что мы видим или воспринимаем, как холод и тепло. То есть, по сути, получается аналог языка цвета.

Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета

В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.

Причин несоответствия всего две:

  • Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
  • Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.

Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.

В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.

При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета. Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков.

Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.

Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине–оранжевых цветах.

Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.

Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.

Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.

Светлые и темные цвета

На практике при комбинировании теплых и холодных оттенков, кроме диаграммы, необходимо учитывать баланс белого и черного. Белый цвет состоит из всех семи базовых, которые в свою очередь могут получиться комбинированием желтого, синего и красного. Если посмотреть на диаграмму, то становится очевидным, что каждый из синего, красного и желтого цветов равноудален от двух других. Оставшиеся четыре из семи базовых можно использовать наравне с другими оттенками, включая их теплые и холодные комбинации.

С повышением интенсивности любой цвет вырождается в холодный белый, а затемнение делает любой оттенок или полутон только слабее и теплее. Монохромные цвета теплеют при уменьшении интенсивности и холоднеют при ее увеличении.

Поэтому для регулирования теплоты палитры используется три способа:

  • Добавление к базовому колеру небольшого количества соседнего оттенка в спектральном распределении. Чтобы изменить восприятие, достаточно сдвинуть шкалу всего на 2% длины;
  • Оттенение объекта более холодным или горячим фоном. При этом граница между двумя цветовыми зонами визуально будет восприниматься, как более теплая, даже если в композиции преобладают «ледяные» оттенки;
  • Изменение интенсивности цвета, если необходимо сделать общий план теплее, то просто снижают яркость освещения.

Все перечисленные варианты управления картинкой до этого момента подразумевали освещение объекта чистым белым светом, без каких-либо тонов. Но свет имеет свою теплоту или, точнее, температуру, яркость и цветовую чистоту.

Особенности построения температуры цветового ряда

Для того чтобы правильно оценить, насколько холодным в итоге получится интерьер, фасад здания, детали одежды или даже макияж лица, потребуется учесть характеристики света, падающего на объект. Хорошо известен эффект хамелеона, когда вещи при смене источника света, например, со светодиодной лампы на естественное освещение, заметно менялись, становились более холодными, или наоборот.

Цветовая температура

Обычные предметы, детали интерьера или одежды, проецируют на органы зрения человека отраженный свет, часть светового потока поглощается, а все, что осталось, попадает на сетчатку глаза. Яркий и теплый солнечный свет после освещения темно-синего насыщенного фасада вдруг становится холодным. Причина кроется в изменении структуры спектра. По сути, теплый свет представляет собой излучение белого цвета, в котором поглощена холодная часть спектра. С другой стороны, при повышении интенсивности свет, даже пропущенный через светофильтр любого колера, вырождается в поток холодного белого цвета.

Чтобы избежать путаницы в определении для источников света теплых и холодных оттенков цвета, используется понятие температуры.

На графике сделано условное сравнение плотности потока от температуры света для неба в различных условиях:

  1. Летнее безоблачное небо, теплый цвет низкой интенсивности, условная температура светового потока 8000оК;
  2. Облачное летнее небо, температура потока Т=6000оК, цвет серо-голубой;
  3. Цвет неба в летний полдень, голубой поток с температурой 5400оК;
  4. Багряное теплое небо в момент заката, температура потока Т=3400оК.

При различной плотности светового потока, а именно ее характеризует температура, человеческий глаз видит и различает теплый и холодный свет по-разному.

Получается, что, чем выше температура светового потока, тем более холодным будет казаться любой освещенный им предмет.

Поэтому, кроме присутствующих в цвете полутонов и оттенков, наличия фона с акцентом в холодную или теплую часть спектра, третьим фактором, определяющим теплоту изображения или интерьера, является температура источника света.

Таблица показывает, как сильно может повлиять на баланс пейзажа или интерьера определенный источник света. Например, фасад дома, окрашенный светло-голубой краской, в летний день будет выглядеть холодным белым, под облачным небом цвет перейдет в голубой. На закате стены дома станут теплее с серым оттенком, а под луной цвет превратится в холодный белый.

Правильный подбор освещения, теплые и холодные полутона

На практике задача распределение интенсивности света различной температуры для сложных композиций из полутора десятков цветов и сотен оттенков рассчитывается специальными программами, призванными сбалансировать изображение до состояния нейтрального.

Напрашивается вопрос, зачем так усложнять проблему цветов, если все решает правильный выбор композиции с поправкой на температуру источника света. На самом деле с помощью теплого и холодного цвета очень просто управлять вниманием зрителя.

Глаз человека устроен так, что независимо от условий освещенности и цветового наполнения, лучше всего он видит теплые цвета. Это легко объяснить. Из трех базовых цветов желтый и красный относят к теплым, и только один синий – к холодным. Разница в два раза. Вот почему мы неплохо видим в полумраке при освещении помещения красным светом и практически слепнем при подсветке фиолетовым или холодным синим.

Хорошим примером различного восприятия теплых и холодных цветов является экран современного монитора, в котором встроены как минимум 5-6 различных режимов, от ночных с низкой температурой свечения до офисных с максимальной интенсивностью подсветки.

Система цветов широко используется в фотографии, особенно в рекламе. Например, чтобы обратить внимание на новые модели осенней одежды, изображение помещают на белом холодном фоне. Если вещи неяркого зеленого, коричневого, медово-желтого цвета, то глаз воспринимает теплое пятно намного быстрее, чем, если это будет синий или фиолетовый предмет гардероба.

Теплые и холодные цвета являются главным инструментом привлечения внимания к изображениям продуктов питания. Если необходимо подчеркнуть свежесть фруктов, их сделают холодными и разместят на теплом фоне. Для гамбургера или курицы гриль ситуация прямо противоположная: желтые и коричневые цвета на белом фоне.

Аналогичным способом можно изменить черты лица на фотографии. Если для освещения выбран холодный свет с высокой температурой потока, лицо стареет, нейтральный – выглядит более реалистично.

Подобные технологии применяются и для оформления интерьера. Чтобы освежить интерьер в теплых тонах, можно не перетягивать ткань на диванах и стульях, а установить более высокотемпературные светодиодные лампы или заменить цветные обои белыми. Кроме того, чтобы сбалансировать общий фон, сделать его нейтральным, придется добавить в обстановку комнаты предметы мебели с нейтральными оттенками.

Заключение

При подборе предметов для интерьера теплых и холодных оттенков следует учитывать, что человеческий глаз всегда подстраивается под теплоту красок окружающей среды. Более теплый свет более комфортный для нашего зрения, независимо от температуры светового потока. Поэтому холодный свет светодиодных, галогеновых или люминесцентных светильников нередко меняют на старые лампы накаливания или более современные светодиоды с желтым светом. Психологи утверждают, что это психологическая зависимость, и через месяц–другой глаз адаптируется к свету с высокой температурой потока, как когда-то привык к лампе накаливания.

Отправить комментарий