Особенности психического развития детей дошкольного возраста: формирование личности от 3 до 7 лет

Какие ключевые изменения происходят в психике ребенка от 3 до 7 лет. Как формируется личность дошкольника. На что обратить внимание родителям в развитии ребенка дошкольного возраста.

Основные этапы психического развития дошкольников

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — один из важнейших периодов в жизни ребенка. В это время происходит интенсивное формирование личности, закладываются основы будущего характера и поведения человека. Рассмотрим основные этапы и особенности психического развития дошкольников:

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В этом возрасте у детей:

  • Активно развивается воображение и символическая функция сознания
  • Формируется способность к целеполаганию
  • Совершенствуются сенсорные и перцептивные способности
  • Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
  • Развивается самосознание, появляется Я-концепция

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Для этого периода характерно:


  • Дальнейшее развитие познавательных процессов
  • Формирование произвольного внимания и памяти
  • Совершенствование речи
  • Развитие образного мышления
  • Становление эмоциональной регуляции поведения

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

На данном этапе происходит:

  • Формирование готовности к школьному обучению
  • Развитие произвольности психических процессов
  • Становление словесно-логического мышления
  • Формирование внутренней позиции школьника
  • Развитие коммуникативных навыков и социального интеллекта

Ключевые изменения в психике дошкольника

В дошкольном возрасте происходят важнейшие изменения во всех сферах психики ребенка:

Познавательное развитие

Интенсивно развиваются все познавательные процессы — восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ребенок переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому мышлению. Формируются произвольность и опосредованность психических процессов.

Эмоционально-волевая сфера

Происходит становление эмоциональной саморегуляции, развивается эмоциональный интеллект. Формируется произвольность поведения, способность управлять своими эмоциями и действиями. Закладываются основы волевых качеств личности.


Мотивационная сфера

Формируется соподчинение мотивов, когда ребенок способен отказаться от чего-то привлекательного ради более важной цели. Появляются новые социальные мотивы — стремление к достижениям, соревновательные мотивы, мотивы долга.

Самосознание

Развивается Я-концепция, формируется самооценка. Ребенок начинает осознавать себя как личность, свои качества, возможности и ограничения. Складывается самоуважение и чувство самоценности.

Роль игры в развитии дошкольника

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка:

  • В игре развивается мотивационно-потребностная сфера
  • Формируются важнейшие психические новообразования возраста
  • Развивается произвольность поведения и психических процессов
  • Происходит усвоение норм человеческих взаимоотношений
  • Развиваются умственные действия и познавательные способности

Через игру ребенок познает окружающий мир, примеряет на себя различные социальные роли, учится взаимодействовать с другими людьми. Поэтому так важно уделять достаточно времени свободной игре дошкольника.


Формирование личности дошкольника

В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности человека. Происходит это под влиянием следующих факторов:

Общение со взрослыми

Взрослые являются для ребенка источником информации об окружающем мире, образцом поведения и отношения к различным явлениям. От характера общения со взрослыми во многом зависит формирование личности дошкольника.

Общение со сверстниками

В процессе общения со сверстниками ребенок учится взаимодействовать с равными партнерами, отстаивать свое мнение, разрешать конфликты. Это способствует развитию важных социальных навыков.

Освоение новых видов деятельности

Помимо игры, дошкольник осваивает изобразительную, конструктивную, трудовую деятельность. Это развивает его способности, формирует новые интересы и склонности.

Расширение социального окружения

Выход за пределы семьи, посещение детского сада, кружков и секций позволяет ребенку усвоить разнообразные социальные роли и модели поведения.

На что обратить внимание родителям

Для гармоничного развития личности дошкольника родителям важно:


  • Обеспечить эмоционально теплую атмосферу в семье
  • Поощрять познавательную активность и самостоятельность ребенка
  • Предоставлять возможности для свободной игры и творчества
  • Формировать адекватную самооценку
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Прививать базовые моральные ценности
  • Развивать произвольность поведения и саморегуляцию

Правильный подход к воспитанию в дошкольном возрасте закладывает прочный фундамент для формирования гармоничной и успешной личности в будущем.

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Дошкольный возраст — период интенсивного развития всех познавательных процессов ребенка. Рассмотрим, как развиваются основные из них:

Восприятие

В дошкольном возрасте восприятие становится более совершенным и целенаправленным. Ребенок учится анализировать предметы по форме, цвету, величине. Развивается константность, целостность и осмысленность восприятия.

Внимание

Существенно возрастает устойчивость и объем внимания. Начинает формироваться произвольное внимание — способность сознательно направлять и удерживать внимание на определенных объектах и явлениях.


Память

Интенсивно развивается словесно-логическая память. Появляется произвольное запоминание — ребенок может поставить перед собой цель что-либо запомнить. Значительно увеличивается объем памяти.

Мышление

Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому мышлению. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщать и классифицировать предметы.

Воображение

Бурно развивается творческое воображение. Ребенок может придумывать оригинальные идеи, создавать воображаемые ситуации, фантазировать. Воображение становится произвольным.

Эмоционально-волевое развитие дошкольника

В дошкольном возрасте происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка:

  • Расширяется спектр эмоциональных переживаний
  • Формируется произвольная регуляция эмоций
  • Развивается эмпатия — способность сопереживать другим
  • Появляется способность к волевым усилиям
  • Формируются такие волевые качества как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность

Все это создает основу для развития эмоционального интеллекта и волевой регуляции поведения в будущем.


Кризис 7 лет — переход к школьному возрасту

Завершением дошкольного периода является кризис 7 лет. Он знаменует собой переход к новому этапу развития — младшему школьному возрасту. Основные признаки кризиса 7 лет:

  • Потеря непосредственности поведения
  • Появление манерничанья, кривляния
  • Трудности в общении с ребенком
  • Демонстративное непослушание
  • Негативизм, упрямство
  • Обостренная реакция на критику

Этот кризис необходим для формирования психологической готовности к школьному обучению. Он знаменует собой переход к более взрослой, ответственной позиции ученика.

Таким образом, дошкольный возраст — важнейший этап психического развития, в ходе которого формируются основы личности человека. Правильный подход к воспитанию дошкольника во многом определяет его дальнейшую судьбу.