Филипп старк архитектор: ТОП 10: Лучшие архитектурные проекты Филиппа Старка – Старк, Филипп — Википедия

Содержание

ТОП 10: Лучшие архитектурные проекты Филиппа Старка

«Я – мечтательный мальчишка, которому одновременно присущи и детское легкомыслие, и детская серьезность»  

Робин Гуд дизайна, изобретатель, конструктор, архитектор, арт-директор – все это неповторимый Филипп Старк. Он родился 18 января 1949 года и с детства, проведенного у кульмана своего отца, авиационного конструктора, усвоил принципиально важный для себя урок: все должно быть организовано элегантно и строго. Филипп Старк убежден, что именно эта философия позволяет ему увлеченно работать над каждой деталью, делая прибыльный во всех смыслах дизайн.

Первая же работа Старка (тогда еще студента парижской школы дизайна Nissim de Camondo) –проект надувного дома – принесла молодому дизайнеру ошеломляющий успех во время выставки Salon de l’Enfance 1969 г. в Париже.

В это же время он основывает свою первую собственную студию промышленного дизайна и принимает предложение Пьера Кардена – становится арт-директором торговой марки великого кутюрье. Карден восхищается разносторонностью Старка: «… с равным вдохновением он берется за реставрацию залов Елисейского дворца и изготовление обыкновенного стула».

«В моей жизни нет работы! В моей жизни существуют только игра, любопытство, благородство, наблюдение» 

Для его творчества существует только одно ограничение: проект должен увлечь, иначе Старк от него отказывается, не смотря на гонорары: «Если мне неинтересно, я лучше пойду спать или проведу время с семьей и друзьями».

Он не видит никакого противоречия в том, что разрабатывая уникальные дорогостоящие проекты для тех, кто себе может это позволить, он одновременно думает и о массовой реализации этого же проекта: «Я использую деньги богатых, чтобы дать бедным».

Легко и просто Старк меняет принципиальные основы. Его творческий опыт выходит далеко за рамки мира дизайна: с 2008 года Старк является арт-директором председательства Франции в Европейском Союзе, с 2009 года – Послом творчества и инноваций.

«Разрушение, этика, экология, политика, юмор – вот набор, который дает мне возможность выполнять свой долг дизайнера» 

Он всегда старался заглянуть за линию горизонта. И сейчас, после 30 лет своего активного творчества, Старк, больше, чем когда-либо, смотрит в будущее, чтобы «подарить нашим детям другую историю, другой романтизм». Он делится своим опытом, проводя телевизионные передачи, семинары, мастер-классы, подтверждая свое любимое изречение Буало: «Кто ясно мыслит, ясно излагает».

Свое кредо — «Творчество, какую бы форму оно не принимало, должно улучшать жизнь людей» — Старк считает всеобщей миссией человечества: «Никто не обязан быть гением, но все обязаны участвовать».

Портал Я АРХИТЕКТОР предлагает 10 самых выдающихся архитектурных проектов Филиппа Старка:

1. Отель Maison Baccarat (Москва, Россия, 2008г.)

«Это своего рода Алиса в Стране Чудес, место грез наяву. Для большинства людей жизнь не очень-то весела в своем реализме. Но как только вы входите в Cristal Room Baccarat, реализм перестает существовать: вокруг и всюду только поэзия» Ф.С.

2. Ресторан Le Paradis du fruit Roots (Париж, Франция, 2012г.)

«Le Paradis Du Fruit (Фруктовый Рай) – это, прежде всего, фрукты и люди. Фрукты, огромные, маленькие, желтые, оранжевые, красные… В Раю, с такими фруктами, люди не могут оставаться просто людьми. Здесь это ангелы, гении, художники, талантливо поставляющие нам райские плоды» Ф.С.

3. Отель Le Royal Monceau (Париж, Франция, 2010г.)

«Le Royal Monceau – это исследование того, что есть, что должно и что может быть французским духом. Наши положительные качества, наши недостатки, наши поэзия и романтизм. Здесь пространство наполнено жизнью, как если бы воздух вибрировал от музыки, как если бы воздух был ощутимым из-за духов» Ф.С.

4. Отель Palazzina Grassi (Венеция, Италия, 2009г.)

Это первый отель, задуманный Филиппом Старком в Италии. Проект пронизан глубокой страстью к Венеции и ее древней культуре, которую разделил с Филиппом Старком Эммануэль Гароски, автор философской концепции проекта, реализующей мечту, поэзию, романтизм и венецианские традиции.

5. Отель Le Meurice (Париж, Франция, 2008г.)

Le Meurice считается  жемчужиной французских дворцов с 1835 года. Филипп Старк посчитал своей миссией вновь ввести в обращение Meurice во всей его красоте и богатстве. Теперь здесь плавно пересекаются великолепие архитектуры XVIII в. и изысканность самого современного комфорта.

6. Культурный центр Alhondiga Bilbao (Бильбао, Испания, 2010г.)

Одной из архитектурных икон Бильбао является новый культурный центр, преобразованный Филиппом Старком из бывшего винного склада. Культура, знания и развлечения объединены им в новаторском междисциплинарном пространстве.

7. Студия звукозаписи East West Studios  (Лос-Анджелес, США, 2008г.)

East West Studios и ранее являлась звуковой студией. Старк не только провел наружную и внутреннюю реставрации здания, но и создал новое пространство, подчеркивающее ценность и плодотворность работы студии.

8. Офисный комплекс Asahi Beer Hall (Токио, Япония, 1990г.)

Каждый узнает это создание Старка, ставшее архитектурным символом современного Токио. В нем необычно все – от внешнего облика, до туалетов. Вокруг него много споров – и критики, и восхищений. Но общая характеристика одинакова: «интересный и таинственный».

9. YOO Istanbul (Стамбул, Турция, 2010г.)

Апартаменты  в столице Турции – один из проектов компании Yoo, созданной Старком.

«Концепция проста: дать жизнь четырем уникальным стилям: Культура, Классика, Природа и Минимализм, чтобы помочь каждому выбрать то, что наилучшим образом соответствует его личности»  Ф.С.

10. Port Adriano (Майорка, Испания, 2010г.)

Этот морской порт задуман как экологическая вилла, функционирующая благодаря энергии солнца и водорода. Филипп Старк проделал огромную работу по расширению, реконструкции и дизайну всего припортового района города: 4000 м² коммерческих площадей, 479 новых парковочных мест, более 200 мест для зеленых автомобилей, включая подземные гаражи, 240 дополнительных единиц жилья, места для занятий водными видами спорта, релаксации, бассейны и бары.

Текст: Sofia

Старк, Филипп — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2016; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 октября 2016; проверки требуют 15 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Старк.

Филипп Старк (фр. Philippe Starck, род. 18 января 1949) — известный французский промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров и потребительских товаров серийного производства.

Родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора[1] Андре Старка. После учёбы в парижской Школе Камондо, в 1968 году основал своё первое дизайнерское предприятие, специализировавшееся на создании надувных объектов.

Филипп Старк начал свою революцию в стиле, создавая в конце 70-х ночные клубы. Именно в то время он сделал себе имя дизайнера-бунтаря. Именно Филиппа Старка президент Франции Миттеран выбрал в 1983 году в качестве одного из дизайнеров, которые должны были переосмыслить дизайн президентской резиденции в Елисейском дворце. C этого момента начинается карьера молодого, но уже всемирно известного дизайнера. Спустя более тридцати лет, он — подтвержденная легенда французского дизайна, все еще в центре внимания. Его отели, рестораны, кафе, ночные клубы, бутики, частные дома, музеи и даже винные погреба отличаются друг от друга, при этом каждый в отдельности претендует на статус городской достопримечательности.

Филипп Старк внес огромный вклад в промышленный дизайн — его руке принадлежит дизайн дворцов и кофемашин, музеев и стаканов. А стул Louis Ghost (многие ошибочно называют эту модель просто Ghost) является не только одним из самых узнаваемых в мире, но и самым подделываемым, что не свойственно для предметов мебели.

С 1969 года работает в тесном сотрудничестве с Пьером Карденом, в 1975 году сконцентрировался на независимом творчестве дизайна интерьера и промышленного дизайна. В 1984 году начал работать с компанией Baleri Italia в сфере предметного дизайна[значимость факта?]. В следующие четверть века он сотрудничал со многими известными производителями мебели, ванных, аксессуаров и предметов декора. Его работы демонстрируются в постоянных коллекциях Музея декоративного искусства в Париже и Музея дизайна в Лондоне.

В 2008 году был назначен на должность «художественного директора председательства Франции в Европейском союзе» по инициативе Бернара Кушнера[2].

В 2016-2017 годах занимался разработкой дизайна смартфона Xiaomi Mi Mix.

Крупные проекты Филиппа Старка начала 2010-годов в Париже — терраса ресторана Kong[3][значимость факта?] и интерьер отеля Royal Monceau[4].

Филипп Старк с ранних лет в своих работах продвигал идеи гуманизма, что было отмечено тем фактом, что он был первым французом, который был приглашен на конференцию TED (технологии, развлечения и дизайн) вместе с такими всемирно известными участниками, как Билл Клинтон и Ричард Брэнсон.

С декабря 2007 года Филипп Старк женат на Жасмин Абделлатиф, от которой у него в мае 2011 года родилась дочь. Будучи художником во всех смыслах этого слова, Старк выбрал для своих детей оригинальные имена: Ара, Оа, Лаго, Кей и Джастис Старк.

Его старшая дочь Ара — художник и музыкант, участвовала в некоторых проектах своего отца, таких как украшение парижского дворца, отель Le Meurice, в котором она спроектировала оформление потолка ресторана Le Dali или совсем недавно — отель Brach в Париже.

Штаб-квартира пивоваренной компании Асахи (Asahi) в квартале Асакуса (Токио, Япония), прозванная «Пламя», работа дизайнера в 1989 году
  • 2003. Реконструкция здания музея Баккара в Париже.
  • Поезд Евростар
  • Kronenbourg 1664
  • Оптическая мышь Майкрософта
  • Philippe Starck condo in Toronto
  • Штаб-квартира компании Asahi Breweries в Токио
  • Volar, ночной клуб в Шанхае
  • A (яхта) проекта Sigma
  • 1990 Restaurant Teatriz, Madrid
  • 1993 Groningen Museum
  • 2000 TASCHEN Book Store, Paris
  • 2001 Gaultier Shops, Paris and New York
  • 2001 Yoo Apartments, London
  • 2003 TASCHEN Book Store, Los Angeles
  • 1988 Ara (Flos)
  • 1989 Toothbrush (Fluocaril)
  • 1990 Miss Sissi (Flos)
  • 1990 W. W. Stool (Vitra)
  • 1990 Vase Mendini (Alessi)
  • 1990—1991 Juicy Salif (Alessi)
  • 1992 Louis XX (Vitra)
  • 1994 Lord Yo (Driade)
  • 1998 Hula Hoop (Vitra)
  • 1999 IBB, Gaoua, Yeza (Samsonite)
  • 1999 Starck Watches (Fossil)
  • 1999 Strange Thing (Cassina)
  • 1999 M.I.S.S. (Cassina with Sony)
  • 1999 Soft Egg (Driade)
  • 1999 Ero’s (Kartell)
  • 1999 Attila (Kartell)
  • 2000 Louis Ghost (Kartell)
  • 2000 La Boheme (Kartell)
  • 2005 Bedside Gun, Table Gun, Lounge Gun (Flos)
  • 2013 Велосипед-самокат Peugeot Cycles для городской прокатной системы Бордо (Pibal[5])
  • 2015 Наушники Parrot zik 2.0
  • 2015 Линия встраиваемой кухонной техники Gorenje by Starck
  • 2016 Смартфон Xiaomi Mi Mix
  • Люмино-оскар (Oscar de luminaire) (Париж, 1980)
  • Trois premièrs prix au Neocon (Чикаго, 1986)
  • Delta de Plaia (Барселона, 1986)
  • Platinum Circle Award (Чикаго, 1987)
  • Государственный гран-при за промышленное дизайнерство (Grand Prix National de la Création Industrielle) (Франция, 1988)
  • Troix Prix pour les hotêls Royalton et Paramount de New York (США, 1988/1990)
  • Officier des Arts et des Lettres (Франция, 1995)
  • Design Zentrum NordRhein-Westfallen (Германия, 1995)
  • Premio Internacional de Diseño (Барселона, 1995)
  • Harvard Excellence in Design Award (США, 1997)
  • Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1998)
  • Кавалер Ордена Почётного легиона (Франция, 2000)
  • Pratt Institute Black Alumni Award (США, 2001)
  • Compasso d’Oro (Италия, 2001)
  • Red Dot Best of the Best Award (2001)
  • IF Design Award (2002)
  • Observeur de Design d’Etoile (2002)

Филипп Старк (Philippe Starck) — неутомимый бунтарь и талантливый выдумщик

Его остроумные высказывания моментально становятся афоризмами и вдохновляют начинающих дизайнеров. Его авторитет непререкаем. Филипп Старк – самый известный француз в мире современного промышленного дизайна и архитектуры.

Он живет в уединении на собственном острове, творит для ведущих брендов мира и периодически совершает творческие революции. За его плечами огромный опыт работы практически во всех отраслях дизайна и архитектуры. И за что бы Старк ни брался – все получается стильно, функционально и с легкой иронией.

 

Самолеты и живопись

 

Маленький Филипп, родившийся в Париже в 1949 году, с детства был погружен в атмосферу конструирования и искусства: его отец работал авиаконструктором, а мать была художницей. Это оказало сильное влияние на дальнейшее формирование творческого пути Старка.

Филипп Старк на своем велосипедеФилипп Старк на своем велосипеде

Неоднократно наблюдая за работой отца, он осваивал чертежные инструменты и учился из старых вещей создавать новые. Филипп подолгу разбирал велосипеды, мотоциклы на составные части, чтобы понять, как они устроены и как функционируют. Позже из полученных деталей юноша мастерил новые, необычные предметы.

Дизайнер за работойДизайнер за работой

После окончания парижской школы Камондо по специальности «Дизайн интерьеров» в 1968 году Филипп организует свое первую дизайнерскую фирму, которая специализируется на проектировании и производстве надувных объектов и предметов мебели.

Здание фитнес-центра Le Nuage в МонпельеЗдание фитнес-центра Le Nuage в Монпелье

Старк был вдохновлен смелым и эпатажным творчеством вьетнамского новатора 60-х годов Квазара Кхана. И в 1969 году Филипп спроектировал надувной дом, подобный комнате Кхана. На выставке Le Salon de l’Enfance творение дизайна имело большой успех. После чего о Старке заговорили, как о молодом и перспективном новаторе. Позднее в 2015-м дизайнер применит оригинальную надувную концепцию при проектировке монреальского фитнес-центра Le nuage.

 

От Кардена до Картелля  

 

В начале 70-х количество заказов у студии Старка возросло. Одним из знаковых клиентов дизайнера стал легендарный кутюрье Пьер Карден. Филипп пять лет сотрудничал с ним в качестве дизайнера-оформителя, спроектировав несколько интерьеров для домов Кардена и более 60 моделей фирменной мебели.

Офисный стол для VitraОфисный стол для Vitra

В 1975 году Старк решил стать независимым дизайнером и буквально сразу отличился двумя успешными проектами: интерьерами бара La Main Bleue в Монтрее (1976) и легендарного парижского ночного клуба Les Bains (1978) в Далласе. Огромное вдохновение для творчества Филипп получил после двухлетнего путешествия по миру.

Starck-1Starck-1

Вернувшись на родину в 1977 году, он открывает дизайнерскую фирму «Stark Products», проектируя от бытовых мелочей, посуды до масштабных интерьеров и градостроительных ансамблей. В конце 70-х имя Старка стало известно многим. Он стал сотрудничать с именитыми дизайнерскими брендами: Kartell, Driade, Vitra, Drimmer, Alessi, Disform и др.

 

Пространства для общества

 

Высокое признание Старк заслужил в 1983 году, когда для оформления частной резиденции в Елисейском дворце его приглашают президент Франсуа Миттеран и министр культуры Джек Ланг. Это была огромная поддержка и отличная реклама бренда Старка. После успешно выполненной работы Филипп был востребован как никогда. Однако, по его признанию, он старается не браться за оформление частных, жилых интерьеров, считая дизайнерское оформление вредным: «пространство для жилья человек должен строить самостоятельно, руководствуясь только своими желаниями, а не навязанной модой».

Интерьер ресторана в Марсельском отелеИнтерьер ресторана в Марсельском отеле

Старка больше волнуют общественные пространства: музеи, кафе, рестораны, отели, магазины… Их дизайнер сравнивает с машинами, «обеспечивающими людям новые ощущения». В публичные места, по мнению Старка, человек заходит не только погреться, поесть или выпить, но и получить эмоциональное удовольствие, почувствовать себя лучше и увереннее. После президентского дворца Филипп принялся за проектирование парижского кафе Costes, сделав акцент на функциональность и элегантность.

Эклектика, сюрреализм и демократия

 

Творчество Старка отличается эклектичной изобретательностью, страстью к демократическим концепциям, уважением к истории и экологии. Филипп признается, что постоянно находится под влиянием текущей моды, включая игрушки и новые гаджеты. Но не менее важную роль для его вдохновения играют впечатления от многочисленных путешествий.

Отель Hudson в Нью-ЙоркеОтель Hudson в Нью-Йорке

Он обожает эклектику и может смело миксовать японскую лаконичность с итальянским футуризмом. При этом дизайнер не стремится к эксклюзивности и элитарности. Его задача – сделать дизайн максимально демократичным и функциональным: «объект должен быть полезным, прежде чем быть красивым».

Смесители и раковина для AxorСмесители и раковина для Axor

Природные, обтекаемые и антропоморфные формы – ключевые доминанты творческого мышления Старка. Он не сторонник интенсивного декора и гламура. Его работы просты и минималистичны, но при этом обладают невероятной смысловой глубиной и философией: «все, что я делаю – символично, и у всего есть значение».

Частная квартира в МайамиЧастная квартира в Майами

Филипп большой поклонник Сальвадора Дали и всегда вкладывает в свои творения яркую ноту сюрреализма и иронии. Игры с материалами и формой заметно преобладают над цветовой палитрой. Один из фаворитов дизайнера – желтый цвет. Старк убежден, этот солнечный оттенок способен творить чудеса, наполняя пространство частичками счастья.

 

Гуру предметного дизайна

 

Начиная с 1984 года Старк активно занимается предметным дизайном и посвящает ему большую часть времени, проектируя аксессуары для дома, посуду, мебель, ванны, предметы декора и пр. Многие его работы выставлены в музеях искусства и дизайна США, Англии и Франции. Среди самых известных творений дизайнера – первый в мире прозрачный стул из поликарбоната Louis Ghost для Kartell (2000). Он стал самым продаваемым дизайнерским стулом в мире.

Стулья Louis ghost для KartellСтулья Louis ghost для Kartell

Не менее популярны его пластиковые диваны и кресла Bubble Club для Kartell, футуристическая спортивная обувь для компании Puma, стильная соковыжималка Juicy Salif для Alessi, минималистские часы Starck Watches для Fossil, пластиковые стулья Soft Egg для Driade, велосипед-самокат для Pibal, яркие наушники Parrot zik 2.0 и др.

Соковыжималка Juicy salifСоковыжималка Juicy salif

Светильники Flos gunsСветильники Flos guns

Филипп стал первым дизайнером компьютерной оптической мыши для Microsoft. Она имеет стильную обтекаемую форму, гладкую серебристую поверхность с подцветкой. Еще одним хитом Старка стала серия светильников Flos Guns с подставкой в виде золотого автомата или пистолета. Критики сразу отметили политический характер этой работы.

 

Экологический подтекст  

 

Несмотря на то, что основной профиль Старка – промышленный дизайн, он не менее успешно справляется и с архитектурными проектами. В начале 1980-х годов он удивил публику необычными, антропоморфными зданиями в Японии: деловой центр Нани-Нани в Токио (1989), фабрика Asahi Beer с эффектной конструкцией в виде пламени над кружкой пива (1989), футуристический ансамбль офисов в Осаке (1992). Дизайнер убежден, что архитектура не должна дестабилизировать природную среду: «Важно уважать законы гуманизма и этики, сохраняя топографический контекст».

Офисное здание Нани-Нани в ТокиоОфисное здание Нани-Нани в Токио

Помимо Японии причудливые здания, спроектированные Старком, украшают многие города мира (башня в аэропорту Бордо (1997), Высшая государственная школа декоративных искусств в Париже (1998), бутики Жан-Поль Готье в Лондоне и Нью-Йорке, отель Faena в Рио-де-Жанейро (2007), аэропорт и шаттл для космического туризма в Нью-Мехико, США (2011), культурный центр Alhondiga в Бильбао (2012) и др.).

Фабрика Asahi BeerФабрика Asahi Beer

Все проекты Старка отвечают самым строгим требованиям экодизайна. В своей работе он пропагандирует инновационный подход к окружающей среде, уважение к экологии, деликатное использование природных ресурсов. Он верит в силу «бионизма» – собственный термин дизайнера, означающий вдохновение, полученное от живой материи для создания лучших технологических объектов для людей.

Le Baron Vert Office в ОсакеLe Baron Vert Office в Осаке

В 2012 году Стив Джобс доверил Филиппу оформить огромную яхту «Венеру» ценою в 100 млн $, но из-за трагических обстоятельств не смог увидеть завершения работы. Один из последних масштабных проектов Старка – люксовый отель в Меце (Франция). Дизайнер отвечает как за архитектурную часть, так и за внутреннюю отделку помещений. Открытие отеля намечено на 2018 год.

 

«Профессиональный выдумщик»

 

Называя себя так, Старк утверждает, что неизлечимо «болен креативом». На сегодняшний день его авторству принадлежат более 10 000 завершенных проектов в области дизайна и архитектуры. Старк невероятно популярен и востребован во всем мире. Его регулярно приглашают на лекции, конференции и встречи с начинающими дизайнерами, которым он советует не гнаться за гонорарами и красотой: «дизайн без пользы теряет смысл».

Частная квартира в Нью-ЙоркеЧастная квартира в Нью-Йорке

Любое творение человека Старк оценивает по трем параметрам: элегантность, честность и юмор. Создавая проекты сегодня, он прежде всего думает о пользе для общества, стараясь предугадать результаты прогресса, природные изменения и потребности людей. Он глубоко убежден, что дизайн будущего должен быть созидающим, гуманистичным и демократичным.

Филипп Старк в интерьереФилипп Старк в интерьере

С 2008 года Филипп занимает пост арт-директора председательства Франции в Евросоюзе. Помимо многочисленных премий и побед в международных дизайнерских конкурсах Старк обладает двумя почетными званиями от правительства Франции: кавалер ордена искусства и литературы (1998) и кавалер ордена Почетного легиона (2000). Главные музы и вдохновительницы дизайнера – его жена Жасмин и дочь Ара.

 

 

Philippe Starck. Филипп Старк | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Филипп Старк (Philippe Starck) — единственный дизайнер, ставший по-настоящему поп-звездой планетарного масштаба: с цитатами из пропагандистских речей на футболках, грандиозными фотосессиями и портретами на предметах мебели. Многие критики современного дизайна считают Старка популистом, не столько дизайнером, сколько шоуменом, бизнесменом и талантливым промоутером. И это правда — отделить Старка-дизайнера от Старка-игрока, Старка-мистификатора и Старка-звезды невозможно, как невозможно отделить созданные им предметы от тех глубинных бессознательных ассоциаций, которые они навеивают.

 

«Между дизайном и современным искусством нет никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно».

 

Из когорты дизайнеров-архитекторов, работающих в эклектике, выделяется именно Филипп Старк, который действительно очень иронично подходит ко многим своим интерьерам и дизайнерским проектам, неожиданно смешивая стили. Дизайнер превратил свое имя в успешный и продаваемый бренд. И в то же время, вещи, выпущенные под этой торговой маркой, не позиционируются как элитные и недоступные, вызывая всегда личную, эмоциональную привязанность. Каждый, кто начинает ближе знакомиться с изобретениями и идеями Старка, испытывает странную симпатию к этой обаятельной персоне, агитирующей человечество за любовь и нежность, окруженной стайками очаровательных предметов, которые благодаря зооморфным формам хочется не столько купить, сколько иметь у себя дома.

 

Трудно сказать, остались ли на земле вещи, чью форму Старк бы не создал заново. Фантазия дизайнера брызжет неиссякаемыми идеями. В нее, как в кипящий чан, можно поместить любой предмет, чтобы получить его неожиданно обновленным, оголенным до самой архетипической идеи, или наоборот, скрытым под наслоениями смыслов.

 

За свою карьеру Старк проектировал все: зубные щетки и жилые кварталы, огромное количество стульев и факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, механическую соковыжималку для цитрусовых (уже ставшую классическим примером во всех учебниках по современному дизайну, несмотря на неудобство процесса выжимания) и телефонный аппарат в виде крючка, телевизоры Thompson и бутылки минеральной воды Glacier, компьютерную мышь Microsoft и кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки Louis Vuitton и интерьеры личных покоев Франсуа Миттерана…

 

При этом предметы под маркой Starck не предназначены для узкого круга эстетов — дизайнер стремится к тому, чтобы они стали частью мира, чтобы самые лучшие вещи были доступными для большого количества людей. В течение четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших высокотехнологичных компаний — THOMSON. Придя туда на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику и помог THOMSON осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке.

 

«Они просто разучились использовать свои способности на пользу другим. В качестве «дружелюбного внутреннего врага» мне пришлось исследовать возможности фирмы, ее дистрибьюторскую сеть, чтобы вернуться к отправной точке их деятельности — к обслуживанию людей. Приходилось даже отказываться от многих привычных слов. Например, фирму собирались переименовать в TCE (Томсон потребительская электроника), и я спросил: «Ну, и кто из вас хочет быть потребителем электроники?». Мне посчастливилось работать с выдающимся менеджером Аланом Престатом, который схватывал мои мысли на лету. И мы выбрали название THOMSON Multimedia. Алан делал ставку на мультимедийные технологии, а я хотел донести до владельцев фирмы мысль о многообразии путей, которыми может следовать компания, сохраняя нравственные основы бизнеса. Для чего делать красивые телевизоры, если все, что вы можете увидеть на экранах — полное дерьмо?..

 

Я запретил произносить на совещаниях слово «потребитель» и потребовал заменить его словами «мой друг», «моя жена», «моя мать» или «я сам». Совсем не одно и то же говорить: «Это — дерьмо, но для потребителя сойдет», или «Это — дерьмо, но для моей дочери сойдет…»  Вдруг вы понимаете, что с таким подходом нельзя больше мириться. Огромная задача выполнена с помощью символической замены одного лишь слова.

 

Девиз «От технологии к любви» также ставил маркетинговую и психологическую задачи, которые я старался решить в THOMSON. Я полностью переформулировал проблему. Мы стали говорить, что технология сама по себе лишь средство для достижения конечной цели — гуманности, фундаментальным критерием которой является любовь».

 

Старк вообще умело играет со словами, он мастер лозунгов и завлекательных текстов — так, на его передвижной выставке Vanity Case by Stark каждый экспонат сопровождается ярким комментарием автора. Возле некоторых написано, что, может быть, человеку и нет в них необходимости, но эти предметы точно не нанесут никакого вреда. А зрителю остается гадать, что это такое – глубокие философские идеи или блестящая игра слов.

 

Несмотря на одинаковый энтузиазм в отношении самых разных проектов и популистские высказывания, Старк имеет принципиальную творческую позицию: «мы не работаем в производстве оружия, для производителей крепкого алкоголя или табака, для религии, мы также не работаем для кого бы то ни было, использующего деньги из сомнительных источников, что становится все сложнее». Единственная разработка, связывающая Старка и оружие — известнейшая линейка осветительных приборов для компании FLOS — золоченые «стволы» под черными абажурами. 

 

«В небе можно увидеть удивительные вещи. Мы вот считаем, что видим в небе луну. Но то, что мы видим — это не настоящая луна, а только ее образ, потому что между нами и нею — задержка в 8 секунд. Довольно долго — за это время что угодно может случиться. Между нами и солнцем задержка составляет 3 минуты. Это очень долго — за 3 минуты можно спеть песню. Между нами и звёздами расстояние в 12 миллионов световых лет. То есть мы всё ещё видим звёзды, которых уже нет. Это просто лучи света, которые прибыли на встречу с нами. Так и выходит, что неба, которое кажется нам таким надёжным, таким постоянным, на самом деле не существует. Из элементарной физики нам известно, что, расположив атомы определённым образом, вы получите стул. По-другому — пластиковую бутылку. Ещё по-другому — человека. Если так посмотреть, получается, что нас, людей, тоже не существует, и вообще ничего на свете не существует. Единственное, что реально — это отношения между людьми: нежность и любовь. И вот это — единственная причина жить и что бы то ни было делать».

 

Однако, расположив атомы определенным образом, Старк создал вполне осязаемый и реальный W.W. Stool, представляющий собой нечто космически-растительное, похожий скорее на скульптуру, чем на барный табурет, коим он является. Обтекаемый кусок литого алюминия, отделанный бледно-зеленой эмалью, кажется, прорастает в пол корневидными ножками, и определенно вызывает прилив нежности и удивления. Вся деятельность Филиппа Старка неизбежно навевает аллюзии на жизнь Сальвадора Дали — подобно великому испанцу он не только художник и живой бренд, но и создатель собственной философии, человек с не ограниченной будничными рамками фантазией. Каждое из его появлений на публике превращается в шоу, а броские высказывания становятся афоризмами.

 

Старк придумывает предметы и вещи, исходя не из функциональности, а закладывая в них свои послания миру, наполненные глубочайшей символикой. Макароны, имеющие в разрезе форму «инь-ян», пепельница в виде стального гробика, туалетная щетка, оформленная как рыцарский меч, пульт для телевизора, больше похожий на фаллоимитатор…. «Настоящий дизайн — это функционализм. То, что делаю я, скорее фрейдизм» — говорит известный провокатор нашего времени. 

 

Как же я ненавижу limited edition! Ограниченные тиражи осуществляются без моего согласия. Для меня это абсолютная вульгарность, сегодня истинная красота предмета раскрывается как раз тогда, когда его запускают в массовое производство. Если вас посетила хорошая идея, ваш долг – поделиться своей удачей с максимально большим количеством человек.

 

Невозможно оценить свет, не зная, что такое тьма, нельзя сполна насладиться жизнью, не зная, что впереди ждет смерть.

 

Зачастую вещь может выглядеть агрессивной лишь потому, что она избавлена от всего случайного. Таков, например, мотоцикл Café Racer Super Naked, который я сделал для французской компании Voxan. В нем нет ни одной лишней детали: только двигатель, топливный бак, колеса, сиденье. Все. В этом состоит его оголенная красота.

 

Три года назад Ричард Брэнсон предложил мне стать креативным директором компании Virgin Galactic. Он знал, что мой отец был одним из лучших авиаконструкторов своего времени. В детстве я бредил межгалактическими полетами, всей этой научной фантастикой. Разумеется, я не смог отказаться. В настоящий момент в Нью-Мексико ведется строительство космопорта под руководством Нормана Фостера.

 

Мы хотим добиться того, чтобы негативное воздействие на окружающую среду равнялось нулю, поэтому он практически целиком будет скрыт под землей. Первый полет должен состояться в следующем году (в 2009), высота составит 135–140 км. Уже сейчас можно оставить заявку на место в космическом корабле. Билет стоит $200 000.   

 

Да, крыша космопорта будет построена в виде зрачка Ричарда Брэнсона, однако этот человек не такой сумасшедший, каким может казаться. Затея с коммерческими полетами в космос – тоже. Брэнсон делает чрезвычайно важный шаг в истории человечества, поскольку до этого космос целиком принадлежал военным. И благодаря ему сбудутся мои детские сны.

 

Мне совершенно нет дела до прикладного значения дизайна. Меня волнует только то, без чего я действительно не могу обойтись. Мне нравятся вещи, сделанные с умом, а это большая редкость. Я очень долго думаю, прежде чем купить тот или иной предмет.

 

Меня необыкновенно завораживает мысль об эволюции человека. Я думаю о ее качестве и скорости. Когда-то мы были бактериями. Никто не знает, во что мы превратимся в течение следующего миллиона лет, пока Земля наконец не взорвется. Я хочу наслаждаться этим процессом эволюции и принимать в нем непосредственное участие.

 

К существующему имиджу Филиппа Старка я не имею никакого отношения. Это дело не моих рук. Я отвечаю на ваши вопросы лишь потому, что когда-то получил хорошее воспитание. Я давно живу в абсолютной изоляции, занятый своим делом. Просыпаюсь в семь утра, сажусь за стол и работаю.

 

Журналист может совершить переворот одной статьей, политик — одним законом, рок-группа — одной песней. Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. Может, я не лучший дизайнер на планете, но по крайней мере мне это удалось.

 

Люди, у которых много денег, могут позволить себе чрезвычайно красивые вещи. Наша задача – подарить им эту мечту. У других денег нет, но тоже есть представление о прекрасном. Они заслуживают, чтобы с тем же уважением и любовью мы дали им немного другие вещи.

 

Несколько лет назад вместе с одним из крупнейших американских ритейлеров Target мы сделали стул стоимостью девять долларов. Моей первой коммерческой удачей давным-давно был стул Café Costes. Он стоил тысячу. Именно такой путь я называю успехом дизайнера, а не наоборот.

 

Филипп Старк родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора Андре Старка. Его интерес к дизайну был очевиден даже в раннем возрасте, когда он, вдохновлённый работой отца, создавал визуально интересные художественные оформления. Старк провёл детство рядом с чертёжными досками, часами распиливая, разрезая, склеивая и разбирая любые предметы, которые попадались ему под руку.

 

Образование Филипп Старк получил в престижном высшем учебном заведении — парижской Эколь Ниссен де Камондо, специальность — дизайнер по интерьеру. Достаточно рано, в 18 лет, Старк проявил себя как организатор и самостоятельная личность, он основал своё первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Затем в течение недолгого времени Старк работал дизайнером-оформителем у Пьера Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели (1971). В 1977 году молодой дизайнер отправился в двухлетнее кругосветное путешествие. Вернувшись в Париж, в 1979 году он основал дизайнерскую компанию «Stark product». 

 

В 1970-е Старк занимался проектированием интерьеров парижских ночных клубов, в числе которых был знаменитый Bleue La (1976 год), и три года спустя основал Starck Product company. Будучи иконой современного стиля и воображения, Старк произвёл на свет тысячи исключительных проектов — от зубных щёток до солнцезащитных очков, и от туалетных принадлежностей до мебели.

 

Французский дизайн привлёк международное внимание в 1980-х, когда старковская смесь элегантности и минимализма нашла применение в восстановлении частных квартир во Дворце Elysée для французского Президента Франсуа Миттерана в 1982 году. Старк изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, прославился на весь мир и перешёл из многообещающих в ведущие.

 

В 1984 Старк  разработал интерьер Café Costes.  Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался таким огромным успехом, что количество изготовленных копий к 1990 году превысило четыреста тысяч. В 1985 он спроектировал Café Manin в Токио, а три года спустя Старк разработал концепцию для гостиницы Royalton в Нью-Йорке. 

 

Необычайно интересно наблюдать, как скромные начала Старка постепенно получали международное признание. Он упорно смешивает традиции и культуры главных городов по всему земному шару, превращая объекты своей работы в места красоты, удовольствий и незабываемых встреч.

 

Хотя Старк не является дипломированным архитектором, он много работал над гостиницами, павильонами и домами в Европе, Азии и Штатах и снискал славу как, индустриальный дизайнер, изобретатель, знаменитость и философ. Старк полагает, что все продукты, которые он создаёт, должны быть не быстро устаревающими одноразовыми «фишками», а простыми, практичными и прочными объектами с великолепным дизайном.

 

Среди самых известных его творений — бутылки минеральной воды Glacier, кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки для компаний Louis Vuitton и Samsonite, а также компьютерные мыши для компании Microsoft. Именно этой выдающейся способности приспосабливать свои навыки под разнообразные потребности широкого диапазона клиентов Старк обязан многочисленными призами и наградами во Франции, Италии и США, такими как титул Проектировщика Года, Гран-при за Промышленный Дизайн и Оскар за Лучший Проект.

 

Старк вкладывает душу в свою работу, и поэтому его творения находят отклик в сердцах поклонников. Большинство предметов, которые он проектировал, есть в собраниях ведущих музеев мира, таких как Бруклинский Музей в Нью-Йорке, Le Musée des Arts Décoratifs в Париже, Музей Дизайна в Лондоне и других выдающихся выставочных залах в Мюнхене, Киото, Чикаго и Барселоне.

 

Среди наиболее примечательных работ Старка — коллекция мужских и женских часов FOSSIL. В своём умении выявлять целевую аудиторию и понимать потребности потенциальных клиентов он превосходит самые смелые наши ожидания, мечты и потребности, поскольку создаёт вещи, столь же привлекательные, сколь и примечательные.

 

Теперь в расцвете своей жизни и в разгаре карьеры Филипп Старк продолжает удивлять нас новыми идеями и изобретениями. В отличие от большинства современных дизайнеров, Старк не стремится создавать провокационные и дорогие объекты. Вместо этого он придумывает практичные бытовые предметы, которые сам же помогает запускать в массовое производство. Его творения часто стилизованы, просты и органичны. Он использует необычные комбинации материалов (стекло и камень, пластмасса и алюминий, плюшевая ткань и хромированный металл и т.д.) Классика от Старка — это стильные зубные щётки 1989 года и культовая соковыжималка Juicy Salif 1990 года.

 

Часто повторяющийся мотив в дизайнерском словаре Старка — обтекаемая, удлинённая форма рога, нашедшая воплощение, например, в знаменитой модели W.W. stool, разработанный в 1990 как часть обстановки офиса для режиссёра Вима Вендерса, был запущен в производство компанией Vitra в 1992. Техника литья в песчаную форму позволяет передать текучесть материала.

 

W.W. stool больше походит на скульптуру, чем на табурет. Технически это барный табурет, у которого подставка для ног выглядит как «шип». Он выполнен из литого алюминия и отделан бледно-зелёной эмалью.

 

Старк умеет смотреть на привычные предметы под новым углом. Почему бы не сделать хрусталь чёрным? И кто сказал, что у плюшевого медвежонка должна быть одна голова? А враждебные и вредоносные автоматы могут нести свет, если использовать их в качестве подставок для ламп. Именно такую линейку осветительных приборов создал для компании FLOS знаменитый провокатор от дизайна. Так, напольные торшеры были поставлены на знаменитые M16, настольные лампы — на автомат Калашникова AK47, а для совсем маленьких ночников был выбран пистолет Beretta («Collection guns» for FLOS, 2005).

 

Живет Филипп Старк весьма аскетично в испанском местечке Formentera, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (собственном острове). Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильный телефон и ноутбук, благодаря которым он осуществляет «управление через отсутствие» своим «чрезвычайно компетентным парижским офисом». На острове Старк размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские идеи, выращивает экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.

 

У меня полностью атрофировано чувство семейственности, я не приемлю автоматического, само собой разумеющегося уважения или любви к тем, кто должны быть моими родителями, детьми… Мне, правда, сильно повезло и с теми, и с другими… Но друзья — это совершенно другое дело, это мой выбор, я их сам создал. Мне нужен этот человек, мне хочется, чтобы мы были нужны друг другу, а это очень-очень важная вещь. 

 

Я не гурман. Я, если хотите, гастроном. Я знаю, как называется все, что лежит у меня в холодильнике, и смогу приготовить из этого ужин на 30 персон.

 

Увы, я мечтаю в одиночестве, размышляю в одиночестве и работаю в одиночестве. К счастью, я сплю не один. Я продукт, произведенный на свет женщиной. Я пульт дистанционного управления, который находится в женских руках. Любовь — то единственное, что меня по-настоящему волнует.

 

 

 

Marie Coquine, Baccarat 2011Collection Guns, Flos 2005
Bubu 1ER, XO 2003Slik Slik, XO 1999
Lio Comun, XO 1991Ero|s|, Kartell 2001
La Bohème, Kartell 2001Pibal, 2012
Lago, Driade 2005Toy, Driade 2005
Mademoiselle, Kartell 2005Gelly Table, Fiam Italia — Livìt 1999
The Face, Big 1997Miss Lacy, Driade 2007
Holly All, Serralunga 2008MOOR(e), Driade 2008
Richard Mille by STARCK, Richard Mille 2008Collection Prive, Cassina 2008
Mi Ming Red, XO 2008X3 (project), Aprilia 2000
Victoria Ghost, Kartell 2005Doctor Yes, Kartell 2007
Ceci n´est pas une brouette, XO 1996Royalton, Driade 1988
Mister Bliss, XO 1982DURAVIT, 2004. Werderstrase 36 — 78132 Hornberg, Germany
Miss Paramount, Idee 1987Frame Table. Driade 2007
Juicy Salif, Alessi 1990. Эта соковыжималка стала прототипом космического корабля в фильме «Man in Black II»Monsieur X Chaise Longue, XO 1996Strange Thing, Cassina 2002
Peninsula, XO 1996TeddyBearBand, Moulin Roty 2005Claudia Evangelista, Kartell 1997
Vicieuse, Driade 1992W.W. Stool, Vitra 1990Os Library, XO 1998
Prince Aha, Kartell 1996Cheap Chic Table, XO 1998Mensola / Classic modern, Presence Paris by Maletti Group 1999
Port Adriano, Majorque, Spain 2012
Restaurant Paradis Du Fruit, Paris, France 2012
Kitchen Library, Warendorf 2009

Филипп Старк. Philippe Starck | Архитектура и Проектирование

Филипп Старк (Philippe Starck) — единственный представитель своей профессии, ставший по-настоящему поп-звездой планетарного масштаба: с цитатами из пропагандистских речей на футболках, грандиозными фотосессиями и портретами на предметах мебели. Многие критики современного дизайна считают Старка популистом, не столько дизайнером, сколько шоуменом, бизнесменом и талантливым промоутером. И это правда — отделить Старка-дизайнера от Старка-игрока, Старка-мистификатора и Старка-звезды невозможно, как невозможно отделить созданные им предметы от тех глубинных бессознательных ассоциаций, которые они навеивают.

«Между дизайном и современным искусством нет никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно».  Philippe Starck

Из когорты дизайнеров-архитекторов, работающих в эклектике, выделяется именно Филипп Старк, который действительно очень иронично подходит ко многим своим интерьерам и дизайнерским проектам, неожиданно смешивая стили. Дизайнер превратил свое имя в успешный и продаваемый бренд. И в то же время, вещи, выпущенные под этой торговой маркой, не позиционируются как элитные и недоступные, вызывая всегда личную, эмоциональную привязанность. Каждый, кто начинает ближе знакомиться с изобретениями и идеями Старка, испытывает странную симпатию к этой обаятельной персоне, агитирующей человечество за любовь и нежность, окруженной стайками очаровательных предметов, которые благодаря зооморфным формам хочется не столько купить, сколько иметь у себя дома.

Трудно сказать, остались ли на земле вещи, чью форму Старк бы не создал заново. Фантазия дизайнера брызжет неиссякаемыми идеями. В нее, как в кипящий чан, можно поместить любой предмет, чтобы получить его неожиданно обновленным, оголенным до самой архетипической идеи, или наоборот, скрытым под наслоениями смыслов.

За свою карьеру Старк проектировал все: зубные щетки и жилые кварталы, огромное количество стульев и факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, механическую соковыжималку для цитрусовых (уже ставшую классическим примером во всех учебниках по современному дизайну, несмотря на неудобство процесса выжимания) и телефонный аппарат в виде крючка, телевизоры Thompson и бутылки минеральной воды Glacier, компьютерную мышь Microsoft и кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки Louis Vuitton и интерьеры личных покоев Франсуа Миттерана…

При этом предметы под маркой Starck не предназначены для узкого круга эстетов — дизайнер стремится к тому, чтобы они стали частью мира, чтобы самые лучшие вещи были доступными для большого количества людей. В течение четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших высокотехнологичных компаний — THOMSON. Придя туда на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику и помог THOMSON осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке.

«Они просто разучились использовать свои способности на пользу другим. В качестве «дружелюбного внутреннего врага» мне пришлось исследовать возможности фирмы, ее дистрибьюторскую сеть, чтобы вернуться к отправной точке их деятельности — к обслуживанию людей. Приходилось даже отказываться от многих привычных слов. Например, фирму собирались переименовать в TCE (Томсон потребительская электроника), и я спросил: «Ну, и кто из вас хочет быть потребителем электроники?». Мне посчастливилось работать с выдающимся менеджером Аланом Престатом, который схватывал мои мысли на лету. И мы выбрали название THOMSPN Multimedia. Алан делал ставку на мультимедийные технологии, а я хотел донести до владельцев фирмы мысль о многообразии путей, которыми может следовать компания, сохраняя нравственные основы бизнеса. Для чего делать красивые телевизоры, если все, что вы можете увидеть на экранах — полное дерьмо?..

Я запретил произносить на совещаниях слово «потребитель» и потребовал заменить его словами «мой друг», «моя жена», «моя мать» или «я сам». Совсем не одно и то же говорить: «Это — дерьмо, но для потребителя сойдет», или «Это — дерьмо, но для моей дочери сойдет…»  Вдруг вы понимаете, что с таким подходом нельзя больше мириться. Огромная задача выполнена с помощью символической замены одного лишь слова.

Девиз «От технологии к любви» также ставил маркетинговую и психологическую задачи, которые я старался решить в THOMSON. Я полностью переформулировал проблему. Мы стали говорить, что технология сама по себе лишь средство для достижения конечной цели — гуманности, фундаментальным критерием которой является любовь».

Старк вообще умело играет со словами, он мастер лозунгов и завлекательных текстов — так, на его передвижной выставке Vanity Case by Stark каждый экспонат сопровождается ярким комментарием автора. Возле некоторых написано, что, может быть, человеку и нет в них необходимости, но эти предметы точно не нанесут никакого вреда. А зрителю остается гадать, что это такое – глубокие философские идеи или блестящая игра слов.

Несмотря на одинаковый энтузиазм в отношении самых разных проектов и популистские высказывания, Старк имеет принципиальную творческую позицию: «мы не работаем в производстве оружия, для производителей крепкого алкоголя или табака, для религии, мы также не работаем для кого бы то ни было, использующего деньги из сомнительных источников, что становится все сложнее». Единственная разработка, связывающая Старка и оружие – известнейшая линейка осветительных приборов для компании FLOS – золоченые «стволы» под черными абажурами.

«В небе можно увидеть удивительные вещи. Мы вот считаем, что видим в небе луну. Но то, что мы видим — это не настоящая луна, а только ее образ, потому что между нами и нею — задержка в 8 секунд. Довольно долго — за это время что угодно может случиться. Между нами и солнцем задержка составляет 3 минуты. Это очень долго — за 3 минуты можно спеть песню. Между нами и звёздами расстояние в 12 миллионов световых лет. То есть мы всё ещё видим звёзды, которых уже нет. Это просто лучи света, которые прибыли на встречу с нами. Так и выходит, что неба, которое кажется нам таким надёжным, таким постоянным, на самом деле не существует. Из элементарной физики нам известно, что, расположив атомы определённым образом, вы получите стул. По-другому — пластиковую бутылку. Ещё по-другому — человека. Если так посмотреть, получается, что нас, людей, тоже не существует, и вообще ничего на свете не существует. Единственное, что реально — это отношения между людьми: нежность и любовь. И вот это — единственная причина жить и что бы то ни было делать».

Однако, расположив атомы определенным образом, Старк создал вполне осязаемый и реальный W.W. Stool, представляющий собой нечто космически-растительное, похожий скорее на скульптуру, чем на барный табурет, коим он является. Обтекаемый кусок литого алюминия, отделанный бледно-зеленой эмалью, кажется, прорастает в пол корневидными ножками, и определенно вызывает прилив нежности и удивления. Вся деятельность Филиппа Старка неизбежно навевает аллюзии на жизнь Сальвадора Дали — подобно великому испанцу он не только художник и живой бренд, но и создатель собственной философии, человек с не ограниченной будничными рамками фантазией. Каждое из его появлений на публике превращается в шоу, а броские высказывания становятся афоризмами.

Старк придумывает предметы и вещи, исходя не из функциональности, а закладывая в них свои послания миру, наполненные глубочайшей символикой. Макароны, имеющие в разрезе форму «инь-ян», пепельница в виде стального гробика, туалетная щетка, оформленная как рыцарский меч, пульт для телевизора, больше похожий на фаллоимитатор…. «Настоящий дизайн — это функционализм. То, что делаю я, скорее фрейдизм» — говорит известный провокатор нашего времени.

Как же я ненавижу limited edition! Ограниченные тиражи осуществляются без моего согласия. Для меня это абсолютная вульгарность, сегодня истинная красота предмета раскрывается как раз тогда, когда его запускают в массовое производство. Если вас посетила хорошая идея, ваш долг – поделиться своей удачей с максимально большим количеством человек.

Невозможно оценить свет, не зная, что такое тьма, нельзя сполна насладиться жизнью, не зная, что впереди ждет смерть.

Зачастую вещь может выглядеть агрессивной лишь потому, что она избавлена от всего случайного. Таков, например, мотоцикл Café Racer Super Naked, который я сделал для французской компании Voxan. В нем нет ни одной лишней детали: только двигатель, топливный бак, колеса, сиденье. Все. В этом состоит его оголенная красота.

Три года назад Ричард Брэнсон предложил мне стать креативным директором компании Virgin Galactic. Он знал, что мой отец был одним из лучших авиаконструкторов своего времени. В детстве я бредил межгалактическими полетами, всей этой научной фантастикой. Разумеется, я не смог отказаться. В настоящий момент в Нью-Мексико ведется строительство космопорта под руководством Нормана Фостера.

Мы хотим добиться того, чтобы негативное воздействие на окружающую среду равнялось нулю, поэтому он практически целиком будет скрыт под землей. Первый полет должен состояться в следующем году (в 2009), высота составит 135–140 км. Уже сейчас можно оставить заявку на место в космическом корабле. Билет стоит $200 000.   

Да, крыша космопорта будет построена в виде зрачка Ричарда Брэнсона, однако этот человек не такой сумасшедший, каким может казаться. Затея с коммерческими полетами в космос – тоже. Брэнсон делает чрезвычайно важный шаг в истории человечества, поскольку до этого космос целиком принадлежал военным. И благодаря ему сбудутся мои детские сны.

Мне совершенно нет дела до прикладного значения дизайна. Меня волнует только то, без чего я действительно не могу обойтись. Мне нравятся вещи, сделанные с умом, а это большая редкость. Я очень долго думаю, прежде чем купить тот или иной предмет.

Меня необыкновенно завораживает мысль об эволюции человека. Я думаю о ее качестве и скорости. Когда-то мы были бактериями. Никто не знает, во что мы превратимся в течение следующего миллиона лет, пока Земля наконец не взорвется. Я хочу наслаждаться этим процессом эволюции и принимать в нем непосредственное участие.

К существующему имиджу Филиппа Старка я не имею никакого отношения. Это дело не моих рук. Я отвечаю на ваши вопросы лишь потому, что когда-то получил хорошее воспитание. Я давно живу в абсолютной изоляции, занятый своим делом. Просыпаюсь в семь утра, сажусь за стол и работаю.

Журналист может совершить переворот одной статьей, политик – одним законом, рок-группа – одной песней. Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. Может, я не лучший дизайнер на планете, но по крайней мере мне это удалось.

Люди, у которых много денег, могут позволить себе чрезвычайно красивые вещи. Наша задача – подарить им эту мечту. У других денег нет, но тоже есть представление о прекрасном. Они заслуживают, чтобы с тем же уважением и любовью мы дали им немного другие вещи.

Несколько лет назад вместе с одним из крупнейших американских ритейлеров Target мы сделали стул стоимостью девять долларов. Моей первой коммерческой удачей давным-давно был стул Café Costes. Он стоил тысячу. Именно такой путь я называю успехом дизайнера, а не наоборот.

Филипп Старк родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора Андре Старка. Его интерес к дизайну был очевиден даже в раннем возрасте, когда он, вдохновлённый работой отца, создавал визуально интересные художественные оформления. Старк провёл детство рядом с чертёжными досками, часами распиливая, разрезая, склеивая и разбирая любые предметы, которые попадались ему под руку.

Образование Филипп Старк получил в престижном высшем учебном заведении — парижской Эколь Ниссен де Камондо, специальность — дизайнер по интерьеру. Достаточно рано, в 18 лет, Старк проявил себя как организатор и самостоятельная личность, он основал своё первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Затем в течение недолгого времени Старк работал дизайнером-оформителем у Пьера Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели (1971). В 1977 году молодой дизайнер отправился в двухлетнее кругосветное путешествие. Вернувшись в Париж, в 1979 году он основал дизайнерскую компанию «Stark product».

В 1970-е Старк занимался проектированием интерьеров парижских ночных клубов, в числе которых был знаменитый Bleue La (1976 год), и три года спустя основал Starck Product company. Будучи иконой современного стиля и воображения, Старк произвёл на свет тысячи исключительных проектов — от зубных щёток до солнцезащитных очков, и от туалетных принадлежностей до мебели.

Французский дизайн привлёк международное внимание в 1980-х, когда старковская смесь элегантности и минимализма нашла применение в восстановлении частных квартир во Дворце Elysée для французского Президента Франсуа Миттерана в 1982 году. Старк изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, прославился на весь мир и перешёл из многообещающих в ведущие.

В 1984 Старк  разработал интерьер Café Costes.  Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался таким огромным успехом, что количество изготовленных копий к 1990 году превысило четыреста тысяч. В 1985 он спроектировал Café Manin в Токио, а три года спустя Старк разработал концепцию для гостиницы Royalton в Нью-Йорке.

Необычайно интересно наблюдать, как скромные начала Старка постепенно получали международное признание. Он упорно смешивает традиции и культуры главных городов по всему земному шару, превращая объекты своей работы в места красоты, удовольствий и незабываемых встреч.
 
Хотя Старк не является дипломированным архитектором, он много работал над гостиницами, павильонами и домами в Европе, Азии и Штатах и снискал славу как, индустриальный дизайнер, изобретатель, знаменитость и философ. Старк полагает, что все продукты, которые он создаёт, должны быть не быстро устаревающими одноразовыми «фишками», а простыми, практичными и прочными объектами с великолепным дизайном.

Среди самых известных его творений — бутылки минеральной воды Glacier, кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки для компаний Louis Vuitton и Samsonite, а также компьютерные мыши для компании Microsoft. Именно этой выдающейся способности приспосабливать свои навыки под разнообразные потребности широкого диапазона клиентов Старк обязан многочисленными призами и наградами во Франции, Италии и США, такими как титул Проектировщика Года, Гран-при за Промышленный Дизайн и Оскар за Лучший Проект.

Старк вкладывает душу в свою работу, и поэтому его творения находят отклик в сердцах поклонников. Большинство предметов, которые он проектировал, есть в собраниях ведущих музеев мира, таких как Бруклинский Музей в Нью-Йорке, Le Musée des Arts Décoratifs в Париже, Музей Дизайна в Лондоне и других выдающихся выставочных залах в Мюнхене, Киото, Чикаго и Барселоне.

Среди наиболее примечательных работ Старка — коллекция мужских и женских часов FOSSIL. В своём умении выявлять целевую аудиторию и понимать потребности потенциальных клиентов он превосходит самые смелые наши ожидания, мечты и потребности, поскольку создаёт вещи, столь же привлекательные, сколь и примечательные.

Теперь в расцвете своей жизни и в разгаре карьеры Филипп Старк продолжает удивлять нас новыми идеями и изобретениями. В отличие от большинства современных дизайнеров, Старк не стремится создавать провокационные и дорогие объекты. Вместо этого он придумывает практичные бытовые предметы, которые сам же помогает запускать в массовое производство. Его творения часто стилизованы, просты и органичны. Он использует необычные комбинации материалов (стекло и камень, пластмасса и алюминий, плюшевая ткань и хромированный металл и т.д.) Классика от Старка — это стильные зубные щётки 1989 года и культовая соковыжималка Juicy Salif 1990 года.

Часто повторяющийся мотив в дизайнерском словаре Старка — обтекаемая, удлинённая форма рога, нашедшая воплощение, например, в знаменитой модели W.W. stool, разработанный в 1990 как часть обстановки офиса для режиссёра Вима Вендерса, был запущен в производство компанией Vitra в 1992. Техника литья в песчаную форму позволяет передать текучесть материала.

W.W. stool больше походит на скульптуру, чем на табурет. Технически это барный табурет, у которого подставка для ног выглядит как «шип». Он выполнен из литого алюминия и отделан бледно-зелёной эмалью.

Старк умеет смотреть на привычные предметы под новым углом. Почему бы не сделать хрусталь чёрным? И кто сказал, что у плюшевого медвежонка должна быть одна голова? А враждебные и вредоносные автоматы могут нести свет, если использовать их в качестве подставок для ламп. Именно такую линейку осветительных приборов создал для компании FLOS знаменитый провокатор от дизайна. Так, напольные торшеры были поставлены на знаменитые M16, настольные лампы — на автомат Калашникова AK47, а для совсем маленьких ночников был выбран пистолет Beretta («Collection guns» for FLOS, 2005).

Живет Филипп Старк весьма аскетично в испанском местечке Formentera, один, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (собственном острове). Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильный телефон и ноутбук, благодаря которым он осуществляет «управление через отсутствие» своим «чрезвычайно компетентным парижским офисом». На острове Старк размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские идеи, выращивает экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.

У меня полностью атрофировано чувство семейственности, я не приемлю автоматического, само собой разумеющегося уважения или любви к тем, кто должны быть моими родителями, детьми… Мне, правда, сильно повезло и с теми, и с другими… Но друзья — это совершенно другое дело, это мой выбор, я их сам создал. Мне нужен этот человек, мне хочется, чтобы мы были нужны друг другу, а это очень-очень важная вещь. 

Я не гурман. Я, если хотите, гастроном. Я знаю, как называется все, что лежит у меня в холодильнике, и смогу приготовить из этого ужин на 30 персон.

Увы, я мечтаю в одиночестве, размышляю в одиночестве и работаю в одиночестве. К счастью, я сплю не один. Я продукт, произведенный на свет женщиной. Я пульт дистанционного управления, который находится в женских руках. Любовь – то единственное, что меня по-настоящему волнует.

Дизайнер Филипп Старк

Филипп Старк — французский дизайнер, архитектор, ставший звездой мирового масштаба. Цитаты из пропагандистских речей на футболках, грандиозные фотосессии и портреты на предметах мебели — всё это проявление стиля непревзойдённого художника XX–XXI веков и лидера современного дизайна.

Цитата
«Между дизайном и современным искусством нет никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно».

 

Дизайнер

Филипп Старк родился 18 января 1949 года в семье авиаконструктора Андре Старка. Всё своё детство он провел, наблюдая за работой отца, и унаследовал от него интерес к созиданию и изобретательству.

Часами он мог вырезать, склеивать, сшивать, разбирать и собирать игрушечные самолёты, мотоциклы, велосипеды. Несмотря на то, что Старк всегда мечтал о карьере композитора или астрофизика, он посвятил себя «созданию поэтических продуктов», которые помогают людям воплощать мечты и дарят частичку чуда, сотворенного руками человека.

В 1968 году Филипп Старк, окончив парижскую Школу Камондо (Школа дизайна объектов среды обитания и интерьера), открыл своё собственное дело — дизайнерское предприятие, специализирующееся на создании надувных инсталляций. С 1969 года начал сотрудничать с Пьером Карденом, пробуя себя в роли дизайнера-оформителя.

Он нарабатывает мастерство, оттачивает свой собственный стиль, и с 1975 года обращается к самостоятельному творчеству промышленного дизайна и дизайна интерьера. В 1977 году Старк отправляется в кругосветное путешествие, которое затянулось почти на 2 года. По возвращению в Париж открывает фирму «Старк продакт», занимающуюся оформлением интерьеров.

К сотрудничеству с ним стремятся престижные организации: «Витра», «Алесси», «Балери Италия» и т. д. Старк пробует свои силы во всех областях дизайна, проектирует всё: от мелочей быта до градостроительных ансамблей. Но в основном занимается серийным выпуском товаров народного потребления сдержанного дизайна, созданием уникальных вещей.

В 1982 году Старк прославился на весь мир своей работой по меблировке и переоборудованию апартаментов президента Франции Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, где сделал санузел с коническими унитазом, биде и ванной. В 1984 архитектор проектирует внутренний интерьер кафе «Кост».

За эту парижскую работу Филипп Старк в 1987 году в Чикаго получит премию «Платинум сёркл», а его стул «Кост» будет отмечен премией в 1986 году на Ярмарке мебели в Нью-Йорке.

В дальнейшем дизайнер осуществит масштабные проекты и в других странах: интерьеры ресторана «Манин» (Токио, 1985), отелей «Ройалтон» (1988) и «Парамаунт» (1990) в Нью-Йорке и другие. В 2008 году по инициативе Бернара Кушнера, в то время министра иностранных дел Франции, Старк получит должность «художественного директора председательства Франции в Европейском союзе».

Несмотря на то, что Старк не получал образования архитектора, он много в своей жизни работал над отелями, домами и павильонами в США, Азии, Европе. Все спроектированные им объекты сочетают в себе практичность, простоту, прочность и великолепный дизайн.


Каждый свой новый объект Филипп Старк проектирует как жизненное пространство, которое несет атмосферу определенного места. «Дизайнер-нарциссист, помешанный на самовыражении, никому не интересен, — говорит Старк. — Место, оформленное им, должно что-то говорить людям. Давать им энергию, новые идеи».

 

Наиболее очевидными примерами этого явления можно назвать ресторан Teatron в Мексике (1985) и Teatriz в Мадриде (1988), дизайн этих помещений наиболее близок к оригинальной архитектуре театра. В 1988 году Старк так же восстанавливает старый Парижский театральный зал La Cigale, который и сегодня считается одним из лучших благодаря своей неповторимой акустике.
 

— У меня есть психическое заболевание под названием креативность, и я работаю, работаю, работаю без остановки 


Каким бы ни был проект, Старк настраивается на своеобразный неповторимый пульс каждого здания, его особые вибрации, чтобы создать совершенное помещение, находящееся в гармонии с окружающей его средой, способное зажечь каждого своим романтическим пламенем.

 

Через эмоции и реакции, которые рождаются внутри здания, посетитель начинает чувствовать себя участником необычной истории, будто бы он оказался в другом мире, где все его мечты становятся реальностью.


Отели, над которыми работал дизайнер, создали новый неповторимый образ Америки: Mondrian (Лос-Анжелес), Delano (Майами), Clift (Сан-Франциско), Hudson (Нью-Йорк). За проект отеля Faena в Буэнос-Айрисе Старк был удостоен премии «Лучший отель года».


При разработке интерьеров ресторанов и отелей Филипп Старк руководствуется простым правилом: пустые пространства кажутся гораздо солиднее заполненных. Простота и свобода, отсутствие лишних мелочей в интерьере дают возможность людям более тонко понять свой внутренний мир и расширить сознание. Интерьеры общественных мест благодаря выдающемуся дизайнеру превращаются в приятные, привлекательные и гостеприимные пространства.

1980 — Люмино-оскар (Oscar de luminaire)
1987 — Премия «Платинум сёркл»
1988 — Государственный гран-при за промышленный дизайн (Grand Prix National de la Création Industrielle)
1990 — Награда «Архитектура Интерьера»
1995 — Награда за Высочайшее качество дизайна
1998 — Кавалер Ордена искусств и литературы Франция
2000 — Кавалер Ордена Почётного легиона
2004 — Премия за лучший проект Siemens
2009 — Премия «Один из лучших Бизнес-Отелей мира»
2011 — Премия Дизайн Интерьера и многие другие


Создавая неповторимые предметы интерьера и дизайн-объекты, Филипп Старк старается улучшить мир, сделать его более гармоничным и справедливым. Он надеется, что в созданном новом мире каждый человек может сделать свой вклад в развитие будущего.

 

Дизайнер, по мнению Старка, должен быть в курсе всех последних событий в мире и пытаться опередить время, предугадывая будущие потребности, мечты и проблемы человечества.


Своей жизненной позиции «творить добро для как можно большего числа людей» Старк придерживался с юности. Став дизайнером, он столкнулся с парадоксом своей сферы — комфортные интерьеры и мебель предназначались только для элитного круга потребителей. Чтобы удешевить свои творенья в ценовом плане, Филипп Старк решил создать мебель из пластика.

 

Итогом его творческих экспериментов становится знаменитый стул Louis Ghost — шедевр современного дизайна. Этот проект символизировал новую веху в дизайне — демократизм, отход от роскоши и материализма.
 

— Я не люблю моду, законодателей моды и т. п., поскольку это очень изменчивое понятие. Я верю только в дизайн, который служит людям, на основе которого создаются полезные, функциональные вещи 


Филипп Старк выражает протест философии потребления, он создаёт предметы, главная отличительная особенность которых — высокое качество и практичность, а не только престижный внешний вид.

 

Всем известны его дизайн-проекты, предназначенные для широкого круга потребителей: сумки для Samsonite, телевизоры для Thomson, свечи для Baccarat, зубные щетки для Fluocaril, чайники, вазы, ножи, часы, мотоциклы, скутеры для Aprilia, лампы для Flos, офисная мебель, сантехника, кровати для Axor и Duravit, компьютерные мыши для Microsoft, кушетки, ванны для Maclaren, бутылки минеральной воды Glacier и многие другие.

 

Обладая огромным умением находить и выявлять потребности целевой аудитории, дизайнер превосходит все возможные ожидания, воплощая мечты в реальность и удовлетворяя все потребности потенциальных клиентов.


В каждую вещь Старк вкладывает душу, поэтому его работы находят отклик в сердцах многих людей. Большинство им спроектированных предметов есть в собраниях ведущих музеев мира: Музей Дизайна в Лондоне, музей Le Musée des Arts Décoratifs в Париже, Бруклинский Музей в Нью-Йорке и многих других известных выставочных залах в Барселоне, Киото, Мюнхене и Чикаго.


Филипп Старк имеет множество постоянных заказчиков, но помимо этого он и сам продвигает линии продукции, которые, по его мнению, «органично сочетаются с телом человека». Так, серия эргономичных очков «Starck Eyes» для компании Mikli — проект, при создании которого дизайнер черпал вдохновение из линий человеческого тела.

 

Коллекция предметов интерьера и мебели YOO, разработанная Старком, позволяет гармонично соединить в одном пространстве эстетику архитектуры и экологичность природы. Доминирующие черты его работ — супертехнологичность, «дизайнерски подкованный хай-тэк» — изобретательность, точность аналитического расчета, крик конструктивных решений, склонность к зрелищным эффектам, остроумие и ироничность.

— Я занимаюсь разнообразными проектами, если они имеют право на существование, и если я могу привнести что-то новое, какое-то реальное преимущество для пользователя. И я следую одной и той же этической модели как в работе над зубочисткой, так и в работе над яхтой.


Филипп Старк не мыслит себя отдельно от мироздания, большой глобальной системы бытия, но старается держаться вдали от современного хаоса и быстрого темпа жизни. Он живет в Испании на острове Форментера в очень маленьком доме без газа и электричества с женой Жасмин и несколькими друзьями.

 

Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторы его мобильного телефона и ноутбука, ведь именно благодаря ним он осуществляет «управление через отсутствие» своим парижским офисом.


«Существующие средства обслуживания вашего общества — это варварство, которое должно быть преодолено. Экология является абсолютной необходимостью»


В настоящее время Старк работает над улучшением экологической обстановки на планете, принимает участие в разработке автомобиля на водородном топливе, занимается подготовкой проектов центров туризма, практически не влияющих на окружающий ландшафт.

 

Филипп Старк всегда интересовался достижениями научного прогресса, поэтому в рамках проекта компании Virgin Galactic по планированию туристических суборбитальных космических полётов он разрабатывает дизайн шаттла и космического аэропорта, который построили в конце 2011 года в пустыне штата Нью-Мехико (США). Сегодня это сооружение соответствует самым строгим требованиям экологического дизайна.


В прессе о Старке пишут, как о «неоднозначном творце», «безумном гении», «визуалисте», «революционере», но главное для него — вносить позитивные изменения в повседневную жизнь, учитывая традиции и внутренние человеческие ресурсы.
Филипп Старк регулярно принимает участие в конференциях и семинарах, посвященных дизайну. В 2007 году он выступил на ежегодной американской конференции Technology Entertainment Design («Технологии, развлечения, дизайн»), объединяющей практиков и теоретиков технологий, дизайна и экологии.

 

Также Старк принимал участие в саммите Business of Luxury («Индустрия Роскоши»). Его простые и понятные обращения к публике завораживают последовательностью изложения и трогают сердца даже самых равнодушных слушателей.


Секрет успеха этого креативного дизайнера заключается в том, что он всегда опережает свое время, не боится экспериментировать и ломать стереотипы. Филипп Старк всегда смотрит в будущее, не гонится за всемирным признанием и всегда верен глубинным традициям человечества.

 

Он никогда не отказываться от своих надежд, желаний, представлений и обязанностей, выступая за естественную элегантность.


В современном мире Старка уважают за оригинальность, точность и качество работ. Сегодня в глазах общественности его имя и личность ассоциируются со стремлением к лучшей жизни здесь и сейчас, не забывая про «завтра».


«Журналист может совершить переворот одной статьей, политик — одним законом, рок-группа — одной песней. Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. Может, я не лучший дизайнер на планете, но по крайней мере мне это удалось».

 

В гостях у звезды: дом Филиппа Старка

В гостях у звезды: дом Филиппа Старка (фото 0)

Дизайнер Филипп Старк (Philippe Starck) привык быть всегда на полшага впереди моды — будь то дизайн мебели, смесителей или приверженность к органическим продуктам. И он никогда не скрывал свой интерес к «экологическому» жилью и всевозможным энергосберегающим технологиям.

Его новый проект — сборные дома P.A.T.H. с рекордно низким энергопотреблением — разработан совместно со словенской компанией Riko. Образец подобного, идеального в представлении Старка дома нового поколения он построил в своей загородной резиденции Монфор-л’Амори во Франции.

дом Филиппа СтаркаДвух-этажное здание представляет собой сборную конструкцию из готовых модулей, разработанных Старком совместно с компанией Riko. Система получила название P.A.T.H. (Prefabricated Accessible Technological Homes). Фасад выполнен из стекла и алюминия. На крыше, частично засаженной зеленью, установлены солнечные батареи и ветрогенераторы. Они скрыты за массивным нависающим карнизом, венчающим постройку. К дому примыкает открытая терраса с бассейном. Cлева — садовое кресло «Слон», работа художника Бернара Рансийяка
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

В этих живописных местах дизайнер вместе с женой часто проводит выходные. «Около шести лет здесь, на этом поросшем зеленью холме, располагалась наша семейная лаборатория, — рассказывает дизайнер. — Вместе со специалистами из компании Riko мы подобно сумасшедшим ученым из фантастических фильмов тестировали технологии, которые позволят экономить электроэнергию и жить в гармонии с природой. В итоге проект увенчался успехом: наш с Жасмин новый дом «потребляет» вдвое меньше энергии, чем производят установленные на крыше солнечные батареи и ветрогенераторы».

Дом собирается по принципу конструктора — из готовых модулей, причем всего за шесть месяцев

Такого эффекта удалось достичь за счет систем контроля за расходом ресурсов и энергоэффективных строительных и отделочных материалов. Интересно, что в 1990-е годы у Старка уже был подобный опыт: он участвовал в разработке экологического жилья «под ключ», которое продвигала компания 3 Suisses. Оно имело тот же принцип «конструктора» — здания собираются из готовых модулей, как LEGO.

дом Филиппа СтаркаГостиная. Во внутренней отделке дома преобладает дерево. Широкие окна максимально открывают вид на окружающий живописный лесной ландшафт Монфор-л’Амори. Дизайнер комбинирует разномастные диваны, кресла и табуреты. Кресла, обитые кожей, куплены в Швеции на блошином рынке. Декоративные подушки, коллекция Artistes, Jules Pansu. Ковер Morum, ИКЕА.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)
дом Филиппа СтаркаКухня. Многофункциональный кухонный блок от Boffi, дизайн Филиппа Старка. Фасады шкафов выполнены из массива ели. Круглый деревянный стол с полукруглым диваном, винтаж. Тройные стеклопакеты на окнах позволяют поддерживать в помещениях установленную температуру.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

Внешний вид кровли и фасада можно регулировать с помощью специальной компьютерной программы. Площадь домов P.A.T.H варьируется от 140 до 350 квадратных метров, возможное количество комнат — от одной до восьми.

дом Филиппа СтаркаСтоловая. Кресла Prince John Rocker, тик, алюминий, дизайн Филиппа Старка, Sutherland. Антикварный стол, столешница покрыта белым лаком.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

В общей сложности Старк разработал 34 варианта планировки помещений. «Мы предусмотрели возможность установки в доме дополнительного оборудования, — рассказывает он. — Например, вы можете добавить тепловой насос, еще один ветрогенератор или систему для сбора дождевой воды».

дом Филиппа СтаркаФрагмент кухни. Барная стойка имеет достаточно широкую мраморную столешницу, на ней хозяева часто сервируют завтрак или обед. Стулья, дизайн Филиппа Старка для Emeco. Cветильник в виде лодки напоминает модель, разработанную дизайнером для чайного лаунжа в ресторане Miss Kō в Париже.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

Проект Старка у многих критиков вызвал ассоциацию с концепцией сборных домов архитектора Жана Пруве (Jean Prouve) 1950-х годов. «Да, идеи чем-то похожи, однако Пруве во главу угла ставил социальный аспект, а меня заботит экология, — говорит Старк. — На первом месте, конечно, стоит человек как самостоятельная единица, он волен делать выбор. Вспоминаются слова Шарлотты Перриан: „Человек — это субъект, а не объект!“ Интерьер я хотел сделать тоже в первую очередь именно человечным».

Благодаря широким окнам в спальне сладко спится — словно на природе. А камин добавляет страсти
дом Филиппа СтаркаТерраса. Мебель из коллекции Robinwood Филиппа Старка,Sutherland. Специальная гидравлическая платформа позволяет регулировать глубину бассейна.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

Отсюда большое количество дерева в отделке: этот материал хранит тепло. Из мебели — много винтажных предметов, вещей с историей. Солнце проникает сквозь широкие застекленные проемы, и возникает эффект, будто бы дом — это живой организм, он «дышит». Еще одно достоинство P.A.T.H. — скорость строительства и монтажа. Дом собирается ровно шесть месяцев.

дом Филиппа СтаркаСпальня расположена на втором этаже. Кровать Lazy Working с пристроенным к изголовью столиком-бюро, дизайн Филиппа Старка, Cassina. Кресло Tre Pezzi Wool, дизайн Франко Альбини, Cassina. За занавесками скрывается гардеробная.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

«За полгода каждый может обзавестись собственным жильем, — говорит Старк. — Сейчас ничто не ценится так высоко, как время. Path, кстати, переводится с английского как «тропа», «путь». Это выход, но надо идти дальше!».

дом Филиппа СтаркаВанная комната объединена со спальней. Чтобы изолировать ее, нужно задернуть шторы из легкой ткани. В отделке использована светлая керамическая плитка, зеркала и дерево.
Фото: 
Николя Матье (Nicolas Matheus)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)