|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
две квартиры, ставшие одной • Интерьер+Дизайн
Десять лет назад журнал ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН опубликовал квартиру Марии Ватолиной, тогда — начинающего дизайнера. Это был первый ее интерьер. Не так давно Мария с мужем купили еще одну квартиру, по соседству с первой, и соединили их в одну. О нюансах перепланировки рассказывает автор.
По теме: Мария Ватолина: квартира с дачной верандой
«Первая квартира — это однушка, которую я превратила в студию: перенесла кухню в гостиную, а из кухни устроила спальню. Тот интерьер был девичий, наивный. У меня был категоричный вкус: я полагала, что всегда буду делать только то, что люблю. Мне нравилось одно, другое, третье — я долго думала о том, как бы в своей квартире всё подружить. Пришла идея с черными полосами на полу и под потолком. Меня долго отговаривали: траурно. Но этот тонкий черный кант всё объединил.

В сталинском доме 1953 года я постаралась воссоздать классические полы, лепнину сделала гипсовую, потому что пластиковой здесь быть никак не могло. Радовалась, что нашла старые двери — тогда закрывалась на реконструкцию гостиница Украина, и кое-какие вещи из обстановки, двери и мебель, я смогла приобрести.

Вторую квартиру я оформляла, уже имея за плечами опыт работы с заказчиками. Я рассталась с юношескими иллюзиями, что дизайнер должен делать только то, что нравится. Оказалось, что интерьеры, которые я создавала для других людей, формировали мой вкус, особенно, как ни странно, те проекты, которые давались мне непросто. Новая квартира стала собирательным образом всего того, что я делала на протяжении нескольких лет. Тут такое разностилье! Но мне кажется, что всё удачно сочетается.


Мне повезло: у меня почти нет несущих стен, окна выходят на две стороны дома, почти нет коридоров. После объединения помещения расположены удобно, квартира логично разделена на две половины. Кухня, гостиная и кабинет образуют гостевую зону, а дальше через маленький коридорчик находятся спальня и детская — приватные комнаты.



Когда люди покупают соседние квартиры, чтобы потом их объединить, часто они не очень понимают, как эти два пространства состыкуются конструктивно. В результате либо возникает длинная узкая кишка, через которую тянется коридор, либо мешает несущая стена, которую приходится обходить зигзагами. Поэтому тем, кто собирается объединять квартиры, я бы советовала для начала показать план БТИ архитектору или дизайнеру.

Первый интерьер был в нежных тонах, и с тех пор я эволюционирую в сторону все более контрастных сочетаний. Особено горжусь красной полоской на синих стенах в кабинете. Считается что красный с синим — примитивное сочетание, подходит разве что для детских комнат, но я нашла такой оттенок синего, на котором красный пронзительно горит. Эту полоску я очень люблю. Она родилась в этой квартире, это ее системообразующий элемент.



Конечно, у объединения много плюсов, и это не только увеличение площади (у нас теперь 105 кв. м). Ты получаешь два независимых стояка. В моем случае они находятся в разных частях квартиры, поэтому мы легко организовали один санузел при спальнях, другой гостевой. В обычных квартирах стояк чаще всего один, и если хочешь сделать две ванные, приходится преодолевать технические сложности».





Мария Ватолина. Интервью
Человек, существующий в таком бешеном темпе, обычно подвержен стрессам. Маша, вам кошмары по ночам не снятся?
У меня они наяву, причем каждый день разные! Кошмар декоратора – это когда размеры не сходятся. Ты начертила лестницу, а она не вписывается. Или, например, на днях привела клиентку на склад камня, а она кричит благим матом – все ей не нравится.
Ей камень был не нужен или не нашлось подходящего?
Да был ей нужен камень! Но «любовь декоратора» нужна была еще сильнее, а ее-то и не нашлось в тот день в достаточном количестве. Заказчика ведь все время приходится любить. Иногда это непосильно. Если у тебя четыре объекта одновременно и они все разные, то тяжело перестроиться с одной любви на другую.
С каждым из заказчиков я вижусь раз в неделю обязательно, чтобы держать руку на пульсе. Бывает, что две встречи приходятся на один день. Представьте, с утра у тебя клиент, предпочитающий самую консервативную классику, а после обеда надо переключить мозги на творчество авангардного дизайнера Карима Рашида, чью мебель обожает другой клиент. У меня такое переключение идет с большим трудом.
А как вы находите заказчиков? Почему они такие разные?
Иногда я западаю на клиентов, которые говорят красиво. Мне кажется, что
направление мыслей и вкусы у нас схожие, поэтому будет легко и интересно
работать. Иногда при виде красивого, нестандартного дома я говорю себе: «Ладно,
человека как-нибудь переживу». Но почти сразу вижу, что общение будет нелегким.
Для дизайнера выбор клиента – такое же сложное дело, как обычному человеку
найти «своего» дизайнера. Придется ведь не один месяц вместе провести.
Иногда, если заказчик нравится, то и цену скинешь с радостью, а бывает наоборот. Кому цену задираешь, а перед кем и нос. Заламываешь деньги в надежде, что тот откажется, а если не отказывается, то солидный гонорар становится оправданием перед самой собой, почему я терплю необоснованные придирки и капризы. Хотя первый заказ я, конечно же, с руками оторвала. Он был невыгодным, и я понимала, что за такие деньги работать нельзя, но мне понравились и дом, и девушка-заказчица. Практически весь гонорар ушел на бензин в поездках по магазинам, но это была хорошая школа обучения на собственных ошибках.
А как он к вам пришел, этот первый заказ?
Девушка была знакома со многими журналистами из глянцевых журналов и как-то
обмолвилась, что ищет дизайнера, пусть начинающего, но без штампов, со свежим
взглядом на интерьер и способного экспериментировать. Понятно, что она хотела и
сэкономить таким образом. А я к тому времени уже давно говорила всем, что хочу
попробовать себя в дизайне и ищу заказчика.
Вот так мы встретились, понравились друг другу, и в итоге получился красивый проект. Кстати, смелая дизайнерская мысль и неординарные решения проявились в том числе из-за недостатка средств. Все, на что хватало денег, пришлось проектировать самой и заказывать у наших производителей. Хотелось мебель от Gervasoni – ставили предметы от Маши Ватолиной. При этом отечественные производители так потрепали мне нервы. То качество не могли обеспечить, то сроки срывали, то в запой уходили.
А каким образом начинающий дизайнер находит отечественных
производителей и, что еще важнее, строителей?
Обычно просишь у коллег по цеху посоветовать профессионалов, так постепенно
нарабатываются связи и база. Но иногда строителей приводит сам заказчик. На
первом объекте так и было – я начала сотрудничать с людьми, которые уже строили
там до меня. В тот раз я набила себе все шишки, какие только можно. Ты ищешь
качество, заказчик думает о цене – в результате идешь к тем,
кто подешевле, получая головную боль и кучу ненужных приключений.
С дверями была кошмарная ситуация: производитель отказался показывать, везти и ставить их до того, как будет выплачена сумма полностью, а заказчица отказывалась платить за то, чего у нее нет. В итоге двери вызволяли буквально с группой захвата. Мне было очень страшно. Сейчас я стала умнее, стараюсь переключать ответственность на заказчиков, чтобы они сами договаривались о суммах и сроках оплаты, а деньги передавали напрямую, не через мои руки.
Трудно сочетать творческую и коммерческую составляющую работы
дизайнера?
Очень! С трудом переживаю первоначальный торг с клиентом, но и передать этот
процесс никому не могу, потому что в этот момент должна почувствовать и понять
заказчика. Мне вообще кажется, что наша профессия больше из области психологии.
Подать идею гораздо сложнее, чем ее сгенерировать. По сути, мы продаем воздух.
Пусть я гениально сделаю 3D-эскиз или нарисую подробный акварельный рисунок –
заказчик глянет и скажет: «Нет, не то…» И все! Твоя идея насмарку, неделя
работы тоже.
Приходится ежедневно доказывать словами, что ты клиента любишь, понимаешь и
сможешь отразить в интерьере все его лучшие стороны. Только тогда он
откликнется и уже не скажет, не думая: «Нет, не то…» Получается не работа над
проектом, а пьеса «104 страницы про любовь».
Любовь эта взаимна?
Моя первая заказчица была так занята, что не приезжала на объект полгода. Стройку она не переносила, предпочитала смотреть эскизы, чертежи и образцы материалов. И когда, наконец, добралась, мы с прорабом сильно волновались. Вдруг окажется, что все никуда не годится.
Я опоздала на встречу – заказчица была уже там, носилась по дому и с воодушевлением восклицала: «Я так боялась увидеть результат, а здесь все так здорово и все мое!» Потом, правда, пришла в себя и нашла недостатки, которые следовало исправить. Но первая непосредственная реакция была очень приятной. Это лучше, чем любовь.
Каким вы видите идеального клиента и идеальное пространство?
Клиент – тот, кто дал денег и сказал: делай, как считаешь нужным. А пространство… Мне однажды досталось такое: от хороших архитекторов, с высокими потолками и панорамными окнами. Восторг!
Правда, было и отягчающее обстоятельство – весьма регламентированный бюджет. Хозяева – люди творческие, чувствующие так же, как и я, но они считали деньги, а когда считаешь, многое из задуманного остается нереализованным.
Сейчас у меня есть заказчики, которые тоже считают деньги, но, если им
что-то нравится, они готовы на это потратиться, сэкономив на чем-то другом.
Умеют выбирать золотую середину между экономией и широким жестом. Наверное, это
и есть идеальный вариант.
Я люблю работать со старым жильем, но чаще всего это небольшие площади, и не все готовы понять, что дизайн там стоит дороже, чем в новом доме. С другой стороны, те, кто покупает старую квартиру, делают это сознательно, любят и ценят старую архитектуру. Значит, мы с ними на одной волне, это ценные для меня клиенты, которым не надо многое объяснять.
С чем вы не связываетесь ни при каких условиях?
Не беру квартиры с низкими потолками в типовых панельных домах с коридорной системой. Там дизайн будет не во имя, а вопреки.
Как вам кажется, вы уже наработали свои дизайнерские штампы?
Очень интересно по этому поводу читать форум «Квартирного вопроса». Я сделала несколько переделок и знаю, что зрители не любят меня категорически. После второго проекта они яростно, не подбирая выражений, ругали меня за то, что я копирую сама себя и свою квартиру в том числе. Другими словами, обвиняли в очевидном авторском стиле.
А я подумала: так это же хорошо! Да, я люблю большие пространства. Черные
полосы на стенах моей квартиры – квинтэссенция моего
стиля, в котором всегда есть графичность, конструктивизм, игра со светом. Мне
нравятся архитектурные интерьеры, четкие и крупные решения. Не люблю рюшечек и
мелких деталей. В домах, где на каждой полочке стоит штучка, я себя плохо
чувствую.
Однажды после долгого перерыва я оказалась в квартире, интерьер которой
спроектировала. Хозяева обижали ее так, что буквально все пространство было
заставлено какой-то ерундой! Я очень расстроилась. Считаю, что мелочевку нужно
пускать в дом более чем осмысленно.
С тех пор стараюсь больше не попадать в интерьеры, которые сделала, после того, как туда въехали хозяева. Есть такой съемочный эффект: даже если ты идеально расставил предметы, глядя в камеру, ты их сто раз подвинешь, буквально на миллиметр, достигая гармонии. А разрушить ее можно в момент…
Свою квартиру вы держите в идеальном «съемочном»
состоянии?
Нет, я ее постоянно захламляю, но раз в неделю привожу в порядок. Мне кажется,
я изначально создаю такой стиль, у себя дома в первую очередь, который хламом
не убьешь. И лишних бессмысленных вещичек попросту не держу.
Негативные отзывы о ваших переделках в «Квартирном вопросе» вас очень задевают?
Скорее, они поучительны, при этом не меняют моего отношения к работе. Первым проектом «Спортбар» я особенно довольна: в нем была чище дизайнерская мысль, он был меньше ориентирован на общественное мнение. Во втором, скажу честно, я старалась угодить и хозяевам, и зрителям. Сделала его как ответ на претензии, высказанные по отношению к первому. Результат получился комичным: если «Спортбар» ругали и хвалили примерно поровну, то второй проект, «Море, кораллы и роза ветров», ругали почти все. И теперь, когда я работаю над очередным проектом для «Квартирного вопроса, мне абсолютно все равно, что скажут и зрители, и хозяева. Делаю только то, что считаю нужным и правильным. Пусть это кого-то раздражает, кажется нестандартным, не вписывающимся в привычные рамки – это шоу, и мне хочется предложить нечто прогрессивное, пусть даже с элементов провокации.
Поменять сферу деятельности – непростое решение. Как вы к нему
пришли?
Сидела я однажды на полу очень красивого, но недоделанного интерьера и
распаковывала вещи для съемки в глянцевый журнал (чтобы довести его до
ума, сделать «живым», я три дня собирала вещи по магазинам и декорировала
голые, по сути, стены). Мимо меня ходил очень важный архитектор, делая вид, что
я занимаюсь чем-то пустым и зряшным. И вдруг подумалось: «Чего я стараюсь?
Завтра все разберут, отвезут обратно в магазин, а журнал прочтут и
выкинут…»
Зато интерьер, если я его сделаю по-настоящему, не для съемки, останется. Каждое утро люди в нем будут просыпаться и радоваться жизни, как радуюсь я, когда по воскресеньям открываю глаза и не надо никуда бежать. Лежу, смотрю, как солнце скользит по какой-нибудь красивой детали, и говорю себе: как хорошо, что в своей квартире я не схалтурила, сделала все по высшему разряду…
И вот теперь я надеюсь, что мои клиенты тоже находят ежедневные поводы для радости. Хотя все проекты достаются мне тяжело, потому что почти всю работу я делаю сама. Мне трудно угодить. Я все довожу до совершенства – так, как я его понимаю. Хотя у меня есть трое помощников. Одна, профессиональный архитектор, делает чертежи. Вторая, дизайнер, помогает с подбором мебели, текстиля, аксессуаров. Есть еще водитель. Но все происходит под мои неусыпным контролем, и каждый делает только ту часть работы, которую я могу ему доверять. Я отношусь к той категории людей, которые всего добиваются только собственным трудом, затрачивая при этом огромные усилия.
Как-то в бассейне я встретила знакомого, и он мне сказал: «Ой, Маша, от тебя столько брызг!» Боюсь, это практически диагноз. Или, если хотите, стиль жизни.
|
|
|
|
|
|
Мария Ватолина. Интервью
Человек, существующий в таком бешеном темпе, обычно подвержен стрессам. Маша, вам кошмары по ночам не снятся?
У меня они наяву, причем каждый день разные! Кошмар декоратора – это когда размеры не сходятся. Ты начертила лестницу, а она не вписывается. Или, например, на днях привела клиентку на склад камня, а она кричит благим матом – все ей не нравится.
Ей камень был не нужен или не нашлось подходящего?
Да был ей нужен камень! Но «любовь декоратора» нужна была еще сильнее, а ее-то и не нашлось в тот день в достаточном количестве. Заказчика ведь все время приходится любить. Иногда это непосильно. Если у тебя четыре объекта одновременно и они все разные, то тяжело перестроиться с одной любви на другую.
С каждым из заказчиков я вижусь раз в неделю обязательно, чтобы держать руку на пульсе. Бывает, что две встречи приходятся на один день. Представьте, с утра у тебя клиент, предпочитающий самую консервативную классику, а после обеда надо переключить мозги на творчество авангардного дизайнера Карима Рашида, чью мебель обожает другой клиент. У меня такое переключение идет с большим трудом.
А как вы находите заказчиков? Почему они такие разные?
Иногда я западаю на клиентов, которые говорят красиво. Мне кажется, что
направление мыслей и вкусы у нас схожие, поэтому будет легко и интересно
работать. Иногда при виде красивого, нестандартного дома я говорю себе: «Ладно,
человека как-нибудь переживу». Но почти сразу вижу, что общение будет нелегким.
Для дизайнера выбор клиента – такое же сложное дело, как обычному человеку
найти «своего» дизайнера. Придется ведь не один месяц вместе провести.
Иногда, если заказчик нравится, то и цену скинешь с радостью, а бывает наоборот. Кому цену задираешь, а перед кем и нос. Заламываешь деньги в надежде, что тот откажется, а если не отказывается, то солидный гонорар становится оправданием перед самой собой, почему я терплю необоснованные придирки и капризы. Хотя первый заказ я, конечно же, с руками оторвала. Он был невыгодным, и я понимала, что за такие деньги работать нельзя, но мне понравились и дом, и девушка-заказчица. Практически весь гонорар ушел на бензин в поездках по магазинам, но это была хорошая школа обучения на собственных ошибках.
А как он к вам пришел, этот первый заказ?
Девушка была знакома со многими журналистами из глянцевых журналов и как-то
обмолвилась, что ищет дизайнера, пусть начинающего, но без штампов, со свежим
взглядом на интерьер и способного экспериментировать. Понятно, что она хотела и
сэкономить таким образом. А я к тому времени уже давно говорила всем, что хочу
попробовать себя в дизайне и ищу заказчика.
Вот так мы встретились, понравились друг другу, и в итоге получился красивый проект. Кстати, смелая дизайнерская мысль и неординарные решения проявились в том числе из-за недостатка средств. Все, на что хватало денег, пришлось проектировать самой и заказывать у наших производителей. Хотелось мебель от Gervasoni – ставили предметы от Маши Ватолиной. При этом отечественные производители так потрепали мне нервы. То качество не могли обеспечить, то сроки срывали, то в запой уходили.
А каким образом начинающий дизайнер находит отечественных
производителей и, что еще важнее, строителей?
Обычно просишь у коллег по цеху посоветовать профессионалов, так постепенно
нарабатываются связи и база. Но иногда строителей приводит сам заказчик. На
первом объекте так и было – я начала сотрудничать с людьми, которые уже строили
там до меня. В тот раз я набила себе все шишки, какие только можно. Ты ищешь
качество, заказчик думает о цене – в результате идешь к тем,
кто подешевле, получая головную боль и кучу ненужных приключений.
С дверями была кошмарная ситуация: производитель отказался показывать, везти и ставить их до того, как будет выплачена сумма полностью, а заказчица отказывалась платить за то, чего у нее нет. В итоге двери вызволяли буквально с группой захвата. Мне было очень страшно. Сейчас я стала умнее, стараюсь переключать ответственность на заказчиков, чтобы они сами договаривались о суммах и сроках оплаты, а деньги передавали напрямую, не через мои руки.
Трудно сочетать творческую и коммерческую составляющую работы
дизайнера?
Очень! С трудом переживаю первоначальный торг с клиентом, но и передать этот
процесс никому не могу, потому что в этот момент должна почувствовать и понять
заказчика. Мне вообще кажется, что наша профессия больше из области психологии.
Подать идею гораздо сложнее, чем ее сгенерировать. По сути, мы продаем воздух.
Пусть я гениально сделаю 3D-эскиз или нарисую подробный акварельный рисунок –
заказчик глянет и скажет: «Нет, не то…» И все! Твоя идея насмарку, неделя
работы тоже.
Приходится ежедневно доказывать словами, что ты клиента любишь, понимаешь и
сможешь отразить в интерьере все его лучшие стороны. Только тогда он
откликнется и уже не скажет, не думая: «Нет, не то…» Получается не работа над
проектом, а пьеса «104 страницы про любовь».
Любовь эта взаимна?
Моя первая заказчица была так занята, что не приезжала на объект полгода. Стройку она не переносила, предпочитала смотреть эскизы, чертежи и образцы материалов. И когда, наконец, добралась, мы с прорабом сильно волновались. Вдруг окажется, что все никуда не годится.
Я опоздала на встречу – заказчица была уже там, носилась по дому и с воодушевлением восклицала: «Я так боялась увидеть результат, а здесь все так здорово и все мое!» Потом, правда, пришла в себя и нашла недостатки, которые следовало исправить. Но первая непосредственная реакция была очень приятной. Это лучше, чем любовь.
Каким вы видите идеального клиента и идеальное пространство?
Клиент – тот, кто дал денег и сказал: делай, как считаешь нужным. А пространство… Мне однажды досталось такое: от хороших архитекторов, с высокими потолками и панорамными окнами. Восторг!
Правда, было и отягчающее обстоятельство – весьма регламентированный бюджет. Хозяева – люди творческие, чувствующие так же, как и я, но они считали деньги, а когда считаешь, многое из задуманного остается нереализованным.
Сейчас у меня есть заказчики, которые тоже считают деньги, но, если им
что-то нравится, они готовы на это потратиться, сэкономив на чем-то другом.
Умеют выбирать золотую середину между экономией и широким жестом. Наверное, это
и есть идеальный вариант.
Я люблю работать со старым жильем, но чаще всего это небольшие площади, и не все готовы понять, что дизайн там стоит дороже, чем в новом доме. С другой стороны, те, кто покупает старую квартиру, делают это сознательно, любят и ценят старую архитектуру. Значит, мы с ними на одной волне, это ценные для меня клиенты, которым не надо многое объяснять.
С чем вы не связываетесь ни при каких условиях?
Не беру квартиры с низкими потолками в типовых панельных домах с коридорной системой. Там дизайн будет не во имя, а вопреки.
Как вам кажется, вы уже наработали свои дизайнерские штампы?
Очень интересно по этому поводу читать форум «Квартирного вопроса». Я сделала несколько переделок и знаю, что зрители не любят меня категорически. После второго проекта они яростно, не подбирая выражений, ругали меня за то, что я копирую сама себя и свою квартиру в том числе. Другими словами, обвиняли в очевидном авторском стиле.
А я подумала: так это же хорошо! Да, я люблю большие пространства. Черные
полосы на стенах моей квартиры – квинтэссенция моего
стиля, в котором всегда есть графичность, конструктивизм, игра со светом. Мне
нравятся архитектурные интерьеры, четкие и крупные решения. Не люблю рюшечек и
мелких деталей. В домах, где на каждой полочке стоит штучка, я себя плохо
чувствую.
Однажды после долгого перерыва я оказалась в квартире, интерьер которой
спроектировала. Хозяева обижали ее так, что буквально все пространство было
заставлено какой-то ерундой! Я очень расстроилась. Считаю, что мелочевку нужно
пускать в дом более чем осмысленно.
С тех пор стараюсь больше не попадать в интерьеры, которые сделала, после того, как туда въехали хозяева. Есть такой съемочный эффект: даже если ты идеально расставил предметы, глядя в камеру, ты их сто раз подвинешь, буквально на миллиметр, достигая гармонии. А разрушить ее можно в момент…
Свою квартиру вы держите в идеальном «съемочном»
состоянии?
Нет, я ее постоянно захламляю, но раз в неделю привожу в порядок. Мне кажется,
я изначально создаю такой стиль, у себя дома в первую очередь, который хламом
не убьешь. И лишних бессмысленных вещичек попросту не держу.
Негативные отзывы о ваших переделках в «Квартирном вопросе» вас очень задевают?
Скорее, они поучительны, при этом не меняют моего отношения к работе. Первым проектом «Спортбар» я особенно довольна: в нем была чище дизайнерская мысль, он был меньше ориентирован на общественное мнение. Во втором, скажу честно, я старалась угодить и хозяевам, и зрителям. Сделала его как ответ на претензии, высказанные по отношению к первому. Результат получился комичным: если «Спортбар» ругали и хвалили примерно поровну, то второй проект, «Море, кораллы и роза ветров», ругали почти все. И теперь, когда я работаю над очередным проектом для «Квартирного вопроса, мне абсолютно все равно, что скажут и зрители, и хозяева. Делаю только то, что считаю нужным и правильным. Пусть это кого-то раздражает, кажется нестандартным, не вписывающимся в привычные рамки – это шоу, и мне хочется предложить нечто прогрессивное, пусть даже с элементов провокации.
Поменять сферу деятельности – непростое решение. Как вы к нему
пришли?
Сидела я однажды на полу очень красивого, но недоделанного интерьера и
распаковывала вещи для съемки в глянцевый журнал (чтобы довести его до
ума, сделать «живым», я три дня собирала вещи по магазинам и декорировала
голые, по сути, стены). Мимо меня ходил очень важный архитектор, делая вид, что
я занимаюсь чем-то пустым и зряшным. И вдруг подумалось: «Чего я стараюсь?
Завтра все разберут, отвезут обратно в магазин, а журнал прочтут и
выкинут…»
Зато интерьер, если я его сделаю по-настоящему, не для съемки, останется. Каждое утро люди в нем будут просыпаться и радоваться жизни, как радуюсь я, когда по воскресеньям открываю глаза и не надо никуда бежать. Лежу, смотрю, как солнце скользит по какой-нибудь красивой детали, и говорю себе: как хорошо, что в своей квартире я не схалтурила, сделала все по высшему разряду…
И вот теперь я надеюсь, что мои клиенты тоже находят ежедневные поводы для радости. Хотя все проекты достаются мне тяжело, потому что почти всю работу я делаю сама. Мне трудно угодить. Я все довожу до совершенства – так, как я его понимаю. Хотя у меня есть трое помощников. Одна, профессиональный архитектор, делает чертежи. Вторая, дизайнер, помогает с подбором мебели, текстиля, аксессуаров. Есть еще водитель. Но все происходит под мои неусыпным контролем, и каждый делает только ту часть работы, которую я могу ему доверять. Я отношусь к той категории людей, которые всего добиваются только собственным трудом, затрачивая при этом огромные усилия.
Как-то в бассейне я встретила знакомого, и он мне сказал: «Ой, Маша, от тебя столько брызг!» Боюсь, это практически диагноз. Или, если хотите, стиль жизни.
несколько вопросов к Марии Ватолиной
За воплощением многих ее невероятных проектов наблюдали миллионы телезрителей. Мария Ватолина – одна из любимых экспертов телешоу о ремонте и дизайне ведущих российских каналов.


Она входит в рейтинг лучших дизайнеров России. С 2008 года за ее спиной масса успешных проектов, многие из которых можно было увидеть на отечественном телевидении. Мария Ватолина умеет не только создавать неповторимые, яркие и «живые» интерьеры, но и превращать процесс работы в познавательный и захватывающий перфоманс. Она – не сторонник строгих правил в дизайне: в ее работах гармонично уживаются геометрия конструктивизма, эпатажность ампира, ироничность поп-арта и акцентная графика. О любви к телепроектам, о смелом декоре и перспективах развития дизайна Мария Ватолина поделилась с All4decor.ru.
Вы долгое время занимались постановочными фото для глянца. Провели более 200 концептуальных интерьерных съемок. Есть ли отличия в работе над подстановочной «картинкой» и жилым интерьером?
Отличия значительные. В постановочных фото картинка застывшая, мы воспринимаем ее с наиболее выгодного ракурса, и зачастую поиск правильного масштаба предмета в интерьере достигается путем приближения или удаления предмета по отношению к камере. При создании реального интерьера нужно очень четко чувствовать масштаб предметов, чтобы правильно угадать их пропорции и получить грамотное сочетание объемов архитектуры, крупных и мелких предметов.
Еще одно отличие: стилевой подбор предметов между собой в фотосъемке можно осуществлять непосредственно при постановке съемки, достаточно просто примерять предметы в кадре, оставляя подходящие. При создании настоящего интерьера способ примерки работает только при подборе аксессуаров. Основные предметы приходится выбирать и принимать решение об их покупке дистанционно, и цена ошибки в данном случае очень велика.
Многие известные дизайнеры начинали экспериментировать еще в детстве: переделывали свои детские, перекрашивали стены в гостиной, перекраивали одежду. Были ли у вас подобные опыты?
Я в детстве совершенно не умела рисовать, точнее, даже рисовала гораздо хуже своих сверстников, поэтому меня не учили в художественной школе, не готовили к творческой профессии. Осознанный выбор специальности произошел у меня примерно за год до окончания школы: я решила стать модельером, и желание это было настолько упрямое и целеустремленное, что я буквально днями и ночами начала рисовать и готовиться, заниматься с преподавателями по живописи, графике и рисунку, изучать историю искусств. И я с первого раза поступила в художественный вуз с высоким конкурсным отбором.
Вы провели немало проектов на телевидении, в частности для программы «Квартирный вопрос», «Дачный ответ». Вам приходилось работать практически у всех на виду, раскрывая свои секреты, обучая зрителей тонкостям дизайна. Есть ли в подобной практике особая специфика?
Я очень люблю телевизионные проекты, хотя это – правда, что телевизионные съемки – тяжелый труд, нужно действовать в рамках временных, бюджетных и пространственных ограничений и выжимать максимум зрелищности из каждого проекта. Люблю съемки как раз за возможность не только сделать, но и рассказать, зачем и почему я применяю те или иные приемы.
Мало кто понимает, что создание интерьера – процесс осмысленный и очень трудозатратный. Большинство думает, что достаточно просто выбрать все, что нравится, и получится красиво. Команда телепередач «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» тоже любит меня снимать как раз за то, что я могу не только сделать интересный проект, но и рассказать о нем эмоционально и захватывающе. Поэтому же у моих выпусков высокие рейтинги внутри самих программ, а работы вызывают жаркие споры на форумах телепроектов.
В конце ноября 2014 году ваше имя вошло в число победителей международного конкурса Pinwin в номинации «Лучший интерьер в современном стиле», где вы представили один из лучших своих проектов – интерьер двухуровневого пентхауса. Что вдохновляло вас в работе? Как вы подбирали смелый декор для интерьера?
«Смелый декор» – это мой авторский стиль, в каждом моем проекте я использую «рискованные сочетания». Это будоражит, заставляет поволноваться в процессе реализации проекта и всегда награждает ярким результатом и меня, и заказчиков. Использование крупного и эффектного декора в интерьере – это наследие моего журнального прошлого, искреннее самовыражение в каждом проекте. Pinwin мне очень нравится. Это отличный стартап для молодых дизайнеров. Я всегда наблюдаю за результатами коллег, даже нашла себе благодаря этому конкурсу несколько талантливых сотрудников в команду.
Для новичка в дизайне или любителя довольно сложно определиться со стилем интерьера. Что бы вы им посоветовали?
Очень помогает в профессии «насмотренность». Я бы рекомендовала поездить по миру и определиться со своими вкусовыми приоритетами не по книгам и журналам, а на реальных примерах. А дальше смешивать все, что нравится, не бояться экспериментировать и ошибаться. Опыт ошибок в нашей профессии особенно ценен.
Сотрудничая с телепроектами в области ремонта, вы получили огромный опыт в работе с типовыми российскими квартирами. Каковы основные их проблемы с точки зрения дизайнера?
Маленькая высота потолков, отсутствие возможности двигать перегородки, маленькие кухни и санузлы, устаревшие нормы БТИ.
Иногда заказчики опасаются буйной фантазии дизайнера и выбирают проекты попроще. А что для вас выражение too much? Как этого избежать?
Только наличием вкуса у дизайнера можно решить эту проблему. Too much не стоит переводить буквально – «слишком много». Too much для меня означает – «неправильный, случайный и неосознанный выбор плохо сочетаемых предметов». Конечно, в простом нейтральном стиле неопытному дизайнеру сложнее ошибиться, поэтому для заказчика, выбирающего среди слабых и непрофессиональных дизайнеров, гораздо безопаснее обратиться к специалисту, работающему в нейтральном стиле, чем выбирать НЕпрофессионала с эпатажными приемами в работе.
Но решение напрашивается и другое: заказчику лучше выбирать только опытных и профессиональных дизайнеров, которые одинаково уверенно работают и в нейтральных, и ярких, смелых стилях. Тем более, сейчас уже появилось много достойных и опытных дизайнеров, и цена их метра зачастую не превышает цен неопытных новичков, а разница в качестве результата огромна.
Был ли у вас опыт сотрудничества с известными дизайнерами? С каким из мировых мэтров вы бы хотели поработать в будущем?
К сожалению или к счастью, я никогда ни на кого не работала и являюсь в некотором роде диктатором в профессии. Думаю, это не мой путь – работать с кем-то.
Предсказывать будущее довольно непросто, но мы попробуем. Какие, на ваш взгляд, тренды дизайна будут особенно актуальны через лет 5-10? И что может кардинально поменяться в работе дизайнера?
Я думаю, у профессии дизайнера большое будущее, так как технологии не стоят на месте, и ближайшие 5-10 лет несут нам улучшение качества жизни в связи с развитием техники, энергоэффективности, световых технологий, роботизации и т.д. Все это требует умелого и грамотного проектирования, глубокого изучения предмета. Поэтому успешны и востребованы будут те дизайнеры, кто посвящает много времени и сил изучению глубины предмета, а не внешней стороной дизайна ради красоты.
|
|
|
|
|