Ватолина мария дизайнер – Дом в Подмосковье работы дизайнера Марии Ватолиной: эклектика с азиатскими мотивами | Admagazine

Содержание

Мария Ватолина — ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В МОСКВЕ

Частная квартира 116 кв.м. (Москва) (16 изображений)

 

всего оценок: 56

More information

Частная квартира 258 кв.м. (Москва) (12 изображений)

 

всего оценок: 34

More information

Частная квартира 190 кв.м.(Москва) (14 изображений)

 

всего оценок: 71

More information

Частный дом в коттеджном поселке Летово (Подмосковье). Фото: Дмитрий Лившиц. (16 изображений)

 

всего оценок: 83

More information

Частный дом в Пестово (Подмосковье). Фото: Кирилл Овчинников. (15 изображений)

 

всего оценок: 88

More information

Частный дом в Ватутинках (Подмосковье). Фото: Кирилл Овчинников. (19 изображений)

 

всего оценок: 224

More information

Квартира-студия (Москва). Cъемка для журнала «Интерьер+Дизайн». Фото: Сергей Ананьев. (10 изображений)

 

всего оценок: 153

More information

Декор ресторана ZAFFERANO в торговом центре LOTTE PLAZA (Москва). (13 изображений)

 

всего оценок: 71

More information

Частный дом (Подмосковье) (4 изображения)

 

всего оценок: 86

More information

Частная квартира (Москва) (5 изображений)

две квартиры, ставшие одной • Интерьер+Дизайн

Десять лет назад журнал ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН опубликовал квартиру Марии Ватолиной, тогда — начинающего дизайнера. Это был первый ее интерьер. Не так давно Мария с мужем купили еще одну квартиру, по соседству с первой, и соединили их в одну. О нюансах перепланировки рассказывает автор.

По теме: Мария Ватолина: квартира с дачной верандой

«Первая квартира — это однушка, которую я превратила в студию: перенесла кухню в гостиную, а из кухни устроила спальню. Тот интерьер  был девичий, наивный. У меня был категоричный вкус: я полагала, что всегда буду делать только то, что люблю. Мне нравилось одно, другое, третье — я долго думала о том, как бы в своей квартире всё подружить. Пришла идея с черными полосами на полу и под потолком. Меня долго отговаривали: траурно. Но этот тонкий черный кант всё объединил.

Диван 1950-х из интерьеров гостиницы «Украина» получил новую обивку. Над ним на стене графика Екатерины Рожковой.

В сталинском доме 1953 года я постаралась воссоздать классические полы, лепнину сделала гипсовую, потому что пластиковой здесь быть никак не могло. Радовалась, что нашла старые двери — тогда закрывалась на реконструкцию гостиница Украина, и кое-какие вещи из обстановки,  двери и мебель, я смогла приобрести.

Однокомнатная квартира до объединения. Черный кант — лейтмотив интерьера. Спальня устроена в бывшей кухне. Чтобы добиться эффекта кокона, Мария задрапировала стены. Плюс за тканью прячутся газовая труба, кондиционер, мини-офис, хранится одежда.

Вторую квартиру я оформляла, уже имея за плечами опыт работы с заказчиками. Я рассталась с юношескими иллюзиями, что дизайнер должен делать только то, что нравится. Оказалось, что интерьеры, которые я создавала для других людей, формировали мой вкус, особенно, как ни странно, те проекты, которые давались мне непросто. Новая квартира стала собирательным образом всего того, что я делала на протяжении нескольких лет. Тут такое разностилье! Но мне кажется, что всё удачно сочетается.

Спальня. Кровать изготовлена на заказ. Обивка максимально приближена к оттенку стен. Столик Minotti. Стул 1950-х когда-то стоял в интерьере гостиницы «Украина». Лампа Tom Dixon. Спальня. Кровать изготовлена на заказ. Обивка максимально приближена к оттенку стен. Столик Minotti. Стул 1950-х когда-то стоял в интерьере гостиницы «Украина». Лампа Tom Dixon.

Мне повезло: у меня почти нет несущих стен, окна выходят на две стороны дома, почти нет коридоров. После объединения помещения расположены удобно, квартира логично разделена на две половины. Кухня, гостиная и кабинет образуют гостевую зону, а дальше через маленький коридорчик находятся спальня и детская — приватные комнаты.

«Двухстворчатые двери между гостиной и спальней я повторила на противоположной стене: они точно такого же размера, только новые, и ведут в комнату, которая стала кабинетом. Образуется красивый прострел.»

К счастью, в первой квартире ничего не пришлось перестраивать, только изменили назначение помещений: кухня вернулась на место, гостиная стала полноценной гостиной. За счет того, что нет несущих стен, появилась возможность создать анфиладу.

Мария ВатолинаМария Ватолинадизайн интерьера Мария Ватолина Кабинет. За счет большой глубины наружных стен (80 см) Мария Ватолина создала нишу, в которую встроила письменный стол. Наличники до пола создают эффект французского окна. Кресло-шар дизайна Ээро Аарнио — подлинник 1950-х, купленный в Германии.

Когда люди покупают соседние квартиры, чтобы потом их объединить, часто они не очень понимают, как эти два пространства состыкуются конструктивно. В результате либо возникает длинная узкая кишка, через которую тянется коридор, либо мешает несущая стена, которую приходится обходить зигзагами. Поэтому тем, кто собирается объединять квартиры, я бы советовала для начала показать план БТИ архитектору или дизайнеру.

Мария Ватолина Фото 6. Кабинет. На стене работа Габриэле Торичелли. «Мы за ней ездили в Тоскану, — говорит Мария. — Этот художник (два года назад его не стало) применял краски из натуральных компонентов. Когда светит яркое солнце, мы зашториваем окно.

Первый интерьер был в нежных тонах, и с тех пор я эволюционирую в сторону все более контрастных сочетаний. Особено горжусь красной полоской на синих стенах в кабинете. Считается что красный с синим — примитивное сочетание, подходит разве что для детских комнат, но я нашла такой оттенок синего, на котором красный пронзительно горит. Эту полоску я очень люблю. Она родилась в этой квартире, это ее системообразующий элемент.

Мария Ватолина Кухня. Дизайнер оригинально оформила оконные откосы филенками. Глубокий подоконник — продолжение столешницы. Подсвечник Tom Dixon. Мария Ватолина Кухня (раньше здесь находилась спальня). Мебель изготовлена на заказ. «Мне хотелось создать ощущение, что дверцы шкафчиков — от разных гарнитуров, приобретены на блошиных рынках». Cтул Toledo Wood. Мария Ватолина

Конечно, у объединения много плюсов, и это не только увеличение площади (у нас теперь 105 кв. м). Ты получаешь два независимых стояка. В моем случае они находятся в разных частях квартиры, поэтому мы легко организовали один санузел при спальнях, другой гостевой. В обычных квартирах стояк чаще всего один, и если хочешь сделать две ванные, приходится преодолевать технические сложности».

Мария Ватолина Детская. Стеллаж выполнен по эскизам Марии Ватолиной из кориана. Стул Panton Junior Chair, Vitra — точная копия «взрослой» модели. Мария Ватолина Детская. Стул Tulip, диз. Ээро Сааринен, Knoll. Сиденье-мешок Smartball. Двухэтажная кровать изготовлена по эскизам автора проекта. Мария Ватолина Прихожая. Обои Cole&Son. На стене работа Никиты Деделя. Светильник Marset. Мария Ватолина Мария Ватолина
Ванная комната декорирована старинными ставнями, привезенными из Туниса. Смесители Hansgrohe.

Мария Ватолина. Интервью

Фотосессия для журнала Фотосессия для журнала Фотосессия для журнала Фотосессия для журнала

 

Человек, существующий в таком бешеном темпе, обычно подвержен стрессам. Маша, вам кошмары по ночам не снятся?

 

У меня они наяву, причем каждый день разные! Кошмар декоратора – это когда размеры не сходятся. Ты начертила лестницу, а она не вписывается. Или, например, на днях привела клиентку на склад камня, а она кричит благим матом – все ей не нравится.

Ей камень был не нужен или не нашлось подходящего?

 

Да был ей нужен камень! Но «любовь декоратора» нужна была еще сильнее, а ее-то и не нашлось в тот день в достаточном количестве. Заказчика ведь все время приходится любить. Иногда это непосильно. Если у тебя четыре объекта одновременно и они все разные, то тяжело перестроиться с одной любви на другую.

С каждым из заказчиков я вижусь раз в неделю обязательно, чтобы держать руку на пульсе. Бывает, что две встречи приходятся на один день. Представьте, с утра у тебя клиент, предпочитающий самую консервативную классику, а после обеда надо переключить мозги на творчество авангардного дизайнера Карима Рашида, чью мебель обожает другой клиент. У меня такое переключение идет с большим трудом.

А как вы находите заказчиков? Почему они такие разные?

Иногда я западаю на клиентов, которые говорят красиво. Мне кажется, что направление мыслей и вкусы у нас схожие, поэтому будет легко и интересно работать. Иногда при виде красивого, нестандартного дома я говорю себе: «Ладно, человека как-нибудь переживу». Но почти сразу вижу, что общение будет нелегким. Для дизайнера выбор клиента – такое же сложное дело, как обычному человеку найти «своего» дизайнера. Придется ведь не один месяц вместе провести.

Иногда, если заказчик нравится, то и цену скинешь с радостью, а бывает наоборот. Кому цену задираешь, а перед кем и нос. Заламываешь деньги в надежде, что тот откажется, а если не отказывается, то солидный гонорар становится оправданием перед самой собой, почему я терплю необоснованные придирки и капризы. Хотя первый заказ я, конечно же, с руками оторвала. Он был невыгодным, и я понимала, что за такие деньги работать нельзя, но мне понравились и дом, и девушка-заказчица. Практически весь гонорар ушел на бензин в поездках по магазинам, но это была хорошая школа обучения на собственных ошибках.

Частный дом, Подмосковье, 2008 Гардеробный шкаф-матрешка, 2008 Универсальный модуль для освещения и зонирования INFINITY, 2008

 

А как он к вам пришел, этот первый заказ?

Девушка была знакома со многими журналистами из глянцевых журналов и как-то обмолвилась, что ищет дизайнера, пусть начинающего, но без штампов, со свежим взглядом на интерьер и способного экспериментировать. Понятно, что она хотела и сэкономить таким образом. А я к тому времени уже давно говорила всем, что хочу попробовать себя в дизайне и ищу заказчика.

Вот так мы встретились, понравились друг другу, и в итоге получился красивый проект. Кстати, смелая дизайнерская мысль и неординарные решения проявились в том числе из-за недостатка средств. Все, на что хватало денег, пришлось проектировать самой и заказывать у наших производителей. Хотелось мебель от Gervasoni ставили предметы от Маши Ватолиной. При этом отечественные производители так потрепали мне нервы. То качество не могли обеспечить, то сроки срывали, то в запой уходили.

А каким образом начинающий дизайнер находит отечественных производителей и, что еще важнее, строителей?

Обычно просишь у коллег по цеху посоветовать профессионалов, так постепенно нарабатываются связи и база. Но иногда строителей приводит сам заказчик. На первом объекте так и было – я начала сотрудничать с людьми, которые уже строили там до меня. В тот раз я набила себе все шишки, какие только можно. Ты ищешь качество, заказчик думает о цене в результате идешь к тем, кто подешевле, получая головную боль и кучу ненужных приключений.

С дверями была кошмарная ситуация: производитель отказался показывать, везти и ставить их до того, как будет выплачена сумма полностью, а заказчица отказывалась платить за то, чего у нее нет. В итоге двери вызволяли буквально с группой захвата. Мне было очень страшно. Сейчас я стала умнее, стараюсь переключать ответственность на заказчиков, чтобы они сами договаривались о суммах и сроках оплаты, а деньги передавали напрямую, не через мои руки.

Частный дом в Ватутинках, 2009 Частный дом в Ватутинках, 2009 Частный дом в Ватутинках, 2009 Частный дом в Ватутинках, 2009

 

Трудно сочетать творческую и коммерческую составляющую работы дизайнера?

Очень! С трудом переживаю первоначальный торг с клиентом, но и передать этот процесс никому не могу, потому что в этот момент должна почувствовать и понять заказчика. Мне вообще кажется, что наша профессия больше из области психологии. Подать идею гораздо сложнее, чем ее сгенерировать. По сути, мы продаем воздух. Пусть я гениально сделаю 3D-эскиз или нарисую подробный акварельный рисунок – заказчик глянет и скажет: «Нет, не то…» И все! Твоя идея насмарку, неделя работы тоже.
Приходится ежедневно доказывать словами, что ты клиента любишь, понимаешь и сможешь отразить в интерьере все его лучшие стороны. Только тогда он откликнется и уже не скажет, не думая: «Нет, не то…» Получается не работа над проектом, а пьеса «104 страницы про любовь».

Любовь эта взаимна?

Моя первая заказчица была так занята, что не приезжала на объект полгода. Стройку она не переносила, предпочитала смотреть эскизы, чертежи и образцы материалов. И когда, наконец, добралась, мы с прорабом сильно волновались. Вдруг окажется, что все никуда не годится.

Я опоздала на встречу – заказчица была уже там, носилась по дому и с воодушевлением восклицала: «Я так боялась увидеть результат, а здесь все так здорово и все мое!» Потом, правда, пришла в себя и нашла недостатки, которые следовало исправить. Но первая непосредственная реакция была очень приятной. Это лучше, чем любовь.

Частный дом в Пестово, 2010 Частный дом в Пестово, 2010 Частный дом в Пестово, 2010 Частный дом в Пестово, 2010

 

Каким вы видите идеального клиента и идеальное пространство?

Клиент тот, кто дал денег и сказал: делай, как считаешь нужным. А пространство… Мне однажды досталось такое: от хороших архитекторов, с высокими потолками и панорамными окнами. Восторг!

 

Правда, было и отягчающее обстоятельство весьма регламентированный бюджет. Хозяева люди творческие, чувствующие так же, как и я, но они считали деньги, а когда считаешь, многое из задуманного остается нереализованным.

 

Сейчас у меня есть заказчики, которые тоже считают деньги, но, если им что-то нравится, они готовы на это потратиться, сэкономив на чем-то другом. Умеют выбирать золотую середину между экономией и широким жестом. Наверное, это и есть идеальный вариант.

 

Я люблю работать со старым жильем, но чаще всего это небольшие площади, и не все готовы понять, что дизайн там стоит дороже, чем в новом доме. С другой стороны, те, кто покупает старую квартиру, делают это сознательно, любят и ценят старую архитектуру. Значит, мы с ними на одной волне, это ценные для меня клиенты, которым не надо многое объяснять.

С чем вы не связываетесь ни при каких условиях?

Не беру квартиры с низкими потолками в типовых панельных домах с коридорной системой. Там дизайн будет не во имя, а вопреки.

Как вам кажется, вы уже наработали свои дизайнерские штампы?

Очень интересно по этому поводу читать форум «Квартирного вопроса». Я сделала несколько переделок и знаю, что зрители не любят меня категорически. После второго проекта они яростно, не подбирая выражений, ругали меня за то, что я копирую сама себя и свою квартиру в том числе. Другими словами, обвиняли в очевидном авторском стиле.

 

Частный дом в коттеджном поселке Летово, 2010 Частный дом в коттеджном поселке Летово, 2010 Частный дом в коттеджном поселке Летово, 2010 Частный дом в коттеджном поселке Летово, 2010

 

А я подумала: так это же хорошо! Да, я люблю большие пространства. Черные полосы на стенах моей квартиры квинтэссенция моего стиля, в котором всегда есть графичность, конструктивизм, игра со светом. Мне нравятся архитектурные интерьеры, четкие и крупные решения. Не люблю рюшечек и мелких деталей. В домах, где на каждой полочке стоит штучка, я себя плохо чувствую.
Однажды после долгого перерыва я оказалась в квартире, интерьер которой спроектировала. Хозяева обижали ее так, что буквально все пространство было заставлено какой-то ерундой! Я очень расстроилась. Считаю, что мелочевку нужно пускать в дом более чем осмысленно.

 

С тех пор стараюсь больше не попадать в интерьеры, которые сделала, после того, как туда въехали хозяева. Есть такой съемочный эффект: даже если ты идеально расставил предметы, глядя в камеру, ты их сто раз подвинешь, буквально на миллиметр, достигая гармонии. А разрушить ее можно в момент…

Свою квартиру вы держите в идеальном «съемочном» состоянии?

Нет, я ее постоянно захламляю, но раз в неделю привожу в порядок. Мне кажется, я изначально создаю такой стиль, у себя дома в первую очередь, который хламом не убьешь. И лишних бессмысленных вещичек попросту не держу.

Негативные отзывы о ваших переделках в «Квартирном вопросе» вас очень задевают?

Скорее, они поучительны, при этом не меняют моего отношения к работе. Первым проектом «Спортбар» я особенно довольна: в нем была чище дизайнерская мысль, он был меньше ориентирован на общественное мнение. Во втором, скажу честно, я старалась угодить и хозяевам, и зрителям. Сделала его как ответ на претензии, высказанные по отношению к первому. Результат получился комичным: если «Спортбар» ругали и хвалили примерно поровну, то второй проект, «Море, кораллы и роза ветров», ругали почти все. И теперь, когда я работаю над очередным проектом для «Квартирного вопроса, мне абсолютно все равно, что скажут и зрители, и хозяева. Делаю только то, что считаю нужным и правильным. Пусть это кого-то раздражает, кажется нестандартным, не вписывающимся в привычные рамки – это шоу, и мне хочется предложить нечто прогрессивное, пусть даже с элементов провокации.

Частная квартира в Москве, 2011 Частная квартира в Москве, 2011 Частная квартира в Москве, 2011 Частная квартира в Москве, 2011

 

Поменять сферу деятельности – непростое решение. Как вы к нему пришли?

Сидела я однажды на полу очень красивого, но недоделанного интерьера и распаковывала вещи для съемки в глянцевый журнал (чтобы довести его до ума, сделать «живым», я три дня собирала вещи по магазинам и декорировала голые, по сути, стены). Мимо меня ходил очень важный архитектор, делая вид, что я занимаюсь чем-то пустым и зряшным. И вдруг подумалось: «Чего я стараюсь? Завтра все разберут, отвезут обратно в магазин, а журнал прочтут и выкинут…»

 

Зато интерьер, если я его сделаю по-настоящему, не для съемки, останется. Каждое утро люди в нем будут просыпаться и радоваться жизни, как радуюсь я, когда по воскресеньям открываю глаза и не надо никуда бежать. Лежу, смотрю, как солнце скользит по какой-нибудь красивой детали, и говорю себе: как хорошо, что в своей квартире я не схалтурила, сделала все по высшему разряду…

 

И вот теперь я надеюсь, что мои клиенты тоже находят ежедневные поводы для радости. Хотя все проекты достаются мне тяжело, потому что почти всю работу я делаю сама. Мне трудно угодить. Я все довожу до совершенства так, как я его понимаю. Хотя у меня есть трое помощников. Одна, профессиональный архитектор, делает чертежи. Вторая, дизайнер, помогает с подбором мебели, текстиля, аксессуаров. Есть еще водитель. Но все происходит под мои неусыпным контролем, и каждый делает только ту часть работы, которую я могу ему доверять. Я отношусь к той категории людей, которые всего добиваются только собственным трудом, затрачивая при этом огромные усилия.

 

Как-то в бассейне я встретила знакомого, и он мне сказал: «Ой, Маша, от тебя столько брызг!» Боюсь, это практически диагноз. Или, если хотите, стиль жизни.

Мария Ватолина — ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН

Универсальный шкаф с различными вариантами внутреннего функционального наполнения (шкаф-гардероб, шкаф – витрина, шкаф-бар). Размер: 1800 х 800 х 800 мм. Материал: клееная фанера, лак. Внутренняя отделка – ручная роспись. (2 изображения)

 

всего оценок: 80

Where to buy
More information

Модульная ширма для разграничения пространства. Размеры модуля 250 х 250 мм. Количество модулей не ограниченно. Материал – цветной ПВХ, возможны различные варианты цветового решения (все цвета RAL). (1 изображение)

 

всего оценок: 39

Where to buy
More information

Универсальный модуль для освещения и зонирования пространства. Размеры 1200 х 500 мм. Материал: электрический провод (цвета красный и оранжевый), фиксаторы для проводов, лампа. (2 изображения)

 

всего оценок: 54

Where to buy
More information

Аудиосистема из двух колонок для подключения к компьютеру. Размер: 350 х 150 мм Материал: массив сосны. (1 изображение)

 

всего оценок: 32

Where to buy
More information

Зеркало для прихожей, свободное поле для записей можно заполнять черным фломастером.. Размер: 1000 х 700 мм. Материал: Зеркало, эмаль. (1 изображение)

 

всего оценок: 27

Where to buy
More information

Античные гипсовые бюсты и традиционная классическая лепнина с «нетрадиционным» макияжем в стилистике Pop Art. Материал: гипс, акрил, эмаль. (3 изображения)

 

всего оценок: 45

Where to buy
More information

Мария Ватолина. Интервью

 

Человек, существующий в таком бешеном темпе, обычно подвержен стрессам. Маша, вам кошмары по ночам не снятся?

 

У меня они наяву, причем каждый день разные! Кошмар декоратора – это когда размеры не сходятся. Ты начертила лестницу, а она не вписывается. Или, например, на днях привела клиентку на склад камня, а она кричит благим матом – все ей не нравится.

Ей камень был не нужен или не нашлось подходящего?

 

Да был ей нужен камень! Но «любовь декоратора» нужна была еще сильнее, а ее-то и не нашлось в тот день в достаточном количестве. Заказчика ведь все время приходится любить. Иногда это непосильно. Если у тебя четыре объекта одновременно и они все разные, то тяжело перестроиться с одной любви на другую.

С каждым из заказчиков я вижусь раз в неделю обязательно, чтобы держать руку на пульсе. Бывает, что две встречи приходятся на один день. Представьте, с утра у тебя клиент, предпочитающий самую консервативную классику, а после обеда надо переключить мозги на творчество авангардного дизайнера Карима Рашида, чью мебель обожает другой клиент. У меня такое переключение идет с большим трудом.

А как вы находите заказчиков? Почему они такие разные?

Иногда я западаю на клиентов, которые говорят красиво. Мне кажется, что направление мыслей и вкусы у нас схожие, поэтому будет легко и интересно работать. Иногда при виде красивого, нестандартного дома я говорю себе: «Ладно, человека как-нибудь переживу». Но почти сразу вижу, что общение будет нелегким. Для дизайнера выбор клиента – такое же сложное дело, как обычному человеку найти «своего» дизайнера. Придется ведь не один месяц вместе провести.

Иногда, если заказчик нравится, то и цену скинешь с радостью, а бывает наоборот. Кому цену задираешь, а перед кем и нос. Заламываешь деньги в надежде, что тот откажется, а если не отказывается, то солидный гонорар становится оправданием перед самой собой, почему я терплю необоснованные придирки и капризы. Хотя первый заказ я, конечно же, с руками оторвала. Он был невыгодным, и я понимала, что за такие деньги работать нельзя, но мне понравились и дом, и девушка-заказчица. Практически весь гонорар ушел на бензин в поездках по магазинам, но это была хорошая школа обучения на собственных ошибках.

 

А как он к вам пришел, этот первый заказ?

Девушка была знакома со многими журналистами из глянцевых журналов и как-то обмолвилась, что ищет дизайнера, пусть начинающего, но без штампов, со свежим взглядом на интерьер и способного экспериментировать. Понятно, что она хотела и сэкономить таким образом. А я к тому времени уже давно говорила всем, что хочу попробовать себя в дизайне и ищу заказчика.

Вот так мы встретились, понравились друг другу, и в итоге получился красивый проект. Кстати, смелая дизайнерская мысль и неординарные решения проявились в том числе из-за недостатка средств. Все, на что хватало денег, пришлось проектировать самой и заказывать у наших производителей. Хотелось мебель от Gervasoni ставили предметы от Маши Ватолиной. При этом отечественные производители так потрепали мне нервы. То качество не могли обеспечить, то сроки срывали, то в запой уходили.

А каким образом начинающий дизайнер находит отечественных производителей и, что еще важнее, строителей?

Обычно просишь у коллег по цеху посоветовать профессионалов, так постепенно нарабатываются связи и база. Но иногда строителей приводит сам заказчик. На первом объекте так и было – я начала сотрудничать с людьми, которые уже строили там до меня. В тот раз я набила себе все шишки, какие только можно. Ты ищешь качество, заказчик думает о цене в результате идешь к тем, кто подешевле, получая головную боль и кучу ненужных приключений.

С дверями была кошмарная ситуация: производитель отказался показывать, везти и ставить их до того, как будет выплачена сумма полностью, а заказчица отказывалась платить за то, чего у нее нет. В итоге двери вызволяли буквально с группой захвата. Мне было очень страшно. Сейчас я стала умнее, стараюсь переключать ответственность на заказчиков, чтобы они сами договаривались о суммах и сроках оплаты, а деньги передавали напрямую, не через мои руки.

 

Трудно сочетать творческую и коммерческую составляющую работы дизайнера?

Очень! С трудом переживаю первоначальный торг с клиентом, но и передать этот процесс никому не могу, потому что в этот момент должна почувствовать и понять заказчика. Мне вообще кажется, что наша профессия больше из области психологии. Подать идею гораздо сложнее, чем ее сгенерировать. По сути, мы продаем воздух. Пусть я гениально сделаю 3D-эскиз или нарисую подробный акварельный рисунок – заказчик глянет и скажет: «Нет, не то…» И все! Твоя идея насмарку, неделя работы тоже.
Приходится ежедневно доказывать словами, что ты клиента любишь, понимаешь и сможешь отразить в интерьере все его лучшие стороны. Только тогда он откликнется и уже не скажет, не думая: «Нет, не то…» Получается не работа над проектом, а пьеса «104 страницы про любовь».

Любовь эта взаимна?

Моя первая заказчица была так занята, что не приезжала на объект полгода. Стройку она не переносила, предпочитала смотреть эскизы, чертежи и образцы материалов. И когда, наконец, добралась, мы с прорабом сильно волновались. Вдруг окажется, что все никуда не годится.

Я опоздала на встречу – заказчица была уже там, носилась по дому и с воодушевлением восклицала: «Я так боялась увидеть результат, а здесь все так здорово и все мое!» Потом, правда, пришла в себя и нашла недостатки, которые следовало исправить. Но первая непосредственная реакция была очень приятной. Это лучше, чем любовь.

 

Каким вы видите идеального клиента и идеальное пространство?

Клиент тот, кто дал денег и сказал: делай, как считаешь нужным. А пространство… Мне однажды досталось такое: от хороших архитекторов, с высокими потолками и панорамными окнами. Восторг!

 

Правда, было и отягчающее обстоятельство весьма регламентированный бюджет. Хозяева люди творческие, чувствующие так же, как и я, но они считали деньги, а когда считаешь, многое из задуманного остается нереализованным.

 

Сейчас у меня есть заказчики, которые тоже считают деньги, но, если им что-то нравится, они готовы на это потратиться, сэкономив на чем-то другом. Умеют выбирать золотую середину между экономией и широким жестом. Наверное, это и есть идеальный вариант.

 

Я люблю работать со старым жильем, но чаще всего это небольшие площади, и не все готовы понять, что дизайн там стоит дороже, чем в новом доме. С другой стороны, те, кто покупает старую квартиру, делают это сознательно, любят и ценят старую архитектуру. Значит, мы с ними на одной волне, это ценные для меня клиенты, которым не надо многое объяснять.

С чем вы не связываетесь ни при каких условиях?

Не беру квартиры с низкими потолками в типовых панельных домах с коридорной системой. Там дизайн будет не во имя, а вопреки.

Как вам кажется, вы уже наработали свои дизайнерские штампы?

Очень интересно по этому поводу читать форум «Квартирного вопроса». Я сделала несколько переделок и знаю, что зрители не любят меня категорически. После второго проекта они яростно, не подбирая выражений, ругали меня за то, что я копирую сама себя и свою квартиру в том числе. Другими словами, обвиняли в очевидном авторском стиле.

 

 

А я подумала: так это же хорошо! Да, я люблю большие пространства. Черные полосы на стенах моей квартиры квинтэссенция моего стиля, в котором всегда есть графичность, конструктивизм, игра со светом. Мне нравятся архитектурные интерьеры, четкие и крупные решения. Не люблю рюшечек и мелких деталей. В домах, где на каждой полочке стоит штучка, я себя плохо чувствую.
Однажды после долгого перерыва я оказалась в квартире, интерьер которой спроектировала. Хозяева обижали ее так, что буквально все пространство было заставлено какой-то ерундой! Я очень расстроилась. Считаю, что мелочевку нужно пускать в дом более чем осмысленно.

 

С тех пор стараюсь больше не попадать в интерьеры, которые сделала, после того, как туда въехали хозяева. Есть такой съемочный эффект: даже если ты идеально расставил предметы, глядя в камеру, ты их сто раз подвинешь, буквально на миллиметр, достигая гармонии. А разрушить ее можно в момент…

Свою квартиру вы держите в идеальном «съемочном» состоянии?

Нет, я ее постоянно захламляю, но раз в неделю привожу в порядок. Мне кажется, я изначально создаю такой стиль, у себя дома в первую очередь, который хламом не убьешь. И лишних бессмысленных вещичек попросту не держу.

Негативные отзывы о ваших переделках в «Квартирном вопросе» вас очень задевают?

Скорее, они поучительны, при этом не меняют моего отношения к работе. Первым проектом «Спортбар» я особенно довольна: в нем была чище дизайнерская мысль, он был меньше ориентирован на общественное мнение. Во втором, скажу честно, я старалась угодить и хозяевам, и зрителям. Сделала его как ответ на претензии, высказанные по отношению к первому. Результат получился комичным: если «Спортбар» ругали и хвалили примерно поровну, то второй проект, «Море, кораллы и роза ветров», ругали почти все. И теперь, когда я работаю над очередным проектом для «Квартирного вопроса, мне абсолютно все равно, что скажут и зрители, и хозяева. Делаю только то, что считаю нужным и правильным. Пусть это кого-то раздражает, кажется нестандартным, не вписывающимся в привычные рамки – это шоу, и мне хочется предложить нечто прогрессивное, пусть даже с элементов провокации.

 

Поменять сферу деятельности – непростое решение. Как вы к нему пришли?

Сидела я однажды на полу очень красивого, но недоделанного интерьера и распаковывала вещи для съемки в глянцевый журнал (чтобы довести его до ума, сделать «живым», я три дня собирала вещи по магазинам и декорировала голые, по сути, стены). Мимо меня ходил очень важный архитектор, делая вид, что я занимаюсь чем-то пустым и зряшным. И вдруг подумалось: «Чего я стараюсь? Завтра все разберут, отвезут обратно в магазин, а журнал прочтут и выкинут…»

 

Зато интерьер, если я его сделаю по-настоящему, не для съемки, останется. Каждое утро люди в нем будут просыпаться и радоваться жизни, как радуюсь я, когда по воскресеньям открываю глаза и не надо никуда бежать. Лежу, смотрю, как солнце скользит по какой-нибудь красивой детали, и говорю себе: как хорошо, что в своей квартире я не схалтурила, сделала все по высшему разряду…

 

И вот теперь я надеюсь, что мои клиенты тоже находят ежедневные поводы для радости. Хотя все проекты достаются мне тяжело, потому что почти всю работу я делаю сама. Мне трудно угодить. Я все довожу до совершенства так, как я его понимаю. Хотя у меня есть трое помощников. Одна, профессиональный архитектор, делает чертежи. Вторая, дизайнер, помогает с подбором мебели, текстиля, аксессуаров. Есть еще водитель. Но все происходит под мои неусыпным контролем, и каждый делает только ту часть работы, которую я могу ему доверять. Я отношусь к той категории людей, которые всего добиваются только собственным трудом, затрачивая при этом огромные усилия.

 

Как-то в бассейне я встретила знакомого, и он мне сказал: «Ой, Маша, от тебя столько брызг!» Боюсь, это практически диагноз. Или, если хотите, стиль жизни.

несколько вопросов к Марии Ватолиной

За воплощением многих ее невероятных проектов наблюдали миллионы телезрителей. Мария Ватолина – одна из любимых экспертов телешоу о ремонте и дизайне ведущих российских каналов.

Она входит в рейтинг лучших дизайнеров России. С 2008 года за ее спиной масса успешных проектов, многие из которых можно было увидеть на отечественном телевидении. Мария Ватолина умеет не только создавать неповторимые, яркие и «живые» интерьеры, но и превращать процесс работы в познавательный и захватывающий перфоманс. Она – не сторонник строгих правил в дизайне: в ее работах гармонично уживаются геометрия конструктивизма, эпатажность ампира, ироничность поп-арта и акцентная графика. О любви к телепроектам, о смелом декоре и перспективах развития дизайна Мария Ватолина поделилась с All4decor.ru.

Вы долгое время занимались постановочными фото для глянца. Провели более 200 концептуальных интерьерных съемок. Есть ли отличия в работе над подстановочной «картинкой» и жилым интерьером?

Отличия значительные. В постановочных фото картинка застывшая, мы воспринимаем ее с наиболее выгодного ракурса, и зачастую поиск правильного масштаба предмета в интерьере достигается путем приближения или удаления предмета по отношению к камере. При создании реального интерьера нужно очень четко чувствовать масштаб предметов, чтобы правильно угадать их пропорции и получить грамотное сочетание объемов архитектуры, крупных и мелких предметов.

 

Еще одно отличие: стилевой подбор предметов между собой в фотосъемке можно осуществлять непосредственно при постановке съемки, достаточно просто примерять предметы в кадре, оставляя подходящие. При создании настоящего интерьера способ примерки работает только при подборе аксессуаров. Основные предметы приходится выбирать и принимать решение об их покупке дистанционно, и цена ошибки в данном случае очень велика.

Дизайн гостинойДизайн гостиной

 

Многие известные дизайнеры начинали экспериментировать еще в детстве: переделывали свои детские, перекрашивали стены в гостиной, перекраивали одежду. Были ли у вас подобные опыты?

 

Я в детстве совершенно не умела рисовать, точнее, даже рисовала гораздо хуже своих сверстников, поэтому меня не учили в художественной школе, не готовили к творческой профессии. Осознанный выбор специальности произошел у меня примерно за год до окончания школы: я решила стать модельером, и желание это было настолько упрямое и целеустремленное, что я буквально днями и ночами начала рисовать и готовиться, заниматься с преподавателями по живописи, графике и рисунку, изучать историю искусств. И я с первого раза поступила в художественный вуз с высоким конкурсным отбором.

Гостиная в светлых тонахГостиная в светлых тонах

 

Вы провели немало проектов на телевидении, в частности для программы «Квартирный вопрос», «Дачный ответ». Вам приходилось работать практически у всех на виду, раскрывая свои секреты, обучая зрителей тонкостям дизайна. Есть ли в подобной практике особая специфика?

 

Я очень люблю телевизионные проекты, хотя это – правда, что телевизионные съемки – тяжелый труд, нужно действовать в рамках временных, бюджетных и пространственных ограничений и выжимать максимум зрелищности из каждого проекта. Люблю съемки как раз за возможность не только сделать, но и рассказать, зачем и почему я применяю те или иные приемы.

 

Мало кто понимает, что создание интерьера – процесс осмысленный и очень трудозатратный. Большинство думает, что достаточно просто выбрать все, что нравится, и получится красиво. Команда телепередач «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» тоже любит меня снимать как раз за то, что я могу не только сделать интересный проект, но и рассказать о нем эмоционально и захватывающе. Поэтому же у моих выпусков высокие рейтинги внутри самих программ, а работы вызывают жаркие споры на форумах телепроектов.

 

Камин в центре гостинойКамин в центре гостиной

В конце ноября 2014 году ваше имя вошло в число победителей международного конкурса Pinwin в номинации «Лучший интерьер в современном стиле», где вы представили один из лучших своих проектов – интерьер двухуровневого пентхауса. Что вдохновляло вас в работе? Как вы подбирали смелый декор для интерьера?

 

«Смелый декор» – это мой авторский стиль, в каждом моем проекте я использую «рискованные сочетания». Это будоражит, заставляет поволноваться в процессе реализации проекта и всегда награждает ярким результатом и меня, и заказчиков. Использование крупного и эффектного декора в интерьере – это наследие моего журнального прошлого, искреннее самовыражение в каждом проекте. Pinwin мне очень нравится. Это отличный стартап для молодых дизайнеров. Я всегда наблюдаю за результатами коллег, даже нашла себе благодаря этому конкурсу несколько талантливых сотрудников в команду.

 

Интерьер с каминомИнтерьер с камином

Для новичка в дизайне или любителя довольно сложно определиться со стилем интерьера. Что бы вы им посоветовали?

 

Очень помогает в профессии «насмотренность». Я бы рекомендовала поездить по миру и определиться со своими вкусовыми приоритетами не по книгам и журналам, а на реальных примерах. А дальше смешивать все, что нравится, не бояться экспериментировать и ошибаться. Опыт ошибок в нашей профессии особенно ценен.

 

Сотрудничая с телепроектами в области ремонта, вы получили огромный опыт в работе с типовыми российскими квартирами. Каковы основные их проблемы с точки зрения дизайнера?

 

Маленькая высота потолков, отсутствие возможности двигать перегородки, маленькие кухни и санузлы, устаревшие нормы БТИ.

Спальня с вентиляторомСпальня с вентилятором

Иногда заказчики опасаются буйной фантазии дизайнера и выбирают проекты попроще. А что для вас выражение too much? Как этого избежать?

 

Только наличием вкуса у дизайнера можно решить эту проблему. Too much не стоит переводить буквально – «слишком много». Too much для меня означает – «неправильный, случайный и неосознанный выбор плохо сочетаемых предметов». Конечно, в простом нейтральном стиле неопытному дизайнеру сложнее ошибиться, поэтому для заказчика, выбирающего среди слабых и непрофессиональных дизайнеров, гораздо безопаснее обратиться к специалисту, работающему в нейтральном стиле, чем выбирать НЕпрофессионала с эпатажными приемами в работе.

 

Но решение напрашивается и другое: заказчику лучше выбирать только опытных и профессиональных дизайнеров, которые одинаково уверенно работают и в нейтральных, и ярких, смелых стилях. Тем более, сейчас уже появилось много достойных и опытных дизайнеров, и цена их метра зачастую не превышает цен неопытных новичков, а разница в качестве результата огромна.

Гостиная с черной люстройГостиная с черной люстрой

Был ли у вас опыт сотрудничества с известными дизайнерами? С каким из мировых мэтров вы бы хотели поработать в будущем?

 

К сожалению или к счастью, я никогда ни на кого не работала и являюсь в некотором роде диктатором в профессии. Думаю, это не мой путь – работать с кем-то.

Прихожая в красном цветеПрихожая в красном цвете

Предсказывать будущее довольно непросто, но мы попробуем. Какие, на ваш взгляд, тренды дизайна будут особенно актуальны через лет 5-10? И что может кардинально поменяться в работе дизайнера?

 

Я думаю, у профессии дизайнера большое будущее, так как технологии не стоят на месте, и ближайшие 5-10 лет несут нам улучшение качества жизни в связи с развитием техники, энергоэффективности, световых технологий, роботизации и т.д. Все это требует умелого и грамотного проектирования, глубокого изучения предмета. Поэтому успешны и востребованы будут те дизайнеры, кто посвящает много времени и сил изучению глубины предмета, а не внешней стороной дизайна ради красоты.

Мария Ватолина — КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС НА НТВ

Смешать, но не взбалтывать! Проект для программы «Дачный ответ» на НТВ 29.01.12 (18 изображений)

 

всего оценок: 21

More information

Сказочный домик в волшебном лесу. Проект для программы «Квартирный вопрос» на НТВ 6.02.10. (8 изображений)

 

всего оценок: 31

More information

Кухня с водопадом. Проект для программы «Квартирный вопрос» на НТВ 20.06.09. (9 изображений)

 

всего оценок: 60

More information

Море, кораллы и роза ветров (гостиная). Проект для программы «Квартирный вопрос» на НТВ 31.01.09. (10 изображений)

 

всего оценок: 30

More information

Спорт-бар (гостиная+лоджия). Проект для программы «Квартирный вопрос» на НТВ 25.10.08. (10 изображений)

 

всего оценок: 28

More information